Урок 1: Что такое богословие?




Скачать 385.27 Kb.
НазваниеУрок 1: Что такое богословие?
страница1/3
Дата публикации04.04.2013
Размер385.27 Kb.
ТипУрок
skachate.ru > История > Урок
  1   2   3

Russian 1,

Моя богословская позиция


Урок 1: Что такое богословие?
1. Бывают моменты, когда хочется просто побродить без особого плана и направления, - такая прогулка доставит удовольствие. Однако, если необходимо достичь определенной цели, когда нужно быть в определенном месте в определенное время, лучше следовать плану или карте.
2. Эта серия уроков называется «Моя богословская позиция». Выработать ее настолько важно, что здесь не обойтись без определенного плана. Эти уроки мы и посвятим изуче­нию основных, важнейших путей в формировании надежного христианского богословия.
3. Первый урок называется «Что такое богословие?» Мы придем к ответу на этот вопрос, ис­следуя богословские положения, которые служили благу церкви в прошлом, и которых следует придерживаться в настоящем. Для этого мы разделим наш урок на три части: прежде всего, дадим определение богословия, затем рассмотрим его цели, и в заключение поговорим о темах богословия.
4. Давайте начнем с определения самого термина «богословие». Мы ознакомимся с типич­ными определениями и вытекающими из них тенденциями, а затем постараемся дать оценку этим тенденциям. Посмотрим, как сами богословы определяют предмет своего исследования.
5. Согласно первой главе Послания к римлянам, богословие в определенном смысле касается каждого человека. Сталкиваясь с общим откровением, даже неверующие вынуждены – временами неосознанно – задумываться о Боге и справедливости Его требований. Христиане же, независимо от рода занятий, много размышляют о Боге. В нашем исследовании мы сосредоточим свое внимание на богословии в более формальном смысле, как на дисциплине, изучаемой целенаправленно и осведомленно.
6. Определения, которые христиане и нехристиане давали богословию как формальной дисциплине, бесчисленны. Мы же ограничим свои рассуждения четырьмя очень уважаемыми христианскими богословами, точки зрения которых весьма для нас полезны. Мы рассмотрим определения, которые дают в своих трудах Фома Аквинский, Чарльз Ходж, Уильям Эймс и современный теолог Джон Фрейм.
7. Фома Аквинский, знаменитый католический богослов 11-го века, представляет очень традиционное определение теологии. В основе его взглядов, продолжающих оказывать влияние на современную церковь, лежит деятельность его предшественников. В своей известной книге «Сумма теологии» (книга 1, глава 1, раздел 7) Фома Аквинский называет теологию «священным учением», которое определяет как «единую науку, в которой все рассматривается в отношении к Богу, поскольку оно либо относится к Самому Богу, либо Его касается». Это определение вполне устраивает студентов-богословов и понятно большинству из нас. Два аспекта его заслуживают нашего особого внимания.
8. Во-первых, Фома называет богословие наукой. «Наукой» не в современном смысле этого слова, а в более широком смысле: наука - предмет интеллектуального и ученого исследования, имеющего определенную направленность. Согласно его пониманию, некоторые люди занимаются изучением биологии, психологии, юриспруденции или истории, а другие изучают богословие, которое, таким образом, является такой же академической дисциплиной, как и прочие. То есть, первостепенная задача богослова – размышлять о богословских концепциях, преподавать их и описывать. Фома Аквинский, конечно, не считал, что теология должна ограничиваться чисто академическими задачами, - напротив, она должна затрагивать все стороны христианской жизни. Тем не менее, он видел в богословии прежде всего интеллектуальный поиск.
9. Во-вторых, согласно определению Фомы Аквинского, в богословии выделяются два уровня. С одной стороны, оно занимается вопросами, относящимися непосредственно к «Самому Богу». Например, мы определяем свойства Бога – всеведение, вездесущность, святость – и относим их к исследованию «собственно богословия». То есть, объектом исследования является Сам Бог.
10. С другой стороны, согласно пониманию Фомы, богословие исследует и иные вопросы, которые так или иначе связаны с Богом. Их можно было бы рассматривать и отдельно, но богословы связывают все с Богом. Например, важным предметом богословского исследования является эсхатология, говорящая о том, что произойдет в конце времен. Богословие занимается учением о грехе, об искуплении и даже вопросом присутствия Христа в Вечере Господней, хотя все это и не относится к «собственно богословию».
11. Получив основное представление о взглядах Фомы Аквинского, ознакомимся с точкой зрения протестантского богослова. Теолог из Принстона Чарльз Ходж жил с 1797 по 1879 годы. Хотя Реформация привела к большим переменам в Теле Христовом - Церкви, она не слишком изменила понимание богословия. Вот какое определение дает Ходж в начале своей книги «Систематическая теология»: богословие – это «наука о фактах божественного откровения насколько они имеют касательство к природе Бога и нашему отношению к Нему».
12. Обратим внимание на несколько таких моментов. Во-первых, хотя это определение очень похоже на определение Фомы Аквинского, мы видим, что Ходж ясно говорит об откровении: предмет богословских исследований составляют «факты божественного откровения». Конечно, и Фома Аквинский стремился полагаться на откровение, но позиция Ходжа является явно протестантской: он подчеркивает значимость Божьего откровения – прежде всего Библии – как главного источника богословия.
13. Во-вторых (это также заслуживает особого внимания), Ходж, как и Фома Аквинский, определяет богословие как науку, он также рассматривает его прежде всего как академическую дисциплину. Более того, в методологии современной для него естественной или физической науки он видит образец, которому должны следовать богословы. Вот что он говорит на первой же странице «Систематической теологии»:

«Природа представляет собой систему химическую или механическую так же, как Библия – систему богословскую. Мы находим в природе факты, которые исследует химик или философ-механик… чтобы определить законы, которыми эти факты обусловлены. Также и Библия содержит истину, которую богослов должен найти, удостоверить, систематизировать и представить в свойственном ей соотношении».
Согласно Ходжу, задача богослова – использовать Библию как источник данных, исследовать, проверить и организовать эти данные, так же как это в XIX веке сделал бы ученый в другой области.

13b. Да, он также считал, что богословские выводы следует применять к христианской жизни, но, как и Фома Аквинский, на деле оставлял практическое применение служителям и пасторам, тем самым ограничивая сферу действия богословия чисто академическим кругом ученых и их студентов.
14. В-третьих, Ходж также указывал, что богословие исследует две главные темы: это «природа Бога» и «наше отношение к Нему». Соответственно, как и Фома Аквинский, он различает «собственно богословие» и богословие общее.
15. Итак, мы имеем представление о том, как определяли богословие Фома Аквинский и Чарльз Ходж. Теперь будет полезно ознакомиться с третьим определением. Известный пуританин Уильям Эймс (1576 – 1633 годы) понимал богословие несколько иначе. В самом начале своей книги «Суть теологии» он говорит, что сердцевина богословия – это «учение о жизни пред Богом».
16. Точка зрения Эймса отличается от уже рассмотренных нами по меньшей мере в двух аспектах. Во-первых, в своем определении он не использует слова «наука». Да, он говорит, что это «учение», то есть, богословие представляет собой интеллектуальный поиск. Но, в отличие от Фомы Аквинского и Ходжа, он не делает акцент на сходстве богословия с другими академическими дисциплинами.
17. Во-вторых, отметим, что именно Эймс считает предметом богословия как учения: это «жизнь пред Богом». Фома Аквинский и в определенной степени Ходж считали богословие прежде всего суммой фактов и понятий. Эймс же подчеркивал, что богословие учит, как жить пред Богом и для Него. Не ограничивая богословие рамками интеллектуального поиска, он связывает его с тем, что пуритане называли «опытом» и расширяет это понятие, включив в него саму христианскую жизнь. В этом он видит суть богословия.
18. На этой позиции стоит и современный богослов Джон Фрейм. В своей книге «Учение о познании Бога», глава 3, он определяет богословие как «применение Слова Божьего во всех областях человеческой жизни».
19. Отчасти Фрейм согласен и с Фомой Аквинским и с Ходжем, поскольку в своей книге также определяет «применение» как «учение». Однако учение для него – это практика: использование Слова Божьего для «удовлетворения человеческих нужд». Итак, богословие - это не просто размышления над определенными – достаточно отвлеченными – вопросами. Богословие — это применение учения Библии к жизни человека.
20. Итак, мы ознакомились с четырьмя разными определениями богословия. Теперь полезно будет соотнести вытекающие из них тенденции. За этими четырьмя определениями стоят две богословские точки зрения. Можно сказать, что одна имеет академическую (теоретическую), а другая – жизненную (практическую) направленность.
21. Фома Аквинский и Чарльз Ходж, с одной стороны, представляют теоретическое направление. Так рассматривает богословие большинство христианских ученых-теологов. Они связывают это понятие с этимологией состоящего из двух частей термина, где греческое слово theos означает «Бог», а, соответственно, logos – «учение». Иными словами, «богословие» – это «учение о Боге».
22. Однако, едва ли найдется евангельский богослов, который искренне считал бы, что только исследование Бога – и есть конечная цель богословия. Большинство христиан верит, что богословие определенным образом должно прилагаться к жизни. Но нередко применение рассматривается лишь как нечто вторичное для собственно богословия, - его относят к сфере практического богословия, которое представляет собой как бы второй шаг, который мы делаем уже после того, как решили теоретические вопросы. В результате, богословие как таковое зачастую не уделяет внимания практической жизни, оставаясь сферой, где проявляют себя лишь одаренные теоретики, и где установилась некая интеллектуальная традиция.
23. С другой стороны, Эймс и Фрейм представляют немаловажную точку зрения меньшинства – практическое направление. Всегда были богословы, которые неразрывно связывали богословие с самой жизнью верующего, хотя в прошлом таких было относительно немного. В последнее время все больше теологов отказываются от мысли, что богословие должно заниматься лишь теоретическими вопросами. Для них богословие не просто теоретическая основа христианской жизни, а дисциплина, в фокусе которой прежде всего – жизнь для Христа.
24. Эта точка зрения меньшинства находит все больше приверженцев, и тому есть много причин. Некоторые из них – в самом богословии и даже в Писании. Но объясняется это и некоторыми тенденциями, которые проявляются в современной западной культуре. Встал вопрос: а объективны ли ученые-эксперты, независимо от области их специализации? Сама жизнь постоянно напоминает нам о том, что лучшие умы человечестване более чем люди, и интеллектуальные усилия их находятся под непосредственным воздействием их жизни. Ученые, например, врачи-профессионалы, мнения которых совсем недавно мы считали абсолютно объективными, теперь для нас такие же люди, как и мы. Их точку зрения мы подвергаем сомнению, что было бы немыслимо еще несколько десятилетий тому назад. Так и церковь сегодня сознает, что самый выдающийся богослов остается человеком. Несмотря на все его заявления о беспристрастности и непредвзятости, его взгляды формируются под влиянием его жизненного опыта. В результате, чисто академический подход к богословию ценится сегодня значительно меньше, а нужда в применении ощущается в значительно большей степени, чем ранее.
25. Теперь, когда мы получили определенное представление о теоретическом и практическом подходах, будет интересно прояснить для себя, в чем преимущества и недостатки каждого. В чем плюсы и в чем минусы «академического» и «жизненного» направлений серьезного богословия?
26. Прежде всего, сильная сторона академического подхода в том, что он делает упор на одном из Божьих даров человеку – на нашей способности к рациональному мышлению. Бог дал человеку разум и хочет, чтобы богословы использовали Его дар в поисках истины.
27. Многократно Писание воздает хвалу благоговеющим пред Богом мудрым людям, прилагающим все силы своего ума, чтобы лучше познать Его. Одно из важнейших проявлений мудрости — размышление о сущности истины, чтобы прийти к осознанному убеждению. Соломон был мудр, поскольку использовал свои умственные способности, размышляя о происходящем.

«И дал Бог Соломону мудрость и весьма великий разум, и обширный ум, как песок на бе­регу моря… Он был мудрее всех людей… и имя его было в славе у всех окрестных наро­дов» (3-я книга Царств глава 4, стихи 29 и 31).

Таким образом, Библия ясно призывает нас использовать и развивать свою способность к рациональному размышлению. Даже апостол Петр хвалит Павла за утонченность его богословия:

«возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам… и в… посланиях… есть нечто неудобовразумительное» (то есть, некоторые вещи, которые трудно понять; 2-ое Петра 3:15-16). Иными словами, интеллектуальная изощренность не противоречит библейскому пониманию богословия. Напротив: скрупулезность и точность – это сильная сторона традиционного богословия.
28. Однако же, необходимо подчеркнуть и скрытую здесь опасность. К сожалению, традиционное богословие нередко столь сосредоточено на вопросах теории, что практическая жизнь богослова вне стен библиотеки уже не принимается во внимание. Правильные богословские формулировки становятся самоцелью, и человек считается хорошим теологом, просто потому что много знает о богословских вопросах. Нужно признать, что нередко «хороший богослов» не является «хорошим человеком».
29. Как ни прискорбно, но именно так обстоит дело со многими «хорошими» богословами. Они хорошо умеют собирать и сопоставлять факты о Боге и христианской жизни, но не уделяют такого же внимания своему образу жизни в свете христианской веры.
30. Как возникло мнение, что можно быть хорошим богословом, не будучи хорошим человеком? Так получается, если богословие по определению включает лишь академическую деятельность, то есть предполагает хорошую учебу, написание хороших книг, преподавание правильных идей. К сожалению, эта тенденция свойственна большей части современного богословского образования. Тот факт, что в подготовке служителей Евангелия семинарии полагаются почти исключительно на учебную деятельность, должен настораживать. Многие из нас считают, что богословие может существовать отдельно от христианской жизни. В этом и состоит одна из величайших опасностей традиционного подхода к богословию как таковому.
31. Следует сознавать, что и второму – ориентированному на жизнь – подходу присущи свои плюсы и минусы. Как же относиться к обретающему все большую популярность мнению, что богословие должно быть более связано с жизнью вне учебных кабинетов?
32. Прежде всего, сильная сторона этого подхода в том, что он призывает нас держаться важных библейских ценностей. Всем нам известен призыв: «Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя» (Иаков 1:22). Эти слова Писания развенчивают интеллектуальное лицемерие многих богословов. Правильное богословие не ограничивается изучением правильных идей, но ведет к правильной жизни. Именно это имеет в виду Павел: «знание надмевает, а любовь назидает» (1 Коринфянам 8:1), и «если … знаю все тайны, и имею всякое познание…, а не имею любви, - то я ничто» (1 Коринфянам 13:2). Мы не выполняем библейских требований, если сосредоточиваем усилия лишь на исследовании богословских концепций. Основанное на Писании богословие предполагает облечение идей плотью.
33. В то же время практическая направленность богословия представляет и серьезную опасность. Существует риск «анти-интеллектуализма». Поскольку многие евангельские христиане с большим недоверием относятся к мыслительному аспекту богословия, некоторые из них вообще выступают против исследования библейского учения. По их мнению, традиционное теоретическое богословие вредит христианской жизни.
34. Нам всем приходилось слышать искренние высказывания типа: «Я думаю, не нужно слишком углубляться в доктрины, - это отвлекает нас от Христа», или «Чтобы быть служителем, нет необходимости изучать богословие. Все что нужно – это следовать водительству Святого Духа». Недавно я услышал и такое: «Интеллектуальное христианство – мертвое христианство».
35. Эти честные христиане явно испытывают неприязнь к традиционному академическому богословию. Они категорически отвергают рассудочное отношение к вере. Они основывают свою жизнь не на тщательно выверенном и осознанно принятом богословии, - а зачастую следуют лишь своей интуиции, не заботясь о том, чтобы каким-то образом ее проверить. Или же просто идут за сильным лидером. Или на место богословия они ставят свой особый духовный опыт. В любом случае, опасности антирациона­лизма в церкви следует всеми силами избегать, поскольку он неизбежно приведет к не­верным представлениям о христианской вере и лжеучениям, которые пагубно скажутся на жизнях многих. Об этой опасности говорит Павел, предостерегая Тимофея: «Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» (2-е послание к Тимофею 2:15).
36. Каждому следует проверить, как определяет богословие он сам. Некоторым из нас свойственно уклоняться в теории и пренебрегать другими аспектами жизни. Другим присущ сугубо практический подход и невнимание к вопросам, требующим размышлений. Чтобы избежать крайностей, нужно сознавать положительные моменты и недостатки обоих подходов. Здравый смысл в том, чтобы не отвергать ни одного из них. Богословие не­обходимо нам и в жизни и в учении.
  1   2   3

Похожие:

Урок 1: Что такое богословие? iconУрок 1: Что такое богословие?
Этот вопрос мы собираемся исследовать на протяжении серии уроков «Моя богословская позиция». Наша цель — разобраться, как каждый...
Урок 1: Что такое богословие? iconУрок первый: Что такое «систематическое богословие»
На следующий день я опять оставлял разбросанные вещи, и он опять наводил порядок. Однажды он остановил меня на пороге и сказал: «Слушай,...
Урок 1: Что такое богословие? iconУрок первый: Что такое «систематическое богословие»
На следующий день я опять оставлял разбросанные вещи, и он опять наводил порядок. Однажды он остановил меня на пороге и сказал: «Слушай,...
Урок 1: Что такое богословие? iconУрок 1: Что такое систематическое богословие?
Обзорные вопросы Вопросы по материалу урока. Могут быть использованы для письменных заданий
Урок 1: Что такое богословие? iconУрок 1 Что такое систематическое богословие?
Перерывы: ознакомьтесь с планом и меню, чтобы определить расписание просмотра. Уроки 3М очень насыщены материалом, поэтому запланируйте...
Урок 1: Что такое богословие? iconЧто есть богословие?
Этот вопрос мы исследуем в серии уроков под названием «Моя богословская позиция». Наша цель — объяснить, как верующий может осознать...
Урок 1: Что такое богословие? iconУрок первый Что такое библейское богословие? Face Когда знакомишься...
По мере развития отношений мы лучше узнаем своих друзей, расспрашивая их о жизни, слушая их истории. Когда мы узнаем о событиях,...
Урок 1: Что такое богословие? iconЖе. Его богословие называют "богословием сверху" (то есть богословием,...
Бог). Это богословие противостояло либеральному "богословию снизу" (то есть богословию, которое отталкивается от человеческих попыток...
Урок 1: Что такое богословие? iconОМ! Что такое связанность (бандха)?
Что такое аннамайя, пранамайя, маномайя, виджнянамайя, анандамайя? Что такое действующий, душа (джива), кшетраджня (знающий все элементы),...
Урок 1: Что такое богословие? iconАристотель. Об истолковании
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница