Рабочая учебная программа по изобразительному искусству




Скачать 132.13 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа по изобразительному искусству
Дата публикации13.12.2013
Размер132.13 Kb.
ТипРабочая учебная программа
skachate.ru > Культура > Рабочая учебная программа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Вершино-Биджинская средняя общеобразовательная школа»

Утверждена

на заседании ШМО

учителей начальных классов

«____»________2013 г.

Руководитель ШМО

___________С.М.Сульдина Согласовано с заместителем

директора по УВР

«____»__________2013 г.

____________ Н.И.АртоновойУтвержденаи.о. директора школы

«_____»______________2013 г.

________________ Е.Ю.Кулишовой

Рабочая учебная программа

по изобразительному искусству

(наименование учебного предмета (курса))

^ 2-3 класс, специальное (коррекционное) образование

1 год

(срок реализации)

Нарыжная Галина Николаевна

(Ф.И.О.учителя)

с. В-Биджа

2013-2014 учебный год

^ Пояснительная записка

Рабочая программа по ИЗО составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида авторов М.Н. Перовой  и В.В.Эк. под редакцией Воронковой В.В., , выпущенной издательством «Просвещение» 2010 г;

  2. Учебного плана МБОУ «В-Биджинская СОШ» на 2013-2014 учебный год.

Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Рабочая программа по ИЗО реализует миссию школы: «Понять. Принять. Полюбить. Развить и научить» и реализует её на уроках изобразительного искусства.

Одной из важнейших и актуальных задач коррекционной школы является улучшение психического состояния обучающихся, коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер, получение помощи в социализации. Данная программа позволяет организовать урочную работу по изобразительному искусству с учащимися с интеллектуальной недостаточностью.

Обучение изобразительному искусству в коррекционной (специальной) школе VIII вида имеет свою специфику. У воспитанников с ОВЗ, характеризующихся задержкой психического развития, отклонениями в поведении, трудностями социальной адаптации различного характера, при изучении курса возникают серьезные проблемы. Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение отражательной функции мозга и регуляции поведения и деятельности, поэтому в программе по изобразительному искусству предусматривается концентрическое распределение материала.. Постоянное повторение изученного материала сочетается с пропедевтикой новых знаний. Неоднократное возвращение к воспроизведению знаний, полученных в предыдущих концентрах, включение изученных понятий в новые связи и отношения позволяют умственно отсталому школьнику овладеть ими сознательно и прочно.

^ Цель курса изобразительной деятельности: развитие у учащихся эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к произведениям искусства, содействие нравственному и трудовому искусству.

^ Задачи курса изобразительного искусства, состоят в том, чтобы:

– сформировать у обучающихся элементарные знания основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной и общественно-полезной деятельности;

– сформировать набор предметных и общеучебных умений, необходимых для изучения смежных дисциплин, дальнейшего обучения, применения в практической деятельности и в будущей профессии;

– использовать процесс обучения изобразительному искусству для повышения общего развития учащихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личностных качеств с учетом психофизических особенностей и потенциальных возможностей каждого ученика.

- развивать у обучающихся эстетические чувства, умение видеть и понимать красивое; оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию:

– основных мыслительных операций (сравнения, обобщения, ориентации в пространстве, последовательности действий) ;

– наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления;

– зрительного восприятия и узнавания;

- моторики пальцев;

– пространственных представлений и ориентации;

– речи и обогащение словаря;

– коррекцию нарушений эмоционально-волевой и личностной сферы;

– коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

^ Характерными особенностями учебного предмета являются:

-практико-ориентированная направленность содержания обучения;

-применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;

-применение полученного опыта практической деятельности для выполнения общественно полезных обязанностей.

Изучение предмета ИЗО в школе обеспечивает работу:

  • коррекционно – обучающую;

  • коррекционно – развивающую;

  • коррекционно – воспитательную;

  • воспитание положительных качеств личности;

  • развитие способностей обучающихся к осознанной регуляции трудовой и общественно-полезной деятельности (ориентирование в задании, планирование хода работы, контроль за качеством работы).

Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по различным разделам программы.

^ Программа реализуется через следующие методы и приёмы обучения: разнообразные по форме практические упражнения и задания, наглядные опоры, демонстрация учебных пособий и образцов, практические работы, сравнение и сопоставление работ учащихся и образцов рисунков, анализ и синтез. Занятия должны проводиться в кабинете ИЗО, который приспособлен и имеет всё необходимое оборудование для реализации данной программы.

В тематическом планировании курса предусматриваются: уроки изучения нового материала, комбинированные, обобщающие уроки, практические работы, экскурсии.


^ Компетенции, формируемые на уроках изобразительного искусства:

  • ценностно-смысловые: формирование системы знаний и представлений об окружающей действительности через практическую деятельность учащихся;

  • общекультурные: установление связи человека и создаваемой им культурной среды обитания с единой и гармоничной природой, общекультурная направленность курса;

  • социально-трудовые: знакомство с различными профессиями, выполнение различных ролей.

В основу программы положены:

Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя рисование по памяти и по представлению объектов действительности карандашом, пером, тушью, а также акварельными, гуашевыми красками кистью. Рисование на темы — это создание композиции на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры.

^ Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства. Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов — листьев, цветов, бабочек, жуков и т. д. Дети рисуют кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи. Произведения декоративно-прикладного искусства передаютдетям представления народа о красоте, добре.

В общей системе обучения изобразительному искусству важное место занимает раздел «Лепка». Этот вид художественного творчества развивает наблюдательность, воображение, эстетическоеотношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.

Аппликация — это составление изображения на основе склеивания его элементов из разнообразных кусочков бумаги, ткани, засушенных листьев деревьев, соломки, фольги и т. п.

^ Результаты изучения курса

Личностные результаты освоения курса ИЗО:

а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

б) воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;

в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

г) формирование духовных и эстетических потребностей;

д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

^ Предметные результаты:

а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;

Форма организации занятий – урок, преимущественно комбинированного типа, с использованием ИКТ

Методы обучения, используемые на уроках изобразительного искусства:

  • словесные (беседа, сообщение),

  • наглядные (использование таблиц, схем и т.д.),

  • практические,

  • метод проблемного обучения,

  • методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций),

  • методы контроля и самоконтроля.


^ Здоровьесберегающий компонент.

На уроках изобразительного искусства используются: физминутки, гимнастика для глаз, беседы по ТБ:- «Организация рабочего места»; - «Техника безопасности при работе с красками»; - «Техника безопасности при работе с клеем»; - «Техника безопасности при работе с пластилином».
^ Учащиеся должны уметь:

- высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства (что больше всего понравилось, почему, какие чувства, переживания может передать художник);

— верно, и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;

- правильно сидеть за партой (столом), правильно держать лист бумаги, карандаш или кисть, свободно рисовать карандашом — без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;

- определять величину и расположение изображения в зависимости от размера листа бумаги;

- передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях основное содержание литературного произведения;

- выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно-обобщенных форм растительного мира, а также из геометрических форм;

- лепить простейшие объекты действительности (листья деревьев, предметы быта), животных, фигурки народных игрушек с натуры, по памяти и по представлению;

- составлять простейшие аппликационные композиции из разных материалов.

В основу календарно – тематического планирования уроков положен тематически – поурочный принцип: все темы уроков подчинены общей теме четверти.

На изучение предмета «Изобразительное искусство» выделено 1 час в неделю. Всего в год 34 часа

^ Источники информации:

Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида авторов М.Н. Перовой  и В.В.Эк. под редакцией Воронковой В.В., , выпущенной издательством «Просвещение» 2010 г;

^ Календарно-тематическое планирование

2-3 класс

Изобразительное искусство

34 часа (1 час в неделю)

урока

Подразделы и темы

Содержание

^ Кол-во часов

Дата

Т

Примечание


План

Факт













1 четверть



















^ Рисуем осень




9 ч.










1

Рисование с натуры простых по форме листьев. «Красота осенних листьев»

Рисование с натуры

1

3.09







2

Лепка по памяти овощей и фруктов

Лепка

1

10.09







3

«Дары осени» Рисование с натуры фруктов и овощей

Рисование с натуры

1

17.09







4

Родная природа в творчестве русских художников

Беседа

1

24.09







5

Рисование на тему «Мы рисуем осень»

Рисование по памяти и впечатлению

1

1.10







6

Рисование узоров с образцов декоративно- прикладного искусства «Осенний узор» (карандаш)

Декоративная работа

1

8.10







7

Рисование узоров с образцов декоративно- прикладного искусства «Осенний узор» (гуашь)

Декоративная работа

1

15.10







8

Рисование на тему

«Богатый урожай»

Рисование по памяти и представлению

1

22.10







9

Декоративная работа «Мы

рисуем сказочную птицу».

Рисование стилизованных и декоративных форм

1

29.10










2 четверть.




7 ч










1

Рисование с натуры или по памяти птиц

Рисование с натуры или по памяти




12.11







2

«Мы готовимся к рисованию сказки» Рисование с натуры или по памяти гуся

Рисование с натуры или по памяти

1

19.11







3

Иллюстрирование русской народной сказки «Гуси- лебеди» (карандаш) Художники-сказочники

Рисование иллюстрации к сказке

1

26.11







4

Иллюстрирование русской народной сказки «Гуси-лебеди» (акварель)

Рисование иллюстрации к сказке

1

3.12







5

Лепка птиц и животных с натуры, по памяти или представлению.

Лепка

1

10.12







6

Рисование с натуры елочных игрушек

Рисование с натуры

1

17.12







7

Рисование на тему «Наши зимние забавы» (карандаш)

Рисование на тему

1

24.12










3 четверть.
















1

Рисование на тему «Наши зимние забавы» (гуашь)




10ч

14.01







2

Рисование с натуры игрушечных животных. «Друзья детства»

Рисование на тему

1

21.01







3

«Мои любимые игрушечные животные». Рисование орнаментальной полосы

Рисование с натуры

1

28.01







4

Аппликация «Моя любимая игрушка».

Декоративная работа

1

4.02







5

Рисование на тему «Мои друзья на границе»

Аппликация

1

11.02







6

Гжель. «Волшебная тарелка»

Рисование композиций на выбранный сюжет о служебных собаках

1

18.02







7

Мы любим спорт. Лепка фигуры человека в движении

Декоративная работа

1

25.02







8

Декоративная работа «Мы

Лепка

1













любим родную природу»

Декоративная работа

1










9

Рисование на тему «Мои друзья» (карандаш, акварель)

Рисование по памяти и представлению

1

4.03







10

«С чего начинается Родина».

Рисование на тему (карандаш, акварель)

Рисование по памяти и впечатлению на заданную тему

1

11.03










4 четверть.





8 ч.










1

«Здравствуй, весна!»







1.04







2

Рисование с натуры воздушного шарика

Рисование на тему

1

8.04







3

«Цветы нашей Родины» Рисование с натуры простых по форме цветов

Рисование с натуры

1

15.04







4

Составление сюжетной аппликации «Праздничный салют».

Рисование с натуры

1

22.04







5

Рисование с натуры натюрморта «Школа»

Аппликация

1

29.04







6

Рисование узора из листьев

Рисование с натуры

1

6.05







7

Весна в природе.

«Весенние цветы» акварель

1

13.05







8

Летние забавы.

Акварель.




20.05










Итого: 34 часа

















 

 

 

 

 

 

 

Похожие:

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству iconРабочая учебная программа По изобразительному искусству
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству iconРабочая программа по изобразительному искусству
Государственного стандарта начального образования, программы по изобразительному искусству для общеобразовательных школ «Изобразительное...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству iconПрограмма по Изобразительному искусству пояснительная записка рабочая...
Примерные программы начального общего образования : в 2 ч. М. Просвещение, 2008. – 2ч. (Стандарты второго поколения) и программы...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству iconРабочая программа по изобразительному искусству 1 «Б» класс
...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству iconПримерная программа основного общего образования по изобразительному...
Примерные программы по изобразительному искусству для V-VII и VIII-IX классов составлены на основе федерального компонента государственного...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству iconПрограмма «Музыка» Пояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Музыка»
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству iconРабочая программа по Изобразительному искусству Класс 2
Составлена в соответствии с программой Начальная школа XXI века”. издание третье, доработанное и дополненное. – М.: Вентана-Граф,...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству iconРабочая программа по Изобразительному искусству Класс 4
...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству iconРабочая программа по Изобразительному искусству Класс 3
...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству iconРабочая программа мбоу «Строчковская сош»
Рабочая программа мбоу «Строчковская сош» для 4 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница