Курсовая работа по дисциплине «Философия культуры»




НазваниеКурсовая работа по дисциплине «Философия культуры»
страница1/5
Дата публикации24.02.2013
Размер0.75 Mb.
ТипКурсовая
skachate.ru > Культура > Курсовая
  1   2   3   4   5


Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Саратовский Государственный Технический Университет

Факультет управления социальными системами

Кафедра культурологии

Массовая культура Японии сквозь призму

анимационных сериалов и манги.

[“Berserk”.

“GANTZ”.]



Курсовая работа по дисциплине «Философия культуры»

Выполнил:

студент 3го курса

Пикуль А.А.

Научный руководитель:

Трунёв С.И.

САРАТОВ 2007


СОДЕРЖАНИЕ:

Введение с. 3-6

Глава 1. Образ героя…

§1. “Berserk”: Неистовый с. 7-12

§2. “Gantz”: "Кейтян, ты по настоящему крут!.." с. 13

Глава 2. Мир земной и мир загробный...

§1. “Berserk”: Затмение с. 14-20

§2. “Gantz”: "Мы обязательно вернёмся живыми..." с. 21-24

Глава 3. Представления о Боге...

§1. “Berserk”: "Желанный бог..." с. 25-29

§2. “Gantz”: "Гантц, уродец!.." с. 30-33
^

Заключение с. 34-36

Список используемой литературы с. 37-40

Приложение с. 41-47



Введение
В мир японской анимации я погрузился сравнительно недавно… Сложно сказать однозначно, с чем это «погружение» связано: с людьми ли, окружающими меня в последнее время, с засильем аниме-сериалов как на телевидении, так и на стеллажах CD/DVD-маркетов, или, что вероятнее всего, с осознанием кризиса как нашей, так и западной анимации, которой нас, тем не менее, усердно продолжают пичкать, «заворачивая» идентичные друг другу продукты в разные фантики… Так или иначе, мне это, видимо, предстоит выяснить в процессе работы… Хотя, естественно, это никак не входит в те задачи, которые я собираюсь ставить в данной курсовой…

Бешеная популярность аниме и манги (книги комиксов, зачастую ложащиеся в основу полно- и короткометражных мультфильмов) на Западе, в нашей стране… да что там говорить – во всём мире!, очевидна… Так же очевидно, что сей факт порождён повышенным интересом к культуре Востока и, в частности, проникновением на ранее «непросвещённые» земли культовых, доселе недоступных лент, к всеобщему удивлению продемонстрировавших, что рамки аниме гораздо и гораздо шире всех этих идиотских «Покемонов» и девчачье-школьных «Сейлормун»…

Это всё понятно… Но вот конкретные причины такого завышенного в наше время интереса к аниме остаются не совсем ясными. В общих чертах конечно понятно, что не смотря на такую общественную мобильность и глобальную информатизацию человеческого общества Япония по-прежнему остаётся страной с очень самобытной, загадочной, неоднозначной и не до конца понятой культурой, ментальностью и мировоззрением… Но это лишь то, что лежит на поверхности, поэтому основной целью данной работы я ставлю выяснение именно тех причин, что заставляют миллионы современных людей разных возрастных категорий так «трепетать» (в хорошем смысле этого слова) перед голубыми экранами с двигающимися в них странными, крикливыми, с неправильными пропорциями лица персонажами, невероятными существами, монстрами, механизмами, конструкциями, и т.д. и т. пр.… Что в этих мультфильмах есть такого, чего нет больше нигде? Что именно привлекает всех этих людей? Чего им всегда не доставало в неяпонской анимации, но что в полной мере присутствует в японской?

Получается, что всем нам (не японцам) не достаёт именно той самой японской культурности, …ведь все эти мультики в первую очередь создаются для потребления японским массовым человеком… с расчётом именно на родную ментальность, традиции, мировоззрение и потребности…

Тогда тут встаёт ещё одна проблема: кто он такой, этот японский массовый человек? Что он из себя представляет и чем отличается от массового человека, скажем, европейского, о котором рассуждает Х. Ортега-и-Гассет, говоря, например, что европейские массы довольно агрессивно реагируют на новые искусства, причём причинной этого является «неспособность рядового зрителя увидеть произведение как таковое, вне его «человекоразмерного» содержания», и что это «новое искусство понимают лишь те, кто наделён художественной восприимчивостью»? ([13] стр.54) Это можно справедливо сказать про кого угодно, но только не про японцев, с художественной восприимчивостью которых всегда всё было более чем в порядке, и которые любые новшества всегда принимали на «Ура!» и воспринимали раньше всех остальных (кстати, именно в Японии были созданы наиболее радикальные и экстремальные музыкальные направления, и именно там же всегда проходили самые успешные концерты первопроходцев музыкального мира – для того, чтобы в этом убедиться, достаточно лишь просмотреть дискографии любых фундаментальных, экс - маргинальных коллективов)…

В общем получается, что т.к. вся рассматриваемая мультипликация ориентирована на «родную массу», то, проанализировав данный продукт массового потребления, проведя параллели и выявив его основные, наиболее характерные особенности, мы можем попытаться хотя бы немного приблизиться к пониманию поставленного выше вопроса… Так сказать, «пойти от противного»…

В таком случае выстраивается следующая цепочка моего исследования:

выявление, анализ и характеристика фундаментального мировоззренческого содержания аниме / манги  характеристика современного японского массового человека / массовой культуры  ответ на главный вопрос работы: какова же причина такой дикой популярности данных жанров искусства во всём современном мире?

Понятно, что все сериалы и комиксы рассмотреть не реально в принципе, т.к. их производство давно перешло на конвейерное…. И для того, чтобы постараться решить хотя бы часть поставленных задач, я решаю рассмотреть 2 абсолютно разных, но культовых во всём мире сериала, принадлежащих по анимационным меркам разным эпохам (моменты их создания разделяет целое десятилетие)… Причём и один, и другой были сняты по манге, так что здесь я убиваю двух зайцев сразу…

Сразу же считаю обязанностью отметить, что я вовсе не являюсь, если вдруг покажется, аниме-фанатиком (каких, кстати, в Саратове пруд пруди) и не считаю себя каким-то анимеманом, знатоком, и т.д. Так что никакими специальными терминологиями я оперировать не буду, так как в принципе даже и не владею этой базой как простой любитель. В общем-то, тема меня эта заинтересовала как раз таки именно по-любительски, так как на данном уровне знания она оставляет бесконечную и всё расползающуюся широту открытости многих вопросов, ответы на которые для кого-то могут показаться очевидными… Мне интересно раскрыть для себя Японию как-то именно по своему, со своей наблюдательской точки зрения, практически ни на какой строго специальной литературе не базирующейся… Меня, если честно, не так волнует чистая теория, ограничиваемая не всегда справедливыми обобщениями и терминалогиями (тут на память сразу приходит разговор на лекциях по философии культуры, когда мы говорили о Хайдеггере и сравнивали два типа мышления, в лице японского и европейского поэта), как суть, внутреннее мировоззренческое содержание, скрытое под всем этим. Японцы всегда привлекали и поражали меня своей культурой, своим искусством, будь то литература, живопись, архитектура, кинематограф или вот теперь анимация, …поэтому мне хотелось бы как-то больше углубиться в их философию, как-то приблизиться к пониманию японской культуры в целом…

Итак, возвращаясь к рассматриваемым сериалам…

Во-первых, это мой по настоящему гениальный, никем пока не превзойденный фаворит «Berserk» («Неистовый») - сериал, вышедший на экраны в далёком 1994 году (реж. Наохито Такахаши / Naohito Takahashi), и очень близко снятый по мотивам манги “Hakusensha” («Молодое животное») Кентаро Миуры (Kentaro Miura) (кстати, до сих пор ещё рисующейся, и, следовательно, не законченной), ставшей более менее доступной благодаря Всемирной Паутине … Прототип «…животного» был нарисован Миурой аж в 1988 г. во время его учёбы в университете, и стал основой для манги «Берсерк». Он, несомненно, в чём-то отличается от опубликованной манги: в прорисовке, в мировоззрении героя и т.д., но всё равно его можно разглядеть в том «Берсерке», которого мы знаем, или узнаем на последующих страницах… ([45] Berserk_Prototype_p00-rus) К основному сюжету, тематике, обрисоваемой эпохе, духу и концепции «Берсерка» я ещё вернусь на этих страницах, так как без этого обойтись ну никак не получается!..

Второй сериал / манга – «GANTZ», снятый Иширо Итано (Ichiro Itano) на знаменитой студии GONZO в 2004м году, по тогда ещё не законченной одноимённой манге Оку Хиройи (Oku Hiroya). В отличие от «Берсерка», «Гантц», благо, в видео версии (чего не скажешь о манге) закончен – тут нужно отдать должное сценаристу (Togawa Seishi), блестяще домыслившему последние эпизоды сериала. Правда, и это будет ясно к концу работы, легче от этой законченности европейскому зрителю отнюдь не становится (это свойственно практически любому аниме), что, вероятно, и является одной из основных причин такой притягательности этих сериалов.
Заходя немного вперёд, важно отметить абсолютную разность тематики двух данных аниме… Но, так или иначе, как бы они друг от друга не отличались, оба они пронизаны единой культурой, ставящей их в один ряд и идейно объединяющей в единое целое через определённые мировоззренческие элементы. Таковых несколько, но я берусь анализировать эти сериалы со следующих основных позиций: образ героя, видение мира, отношение к смерти, время, судьба и образ бога… При этом, дабы уж совсем не дробить и разбрасывать свой несчастный текст, категории «видение мира», «смерть», «время» и «судьба» я объединяю в единый пласт «видение миров (мира земного и мира загробного)» в мировоззрении современных японцев, отражённое в изобразительно-литературном и анимационном искусствах…

Тут, думаю, будет теперь уместно сказать пару слов о структуре курсовой…

Не хочется писать об этом слишком много, так как эта самая структура довольно-таки проста и логически обоснована. Весь основной текст я разбиваю на 3 главы по соответствию с вышеперечисленными категориями, через которые я и собираюсь «нащупать» ответы на свои вопросы. Это: Глава 1 – тут я раскрываю образ героя / -ев; Глава 2 – рассматривается изображение художниками и сценаристами мира со всеми присущими ему сторонами и свойствами (концепция времени, понятие смерти, судьбы…); и Глава 3 – образ Бога в массовой культуре Японии… Каждая из этих глав рассекается на два параграфа – первый параграф любой главы раскрывает какую-либо из 3х категорий в контексте «Берсерка», второй параграф – в контексте «Гантца»…

Тут же я должен внести несколько слов об источниках…

В виду специфичности выбранной тематики, источников набралось не мало… Это и непосредственно сама манга в 3х томах (единственные три тома, которые можно вообще у нас добыть, и то подозрительного производства – вероятно, это работа саратовских энтузиастов - фанатов, базирующихся на berserkworld.org, за что им, конечно же, честь и хвала), и сам berserkworld.org – единственный хороший, качественный сайт, занимающийся переводом «Берсерка» на русский, и электронные источники (статьи из Интернета, а так же 28 томов «Берсерка», доступных исключительно пока только в этом варианте), и ряд историко-философско-культурологических книг (9), журналы, учебные пособия и, конечно же, DVD, без которых не было бы и работы (думаю, видео-источники имеют полноценное право находится в данном списке, так как, на самом деле, являются основными опорными точками в работе, наиполнейшими источниками информации, и т.д.). Плюс очень хорошо помогли конспекты лекций, старые курсовые и ещё некоторый ряд различных второстепенных источников…

Если говорить об оценке используемой базы данных, то наибольшую ценность здесь имеют, конечно же, сами сериалы, сайт и пособия… Всё остальные – лишь вспомогательные элементы, больше помогающие разобраться в деталях, терминах и каких-то понятиях («Хагакурэ…», «Тибетская книга мёртвых», «Индуизм: Творящие ритмы», «Краткая философская энциклопедия», «Энциклопедия символов, знаков, эмблем», и др.)…

Что касается системы сносок, то, как уже можно было заметить, схема здесь следующая: т.к. работа представляет из себя насыщенный «винегрет» из сплошных цитат, причём многие из которых «вырваны» из Internet-источников (что не позволяет указывать страницы), то я подумал, что наиболее логично будет пронумеровать каждый из многочисленных (около 60ти) источников в Списке используемой литературы и DVD, и сноситься на эти номера уже в самом тексте, сразу же после цитаты, там же в скобках указывая страницы или номера эпизодов сериала…

Вернёмся на мгновение ещё раз к нашим сериалам…

Как я уже говорил, в идейном, сюжетном, мировоззренческом планах, в историческом контексте и т.д. (я уже не говорю о ряде различий в стиле и техническом воплощении) они абсолютно разные. Действие одного происходит в эпоху тёмного средневековья с его беспределом, во времена отважных «рыцарей» - банд наёмников и бандитов с большой дороги, ни на минуту не прекращающих бесконечную череду своих сражений, душевных метаний и скитаний… Действие второго происходит в наши дни, в современном мегаполисе со всей его бессмысленной суетой, странными, непонятными проблемами, движениями, озабоченными подростками, стоящими на грани перевала во всеобщую серость, с присущими ей равнодушием, обезличиванием, нормативами, зависимостями, комплексами и автоматическим существованием, с малолетними преступниками, с тем же, по сути, средневековым беспределом в мутированной форме, с различными субкультурами, институтами и прочее….

Оба сериала со всех сторон пронизаны многочисленными идеями, культурами, религиозными представлениями, научными концепциями, мифологиями и символами, как сквозными, так и второстепенными, порой слишком тонкими и еле ощутимыми, но всё это, перемешавшись и наложившись друг на друга, несомненно, там присутствует. Причём, вероятно, большая часть из всего вышеперечисленного вряд ли входила в осознанный авторский замысел. Здесь как у Барта: совокупность второстепенных смыслов образует некий латентный (скрытый) уровень повествования - так называемую идеологию (систему смыслов, которые нарочно внедряются в языковую структуру, причём, как считает Барт, с этой идеологией совершенно невозможно бороться)… Получается, что автор неосознанно превносит в текст свою личную идеологию, формирующуюся извне конкретным обществом – таким образом, из его фантазии в виде различных фрагментов к нам просачивается культура общества или страны, к которому принадлежит автор. Иными словами произведение не укладывается в понятие авторского замысла - оно всегда шире (Концепция смерти автор). ([13] стр.56-57)

Итак, мне предстоит «выловить» из 2х гигантских потоков как можно больше таких элементов, как легко различимых, так скрытых – всё до мелочей, на сколько это будет возможно, чтобы перейти в итоге на следующий уровень какого-то осмысления «отловленного», перетрактовки его и обобщения… В общем, сопоставляем 2 сериала, их «нутро», находим общие черты («органы» ), и эти общие черты приписываем менталитету современных японцев (и размышляем над тем, чем эти современные японцы живут)…

… вроде бы логично…
… как никогда актуально (см. выше)…

… интересно…

… следовательно, имеет некий наплыв таинственности…

… следовательно, мало понятно

(т.е. выходит, что степень-то изученности не особо достаточна)…
“Berserk” – это как раз таки тот сериал, который в своё время меня сломал и «пропёр», зацепил на столько сильно, что «прёт» до сих пор… До «Берсерка» я вообще не смотрел аниме, а теперь, практически, больше ничего не могу смотреть с таким удовольствием, как аниме… Вся анимация для меня, в сопоставлении, не то, чтобы блекнет, а просто исчезает… Исчезает, потому что проигрывает по всем пунктам…

Каким именно пунктам – я постараюсь сформулировать и изложить на протяжении последующих глав работы… которую я справедливо начинаю именно с того, что послужило толчком к её написанию…..

  1   2   3   4   5

Похожие:

Курсовая работа по дисциплине «Философия культуры» iconКонтрольная работа по дисциплине «Философия» Тема: Философия и мировоззрение
Философия и мировоззрение. Роль философии в формировании мировоззрения современного человека
Курсовая работа по дисциплине «Философия культуры» iconФилософия и история религии, философская антропология, философия культуры
Специальность «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры» носит комплексный характер; ее содержание...
Курсовая работа по дисциплине «Философия культуры» iconКурсовая работа по дисциплине "Экономика организаций"
Понятие и назначение предприятия в рыночном механизме, цели и философия предприятия
Курсовая работа по дисциплине «Философия культуры» iconКурсовая работа по дисциплине «Теория организации»
Проведение культурных изменений и формирование корпоративной культуры в российских организациях
Курсовая работа по дисциплине «Философия культуры» iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «Философия»
Философия как разновидность мировоззрения: мифология, религия и философия как основные формы мировоззрения. Специфика и структура...
Курсовая работа по дисциплине «Философия культуры» iconКурсовая работа по дисциплине «Маркетинг»
...
Курсовая работа по дисциплине «Философия культуры» iconПравила выполнения и оформления курсовой работы по дисциплине
Защищенная курсовая работа студенту не возвращается и хранится на кафедре. Выполненная и защищенная с положительной оценкой курсовая...
Курсовая работа по дисциплине «Философия культуры» iconРефераты, курсовые, дипломные работы Курсовая работа по дисциплине: «Социология организаций»
Типологии корпоративной культуры и её диагностика на примере книжного магазина «Эрудит»
Курсовая работа по дисциплине «Философия культуры» iconКурсовая работа по дисциплине «Финансовый менеджмент»
Курсовая работа по дисциплине «Финансовый менеджмент» выполняется студентами в соответствии с рабочим учебным планом специальности...
Курсовая работа по дисциплине «Философия культуры» iconКурсовая работа по дисциплине «Финансовый менеджмент»
Курсовая работа по дисциплине «Финансовый менеджмент» выполняется студентами в соответствии с рабочим учебным планом специальности...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница