Рабочая учебная программа «отечественная история»




Скачать 280.55 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа «отечественная история»
страница1/3
Дата публикации16.06.2014
Размер280.55 Kb.
ТипРабочая учебная программа
skachate.ru > История > Рабочая учебная программа
  1   2   3
Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Международный еврейский институт экономики, финансов и права»






«УТВЕРЖДАЮ»

Ректор НОУ ВПО МЕИЭФиП

_______________ Е.А. Бронфман

«_____» _______________ 20 ___ г.


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

«ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»

наименование дисциплины







для специальности (направления)

080102.65




шифр и наименование

^ Мировая экономика

специальности, направления





Программа одобрена на заседании

Учёного совета НОУ ВПО МЕИЭФиП

«_____» _______________ 20 ___ г.
Председатель _________ Е.А. Бронфман


МОСКВА, 2009 г.
Программа разработана на кафедре истории и иудаики.


Автор программы:

проф. Мухин М.Ю.















Заведующий кафедрой _____________________ проф. Мухин М.Ю.








  1. Выписка из Государственного образовательного стандарта

ГСЭ.Ф.03.

^ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
Сущность, формы, функции исторического знания; методы и источники изучения истории; понятия и классификация исторического источника; отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное; методология и теория исторической науки; история России – неотъемлемая часть всемирной истории; античное наследие в эпоху Великого переселения народов; проблема этногенеза восточных славян; основные этапы становления государственности; Древняя Русь и кочевники; византийско-древнерусские связи; особенности социального строя Древней Руси; этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности; принятие христианства; распространение ислама; эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв.; социально-политические изменения в русских землях в XII-XV вв.; Русь и Орда: проблемы взаимовлияния; Россия и средневековые государства Европы и Азии; специфика формирования единого российского государства; возвышение Москвы; формирование сословной системы организации общества; реформы Петра I; век Екатерины; предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма; дискуссии о генезисе самодержавия; особенности и основные этапы экономического развития России; эволюция форм собственности на землю; структура феодального землевладения; крепостное право в России; мануфактурно-промышленное производство; становление индустриального общества в России: общее и особенное; общественная мысль и особенности общественного движения России XIX века; реформы и реформаторы в России; русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру; роль XX столетия в мировой истории; глобализация общественных процессов; проблемы экономического роста и модернизации; революции и реформы; социальная трансформация общества; столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма; Россия в начале XX века; объективная потребность индустриальной модернизации России; российские реформы в контексте общемирового развития в начале века; политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика; Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса; революция 1917 года; гражданская война и интервенция, их результаты и последствия; российская эмиграция; социально-экономическое развитие страны в 20-е годы; НЭП; формирование однопартийного политического режима; образование СССР; культурная жизнь страны в 20-е годы; внешняя политика; курс на строительство социализма в одной стране и его последствия; социально-экономические преобразования в 30-е годы; усиление режима личной власти Сталина; сопротивление сталинизму; СССР накануне и в начальный период второй мировой войны; Великая отечественная война; социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы; холодная война; попытки осуществления политических и экономических реформ; НТР и ее влияние на ход общественного развития; СССР в середине 60–80-х гг.: нарастание кризисных явлений; Советский Союз в 1985-1991 гг.; перестройка; попытка государственного переворота в 1991 году и ее провал; распад СССР; Беловежские соглашения; октябрьские события 1993 г.; становление новой российской государственности (1993-1999 гг.); Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации; культура в современной России; внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.


  1. ^ Цели и задачи дисциплины


Целью изучения курса «Отечественная история» является личностное формирование и жизненное самоопределение студентов в процессе приобретения исторических знаний.

Среди задач изучения курса «Отечественная история» наиболее важными являются следующие:

  • Создать цельное, с учётом последних достижений отечественной и зарубежной историографии представление об историческом пути России, выявить основные этапы этого пути, его логику и тем самым обнаружить связь исторического прошлого нашей страны с её настоящим.

  • Определить особенности исторического развития России и её место в мировом сообществе, для чего потребуется сопоставление принципиальных моментов отечественной истории с историей зарубежных (как западных, так и восточных) государств.

  • Показать влияние Запада и Востока на течение отечественной истории – эволюцию российской государственности, социально-экономических отношений, культуры.

  • Выявить альтернативы общественного развития России на разных этапах её истории, в том числе – современном, и, изучая реально осуществившиеся и осуществляющиеся пути развития нашей страны, обосновать причастность каждого человека к выбору будущего своей страны и тем самым способствовать воспитанию чувства ответственности за то, каким это будущее будет.

  • Обращая особое внимание на научные споры по дискуссионным вопросам отечественной истории, сформировать навыки самостоятельного исторического анализа и умение обоснованно высказывать собственную точку зрения, предельно важные именно в условиях современного плюрализма мнений в области исторических исследований.


По окончании изучения дисциплины «Отечественная история» студент должен овладеть определенными знаниями, умениями и навыками. Он должен:

Иметь представление:

  • о крупнейших отечественных и зарубежных научных трудах по истории России, основных научных направлениях, школах и современных концепциях в историографии российской истории, а также главных достижениях и проблемах в области её изучения.

  • об основных видах исторических источников, формах и функциях исторического познания, общепризнанных методах исторического исследования.

Знать:

  • общие закономерности и особенности исторического развития России по сравнению с историей западных и восточных цивилизаций.

  • конкретно-исторический материал по курсу «Отечественная история» в объёме, предусмотренном Государственным образовательным стандартом специальности (в этот материал входят важнейшие события отечественной истории в хронологической последовательности, имена и основные факты биографий политических, военных и общественных деятелей, представителей российской культуры); причины основных событий, явлений и процессов отечественной истории; суть и аргументацию различных точек зрения на важнейшие спорные проблемы отечественной истории.

Уметь:

  • определять содержание основных понятий и терминов дисциплины вообще и каждой её темы в частности; выделять основные этапы отечественной истории, а внутри каждого этапа – его основные события; связывать каждое крупное событие отечественной истории с предшествующими и последующими её событиями; проводить сравнительный анализ принципов политического, социально-экономического и культурного развития России на разных этапах её истории; критически относиться к изучаемому материалу, грамотно высказывать и аргументировать собственные суждения о событиях, явлениях, процессах и перспективах отечественной истории, быть готовым достойно признать своё поражение в споре.

  • применять исторические знания для анализа и оценки сегодняшних отечественных и зарубежных реалий.



  1. ^ Объём дисциплины и виды учебной работы.

Вид учебной работы

Количество часов

очная форма обучения

1 семестр

Аудиторные занятия, в т.ч.:

34

- лекции

22

- практические занятия и семинары

12

- лабораторные работы




Самостоятельная работа:

38

- курсовая работа (проект)




- реферат




- контрольные, расчётно-графические работы

6

- другие виды самостоятельной работы

32

- подготовка к экзамену




Вид итогового контроля

экзамен

Итого за семестр:

72

Общая трудоёмкость дисциплины:

72 часа



  1. Содержание дисциплины


4.1. Разделы дисциплины и виды занятий.

№ п/п

Раздел дисциплины

Часов

Всего

Лек-ции

Практи-ческие занятия

Лабора-торные работы

Самостоя-тельная работа

1

2

3

4

5

6

7

5 семестр

1.

История как наука

10

2







6

2.

Восточные славяне в древности. История Киевской Руси

12

4

2




6

3.

История Московской Руси

12

4

2




6

4.

История Российской империи

14

4

2




8

5.

История Советской России и СССР

12

4

4




6

6.

Современная Россия

12

4

2




6

Всего за семестр

72

22

12




38

ИТОГО

72

22

12




38


    1. Содержание разделов дисциплин

Тема 1. ИСТОРИЯ КАК НАУКА.

Сущность, формы и функции исторического знания. Методы изучения истории. Понятие исторического источника, классификация исторических источников. Основные современные достижения зарубежной и отечественной историографии истории России. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное; методология и теория исторической науки; история России – неотъемлемая часть всемирной истории.
^ Тема 2. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ. ИСТОРИЯ КИЕВСКОЙ РУСИ.

Античное наследие в эпоху Великого переселения народов, проблема этногенеза восточных славян. Формы политической и социально-экономической организации восточных славян в догосударственный период. Государство и его признаки. Причины и основные этапы становления государственности у восточных славян: политические и социально-экономические изменения в недрах восточнославянского общества в VI – первой половине IX вв. н. э. (характер земледелия, ремесленного производства и торговых связей, эволюция общины, формирование союзов племён, появление князей и дружин) и возникновение элементов государственности у восточных славян. Роль варягов в процессе образования Древнерусского государства: Норманнская теория происхождения древнерусского государства, её аргументы и критика. Гипотезы происхождения слова «Русь».

Русская государственность конца IX – начала XII вв., её особенности и эволюция. Социальная структура и особенности социального строя Древней Руси. Законодательство Киевской Руси. Основные направления её внешней политики – Древняя Русь и кочевники, византийско-древнерусские связи, Русь и европейские страны.

Древнерусское язычество. Принятие христианства: причины, история и особенности христианизации Руси. Начальная история русской православной церкви. Оценка факта крещения Руси в исторической литературе. Последствия принятия православия для истории России. Распространение ислама.

Сравнение политического и социально-экономического уклада Киевской Руси с жизненным укладом западных и восточных государств: общее и особенное.

Материальная и духовная культура Древней Руси.

Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв.: причины, движущие силы и история распада Киевской Руси. Сравнение периода раздробленности Руси с аналогичным периодом зарубежной истории. Формирование различных социально-политических моделей развития древнерусских государств. Оценка периода раздробленности Руси в исторической литературе.

Образование империи монголов. История монголо-татарского завоевания Руси. Формы зависимости Руси от Золотой Орды. Социальные, экономические, политические, демографические, культурные изменения в русских землях в период монголо-татарского господства. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.

Попытки западной экспансии на территорию Руси и их последствия.
  1   2   3

Похожие:

Рабочая учебная программа «отечественная история» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Эконометрика» разработана...
Эконометрика [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2011. – 24 с
Рабочая учебная программа «отечественная история» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Информатика» разработана...
Информатика [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2011. – 28 с
Рабочая учебная программа «отечественная история» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Финансовое обоснование экономических сделок»
Рабочая учебная программа предназначена для студентов очной и заочной форм обучения. Может быть полезна студентам, аспирантам и преподавателям...
Рабочая учебная программа «отечественная история» iconРабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями...
Психологические основы экономики [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп», 2011. 56 с
Рабочая учебная программа «отечественная история» iconРабочая учебная программа по всеобщей истории (наименование учебного предмета \ курса) 11 класс
Л. Н. Алексашкиной: Программы для общеобразовательных учреждений. Всеобщая история. История России. 10—11 классы. — М.: Мнемозина,...
Рабочая учебная программа «отечественная история» iconРабочая учебная программа Рабочая учебная программа по дисциплине «Корпоративные финансы»
Федеральным государственным образовательным стандартом высшего про- фессионального образования и учебным планом, рекомендациями и...
Рабочая учебная программа «отечественная история» iconРабочая учебная программа «психология потребителя»
...
Рабочая учебная программа «отечественная история» iconРабочая учебная программа по реализации основной общеобразовательной...
Рабочая учебная программа разработана для группы среднего дошкольного возраста 4-5 лет на основе общеобразовательной программы «Радуга»...
Рабочая учебная программа «отечественная история» iconРабочая учебная программа «всемирная история»
России в мировой истории и возможности её влияния на мировую цивилизацию в настоящее время
Рабочая учебная программа «отечественная история» iconРабочая учебная программа по изобразительному искусству
Рабочая программа по изо составлена на основе следующих нормативно-правовых документов

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница