А. В. Бузгалин Будущее коммунизма




НазваниеА. В. Бузгалин Будущее коммунизма
страница1/9
Дата публикации21.02.2013
Размер1.63 Mb.
ТипКнига
skachate.ru > История > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
А.В.Бузгалин

Будущее коммунизма


Автор предлагает для дискуссии свои ответы на наболевшие вопросы социалистической теории и социалистического движения, анализируя глобальные противоречия современной эпохи, которые не может разрешить постклассический капитализм; соотношение революции и реформ, рынка и социализма; новую социальную базу коммунистического движения; возможность победы социализма в одной стране, формы организации, возможную стратегию и тактику левых сил на рубеже третьего тысячелетия и т.д.

Главная задача книги - показать, что и как могут сделать левые, чтобы достойно встретить исторический вызов XXI века. Не претендуя на окончательные суждения, А.В.Бузгалин выдвигает гипотезы и ставит вопросы, желая внести свой посильный вклад в решение проблем, связанных с современным кризисом социализма.

^ Книга ориентирована на активистов левых политических партий, общественных организаций, спациалистов-обществоведов.
Содержание


К читателю

2

1.Кризис практики и теории социализма

2

^ 2. Коммунистическое будущее рождается сегодня...

4

2.1. Конец II тысячелетия и предпосылки коммунизма: человечество на пути к новому качеству общественного производства

5

2.2. Конец II тысячелетия и предпосылки коммунизма: противоречия отчуждения и перспективы освобождения труда

8

2.3. Конец II тысячелетия и предпосылки коммунизма: глобализация противоречий мирового сообщества и предпосылки нового интернационализма

13

2.4. Конец II тысячелетия: основные черты рождающегося коммунизма

15

^ 3. Социализм: противоречия, движущие силы и стратегия преобразований

20

3.1 Социализм как переходная эпоха

20

3.2. Социальная база и движущие силы социалистических преобразований

26

3.3. Стратегия социалистических преобразований: задачи и средства их решения

31

^ 4. Россия в пост-"социалистическом" мире: объективные

условия и стратегия борьбы за социализм

41

4.1. Крах "реального социализма": причины и последствия;

сущность и модели современных трансформаций

41

4.2 Россия: специфика трансформационных процессов и сценарии будущего

51

4.3. Демократические левые России: программные ориентиры

58

4.4. Типологизация левых сил в России и ближайшие задачи сторонников коммунистического обновления

62


^ К читателю
Жанр текста, который Вы сейчас держите в руках, с трудом поддается однозначной квалификации. Пожалуй, точнее всего его можно определить как программно-идеологический. Написанных в этом жанре брошюр в последние годы появилось великое множество. Данную работу отличает, пожалуй, только то, что она выражает в концентрированном виде ряд выводов теоретических (если угодно, академических) работ автора и его коллег - прежде всего А.И.Колганова, непосредственно участвовавшего в разработке основных положений этого материала, - и имеет достаточно определенного адресата: тех, кому дороги ценности демократии и социализма, кто ищет пути обновления социалистической и коммунистической теории, кто уже включен в деятельность международной ассоциации “Ученые за демократию и социализм”, кто, возможно, хотел бы с нами сотрудничать и спорить в будущем.

Эта работа - отнюдь не законченный трактат. Скорее, это объект для критики, провокация на полемику, диалог, основа будущей фундаментальной книги; иными словами, это один из промежуточных результатов длительных поисков новой теории и стратегии коммунистического движения на пороге ХХI века, продолжающий ряд предыдущих публикаций (Трагедия социализма /М., 1992/; Белая ворона /М., 1993/; ХХI век: ренессанс социализма /М., 1993/; Социализм: уроки кризиса /Альтернативы, 1994, № 2/).

Не претендуя на окончательные суждения, автор лишь выдвигает гипотезы и ставит вопросы, желая внести свой посильный вклад в решение проблем, связанных с современным кризисом социализма, приглашает читателя к полемике, диалогу и будет рад любым критическим замечаниям, особенно со стороны тех, для кого (как и для него) коммунистическое движение не только объект для изучения, но и главное дело жизни.

^ 1.Кризис практики и теории социализма
Последнее столетие второго тысячелетия, особенно глобальные изменения в конце нашего века, обнаружили всю глубину противоречий социализма как практики и как теории. И в тоже время вся история XX века - это история мучительного поиска социалистической альтернативы старому миру.

Социализм и его кризис - это важнейшее явление общественной практики ХХ века: от социалистических революций начала века к первому массовому опыту социалистических преобразований в Росии, массовому рабочему и национально-освободительному движению, бурной экспансии "социализма" в 50-60-е, застою 70-х и глобальному кризису (но не всеобщему краху) на рубеже 90-х. Выход из Первой мировой войны и победа во Второй, первый человек в космосе и миллионы людей, пытавшихся самостоятельно, на деле, созидать новое общество - это практика социализма. Сотни тысяч замордованных в ГУЛАГах, превращение миллионов граждан в полукрепостных, физическое уничтожение выдающихся ученых и общественных деятелей - это тоже практика "социализма". И в завершение - брежневская агония и бесславный конец и СССР, и "мировой социалистической системы". Ныне только мутации социализма (рыночные - в Китае и Вьетнаме, тоталитарные - в Северной Корее), да попытки уйти от системного кризиса на Кубе вкупе с качественно ослабевшими (по сравнению с серединой столетия) коммунистическими и социалистическими партиями напоминают о попытках обеспечить к ХХI веку торжество социализма на планете Земля. Но конец ли это социализма как реального общественного движения?

Социализм и его кризис - это важнейшее явление общественной мысли ХХ века. Поиск теоретической модели преодоления отчуждения, эксплуатации, несправедливости - это едва ли не главный нерв духовной жизни столетия: от полуэмпирических обобщений опыта борьбы Ленина и Каутского до отвлеченных размышлений Грамши и Сартра; от вдохновенного бунтарства Че Гевары до непротивленчества Ганди. А рядом с этим догматизм и интеллектуальный террор ждановщины и сусловщины, застой в теоретической жизни большинства западных коммунистических и социалистических партий, а в конце века - нарастающее интеллектуальное отставание левых в явном и неявном споре с буржуазной мыслью.

Да, опыт XX столетия доказал: ни на практике, ни в теории господствовавшие доныне версии социализма, несмотря на временные (пусть даже измеряемые десятилетиями) успехи, не способны решить задачи перехода от капиталистического общества к новому, социалистическому - более эффективному, более справедливому и гуманному, более демократическому, чем господствующая доныне система капитализма. Вкупе с распадом "социалистической системы” и ослаблением левых во всем мире это - важнейшие свидетельства глубокого кризиса практики социализма в конце XX века. Но это не крах, а именно кризис, ибо сегодня мы имеем потенциал его преодоления: как негативный - преодоление сталинизма, так и позитивный - требующий своего осмысления, бесценный, героический и трагический опыт борьбы за социалистические преобразования.

Для преодоления системного кризиса социализма нам как воздух нужны новая теория и стратегия. Отсутствие по-настоящему новых левых идей, достойно отвечающих на вызов третьего тысячелетия, идей, сравнимых по своему масштабу и глубине с теоретическими достижениями марксизма начала XX века, является фактом. Нынешняя левая мысль неспособна адекватно отобразить качественные сдвиги в современном мире и дать научное обоснование новой стратегии социалистических сил - это свидетельство кризиса социализма как теории, но не его “краха". В тюрьмах и университетских аудиториях теоретики левого движения накопили достаточно новых гипотез, чтобы совершить интеллектуальный прорыв в будущее. Дело за “малым”: волей и талантом теоретиков и практикой нового массового социалистического движения.

Преодоление кризиса социализма на рубеже третьего тысячелетия требует от нас диалектической критики и наследования достижений прошлого, что позволит сделать еще один шаг к поиску новой теории и практики социалистических и коммунистических преобразований.

Мы должны найти новые ответы на старые вопросы (В чем сущность кризиса современного буржуазного общества и каковы ныне объективные и субъективные предпосылки социализма? Революция или реформы - оптимальный путь к новому обществу? Возможно ли движение по социалистическому пути в отдельной стране? Рынок или демократическое планирование есть ключ к новому обществу? Какова главная движущая сила социалистических преобразований: по прежнему класс наемных рабочих?..), но для этого, как ни парадоксально, и сами вопросы должны измениться. Иначе - вялые дискуссии едва ли не полувековой давности между сталинистами, социал-демократами, троцкистами и "новыми левыми", превратившимися в стариков... Следовательно, нам нужны и новые вопросы. иными словами, нам нужна новая теория, обосновывающая стратегию, программу-максимум социалистов и коммунистов на первые десятилетия ХХI века.

Сегодня нам, социалистам и коммунистам, нужна программа-минимум, способная в самом ближайшем будущем выразить важнейшие интересы трудящихся, "задеть их за живое", пробудить от спячки, развеять их надежды на "доброго царя", вселить в них веру в собственные силы. А для этого необходим не очередной набор обещаний (изберите нас сегодня, а завтра мы, получив власть, просыплем на Вас манну небесную), а конкретный ответ на вопросы, что, и, главное, как они могут и должны сделать сами, чтобы защитить свои собственные экономические, социальные и политические интересы, нравственные и идейные ценности. Нам необходимо понять, как должны измениться объективные условия, что должны сделать сторонники социализма, чтобы такая постапновка вопроса нашла отклик у самих трудящихся и, более того, была ими инициирована.

Сегодня нам нужна организация, способная соединить теоретическую работу по поиску новой стратегии с практической каждодневной работой по поддержке ростков самоорганизации трудящихся и граждан, их борьбы за социалистические преобразования.

Есть ли у левых для этого достаточный человеческий, интеллектуальный, материальный потенциал? На этот вопрос ответ даст только серьезный анализ уроков международной борьбы за социализм, критическая интеграция достижений мировой теории социализма, а главное - практика работы и борьбы социалистов и коммунистов России и других стран.

Мы, ученые, можем и должны проделать такой анализ, показав объективные возможности и трудности рождения нового социалистического и коммунистического движения, указав на возможные контуры его программ - как стратегических, так и тактических - на рубеже третьего тысячелетия.

Эта задача поистине фундаментальна и сложна; мы не претендуем на ее окончательное решение; но мы включаемся в международный поиск и делаем один из шагов по этому пути, соединяя в своих тезисах то, что на наш взгляд, может и должно быть сохранено из достижений прошлого, предлагая новые гипотезы для обсуждения.
^ 2. Коммунистическое будущее рождается сегодня...
Вторая половина XX века, поставив человечество на грань ядерной и экологической катастроф, поманив достижениями научно-технической революции и столкнув к реалиям непрерывных "локальных" войн, породив массовые демократические и социалистические движения, заставила левых по-новому взглянуть на масштаб перехода к новому обществу. Не просто смена капиталистического общества социалистическим, но предсказанный Марксом переход от мира отчуждения, "царства необходимости", основанного на господстве материального производства и всесторонней эксплуатации человека, к "царству свободы" - миру культуры, творческого труда, свободного и гармоничного развития личности, т.е. к коммунистическому обществу - таков подлинный масштаб проблем, стоящих перед нами.

Какой может и должна быть стратегия левых, делающих первые шаги по решению этой задачи? Ответ на этот вопрос невозможен, если мы не поймем, какие именно противоречия современного мира не может решить постклассический капитализм и каковы материальные предпосылки коммунистического будущего.

Именно коммунистического, ибо, как это ни парадоксально, но принципиальные качественные изменения, позволяющие преодолеть противоречия современной эпохи, видятся, как правило, точнее, чем конкретные пути, стратегия и тем более тактика будущих преобразований. Так произошло с важнейшими чаяниями социалистов XIX века: восьмичасовой рабочий день, социальное обеспечение, всеобщее избирательное право и свобода деятельности массовых организаций трудящихся, крах колониализма и многие другие абстрактные, фундаментальные ценности, "мечты" стали в той или иной мере, в тех или иных формах реальностью XX века. Но то, как именно, где именно, в каких именно формах это произошло - здесь отличий от сделанных тогда прогнозов оказалось немало.

Именно поэтому наша первая задача - определение тех объективных условий, которые делают возможным и необходимым рождение нового общества, "снимающего" предысторию человечества.


^ 2.1. Конец II тысячелетия и предпосылки коммунизма: человечество на пути к новому качеству общественного производства.
Конец тысячелетия высветил в полной мере рубеж качественных изменений в общественной жизни человечества: рождение "постиндустриального" (информационного и даже "постэкономического") общества; "человеческая революция", "ноосфера" (или как минимум "устойчивое развитие") - с разных сторон общественная мысль подходит к пониманию этого факта. Мы на пороге скачка к новому качеству общественной жизни, и те страны и народы, те общественные системы, которые не найдут ответ на этот вызов, окажутся на пути к стагнации.

Каковы же те изменения в содержании труда, структуре общественного производства, “человеческом факторе” прогресса, отношениях общества и природы, которые делают возможным и необходимым преодоление границ нынешнего общества, образуют материально-технологические предпосылки коммунизма?

Сегодня мы можем утверждать, что важнейшие из таких предпосылок - это не просто рост обобществления труда и его производительности. Индустриальное производство, подчиняющее человека машине; концентрация и специализация производства, сохраняющие прежнее подчинение человека общественному разделению труда - адекватный базис капиталистической эксплуатации, порождающий массовый протест против нее, но не достаточный для развития нового общества на адекватном ему материальном базисе. Это положение подобно тому, как преимущественно ручной аграрный и ремесленный труд был базисом внеэкономического принуждения, порождал массовый протест против последнего, но обеспечил лишь зарождение буржуазных отношений, победа которых пришла только с индустриальной революцией.

В результате мы стали свидетелями “ловушки XX века": мир дозрел до протеста против мира отчуждения (и, в частности, капитализма), превращающего человека в раба корпораций, денег, бюрократии, массовой культуры. Но большинство не готово еще к самостоятельному созиданию нового общества, преодолевающего противоречия отчуждения. В то же время на протяжении того же XX века начали формироваться предпосылки преодоления этой "ловушки".

^ Первая и важнейшая из них - превращение творческого труда, новаторства в главный фактор прогресса. Описанные еще в классических марксистских работах процессы обобществления труда и роста его производительности привели к зарождению нового качества общественной деятельности (Маркс когда-то назвал это “уничтожением труда”). Слагаемые этого нового качества уже давно были предсказаны, а ныне подверждаются практикой.

Изменяется содержание труда: происходит постепенное вытеснение индустриального репродуктивного труда человека, как придатка машины, творческой деятельностью все более широкого круга людей: рабочий-новатор, ищущий инженер, программист, учитель, врач, ученый, художник, библиотекарь, воспитатель детского сада и миллионы подобных им “рядовых” творцов становятся главным богатством и движущей силой общественного прогресса.

Изменяется природа средств производства, предмета и результата труда: и первым, и вторым, и третьим становятся информация, культурные и природные ценности. Наиболее значимыми для прогресса оказываются качественно новые ресурсы: не прежние массовидные, воспроизводимые и ограниченные (металл и машины, одежда и пища), а всеобщие и одновременно уникальные (новые идеи, know how, биогеоценозы и т.п.).

Изменяется структура общественного производства. Доминантой, главным фактором прогресса становятся сферы где осуществляется не производство материальных, утилитарных благ, а творчество в широком смысле слова - образование и воспитание, наука и искусство, здравоохранение и образование, социальное творчество и новаторство, доступные каждому - от подростка, возрождающего школьное самоуправление, или рабочего, ищущего новые формы организации труда, до великого ученого или общественного деятеля, потрясающего, как Ленин, основы жизни целых поколений.

Вторая предпосылка преодоления “ловушки ХХ века” является прямым следствие изменений в качестве деятельности: на место рационального homo economicus, цели и стимулы труда которого подчинены соображениям выгоды, максимизации денежного, вещного богатства, приходит новый тип личности - homo creator, человек творческий, любящий и умеющий создавать новый мир.

Оставляя на время в стороне важнейший аспект - человек, его творчество как цель общественного развития - и анализируя homo creator лишь как ресурс прогресса, необходимо подчеркнуть: его труд обладает качественно более высокой производительностью. В тоже время главными для homo creator постепенно становятся такие стимулы и ценности, как творческое содержание труда, рост свободного времени, неотчужденные отношения в коллективе и все остальные слагаемые свободного, гармоничного и всестороннего развития личности. Вещное богатство оказывается в этом случае не более чем необходимой предпосылкой творческого труда, общения, отдыха. (Противоречия и проблемы этой трансформации очень живо и образно описаны А. и Б. Стругацкими в романе “Хищные вещи века”, а И.Ефремовым - в “Часе быка”)

Третья предпосылка создается в процессе рождения нового типа отношений человека и природы: из источника сырья биогеосфера превращается в культурную ценность, сохранение и воспроизводство которой становится важнейшей функцией общества и условием его прогресса. Уже в конце ХХ века человечество столкнулось с необходимостью и обрело возможность перехода от хищнического поглощения природных ресурсов к ноосферному типу развития (регулируемому воссозданию равновесия природной среды как культурной ценности, целенаправленному воспроизводству биогеоценозов при помощи человека). В качестве переходной формы может выбрана достаточно детально проработанная ныне модель устойчивого развития.

Четвертая предпосылка коммунистических преобразований, о которой было принято “забывать” в догматических марксистских теориях - культурное богатство, накопленное человечеством к концу второго тысячелетия. Культура как мир творческой деятельности человека (в единстве ее процесса, результатов, предпосылок) по сути дела совпадает с сущностью коммунистического (пост-экономического, неклассового, предполагающее свободное гармоничное развитие личности, доминирование творческого, превращающегося в потребность труда) общества.

Ныне культура человечества не только как никогда богата, но и потенциально доступна во всем ее богатстве (благодаря переходу к 40-дневной рабочей неделе, резкому росту уровня массового образования, развитию современных средств телекоммуникации и т.п.) “рядовым” трудящимся. Это значит, что каждый, имеющий ныне желание вступить с диалог с культурой, потенциально способен это сделать, что крайне важно, ибо без включения в этот диалог человек не может стать субъектом ни творческого труда, ни социального творчества, т.е. окажется в стороне от сознательного участия в коммунистических преобразованиях. В то же время, эта потенциальная возможность не сможет превратиться в действительность для масс трудящихся до тех пор, пока будет сохраняться духовный гегемонизм корпоративного капитала, прежде всего - воспроизводящая духовное потребительство массовая культура и воспроизводящая отчуждение большинства членов общества от творчества “элитарная” культура.

Итак, новое общество должно ответить на “вызов” III тысячелетия - обеспечить постепенное, нелинейное, но неуклонное движение человечества к доминированию мира культуры, творчества, доступного каждому; мира, в котором общество ответственно за воспроизводство природы. Индустриальная цивилизация, ориентированная на рост вещного богатства, исчерпывает свой потенциал. Это материальная, если угодно, технологическая предпосылка рождения коммунистического общества.

Опыт XX века доказал, что ни "постклассический капитализм", ни "реально существовавший социализм" не могут реализовать эту сверхзадачу, хотя обе системы показывают (пусть в превратных формах), что она может быть реализована.

Да, современный постклассический капитализм обеспечивает рост производительности труда, образования, утилизацию достижений новой волны НТР и даже частичное решение экологических проблем. Но это происходит только в развитых и некоторых новых индустриальных странах и в иррациональной форме. До половины затрат и ресурсов в этом обществе расходуется на вооружения и трансакционный сектор (а это бюрократический аппарат государства и корпораций, гигантская опухоль финансово-торгового капитала и тому подобные сферы, пожирающие не только 1/2 материальных и финансовых ресурсов, но и десятки миллионов наиболее высококвалифицированных работников); человека порабощают вещизм и массовая культура; 20% населения земли поглощает 80% всех природных ресурсов... А рядом 3/4 человечества, живущие на экологической свалке в условиях нищеты.

"Реально существовавший социализм", показав потенциал массового новаторства и энтузиазма, возможности подлинной культурной революции, преимущества долгосрочных программ для прорыва на передовых направлениях технологического развития, сам же задушил эти достижения. Бюрократия подчинила их своим целям и интересам, направив преимущественно на милитаристские цели. В конечном итоге “реальный социализм”, не обеспечив утилизации достижений новой волны НТР, пришел к краху.

Когда-то, в конце XIX века, мир, по точному определению Ф.Энгельса, подошел к уровню развития, обеспечивающему возможность удовлетворения утилитарных потребностей трудящихся и прогресса производства индустриальных стран без участия капитала, т.е. к потенциальной возможности социалистических преобразований (подобных возможности буржуазных преобразований в ряде стран Европы в эпоху Ренессанса). Сейчас, в конце XX столетия, уровень мирового технологического развития и объем общественного богатства достаточен (при условии отказа от его иррационального использования) не только для удовлетворения утилитарных потребностей большинства населения Земли, но и для опережающего развития культуры, высоких экологически чистых технологий и т.п. (эти условия подобны возможностям прогресса буржуазного общества в начале индустриальной революции XVIII - XIX веков).

Итак, рубеж XX/XXI веков - это период нарастания фундаментального противоречия: на одном его полюсе - объективная необходимость и возможность "прорыва" человечества к миру, где будут доминировать новые сферы жизнедеятельности, обеспечивающие рост творческого потенциала человека и воспроизводство природы как культурной ценности; на другом - система отношений корпоративного капитализма, навязывающая иррациональные формы и результаты этому объективному процессу. Разрешение этого противоречия, высвобождение материально-технологичесих предпосылок движения к новому качеству труда, человека, отношений общества и природы и переход к доминированию творческого труда и ноосферного типа развития - первая историческая задача коммунистических преобразований, которую не могли не смогут решить ни постклассический капитализм, ни “реальный” социализм.

На этом пути будущее общество должно будет решить и традиционную проблему дальнейшего роста производительности труда, но преимущественно за счет роста квалификации и новаторского потенциала работников, культурной (“человеческой”) и экологической революций, развития высоких экологически чистых технологий. Но еще более сложным будет радикальный структурный сдвиг. Если последнее столетие позволило свести аграрный сектор развитых стран к 5-10% населения, то задача будущих десятилетий - радикально сократить число занятых и объем ресурсов, используемых в материальном производстве, причем будущее общество должно это сделать не за счет продолжения нынешней иррациональной тенденции роста трансакционного сектора, милитаризма, паразитизма "общества потребления". Задача коммунистических преобразований - приоритетное развитие сфер, обеспечивающих творческий рост человека: образования и здравоохранения, науки и искусства, социального творчества и новаторства, общения и воспитания. Их прогресс сможет качественно изменить облик и резко сократить долю материального производства, как столетие назад прогресс индустрии радикально изменил облик и снизил удельный вес сельского хозяйства. На этой базе станут возможными новое качество труда, человека, отношений общества и природы.

Но чтобы эти качественные сдвиги в материально-технологической базе стали реальностью необходимо развитие новых общественных отношений.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

А. В. Бузгалин Будущее коммунизма iconКурсовая работа тема: «Политика “военного коммунизма”»
Экономико-технологический уровень общества и внутренняя логика развития политики «военного коммунизма» 14
А. В. Бузгалин Будущее коммунизма iconПлан реферата: Ситуация, сложившаяся в России, явившаяся предпосылкой...
Политика "военного коммунизма". Его отличительные стороны, сущность и влияние на социально-общественную жизнь страны
А. В. Бузгалин Будущее коммунизма icon«Отечественная история»
Данный вопрос «Гражданская война и политика «военного коммунизма в России» мне представляется как два взаимосвязанных последующих...
А. В. Бузгалин Будущее коммунизма iconКонкурс Компонент I – Проекты по Стратегическому Планированию
Общественное объединение “За будущее Житыкары”, г. Житикара, проект “Стратегия наше будущее”
А. В. Бузгалин Будущее коммунизма iconВ преддверии Президентских выборов прошел конкурс «Мы выбираем будущее»
«Мы выбираем будущее» в 2011/2012 учебном году, утвержденном решением Байкаловской тик 24. 08. 2011г. №34, на муниципальный этап...
А. В. Бузгалин Будущее коммунизма iconЭссе на тему: «Мы выбираем будущее»
Предлагаем Вашему вниманию эссе на тему «Мы выбираем будущее». Данное эссе написано жительницей села Кисловское Каменского района...
А. В. Бузгалин Будущее коммунизма iconГуманистический манифест педагогов
Ко всем, кто не остыл душой, кому дорого будущее наших детей, будущее нашей Родины, обращаемся мы!
А. В. Бузгалин Будущее коммунизма iconПрограмма для молодежи и школьников «Шаг в будущее »
...
А. В. Бузгалин Будущее коммунизма iconЦель пророческих предсказаний
Но из этого урока мы узнаем, что пророки предсказывали будущее не затем, чтобы просто оповестить о нем. Напротив, они стремились...
А. В. Бузгалин Будущее коммунизма icon«Будущее выбирает каждого из вас!»
«Будущее за нами! и «Я гражданин!» Данные конкурсы проводятся на территории района соответственно пятый и восьмой раз по инициативе...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница