Название статьи




НазваниеНазвание статьи
Дата публикации22.02.2013
Размер369 Kb.
ТипДокументы
skachate.ru > Культура > Документы
ТАБЛИЦА № 1

ГОД И НОМЕР

ЖУРНАЛА

НАЗВАНИЕ СТАТЬИ

ПРОБЛЕМА

ХАРАКТЕР ПРОБЛЕМЫ

2000 г., № 3


2000 г., № 7

2001 г., № 3

2001 г., № 10

2001 г., № 11

2002 г., № 5

2002 г., № 8

2003 г., № 1

2003 г., № 2

2003 г., №7

2003 г., № 11

2003 г., №12

2004 г., № 3

2004 г., № 6

2004 г., № 11

2005 г., № 2


2005 г., № 5
2005 г., № 9


2005 г., №12

2006 г., № 3

2006 г., № 10


2007 г., № 1

2007 г., № 5

2007 г., № 7

2007 г., № 9

2008 г., № 1

2008 г., № 5

2008 г., № 11

2009 г., № 1

2009 г., № 3

2009 г., № 5

2009 г., № 6

2009 г., № 10

2010 г., № 3


2010 г., № 8

2010 г., № 12


МНАЦАКАНЯН М.О. Интегрализм, феноменология и национальный интерсубъективный мир повседневности с. 84-90

ФРИДЛАНД Р. Когда в истории появляется бог. Институциональная политика религиозного национализма с. 90-93
ЛАЛЛУККА С. Диаспора. Теоретический и прикладной аспекты с. 91-98


ГОРОХОВА Е.З. Метасоциальная структура населения Республики Саха (Якутия) в этническом интерьере с. 98-103

КАТУШОВ К.П., МУНЯНОВА Б.М. Калмыкия: социально-этнические штрихи массового сознания с. 103-105

МНАЦАКАНЯН М.О. Интегрализм и национальная общность как социальная реальность

ОСИНСКИЙ И.И. Традиционные ценности в духовной культуре бурятской национальной интеллигенции
ХУНАГОВ Р.Д., ШАДЖЕ

А.Ю. Кавказский фактор в современной России

БОГОЯВЛЕНСКИЙ Д. Д. Этнический состав населения России

САФИН Ф. Г. Контуры этносоциальной жизни в Башкортостане

АРУТЮНЯН Ю. В. Армяне в Москве (по результатам сравнительного исследования)


ДЗУЦЕВ Х. В. Ситуация в Чечне: мнения респондентов

ФОНД "Общественное мнение" о демографической ситуации

ЗАТЕЕВ В.И., ХАРАЕВ Б.В. Демографические аспекты этносоциальной структуры Бурятии

ХАЙРУЛЛИНА Н.Г. Грани этнической идентификации

ДЖУНУСОВ М.С. О мере своеобразия национальных культур

ВАЛЕЕВА А.Ф. Влияние урбанизации на языковое поведение жителей полиэтнического региона

МИНАСОВА К.Р. Двуязычие как способ культурной интеграции этнических меньшинств в многонациональном обществе

СИМОНЯН Р.Х. Страны Балтии: этносоциальные особенности и общие черты

СНЕЖКОВА И.А. Этнические аспекты гендерного социального неравенства


МОИСЕЕВА Н.А., СОРОКОВИКОВА В.И. Менталитет и национальный характер

БАЛХАНОВ И.Г. Социализация и этничность бурят в городских условиях

ААРЕЛАЙД-ТАРТ А. Проблемы адаптации к новым культурным реалиям в зеркале биографического метода


КУВЕНЕВА Т.Н., МАНАКОВ А.Г. Формирование пространственных идентичностей в порубежном регионе


ПЕТРОВ В.Н. Этнические мигранты и полиэтничная принимающая среда: проблемы толерантности

АРУТЮНЯН Ю.В. Русские в ближнем зарубежье


ТИТОВ В.Н. О формировании прессой образа этнического иммигранта (взгляд социолога)

ВАЛЕЕВА А.Ф. Социально-профессиональная стратификация как фактор языкового поведения в полиэтническом регионе

ДЗУЦЕВ Х.В. Языковые престижи осетин в Северной Осетии

МУХАРЯМОВА Л.М., МОРЕНКО И.Б., ПЕТРОВА Р.Г., САЛАХАТДИНОВА Л.Н. Проблема доступности высшего образования для учащихся национальных школ: этносоциальные аспекты
МАРТЫНОВ М.Ю., ДОРОГОНЬКО Е.В., НЕНАШЕВ М.А., ШАДРИНА В.В. Особенности подготовки и ценностных представлений учащихся этнонациональных школ Севера

 ГАБДРАХМАНОВА Г.Ф. Роль миграции в преобразовании этнической структуры Татарстана
    БОГАТОВА О.А Этнические границы в Мордовии: парадокс многоуровневой идентичности
    СОЛОДНИКОВ В.В. Социально дезадаптированная семья в контексте общественного мнения
    КУЛАГИНА Е.В. Занятость родителей в семьях с детьми-инвалидами
    РАБЖАЕВА М.В. Историко-социальный анализ семейной политики в России XX века
ЩЕДРИНА О.В. Возможна ли мультикультурная модель интеграции мигрантов в России? 
ШАБАЕВ Ю.П. Территориальное сообщество и этнические воззрения населения КОМИ
СНЕЖКОВА И.А. Формирование этнических представлений украинских и русских школьников
МУКОМЕЛЬ В.И. Грани интолерантности  (мигрантофобии,  этнофобии)
КОБАХИДЗЕ Е.И. Интеграционные и дезинтеграционные процессы в межэтническом взаимодействии на Северном Кавказе
АВЕРИН А.Н. Новые данные о динамике коренных малочисленных народов России

ДОНСКОЙ Ф.С. Интеграционные процессы в жизни северян: проблемы и перспективы
КАРДИНСКАЯ С.В. Удмурты об этнической идентичности (опыт пилотажного исследования
СТЕПАНОВ В.В., ТИШКОВ В.А. Россия в этническом измерении (по результатам переписи 2002 г.)
ПЕТРОВ В.Н. Иноэтничные мигранты и принимающее общество. Особенности проблемного взаимодействия
ЛОГАЧЕВА А.С. Хакасия - восприятие населением новых условий жизни
ЛЕЙШКАЛНЕ Г.К. Русскоязычное население Латвии: проблемы интеграции в общество
ПОГОСЯН Г.А. Социальные трансформации в Армении
УБАЙДУЛЛАЕВА Р.А. Межэтнические отношения в оценках населения Узбекистана
КАРПОВА Ю.Ю. Этнодемографические аспекты миграционных процессов в России и Украине
АБАЕВ Ю.П. Эносоциальные последствия объединения регионов (Из опыта формирования Пермского края)
СЫСОЕВ Е.В. Толерантность этнически неоднородного сельского населения и типология ее носителей
БЕН-ЯКОВ М. "Русские" в Израиле: проблемы адаптации
БЕЛЯЕВ В.А. Факторы и особенности интеграционной направленности менталитета жителей Татарстана
ААРЕЛАЙД-ТАРТ А., ХАЧАТУРЯН А. Дискурс культурной травмы в русскоязычной среде Эстонии

ГАБДРАХМАНОВА Г.В. Этничность и миграция: становление исследовательских подходов 
ЦЕЛИЩЕВА В.Г. Особенности этнической идентичности молодежи малочисленных народов Дальневосточного региона
ВОЛЬФ Э.Л. О некоторых проблемах реабилитации российских немцев
ПОПКОВ Ю.В., КОСТЮК В.Г., ТЮГАШЕВ Е.А. Народы Сибири в социокультурном пространстве Евразии: ценностные 
предпочтения и межэтнические установки

ЮЖАНИН М.А. О социокультурной адаптации в иноэтнической среде: концептуальные подходы к анализу
МИРОНОВ Б.Н. Еврейская диаспора в России (по материалам Всероссийской переписи 2002 г.)

АРУТЮНЯН Ю.В. О симптомах межэтнической интеграции в постсоветском обществе (по материалам социологического исследования в Москве). Таблицы
ДАНИЛОВА Е.Н., ЯДОВ В.А. Россияне и поляки в условиях общественных перемен
ХАЙРУЛЛИНА Н.Г., АЛГАДЬЕВА Т.М. Традиционное мировоззрение в этнокультуре ханты и манси
СИКЕВИЧ З.В. Русские, украинцы, белорусы: вместе или врозь?
ГРИГОРЬЕВ С.И. Эксперты о причинах тороможения интеграции России и Беларуси
АВКСЕНТЬЕВ В.А., ГРИЦЕНКО Г.Д., ДМИТРИЕВ А.В. Динамика регионального конфликтного процесса на юге России (экспертная оценка)
ДАНГАТАРОВА Б.М. Туркменское сообщество на Ставрополье: тенденции этнокультурного развития
ИБРАЕВА Г.К. Из опыта поисков национальной идентичности и легитимных структур управления в Кыргызстане
ГАНИЕВА М.Х. Особенности национального самосознания узбекистанцев
ТРОФИМОВ Е.Н. Национально-культурная автономия: от идеи к реализации
СТЕПАНОВИЧ-ЗАХАРИЕВСКАЯ Д. Актуальность исследования идентичности в условиях общественной трансформации на Балканах
ВИХАЛЕММ Т., КАЛМУС В. Дифференциация ментальностей основных этнических групп в Эстонии
АНТИНЕНЕ Д., МЯРКИС Г., ЛЕКАВИЧЕНЕ Р. Об этнической самоидетнификации студентов Литвы
ШАХБАНОВА М.М. Отношение к межнациональным бракам в этническом сознании дагестанцев
ДОБРУШИН Н.Р. Язык и этничность малого народа: быть или не быть
ДЬЯКОНОВ К.Б. Особенности интеграции этнических и конфессиональных меньшинств во Франции
ГОРОДЯНЕНКО В.Г. Положение русских в Украине и проблемы их идентичности
ВОЛКОВ В.В. Понятие  «этническое меньшинство» в современной латвийской социологии
ШАБАЕВ Ю.П., ДЕНИСЕНКО В.Н. Этносоциология в Коми: становление, результаты, перспективы
КОСТЮК В.Г. Новосибирская школа этносоциологии
ПОПКОВ Ю.В., ТЮГАШЕВ Е.А. Предмет этносоциологии: опыт концептуализации
УШАКОВ Д.В. Роль семьи в воспроизводстве этничности народов Республики Алтай
АБРАМОВА М.А., ГОНЧАРОВА Г.С. Аккультурационные стратегии учащейся молодежи Якутии
ЕРОХИНА Е.А. Коллективная память в этническом самосознании горноалтайской молодежи
ЕРМАХАНОВА С.А., КОРЕЛЬ Л.В. Эксперты о проблемах модернизации казахстанского общества
МОКАНУ В. Социально-экономическая ситуация в Молдове в отражении общественного мнения
ИСАЕВ К. Особенности идентичности жителей постсоветского Кыргызстана
АРУТЮНЯН Ю.В. Об этнических компонентах российской идентичности
МАГОМЕДХАНОВ М.М., ИБРАГИМОВ М.-Р.А. Языковое и этнокультурное многообразие народов: специфика Дагестана
РАДУШКИ Н. Положение этнических меньшинств на Балканах
ПЕТРОВ В.Н. Этнические миграции в современной России: детерминанты и типология
ШАБАЕВ Ю.П., САДОХИН А.П., ШИЛОВ Н.В. Этнонациональные движения в новой социокультурной реальности
САМСОНОВА Е.А., ЮДИНА Е.Ю. Этническая толерантность в сознании тульской молодежи
АРУТЮНЯН Ю.В. Армяне-россияне сквозь призму этносоциологии с. 58-64.
ЯНКОВ А.Г. Синофобия-русофобия: реальность и иллюзии с. 65-71.
ШУВАКОВИЧ У. Эскиз этнополитических суждений сербских студентов из Косово с. 72-75.
САВИН И.С. Русские в современном Казахстане с. 81-89
ЦВЕТКОВА И.В. Образ «своего» в сознании русского населения Тольятти с. 89-94
МАКАРОВ А.Я. Особенности этнокультурной адаптации детей мигрантов в московских школах с. 94-101
АРУТЮНЯН Ю. В. Русский этнос: демографические изменения и востребованность межэтнической интеграции с. 42 
ДРОБИЖЕВА Л. М. Идентичность и этнические установки русских в своей и иноэтнической среде с. 49 
РЫЖОВА С. В. Становление православной идентичности русских: традиционно-культурные и гражданские основания с. 59

систематическое

изложение методологических основ интегрализма
религиозный национализм

диаспора

отношения между русскими и якутами в Республике Саха


выявление социально-этнической ситуации и ее отражения массовым сознанием местных жителей

проблема соотношения

нации и государства

традиционные национальные ценности

кавказский фактор

национальный состав населения России


суверенитет Башкиртостана


процесс адаптации армян к

московской среде, связь движения армянского населения с современными

социальными процессами

кризисная ситуация в

Чечне


проблема депопуляции

этнодемографи-ческая

структура населения Бурятии

утрата этнической

идентификации

нации - носители

общечеловеческих ценностей

социальная сущность,

характер,

особенности и формы урбаноязыковых интеракций как внутри основных

этнических групп населения Татарстана – татар и русских, так и между этими сообществами
получение двуязычного (билингвального) образования в полиэтниче-

ском социуме, анализ роли такого образования в интеграции этнических

меньшинств в доминирующую культуру
дефицит комплексного этносоциального анализа Латвии, Литвы и Эстонии


этнические аспекты реального экономического и политического неравенства женщин

менталитет русского народа

идентификацион-ный конфликт у

части современных городских бурят

проблема интеграции как социокультурный процесс сдвигов в сознании и нормах поведения этнической

общности или нации по отношению к содержанию идентичности другой – соседней, господствующей нации.

выявление роли этнических, историко-

культурных, политических и современных административ-ных границ

в формировании и динамике территориальных идентичностей разных иерар-

хических уровней.
этническая миграции населения

непростой, неоднозначный процесс

трансформации национальных

отношений русскоязычного населения в ближнем зарубежье

проблемы адаптации иммигрантов

стратификационно-языковое взаимодействие в условиях полиэтничного

региона

проблема утраты

своего языка

Проблема роли и места национальных идей, верований, идеологий в конструировании повседневных реалий, ценностно-нормативных ориентиров факторов, сказывающихся на их поведении.
Возникновение и развитие религиозного национализма.

Фрагментарность диаспорного самосознания и размытость этнических границ выдвигают особые требования перед разработчиками практических программ, направленных на поддержку нацменьшинств. Справиться с этими задачами удастся только благодаря глубоким знаниям реалий межнациональных отношений в местах проживания диаспорных общин.
Основной политический вопрос, который разделяет русских и якутов в республике, - это вопрос об их участии во власти на местах. Знание или незнание языка титульной национальности открывает или закрывает дорогу к престижным должностям, так же как знание русского языка для якутов по-прежнему является условием получения многих специальностей и высшего образования. Большую роль в уравнивании модусов русских и якутов играет совместная деятельность. Однако более внимательные исследования показали, что межэтнический контакт способствует ослаблению напряженности только в тех случаях, когда обе группы обладают равным статусом, стремятся к общим целям, положительно сотрудничают и взаимозависят друг от друга и если, наконец, их взаимодействие пользуется активной поддержкой властей, законов или обычаев.
За последние десять лет русское население в республике перестало быть доминирующей по численности группой. Превратившись в короткие сроки в национальное меньшинство, русские начинают ощущать определенный психологический дискомфорт, проявляют повышенную чувствительность к вопросам соблюдения своих прав и интересов, что находит выражение и в материалах опроса. Среди представителей русской национальности почти каждый третий дает знать о негативном отношении к официальной национальной политике. У значительного числа калмыцких жителей любых (без исключения) национальностей явно проступает чувство настороженности по поводу быстрорастущего количества выходцев из Северного Кавказа, в частности - чеченцев, и Средней Азии, что не

наблюдалось в прежние годы. Против миграции кавказцев на территорию республики высказались 45% (за - 12,4%), среднеазиатов - 36,6% (за - 13,4%). Думается, такие опасения легко понять. Они связаны с размахом терроризма и преступности в этих регионах, с ожидаемой угрозой усиления криминогенности общества.
Многие современные модные концепции поблекли бы, а дискуссии вокруг них сразу же потеряли бы свой предмет и смысл, когда б проблема о субстанции национальной общности получила серьезную постановку и обоснование. Однако даже те некоторые теоретики, которые иногда мимоходом касаются ее, проявляют некорректность, высокомерно отвергая саму мысль о том, будто субстанция - это нечто материальное, доступное наблюдению [5]. Прежде всего отметим, что сам термин "субстанция" может означать предельное основание единства различных составных компонентов объективной реальности, способы их связанности, взаимодействия. Главное в субстанции - не сами элементы, явления, а их

взаимосвязи, составляющие основное начало всех конкретных форм национального существования. Этничность, этнические постоянные величины цементируют субстанциональную основу нации.
Традиционные национальные ценности, естественно, отличаются друг от друга содержанием, ролью, которая им отводится общностью. В череде самых важных, лучше всего

характеризующую бурятскую национальную интеллигенцию, - любовь к своей земле и народу, доброжелательное отношение к другим этносам, способность в критические периоды, переживаемые нацией, к спокойному, трезвому осмыслению происходящего и принятию взвешенных решений, стремление к знаниям, прогрессу. Ее передовым представителям свойственны такие ценностные качества народного характера как сдержанность, терпимость, открытость, дружелюбие. На формирование этих ценностей оказала влияние не только природная среда обитания, но и специфическая евроазиатская культура, а также особенности исторического развития этноса. Американский профессор Р. Рупен, выделяя черты, присущие бурятской интеллигенции, подчеркнул: "независимый образ мыслей и искренняя преданность своему народу" [3].
Кавказский фактор многоаспектен и дает о себе знать на разных уровнях - региона, этнической общности, индивида. Он включает ряд содержательных компонентов, созвучных синергетическому пониманию мира. Сосуществование разных этноидентичностей наряду с общероссийской, безусловно, серьезная социально-политическая проблема. Однако сие не признак слабости нашего государства скорее - свидетельство его исторической уникальности. Культурная идентичность определяет государственную монолитность, потому что единство страны может проявиться лишь через разнообразие этносов и этноидентичностей, через их взаимодействие и взаимообогащение. Диалог культур открывает путь к новому модусу идентификации и заставляет задуматься над вопросом "кто я есть?" по отношению к другим этносам, человечеству и окружающему миру, осознать свою слитность с действительностью, в которой живешь. Правильная соотнесенность с нею обогащает собственное самосознание, расширяет личностное социокультурное поле. Углубляя свое национально особенное, начинаешь понимать,

что от усилий всех народов, объединенных Россией, зависит твое социальное благополучие.
Результаты расчетов сведены в таблицы. Все исчисления носят достаточно условный характер.

Во-первых - в них не учтены этнические процессы, которые могут влиять на численность народов не меньше, а то и сильнее, чем естественное движение; во-вторых - сами данные переписей - не слишком четкое зеркало этнического состава - здесь многое зависит от формулировки вопроса, инструкций счетчикам и порядка обработки результатов; в-третьих - само понятие "национальность", которое для многих кажется чуть ли не абсолютным, как физическая константа, - конструкция во многом искусственная.
Как утверждает директор аналитического центра "Полином" (г. Уфа) P.C. Исламов, в массовом представлении суверенитет отождествляется с сепаратизмом, стремлением развалить Россию путем выхода из Федерации, повторением пути,

пройденного СССР. Опираясь на систематически проводимые аналитическим центром социологические исследования, он позволил себе сделать вывод о том, что если подходить

взвешенно и хладнокровно к социально-политическим процессам, то необходимо отказаться от идеи государственного суверенитета субъектов РФ и предложил не только выбросить как можно быстрее из лексикона республиканских политиков сам термин "суверенитет", но выдвинул ряд обоснованных мер для осуществления своей идеи. Эти инициативы не были поддержаны общественностью республики, более того, за такую смелость их автор вскоре был выведен из состава Президентского Совета РБ.
Для разных групп армян-москвичей - старожилов и недавно прибывших в столицу мигрантов - характерна разная мера этнической самоидентификации. В целом национальное самосознание определеннее и полнее выражено у новоприбывших армян. У старожилов- москвичей, как показало исследование 1987 г., оно как бы "успокаивается", теряет былую однозначность и определенность. При известной сохранности "чувства родства со своим народом" национальное самосознание в своих конкретных проявлениях - правовых, этнокультурных, географических и психологических – по мере коренизации армян в иноэтнической среде становится все менее заметным и более сдержанным. Во всех случаях, заботясь об этнических группах в инонациональной среде, надо избегать крайностей. Не следует игнорировать реальные национальные интересы

этнических групп, имеющих свою специфику в данной среде и страдающих от какой-либо социально-экономической и культурной недостаточности. Но не следует и абсолютизировать этнические интересы групп, обособлять их от общих правил и общей жизни.
Если постараться дать краткое резюме по результатам опроса, то в данном случае социолог может констатировать ситуацию отсутствия социума, из чего политолог склонится к выводу: прежде чем говорить о будущем государственном устройстве, надо его создать сначала, спрессовав во времени для одного народа общеизвестный

исторический процесс. Возможно ли это? Вместе с тем нельзя забывать, что проведенный опрос, естественно, должен рассматриваться как пункт, стимулирующий дальнейшее изучение ситуации, сотрудничество аналитиков различных научных направлений.
Регулирование численности населения рассматривается гражданами в первую очередь как государственная задача. Участники опроса однозначно высказывались о необходимости политики в области планирования семьи. В качестве позитивного примера участия государства в планировании семьи назывался опыт Венгрии".
Существенное влияние на колебания численности бурятского населения в 20-30 гг. оказывали социально-экономические и политические процессы этого периода. Более сложным выглядело в данный

период сочетание социально-этнического и социально-демографического развития в регионе у русских. Особое влияние на социально-демографическое развитие региона (как и страны в целом) оказала Великая Отечественная война. В дальнейшем на изменение пропорционального состава различных этносов, проживавших на территории Бурятии, в большей степени оказывало влияние сочетание естественного и миграционного приростов. В целом на изменение социальной структуры всех этносов, проживавших на территории Бурятии в советский период, решающее

значение оказало воздействие такого фактора, как урбанизация.
Грани этнической идентификации, функциональные роли родного языка, процессы

этнической ассимиляции, а также роль средств массовой информации в возрождении этнического самосознания и др. Изучение социальных аспектов этнической идентификации имеет большое значение для выработки оптимальной национальной политики и ее реализации. Научно обоснованная национальная политика в сочетании с устойчивым ростом экономики, укреплением демократических порядков в каждом регионе страны дает возможность избежать межэтнических конфликтов и гармонизировать этнические отношения.
Национальные мерки сопрягаются между собою, однако в межкультурном взаимодействии людей сохраняются проблемы, порожденные несовместимостью национальных мерок. Интерпретация в социологии и других науках моральных, политических, эстетических мерок сегодня, на наш взгляд, не отражает национальной специфики динамики общественных явлений, и перспективным в этом отношении представляется использование народного опыта.
Урбанизация благоприятствует расширению сред и сфер русскоязычного поведения и вместе с тем

локализует применение татарского языка, при этом наблюдается тенденция к некоторому сокращению двуязычия. Эти и ряд других выводов, которые

позволяет сделать проведенное исследование, определяют перспективы дальнейших научно-исследовательских разработок в сфере изучения

феномена языкового поведения жителей полиэтнического региона.
Во второй половине XX в. начало складываться направление исследований, посвященное проблемам двуязычия и конструирования образовательного процесса с использованием средств родного и иностранного языков. В

рамках этого направления в 60-70-е гг. сложились научные школы, целью которых является интеграция этнических меньшинств в доминирующую культуру. Следует отметить, что понятие этнокультурной идентификации включает в себя владение родным языком, но этот показатель значительно отличается от критерия этнической принадлежности – языковая ассимиляция идет

быстрее. Особенно выявляется тесная связь между психологическими и социальными факторами при интеграции в доминирующую культуру не индивидов, а малых этнических сообществ.
Есть различия, связанные с положением каждой из этих стран в общеевропейской системе разделения и кооперации труда. Существуют значительные различия и с долей иностранного капитала в народном хозяйстве. Но наиболее ценное национальное свойство литовцев, по их собственному мнению, проявилось в том, что они в отличие от своих соседей сумели резко ограничить приток иммигрантов из других регионов СССР.

Общим объединяющим свойством народов Балтии является их глубокое уважение к знанию, культуре, образованию. Наиболее важной духовной чертой, присущей этим народам, является преобладание западноевропейских этических ценностей в их

менталитете.
Весьма остро неравенство между мужчинами и женщинами проявляется в сфере занятости. Наименее оплачиваемыми остаются социальные отрасли: образование, здравоохранение, социальное обслуживание, а именно в них доля женщин превышает 80%. С точки зрения оплаты труда, существует гендерное неравенство и внутри отраслей. Женщины в большинстве получают меньшую зарплату по сравнению с мужчинами.

Трудовая мобильность женщин ниже мужской, стиль их поведения больше адаптационный. Важной жизненной сферой, в которой проявляется гендерное неравенство, является политика.
Очередная модернизация современной России обострила проблемы национальной идентичности и национального самосознания, обусловила актуальность социально-философской рефлексии феномена национально-этнического сознания, его структуры, динамики и значения деформации русского национального характера. Русский национальный характер рассматривался преимущественно в рамках гуманитарного и философского методов в изучении культуры.
В условиях бикультурализма, когда одна из культур (в данном случае - русская) является доминирующей, социализация представителей бурятского этноса, как

видно из воспоминаний, имела противоречивый характер. С одной стороны, вхождение в основные потоки городской жизни - это бесспорно позитивный

фактор, дающий им возможность осуществлять социальную мобильность и самореализовываться за пределами традиционного общества. С другой, - успешная социализация означала достижение ими определенных преимуществ ценой частичной или полной утраты традиционной этнокультурной идентичности.
Интеграция может проходить добровольно, когда когорты мигрантов покидают свои прежние места обитания и входят в новые культурные реальности. Другая возможность, – вынужденная интеграция, происходящая в случае аннексии или оккупации одной этнической территории другим этнополитическим режимом. Интеграция на частном уровне интерпретируется как большой поворот в жизни индивида во всех ее красках и богатстве. Это отличное поле для биографического метода. Каждая личность рассказывает свою уникальную историю, но, суммируя десятки из них, исследователь может увидеть основные модели культурных трансформаций переселенцев. Использование биографического метода позволяет выстраивать тесные связи с повседневной практикой, а также с образами мыслей, в которых простые люди – главные действующие лица процесса интеграции.
Государственные, административные и этнические границы играют существенную роль в формирова-

нии и последующей динамике национальной и региональной идентичности. В этом плане особое значение имеют такие характеристики границ, как их историческая зрелость и степень проницаемости, определяемая соотношением их барьерных и контактных функций. И с этой точки зрения очень показателен пример Псковской области, которая не только граничит с тремя молодыми государствами, но и располагает множеством внутренних историко-

культурных границ, оставленных в наследство бывшими политико-административными и этническими рубежами.
Что приносят с собой полиэтнические по своему составу миграционные потоки в ту среду, куда они прибывают? Какие отношения устанавливаются

между этническими мигрантами и населением?

Распространение ксенофобии и мигрантофобии, всплески интолерантности и агрессивности по отношению к мигрантам вообще и иноэтничным особенно. Рассмотрение характера отношений

(толерантности – интолерантности), возникающих в ситуациях контактов и социального взаимодействия этнических мигрантов и полиэтничной принимающей среды в Краснодарском крае.
В различных регионах бывшего Союза ССР он требует достаточно дифференцированного подхода и совершенно неодинаковых решений. Чем раньше это будет осознано властной элитой, и русской и эстонской, тем эффективнее будут результаты. Наш исторический опыт лишний раз говорит о емкости понятия “национальные меньшинства” и важности правильной, а значит, разноплановой и достаточно широкой интерпретации Декларации о правах этнических и религиозных меньшинств, принятой ООН.
Важным для формирования образа этнического мигранта представляет вопрос о том, в каком социальном контексте обычно упоминаются иммигранты в публикациях прессы. Оказалось, все контексты можно объединить в два взаимосвязанных тематических блока: а) этнические иммигранты и

неформальная экономика; б) этнические мигранты и криминальная экономика.
Таким образом, соотнесение разнообразных по форме и содержанию ситусноязыковых взаимодействий с их идеально-типическими образцами дает возможность заключить, что эти взаимодействия имеют весьма сложный и противоречивый характер. В настоящий момент как в большинстве обследованных ситусных групп, так и профессионально-деловой сфере в целом преобладает смешанный, транзитный (доиндустриально-индустриальный, традиционно-современный с элементами постиндустриализма и постмодерна) тип ситусно-лингвистических взаимосвязей.
В настоящее время в республике вопрос о языке оказался включенным в круг вопросов, связанных с проблемой модернизации и использования результатов научно-технического прогресса. Заметна и такая тенденция, как противодействие усилению роли доминирующего языка. Язык титульного этноса пытается (разумеется, благодаря его носителю) отстаивать право на развитие, а в

некоторых случаях и на существование. В первую очередь тревогу по этому поводу бьет национальная

гуманитарная интеллигенция, во-первых, потому что лучше знает положение дел, во-вторых, не без

опасения за свои профессиональные интересы. Та же тревога в известной степени может передаться

массовому сознанию, но для этого необходимо, чтобы острота данной проблемы не только достигла

определенной стадии, но и затронула жизненно важные интересы людей.


ТАБЛИЦА № 2


ГОД

ЧИСЛО ПУБЛИКАЦИЙ

2000 г.

5

2001 г.

8

2002 г.

5

2003 г.

11

2004 г.

10

2005 г.

12

2006 г.

5

2007 г.

12

2008 г.

10

2009 г.

17

2010 г.

9



ТАБЛИЦА № 3


ПРОБЛЕМА

ЧАСТОТА В ПРОЦЕНТАХ







Похожие:

Название статьи iconНазвание статьи
Название статьи: Яков Черняк: "60 параллель" проект многолетний, рассчитанный на развитие
Название статьи iconНазвание организации
РосГео) и Федерального агентства по недропользованию мпр россии (Роснедра) за заслуги в области науки, техники и организации геологоразведочного...
Название статьи iconНазвание статьи

Название статьи iconНазвание статьи

Название статьи iconНазвание статьи

Название статьи iconРеферат должен иметь титульный лист, на котором указывается название...
В процессе работы необходимо выписывать отдельные положения. Каждая выписка должна иметь точную ссылку на источник (автор, название...
Название статьи iconНазвание статьи: эти странные, странные, странные люди
Тема статьи классификация парономальных явлений в фантастике можно даже сказать попытка классифицировать их М. С. Нахмасоном (псевдоним...
Название статьи iconНазвание статьи
Динамика становления профессиональной идентичности студентов педагогического вуза
Название статьи iconНазвание статьи
Динамика становления профессиональной идентичности студентов педагогического вуза
Название статьи iconСтатьи
Использование проекционной техники при чтении доклада (да/нет) и программного обеспечения (название)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница