Пояснительная записка Программа разработана на основе программы по философской части общенаучной дисциплины «История и философия науки»




Скачать 199.29 Kb.
НазваниеПояснительная записка Программа разработана на основе программы по философской части общенаучной дисциплины «История и философия науки»
Дата публикации25.02.2013
Размер199.29 Kb.
ТипПояснительная записка
skachate.ru > История > Пояснительная записка
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт

им. В.Г.Короленко»
__________________Историко-лингвистический_____________________

Утверждена

на заседании Совета

историко-лингвистического факультета

«___»___________ 2012 г., протокол № _____
Декан факультета Макурин А.И. / _________
Рассмотрена

на заседании кафедры гуманитарных наук

«___»_________ 2012 г., протокол № _______
Заведующий кафедрой Змеев М.В. / _______


Учебная программа дисциплины

История и философия науки


Уровень основной образовательной программы

магистратура

Учебный план по направлению подготовки

050100

Педагогическое образование

Профиль ………………..……………………………

___________________________

Форма обучения …………………………………….

очная

Кафедра……………………………………………….

гуманитарных наук

Семестр……………………………………………

1













Автор-разработчик программы:

к.филос.н., доц. каф. гумм. наук ^ Поздеева Галина Геннадьевна / ____________

Рецензент:

к.филос.н., доц. Гуляев А.А. / _______________________________

Глазов 2012

  1. Пояснительная записка


Программа разработана на основе программы по философской части общенаучной

дисциплины «История и философия науки» («Философия науки»), подготовленной Высшей

аттестационной комиссией России и утвержденной приказом Министерства образования

России от 17.02.2004 № 697. Программа адресована слушателям I – го курса магистратуры.


  • 1.1. Цель и задачи изучения дисциплины

  • Настоящая дисциплина предусматривает подготовку магистрантов к сдаче кандидатского экзамена по истории и философии науки на следующих этапах обучения.

  • Цель дисциплины – дать представление об основных мировоззренческих и методологических проблемах науки, особое внимание уделяя проблемам современной науки, ее месту и роли в современном обществе.

  • Задачи дисциплины:

  • формировать умение рассматривать науку в ее основаниях, в социокультурном контексте, в ее динамике и историческом развитии;

  • представить структуру научного знания;

  • показать специфику постановки проблемы развития науки в современном обществе;

  • ознакомить с выработанными в истории философской мысли подходами к анализу социально-гуманитарного знания;

  • помочь осознать суть философско-методологической проблематики избранного магистрантом направления научно-исследовательской деятельности, научиться применять полученные знания в собственных научных исследованиях.


^ 1.2.Место дисциплины в структуре ООП.

Дисциплина «История и философия науки» входит в раздел дисциплин вариативной части общенаучного цикла (М.1.);

индекс по учебному плану М.1.В.ДВ.1.3.1.
^ 1.2.1.Объем дисциплины и виды учебной работы

Объем дисциплины 3 зачетных единицы, 108 часов, из которых 26 часов аудиторной нагрузки, 82 часа – самостоятельной работы магистрантов.
Таблица: Структура, объем и виды учебной работы по дисциплине


^ Вид учебной работы по семестрам

Зачетные единицы⃰

Часы

Общая трудоемкость

3

108

Семестр _1

Трудоемкость

3

108

Аудиторные занятия (всего)

0,7

26

В том числе:

Лекции

0,16

6

Практические занятия / Семинары

0,54

20

Самостоятельная работа (всего)

2,3

82

В том числе:

Подготовка к практическим занятиям

0,79

28

Подготовка к «круглым столам»

1,07

38

Подготовка реферата по теме

0,44

16

Вид промежуточной аттестации - зачет










      1. ^ Междисциплинарные связи дисциплины с другими дисциплинами ООП




^ Наименование обеспечиваемых дисциплин

Индекс по учебному плану

Семестр

Раздел дисциплины

1

2

Современные проблемы науки и образования

М1. Б

1.1.1.


1

+

+

Методология и методы научного исследования

М1. 2Б

1.1.2.

2

+

+


^ 1.3.Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате освоения дисциплины магистрант должен

Знать:

- историю эволюции науки как самостоятельной формы духовной деятельности, основные периоды развития науки;

- структуру научного знания и ее основные элементы;

- основные формы и методы научного познания;

- основные подходы к пониманию механизма развития науки;

- идеалы и нормы научного познания;

- типы научной рациональности;

- особенности современного этапа развития науки;

- специфические особенности социально-гуманитарного знания;

Уметь:

- осмысливать научные проблемы в философско-мировоззренческом контексте;

- осуществлять переход от эмпирического к теоретическому уровню анализа;

- определять объект и предмет исследования;

- формулировать проблему, цель, задачи и выводы исследования;

- видеть суть философско-методологической проблематики избранного направления научно-исследовательской работы;

Владеть:

- современным категориально-понятийным аппаратом философии и методологии науки;

- основными методами научного исследования;

- навыками критического анализа научных работ;

- навыками ведения дискуссий.
^ 1.4.Компетенции выпускника в дисциплине, требования к уровню их освоения


^ Индекс компетенции по ФГОС


Содержание компетенции

Требования к уровням освоения

^ Знает

(З-1, З-2,

З-3)

Умеет

(У-1, У-2,

У-3)

Владеет

(В-1, В-2,

В-3)

ОК-1

Способность совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень

^ З-1

Может самостоятельно воспроизводить и применять полученную информацию по истории и философии науки (З-1)

З-2

Может самостоятельно систематизировать полученные знания, различает основные типы научной рациональности, основные концепции и походы современной философии науки

З-3

Способен к критическому анализу изучаемого материала, к переходу от эмпирического к теоретическому уровню анализа; видит суть философско-методологической проблематики избранной области научного знания

^ У-1

Применять известные методы научного исследования в рамках поставленной задачи

У-2

Умеет применять знания по истории и философии науки к решению конкретных задач научного ис-следования,

формулировать проблемы, цели, задачи и выводы исследования

У-3

Творчески подходит к выполнению исследовательских задач, осуществляет связь между теорией и практикой научной деятельности, видит связь с родственными областями научного знания

^ В-1

Понятийным и категориальным аппаратом философии науки, навыками работы с учебно-методической и научной литературой

В-2

Технологиями выполнения практических научно-исследовательских заданий, навыками аргументации и объяснения, основными методами эмпирического и теоретического научного познания

В-3

Навыками рефлексивного познания, критического анализа научных работ, системного подхода к анализу научных проблем, ведения научной дискуссии, осознанного выбора и применения методов научного и философского познания к решению задач научного исследования (магистерской диссертации)

ОК-2

Готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач

ОК-3

Способность к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности



ПК-4

Способность анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач

ПК-5

Готовность самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки



^ 2.Содержание дисциплины по разделам и темам


Раздел 1.Общие проблемы истории и философии науки


Тема 1.Предмет и основные концепции современной философии науки
Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры. Современная философия науки как изучение общих закономерностей научного познания в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте.

Эволюция подходов к анализу науки. Кумулятивистские и некумулятивистские модели развития науки.

Логико-эпистемиологический подход к исследованию науки. Позитивистская традиция в философии науки. Первый позитивизм: Дж.Ст. Милль, О. Конт, Г. Спенсер. Психологический позитивизм Э. Маха и Р. Авенариуса. Неопозитивизм: язык как нейтральное средство познания; проблема демаркации науки; принцип верификации.

Критический рационализм К. Поппера. Концепция роста научного знания. Фальсификация как альтернатива верификации. Принцип фаллибилизма.

Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепция смены парадигм Т. Куна. «Нормальная наука» и научная революция. Концепция смены научно-исследовательских программ И. Лакатоса. Структура научно-исследовательской программы. Концепция неявного знания М. Полани. Эпистемологический анархизм П. Фейерабенда.

Концепция конвенционализма. А. Пуанкаре.

Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов развития научного знания.
^ Тема 2.Наука в культуре современной цивилизации

Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности. Особенности научного познания. Наука и философия. Наука и искусство. Наука и обыденное познание. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).

^ Тема 3.Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

Возникновение науки. Проблема ее «начала». Преднаука и наука в собственном смысле слова.

Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организации науки в средневековых университетах Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формирование идеалов математизированного и опытного знания. Оксфордская школа, Р. Бэкон, У. Оккам. Предпосылки возникновение экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Д. Декарт. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре. Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы.

Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно организованной науки. Технологические применения науки. Формирование технических наук.

Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования.
^ Тема 4.Структура научного знания

Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения. Особенности эмпирического и теоретического языка науки.

Структура эмпирического знания. Методы и формы эмпирического уровня познания.

Структура теоретического знания. Методы и формы теоретического уровня познания. Первичные теоретические модели и законы. Развитая теория.

Основания науки. Структура оснований. Идеалы и нормы исследования и их социокультурная размерность.

Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира (картина мира как онтология, как форма систематизации знаний, как исследовательская программа).

Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру.
^ Тема 5.Динамика науки как процесс порождения нового знания

Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап становления новой дисциплины. Проблема классификации.

Формирование первичных теоретических моделей и законов. Роль аналогий в теоретическом поиске. Процедуры обоснования теоретических знаний.

Становление развитой научной теории. Классический и неклассический варианты формирования теории.
^ Тема 6.Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности

Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Научные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типологии научных революций. Внутридисциплинарные механизмы научных революций. Междисциплинарные взаимодействия и «парадигмальные прививки» как фактор революционных преобразований в науке. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренческих универсалий культуры.

Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста знаний. Проблема потенциально возможных историй науки.

Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.
^ Тема 7.Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса

Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Освоение саморазвивающихся «синергетических» систем и новые стратегии научного поиска. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного познания. Новые этические проблемы науки в конце XX столетия. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов. Экологическая этика и ее философские основания. Философия русского космизма и учение В. И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере. Проблемы экологической этики в современной западной философии.

Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука. Научная рациональность и проблема диалога культур. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.
^ Тема 8.Наука как социальный институт

Различные подходы к определению социального института как науки. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности (республика ученых XVII в., научные сообщества эпохи дисциплинарно организованной науки, формирование междисциплинарных сообществ современной науки). Научные сообщества и их исторические типы. Научные школы. Подготовка научных кадров. Историческое развитие способов трансляции научных знаний. Компьютеризация науки и ее социальные последствия. Наука и власть. Проблема секретности и закрытости научных исследований. Проблема государственного регулирования науки.



^ Раздел 2.Философские проблемы социально-гуманитарного знания


Тема 1.Общетеоретические подходы в социально-гуманитарном познании. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук
Роль философии в формировании знаний об обществе, культуре, истории и человеке ( Платон, Аристотель, Локк, Гоббс, Кант, Гегель и др.). донаучные, ненаучные и вненаучные знания об обществе, культуре и человеке. Формирование научных дисциплин социально-гуманитарного цикла. Социокультурная обусловленность дисциплинарной структуры социально-гуманитарного знания: социология, экономика, политология и пр. как отражение в познании относительной самостоятельности отдельных сфер жизни общества. Зависимость СГН от социального контекста: классическая, неклассическая и постнеклассическая наука.

Описательная психология и герменевтика В. Дильтея. Феноменология Э. Гуссерля. Баденская школа неокантианства.
^ Тема 2.Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания. Субъект социально-гуманитарного познания.
Сходства и отличия наук о природе и наук об обществе.: современные трактовки проблемы. Особенности общества и человека, его коммуникаций и духовной жизни как объектов познания: многообразие, неповторяемость, уникальность, случайность, изменчивость. Условия объективности социально-гуманитарного познания. Научная картина мира в социально-гуманитарных науках.

Индивидуальный субъект, формы его существования. Включенность сознания субъекта, его системы ценностей и интересов в объект исследования СГН. Личностное неявное знание субъекта. Индивидуальное, и коллективное бессознательное в гуманитарном познании. Коллективный субъект, формы его существования. Научное сообщество как субъект познания.


^ Тема 3.Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании
И. Кант: диалектика теоретического и практического (нравственного) разума. Методологические функции «предпосылочного знания» и регулятивных принципов в науке. Явные и неявные ценностные предпосылки как следствие коммуникативности СГН. Оценочные суждения в науке и необходимость «ценностной нейтральности» в социальном исследовании. Принципы «логики социальных наук» К.Поппера. Роль научной картины мира, стиля научного познания, философских категорий и принципов, представлений здравого смысла в исследовательском процессе СГН. Вненаучные критерии: принципы красоты и простоты в социально-гуманитарном познании.
^ Тема 4.Жизнь как категория наук об обществе и культуре
Понимание жизни за пределами ее биологических смыслов. Социокультурное и гуманитарное содержание понятия жизни ( А. Бергсон, В. Дильтей, философская антропология). Ограниченность применения естественно-научных методов, причинных схем. Познание и «переживание» жизни – основное содержание художественных произведений. История – одна из форм проявления жизни, объективация жизни во времени, никогда не завершаемое целое (Г. Зиммель, О. Шпенглер, Э. Гуссерль и др.).
^ Тема 5.Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках
Рациональное, объективное, истинное в СГН. Классическая и неклассическая концепция истины в СГН. Экзистенциальная истина, истина и правда. Проблема истины в свете практического применения СГН. Плюрализм и социологическое требование отсутствия монополии на истину. Релятивизм, психологизм, историзм в СГН и проблема истины.
^ Тема 6.Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках
Объяснение и понимание как следствие коммуникативности науки. Природа и типы объяснений. Объяснение – функция теории. Понимание в СГН, необходимость обращения к герменевтике как «органону наук о духе» (В. Дильтей, Г. Гадамер). Специфика понимания: не может быть репрезентировано формулами логических операций, требует обращения к целостному человеку, его жизнедеятельности, опыту, языку и истории. Герменевтика – наука о понимании и интерпретации текста. Текст как особая реальность и «единица» методологического и семантического анализа социально-гуманитарного знания. Язык, языковая картина мира. Интерпретация как придание смыслов, значений высказываниям, текстам, явлениям и событиям – общенаучный метод и базовая операция социально-гуманитарного познания. Проблема «исторической дистанции», «временного отстояния» (Г. Гадамер) в интерпретации и понимании.


^ 2.Методические рекомендации для преподавателя
3.1.Общие рекомендации

•Дисциплина «История и философия науки» представляет особую важность для магистрантов, планирующих в дальнейшем продолжить обучение в аспирантуре, т.к. содержит основную проблематику соответствующего кандидатского экзамена. Обязательным условием допуска к экзамену является написание реферата, поэтому необходимо уделить особое внимание подготовке реферата как основному виду самостоятельной работы.

•Поскольку бюджет времени, предусмотренный учебным планом, ограничен, нецелесообразно дублировать один и тот же материал на лекциях и семинарских занятиях. Некоторые темы могут быть рассмотрены только на лекциях, другие – только на семинарах. Отдельные темы полностью отводятся на самостоятельное изучение.
^ 3.2.Рекомендации по использованию метода «круглый стол»

Метод «круглого стола» включает в себя различные виды семинаров и дискуссий. В основе этого метода лежит принцип коллективного обсуждения проблем, изучаемых в системе образования. Главная цель таких занятий состоит в том, чтобы обеспечить студентам (магистрантам) возможность практического использования теоретических знаний в условиях, моделирующих формы деятельности научных работников.

Такие занятия призваны обеспечить развитие творческого мышления, познавательной мотивации и профессионального использования знаний в учебных условиях. Профессиональное использование знаний – это свободное владение языком соответствующей науки, научная точность оперирования формулировками, понятиями, определениями. Магистранты должны научиться выступать в роли докладчиков и оппонентов, владеть навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, доказательства и опровержения, отстаивать свою точку зрения, демонстрировать достигнутый уровень теоретической подготовки.

Во время «круглого стола» в условиях групповой дискуссии проводится обсуждение различных проблем. Метод предполагает значительную активность и самостоятельность студентов, но в то же время требует тщательной подготовки как со стороны преподавателя, так и со стороны студентов. Поэтому для подготовки «круглых столов» целесообразно планировать достаточно большое количество часов, отведенных на самостоятельную работу студентов (магистрантов).

Большое значение имеет расположение студентов на таких занятиях. Поэтому

желательно, чтобы студенты сидели в круговом расположении, что позволяет участникам чувствовать себя равноправными (отсюда и название данного метода).

Преподаватель также должен находиться в кругу со студентами: если он будет сидеть отдельно, то участники дискуссии скорее всего будут обращать свои высказывания только ему, но не друг другу. Расположение участников лицом друг к другу приводит к возрастанию активности, увеличению количества высказываний. Расположение преподавателя в круге позволяет ему управлять группой и создает менее формальную обстановку, возможность для личного включения каждого в общение, повышает мотивацию студентов, включает невербальные средства общения.
^ 4.Общие методические рекомендации для магистрантов
4.1.Планы и учебно-методические материалы к семинарским занятиям по дисциплине «История и философия науки»: Приложение 1

^ 4.2.Методические рекомендации для подготовки к участию в «круглых столах»

(Рабочая программа)

4.3.Тематика рефератов с методическими рекомендациями: Приложение 2
5.Лабораторные работы не предусмотрены

^ 6.Материально-техническое обеспечение дисциплины
Кабинет социально-экономических дисциплин – ауд. 107 учебного корпуса № 3 ГГПИ
7.Рекомендуемая основная литература
1.Введение в историю и философию науки / под ред. Проф. С.А. Лебедева: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект,2005. – 416 с.

2.История и философия науки: Учеб. Пособие для аспирантов / под ред. А.С. Мамзина. – СПб: Питер, 2008. – 304 с. – Ресурс доступа: http://granisa.clan.su/load/filosofija/uchebniki_po_filosofii/istorija_i_filosofija_nauki_pod_red_mamzina_as/25-1-0-220

3.Канке В. А. Основные философские направления и концепции науки: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности "Философия". - М.: Логос, 2004. - 328 с.

4.Кохановский, В. П. Философские проблемы социально-гуманитарных наук (формирование, особенности и методология социального познания): Учеб.пособие для аспирантов. - Ростов-н/Д.: Феникс,2005. - 320 с.

5.Кохановский В.П., Лешкевич и др. Философия науки в вопросах и ответах: Учебное пособие для аспирантов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 352 с.

6.Кохановский, В. П., Пржилевский В.И., Сергодеева Е.А. Философия науки: Учеб. пособие.- М.- Ростов-н/Д.: МарТ, 2006. - 496 с.

7.Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов. – М.: Академический Проект, 2004. – 320 с.

8.Микешина Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования : Учеб. пособие. — М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005. — 464 с. – Ресурсы доступа: http://www.koob.ru/mikeshina/filosofiya_nauki_sovremennaya_yepistemologiya

http://www.klex.ru/6rb

9.Основы философии науки: Учеб. пособие для аспирантов / В.П. Кохановский, Т.Г. Лешкевич, Т.П. Матяш, Т.Б. Фатхи. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 603.

10.Основы философии науки: Учеб. пособие для вузов / под ред. С.А.

Лебедева. - М.: Академический Проект, 2005. - 544 с.

11.Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы: Учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. – М.: Гардарики, 2006. - 384 с. – Ресурс доступа: http://urzone.ru/Knigi/aspirant/stepin.pdf

12.Философия социальных и гуманитарных наук / под общ. ред. проф. С.А. Лебедева: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2006. – 912 с.
^ 8.Рекомендуемая дополнительная литература
1.Адорно Т.В. К логике социальных наук // Вопросы философии. 1992. № 2.

2.Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. СПб.,2000.

3.Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979.

Бубер М. Я и ты. – М., 1993.

4.Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. – М., 1978.

5.Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. – М., 1995.

6.Гадамер Г. Актуальность прекрасного. – М., 1991.

7.Гадамер Г. Истина и метод. – М., 1998.

8.Дильтей В. Собр. соч.: В 6 т. Введение в науки о духе: Опыт полагания основ для изучения общества и истории. – М., 2000. – Т. 1.

9.Загадка человеческого понимания. – М., 1991.

10.Князева Е.Н., Курдюмов С.И. Основания синергетики. – СПб., 2002.

11.Косарева Л.М. Рождение науки Нового времени из духа культуры. – М., 1987.

12.Кохановский В.П., Шевченко П.А. Социально-гуманитарная методология Макса Вебера. – Ростов-н/Д., 2003.

13.Кохановский В.П., Шумейко М.К. Методология гуманитарного познания Генриха Риккерта. – Ростов-н/Д., 2004.

14.Кун Т. Структура научных революций. – М., 2001.

15.Кун Т. Логика открытия, или Психология исследования. – М., 2002.

16.Лакатос И. История науки и ее рациональные реконструкции. – М., 2003.

17.Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. – М., 2003.

18.Лекторский В.А. возможна ли интеграция естественных наук и наук о человеке? // Вопросы философии. 2004. № 3.

19.Наука глазами гуманитария. – М., 2003. – с. 13 – 93.

20.Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. – М.,1998.

21.Полани М. Личностное знание. – М., 1985.

22.Поппер К. Логика научного исследования. – М., 2004.

23.Поппер К. Объективное знание. Эволюционный подход. – М., 2002.

24.Порус В.Н. Рациональность. Наука. Культура. – М., 2002.

25.Рикёр П. История и истина. – СПб., 2002.

26.Рикёр П. Конфликт интерпретаций: Очерк о герменевтике. – М., 1995.

27.Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования познания. – СПб., 1997. - 198 с.

28.Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. – М., 1998.

29.Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. – М., 2002.

30.Скрипник К.Д. Логические модели диалога. – Ростов-н/Д., 2001.

31.Соломатин В.А. История науки. – М.,2003.

32.Столович Л.Н. Диалог и диалектика // Вопросы философии. 2002. № 11.

33.Традиции и революции в развитии науки. – М., 1991.

34.Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. – М., 1986

Похожие:

Пояснительная записка Программа разработана на основе программы по философской части общенаучной дисциплины «История и философия науки» iconПояснительная записка Цель и задачи изучения дисциплины. Целью дисциплины «Философия»
«Философия» является знакомство студентов с базовыми понятиями и категориями философии, мировоззренческая социализация студентов...
Пояснительная записка Программа разработана на основе программы по философской части общенаучной дисциплины «История и философия науки» iconПояснительная записка Настоящая образовательная программа разработана...

Пояснительная записка Программа разработана на основе программы по философской части общенаучной дисциплины «История и философия науки» iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки»
Программа кандидатского экзамена по курсу "Философия науки" разработана для аспирантов и соискателей всех научных специальностей
Пояснительная записка Программа разработана на основе программы по философской части общенаучной дисциплины «История и философия науки» iconПояснительная записка Настоящая образовательная программа разработана...
Возрастные и индивидуальные особенности контингента воспитанников в детском саду 3
Пояснительная записка Программа разработана на основе программы по философской части общенаучной дисциплины «История и философия науки» iconI. пояснительная записка цель и задачи изучения дисциплины
Учебная программа составлена на основе типовой программы по дисциплине «Статистика», утвержденной 11. 03. 2011 г., регистрационный...
Пояснительная записка Программа разработана на основе программы по философской части общенаучной дисциплины «История и философия науки» icon1. Пояснительная записка 1 Целью дисциплины
Учебная программа составлена на основе базовой учебной программы Электронная коммерция, регистрационный №197/баз., утвержденной 29....
Пояснительная записка Программа разработана на основе программы по философской части общенаучной дисциплины «История и философия науки» iconПояснительная записка Настоящая образовательная программа разработана...
Программа предназначена для проведения коррекционно-педагогиче­ской работы с детьми 6 7(8) лет, имеющими умственную отсталость легкой...
Пояснительная записка Программа разработана на основе программы по философской части общенаучной дисциплины «История и философия науки» iconПояснительная записка Настоящая образовательная программа разработана...
Программа предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с детьми 6 7(8) лет, имеющими умственную отсталость легкой...
Пояснительная записка Программа разработана на основе программы по философской части общенаучной дисциплины «История и философия науки» iconЕ. А. Ксенофонтова Приказ огбоу нпо
Основная программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы дисциплины оп. 03 Организация и технология розничной...
Пояснительная записка Программа разработана на основе программы по философской части общенаучной дисциплины «История и философия науки» iconПояснительная записка к рабочей программе по информатике в 9 классе
Настоящая рабочая программа разработана на основе государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница