Программа собеседования по дисциплине «история»




Скачать 99.68 Kb.
НазваниеПрограмма собеседования по дисциплине «история»
Дата публикации22.02.2013
Размер99.68 Kb.
ТипПрограмма
skachate.ru > История > Программа
МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»

(ФГБОУ ВПО «ВГСПУ»)
Факультет истории и права

«Утверждаю»

Ректор _________ Н.К. Сергеев

«____» ______________ 2012 г.

ПРОГРАММА СОБЕСЕДОВАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ»

Для поступающих на второй курс направления 050100 «Педагогическое образование», направления 050700 «Специальное (дефектологическое) образование», направления 050400 «Психолого-педагогическое образование» (дневное и заочное отделение)

Волгоград 2012 г.

Содержание
История как средство гражданского и патриотического самоопределения и развития ценностного отношения к духовным традициям народов России и как средство становления профессиональной компетентности. Периодизация истории России в контексте всемирной истории.

Средние века: Происхождение и значение понятия, периодизация. История Древней Руси (VI-XIV вв.) Арабо-мусульманский мир, Византийская и Западноевропейская цивилизации. Проблемы этногенеза восточных славян. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Хозяйство, общественный строй и культурное развитие восточных славян до образования Киевского государства. Этнокультурные и социально-политические процессы становления и развития русской государственности. Христианизация Руси в контексте всемирного социокультурного развития. Эволюция восточнославянской государственности, социально-политические изменения в русских землях в XI-XV вв.

Возрождение и гуманизм. Европа в XVI-XVII вв. Московское царство (XV – XVII вв.) Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования и развития единого российского государства. Возвышение Москвы. Политика московских князей в XV – XVI вв. Идеологическая преемственность мировой христианской цивилизации (теория «Москва – Третий Рим»). Смутное время. Россия в период царствования первых Романовых.

Понятие модернизации и «старый порядок» в Европе. Переход к новому времени. Век Просвещения. Российская империя в XVIII – начале XX вв. Модернизация и европеизация России. Реформы Петра I. Провозглашение России империей. Екатерина II. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Особенности и основные этапы экономического развития России. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX века и её вклад в мировую культуру.

Роль XX века в мировой истории. Понятие о новейшей истории. Кризис европейской цивилизации и альтернативные пути развития мировой истории. От России к СССР. Россия в начале XX в. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Социальная и политическая трансформация общества: Россия в условиях Первой мировой войны и общенационального кризиса, революция 1917 г., Гражданская война и интервенция. Социально-экономическое развитие страны в 1920-е гг. НЭП. Культурная жизнь.

СССР и мир в XX веке. Образование СССР. СССР на путях форсированного строительства социализма. СССР в системе международных отношений. СССР во второй мировой войне. Альтернативы мирового послевоенного развития. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. «Холодная война». Достижения советской науки и культуры, их всемирное значение.

Понятие об информационном обществе. Процессы глобализации и регионализации в современном мире. От СССР к России. СССР в середине 1960-80-х гг.: нарастание кризисных явлений. Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и её влияние на ход общественного развития. Советский союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Распад СССР. Становление новой российской государственности. Экономическая интеграция. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации. Реалии начала XXI века. Россия в современной системе международных отношений. Основные тенденции и противоречия внутренней и внешней политики России на современном этапе. Новые тенденции в культурном развитии.

^ Перечень вопросов для собеседования

по истории

для поступающих на 2 курс направления 050100 «Педагогическое образование», направления 050700 «Специальное (дефектологическое) образование», направления 050400 «Психолого-педагогическое образование» (дневное и заочное отделение)



  1. История как предмет изучения. Принципы и методы исторического познания.

  2. Формационный и цивилизационный подходы к анализу исторического процесса.

  3. Причины и последствия образования Русского государства.

  4. Внутренняя и внешняя политика киевских князей.

  5. Политическая раздробленность Русского государства: причины, особенности, последствия.

  6. Основные центры развития в период политической раздробленности. Владимиро-Суздальское княжество: социально-экономическое, политическое и культурное развитие.

  7. Основные центры развития в период политической раздробленности. Галицко-Волынское княжество: социально-экономическое, политическое и культурное развитие.

  8. Основные центры развития в период политической раздробленности. Новгородская феодальная республика: социально-экономическое, политическое и культурное развитие.

  9. Татаро-монгольское нашествие. Русские княжества в составе Золотой Орды: особенности социально-политического развития и управления. Последствия.

  10. Предпосылки, причины и особенности образования централизованного государства.

  11. Характеристика и итоги правления Ивана III, Василия III.

  12. Иван IV: альтернативное реформирование страны: «Избранная Рада» и опричнина.

  13. Основные направления внешней политики в XVI в.

  14. Смутное время в России: предпосылки, причины, этапы, последствия (XVII век.)

  15. Социально-экономическое и политическое развитие России в XVII в. Соборное Уложение 1649 г.

  16. Городские и крестьянские движения XVII века.

  17. Внешняя политика XVII века.

  18. Исторические предпосылки российской модернизации XVIII в. Реформы Петра I.

  19. Россия в эпоху дворцовых переворотов: внутренняя и внешняя политика.

  20. Политика «просвещённого абсолютизма».

  21. Социально-экономическое развитие России во второй половине XVIII в.

  22. Основные направления внешней политики России в XVIII в.

  23. Александр I: характеристика правления.

  24. Движения и восстание декабристов (идеология, организации).

  25. Внутренняя политика Николая I: реформы М. Сперанского, Е. Канкрина, П. Киселёва.

  26. Буржуазные реформы 60-70-х гг. XIX века: крестьянская, земская, судебная, городская, военная, реформа образования. Значение реформ.

  27. Внешняя политика России во второй половине XIX века.

  28. Особенности социально-экономического развития Российской империи в к. XIX - н. XX вв.

  29. Революция 1905 – 1907 гг.: причины, участники, ход, итоги, значение. Формирование первой российской многопартийности.

  30. Реформы П. А. Столыпина.

  31. Россия в Первой мировой войне.

  32. Февральская революция: причины, повод, участники, ход, итоги

  33. Октябрь 1917 г. II Съезд Советов и его решения.

  34. Гражданская война и иностранная интервенция в России: причины, участники, ход, итоги. Политика «военного коммунизма»

  35. Новая экономическая политика (НЭП).

  36. Сталинская модернизация экономики страны (индустриализация, коллективизация сельского хозяйства).

  37. Великая Отечественная война: этапы, основные события, итоги и уроки.

  38. Социально-экономическое и политическое развитие СССР в 1945 – 1953 гг.

  39. Внешняя политика СССР в 1945 – 1953 гг.

  40. Социально-экономическое развитие и политическое развитие СССР в 1953 – 1964 гг.

  41. Внешняя политика СССР в 1953 – 1964 гг.

  42. Социально-экономическое и политическое развитие СССР в сер.1960-х – сер. 1980-х гг. Реформы 1965 г. Конституция 1977 г.

  43. «Перестройка» экономической и политической системы СССР в 1985 – 1991 гг.

  44. Становление новой государственности в России в 90-х гг. XX века.



^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

рекомендованный для подготовке к собеседованию по истории.


  1. История России (IX – нач. XXI вв.): учебник по дисциплине «Отечественная история» для студентов вузов, обучающихся по неисторическим специальностям / С.Н. Полторак, А.Ю. Дворниченко и др. - М., 2006. (Допущено МО РФ)

  2. История России: учебник / Орлов А.С., Георгиев В.А., Сивохина Т.А. – М, 2007. (Рекомендовано УМО)

  3. История России: учебное пособие / Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. - М., 2007.

  4. История России: Учебное пособие / под ред. Л.Н. Семенниковой. – М., 2006.

  5. Фортунатов В.В. Отечественная история для гуманитарных вузов. - СПб., 2007-2010. (Допущено МО РФ)

  6. История России: IX-XXI века. От Рюрика до Путина [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманит. специальностям / отв. ред. Я.А. Перехов. – 4-е изд., доп. и перераб. – М.: МарТ, 2007. – 681 с. (Рекомендовано МО РФ.)

  7. История России в схемах [Текст]: учеб. пособие / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Ист. фак. – М.: Проспект, 2008. – 303 с.


Критерии оценки знаний и умений абитуриентов поступающих на 2 и последующие курсы на собеседовании по истории направления 050100 «Педагогическое образование», направления 050700 «Специальное (дефектологическое) образование», направления 050400 «Психолого-педагогическое образование»

(дневное и заочное отделение)

Ответ оценивается по следующим критериям:

– изложение необходимого фактического материала в рамках предложенного задания (в соответствии с программой);

– умение грамотно составить развернутый план своего ответа;

– изложение материала в соответствии с предложенным планом;

– точность в использовании исторических терминов, понятий;

– рассмотрение раскрываемого вопроса в контексте всемирной истории и истории России указанного периода;

– анализ исторических фактов, выделение причинно-следственных связей;

– умение ориентироваться в исторической хронологии;

– умение ориентироваться в историческом пространстве;

– системная аргументация оценок исторических событий, явлений, личностей;

– умение на основе изложенного материала делать обобщения, выводы.

Ответы абитуриентов на собеседовании оцениваются по системе «зачтено» или «незачтено»

Оценка «зачтено» ставится при правильных ответах на вопросы собеседования. Ответ показывает понимание содержания вопросов. Отличается точностью в раскрытии основных смысловых доминант. Использование понятий точное, все основные признаки раскрыты. Ответ может быть не вполне исчерпывающим по одному-двум из критериев оценки. Возможны неточности при раскрытии одного из вопросов.

Оценка «незачтено» ставится при недостаточном понимании вопросов. Ответ показывает минимальное знание, либо не знание содержания вопросов; отличается фрагментарностью. Могут присутствовать существенные искажения содержательных доминант. Ответ не соответствует четырем-пяти критериям. Допущены ошибки при раскрытии двух вопросов. Являестя отрицательным результатом.

Председатель аттестационной комиссии Е.Ю. Болотова

Правила проведения собеседования по истории для поступающих на 2 и последующие курсы направления 050100 «Педагогическое образование», направления 050700 «Специальное (дефектологическое) образование», направления 050400 «Психолого-педагогическое образование» (дневное и заочное отделение)

2012 г.
1. На собеседовании по истории должна быть обеспечена доброжелательная спокойная и обстановка, предоставляющая поступающим возможность наиболее полно показать уровень своих знаний по предмету. Присутствие на вступительных испытаниях посторонних лиц (включая инспектирующие органы) без разрешения председателя приемной комиссии не допускается.

2.Время проведения собеседования назначается приемной комиссией.

3. При входе в аудиторию, где проводятся испытания, абитуриент предъявляет паспорт, или другой документ, удостоверяющий личность и экзаменационный лист.

4. Собеседование по истории России у каждого абитуриента принимается не менее, чем двумя экзаменаторами.

5. При проведении устного экзамена, опрос одного поступающего, продолжается, как правило15 минут (0,25 часа). Время подготовки абитуриента продолжается как правило 30 минут(0,5 часа).

6. При подготовке к устному экзамену, абитуриент ведет записи в листе устного ответа, а экзаменаторы отмечают правильность и полноту ответов на все вопросы . При собеседовании в протоколе фиксируются все вопросы экзаменаторов.

7. Оценка ставится прописью «зачтено» и «незачтено» на листе устного ответа, в экзаменационную ведомость и экзаменационный лист поступающего. Каждая оценка по устному экзамену и собеседованию в листе устного ответа, экзаменационной ведомости и в экзаменационном листе подписывается двумя экзаменаторами.

8. В случае несогласия с выставленной оценкой абитуриент имеет право подать апелляцию.

10. Абитуриент, не явившийся или опоздавший на вступительные испытания без уважительной причины, к дальнейшим испытаниям не допускается.


Председатель аттестационной комиссии Е.Ю. Болотова

Похожие:

Программа собеседования по дисциплине «история» iconПрограмма собеседования по дисциплине «отечественная история»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа собеседования по дисциплине «история» iconПрограмма собеседования по дисциплине «история россии»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа собеседования по дисциплине «история» iconПрограмма собеседования по дисциплине «Всеобщая история государства и права»
Тема № Общая характеристика учебной дисциплины «История государства и права зарубежных стран»
Программа собеседования по дисциплине «история» iconПрограмма вступительного экзамена история россии
Экзамен по истории России проводится в форме собеседования. Вопросы для собеседования составлены на основе Базисного учебного плана...
Программа собеседования по дисциплине «история» iconПрограмма вступительного экзамена обществознание
Экзамен по обществознанию проводится в форме собеседования. Вопросы для собеседования определены программой. Основой данного документа...
Программа собеседования по дисциплине «история» iconПрограмма собеседования по дисциплине «возрастная анатомия и физиологиЯ»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа собеседования по дисциплине «история» iconПрограмма собеседования по дисциплине «анатомия и морфология человека»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа собеседования по дисциплине «история» iconПрограмма собеседования по дисциплине «анатомия и морфология человека»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа собеседования по дисциплине «история» iconПрограмма собеседования по дисциплине «Уголовное право»
Тема Понятие уголовного права. Уголовный закон. Его структура и действие во времени и пространстве
Программа собеседования по дисциплине «история» iconРабочая программа предназначена для организации самостоятельной работы...
Рабочая программа предназначена для организации самостоятельной работы по дисциплине «Политология» студентов заочной. В ней изложены...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница