Курсовой "развитие мелкой моторики рук у детей 4-5 лет посредством лепки" по практической части не правильно выбрана методика руководитель сказал использовать вот эту,вы могли бы переделать мне нужен только констатирующий экспер




Скачать 138.14 Kb.
НазваниеКурсовой "развитие мелкой моторики рук у детей 4-5 лет посредством лепки" по практической части не правильно выбрана методика руководитель сказал использовать вот эту,вы могли бы переделать мне нужен только констатирующий экспер
Дата публикации11.05.2014
Размер138.14 Kb.
ТипКурсовая
skachate.ru > Культура > Курсовая
ДОПОЛНЕНИЕ К ДОРАБОТКЕ
Оле 21 декабря ДОРАБОТКА

КГПИ

Курсовая

-- Тема курсовой "развитие мелкой моторики рук у детей 4-5 лет посредством лепки"

по практической части не правильно выбрана методика руководитель сказал использовать вот эту,вы могли бы переделать мне нужен только констатирующий эксперимент
2.1 Констатирующий эксперимент
Цель – выявить уровень развития мелкой моторики детей 4-5 лет.

Глава 1. Теоретические аспекты развития мелкой моторики у детей 4-5 лет посредством лепки
1.1 Характеристика понятия мелкой моторики
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног [12, c.15]. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.
К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
Учёные доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. [1] Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.
Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. В числе исследователей можно назвать А. В. Антакову-Фомину, М. И. Кольцову, Е. И. Исенину. [14]
В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики: застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д., поэтому от её развития напрямую зависит его качество жизни.
Мелкая моторика развивается естественным образом начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.
Можно ускорить развитие мелкой моторики различными способами, например, такими:
1.​ Игры с мелкими предметами — паззлы, мозаика, конструкторы, бусины и т. п.
2.​ Пальчиковые игры
3.​ Массаж кистей и пальцев и т. д.
4.​ Лепка
5.​ Нарушения мелкой моторики
Существует три основных типа нарушений мелкой моторики:
1.​ Нарушения подачи сигнала на выполнение действия (например, при органических поражениях головного мозга, инсульте, травмах головы)
2.​ Нарушения передачи сигнала (например, при болезни Паркинсона, в постинсультном состоянии)
3.​ Нарушения в приёме и выполнении сигнала (при ДЦП, травмах конечностей, недостаточной степени развития ловкости и т. д.)
Также нарушения мелкой моторики могут наблюдаться при СДВГ [30], при нарушениях зрения, дизартрии [36], аутизме [37] и др.
В настоящее время нейропсихологическими исследованиями М. М. Кольцовой и других учёных доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Это обусловлено анатомической близостью расположения двигательных и речевых зон в коре больших полушарий головного мозга, общностью функционирования двигательной и речевой систем, а также взаимосвязью формирования речи и моторики в норме и патологии.
Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, или, как принято говорить мелкой моторики. По умелости детской руки специалисты на основе современных исследованиях делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и ее святая святых – мозга. Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, а умственные способности начинают формироваться рано и не сами собой, а в тесной связи с расширением деятельности, в том числе и общей двигательной, и ручной.
Начало развитию мышления даёт рука. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии (и для самих мышц, и для других органов). Если ребёнок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.
1. Прикосновение позволяет убедиться в наличии предмета, его температуре, влажности и т.д.
2. Постукивание даёт возможность получить информацию о свойствах материалов.
3. Взятие в руки помогает обнаруживать многие интересные свойства предметов: вес, особенности поверхности, формы и т.д.
4. Надавливание даёт возможность определить, мягкий предмет или твёрдый, из какого материала сделан.
5. Ощупывание поглаживанием даёт возможность определить свойства поверхности. Штриховые и дуговые движения кончиками пальцев с высокой точностью помогают распознать не только гладкость-шероховатость, но и сорт материала, например на ощупь определить, какая бумага: газетная, пергаментная, промокательная [3].
Рука познаёт, а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегрированные образы и представления.
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.
Развитие двигательных функций – сложный процесс, определяемый успешностью реализации генетической программы в конкретных условиях окружающей среды.
Определённые звенья сложной функциональной системы регулируют каждое движение человека. Снижение уровня аналитико-синтетической деятельности внутри каждой функциональной системы лежит в основе патогенетически общих расстройств речи и руки, которые возникают вследствие нарушения целостности и морфологической зрелости мозговых структур. Развитие мелкой моторики непосредственно влияет на формирование речи ребёнка, ускоряя процесс функционального созревания мозга, следовательно, является мощным фактором для коры больших полушарий.
Влияние проприоцептивной импульсации мышц руки так значительно только в детском возрасте, пока идёт формирование речевой и моторной области. Предполагается, что систематические упражнения, тренирующие движения кистей и пальцев рук, будут воздействовать на проекционную область кисти руки как на дополнительную речевую зону.
Движения, практическая деятельность детей имеют чрезвычайно важное значение в развитии ряда высших корковых функций, пространственных отношений, познавательной деятельности и речи (И. М. Сеченов, И. П. Павлов, А. В. Запорожец, В. Н. Аванесова, А. А. Люблинская, А. А. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Г. Л. Розенгард-Пупко, П. Я. Гальперин, Л. А. Венгер, М. Ю. Кистяковская, Ж. Пиаже, А. Валлон, Р. Я. Абрамович-Лехтман, Н. А. Бернштейн).
В развитии речевой активности большое значение имеет манипулятивная деятельности, предметная и игровая активность (М. И. Лисина, Ф. И. Фрадкина). М. И. Лисиной было установлено, что до шести месяцев жизни ребёнка основное место среди познавательных реакций занимают движения глаз, а после шести месяцев – двигательные реакции руки.
1.2 Лепка как средство развитие мелкой моторики
Лепка - процесс создания скульптурного произведения, связанный с работой над мягким пластическим материалом: влажной глиной, пластилином, воском, тестом, посредством придания ему формы с помощью рук и вспомогательных инструментов - стеков и т.п [5, c.12]. Один из базовых приёмов широкого жанрового диапазона станковой и декоративно-рикладной скульптуры.
Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного усвоения. При этом основные приемы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание. Стараясь как можно точнее передать форму, ребенок активно работает пальцами, причем чаше всего десятью, а это, как известно, способствует развитию речи. Руки, благодаря которым обезьяна превратилась в человека, пальцы с их тонкой моторикой (от которой зависит развитие речи) учатся заново с помощью тактильных ощущений, координации с глазами и включения в работу сразу двух полушарий (левого - рационального, анализирующего и правого - интуитивного, эмоционального) воссоздавать из целого.
Ребенок, начавший лепить в раннем возрасте, существенно опережает своих сверстников в освоении различных навыков. И дело здесь не в том, что он раньше начал практиковаться в лепке, а в том, что лепка рано разбудила его интеллектуальные и творческие задатки, приобретаемые ребенком благодаря лепке [18, c. 106].
Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Познавая красоту окружающего мира, ребёнок испытывает положительные эмоции, на основе которых и возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга [24]. Формируются образные представления, развиваются мышление, воображение. Всё это вызывает стремление передать воспринятую красоту, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируется творчество.
Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Поэтому на занятиях лепкой умственная активность, творчество, художественный вкус развиваются особенно. Так как любой предмет имеет объем, он воспринимается ребенком со всех сторон. На основе такого восприятия предмета в сознании ребенка формируется образ. Следовательно, основное средство в создании изображения в лепке - передача объемной формы. Цвет используется ограниченно.
Лепка, как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться, моделировать мир и своё представление о нём в пространстве, усвоению целого ряда математических представлений. Дети непосредственно сопоставляют части предметов между собой, определяют их размеры (длину, толщину), что в рисунке осуществляется только зрительным путем [22, c.23].
В лепке масштаб поделок не задан форматом листа как в рисовании и аппликации или размером кубиков как в конструировании. Он зависит каждый раз только от замысла ребёнка, от его умелости и индивидуальных особенностей. Ребёнок учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.
Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют ребенку овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании. Например, передача движения в рисунке является сложной задачей, требующей длительного обучения. В лепке решение этой задачи облегчается. Ребенок сначала лепит предмет в статичном положении, а затем сгибает его части в соответствии с замыслом.
Передача пространственных соотношений предметов в лепке также упрощается - объекты, как в реальной жизни, расставляются друг за другом, ближе и дальше от центра композиции. Вопросы перспективы в лепке попросту снимаются.
Еще одна специфическая черта лепки - ее тесная связь с игрой [12, c. 12]. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения с взрослыми и сверстниками.
Древнейшие чувства, которые, к сожалению, в условиях современной городской жизни практически полностью угасают, с помощью лепки начинают восстанавливаться и приводят не только к развитию творчества, эстетического чувства, чувства гармонии цвета и формы, но и восстанавливают внутренний баланс организма и душевное равновесие, т.е. оказывают на человека определенное психотерапевтическое воздействие.
Таким образом, лепка - чрезвычайно полезный вид детского творчества: кроме развития художественного вкуса и пространственного воображения, она влияет на мелкую моторику, т.е. при работе с пластилином массируются определённые точки на ладонях, которые в свою очередь активизируют работу мозга и развивают интеллект ребенка [40].
У детей с высоким уровнем развития мелкой моторики также хорошо развиты логическое мышление, внимание и память. С помощью мелкой моторики можно развить воображение, координацию движений, двигательную и зрительную память. Лепка активно развивает мелкую моторику рук ребенка.
Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Работа с ним доставляет удовольствие и радость.
Преимущества соленого теста [36]:
1) можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;
2) легко отмывается и не оставляет следов;
3) безопасно при попадании в рот, если не добавлять клей, - обычно, один раз попробовав тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот;
4) если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет;
5) можно сушить в духовке, а можно - просто на воздухе;
6) краска пристает любая, а возможности для росписи - практически неограниченные;
7) поверх краски хорошо еще покрывать лаком - сохранится на века...
8) с готовым «изделием» можно играть - без боязни, что оно потеряет форму.
Лепить можно не только из теста, но и из пластилина и глины. Как материал для лепки пластилин известен очень давно, пользовались им для выполнения работ еще в средние века.
Состав пластилина бывает самым разнообразным, но почти всегда в него входит натуральный или минеральный (озокерит) воск. В продажу поступают различные виды пластилина в наборах, но можно приготовить его и самому.
Если пластилин прилипает к рукам, его плавят и добавляют картофельную муку. Если же, наоборот, он оказался слишком твердым, в него вводят технический вазелин. Соотношение компонентов определяется в зависимости от требуемых качеств.
Для придания работам из пластилина декоративно-художественного вида в него добавляют тот или иной пигмент.
В детском саду используется в основном пластилин и глина. Лепкой начинают заниматься с 2 лет. Вид лепки – предметная.
В средней группе – сюжетная лепка, два предмета (например, колобок встретил зайца).
В старшей группе – декоративная лепка, которая требует украшения.
В подготовительной группе – все виды лепки.
Существует 3 способа лепки [36]:
1. конструктивный – предмет делится из отдельных частей, затем скрепляется;
2. пластичный – лепка из единого куска, путём преобразования;
3. комбинированный – сочетание конструктивного и пластичного способов.
Лепка в первой младшей группе. Лепные работы детей характерны неотчётливой формой, потому, что дети работают всей кистью руки, так как движения пальцев ещё не развиты и слабо координированы. В этот период в основном знакомят с глиной и производят с ней игровые действия (расплющивают, отрывают комочки). Перед детьми не ставится цель что-либо изобразить. Этот период называется до изобразительный. Под руководством воспитателя дети постепенно начинают изображать определённые предметы.
Лепка в средней группе. У детей пятого года жизни достаточно окрепла мышечная система рук, расширился словарный запас, и в связи с этим появилась регулирующая роль речи (планируют свою работу, лучше понимают воспитателя). Дети начинают выделять функциональные признаки предмета, это облегчает процесс изображения. Дети становятся более внимательными к процессу занятия. Однако, результат работы ещё мало отличается от младшей группы, т.к. дети ещё не владеют способами изображения. У детей нет ясного представления о предметах и формах, строении, нарушаются пропорции, нет чёткости в передаче формы, не прочно скрепляются части (скрепление путём сглаживания).
Лепка в старшей группе. К 6-ти годам дети накопили некоторый опыт в лепке. Их изделия стали более разнообразны, не только по содержанию, но и по способу изображения. В этот период начинается процесс окостенения кисти руки, крепнут мелкие и крупные мышцы. Благодаря этому появляется возможность для более точных и сложных действий из глины. Происходят перемены и в психике детей, более устойчивым становится внимание, улучшается память, дети могут представить себе предмет и затем его лепить. Движения во время лепки более точные, так как повысился зрительный контроль за действиями пальцев. Однако создавая предмет дети мало работают над уточнением форм. Объясняется это тем, что для них важны наличие частей предмета и чисто внешние признаки форм. На основе сформированных зрительных образов, дети лепят чаще предметы в движениях, но, как правило, не задумывают заранее действие. Содержание занятий в старшей группе всё более усложняется, дети 5-6 лет лепят разнообразные формы, несложные сюжеты и появляется декоративная лепка (украшение предметов). Дети старшей группы больше лепят по представлению и по замыслу.
Чтобы выработать у детей свободу творческого решения, необходимо научить их .формообразующим движениям —сначала более простым, а затем более сложным. Это позволяет детям изображать все более разнообразные предметы и явления окружающего мира. Чем лучше ребенок овладеет формообразующим движением во второй младшей группе, тем легче и свободнее он будет создавать изображения любых предметов.

Известно, что всякое целенаправленное движение может быть произведено на основе имеющихся представлений о нем. Представление о движении, производимом рукой, формируется в процессе зрительного, а также кинестетического (двигательно-осязательного) восприятия.

Формообразующие движения руки в рисовании и лепке различны: пространственные свойства изображаемых предметов в рисунке передаются линией контура, а в лепке — массой, объемом. Движения руки при рисовании отличаются по характеру (по силе нажима, размаху, длительности).
С формой предмета воспитатель знакомит детей путем обследования его перед изображением. В этот процесс включается движение руки по контуру предмета, по форме. Характер движения руки зависит от особенностей формы предмета. Движение, необходимое для начертания формы того или иного предмета в рисунке, передачи его в лепке, в известной степени сходно с движением, применяемым в процессе его обследования. Так, обведение предметов круглой формы требует плавного неотрывного движения, постепенно, равномерно поворачивающегося по кругу. Обведение жестом предметов прямоугольного контура производится по сторонам предмета, с остановкой движения на углах и с изменением направления. Длительность движения в одном направлении зависит от длины сторон предмета.
Осваивая движения, направленные на изображение того или иного предмета, ребенок начинает понимать, что они сходны с движениями при обследовании этих предметов. У детей формируется обобщенное представление о движении обследования и движении изображения предметов одинаковой формы.
Во второй младшей группе начинается отработка навыка сохранения направления движения по окружности и по прямой. Этого требует рисование предметов округлой формы, прямых линий и состоящих из них предметов прямолинейного контура, а также овладение закрашиванием изображений.

Первая и наиболее простая форма, с передачей которой сталкивается малыш, круглая. Научить детей изображению предметов круглой формы можно на разном содержании.
Часто воспитатели путают программное содержание и тематику занятий: они считают, что программа обучения не выполнена, если не прорисован или не вылеплен какой-то предмет, указанный в программе как примерный. Чтобы научить детей рисовать предметы круглой формы, можно предложить им изобразить колечки, колесики, мыльные пузыри, воздушные шары, елочные шарики, мячи, сушки, баранки, яблоки, ягодки, апельсины, орехи и многое другое. Воспитатель выбирает для рисования, лепки и аппликации то, что ближе детям, более знакомо, с чем они чаще играют.При обучении изображению предметов, состоящих из нескольких частей, также можно использовать бусы, неваляшки, снеговика, цветы, шары на ниточках, погремушки разного строения, цыплят и т. п.

Еше вы могли бы сделать вывод по теоретической части моей курсовой работы.спасибо

Похожие:

Курсовой \"развитие мелкой моторики рук у детей 4-5 лет посредством лепки\" по практической части не правильно выбрана методика руководитель сказал использовать вот эту,вы могли бы переделать мне нужен только констатирующий экспер iconРазвитие мелкой моторики и кистей рук
Развитие мелкой моторики находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Поэтому желательно ежедневно делать какие-либо...
Курсовой \"развитие мелкой моторики рук у детей 4-5 лет посредством лепки\" по практической части не правильно выбрана методика руководитель сказал использовать вот эту,вы могли бы переделать мне нужен только констатирующий экспер iconРекомендации по развитию мелкой моторики пальцев рук
Взаимосвязь мелкой моторики и речи бесспорна. Мелкая моторика способна улучшить произношение ребенка, а следовательно и развить речь....
Курсовой \"развитие мелкой моторики рук у детей 4-5 лет посредством лепки\" по практической части не правильно выбрана методика руководитель сказал использовать вот эту,вы могли бы переделать мне нужен только констатирующий экспер iconРазвитие мелкой моторики у маленьких детей очень важно и необходимо....
Ми способствуют формированию мелкой моторики у малышей, развивают речь, концентрируют внимание, способствуют умственному развитию,...
Курсовой \"развитие мелкой моторики рук у детей 4-5 лет посредством лепки\" по практической части не правильно выбрана методика руководитель сказал использовать вот эту,вы могли бы переделать мне нужен только констатирующий экспер iconКартотека игр для развития творческого воображения детей 2-3 лет
Картотека игр на развитие творческого воображения, сенсорных эталонов и мелкой моторики пальцев рук
Курсовой \"развитие мелкой моторики рук у детей 4-5 лет посредством лепки\" по практической части не правильно выбрана методика руководитель сказал использовать вот эту,вы могли бы переделать мне нужен только констатирующий экспер iconПриложение к приказу от 17. 09. 13г №250-о план работы консультативного...
«Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей младшего дошкольного возраста»
Курсовой \"развитие мелкой моторики рук у детей 4-5 лет посредством лепки\" по практической части не правильно выбрана методика руководитель сказал использовать вот эту,вы могли бы переделать мне нужен только констатирующий экспер iconДополнительные образовательные услуги, оказываемые воспитанникам...
Развитие у детей навыков мелкой моторики, формирование точных и согласованных, координированных движений рук
Курсовой \"развитие мелкой моторики рук у детей 4-5 лет посредством лепки\" по практической части не правильно выбрана методика руководитель сказал использовать вот эту,вы могли бы переделать мне нужен только констатирующий экспер icon        Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает...
Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. 
Курсовой \"развитие мелкой моторики рук у детей 4-5 лет посредством лепки\" по практической части не правильно выбрана методика руководитель сказал использовать вот эту,вы могли бы переделать мне нужен только констатирующий экспер iconКонспект открытого занятия по развитию мелкой моторики рук в средней группе «Солнышко»
Развивать мелкую моторику мышц кистей рук, силу и ловкость рук, координацию и быстроту движений, ориентировку в пространстве
Курсовой \"развитие мелкой моторики рук у детей 4-5 лет посредством лепки\" по практической части не правильно выбрана методика руководитель сказал использовать вот эту,вы могли бы переделать мне нужен только констатирующий экспер iconТема: «Конструирование из бумаги. Цветок лотоса». Цели
Развитие и совершенствование ручной умелости, мелкой моторики рук, внимания, воображения, мышления
Курсовой \"развитие мелкой моторики рук у детей 4-5 лет посредством лепки\" по практической части не правильно выбрана методика руководитель сказал использовать вот эту,вы могли бы переделать мне нужен только констатирующий экспер iconРазвитие мелкой моторики, как эффективный способ подготовки детей к письму
О развитии мелких движений пальцев можно судить, наблюдая за тем, как ребенок рисует, или закрашивает детали рисунка. Если он постоянно...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница