Заседание Президиума «мапрял»




НазваниеЗаседание Президиума «мапрял»
страница1/9
Дата публикации22.02.2013
Размер1.13 Mb.
ТипЗаседание
skachate.ru > Культура > Заседание
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


ВЕСТНИК МАПРЯЛ №72
ОГЛАВЛЕНИЕ

ХРОНИКА МАПРЯЛ

Научно-практическая сессия «МАПРЯЛ – Русскому миру». Итоговое сообщение……………………………………………………………………………………...2

Заседание Президиума «МАПРЯЛ» 12 октября 2012 г. Санкт-Петербург,Россия…………………………………………………………………………….3
ИНФОРМАЦИЯ ЮНЕСКО……………………………………………………………………4
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ. ЮБИЛЕИ. ГОДОВЩИНЫ

- Филиппов В.В. «Художник народного русского слова». К 80-летию со дня рождения В.И.Белова……………………………………………………………………...11

- Гордиенко Т.В. «Чистейший прелести чистейший образец». К 200-летию Н.Н. Гончаровой…………………………………………………………………………………...12
^ В КОПИЛКУ СТРАНОВЕДА

- Борисенко В.И. «День народного единства»……………………………………….15
В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

- Шляхов В.И. (Москва), Паремузашвили Э.Э. (Москва). Намеки как фигуры косвенной речи……………………………………………………………………………...17
^ ПРОБЛЕМЫ, ПРОБЛЕМЫ, ПРОБЛЕМЫ

- Кудинова Е.В. (Москва). Прецедентные визуальные феномены и их использование в обучении русскому языку как иностранному………………..31
^ В МИРЕ НАУКИ. ЧТО? ГДЕ? КОГДА?

- Итоги Международной научно-практической конференции «Славянское культурное пространство»………………………………………………………………37
^ ПАМЯТИ КОЛЛЕГИ

- Ушел из жизни профессор Д.И. Изаренков…………………………………………40
ОТЗЫВЫ. РЕЦЕНЗИИ. КОММЕНТАРИИ………………………………………………..41

РОССИЯ СЕГОДНЯ. ЦИФРЫ И ФАКТЫ………………………………………………..43

НОВОСТИ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ…………………………………………………...47

НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ………………………………………………………………………54

ВОКРУГ КНИГИ……………………………………………………………………………….58

КАЛЕЙДОСКОП………………………………………………………………………………60

^ ХРОНИКА МАПРЯЛ


Научно-практическая сессия «МАПРЯЛ – Русскому миру»

Итоговое сообщение
В сентябре – октябре 2012 года Международное некоммерческое партнерство преподавателей русского языка и литературы «МАПРЯЛ» при поддержке Фонда «Русский мир» осуществило проект Научно-практическая сессия «МАПРЯЛ – русскому миру».

Основной целью Сессии было изучение профессиональных потребностей зарубежных русистов, оказание им консультационной помощи, активизация деятельности специалистов в области изучения, преподавания и распространения русского языка, литературы и культуры в зарубежных странах.

В рамках проекта был организован комплекс выездных мероприятий культурно-просветительского, образовательного и научно-методического характера в четырех странах мира: в Бельгии, Испании, Киргизии и Китае – при организационном содействии представительств Россотрудничества и национальных объединений русистов. В рамках Сессии в каждой стране были проведены мастер-классы, лекции, практические занятия, круглые столы и книжные выставки, встречи с представителями национальных ассоциаций русистов и широкой филологической общественности.

19-21 сентября 2012 на базе Санкт-Петербургского государственного университета прошел научно-практический семинар для русистов из Германии.

11-12 октября 2012 года в Санкт-Петербурге состоялось заключительное, итоговое мероприятие Сессии – Форум «МАПРЯЛ – Русскому миру». В работе Форума приняли участие 57 специалистов в области русского языка, литературы и культуры из 40 стран мира.

Программой Форума был предусмотрен комплекс мероприятий. В их числе - круглый стол «Актуальные проблемы в изучении и преподавании русского языка как иностранного в мире», ведущими которого стали Людмила Алексеевна Вербицкая - президент МАПРЯЛ, президент СПбГУ, председатель Попечительского совета Фонда «Русский мир» и Евгений Ефимович Юрков - генеральный секретарь МАПРЯЛ, директор Института русского языка и культуры Филологического факультета СПбГУ, член Попечительского совета Фонда «Русский мир».

На методическом семинаре «Учебники русского языка нового поколения и специфика работы с ними» выступили: И.А. Гончар – доцент кафедры русского языка как иностранного и методики его преподавания филологического факультета СПбГУ с сообщением «Методическая концепция учебного комплекса по РКИ для элементарного, базового и I уровней»; О.В. Хорохордина – доцент кафедры русского языка как иностранного и методики его преподавания филологического факультета СПбГУ: «Специфика обучения коммуникативной грамматике»; И.М. Вознесенская – доцент кафедры русского языка как иностранного и методики его преподавания филологического факультета СПбГУ: «Характеристика текстов для обучения устной речи (B-2, C-1).

В рамках методического семинара «Новые технологии в преподавании русского языка как иностранного» прозвучали выступления: Н.А. Буре – доцента кафедры русского языка для гуманитарных и естественных факультетов СПбГУ: «Электронные образовательные продукты на занятиях по русскому языку в иностранной аудитории»; Л. Шипелевич – профессора, заведующей кафедрой "Языковой коммуникации" Института русистики Варшавского университета: «Интернет на уроках русского языка в школе. Обучение говорению по видеоклипам из Интернета»; О.А. Великосельского – заместителя директора секретариата МАПРЯЛ, старшего научного сотрудника научно-методического отдела Института русского языка и культуры СПбГУ: «Дистанционное электронное тестирование по РКИ для иностранных граждан: принципы работы и перспективы».

Также прошла рабочая встреча, в ходе которой обсуждались вопросы сотрудничества между МАПРЯЛ, национальными профессиональными объединениями русистов, специализированными отделениями вузов, государственными и общественными структурами, работающими в сфере русского языка и культуры.

Кроме того, для участников Форума было организовано посещение открытых аспектных уроков практического русского языка в группах иностранных учащихся в Институте русского языка и культуры Санкт-Петербургского государственного университета, после чего состоялась встреча с педагогическим коллективом Института для обмена методическим опытом.

Все, кто принимал участие в работе мероприятий Сессии, отметили актуальность и своевременность поставленных задач, в ходе дискуссий, развернувшихся между участниками, были намечены пути их решения.

^ Заседание Президиума «МАПРЯЛ»

12 октября 2012 г.

Санкт-Петербург, Россия


Н.В. Брунова

Ст. референт секретариата «МАПРЯЛ»

Санкт-Петербург, Россия
12 октября 2012 г. в Санкт-Петербурге состоялось очередное заседание Президиума «МАПРЯЛ». Первым вопросом в повестке дня заседания стоял вопрос о подготовке к XIII Конгрессу МАПРЯЛ. С сообщениями о том, как ведется подготовка Конгресса и что планируется сделать в ближайшее время, выступили вице-президент МАПРЯЛ Р.Гусман и генеральный секретарь МАПРЯЛ Е.Е. Юрков.

На заседании, традиционно рассматривались заявления претендентов на членство в «МАПРЯЛ» и, в результате голосования, в коллективные члены были приняты:

- Вильнюсская ассоциация учителей русских школ (Вильнюс, Литва);

- Индивидуальное частное предприятие по обучению языку и коммуникации - студия русского языка „STIL“ (Сплит, Хорватия).

Индивидуальным членом МАПРЯЛ стала Наталия Виейра (Лиссабон, Португалия).

Было также принято решение наградить медалью А.С. Пушкина Дубичинского Владимира Владимировича (Харьков, Украина).

^ ИНФОРМАЦИЯ ЮНЕСКО


Окончание 36-й сессии Комитета Всемирного наследия омрачено беспокойством о судьбе объектов наследия Мали
6 июля Комитет Всемирного наследия завершил работу 36-ой сессии, проходившей в течение двух недель под председательством Элеоноры Митрофановой, посла и постоянного представителя Российской Федерации при ЮНЕСКО.

В этом году, когда Конвенции об охране Всемирного культурного и природного наследия исполняется 40 лет, Список Всемирного наследия ЮНЕСКО пополнился 26 новыми объектами.

В их число вошли 5 природных, 20 культурных и один смешанный природно-культурный объект. На сегодняшний день список Всемирного наследия насчитывает 962 объекта из 157 стран. Объекты из Чада, Конго, Палау и Палестины были внесены в Список впервые.

В ходе сессии Комитет признал успешными меры по сохранению двух объектов, исключив из Списка Всемирного наследия под угрозой Форт и сады Шалимар в городе Лахор (Пакистан) и Рисовые террасы в филиппинских Кордильерах (Филиппины).

В то же время Комитет, обеспокоенный состоянием пяти других объектов, включил в Список Всемирного наследия под угрозой город Тимбукту и гробницу Аскиа (Мали), Базилику Рождества Христова и тропы паломников в Вифлееме (Палестина), Фортификационные сооружения на атлантическом побережье Панамы – Портобело Сан Лоренцо (Панама) и Ливерпуль – город мореходов и торговцев (Великобритания).

Комитет, состоящий из представителей 21 государства, выразил особую озабоченность судьбой города Тимбукту. В дни работы сессии вооруженные группы захватили этот объект Всемирного наследия и разрушили священные гробницы. Комитет резко осудил разрушения в Тимбукту и принял решение о мерах по восстановлению объекта, как только оно станет возможно.

Следующая сессия Комитета пройдет с 17 по 27 июня 2013 года в городе Пномпень, Камбоджа.
«Ленские столбы» в числе Всемирного наследия ЮНЕСКО
Комитет Всемирного наследия принял решение включить природный парк «Ленские столбы» в Список Всемирного наследия.

Природный парк «Ленские столбы» образуют редкой красоты скальные образования, которые достигают в высоту около 100 метров и располагаются вдоль берега реки Лена в центральной части республики Саха (Якутия). Они возникли в резко континентальном климате с разницей в годовой температуре до 100 градусов по Цельсию (от -60°C зимой до +40°C летом). Столбы отделены друг от друга глубокими и крутыми оврагами, частично заполненными заиндевевшими обломками горной породы. Проникновение воды с поверхности ускоряло процесс промерзания и способствовало морозному выветриванию. Это вело к углублению оврагов между столбами и их рассредоточению. Близость реки и её течение являются для столбов опасными факторами. На территории объекта встречаются останки множества разнообразных видов Кембрийского периода.
^ Всемирный конгресс по открытым образовательным ресурсам
Есть ли будущее у учебников? В условиях интерактивных коммуникаций современного общества, модель торговли учебными материалами с целью получения прибыли очень быстро устаревает.

20-22 июня 2012 года в Штаб-квартире ЮНЕСКО прошел Всемирный конгресс, посвященный открытым образовательным ресурсам (ООР). Целью Конгресса стало ускорение развития ООР во всем мире. Дискуссии проходили под руководством ЮНЕСКО и при участии и поддержке представителей правительств разных стран, неправительственных организаций, руководителей и преподавателей ведущих университетов мира, в частности Массачусетского технологического института (МТИ).

ООР представляют собой вид образовательных материалов, являющихся общественным достоянием или опубликованных на основе открытой лицензии. Любой человек может свободно и не нарушая при этом закон воспроизводить, использовать и делиться ООР, включая учебные пособия, тексты лекций, упражнения, проекты, а также другие аудио и видео материалы.

Хотя термин «ООР» появился всего десять лет назад, в ходе самого первого Форума ЮНЕСКО по открытым обучающим системам, ООР уже произвели революцию в сфере образования. Докладчик Конгресса, Анант Агарвал, который возглавляет совместную инициативу ООР МТИ и Гарвардского университета, считает «дистанционное образование для студентов во всем мире... самым важным изменением в образовании после изобретения печатного станка». Это изменение особенно благоприятно для небогатых студенческих кошельков. Стоимость некоторых из наиболее популярных учебников по органической химии, например, составляет в среднем 200 долларов в США, хотя только 50 долларов во Франции. Такая разница в цене в век ООР является анахронизмом.

Обеспечение беспрецедентного доступа к некоторым из лучших образовательных и исследовательских материалов – это только начало. Благодаря ООР, университеты и специалисты всего мира могут объединять свои знания и вместе работать над улучшением образовательных ресурсов. Например, уже сейчас можно найти в интернете лекции по водным технологиям Делфтского технического университета в Нидерландах, в которых содержится также информация по местным методам очистки воды, добавленная университетами Южной Африки, Сингапура, Индонезии и Антильских островов. Вклад местных экспертов превратил дистанционный курс лекций в виртуальный центр знаний по вопросам снабжения питьевой водой в развивающихся странах.

Качественное образование по-прежнему слишком часто доступно не всем. Доступность образования для всех, необходимая в условиях современного мира, основанного на знаниях, является частью новой парадигмы, которую ЮНЕСКО и участники Конгресса разработают на ближайшие годы. Сегодня существует множество возможностей приобретения знаний, и с каждой неделей их становится все больше. Самый сложный вопрос, стоящий перед вами, – с чего следует начать?
^ Новое исследование ЮНЕСКО показывает, что после нескольких успешных лет число детей, не посещающих школу, снова растёт, особенно в Африке
Согласно новым данным Международного статистического института ЮНЕСКО (МСИ), ситуация с обеспечением доступа к образованию для всех перестала улучшаться. Исследование показало, что в 2010 году число детей младшего школьного возраста, не посещающих школу, составило 61 миллион, то есть столько же, сколько в 2008 году. В последние 15 лет наблюдалась устойчивая тенденция к снижению числа детей, не получающих образования. Более всего улучшение ситуации было заметно среди девочек: если в 2000 году они составляли 58% среди детей, не посещающих школу, то в 2010 году, их доля уменьшилась до 53%. Однако в настоящее время улучшений не наблюдается, и число детей, не получающих образование, остается почти неизменным. Полные данные о наблюдаемой тенденции можно увидеть в атласе МСИ, представленном в интернете.

Застойная тенденция объясняется, по большей части, ситуацией в странах Африки к югу от Сахары, где число детей, не посещающих школу, является наибольшим. 23% детей школьного возраста этого региона, то есть приблизительно один ребенок из четырех, никогда не ходили в школу или бросили учебу на ступени начального образования. Общее число детей, не имеющих доступа к образованию, поднялось в этом регионе с 29 миллионов в 2008 году до 31 миллиона в 2010. В Нигерии число таких детей составляет 10,5 миллионов, в Эфиопии 2,4 миллиона.

По словам Генерального директора ЮНЕСКО Ирины Боковой, «Такая тенденция за три года до даты, намеченной для обеспечения всеобщего начального образования, является поводом для серьезного беспокойства. Доступ к образованию - не только право каждого человека. Образование дает возможность вырваться из нищеты и открывает путь к дальнейшему развитию. Выводы, которые мы должны сделать на основе этих данных, очевидны: нам нужна еще большая приверженность глобальным обязательствам и национальные программы, адресованные, прежде всего, маргинализованным слоям населения и направленные на обеспечение эффективности обучения».

С другой стороны, в странах Южной и Западной Азии наблюдаются значительные улучшения. Число детей, не получающих образование, в них снизилось с 39 до 13 миллионов за период с 1990 по 2010 год. В арабских государствах оно составляет 5 млн., в других регионах число таких детей также существенно уменьшилось: 2,7 млн в странах Латинской Америки и Карибского бассейна, 1,3 млн в Северной Америке и Западной Европе, 0,9 млн в Центральной и Восточной Европе и 0,3 млн в Центральной Азии.

По оценкам МСИ, в мире из 61 млн детей, не посещающих школу в настоящий момент, только 27% в перспективе получат законченное образование. Еще 26% начнут, но не закончат школу, а у 47% никогда не будет возможности учиться. Чаще всего ограниченный доступ к образованию является результатом маргинализации. Обычно не получившими образования становятся дети из бедных районов, живущие в отдаленной сельской местности или регионах, вовлеченных в вооруженные конфликты, а также дети, принадлежащие к этническим, расовым и языковым меньшинствам.

Вместе с тем, что гарантированный доступ каждого ребенка к образованию сам по себе является важнейшей задачей, обеспечение всеобщего начального образования способно оказывать далеко идущее позитивное воздействие на будущее развитие. В странах с низким уровнем дохода каждый дополнительный год обучения увеличивает средний доход человека примерно на 10%. Кроме этого, образование может стимулировать общий экономический рост. Исследование 50 стран в период с 1960 по 2000 год показало, что каждый дополнительный год обучения увеличивал ВВП этих стран на 0,37% в год.

Образование также положительно сказывается на здоровье и благополучии людей. Было достоверно установлено, что образование матери уменьшает уровень младенческой смертности. Каждый дополнительный год обучения может снизить риск детской смертности на 7-9%. Кроме того, образованные матери имеют больше шансов родить ребенка в безопасных условиях. Например, в Буркина-Фасо, у ребенка в два раза больше вероятности родиться в медицинском учреждении, если его мать получила среднее образование, чем у ребенка, чья мать никогда не ходила в школу. Вероятность вакцинации ребенка образованной матери также намного выше. В Индонезии, уровень вакцинации детей, чья мать не имеет образования, составляет 19%, а детей, чья мать получила среднее образование и выше, - 68 %.

Хотя с помощью одного образования нельзя искоренить ВИЧ и СПИД, оно помогает ограничить распространение вируса. Данные Всемирного доклада по мониторингу образования для всех, опубликованные ЮНЕСКО, показали, что только 59% матерей без школьного образования из 16 стран Африки к югу от Сахары знали, что использование презервативов может снизить риск заражения ВИЧ-инфекцией.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Заседание Президиума «мапрял» iconЗаседание Президиума и Генеральной ассамблеи мапрял 22 23 апреля 2004 года в Санкт-Петербурге
Санкт-Петербурге состоялось очередное заседание Президиума мапрял, на котором обсуждалась новая редакция Устава мапрял. После обсуждения...
Заседание Президиума «мапрял» icon3-7 мая сего года в Венгрии (Будапешт -печ) состоялось VIII заседание Президиума мапрял
Москва и Х конгрессa мапрял. Кроме того, было заслушано сообщение президента Ассоциации о его переговорах с президентом fiplv д....
Заседание Президиума «мапрял» iconОглавление хроника мапрял
Н. В. Брунова (Россия). «Об итогах расширенного заседания Президиума мапрял» (2 октября 2009 г.)
Заседание Президиума «мапрял» iconОглавление хроника мапрял
Итоговое сообщение о заседании Президиума мапрял в Вашингтоне (сша) 28- 30 декабря 2005 г и конференции американских славистов
Заседание Президиума «мапрял» iconЗаседание президиума мапрял   Польша   10 -14 мая г. Варшава, Институт...
Конгрессу ассоциации. Осознавая значимость предстоящего события, члены президиума приняли решение активизировать свое участие в организации...
Заседание Президиума «мапрял» iconМеждународная конференция "Русский язык в иноязычной среде" (сентябрь...
Сочи в рамках международной конференции "Русский язык в иноязычной среде" прошло очередное заседание Президиума мапрял
Заседание Президиума «мапрял» iconЗаседание Президиума раен (секция наук о Земле)
Президиума Исполкома и Исполнительной дирекции Российского геологического общества в 2014 году
Заседание Президиума «мапрял» iconЗаседание президиума Госсовета по вопросам экологической безопасности 9 июня 2011 года, 17: 00 →
...
Заседание Президиума «мапрял» iconЗаседание Президиума Исполкома РосГео и проведение

Заседание Президиума «мапрял» iconХроника мапрял VI международная научная конференция "Язык и социум"...
Впервые этот научный форум прошел под эгидой мапрял и боопряи (Белорусского общественного объединения преподавателей русского языка...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница