Рабочая учебная программа «отечественная история»




Скачать 280.55 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа «отечественная история»
страница1/3
Дата публикации16.06.2014
Размер280.55 Kb.
ТипРабочая учебная программа
skachate.ru > История > Рабочая учебная программа
  1   2   3
Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Международный еврейский институт экономики, финансов и права»






«УТВЕРЖДАЮ»

Ректор НОУ ВПО МЕИЭФиП

_______________ Е.А. Бронфман

«_____» _______________ 20 ___ г.


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

«ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»

наименование дисциплины







для специальности (направления)

080102.65




шифр и наименование

^ Мировая экономика

специальности, направления





Программа одобрена на заседании

Учёного совета НОУ ВПО МЕИЭФиП

«_____» _______________ 20 ___ г.
Председатель _________ Е.А. Бронфман


МОСКВА, 2009 г.
Программа разработана на кафедре истории и иудаики.


Автор программы:

проф. Мухин М.Ю.















Заведующий кафедрой _____________________ проф. Мухин М.Ю.








  1. Выписка из Государственного образовательного стандарта

ГСЭ.Ф.03.

^ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
Сущность, формы, функции исторического знания; методы и источники изучения истории; понятия и классификация исторического источника; отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное; методология и теория исторической науки; история России – неотъемлемая часть всемирной истории; античное наследие в эпоху Великого переселения народов; проблема этногенеза восточных славян; основные этапы становления государственности; Древняя Русь и кочевники; византийско-древнерусские связи; особенности социального строя Древней Руси; этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности; принятие христианства; распространение ислама; эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв.; социально-политические изменения в русских землях в XII-XV вв.; Русь и Орда: проблемы взаимовлияния; Россия и средневековые государства Европы и Азии; специфика формирования единого российского государства; возвышение Москвы; формирование сословной системы организации общества; реформы Петра I; век Екатерины; предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма; дискуссии о генезисе самодержавия; особенности и основные этапы экономического развития России; эволюция форм собственности на землю; структура феодального землевладения; крепостное право в России; мануфактурно-промышленное производство; становление индустриального общества в России: общее и особенное; общественная мысль и особенности общественного движения России XIX века; реформы и реформаторы в России; русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру; роль XX столетия в мировой истории; глобализация общественных процессов; проблемы экономического роста и модернизации; революции и реформы; социальная трансформация общества; столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма; Россия в начале XX века; объективная потребность индустриальной модернизации России; российские реформы в контексте общемирового развития в начале века; политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика; Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса; революция 1917 года; гражданская война и интервенция, их результаты и последствия; российская эмиграция; социально-экономическое развитие страны в 20-е годы; НЭП; формирование однопартийного политического режима; образование СССР; культурная жизнь страны в 20-е годы; внешняя политика; курс на строительство социализма в одной стране и его последствия; социально-экономические преобразования в 30-е годы; усиление режима личной власти Сталина; сопротивление сталинизму; СССР накануне и в начальный период второй мировой войны; Великая отечественная война; социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы; холодная война; попытки осуществления политических и экономических реформ; НТР и ее влияние на ход общественного развития; СССР в середине 60–80-х гг.: нарастание кризисных явлений; Советский Союз в 1985-1991 гг.; перестройка; попытка государственного переворота в 1991 году и ее провал; распад СССР; Беловежские соглашения; октябрьские события 1993 г.; становление новой российской государственности (1993-1999 гг.); Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации; культура в современной России; внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.


  1. ^ Цели и задачи дисциплины


Целью изучения курса «Отечественная история» является личностное формирование и жизненное самоопределение студентов в процессе приобретения исторических знаний.

Среди задач изучения курса «Отечественная история» наиболее важными являются следующие:

  • Создать цельное, с учётом последних достижений отечественной и зарубежной историографии представление об историческом пути России, выявить основные этапы этого пути, его логику и тем самым обнаружить связь исторического прошлого нашей страны с её настоящим.

  • Определить особенности исторического развития России и её место в мировом сообществе, для чего потребуется сопоставление принципиальных моментов отечественной истории с историей зарубежных (как западных, так и восточных) государств.

  • Показать влияние Запада и Востока на течение отечественной истории – эволюцию российской государственности, социально-экономических отношений, культуры.

  • Выявить альтернативы общественного развития России на разных этапах её истории, в том числе – современном, и, изучая реально осуществившиеся и осуществляющиеся пути развития нашей страны, обосновать причастность каждого человека к выбору будущего своей страны и тем самым способствовать воспитанию чувства ответственности за то, каким это будущее будет.

  • Обращая особое внимание на научные споры по дискуссионным вопросам отечественной истории, сформировать навыки самостоятельного исторического анализа и умение обоснованно высказывать собственную точку зрения, предельно важные именно в условиях современного плюрализма мнений в области исторических исследований.


По окончании изучения дисциплины «Отечественная история» студент должен овладеть определенными знаниями, умениями и навыками. Он должен:

Иметь представление:

  • о крупнейших отечественных и зарубежных научных трудах по истории России, основных научных направлениях, школах и современных концепциях в историографии российской истории, а также главных достижениях и проблемах в области её изучения.

  • об основных видах исторических источников, формах и функциях исторического познания, общепризнанных методах исторического исследования.

Знать:

  • общие закономерности и особенности исторического развития России по сравнению с историей западных и восточных цивилизаций.

  • конкретно-исторический материал по курсу «Отечественная история» в объёме, предусмотренном Государственным образовательным стандартом специальности (в этот материал входят важнейшие события отечественной истории в хронологической последовательности, имена и основные факты биографий политических, военных и общественных деятелей, представителей российской культуры); причины основных событий, явлений и процессов отечественной истории; суть и аргументацию различных точек зрения на важнейшие спорные проблемы отечественной истории.

Уметь:

  • определять содержание основных понятий и терминов дисциплины вообще и каждой её темы в частности; выделять основные этапы отечественной истории, а внутри каждого этапа – его основные события; связывать каждое крупное событие отечественной истории с предшествующими и последующими её событиями; проводить сравнительный анализ принципов политического, социально-экономического и культурного развития России на разных этапах её истории; критически относиться к изучаемому материалу, грамотно высказывать и аргументировать собственные суждения о событиях, явлениях, процессах и перспективах отечественной истории, быть готовым достойно признать своё поражение в споре.

  • применять исторические знания для анализа и оценки сегодняшних отечественных и зарубежных реалий.



  1. ^ Объём дисциплины и виды учебной работы.

Вид учебной работы

Количество часов

очная форма обучения

1 семестр

Аудиторные занятия, в т.ч.:

34

- лекции

22

- практические занятия и семинары

12

- лабораторные работы




Самостоятельная работа:

38

- курсовая работа (проект)




- реферат




- контрольные, расчётно-графические работы

6

- другие виды самостоятельной работы

32

- подготовка к экзамену




Вид итогового контроля

экзамен

Итого за семестр:

72

Общая трудоёмкость дисциплины:

72 часа



  1. Содержание дисциплины


4.1. Разделы дисциплины и виды занятий.

№ п/п

Раздел дисциплины

Часов

Всего

Лек-ции

Практи-ческие занятия

Лабора-торные работы

Самостоя-тельная работа

1

2

3

4

5

6

7

5 семестр

1.

История как наука

10

2







6

2.

Восточные славяне в древности. История Киевской Руси

12

4

2




6

3.

История Московской Руси

12

4

2




6

4.

История Российской империи

14

4

2




8

5.

История Советской России и СССР

12

4

4




6

6.

Современная Россия

12

4

2




6

Всего за семестр

72

22

12




38

ИТОГО

72

22

12




38


    1. Содержание разделов дисциплин

Тема 1. ИСТОРИЯ КАК НАУКА.

Сущность, формы и функции исторического знания. Методы изучения истории. Понятие исторического источника, классификация исторических источников. Основные современные достижения зарубежной и отечественной историографии истории России. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное; методология и теория исторической науки; история России – неотъемлемая часть всемирной истории.
^ Тема 2. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ. ИСТОРИЯ КИЕВСКОЙ РУСИ.

Античное наследие в эпоху Великого переселения народов, проблема этногенеза восточных славян. Формы политической и социально-экономической организации восточных славян в догосударственный период. Государство и его признаки. Причины и основные этапы становления государственности у восточных славян: политические и социально-экономические изменения в недрах восточнославянского общества в VI – первой половине IX вв. н. э. (характер земледелия, ремесленного производства и торговых связей, эволюция общины, формирование союзов племён, появление князей и дружин) и возникновение элементов государственности у восточных славян. Роль варягов в процессе образования Древнерусского государства: Норманнская теория происхождения древнерусского государства, её аргументы и критика. Гипотезы происхождения слова «Русь».

Русская государственность конца IX – начала XII вв., её особенности и эволюция. Социальная структура и особенности социального строя Древней Руси. Законодательство Киевской Руси. Основные направления её внешней политики – Древняя Русь и кочевники, византийско-древнерусские связи, Русь и европейские страны.

Древнерусское язычество. Принятие христианства: причины, история и особенности христианизации Руси. Начальная история русской православной церкви. Оценка факта крещения Руси в исторической литературе. Последствия принятия православия для истории России. Распространение ислама.

Сравнение политического и социально-экономического уклада Киевской Руси с жизненным укладом западных и восточных государств: общее и особенное.

Материальная и духовная культура Древней Руси.

Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв.: причины, движущие силы и история распада Киевской Руси. Сравнение периода раздробленности Руси с аналогичным периодом зарубежной истории. Формирование различных социально-политических моделей развития древнерусских государств. Оценка периода раздробленности Руси в исторической литературе.

Образование империи монголов. История монголо-татарского завоевания Руси. Формы зависимости Руси от Золотой Орды. Социальные, экономические, политические, демографические, культурные изменения в русских землях в период монголо-татарского господства. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.

Попытки западной экспансии на территорию Руси и их последствия.
  1   2   3

Похожие:

Рабочая учебная программа «отечественная история» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Информатика» разработана...
Информатика [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2011. – 28 с
Рабочая учебная программа «отечественная история» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Эконометрика» разработана...
Эконометрика [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2011. – 24 с
Рабочая учебная программа «отечественная история» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Финансовое обоснование экономических сделок»
Рабочая учебная программа предназначена для студентов очной и заочной форм обучения. Может быть полезна студентам, аспирантам и преподавателям...
Рабочая учебная программа «отечественная история» iconРабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями...
Психологические основы экономики [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп», 2011. 56 с
Рабочая учебная программа «отечественная история» iconРабочая учебная программа по всеобщей истории (наименование учебного предмета \ курса) 11 класс
Л. Н. Алексашкиной: Программы для общеобразовательных учреждений. Всеобщая история. История России. 10—11 классы. — М.: Мнемозина,...
Рабочая учебная программа «отечественная история» iconРабочая учебная программа Рабочая учебная программа по дисциплине «Корпоративные финансы»
Федеральным государственным образовательным стандартом высшего про- фессионального образования и учебным планом, рекомендациями и...
Рабочая учебная программа «отечественная история» iconРабочая учебная программа «психология потребителя»
...
Рабочая учебная программа «отечественная история» iconРабочая учебная программа «всемирная история»
России в мировой истории и возможности её влияния на мировую цивилизацию в настоящее время
Рабочая учебная программа «отечественная история» iconРабочая учебная программа по реализации основной общеобразовательной...
Рабочая учебная программа разработана для группы среднего дошкольного возраста 4-5 лет на основе общеобразовательной программы «Радуга»...
Рабочая учебная программа «отечественная история» iconРабочая учебная программа по изобразительному искусству
Рабочая программа по изо составлена на основе следующих нормативно-правовых документов

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница