Рабочая тетрадь по истории начального воспитания и образования




НазваниеРабочая тетрадь по истории начального воспитания и образования
страница1/5
Дата публикации03.04.2013
Размер0.7 Mb.
ТипДокументы
skachate.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5
Ю.Г.Максимов

Рабочая тетрадь

по истории начального воспитания и образования

г. Глазов, 2010

Предисловие

Рабочая тетрадь по истории начального образования и воспитания предназначена для самостоятельной работы студентов по данному курсу. В настоящее время имеется достаточно большое количество учебных пособий по отечественной истории образования. Однако, история начального образования учебно-методически разработана недостаточно. Поэтому материал приходится выбирать из уже имеющихся учебных пособий, первоисточников, педагогической периодики, интернетисточников и т.д. Для того, чтобы обобщить имеющийся педагогический опыт и обеспечить учебный процесс по данному предмету создана данная рабочая тетрадь. Очень важно, изучая каждую тему, подробно разрабатывать ее, не ограничиваясь только конспектированием первоисточников.

Как и всякая рабочая тетрадь, она предполагает выполнение заданий прямо на страницах данной брошюры. Для этого выделены отдельные страницы. Дополнения, примечания, графические отметки возможны и внутри текста по каждой теме.

Важно, чтобы студентами велась самостоятельная работа над изученными темами. Заполненные рабочие тетради затем целесообразно использовать на семинарских занятиях, при подготовке к контрольным работам, зачету и экзамену. Проверка выполненных заданий осуществляется преподавателем, так же она может осуществляться и консультантами. С ними должна проводиться предварительная инструкция.

В целях избегания перегрузки студентов, преподаватель сам определяет, какие задания должны быть выполнены к семинарскому занятию, какие следует включить в контрольную работу, какие использовать для индивидуальной работы с будущими учителями начальных классов. В тетради имеется общий список заданий, которые следует избирательно комбинировать.

Помимо тестовых заданий и контрольных вопросов в тетради содержится краткое, схематичное изложение основных тем или отдельных проблем. Далее студентам предлагается работа над данным материалом. Все это так же полезно использовать на выступлениях перед аудиторией или при беседах с преподавателем. Кроме этого, в рабочей тетради имеется справочный материал, который необходим в самостоятельной работе студентов. Терминологический словарь можно использовать при проведении словарных диктантов. Данные календаря необходимы при запоминании важных педагогических дат и при проведении соответствующих диктантов. Студентам предлагается завершить список персоналий. Еще раз отметим, что справочный материал следует самостоятельно доработать, а затем использовать при изучении курса истории начального образования и воспитания в России.

При ведении рабочей тетради основным видом деятельности является самостоятельная работа студентов. Важно, перед выполнением заданий проводить подробные инструкции по их исполнению. Затем, соответственно, осуществляется самостоятельная работа по выполнению заданий. В завершении проводится контроль над тем, как выполнена вся работа и ее оценка.

Отметим, что тематика данной рабочей тетради соответствует образовательным стандартам. Таким образом, содержание деятельности студентов по рабочим тетрадям направлено на овладение программным материалом в полном объеме.

1. Влияние на характер воспитания природных условий, религии. Народная педагогика. Воздействие на детей быта, общественного уклада жизни, обрядов. Средства народной педагогики.

^ Народная педагогика – основа воспитания

Цель воспитания народной педагогики: воспитание совершенного человека

Содержание воспитания в народной педагогике:

Умственное Нравственное

Гражданское воспитание Трудовое

Физическое Эстетическое

^ Институты социализации личности:

семья, община, школа.

Факторы народной педагогики:

игра, общение, слово, традиции, быт,

религия, искусство, природа,

пример-идеал.

^ Средства народной педагогики:

сказки, былины, мифы, пословицы,

поговорки, песни: колыбельные,

потешки, пестушки, подростковые,

юношеские, лирические, патриотические.

^ Методы воспитания:

совместная деятельность

напутствие, убеждение,

пример, предупреждение,

приказ, увещевание

угроза, устрашение.

^ Формы воспитания в народной педагогике:

игры, праздники, ритуалы, обряды.
• Составьте устное сообщение по данному плану – схеме.

• Составьте дополнительные вопросы по данной теме.

• Составьте справочно-информационные материалы по теме.

^ Тестовые вопросы

1. Средствами народной педагогики являются: а) природа; б) религия; в) школа.

2. Цель воспитания народной педагогики: а) совершенный человек; б) религиозно-нравственное воспитание человека; в) патриотическое воспитание человека.

3. Цели воспитания народной педагогики и педагогической науки: а) совпадают; б) не совпадают.

4. Народные традиции являются: а) методом воспитания; б) средством воспитания; в) фактором воспитания.

5. К факторам народной педагогики относится: а) природа; б) праздники; в) поощрение и наказание.

6. Термины этнопедагогика и народная педагогика: а) различны; б) синонимичны.

Вопросы и задания

1. Какие образцы поведения давали в семье ребенку родители и другие взрослые люди?

2. Каковы семейные добродетели (для мужа, жены, детей), характерные для Средневековья и современной жизни?

3. Какие старинные семейные обычаи, привычки, отношения, определявшие воспитание детей, вы считаете уместными и в современной жизни?

4. О чем узнавал ребенок из произведений народного искусства, быта?

5. Какие навыки приобретал ребенок, соприкасаясь с народным бытовым искусством?

6. Как могло повлиять на взаимоотношения между детьми и родителями их совместное участие в создании художественных изделий?

7. Каковы художественные промыслы вашего региона: их сюжеты, художественные формы?

8. Какими принципами воспитания веками руководствовались родители в крестьянской семье? Что оказывало влияние на определение характера крестьянского воспитания?

9. Какие традиции семейного воспитания утрачены?

Литература

1. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М.: Академия, 2003. С. 26 – 44, 62-107, 128-152.

2. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. – М.: Педагогика, 1983.

3. Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (Х – начало ХХ века): учебн. пособ. – М.: Форум, 1998.

4. Никандров Н.Д. Православные традиции в современной школе // Педагогика - № 1. – 2005. – С. 3-5.

5. Поштарева Т.В. Формирование этнокультурной компетентности // Педагогика - № 3. – 2005. – С.79 – 84.

2. Школа и педагогическая мысль в Древней Руси. Школьное дело в XIII- XVII веках, различные типы начального обучения.


Теоретические основы православной педагогики






^ Константы образования

Особенности начального образования в средние века на Руси и Русском государстве


Типы учебных заведений в XII -XVII вв.
Школа «мастеров грамоты»
Школа «учения книжного»
Братская школа
Славяно-греко-латинская академия


^ Исторические памятники XI - XIII вв.

«Пчела», «Изборник» Святослава,

«Златоструй», «Златоуст»,

«Поучение князя Владимира Мономаха детям».

Исторические памятники XVI в.

«Домострой», «Азбука первопечатника Ивана Федорова»


• Составьте терминологический словарь по данной теме.

• Составьте электронную презентацию данной темы.
^ Тестовые вопросы

1. В русском государстве в XII – XIV в.в. существовали следующие типы учебных заведений: а) школы «мастеров грамоты»; б) лицеи; в) братские школы; г) школы «учения книжного».

2. Исторические памятники, оказавшие влияние на образование в Русском государстве: а) Одиссея, б) Илиада, в) Поучение Владимира Мономаха детям, г) Домострой.

3. Первые школы на Руси появились: а) в Х веке; б) XI веке; в) в XII веке.

4. В раннем средневековье на Руси акценты в образовании ставили на: а) воспитании; б) обучении подрастающего поколения.

5. В церковных школах обучение велось: а) на основе классно-урочной системы; б) на основе индивидуальной работы учителя с учеником; в) на основе группового обучения.

6. В школах Русского государства: а) наказание детей полностью отсутствовало; б) в качестве наказания использовали только приказания, угрозы; в) за непослушание детей привязывали к дереву и оставляли на солнцепеке, наливали в нос воду; г) существовало физическое наказание палкой, розгами.

7. В тривиум входили такие дисциплины как: а) грамматика, риторика, диалектика, музыка; б) грамматика, риторика, диалектика; в) атлетика, музыка, грамматика.

8. Обучение и воспитание в Древней Руси могло развиваться по двум путям: а) по авторитарному, патриархальному, более суровому – идеал которого соответствовал Старому Завету; б) по более гуманному, новозаветному началу, где доминировали такие ценности как любовь, человек.

9. Школа «мастеров грамоты» представляла собой: а) учебное заведение, открытое при церкви и насчитывающее более 100 учеников; б) небольшую группу учеников, которую обучали грамотные крестьяне, дьячки, специализирующиеся на обучении детей;

в) репетиторство для поступления в школу.

10. «Школа учения книжного» - это: а) церковная, монастырская школа, где обучение происходило на основе книг религиозного характера; б) частная школа, в которой дети писали собственные книги.

11. Отметьте первое высшее учебное заведение в России: а) Киево-братская коллегия (1632 г.); б) Славяно-греко-латинская академия (конец 70-х годов XVII века); в) Московский университет (1755 г.).

Вопросы и задания

1. Когда появились на Руси первые школы?

2. Кто были первые просветители народа?

3. Каково было содержание обучения в школах Средневековья на Руси и в Русском государстве?

4. Какие типы школ существовали в Русском государстве в XIII - XIV веках?

5. Каково педагогическое значение исторических памятников?

6. Каково было значение религии в образовании в Средние века?

7. Какие типы учебных заведений помимо начальной школы стали появляться в Русском государстве в Средневековье?

8. Какова роль народной педагогики в воспитании детей в Русском государстве в Средние века?

9. Какое значение в образовании в Русском государстве имело создание книгопечатания?

10. Объясните: было ли образование на Руси и в Русском государстве сословным?
Литература

1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV - XVII веков / Сост С.Д.Бибишин, Б.Н.Митюров. – М.: Педагогика, 1985. С. 10-30; 61-83; 91-96; 260-300; 229-241.

2. Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России ( Х – начало ХХ века): учебное пособие. – М.: Форум, 1998. С.8; 15; 28; 33; 41; 49; 61; 66; 93-107.

3. От азбуки Ивана Федорова до современного букваря / Сост. Богданов В.П., Карпюк Г.В. – М.: Просвещение, 1974.

4. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России / Под ред. Ш.И.Ганелина. – М.: Просвещение, 1974. С. 5-8; 9-14; 15-30; 30-33.

^ 3. Школа в России в XVIII веке.

Развитие школы и просвещения в XVIII веке


Период

Годы

Содержание реформ

Учебные заведения

I

1700-1730

Создание первых светских школ.

Солдатские, матр-оские, медицин-ские, инженерные, горные школы.

II

1730-1765

Возникновение первых дворянских учебных заведений, формирование системы дворянского воспитания. Борьба М.В.Ломоносва за общенародное образование.

Московский уни-верситет (1755 г.),

Кадетский корпус (1732 г), Смольный институт (1764 г.).

III

1766-1782

Развитие просветительских идей, осознание необходимости государственной системы народного образования.




IV

1782-1786

Первая попытка создания государственной системы народного образования.

Главные народные училища и малые народные училища (1786 г.).



^ Ступени образования для дворян в XVIII веке
I период -от 7 до 12 лет - элементарное образование, т.е. умение читать, писать считать.

II период – от 12 до 16 лет – подготовка к будущему специальному образованию.

III период – от 16 до 20 лет – профессиональное обучение.
^ Учебные предметы в народных училищах

Малое народное училище (срок обучения 3 года) и первые классы главного училища (срок обучения 5 лет):

чтение, письмо, цифры, числа церковные и римские, катехизис, священная история, далее арифметика, чистописание, пение.

Главное народное училище:

латинский язык и еще один иностранный, катехизис, Евангелие, русская грамматика с упражнениями, начала всеобщей истории и русской географии, физика, механика, гражданская архитектура и т.д.
^ Статистические данные о народных училищах в России в конце XVIII века

Год

Число народных училищ

Число учеников

Число учителей

1782

8

474

26

1800

315

19915

790


• Дополните данный план-конспект биографиями просветителей, которые внесли вклад в решение проблем образования в России в XVIII веке.

• Дополните данный план – конспект важными педагогическими идеями, получившими развитие в европейской педагогике в XVIII веке.

• Какое значение имеют педагогические идеи, изучаемые в данной теме для современности?
^ Тестовые вопросы

1. В отрывшемся в 1755 году Московском университете действовали факультеты:

а) философский, юридический, медицинский; б) богословный, философский, юридический, медицинский; в) естественно-математический, богословный, юридический.

2. Российская Академия наук была открыта: а) в 1755 г. по проекту М.В.Ломоносова; б) в 1725 г. при активном участии Петра I; в) в 1779 г., инициатором создания которой был Н.И.Новиков.

3. В XVIII веке были созданы такие известные учебные заведения как:

а) Славяно-греко-латинская академия; б) Александровский (Царско-сельский) лицей;

в) Смольный институт благородных девиц.

4. Автором учебника «Российская грамматика» является:

а) Симеон Полоцкий; б) М.В.Ломоносов; в) Леонтий Магницкий; г) Ф.И.Янкович.

5. Автором учебника «Арифметика сиречь наука числительная» является: а) М.В.Ломоносов; б) Леонтий Магницкий; в) Симеон Полоцкий.

6. Проблема подготовки учителей в XVIII веке: а) была решена; б) была решена частично; в) не была решена.

7. Государственная система образования была создана в России в: а) XIV веке; б) XVIII веке; в) XIX веке.

8. Своеобразие русских школ в XVIII в. состояло: а) в сочетании образовательной и профессиональной подготовки; б) в природосообразности обучения и воспитания; в) в сословности.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая тетрадь по истории начального воспитания и образования iconА. Д. Кабин рабочая программа по английскому языку
Рабочая программа предназначена для 3 классов общеобразовательных учреждений и составлена в соответствии с требованиями Федерального...

Рабочая тетрадь по истории начального воспитания и образования iconРабочая программа Часа чтения «Читаем с СимбирЧитом»
Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования,...

Рабочая тетрадь по истории начального воспитания и образования iconРабочая программа по технологии 2 класс
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции...

Рабочая тетрадь по истории начального воспитания и образования iconРабочая программа по русскому языку 2 класс
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции...

Рабочая тетрадь по истории начального воспитания и образования iconРабочая программа по русскому языку 1 «Б» класс
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции...

Рабочая тетрадь по истории начального воспитания и образования iconРабочая тетрадь организатора аттестации педагогических работников
Рабочая тетрадь организатора аттестации педагогических работников подготовлена специалистами Управления образования Администрации...

Рабочая тетрадь по истории начального воспитания и образования iconМетодическое обеспечение самостоятельной работы студента в вузе рабочая...
Психология и педагогика: рабочая тетрадь / Л. И. Иванкина, Э. Н. Камышев, А. В. Коваленко; Национальный исследовательский Томский...

Рабочая тетрадь по истории начального воспитания и образования iconУчебное пособие. Рабочая тетрадь по дисциплине «Сельскохозяйственные и мелиоративные машины»
Пивцайкина Г. В. Рабочая тетрадь по дисциплине «Эпизотология с микробиологией», 2011 г

Рабочая тетрадь по истории начального воспитания и образования iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе Федерального...
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования,...

Рабочая тетрадь по истории начального воспитания и образования iconРабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 2 класса...
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Основной образовательной программы начального общего...


Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
skachate.ru
Главная страница