«Никогда не входи в воду один, вот первое правило, которое я выучил на уроке плавания. Нужно, чтоб кто-то был рядом, чтобы помочь в беде». Но тогда мне было




Скачать 395.71 Kb.
Название«Никогда не входи в воду один, вот первое правило, которое я выучил на уроке плавания. Нужно, чтоб кто-то был рядом, чтобы помочь в беде». Но тогда мне было
страница1/4
Дата публикации03.04.2013
Размер395.71 Kb.
ТипУрок
skachate.ru > История > Урок
  1   2   3   4
3

____________________________________________________________________________

Значение сотрудничества


«Никогда не входи в воду один, - вот первое правило, которое я выучил на уроке плавания. - Нужно, чтоб кто-то был рядом, чтобы помочь в беде». Но тогда мне было всего девять лет, я и понятия не имел, сколько опасностей таит вода. Правила меня не касались до тех пор, пока не наступило очередное лето.

Я в оцепенении стоял на песке, глядя, как сильное течение уносит в море моего двоюродного брата. Собравшись с духом, я прыгнул в воду и поплыл на помощь. Но он тут же схватился за меня, и мы оба скрылись под водой. Я пытался отцепить его руки и, наконец, оттолкнув, оставил тонуть. До сих пор помню его крик: «Не бросай меня!» К счастью, пока я подплывал к берегу, в воду бросились двое мужчин и спасли его от неминуемой гибели. Тот день я запомнил навсегда. И теперь никогда не купаюсь один.

Вот так же опасно толковать ветхозаветные истории в одиночку. Такой подход таит в себе ловушки, - сильные потоки нас могут унести в море заблуждений. Поэтому ради собственной безопасности нужно сотрудничать с людьми, чтобы кто-нибудь помог в беде.

В предыдущей главе мы видели, как Святой Дух готовит нас к толкованию, используя разные аспекты нашего христианского опыта. В этой главе мы рассмотрим вторую сферу подготовки к толкованию: сотрудничество с сообществом людей. Изучая взаимодейтсвие с людьми, мы затронем три ключевых вопроса: в каком сообществе мы взаимодействуем с людьми? Как развиваются отношения сотрудничества? Как толкование соотносится с сотрудничеством? Исследуя эти темы, мы осознаем, какое значительное влияние оказывают другие люди на наше толкование ветхозаветных историй.


^ Сотрудничество с людьми

Большинство евангельских христиан изучают Ветхий Завет самостоятельно. «Все, что нужно - это Святой Дух, Библия и я сам». Здесь действительно перечислены основные элементы толкования, но это лишь часть общей картины. Для толкования Ветхого Завета мы нуждаемся в сотрудничестве с людьми.

Каждый человек живет в обществе. Ради взаимной поддержки мы собираемся в семьи, клубы, общины и народы. Божьи слова в Библии указывают нам, как важно общение. Все, что Бог сотворил, было «хорошо» (Бытие 1:25), а по окончании творения даже «хорошо весьма» (1:31). Но, видя одиночество первого человека, Бог произнес: «Не хорошо быть человеку одному» (2:18). Творец предназначил нам жить и работать в сотрудничестве с людьми.


Человечество как сообщество людей

Как последователи Христа, мы причастны к двум сообществам. Во-первых, мы принадлежим ко всему человечеству. Несмотря на различия в религиозных убеждениях, у нас много общего с другими людьми в сфере общей благодати.1 Мы живем в едином материальном мире, разделяем многие культурные ценности и трудимся вместе ради общих целей. Мы не должны следовать греховному курсу этого мира, однако мы сотрудничаем со всем человечеством.

Большинство из нас признает потребность в таком сотрудничестве. Мы редко интересуемся религиозными убеждениями автослесаря. Если сломалась машина, а он известен как честный и добросовестный работник, мы набираем его номер. Крысолов не обязательно должен быть христианином. Мы не просим позвать верующего офицера, когда звоним в полицейский участок. В повседневной жизни мы постоянно полагаемся на людей, которые не разделяют нашей веры. Поэтому нас не должно удивлять, что и в изучении Ветхого Завета следует сотрудничать с неверующими. Многие люди, не исповедующие христианство, проделали важную работу в различных областях исследования библейских текстов. Их труды по истории, лингвистике, философии и даже богословию внесли в толкование ветхозаветных историй значительный вклад.

Но как могут неверующие что-то понимать в Ветхом Завете? Ведь они лишены Святого Духа, без Которого толкование невозможно!? Чтобы ответить на эти вопросы, вспомним, что Библия дает неверующим двоякую характеристику.2

С одной стороны, апостол Павел предостерегает, указывая нам на фундамент их убеждений: «Смотрите (братия), чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Колоссянам 2:8). Их верования строятся на “традициях человеческих” - на независимости от Бога.3 Именно это главное убеждение формирует их мышление, поведение и мировоззрение. Они подавляют истину общего откровения (Римлянам 1:18); они любят тьму и ненавидят свет (Иоанна 3:19); их сознание суетно и омрачено грехом (Ефесянам 4:17-18). Грехом поражено и их мышление.4 По сути, противление Богу лишает их всякой надежды на истинное познание Бога, мира и человечества. Чем более они последовательны в своей независимости, тем более тщетными становятся их усилия.

С другой стороны, Бог не оставил неверующих жить их собственным законам. По общей благодати, Господь ограничивает их попытки противления Христу. В своих ключевых убеждениях они непоследовательны и отражают качества образа Божьего в своей личности. Как пишет Павел: «Ибо, когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон» (Римлянам 2:14). Все неверующие непостоянны в своей независимости от Бога. В той или иной мере, они сознательно или неосознанно полагаются на взгляды и убеждения, которые имеют смысл лишь в христианском мировоззрении - «капитал, взятый взаймы»5. Такая непоследовательность неверующих объясняется общим неспасительным действием Божьего Духа.6

Писание подтверждает эту закономерность. Например, книга Притчей настаивает на том, что знание и мудрость зиждется на «страхе Господнем» (1:7). Истинное знание и жизненная мудрость подчиняются библейской вере. Однако книга Притчей содержит изречения мудрецов из других древних культур Ближнего Востока.7 Притчи Агура (30:1-33) и Лемуила (31:1-9), скорее всего, появились за пределами Израиля.8 Мудрецы древнего мира по общей благодати получили откровения, которые представляют ценность и для истинно верующих.

Новый Завет содержит обширные свидетельства о сотрудничестве с неверующими. Иисус велел Своим ученикам учиться у неверующих Иудейских учителей, хотя и предостерегал их от лицемерия (Матфея 23:1-12). Апостол Павел ссылался на высказывания языческих философов. В книге Деяний Апостолов (17:28) он цитирует Аратуса и Клеантия.9 В послании к Титу (1:12) он ссылается на Епименида.10 В первом послании Коринфянам (15:33) он упоминает слова Менандра.11 Очевидно, что по общей благодати Бог посылает откровения неверующим.

Когда речь заходит о работе неверующих с Писанием, евангельские христиане бросаются в крайности. С одной стороны, мы настолько страшимся их ложных идей, что полностью избегаем их богословских комментариев. «Эти авторы - не христиане», - заявляем мы, - «держитесь от них подальше!» Однако мы тем самым отрицаем общее действие Святого Духа. Подумайте над советом Кальвина: «Если единственным источником истины мы считаем Дух Божий, то не станем презирать истину, где бы она ни проявлялась, если только не хотим оскорбить Духа». 12

С другой стороны, некоторые христиане забывают о том, что основные религиозные убеждения серьезно влияют на понимание Писаний. Они без особых опасений принимают мнение неверующих. Но ключевые убеждения толкователя, особенно его духовное состояние, серьезно влияют на понимание текста. 13 Нельзя забывать, что вера в независимость от Бога искажает толкование неверующих.

Крайности неприемлемы. Нужно изучать откровения неверующих, учитывая при этом возможную опасность. Сотрудничество с неверующими напоминает работу на золотых приисках. Золото откровения смешано с массой бесполезных камней и грязи. Однако не стоит самонадеянно проходить мимо золотых самородков, где бы они ни скрывались. Мы принадлежим к человеческому роду и в поисках понимания ветхозаветных историй должны сотрудничать с неверующими.


^ Христианское сообщество

Христиане принадлежат к еще одному сообществу – к Телу Христову. Мы стали членами нового человечества – сообщества верующих (1Коринфянам 12:13). В этом особом сообществе мы наслаждаемся общением, которое превосходит любые узы и отношения с людьми. Мы разделяем «одного Господа, одну веру, одно крещение» (Ефесянам 4:4-6). И, что наиболее важно для герменевтики, нас освящает и просвещает один Святой Дух.

Реформатское учение о священстве всех верующих указывает на потребность в постоянном сотрудничестве между нами.14 К сожалению, это учение нередко воспринимают неверно - как учение о том, что толкование Писаний – вопрос исключительно личного суждения. Однако исходный смысл его совершенно противоположный. Реформаторы считали, что понимание Писаний - обязанность всех христиан, которые вместе работают над ним как единое Тело Христово. По словам Иствуда, «доктрина о священстве верующих в правильном ее понимании преодолевает различия между служителями и прихожанами и, не упраздняя разницы их функций, объединяет их в едином общем деле священства».15 Священство верующих не индивидуально; все христиане наделены им. Мы толкуем Писания вместе.

Новый Завет чаще всего говорит о единстве верующих в контексте взаимного служения и сотрудничества (Филиппийцам 2:1-4; 1Коринфянам 12:12-31). Мы действуем не в одиночку; мы трудимся для Царства Божьего вместе. Как члены тела Христова мы объединяем усилия в служении друг другу. Так мы объединяемся и для того, чтобы понять Ветхий Завет. Мы вместе изучаем его в церкви, дома и в школах. Мы служим друг другу, обмениваясь мыслями, в надежде на то, что Дух Святой сплетет наши идеи в единую симфонию истинного понимания.

В наши дни потребность в сотрудничестве в христианском сообществом больше, чем когда-либо прежде. Мы живем в эпоху информационного взрыва. Многие годы ученые уделяли внимание либо Ветхому, либо Новому Завету. Сегодня их внимание направлено на части Ветхого и Нового Заветов. Библейское толкование усложнилось, поэтому масштаб необходимых исследований увеличился, и нам приходится выбирать специализацию. А рост количества узких специалистов явно указывает на необходимость сотрудничества. Пасторы и учителя, к примеру, просто не в силах быть экспертами во всех сферах толкования Ветхого Завета. Нам необходима общая подготовка по широкому спектру предметов, но рамки времени и дарований не позволяют каждому стать специалистом во многих сферах. Единственный путь избежать невежества – это сотрудничество с теми, кто специализируется в других областях.16

Как вы сотрудничаете с другими людьми, работая над толкованием? С библейской точки зрения, здравый подход к толкованию требует взаимодействия с обществом людей. Мы нуждаемся в помощи – и верующих, и неверующих.

^ Динамика христианского сотрудничества
Несколько лет назад меня попросили тренировать баскетбольную команду. Раньше я этим никогда не занимался и к тому же не знал ребят. Однако я согласился. Прежде всего, я оценил способности каждого игрока, - кто хорошо ведет мяч, кто попадает в кольцо издали, кто точнее всех дает пас и т.д. Затем я стал формировать команду: я учил ребят работать вместе. Я мало знал о тренерской работе, но точно знал одно: нужно ценить таланты каждого игрока и учитывать их в игре команды.

Сотрудничество в христианском сообществе - это работа в команде. Если мы хотим трудиться вместе, мы должны выполнить, по меньшей мере, два условия. Во-первых, нужно познакомиться с игроками. Какие задачи нам предстоит решать? Кто за что отвечает? Во-вторых, нужно соотносить вклад каждого игрока в общее дело команды. Как и в чем нужно сотрудничать с другими людьми?

^ Элементы сотрудничества

Какие элементы сотрудничества с людьми нужно учитывать, приступая к толкованию ветхозаветных историй? Какие игроки входят в нашу команду? Для удобства мы назовем три основных элемента – это наше наследие, современное христианское сообщество и личное суждение.
Христианское наследие. Первый элемент, насущный для толкования - это наследие, исторические исповедания христианской веры – труды наших духовных предшественников. В определенной мере все мы действуем под влиянием христиан, которые шли перед нами. Наше представление о верном толковании во многом определяется тем богословским наследием, которое мы получили.

Но зачем уделять внимание христианскому наследию при толковании Ветхого Завета? Какое отношение к современному пониманию текста имеет прошлое? Наследие церкви вносит свой вклад в наше понимание, поскольку показывает, как Дух Святой учил Божий народ в прошлом. Мы нередко ведем себя так, словно Божий Дух просвещает лишь наше поколение. Однако это заблуждение. Он всегда учил Церковь.

Верующие прошлого боролись с грехом и человеческой ограниченностью, как и мы. Их взгляды нужно изучать с осмотрительностью (1 Иоанна 4:1). Их ошибки учат нас, чего следует избегать, а их достижения показывают, как следует действовать. Изучая христианское наследие, нужно «не подражать злу, но добру» (3 Иоанна 11). Свое богословское наследие надо знать и пользоваться им при толковании.

Богословское наследие можно рассматривать в широком и узком смыслах. В самом широком смысле экуменические соборы ранней церкви отражают верования, которые мы разделяем со всеми христианами. Такие документы, как Никейский символ веры, решения Халкидонского собора и Апостольский символ веры определяют границы ортодоксального христианства.17 Многие древние труды о божественной и человеческой природе Христа, о Троице, об исторической реальности искупления во Христе очерчивают рамки существующей ортодоксальной веры и дают толкованию ясное направление. Поэтому, если наш анализ отрывка противоречит этим фундаментальным христианским убеждениям, мы отбрасываем его как ересь.

Протестанты считают бесспорными и многие основные принципы Реформации. Реформаторы опирались на такие доктрины как Sola Fide (только вера), Sola Scriptura (только Писание) и Sola Gratia (только благодать).18 Ортодоксальная протестантская церковь по сей день придерживается этих важнейших библейских доктрин. Любое толкование, которое расходится с этими общепринятыми протестантскими учениями, должно вызывать сомнения.

В символах веры разных конфессий христианское наследие обретает еще более четкие очертания. У многих церквей есть официальные документы, в которых в классической форме представлены именно их традиции. Для реформатских церквей это Первое Швейцарское исповедание и Второе Швейцарское исповедание, Гейдельбергский Катехизис и Бельгийское исповедание, а также Вестминстерское исповедание веры. Лютеранские взгляды обобщенно изложены в Книге Согласия, которая содержит Аугсбургское исповедание, Формулу Согласия и Катехизис Лютера. Англиканская церковь опирается на Тридцать девять статей. Баптисты видят свое доктринальное наследие в Филадельфийском исповедании, которое изначально появилось как Лондонское исповедание.19 Многие конфессии не имеют записанных символов веры, но их устные традиции сформировали набор общих верований, и эти учения определяют степень ортодоксальности в таких церквах.

Записанные и незаписанные церковные стандарты с веками меняются, но из поколения в поколение их ключевые положения определяют направление богословия. И в толковании ветхозаветных историй они служат нам руководством.

На неофициальном уровне христианское наследие включает также труды выдающихся учителей прошлого. В каждой ветви христианской церкви есть конкретные люди, оказавшие особое влияние на верования ее традиции. Лютеране придерживаются учения Мартина Лютера и Филиппа Меланхтона. Кальвинисты видят у истоков своего учения Жана Кальвина и многих других британских и американских богословов. Корни движения методистов ведут к Джону и Чарльзу Уэсли. Каждая церковь имеет в своем прошлом служителей, чьи комментарии, проповеди и богословские работы пользуются уважением. Обычно мнение этих людей менее весомо, чем официальные исповедания и символы веры, однако их взгляды часто оказывают значительную помощь в толковании.

Зачем прислушиваться к учителям и верованиям прошлого? Почему бы не читать библейские тексты самостоятельно? Отвечаем кратко: небрежное отношение к наследию - первый шаг к ереси. Вспомните некоторые современные еретические группы. Свидетели Иеговы, Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней и другие еретические собрания отвергли богословское наследие христианства. Большей частью они не отрицают авторитет самого Писания открыто,20 однако труд Святого Духа в истории церкви они отвергли.

Пренебрегать христианским наследием в изучении Писаний – значит, неизбежно двигаться к серьезным ошибкам.

Современное общество. Второй игрок в команде герменевтики - наша церковная община. Святой Дух не только одарил нас богатым наследием, Он благословляет нас живым общением с христианами, которые вносят в понимание ветхозаветных историй свой вклад.

Сотрудничество на этом уровне включает различные группы людей. Во-первых, современное христианское сообщество представляет поместная церковь. Апостол Павел подчинился Иерусалимскому собору, чтобы приобрести мудрость у других служителей церкви (Деяния 15:6-29), и нам дана такая же привилегия - обращаться к властям, установленным в церквах должным образом. Многие конфессии имеют официальные каналы, через которые изъясняется мудрость церкви. Сегодня учение Святого Духа нередко отражается в уставных документах, назначениях, письмах и дисциплинарных мерах церкви. Мудрые христиане пользуются этими свидетельствами коллективного мнения церкви.

Иногда сообщество христиан принимает форму современных ученых обществ, школ богословия и других околоцерковных ассоциаций. Они не обладают властью церкви, но в них с молитвой трудятся над исследованием хорошо подготовленные толкователи. Их выводы нельзя считать непогрешимыми, однако они должны заставить нас задуматься, прежде чем принимать противоположное толкование.

Сотрудничество с христианским сообществом подразумевает и почтение к служителям слова в церкви. Святому Духу угодно наделять некоторых людей особым даром понимать и изъяснять Писания (Ефесянам 4:11-12). Во многих случаях такие способности официально признают через рукоположение. Дар учительства проявляется и у обычных прихожан. В любом случае, ответственные толкователи никогда не отвергают учение других христиан. Итак, толкуя ветхозаветные истории, следует усердно изучать современные комментарии и книги по богословию и прислушиваться к толкованию христианского сообщества.

Важный аспект сотрудничества с ним составляют даже обычные беседы о Библии. Когда мы участвуем в библейских занятиях, разговариваем за обеденным столом или в машине, мы взаимодействуем с людьми, и это помогает толковать ветхозаветные истории. Иногда Дух Божий посылает глубокие откровения через людей, у которых мы и не думали учиться. Студенты учат профессоров, прихожане учат пасторов, дети учат родителей. Божий Дух дает откровения по Своему усмотрению. Мы общаемся с Его учениками всякий раз, когда беседуем о Библии с другими верующими. Чем яснее мы сознаем этот факт, тем больше сможем извлечь из служения Духа.

Взаимодействие в христианском сообществе имеет не только разные уровни официальности, но и может происходить в широких и в узких кругах. Общение в узком кругу одной богословской традиции создает почву для углубленных исследований. Общность взглядов в определенных объединениях помогает христианам вместе исследовать новые сферы. Более того, в рамках относительно узких сообществ мы подотчетны друг другу и оберегаем друг друга от ошибок.

Однако нельзя отстраняться от общения с широкой христианской традицией. Ограничивая общение отдельной конфессией, мы сужаем исследование Ветхого Завета. Христиане других традиций подходят к его текстам с иных точек зрения; они замечают то, чего не заметили мы. Если мы сотрудничаем с людьми только в удобных нам богословских рамках, мы упускаем значительную часть работы Святого Духа в христианском сообществе. Для толкования нам необходима современная церковь и в широких и в узких рамках.

Итак, христианское сообщество составляет вторую сферу сотрудничества с людьми. Труд Божьего Духа в наших современниках – это обильный источник толкования.

Личное суждение. Наше личное суждение, то, как мы понимаем ветхозаветные истории вне сознательного взаимодействия с другими людьми, - это третий элемент сотрудничества.21 Конечно, полностью избежать влияния наследия и современного сообщества христиан мы неспособны. Однако часто мы приступаем к Ветхому Завету, вообще не учитывая сказанное другими - толкуем «со своей колокольни».

Личное суждение бывает официальным и неофициальным. Иногда, читая Писание, мы понимаем смысл ветхозаветной истории интуитивно. А в другой раз определяем его на основании внимательного изучения текста. В любом случае, личное суждение – это наши собственные размышления об отрывке.

Несмотря на значимость духовного наследия и сотрудничества с современным сообществом христиан, каждый отвечает перед Богом за формирование собственного понимания Библии. Писание предостерегает: мы дадим ответ за то, как обращаемся со Словом Божьим. Павел говорит, что «каждый из нас даст за себя отчет Богу» (Римлянам 14:12). Толкователи Слова не спрячутся за общинами: каждый ответит за то, как он поступал с ветхозаветными историями.

В отношении к личному суждению христиане нередко впадают в крайности. Одни считают себя настолько беспомощными, что слепо доверяют чужому мнению. Не раз я слышал такие высказывания: «Я Библию не понимаю; я просто верю тому, что говорит пастор». Но даже пасторы порой боятся самостоятельно мыслить и толковать. Они прилепляются к справочникам и комментариям и повторяют сказанное другими.

Иногда нужно твердо отстаивать свою позицию, невзирая на другие мнения. Где бы мы были сегодня, если бы наши предшественники слепо следовали наследию церкви и мнению современного им сообщества христиан? Представьте, какие были бы последствия для церкви, если бы Павел не обличил Петра и не противостал иудействующим братьям (Галатам 2:11-21)! Какой была бы церковь, если бы Мартин Лютер в одиночку не выступил против Рима? Если кто-то уклонился от истины, мы должны быть непоколебимы.

Но порой евангельские христиане впадают в другую крайность. Предполагая, что им дано больше откровения от Духа, чем другим, они превращают свое толкование в жесткую догму. Каждое их мнение незыблемо и абсолютно. Они не сомневаются в своем понимании текста, не учитывая того, что говорили христиане прошлого и не обращая внимание на сказанное современниками. Мы забываем, что мы грешники и легко впадаем в заблуждение.

Личные суждения всегда нуждаются в совершенствовании. Самый простой стих содержит больше, чем способен вместить наш разум. Поэтому мы должны толковать в смирении, с готовностью учиться у других и действенно сотрудничать с христианским миром.

^ Отчетность и равновесие сил

Система отчетности и равновесия сил - важный принцип работы демократического правительства. Государственные ведомства контролируют друг друга, чтобы избежать злоупотребления властью. Но и эта система имеет свои недостатки. Поскольку абсолютной власти не имеет никто, решения принимаются медленно. Диктаторы за короткое время совершают значительно больше. Менее чем за десять лет Адольф Гитлер превратил Германию в мощную военную машину. Пол Пот перевернул Кампучию за одну ночь. Единоличная власть производит огромный эффект. Однако история предостерегает, что лишь система отчетности и равновесия сил защищает от злоупотреблений и тирании.

Сотрудничая с людьми, мы нуждаемся в системе отчетности и равновесия сил. Наследие церкви, сообщество христиан и личные суждения вносят значительный вклад в толкование: каждый из этих элементов равноценен. Каждый из них благословляется Духом, и каждый подвержен влиянию греха. Как не устают указывать неверующие, в нашем наследии много позорных ошибок. И современная церковь также не лишена проблем. Если мы честны перед собой, нам несложно признать, как легко мы впадаем в заблуждение. Поэтому сотрудничество сторон подразумевает их подотчетность друг другу.

Многие христиане предпочитают безоговорочно полагаться на какой-либо один элемент толкования и не пытаются уравновесить его другими. Работать с Ветхим Заветом проще, если не выбирать между разными мнениями. Однако, сосредоточенная в одних руках политическая власть ведет к злоупотреблениям. Так и чрезмерный акцент на одном элементе ведет к деспотизму в герменевтике.

Иногда евангельские христиане подчиняют себя тирании наследия. Они видят слабости современной церкви, и склонны идеализировать другие исторические периоды. Мы избираем один символ веры или одну христианскую группу и настаиваем на том, чтобы все толкование подчинить этому мнению. Результаты подобных тенденций очевидны. Когда традиция диктует герменевтику, мы теряем связь с современным миром. Наши толкования становятся неуместными, неприменимыми и непонятными и не способны помочь в сегодняшних проблемах.

Проблемы современности заставляют церковь искать ответы за рамками своего наследия. Мы призваны толковать ветхозаветные истории, учитывая вопросы ядерной войны, всемирного голода, прав человека, эвтаназии, абортов, генной инженерии и других относительно новых проблем человечества. Наследие способно нам помочь лишь косвенно. Полная зависимость от него уводит нас от нужд современников.

Иногда тираном толкования становится современное сообщество христиан. Мы склонны следовать за любым богословским новшеством, которое встретится на пути. И когда церковь изучает новый вопрос, с восторгом заявляем, что о нем говорит практически каждая история Ветхого Завета. Однако интерес к современным вопросам может зайти слишком далеко. Стремление к актуальности, - если его не сдерживает наследие церкви, - способно увести нас от подлинного христианства. Как сказал Павел, мы не должны быть увлекаемы всяким ветром учения (Ефесянам 4:14). Нельзя позволить интересам сегодняшнего сообщества христиан доминировать в толковании.

Порой абсолютную власть в толковании мы отдаем личному суждению. Особенно остро эта проблема стоит среди ученых. Нам говорят, что идеальный современный ученый - это человек, который следует за истиной, куда бы она ни вела, невзирая на традиции и популярные учения. Некоторые пасторы и служители церкви подражают такому идеалу и стараются всегда сказать нечто особенное. Но чрезмерное увлечение собственным творчеством и личными взглядами также опасно. Когда мы забываем о равновесии между наследием, обществом и личным суждением, наше индивидуальное толкование может привести к расколу церкви. Личное суждение, как и дары Духа, нужно использовать для назидания церкви (Ефесянам 4:11-13). Стремление к истине - это не путешествие в одиночку; это цель, к которой мы идем плечом к плечу с другими христианами. Задача ученого не в том, чтобы изобретать новые необычные подходы к ветхозаветным историям. Напротив, он призван толковать их, в полной мере учитывая все сферы сотрудничества.

Каждый из нас становится жертвой тирании в герменевтике. Чтобы избежать этой проблемы, нужно учитывать свои естественные наклонности и уравновешивать их вниманием к остальным элементам толкования. Возможно, я склонен полностью подчинять свое толкование традиции? Или же слепо увлекаюсь новыми поветриями? Не слишком ли я полагаюсь на собственные суждения? Как уравновесить свои склонности большим вниманием к другим элементам сотрудничества в толковании?

Однако уравновешенный подход сопровождают трудности. Когда мы уделяеми равное внимание ко всем членам команды герменевтики, это неизбежно вызывает напряжение. Наследие церкви, современное сообщество и личное суждение могут согласоваться и не согласоваться друг с другом.

Иногда разные элементы подтверждают друг друга; мы замечаем, что наши личные убеждения совпадают с учением современной церкви и традицией. В этом случае мы обретаем уверенность и спокойствие.22 Конечно, подобное согласие не гарантирует верного понимания Писаний, но, если наши верования получают подтверждение со всех сторон, они становятся тверже.

Если же в команде герменевтики есть разногласия, это сигнал тревоги. Нас должно беспокоить, если церковь отворачивается от своего наследия. И когда чье-то личное суждение расходится с мнением церкви, это тоже должно настораживать. Чем меньше согласия в сферах сотрудничества, тем меньше уверенности в толковании.

Каждый игрок команды герменевтики выполняет в ней свою функцию. Наследие церкви соединяет нас с работой Божьего Духа в христианах прошедших эпох. Современное сообщество верующих отражает труд Святого Духа в христианах наших дней. Личное суждение направляет нас в поиске озарения от Духа. Учитывая всю сложность толкования Ветхого Завета, необходимо в равной мере учитывать все элементы и сверять их друг с другом (см. рис. 7).


^ Толкование и богословие

Необходимость взаимодействия с христианским сообществом беспокоит многих евангельских верующих. Возникает важный вопрос: должно ли богословие церкви управлять нашим толкованием Библии? Можно ли позволить богословию влиять на наше понимание? Разве тем самым мы не ставим повозку перед лошадью? В конце концов, богословие следует извлекать из Библии, а не наоборот.


  1   2   3   4

Похожие:

«Никогда не входи в воду один, вот первое правило, которое я выучил на уроке плавания. Нужно, чтоб кто-то был рядом, чтобы помочь в беде». Но тогда мне было iconАлексадр Кестер Утро следующего после встречи дня
Можно было бы начать историю так: «Жил-был Вася», но тогда это получилась бы сказка, а у нас вполне реальная история, поэтому начинать...
«Никогда не входи в воду один, вот первое правило, которое я выучил на уроке плавания. Нужно, чтоб кто-то был рядом, чтобы помочь в беде». Но тогда мне было iconТак было, кто скажет, что так не бывает?
«О, где же ты, солнце, что душу согрело Мне в дальнем и диком и чуждом краю? К тебе возвращаюсь, дождись, Изабэла, Чтоб вновь мне...
«Никогда не входи в воду один, вот первое правило, которое я выучил на уроке плавания. Нужно, чтоб кто-то был рядом, чтобы помочь в беде». Но тогда мне было iconОтступление первое, 30 лет назад
Не важно. Это не играло для него никакой роли. Он был сильнее любого мага Улья, и неплохим воином вдобавок. Но этого было мало. Для...
«Никогда не входи в воду один, вот первое правило, которое я выучил на уроке плавания. Нужно, чтоб кто-то был рядом, чтобы помочь в беде». Но тогда мне было iconПреподобный симеон новый богослов (949-1022)
Богослова, он не в моем духе. Несколько раз я пытался его читать, но не смог продолжать». А один греческий митрополит пошел еще дальше....
«Никогда не входи в воду один, вот первое правило, которое я выучил на уроке плавания. Нужно, чтоб кто-то был рядом, чтобы помочь в беде». Но тогда мне было iconТихое пение Айлы и скрип осей телеги придавали особое очарование...
Ард был возбужден. Это его первое большое путешествие! Редкие выезды в город не в счет. Давняя мечта – отправиться в дальние земли,...
«Никогда не входи в воду один, вот первое правило, которое я выучил на уроке плавания. Нужно, чтоб кто-то был рядом, чтобы помочь в беде». Но тогда мне было iconЛитература Введение
Война, которая сломала судьбы, искалечила души, уничтожила надежды, лишила жизней. Сегодня нельзя сказать, кому было тяжелее, тем,...
«Никогда не входи в воду один, вот первое правило, которое я выучил на уроке плавания. Нужно, чтоб кто-то был рядом, чтобы помочь в беде». Но тогда мне было iconУрок 7 «верность имеет значение»
Одним из величайших качеств Бога является Его верность. Он всегда помогает тем, кто призывает Его – не смотря на обстоятельства....
«Никогда не входи в воду один, вот первое правило, которое я выучил на уроке плавания. Нужно, чтоб кто-то был рядом, чтобы помочь в беде». Но тогда мне было iconЗаседание Координационного совета оппозиции 18 мая 2013 года Давидис:...
Есть другие предложения? Кто за то, чтобы этот проект повестки… Да, у вас предложение, Борис? Кто за то, чтобы принять этот проект...
«Никогда не входи в воду один, вот первое правило, которое я выучил на уроке плавания. Нужно, чтоб кто-то был рядом, чтобы помочь в беде». Но тогда мне было iconУрок 2: Исследование христианского богословия
Мне от него что-то было нужно, но я вел себя так, как будто пришел просто поговорить. Однако через некоторое время мои истинные намерения...
«Никогда не входи в воду один, вот первое правило, которое я выучил на уроке плавания. Нужно, чтоб кто-то был рядом, чтобы помочь в беде». Но тогда мне было iconДруг детства
Когда мне было лет шесть или шесть с половиной, я совершенно не знал, кем же я в конце концов буду на этом свете. Мне все люди вокруг...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница