Учебно-методический комплекс «история израиля и еврейского народа»




НазваниеУчебно-методический комплекс «история израиля и еврейского народа»
страница1/4
Дата публикации16.06.2014
Размер0.51 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
skachate.ru > История > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4


Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Международный еврейский институт экономики, финансов и права»





«УТВЕРЖДАЮ»

Ректор НОУ ВПО МЕИЭФиП

_______________ Е.А. Бронфман

«_____» _______________ 20 ___ г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

«ИСТОРИЯ ИЗРАИЛЯ И ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА»

наименование дисциплины







для специальности (направления)

080102.65




шифр и наименование

^ Мировая экономика

специальности, направления





Комплекс одобрен на заседании

Учёного совета НОУ ВПО МЕИЭФиП

«_____» _______________ 20 ___ г.
Председатель _________ Е.А. Бронфман


МОСКВА, 2009 г.


Комплекс разработан на кафедре истории и иудаики.

Авторы программы:

доц. Клемперт А.И.


Заведующий кафедрой _____________________ проф. Мухин М.Ю.

Цели и задачи учебной дисциплины
Курс «История Израиля и еврейского народа» является дополнительным общеобразовательным курсом для студентов, обучающихся по специальности 080102.65 Мировая экономика.

Целью изучения курса «История Израиля и еврейского народа» является личностное формирование и жизненное самоопределение студентов в процессе приобретения исторических знаний об истории еврейского народа и государства Израиль.

Среди задач изучения курса наиболее важными являются следующие:

  • Создать цельное, с учётом последних достижений историографии представление об историческом пути еврейского народа, выявить основные этапы этого пути, его логику и тем самым обнаружить связь с настоящим исторического прошлого еврейского народа.

  • Определить особенности исторического развития еврейского народа и его место в мировом сообществе, для чего потребуется сопоставление принципиальных моментов истории еврейского народа с историей зарубежных стран.

  • Выявить альтернативы общественного развития еврейского народа на разных этапах его многовековой истории, в том числе – современном, и, изучая реально осуществившиеся и осуществляющиеся пути развития еврейского народа, и его роль в развитии многих мировых цивилизаций.

  • Обращая особое внимание на дискуссионные вопросы истории еврейского народа, постараться сформировать навыки самостоятельного исторического анализа и умение обоснованно высказывать собственную точку зрения.

Курс «История Израиля и еврейского народа» имеет тесные взаимосвязи с другими общественными дисциплинами – культурологией, историографией, теологией, этнографией, социологией, политологией, философией…

Требования к уровню освоения дисциплины

Поокончании изучения дисциплины «История Израиля и еврейского народа» студент должен овладеть определенными знаниями, умениями и навыками. Он должен:

Иметь представление:

  • о том, что еврейский народ обладает самосознанием являющимся производной уникального сочетания этнического, религиозного и этического элементов.

  • о крупнейших отечественных и зарубежных научных трудах по истории еврейского народа, основных научных направлениях, школах и современных концепциях в историографии еврейской истории, а также главных достижениях и проблемах в области её изучения.

  • об основных видах исторических источников, формах и функциях исторического познания, общепризнанных методах исторического исследования.

Знать:

  • общие закономерности и особенности исторического развития еврейского народв и государства Израиль по сравнению с историей западных и восточных цивилизаций.

  • конкретно-исторический материал по курсу «История Израиля и еврейского народа» в объёме, предусмотренном Государственным образовательным стандартом специальности (в этот материал входят важнейшие события истории еврейского народа в хронологической последовательности, имена и основные факты биографий политических, военных и общественных деятелей, представителей еврейской культуры, даты и факты становления и развития еврейской государственности); причины основных событий, явлений и процессов еврейской истории; суть и аргументацию различных точек зрения на важнейшие спорные проблемы истории евреев.

Уметь:

  • определять содержание основных понятий и терминов дисциплины вообще и каждой её темы в частности; выделять основные этапы истории еврейского народа, а внутри каждого этапа – его основные события; связывать каждое крупное событие еврейской истории с предшествующими и последующими её событиями; проводить сравнительный анализ принципов политического, социально-экономического и культурного развития Израиля на разных этапах её истории; критически относиться к изучаемому материалу, грамотно высказывать и аргументировать собственные суждения о событиях, явлениях, процессах и перспективах еврейской истории, быть готовым достойно признать своё поражение в споре.

  • применять исторические знания для анализа и оценки сегодняшних отечественных и зарубежных реалий.


Объём дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

1 семестр

2 семестр

3 семестр

4 семестр

Аудиторные занятия, в т.ч.:

34

34

34

34

- лекции

18

18

18

18

- практические занятия и семинары

16

16

16

16

- лабораторные работы













Самостоятельная работа:

24

6

18

14

- курсовая работа (проект)













- реферат













- контрольные, расчётно-графические работы













- другие виды самостоятельной работы













- подготовка к экзамену













Вид итогового контроля

зачет

зачет

экзамен

экзамен

Итого за семестр:

58

40

52

48

Общая трудоёмкость дисциплины:

198 часов


Учебно - тематический план изучения дисциплины

для студентов очной формы обучения

^ Номера и наименование разделов и тем

Всего часов учебных занятий

Аудиторные занятия (час)

^ Самостоятельная работа

Лекции

Практические занятия

Тема 1.Историческая память в коллективном еврейском сознании

10

3

3

4

Тема 2.Географическое своеобразие еврейской истории

10

3

3

4

Тема 3.Введение в Древнейшую (библейскую) история (XX—XI вв. до н. э.)

10

3

3

4

Тема 4. Эпоха патриархов, родоначальников еврейского народа (XX—XVII вв. до н. э.)

10

3

3

4

Тема 5.Переселения в Египет, египетское рабство, исход из Египта и скитания по пустыне (XVI—XIV вв. до н. э.)

9

3

2

4

Тема 6.Завоевание Ханаана (ок. XIII в. до н. э.), Эпоха Судей (XII—XI вв. до н. э.)

9

3

2

4

Тема 7.Введение в Древнюю историю (XI—IV вв. до н. э.)

6

3

2

1

Тема 8.Период «объединённого царства» (XI—X вв. до н. э.). Правление Саула, Давида и Соломона

6

3

2

1

Тема 9. Эпоха Первого Храма (IX—VII вв. до н. э.) и Вавилонское пленение (586—537 гг. до н. э.)

7

3

3

1

Тема 10.Эпоха Второго Храма (VI в. до н. э.—I в. н. э.)

7

3

3

1

Тема 11. Введение в Античный период (332 гг. до н. э. – 70 г н. э.)

7

3

3

1

Тема 12. Иудея под греческим владычеством,

Освободительные войны Хасмонеев, Хасмонейское царство.

7

3

3

1

Тема 13. Идея под властью Рима, война с римлянами и падение иудейского государства (66—70 гг.)

5

2

1

2

Тема 14. Период Мишны и Талмуда (I—VII вв.)

6

2

2

2

Тема 15. От разрушения Иерусалима до завершения Иерусалимского Талмуда (200—425 гг.)

6

2

2

2

Тема 16. В Вавилонии до заключения Вавилонского Талмуда (200—500 гг.)

6

2

2

2

Тема 17. В Римской империи и Византии

5

2

1

2

Тема 18. Раннее средневековье – Обзорная лекция (VI—IX вв.)

6

2

2

2

Тема 19. Еврей в Палестине, Византии.

6

2

2

2

Тема 20.  Евреи на Востоке до конца эпохи гаонов (500—1040 гг.)

6

2

2

2

Тема 21. Высокое и позднее средневековье (X—XV вв.)

6

2

2

2

Тема 22. Евреи в западном и исламском мире (X—XV вв.)

4

2

1

1

Тема 23. Евреи в Польше и Руси (XII—XV вв.)

4

2

1

1

Тема 24. Евреи в западном и исламском мире (X—XV вв.)

5

2

2

1

Тема 25. Новое время (XVI—XVIII вв.)

5

2

2

1

Тема 26.Переходное время (1750—1795 гг.)

6

2

2

2

Тема 27.Новейшее время (XIX—XX вв.)

6

2

2

2

Тема 28.Движение Хаскала

6

2

2

2

Тема 29. Катастрофа европейского еврейства (Холокост)

6

2

2

2

Тема 30.   Современная история (после 1945 года)

6

2

2

2



Содержание учебной дисциплины

Тема 1. Историческая память в коллективном еврейском сознании.

Сущность, формы и функции коллективного исторической памяти и сознания этноса. Методы изучения истории. Понятие исторического источника, классификация исторических источников. Еврейская историография в прошлом и настоящем: общее и особенное; методология и теория исторической науки; история еврейского народа – неотъемлемая часть всемирной истории.
^ Тема 2. Географическое своеобразие еврейской истории.

На заре еврейской истории события были привязаны к сравнительно небольшому району Ближнего Востока и концентрировались вокруг Земли Израиля. Начиная с талмудического периода и далее в раннее Средневековье, большая часть еврейского народа проживала в странах ислама. В поздние Средние века и в Новое время, центральные события еврейской истории перемещаются в Европу. С течением времени распространение и развитие еврейских общин диаспоры приводит к тому, что ареной событий еврейской истории становятся Северная Африка, Западная и Восточная Европа, Северная Америка. С возникновением еврейского «национального очага», а затем Государства Израиль, Земля Израиля вновь начинает играть центральную роль в еврейской истории.

Географическое своеобразие еврейской истории как один из основных факторов формирующего влияние на культуру еврейского народа. Влияние еврейского народа на развитие христианской и мусульманской цивилизаций.
^ Тема 3. Введение в Древнейшую (библейскую) история (XX—XI вв. до н. э.)

Становление еврейского народа: его религиозное своеобразие и письменная традиция. Создание и становление еврейского государства.

Библейская история еврейского народа охватывает период от появления евреев на арене истории во времена Авраама, как родоначальника еврейского народа, до завоевания Иудеи Александром Македонским.

Основным источником для изучения древнейшей истории еврейского народа служит Ветхий Завет (Танах). Исследование важнейших источниковбиблейского периода: сочинения Иосифа Флавия («Иудейские древности» и «Иудейская война»), Филона Александрийского и др.

В качестве нации древние евреи сложились во 2 тыс. до н. э. на территории древнего Ханаана.

Еврейские племена, потомки Авраама, расставшегося в древности со своей родиной в плодородной Месопотамии, постепенно захватили земли ханаанских народов и стали называть Ханаан Землёй Израиля. По одной из версий, это произошло в результате интеграции семитоязычных скотоводов-кочевников среднего течения Евфрата и земледельцев оазисов Ханаана. Согласно еврейской традиции, записанной в Торе, еврейский народ сформировался в результате Исхода из Египта и принятия Закона Торы у горы Синай. Пришедшие в Ханаан евреи были разделены на Двенадцать колен — племён, ведущих своё происхождение от сыновей Иакова-Израиля.
^ Тема 4. Эпоха патриархов, родоначальников еврейского народа

(XX—XVII вв. до н. э.).

Библейская генеалогия Авраама (через Еверапроисходивший по прямой линии от Сима, сына Ноя). Анализ быта и культуры больших городов Месопотамии (на западе от реки Евфрат - Халдея). Жизнь зажиточных и и влиятельных глав кочевых племен Халдеи.

Заключение Завета между Богом и Авраамом, договор, которым определялась дальнейшая судьба потомков Авраама. Спуск Авраама в Египет.

Отсутствие имен еврейских патриархов - Авраам, Исаак и Иаков ни в клинописных табличках вавилонских архивов, ни на каменных стелах египетских фараонов.

Древний Египет как колыбельеврейского народа. Соотношение периода патриархов - группе кочевых племён хапиру, часто упоминавшихся в документах различных государств Ближнего Востока (Аккад, Угарит, Митанни, Древний Египет) в период примерно 18-15 вв. до н.э.
^ Тема 5. Переселения в Египет, египетское рабство, исход из Египта и скитания по пустыне (XVI—XIV вв. до н. э.)

Переселения в Египет. Роль Иосифа в государственном управлении Древним Египтом. Династия гиксосов («царей-пастухов» (с XVII века до н. э.), происхождение, завоевание, устройства органов государственной власти. Правление фараона Апапи II. Развитие еврейского населения на территории ряда провинций Древнего Египта. Освободительное движение из Фив, свержение гиксосской династию (около 1550 г до н. э.), влияние новых реалий на еврейское население, новая XVII-я династия.

Новый курс на труднейшие крепостные пограничные работы, с привлечением рабского труда части населения.

Анализ библейских источников об исходе из Египта, сравнение с египетскими источниками (Папирус Ипувера, Речения Ипувера).
^ Тема 6. Завоевание Ханаана (ок. XIII в. до н. э.), Эпоха Судей

(XII—XI вв. до н. э.).

Преемственность Моисея Робейну и Иисуса Навина. Руководство Иисуса Навина наступательной войной. Ход завоевательной войнв, междоусобицы ханаанских князей. Разделение завоеванной территории между двенадцатью племенами (коленами)и выделением из них тринадцатого колена Левиты на священное служение.

После смерти Иисуса Навина народ остался без определённого политического вождя и фактически распался на двенадцать самостоятельных республик, объединением для которых служило лишь единство религии и закона и сознание своего «братства по крови». Распространения культов Ваала и Астарты.

Такие личности как пророчица Девора, Гедеон, Самсон, Самуил (Шмуэль)…

Внутреннее беззаконие и всеобщее самоуправство довершают картину жизни израильского народа в те дни, «когда у него не было царя и когда каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Суд.21:25).

Институт пророческих школ, или так называемых «сонмов пророков». Время руководства Самуила, выбор царя который бы «судил их, как и прочие народы».
^ Тема 7. Введение в Древнюю историю (XI—IV вв. до н. э.).

Анализ перехлдного периода еврейской цивилизации. Развитие Объединенного царства, роль личности в истории еврейской монархии. Анализ схожих процессов в других регионах Ближнего востока, современной Европы и Центральной Азии.
^ Тема 8. Период «объединённого царства» (XI—X вв. до н. э.).

Помазание Самуилом на царство Саула (Шаула). Войны с филистимлянами.Столкновение между светской и духовной властью, избрание преемником Давида из колена Иудина, из города Вифлеема.

Возникновение Израильское царство Давида на рубеже 2-1 тыс. В течение первых семи лет царствования его резиденцией был Хеврон, а после убийства сына Саула, Иевосфея (Ишбошета) все колена признали Давида своим царём.

Выбор столицы Давидом для Объединенного царства. Предпосылки выбора Иерусалима. Расцвет и всего царства, начало этапа ряда победоносных войн, во время которых окончательно были сокрушены злейшие враги Израиля — филистимляне, а также моавитяне и идумеяне, земли которых сделались достоянием Израиля. Внешняя и внутренняя политика царя Давида. Развитие духовной жизни, и богатейший расцвет древнееврейской духовно-религиозной поэзии.

Начало периода смуты, захват власти сыном Давида юным Соломоном (около 1020 г. до н. э.).

Соломон (Шломо) наследовал от своего отца обширное государство, простиравшееся от «реки египетской до великой реки Евфрата». Пользуясь глубоким миром, Соломон обратил всё своё внимание на культурное развитие государства и в этом отношении достиг необычайных результатов. Двор Соломона не уступал в своём блеске дворам величайших и могущественнейших властелинов тогдашнего цивилизованного мира. Но высшим делом и славой его царствования было построение величественного Храма в Иерусалиме, заменившего собой обветшавшую Скинию, который отныне стал национальной гордостью Израиля, душой его не только религиозной, но и политической жизни. При Соломоне еврейский народ достиг кульминационного пункта своего развития, и с него же началось обратное движение, которое всего заметнее сказалось на самом царе. Конец его царствования омрачился разными разочарованиями, причиной которых главным образом было дошедшее до необычайных размеров многоженство и связанные с ним непомерные расходы. Народ стал тяготиться быстро возраставшими налогами, и Соломон кончил жизнь с убеждением, что «всё суета и томление духа», и с опасением за будущность своего дома, которому угрожал выступивший уже при нём Иеровоам.
^ Тема 9. Эпоха Первого Храма (IX—VII вв. до н. э.) и Вавилонское пленение (586—537 гг. до н. э.).

В X веке до н. э. царём Соломоном был построен Храм (Бейт а-микдаш, «Дом Святости») в Иерусалиме. На протяжении многих веков создаётся Танах (еврейское Священное Писание).

Битва между великими древними державами Египтом, Ассирией, а потом и Нововавилонским царством за гегемонию в данном регионе, внутренний раскол, приведший к созданию двух, подчас враждовавших друг с другом еврейских царств.

Период разделённых царств. После смерти Соломона, при его преемнике Ровоаме, народ израильский разделился на два царства, из которых большее (десять колен) отошло к Иеровоаму из колена Ефремова (около 978 г. до н. э.). Ожесточённое соперничество Иудейского и Израильского царства, набег египетского фараонаШешонк I на Иудею и разграбление Иерусалима и многих других(изображения и надписи на стене великого карнакского храма). Зарождение новых языческих культов. В VIII в. до н. э.Урарту захватила Иудейское царство. В 722 году столица Северного Израильского царства — Самария — была разгромлена воителями Ассирии, а его население, потомки десяти из 12 колен Израиля, было переселено ассирийцами в Мидию. Предания о «десяти пропавших коленах» в еврейском, христианском и мусульманском фольклоре.

Иудейское царство, остававшееся более верным основной религии и закону Моисея и имевшее в Иерусалимском храме могучий оплот против внешних разлагающих влияний, продержалось дольше Израильского; но оно тоже не избегло роковой участи. В 586 вавилоняне завоевали Иудейское царство, разрушили Иерусалимский храм и увели цвет его населения в Вавилон (Вавилонское пленение). Спустя 70 лет в силу указа великодушного Кира Персидского, сломившего могущество Вавилона, иудеи получили возможность возвратиться на свою землю и построить новый Храм в Иерусалиме.
^ Тема 10. Эпоха Второго Храма (VI в. до н. э.—I в. н. э.).

Второй Иерусалимский Храм (516 до н. э. (по еврейской традиции — 348 год до н. э.) — 70 н. э.). Основные положения указа Кира Великого. Храм Зоровавеля (516 — 20 до н. э.), строительство, архитектура. Двор Храма, здание Храма. Храм Ирода (20 до н. э. — 70 н. э.), строительство, здание, архитектура, реконструкция и последнее восстановление Храма.
^ Тема 11. Введение в Античный период (332 гг. до н. э. – 70 г н. э.).

Иудея под греческим владычеством (332—167 гг. до н. э.).Развитие трех философских и религиозных течений: учение фарисеев, садукеев и ессеи. Рассеяние евреев по всем странам Востока и Запада.

Рассеяние евреев по всем странам Востока и Запада началось за III века до н. э. Обширные еврейские колонии в Месопотамии и Персии, Бактрии и Армении, со времени вавилонского пленения. Колония евреев в Египте (Александрии и др.), где в городе Гелиополебыл воздвигнут храм Ония, соперничавший с Иерусалимским. Во II в. до н. э. появились колонии евреев в Риме и некоторых приморских городах западного Средиземноморья.

Освободительные войны Хасмонеев (167—140 гг. до н. э.). Хасмонейскоецарство (140 — 37 гг. до н. э.), еврейское восстание не только отстояло религиозную независимость Иудеи, но и привело к созданию независимого Хасмонейского царства (164-37) со столицей в Иерусалиме.

Правление Иоанна-Гирканского (135—106 г. до н. э.), Аристобула (106-105), Александра-Янная (105-79) и Саломеи Александры (79-70 гг.).

Царь Ирод I и его преемники (37 г до н. э. — 6 г н. э.). Ирод I Великий, сын идумейского наместника Антипатра, поддерживаемый римлянами, покорил (37 г до н. э.) Иерусалим, низверг Антигона, отстроил великолепный Иерусалимский храм (19 г до н. э.), Ирод умер в 4 году до н. э. Сын его Архелай низложен в 6 году н. э. римлянами. Иудея присоединена к провинции Сирии и подчинена римскому прокуратору.

Иудея под властью Рима (6—66 гг. н. э.). Ирод Агриппа I, внук Ирода Великого, упадок Иудеи со времени последнихХасмонеев.

Война с римлянами и падение иудейского государства (66—70 гг.), иудейская война.
^ Тема 12. Иудея под греческим владычеством,

Освободительные войны Хасмонеев, Хасмонейское царство.

Иудея под греческим владычеством (332—167 гг. до н. э.). После разрушения персидской монархии Александром Македонским Земля Израиля (Палестина) сначала была подчинена Птолемеям в Египте (320—201 г. до н. э.), затем Селевкидам в Сирии. В эту эпоху в еврейскую среду проникает греческая культура. Высшие классы усваивают греческие нравы и обычаи, наряду с древнееврейским и арамейским распространяется также древнегреческий язык (койне). Одновременно среди евреев распространяются три философских и религиозных течения. Наиболее популярным является учение фарисеев, учителей ревнителей закона. Другого направления держались саддукеи, представители священнических и аристократических классов. Не допуская никаких толкований закона, они требовали от народа слепого исполнения обрядов. Третье направление заключалось в удалении от мирской суеты, в искании спасения в простой суровой жизни. Представителями этого течения были ессеи, родоначальники христианского аскетизма.

Рассеяние евреев по всем странам Востока и Запада началось за III века до н. э. Кроме обширных еврейских колоний в Месопотамии и Персии, Бактрии и Армении, со времени вавилонского пленения, в эпоху господства в Палестине Птоломеев образовалась очень многочисленная колония евреев в Египте (Александрии и др.), где в городе Гелиополебылвоздвигнут храм Ония, соперничавший с Иерусалимским. Во II в. до н. э. появились колонии евреев в Риме и некоторых приморских городах западного Средиземноморья.

Освободительные войны Хасмонеев (167—140 гг. до н. э.). С переходом евреев под сирийское владычество начались при Антиохе IV Эпифане жестокие гонения на еврейский культ и стремление насильственно эллинизировать евреев. В целях национальной самообороны среди евреев, под предводительством священника Маттафии и его сыновей (Маккавеев), возникло восстание (165—141 г. до н. э.) против сирийцев, закончившееся освобождением Иудеи из-под власти Сирии. В 141 г. до н. э. освобождённая Иудея провозгласила правителем сына Маттафеи, Симона (Шимона), родоначальника хасмонейской династии.

Хасмонейское царство (140 — 37 гг. до н. э.). Еврейское восстание не только отстояло религиозную независимость Иудеи, но и привело к созданию независимого Хасмонейского царства (164-37) со столицей в Иерусалиме.

Царь Симон и его приемники. Царь Ирод I и его преемники (37 г до н. э. — 6 г н. э.). Иудея под властью Рима (6—66 гг. н. э.). Война с римлянами и падение иудейского государства (66—70 гг.).

Иудейская война, в 66 году разразилось восстание против римлян (Иудейская война), окончившееся в 70 году, после взятия Иерусалима Титом, разрушением Храма, избиением и изгнанием евреев.
^ Тема 13. Иудея под властью Рима, война с римлянами и падение иудейского государства (66—70 гг.).

Иудея под властью Рима (6—66 гг. н. э.). Ирод Агриппа I. Упадок Иудеи со времени последних Хасмонеев, гнёт антинациональной политики Иродовой династии, произвол и насилия римских прокураторов вызвали сильное брожение в народе, разбившемся на враждовавшие между собою партии. Распространение мессианских движений.

Деятельность собиравшегося при Храме Синедриона. Война с римлянами и падение иудейского государства (66—70 гг.).

Иудейская война. Восстание 66 года, после взятия Иерусалима Титом, разрушение Храма, избиение и изгнание евреев.
^ Тема 14. Период Мишны и Талмуда (I—VII вв.)

Укрепление еврейских общин, развитие духовной жизни народа в отсутствие собственного государства. Создание канонического литературного корпуса, определяющего мировоззренческие установки каждого еврея.
^ Тема 15. От разрушения Иерусалима до завершения Иерусалимского Талмуда (200—425 гг.).

От разрушения Иерусалима до восстания Бар-Кохбы (70—138 гг.). Политика Римской империи, направленная на внедрение в сознание порабощённых народов представления об исключительной, «божественной» власти императора, а также поощряемое римскими наместниками укрепление позиции других народов в Земле Израиля привели к многочисленным восстаниям еврейского народа против Рима (Иудейские войны, I—II вв. н. э.). В результате Второй Храм был разрушен (70) и большое число евреев было изгнано из Иудеи, пополнив еврейские общины диаспоры. После жестокого разгрома последнего восстания евреев под предводительством Бар-Кохбы (132—135 гг.) еврейскому присутствию в Иерусалиме и Иудее вообще был положен конец, древняя Александрийская община была уничтожена. Тогда же появился введённый римлянами термин «Палестина», который должен был стереть память о еврейском присутствии в Земле Израиля.
  1   2   3   4

Похожие:

Учебно-методический комплекс «история израиля и еврейского народа» iconРабочая учебная программа «история израиля и еврейского народа»
Курс «История Израиля и еврейского народа» является дополнительным общеобразовательным курсом для студентов, обучающихся по специальности...
Учебно-методический комплекс «история израиля и еврейского народа» iconОдобрено учебно-методическим советом факультета управления Философия...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс «история израиля и еврейского народа» iconУчебно-методический комплекс Для специальности: 030501 Юриспруденция...
Учебно-методический комплекс «Прокурорский надзор» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс «история израиля и еврейского народа» iconУчебно-методический комплекс Для специальности: 030501 Юриспруденция...
Учебно-методический комплекс «Прокурорский надзор» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс «история израиля и еврейского народа» iconУчебно-методический комплекс Специальность: 030501 Юриспруденция...
Учебно-методический комплекс «Юридическая психология» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс «история израиля и еврейского народа» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «инвестиции»
Учебно-методический комплекс предназначен для преподавателей и студентов экономического факультета иэуп рггу
Учебно-методический комплекс «история израиля и еврейского народа» iconУчебно-методический комплекс по практике Для специальности
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс «история израиля и еврейского народа» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины инвестиции (инвестирование) Для специальностей
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой экономики предприятия и предпринимательства
Учебно-методический комплекс «история израиля и еврейского народа» iconУчебно-методический комплекс Минск 2011 удк 338. 45
Учебно-методический комплекс разработан кандидатом экономических наук, доцентом Забродской Наталией Георгиевной
Учебно-методический комплекс «история израиля и еврейского народа» iconУчебно-методический комплекс Минск 2009 удк 338. 45
Учебно-методический комплекс разработан кандидатом экономических наук, доцентом Забродской Наталией Георгиевной

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница