Пояснительная записка Настоящая образовательная программа разработана на основе «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта»




Скачать 269.98 Kb.
НазваниеПояснительная записка Настоящая образовательная программа разработана на основе «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта»
страница1/2
Дата публикации07.03.2014
Размер269.98 Kb.
ТипПояснительная записка
skachate.ru > Культура > Пояснительная записка
  1   2
I.Пояснительная записка
Настоящая образовательная программа разработана на основе «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта»под редакцией Е. А. Екжановой, Е. А. Стребелевой в соответствии с:

- «Законом об образовании РФ» (Принят 10 июля 1992 года N 3266-1 в ред. от 27.12.2009 N 374-ФЗ);

- «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении», утвержденным постановлением Правительства РФ №666 от 12.09.2008;

- постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 июля 2010 г. № 91 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.2660-10», и ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования от 23.11. 2009 № 655.

Образовательная программа отражает современное понимание процесса воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Основывается на закономерностях развития ребенка в норме и при патологии, учете соотношения первичных нарушений и вторичных отклонений.

Программа предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с детьми 6 – 7(8) лет, имеющими умственную отсталость легкой формы (1О, в пределах 50—69).

Наполняемость группы соответствуют требованиям СанПин и Типового положения – 12 чел.

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей подготовительной к школе группы и направлена на – создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка с нарушением интеллекта, формирование его позитивных личностных качеств, воспитание самостоятельности и дальнейшей социализации.

Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи:

^ В диагностическом блоке ведущей задачей является организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка в целях уточнения диагноза при динамическом наблюдении коррекционно-воспитательного процесса, а также определение эффективности реализации индивидуальной программы развития ребенка.

^ Блок воспитательных задач направлен на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии ребенка и его семьи, на становление нравственных ориентиров в деятельности и поведении дошкольника, а также воспитание у него положительных качеств.

^ Коррекционный блок задач направлен, во-первых, на формирование, способов усвоения умственно отсталым дошкольником социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности; во-вторых, на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка; в-третьих, на преодоление и предупреждение у воспитанников детского сада вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личности в целом. Наиболее значимым в коррекционной работе является формирование у детей способов ориентировки в окружающей действительности (метод проб, практическое примеривание, зрительная ориентировка), которые служат средством для становления у них целостной системы знаний, умений и навыков, появления психологических новообразований.

Организация работы специалистов в этом блоке предполагает также обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности. Данная работа осуществляется всеми специалистами дошкольного учреждения в тесной взаимосвязи на основе профессионального взаимодополнения.

^ Блок образовательных задач направлен на формирование у детей системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности, развитие их познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного периода. Важной задачей является подготовка детей к школьному обучению, которая должна вестись с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.

^ Образовательная программа обеспечивает единство диагностических, воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей с нарушением интеллекта.

При организацииобразовательного процесса учитывается принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

Основу организацииобразовательного процесса составляет комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей.

Реализация цели осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:

  • Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).

  • Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;

  • Самостоятельная деятельность детей.

  • Взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы.

Таким образом, решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Содержание программного материала учитывает общие принципы воспитания и обучения, принятые в дошкольной педагогике: научность, системность, доступность, концентричность изложения материала, повторяемость, единство требований к построению системы воспитания и обучения детей-дошкольников.

Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

Данная программа предусматривает также работу по парциальным программам:

Время занятий и их количество в день регламентируется «Программой» и САНПиНами (не более 2 занятий в день по 15 минут). Обязательным элементом каждого занятия является физминутка, которая позволяет отдохнуть, снять мышечное и умственное напряжение. Занятия с детьми, в основе которых доминирует игровая деятельность, в зависимости от программного содержания, проводятся фронтально, подгруппами, индивидуально. Такая форма организации занятий позволяет педагогу уделить каждому воспитаннику максимум внимания, помочь при затруднении, побеседовать, выслушать ответ.

При выборе методик обучения предпочтение отдается развивающим методикам, способствующим формированию познавательной, социальной сфере развития.

Для гарантированной реализации государственного образовательного стандарта в четко определенные временные рамки образовательная нагрузка рассчитывается на 8 месяцев, без учета первой половины сентября, новогодних каникул, второй половины мая и трех летних месяцев.

Оценка эффективности образовательной деятельности осуществляется с помощью мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы. В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок, критериально-ориентированных методик нетестового типа, критериально-ориентированного тестирования и др. Такое сочетание низко формализованных и высоко формализованных методов обеспечивает объективность и точность получаемых данных.


^ II. Организация режима пребывания детей

в образовательном учреждении
В КГКСКОУ Владивостокская КШИ №1 разработан гибкий режим дня, учитывающий возрастные психофизиологические возможности детей, их интересы и потребности, обеспечивающий взаимосвязь планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду. Кроме того, учитываются климатические условия (в течение года режим дня меняется дважды). В отличие от зимнего в летний оздоровительный период увеличивается время пребывания детей на прогулке. Прогулка организуется 2 раза в день: в первую половину дня - до обеда и во вторую половину. При температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -20° С и скорости ветра более 15 м/с. Во время прогулки с детьми проводятся игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещение КГКСКОУ. Дневному сну отводится 2 - 2.20 часа. Самостоятельная деятельность детей (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена и др.) занимает в режиме дня не менее 3-4 часов.

Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию, составляет 17 занятий. Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводятся в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда). Для профилактики утомления детей такие занятия сочетаются с физкультурными, музыкальными занятиями.

Общественно-полезный труд детей подготовительной группы проводится в форме самообслуживания (дежурства по столовой, сервировка столов, помощь в подготовке к занятиям, уход за комнатными растениями и т.п.). Его продолжительность не превышает 20 минут в день.
^ Организация двигательного режима.

Двигательный режим в детском саду включает всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную, и предусматривает рациональное содержание двигательной активности, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных возможностей.

Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях, гимнастика после дневного сна. Второе место в двигательном режиме занимают учебные занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности, и физкультурные досуги и праздники.

^ Режим дня младшей группы

3 – 4 года
Холодный период года



Мероприятия

Время проведения

Подъём, утренний туалет

07.30

Утренняя гимнастика

07.50 – 08.05

Игры

08.05 – 08.30

Подготовка к завтраку, завтрак

08.30 – 08.50

Фронтальные занятия

09.00 – 09.40

Подготовка к прогулке

09.35 –10.00

Прогулка, индивидуальные занятия

10.00– 12.00

Подготовка к обеду, обед

12.00 –13.00

Подготовка ко сну, дневной сон

13.00 – 15.00

Постепенный подъём, бодрящая гимнастика, полдник

15.00 – 15.25

Полдник

15.25 – 15.45

Занятия

16.00 - 16.15

Игры

16.15– 16.40

Прогулка

16.40 – 18.45

Подготовка к ужину, ужин

18.45 –19.20

Самостоятельная деятельность

19.20 – 20.00

Подготовка ко сну

20.00 – 20.30

Ночной сон

20.30 – 07.30

Теплый период года


Мероприятия

Время проведения

Подъём, утренний туалет

07.30

На улице: игры, утренняя гимнастика

07.50 – 08.30

Подготовка к завтраку, завтрак

08.30 – 08.50

Игры, самостоятельная деятельность, подготовка к прогулке

08.50 –09.35

Прогулка. Занятия, игры, наблюдения, самостоятельная деятельность, воздушные и солнечные процедуры

09.35 – 11.35

Возвращение с прогулки, водные процедуры

11.35 – 12.00

Подготовка к обеду, обед

12.00 – 13.00

Подготовка ко сну, дневной сон

13.00 – 15.00

Постепенный подъём, бодрящая гимнастика

15.00 – 15.25

Полдник

15.25 – 15.45

Самостоятельная деятельность, игры

15.45 – 16.45

Прогулка

16.40 – 18.45

Подготовка к ужину, ужин

18.45– 19.20

Самостоятельная деятельность

19.20 – 20.00

Подготовка ко сну, гигиенические процедуры

20.00 – 20.30

Ночной сон

20.30 – 07.30


Базисный учебный план КГКСКОУ Владивостокская КШИ №1



1.

Инвариантная (обязательная) часть

2младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подгот. к школе группа

1.1

Познавательно-речевое направление

4

4

5

6




Образовательные области













Познание

3

3

3

3

Коммуникация

0,5

0,5

1

3

Чтение художественной литературы

0,5

0,5

1

Интегрируется с о.о. «Коммуникация»

1.2

Социально-личностное направление
















Образовательные области

Социализация

-

-

Интегрируется с о.о. «Познание», «Коммуникация», игровой деятельностью

Труд

-

-

Безопасность

-

-

1.3

Художественно-эстетическое направление

4

5

6

6




Образовательные области













Музыка

2

2

2

2

Художественное творчество

2

3

4

4

1.4

Физическое направление

2

2

2

3




Образовательные области













Здоровье

-

-

-

1

Физическая культура

2

2

2

2




Итого:

10

12

13

15

2.

Вариативная часть













2.1

Приоритетное направление ДОУ













2.2

Факультативные занятия (кружки, студии, компьютер-ные игры и др.)

-

-

2

2




Итого:







2

2





ВСЕГО:


10


11


15


17


Перечень основных занятий к базисному учебному плану

^ КГКСКОУ Владивостокская КШИ №1






Образовательная область/

занятия

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Познавательно-речевое направление

«Познание»

1. Ознакомление с окружающим

2. ФЭМП

3. Конструирование

4. Экология

5. Безопасность


3

0,5

1

1

0,25

0,25


3

0,5

1

1

0,25

0,25


3

0,5

1

1

0,25

0,25


3

0,5

1

1

0,25

0,25


«Коммуникация»

1. Развитие речи

2. Подготовка к обучению грамоте

3. Подготовка руки к письму


0,5

0,5

-
-

0,5

0,5

-
-

1

1

-
-

3

1

1
1

«Чтение художественной литературы»

1. Ознакомление с художественной литературой


0,5
0.5

0,5
0.5

1
1

Интегрируется с о.о. «Коммуникация»

Социально-личностное


«Социализация»

-

-

Интегрируется с о.о. «Познание», «Коммуникация», игровой деятельностью


«Безопасность»

-

-

«Труд»

1

1

Художественно-эстетическое

«Художественное творчество»

1. Рисование

2. Лепка

3. Аппликация

4 . Обучение игре


2

1

0,5

0,5

-

3

1

0,5

0,5

1

4

2

0,5

0,5

1

4

2

0,5

0,5

1

«Музыка»

1. Музыкальное занятие

2

2

2

2

2

2

2

2

Физическое

«Физическая культура»

1. Физкультурное занятие


2

2

2

2

2

2

2

2

«Здоровье»

1. Занятие здоровья

2. Безопасность



-

-


-

-


-

-

1

0.5

0.5




Итого:

10

12

13

15




Вариативные занятия:
















^ Кружок ««Волшебный квадрат»

-

-

1

-




Кружок «Сударушка»

-

-

1

1




^ Итого в группе проводится:

10

12

15

17




Всего по СанПиН

11

12

15

17


III. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми

образовательных областей.
Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области
^ Образовательная область «Физическая культура»
Цель: совершенствование функций формирующего организма ребенка, полноценное развитие основных движений, разнообразных двигательных навыков, совершенствование тонкой ручной моторики и развитие зрительно-двигательной координации.
^ Задачи обучения и воспитания

Учить детей внимательно смотреть на взрослого, поворачиваться к нему лицом, когда он говорит.

Учить детей выполнять движения и действия по подражанию взрослому.

Учить детей тихо входить в спортивный зал и строиться в шеренгу по опорному знаку-стенке, веревке, ленте, палке.

Учить детей ходить стайкой за воспитателем.

Учить детей ходить друг за другом, держась за веревку рукой.

Учить детей ходить по дорожке и следам.

Учить переворачиваться из положения лежа на спине в положение лежа на животе и обратно.

Воспитывать у детей интерес к участию в подвижных играх.

Учить детей спрыгивать с высоты (с гимнастической доски высотой 10-15 см).

Учить детей ползать по ковровой дорожке, доске, наклонной доске, залезать на горку с поддержкой взрослого и самостоятельно спускаться с нее.

Учить детей проползать под веревкой, под скамейкой.

Учить детей удерживаться на перекладине с помощью взрослого.

Формировать у детей интерес к движениям в воде, учить не бояться воды и спокойно входить в бассейн, окунаться в воду.

^ Основное содержание работы

Метание выполняется по подражанию действиям взрослого. При затруднениях используются совместные действия взрослого с ребенком. Дети берут мячи из корзины и бросают по крупной мишени, укрепленной на стене или находящейся на полу. Затем дети бросают мячи в цель (в корзину, обруч, доску) вначале одной рукой, затем двумя. Детям предлагаются мячи, разные по размеру и материалу.

Построение выполняется с помощью воспитателя. Дети строятся без равнения: в шеренгу, вдоль каната или веревки, положенной на пол по прямой линии; друг за другом, держась за веревку рукой; в колонну друг за другом; в круг вдоль каната или веревки.

Ходьба выполняется по показу и самостоятельно в сопровождении звуковых сигналов: стайкой вслед за воспитателем и к воспитателю; группой вдоль зала к противоположной стене, к воспитателю и самостоятельно — из исходного положения, стоя вдоль стены лицом к залу; друг за другом вдоль каната за воспитателем и самостоятельно друг за другом, держась руками за веревку.

Бег выполняется по показу и самостоятельно с использованием звуковых сигналов: стайкой за воспитателем; группой вдоль зала к противоположной стороне — из исходного положения, стоя вдоль стены лицом к залу; по кругу вдоль каната за воспитателем и самостоятельно; с остановками по окончании звуковых сигналов.

Прыжки — сначала выполняется спрыгивание с доски, с приподнятого края доски (высота 10 см) отдельными детьми по показу, со страховкой и с помощью воспитателя. Подпрыгивание — на носках на месте.

^ Ползание, лазанье, перелезание выполняется со страховкой и с помощью воспитателя, по звуковому сигналу: ползание по ковровой дорожке, доске, положенной на пол (ширина 30—35 см), наклонной доске (высота 20—25 см) с проползанием под веревкой (высота 30—35 см), по скамейке; лазанье по гимнастической стенке произвольным способом; перелезание через одну-две скамейки (расстояние 1 —1,5 м одна от другой); пролезание между рейками лестничной пирамиды, палатки или вышки.

^ Общеразвивающие упражнения выполняются детьми вслед за взрослым по подражанию.

Упражнения без предметов. Движения головой — поворот вправо-влево, наклоны вперед-назад; движения руками вперед — в стороны — вверх — к плечам — на пояс вниз; «пропеллер» (круговые движения согнутыми перед грудью руками); сжимание пальцев в кулаки и разжимание; хлопки в ладоши; притоптывание одной ногой с положением рук! на поясе; притоптывание двумя ногами; хлопки с притоптываниями одновременно.

Упражнения с предметами.

1. Упражнения с флажками. Движения рук вверх-вниз; скрестные
широкие размахивания вверху над головой; скрестные широкие размахивания внизу перед собой; приседания с опусканием флажка на пол; постукивание о пол черенком флажка в приседе; помахивание флажком вверху над головой одной рукой.

(Со второй половины года используются по два флажка на ребенка).

2. Упражнения с мячом. Отталкивание двумя руками большого мяча, подвешенного в сетке; катание среднего мяча друг к другу, сидя в парах; катание среднего мяча к воспитателю, лежа на животе; бег за мячом, брошенным воспитателем; бросок мяча в корзину, стоя; бросок малого
мяча вдаль и бег за мячом; бросок среднего мяча воспитателю и ловля от него, сидя, затем стоя (расстояние 30—40 см); передача среднего и малого мячей друг другу по ряду, сидя.

Упражнения, направленные на формирование правильной осанки, выполняются по показу, с помощью и страховкой воспитателя по звуковому сигналу; подтягивание по скамейке или наклонной доске двумя руками, лежа на животе (высота приподнятого края доски 20—25 см); катание среднего мяча к стене, лежа на животе (используется перевернутая скамейка); катание среднего мяча к воспитателю, лежа на животе; топтание на канате стопами, сидя и стоя поперек каната; ходьба боком приставными шагами по нижней рейке гимнастической стенки (придерживаясь за верхнюю рейку); ходьба боком приставными шагами по канату, лежащему на полу.

Упражнения для развития равновесия выполняются по показу воспитателя со страховкой и с его помощью: ходьба по дорожке, выложенной из каната (ширина 30—35 см); ходьба по доске с приподнятым краем (высота 15—20 см); ходьба по скамейке (высота 20—25 см); движения головой — повороты вправо-влево, наклоны вперед-назад; перешагивание через канат, гимнастические палки, кубики.

^ Подвижные игры выполняются по подражанию действиям воспитателя, носят бессюжетный характер: «Лошадки», «Котята», «Зайчики прыгают», «Догони мяч», «Прокати мяч», «Курочки и петушки», «Птички полетели», «Маленькая змейка», «Проползи через палатку», «Побежим по дорожке», «Пройдем по камушкам», «Передай по кругу», «Спустись с горки», «Беги — ловлю!», «Поезд», «Солнышко и дождик», «Птички в гнездышках», «Догоню, догоню» и др.

  1   2

Похожие:

Пояснительная записка Настоящая образовательная программа разработана на основе «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» iconПояснительная записка Настоящая образовательная программа разработана...
Программа предназначена для проведения коррекционно-педагогиче­ской работы с детьми 6 7(8) лет, имеющими умственную отсталость легкой...
Пояснительная записка Настоящая образовательная программа разработана на основе «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» icon«Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей»
Чиркина Г. В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение,...
Пояснительная записка Настоящая образовательная программа разработана на основе «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» iconПояснительная записка Настоящая образовательная программа разработана...

Пояснительная записка Настоящая образовательная программа разработана на основе «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» iconПояснительная записка Настоящая образовательная программа разработана...
Возрастные и индивидуальные особенности контингента воспитанников в детском саду 3
Пояснительная записка Настоящая образовательная программа разработана на основе «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» iconПояснительная записка статус документа Программа создана на основе
Составлена на основе образовательной программы по музыке и пению для 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных школ...
Пояснительная записка Настоящая образовательная программа разработана на основе «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» iconПояснительная записка программа создана на основе
Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, утверждённого приказом Минобразования...
Пояснительная записка Настоящая образовательная программа разработана на основе «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» iconОсновная образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения
Основная образовательная программа начального общего образования мбоу сош №28 станицы Новолокинской Краснодарского края разработана...
Пояснительная записка Настоящая образовательная программа разработана на основе «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» iconПояснительная записка Учебные программы для V-IX классов адаптированной...
Адаптированная образовательная программа для 5-9 классов для индивидуального обучения детей VIII вида на дому на 2013- 2018 г г
Пояснительная записка Настоящая образовательная программа разработана на основе «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» iconПояснительная записка к рабочей программе по информатике в 9 классе
Настоящая рабочая программа разработана на основе государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного...
Пояснительная записка Настоящая образовательная программа разработана на основе «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» iconРабочая программа по физической культуре ( коррекционной программе VIII вида) 2-3 класса
Данная рабочая программа по предмету «физическая культура» составлена на основе программы для обучения детей специальных (коррекционных)...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница