Пояснительная записка Цель освоения дисциплины




Скачать 215.84 Kb.
НазваниеПояснительная записка Цель освоения дисциплины
Дата публикации23.02.2013
Размер215.84 Kb.
ТипПояснительная записка
skachate.ru > Культура > Пояснительная записка


1. Пояснительная записка

1.1. Цель освоения дисциплины – дать научную теоретическую картину социально-педагогической действительности, способствовать становлению профессионального мастерства будущих специалистов

Задачи учебной дисциплины:

- сформировать у студентов общие представления о социально- педагогических теориях, месте и специфике социально-педагогической работы в разных сферах деятельности;

- выработать представление студентов о целях, содержании, методах, средствах и формах социально-педагогической работы с детьми, подростками и проблемными семьями;

- обеспечить формирование у студентов первоначальных умений и навыков осуществления профессиональной социально-педагогической работы.

^ 1.2. Место дисциплины в структуре ООП.

Дисциплина «Социальная педагогика» входит в базовую (общепрофессиональную) часть модуля «Теоретические и экспериментальые основы психолого-педагогической деятельности» (Б3, модуль 3.1.2.9).

Изучению курса предшествует изучение теории обучения и воспитания, истории педагогики и образования, социально-педагогической деятельности, практикум по социально-педагогическому проектированию. Успешное освоение курса позволяет перейти к изучению дисциплин модуля «Методики и технологии социально-педагогической деятельности» вариативной части профессионального цикла подготовки: методики и технологии работы социального педагога, методика формирования социальной активности учащегося.

^ 1.2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Дисциплина «Социальная педагогика»

входит в базовую часть профессионального цикла дисциплин (Б3);

индекс по учебному плану Б3 М3.1.2.9.

объем дисциплины __2_ зачетных единиц, 72 часов, из которых 36 часов аудиторной нагрузки, 36 часов – самостоятельной работы студентов.

Таблица: Структура, объем и виды учебной работы по дисциплине

^ Вид учебной работы по семестрам

Зачетные единицы⃰

Часы

Общая трудоемкость

2

72

Семестр ___3

Трудоемкость







^ Аудиторные занятия (всего)

1

36

В том числе:

Лекции

0,4

14

Лабораторные работы




Практические занятия / Семинары

0,4

14

КСР

0,2

8

Другие виды аудиторной работы







^ Самостоятельная работа (всего)

1

36

В том числе:

Работа с рабочими тетрадями







Подготовка к коллоквиуму







Подготовка к «круглым столам»







Работа над презентационными проектами по курсу







^ Вид итоговой аттестации - зачет




+




























^ 1.2.2. Междисциплинарные связи дисциплины с другими дисциплинами ООП

^ Наименование обеспечиваемых дисциплин

Индекс по учебному плану

Семестр

Раздел дисциплины (модуль/раздел/тема тематического плана)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Методики и технологии работы социального педагога

3.2.3.1.
















*
















Методика формирования социальной активности учащегося

3.2.3.2
















*
















Практикум по социально-педагогическому проектированию

3.2.3.8




*




























^ 1.3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Уровни освоения компетенций.

Ступеней уровней освоения компетенции  три.

Первый уровень пороговый. Он формируется из компонента «Репродуктивный». Оценивается как удовлетворительная оценка.

Второй уровень, продвинутый, он формируется из требований к компоненту «Продуктивный». Оценивается как хорошая оценка.

Третий уровень – высокий. Он формируется из компонента «Творческий». Оценивается как отличная оценка.

Таблица. Дескриптор уровней квалификационной подготовки специалиста

^ Знания (должен знать)

Репродуктивный З-1

Продуктивный З-2

Творческий З-3

Может осуществлять самостоятельные репродуктивные действия над знаниями путем самостоятельного воспроизведения и применения информации

Может воспроизводить и понимать полученные знания, самостоятельно систематизировать их, т.е представлять знания в виде элементов системы и устанавливать взаимосвязь между ними, продуктивно применять в отдельных случаях

Может самостоятельно извлекать новые знания из окружающего мира. Творчески их использовать для принятия решений в новых нестандартных ситуациях



^ Умения(должен уметь)

Репродуктивный У-1

Продуктивный У-2

Творческий У-3

Умеет самостоятельно выполнять действия по решению типовых задач, требующих выбора из числа известных методов, в предсказуемых ситуациях

Умеет самостоятельно выполнять действия по решению нестандартных задач, требующих выбора на основе комбинации известных методов, в предсказуемых ситуациях

Умеет самостоятельно выполнять действия, связанные с решением исследовательских задач, творческое использование технологий



^ Владения(должен владеть)

Репродуктивный В-1

Продуктивный В-2

Творческий В-3

Владеет понятийным и категориальным аппаратом дисциплины, навыками работы с Учебно- методической и научной литературой.

Владеет технологиями выполнения практических и научно-исследовательских заданий

Владеет навыками самостоятельного поиска, обработки и использования различных типов информации

^ Компетенции выпускника в дисциплине, требования к уровню их освоения.

Содержание компетенции

Требования к уровням освоения ⃰


Знает

(З-1, З-2, З-3)

Умеет

(У-1, У-2, У-3)

Владеет

(В-1, В-2, В-3)

способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды

- основные теоретические подходы к определению статуса социальной педагогики как области научного знания;

- объектно – предметную область социальной педагогики;

- понятийный аппарат науки «социальная педагогика», ее основные понятия и категории;

- принципы социально-педагогической деятельности;

- основные психологические, социологические, социально-педагогические теории процесса социализации;

- общую характеристику, институты, агентов, среду, механизмы, факторы процесса социализации;

- теорию процесса социального воспитания;

- субъектов социального воспитания: государство, образование, семью, религию, коллективы, общественные объединения и организации;

- возрастные особенности социального развития человека на протяжении жизни;

- норма и отклонения в процессе социального развития;

- социальная дезадаптация: типы, виды, степень;

- оперировать понятиями в области профессиональной социально-педагогической деятельности;

- осуществлять анализ социально-педагогических теорий;

- обобщать опыт социально-педагогической деятельности по решению социально-педагогических задач;

- осуществлять диагностику процессов социального воспитания, социализации, социального развития личности;

- определять стратегии социально-педагогической деятельности в контексте процессов социального воспитания, социального развития, социализации личности;

- определять типы, виды, степень социальной дезадаптации;

понятийно - терминологическим языком в области профессиональной социально-педагогической деятельности;

- теоретическими основами для проектирования социально-педагогической деятельности;

- методами теоретического анализа отдельных понятий в области социальной педагогики и логическими операциями с ними;

- методами обобщения практики социально-педагогической деятельности;

- методами диагностики процессов социального воспитания, социального развития, социализации личности;

- методами диагностики социальной дезадаптации.

владеет моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3);

способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики

способен вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социо-культурной ситуации развития

способен принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач

готов к организации мероприятий по развитию и социальной защите обучающегося

способен к выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся







^ 2. Содержание дисциплины по разделам (модулям1)

Модуль 1Социальная педагогика как наука и сфера практической деятельности

Раздел 1. Объект и предмет исследования социальной педагогики. __

^ Содержание раздела: Социальная педагогика - определение, предмет, объем, функции, прикладные задачи. Основные понятия социальной педагогики: социальное воспитание, социальная среда, социализация личности, ресосоциализация, социальная адаптация/ дезадаптация, перевоспитание, реабилитация, коррекция. Философские, этические, этнографические, историко-культурные, социологические, медико-психологические истоки социальной педагогики. Социальная педагогика как интегративная отрасль знания. Место социальной педагогики в структуре педагогических дисциплин.

^ Раздел 2. Категории и принципы социальной педагогики

Содержание раздела: Понятийно-категориальный аппарат социальной педагогики. Социальное воспитание, социальное обучение, социальное образование, социальное развитие. Социально-педагогическая деятельность и ее виды. Социально-педагогический процесс и его основные этапы. Принципы социальной педагогики: природосообразности, культуросообразности, дополнительности, гуманизма, индивидуальной обусловленности, социальной обусловленности, средовой обусловленности, взаимосвязи профессионализма и эффективности социально-педагогической деятельности

^ Раздел 3. Норма и отклонение от нормы в социальной педагогики

Содержание раздела: Сущность понятий «норма» и «отклонение от нормы», их значение в социальной педагогике. Физические, психические. Педагогические и социальные отклонения от нормы, их причины и влияние на процесс социализации

^ Раздел 4. Социализация как социально – педагогическое явление

Содержание раздела: Социализация как социально-педагогическое явление. Сущность и понятие социализации. Этапы, агенты, средства, механизмы социализации. Соотношение социализации и воспитания: общее и различное. Процесс социализации и его структура. Социально-педагогические механизмы управления социализацией. Человек как объект и субъект социализации. Естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические задачи социализации. Человек как жертва процесса социализации. Человек как жертва неблагоприятных условий социализации. Социально-педагогическая виктимология. Виктимность, виктимогенность, виктимизация.

^ Раздел 5. Семья как первичный институт социализации личности

Содержание раздела: Определение и правовой статус семьи. Семья как социальный институт, как малая социальная группа, как социально-психологическая общность, как инструмент воспитания. Характеристика семьи. Социально-педагогические функции семьи. Типы семей, их структура и ценностные ориентации. Социальные проблемы современной семьи. Проблемы дестабилизации семьи и причины их возникновения: кризисное состояние общества, урбанизация, юношеский шовинизм, маскулинность и феминность, нарушение норм нравственности. Основные направления укрепления семейных отношений: эффективная реализация норм Семейного кодекса РФ, этика семейных отношений, выполнение родительских функций, подготовка к браку и семейной жизни, активная социальная работа по укреплению брачно-семейных отношений.




^ Модуль 2. Девиации как социально-педагогическая проблема

Раздел 1. Типы, причины девиантного поведения детей и подростков

^ Содержание раздела: Девиантное и дилинквентное поведение человека. Факторы, влияющие на формирование девиантного поведения детей и подростков. Особенности содержания, форм и методов социального воспитания в школе. Социально-педагогическая служба школы, её назначение. Основные задачи социального педагога школы. Типовые технологии деятельности социального педагога образовательного учреждения: изучение социально-педагогических проблем учеников, семей «группы риска» и их диагностика; социально-педагогическая работа с детьми и подростками отклоняющегося поведения; взаимодействие с семьями при решении социальных проблем детей; защита прав ребёнка; обеспечение взаимодействия школы, семьи и специальных учреждений при решении социальных проблем ребёнка; помощь классным руководителям и классным воспитателям при решении социальных проблем ребёнка и его семьи.

^ Раздел 2. Социально-педагогическая деятельность с подростками с отклоняющимся поведением

Содержание раздела: Социально-педагогическая деятельность по профилактике девиантного поведения детей и подростков: задачи, содержание, методы и формы работы. Социально-педагогическая реабилитационная деятельность социального педагога с лицами девиантного поведения: задачи, содержание, методы и формы работы.

^ Раздел 3. Социально-педагогическая деятельность с детьми. оставшимися без попечения родителей

Соедржание раздела: Опека и попечительство. Категории детей, нуждающихся в опеке и попечительстве. Социально-педагогическая деятельность при усыновлении ребёнка. Система государственного попечения детей-сирот: временная приёмная семья, патронатная семья, приют, дом ребёнка, детский дом, школа-интернат. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях попечения детей.


^ 3. Методические рекомендации для преподавателя

Рекомендуются следующие формы проведения занятий:

- традиционные лекции – темы: Объект и предмет исследования социальной педагогики; Основные понятия социальной педагогики; Социально-педагогический процесс и его основные этапы.

- лекции с элементами дискуссии - темы: Социальные проблемы современной семьи; Основные направления укрепления семейных отношений; Особенности содержания . форм и методов социального воспитания в школе.

- семинары традиционные – темы: Предмет и задачи социальной педагогики; Государственная семейная политика

- семинары «круглый стол» - темы: Категории и принципы социальной педагогики; Наркомания как форма отклоняющегося поведения несовершеннолдетних.

- деловая игра – темы: Детский алкоголизм как социально-педагогическая проблема;

- дискуссия – темы: Бродяжничество, вандализм, граффити – формы отклоняющегося поведения несовершеннолетних; Семья – главный институт социализации личности.


  1. ^ Общие методические рекомендации для студентов

Итоговая оценка студента складывается из участия его в лекционных и семинарских занятиях, выступлений и дополнений на семинарских занятий, выполнении заданий по самостоятельной работе, выполнении контрольных работ

Типы контроля:

  • ^ Текущая аттестация

Основные формы: устный опрос, письменные задания, контрольные работы.

  • Итоговая аттестация по дисциплине – зачет


Задания для самостоятельной работы студентов

Темы рефератов по дисциплине
1.      Связь школы с окружающей средой как педагогический принцип и проблема.

2.      Социально-педагогическая диагностика учащихся в школе.

3.      Изучение семьи социальным педагогом.

4.      Социально-педагогический паспорт школы, микрорайона.

5.      Классификация и общая характеристика социально-педагогических технологий.

6.      Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков.

7.      Диагностика социально-педагогической запущенности детей.

8.      Социально-педагогическая поддержка детей и подростков группы риска.

9.      Технология социально-педагогической помощи семье.

10.  Социально-педагогическая работа в реабилитационных центрах для подростков.

11.  Профилактика алкоголизма детей и молодежи.

12.  Социально-педагогические меры предупреждения сексуальной распущенности подростков.

13.  Социально-педагогическая помощь детям с особыми нуждами (инвалидам).

14.  Технология социально-педагогического просвещения подростков для предупреждения кризисных ситуаций.

15.  Работа с запущенными детьми и подростками.

16.  Социально-педагогические методы работы в медицинских учреждениях.

17.  Социально-педагогическая работа с наркозависимой молодежью.

18.  Социально-педагогическая работа в специальных школах (для несовершеннолетних правонарушителей).

Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.


  1. Каковы, на ваш взгляд, основные социально-педагогические проблемы семьи.

  2. Проанализируйте особенности социально-педагогической деятельности с различными категориями семей.

  3. Выделите и сравните основные формы социально-педагогической помощи семье.

  4. Дайте определение и сравните понятиям «опека» и «попечительство».

  5. Перечислите основные категории детей, нуждающихся в опеке и попечительстве.

  6. Кого относят к категории детей с особыми нуждами как объекту социально-педагогической работы?

  7. Раскройте содержание социально-педагогической деятельности с разными категориями детей с особыми нуждами в условиях специального образовательного учреждения

  8. Что понимается под отклоняющимся, а так же социально негативным (девиантным ) поведением человека?

  9. Назовите и дайте характеристику основных групп факторов, обуславливающих формирование социально-негативного поведения детей и подростков.

  10. Проанализируйте роль семьи в формировании социально-отклоняющегося поведения детей и подростков?

  11. Назовите основные направления педагогической деятельности по профилактике и преодолению девиантного поведения детей и подростков?

  12. Раскройте содержание педагогической деятельности, направленной на повышение воспитательной роли семьи в предупреждении и преодолении отклоняющегося поведения детей.

  13. Каковы особенности взаимодействия Отдела по делам несовершеннолетних с социальной службой при решении проблем защиты прав ребёнка?

  14. Каковы особенности взаимодействия Отдела по делам несовершеннолетних с социальной службой при работе с семьями «группы риска»?

  15. Каковы особенности деятельности социального педагога с родителями, лишённых родительских прав?

  16. Дайте характеристику социально-педагогической службе школы, её назначению.

  17. Проанализируйте основные задачи социального педагога школы?

  18. Раскройте и проанализируйте основные технологии деятельности социального педагога образовательного учреждения с семьями «группы риска».

  19. Раскройте и проанализируйте основные технологии деятельности социального педагога образовательного учреждения при защите прав ребёнка.

  20. Каково социально-педагогическое назначение социального педагога учреждения здравоохранения?

  21. Каковы особенности деятельности социального педагога в стационарном детском лечебном учреждении?

  22. Каковы педагогические аспекты деятельности социального педагога в медицинских учреждениях тяжёлой (хронической) патологии, в хосписах.

  23. Охарактеризуйте основные элементы системы специальных учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей.

  24. Выделите и охарактеризуйте основные цели, задачи и технологии индивидуальной и коллективной работы по социальной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей.

  25. Охарактеризуйте преступность как социально-педагогическое явление.

  26. Раскройте сущность понятия «пенитенциарная (исправительная) педагогика» и её основных задач.

  27. Назовите и дайте характеристику основных принципов перевоспитания правонарушителей.

  28. Перечислите и проанализируйте основные социальные и психолого-педагогические особенности различных групп осуждённых.

  29. Дайте общую характеристику исправительного процесса осуждённых.

  30. Каковы основные направления воспитательной работы с осуждёнными?

  31. Дайте характеристику основных средств перевоспитания отбывающих наказание.

  32. Назовите основные методы и формы перевоспитательной работы в условиях пенитенциарного учреждения.

  33. Что понимается под педагогической культурой социального педагога?

  34. Проанализируйте взаимосвязь социально-педагогической культуры с профессиональным мастерством?

  35. Назовите и дайте характеристику основных компонентов структуры социально-педагогической культуры специалиста.

  36. Назовите и дайте характеристику основных сфер проявления социально-педагогической культуры человека.


^ 5. Лабораторные работы

Не предусмотрены учебным планом


  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Наличие лаборатории социально-педагогических исследований с телевизором и видеоаппаратурой;

Наличие на кафедре ноутбука и проектора.

На кафедре собрана фильмотека - художественные фильмы социально-педагогической проблематики: «Пацаны», «Итальянец», «Класс», «Все умрут, а я останусь» и др.

Документальные видеофильмы о беспризорниках, семейном неблагополучии, жестоком обращении с детьми, раннем материнстве, профилактике социального сиротства и др.

  1. Рекомендуемая основная литература




    1. Социальная педагогика: Курс лекций/Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М.: ВЛАДОС, 2006

    2. Мудрик А.В. Социальная педагогика / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд. - М.: Академия, 2007.-200с.

    3. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики. - М.: Академический проект, Екатеринбург, 2002. - 416 с.



  1. Рекомендуемая дополнительная литература

1.Бочарова В.Г.Социальная педагогика. – М., 1994.

2. Загвязинский В.И. Метология и методика социально-педагогического исследования. – М., 1995

3. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учебное пособие. – М., Академия, 2003

4. Липский И.А. Социальная педагогика. Методологический анализ:Учебное пособие. – М.: Сфера, 2004

5. Личность и факторы ее социализации: семья, коллектив, образование, культура. – Н.Новгород, 1995

6. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: Учебное пособие. – М., Академия, 2003

7. Максимова Н.Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних: Учебное пособие. – Р н/Д: Феникс, 2000

8. Мардахаев Л.В. Введение в социальную педагогику. – М., 1996

9. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – М., 1997

10. Нагавкина Л.С.и др. Социальный педагог: введение в должность – СПб: КАРО, 2002

11. Никитина Л.Е. Социальная педагогика: вопросы теории и практики. – Ярославль, 2001.

12.Никулина О.М. , Смотрова Л.Н. Социальная педагогика: конспект лекций. – М. Высшее образование,2007. -256с.

13.Олиференко Л.Я. и др. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. – М., Академия, 2002

14.Семенов В.Д. Социальная педагогика: история и современность. – Екатеринбург, 1995.

15.Социальное воспитание учащихся: основные теоеретические положения /Под ред. Б.П. Битинаса, В.Г. Бочаровой. – М., 1990

16.Социальная дезадаптация: нарушение поведения детей и подростков. – М., 1996

17.Социальная защита детства: Конспект лекций. - Глазов:Изд.цент ГГПИ, 2004.

18.Социальная педагогика: Практическое пособие/Сост. Л.А. Штыкова, Л.Л. Проказова - Глазов:Изд.цент ГГПИ, 2007.- 112с

19.Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога. – М.: Академия, 2001

20.Яркина Т.Ф. Социальная педагогика и социальная работа в контексте международного сотрудничества. – М., 1998



1

Похожие:

Пояснительная записка Цель освоения дисциплины iconПояснительная записка Цель и задачи дисциплин Цель освоения дисциплины
Цель освоения дисциплины – формирование у студентов знаний об особенностях основной образовательной программы дошкольного образования...
Пояснительная записка Цель освоения дисциплины iconПояснительная записка Цель и задачи изучения дисциплины: Целями освоения...

Пояснительная записка Цель освоения дисциплины iconПояснительная записка Цель изучения дисциплины : Целями освоения дисциплины «Иностранный язык»
Программа призвана обеспечить единство образовательного пространства на территории Российской Федерации в рамках первой ступени высшего...
Пояснительная записка Цель освоения дисциплины iconПояснительная записка Цель и задачи изучения дисциплины Цели освоения...
Создать у бакалавров адекватное представление о задаче и ее решении вообще, а также о решении профессионально-педагогических задач...
Пояснительная записка Цель освоения дисциплины iconПояснительная записка Цель и задачи изучения дисциплины. Цель изучения...

Пояснительная записка Цель освоения дисциплины iconПояснительная записка Актуальность социальной защиты детей, семьи...
Цель и задачи изучения дисциплины Цель изучения дисциплины: ознакомление с законодательными, нормативно
Пояснительная записка Цель освоения дисциплины iconПояснительная записка Цель и задачи изучения дисциплины Дисциплина «Математика»

Пояснительная записка Цель освоения дисциплины iconПояснительная записка Целями освоения дисциплины, соотнесёнными с...

Пояснительная записка Цель освоения дисциплины iconПояснительная записка Цель и задачи изучения дисциплины Программа...

Пояснительная записка Цель освоения дисциплины iconПояснительная записка 1
Цель и задачи изучения дисциплины, соотнесенные с общими целями основной образовательной программы

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница