Ольга Ивановна Управление образования администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области




Скачать 480.77 Kb.
НазваниеОльга Ивановна Управление образования администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области
страница1/4
Дата публикации15.06.2014
Размер480.77 Kb.
ТипДокументы
skachate.ru > История > Документы
  1   2   3   4

Головина Ольга Ивановна



Управление образования

администрации муниципального района

«Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области

^ Использование опорных конспектов и схем как способ интенсификации обучения истории и обществознанию учащихся среднего и старшего звена школы




Автор опыта:

Головина Ольга Ивановна,

учитель истории и обществознания

МОУ СОШ №4

г. Алексеевки

Алексеевка

2014



Содержание
Раздел 1: ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ

1.1.Условия возникновения и становления опыта……………...3

1.2.Актуальность опыта……………………………………….........3

1.3. Ведущая педагогическая идея опыта…………………….……4

1.4. Длительность работы над опытом………………………….…4

1.5. Диапазон опыта……………………………………………….….4

1.6. Теоретическая база опыта………………………………….…..5

1.7. Новизна опыта……………………………………………………8

^ 1.8. Характеристика условий,

в которых возможно применение опыта…………………….…….8
Раздел 2: ТЕХНОЛОГИЯ описания ОПЫТА………………...8

результативность опыта……………………………… …14

библиографический список……………………………..17

Приложение к опыту…………………………………………18



  1. История и обществознание

Тема опыта: «Использование опорных конспектов и схем как способ интенсификации обучения истории и обществознанию учащихся среднего и старшего звена школы»

  1. Автор опыта:

  2. Головина Ольга Ивановна, учитель истории и обществознания МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» г. Алексеевки Белгородской области

  3. Рецензент: Литовкина Л.С., методист управления образования администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области

Раздел 1

Информация об опыте

^ Условия возникновения и становления опыта

Представляемый педагогический опыт сформирован на базе МОУ СОШ №4

г. Алексеевки Белгородской области. Работа над опытом проводилась в классах смешанных способностей, изучающих историю и обществознание на базовом уровне. Но, прежде всего, отслеживалась динамика качества обучающихся теперешнего 10А класса, которые на момент начала работы над опытом учились в 6А классе (2009-2010 учебный год). В настоящий период часть из них изучает обществознание на профильном уровне.

35-летний опыт работы автора показывает, что у большинства обучающихся в среднем и старшем звеньях школы есть желание и стремление не только повысить оценку качества своих знаний и получить как можно большее количество баллов при сдаче ГИА и ЕГЭ, но и узнать как можно больше нового, научиться самостоятельно добывать новые знания, овладеть навыками переработки и осмысления информации.

Однако, в процессе работы со школьниками не только в среднем, но и в старшем школьном звене обнаружилась проблема несформированности у многих обучающихся данных умений и навыков. Предварительная диагностика обучающихся 6А класса (2009-2010 гг.) по критерию «уровень общеучебных умений и навыков (ОУН)» выявила следующую картину (таблица 1):

^ Таблица 1. Первичная диагностика уровня общеучебных умений и навыков

ОУН

Низкий

Средний

Высокий

Мыслительные

7

13

5

Информационные

13

11

1

Коммуникативные

10

14

1

Организационные

10

14

1

Полученные данные свидетельствуют о том, что из 25 учащихся класса низкий уровень общеучебных умений и навыков показали от 7 (мыслительные ОУН) до 13 (информационные ОУН) человек, средний – от 11 (информационные ОУН) до 14 человек (коммуникативные и организационные ОУН), высокий уровень общеучебных умений и навыков показали от 1 (информационные, коммуникативные и организационные ОУН) до 5 человек (мыслительные ОУН).

Проанализировав и обобщив результаты диагностики, автор опыта пришла к выводу о связи общеучебных умений и навыков с уровнем самостоятельной деятельности школьников на уроках истории и обществознания. Диагностика уровня самостоятельной деятельности учащихся показала следующие результаты (таблица 2):

^ Таблица 2. Первичная диагностика уровня самостоятельной деятельности




Низкий

Средний

Высокий

Уровень самостоятельной деятельности школьников

12

11

2

Полученные результаты свидетельствуют о необходимости совершенствования навыков самостоятельной деятельности учащихся как средства повышения уровня их общеучебных умений и навыков. Таким образом, возникла необходимость посредством использования опорных конспектов и схем обеспечить активизацию познавательной мотивации и самостоятельности обучающихся среднего и старшего звена школы на уроках обществоведческого цикла.

^ Актуальность опыта

Актуальность данного опыта обусловлена тем, что в настоящее время в России идет становление новой системы образования, направленной на развитие необходимых в ХХI веке умений и навыков интеллектуального общения, развитие творческого мышления учащихся, формирование умений самостоятельного поиска, анализа и оценки полученной информации. Учителя, стремясь осуществить дифференцированный подход к каждому из учащихся, обращают внимание на разнообразие видов деятельности в процессе обучения. В существующую урочную систему вводятся новые элементы занятий и виды деятельности, новые формы обучения. Процесс обучения направлен не столько на запоминание учащимися учебного материала, сколько на размышление, поиск и анализ информации, самостоятельное принятие решений. При этом преобладают активно-поисковые методы обучения, происходит многократная отработка учебного материала с использованием разнообразных источников информации.

Современный урок ставит перед учителем самые разнообразные задачи: соответствие содержания программе, учет уровня возможностей учащихся и фактора времени, разнообразие методических приемов. Спецификой преподавания и изучения предметов обществоведческого цикла является проблема подбора оптимального объема материала. Дело в том, что, с одной стороны, информационное поле в области истории и обществознания в последнее время все более расширяется, с другой стороны, несформированность умений учащихся самостоятельно работать с текстом и учебной литературой в целом осложняет процесс познания, приводит к познавательным трудностям.

Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью усвоения большого объема информации и несформированностью умений учащихся работать с текстом и учебной литературой в целом. Очевидно, что одним из средств активизации познавательной мотивации обучающихся и способов интенсификации преподавания предметов обществоведческого цикла, способствующим совершенствованию навыков самостоятельной работы учащихся с текстом и учебной литературой в целом, повышению общеучебных умений и навыков является использование условно-графических средств обучения, к которым относятся опорные конспекты, схемы, таблицы, диаграммы .

Актуальность опыта заключается в использовании на уроках обществоведческого цикла опорных конспектов, схем и таблиц, которыми изобилуют материалы ГИА и ЕГЭ, с целью создания условий, способствующих интенсификации обучения истории и обществознанию учащихся среднего и старшего звена школы.

^ Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в обеспечении дидактических и психологических условий, способствующих интенсификации обучения истории и обществознанию учащихся среднего и старшего звена школы посредством использования опорных конспектов, схем и других условно-графических средств на уроках обществоведческого цикла, повышению осмысленности обучения, выработке позиции ученика как активного субъекта познания, формирование умений переводить информацию в условно-графическую форму и выполнять обратный процесс: извлекать необходимые сведения из схем, таблиц и графиков, в том числе, используя условно-графические средства обучения для выполнения заданий ГИА и ЕГЭ.

^ Длительность работы над опытом

Работа над опытом охватывает период с сентября 2009 года по 2014 год.

I этап – диагностический и организационно-прогностический – сентябрь 2009 – декабрь 2010 года.

II этап – практический – январь 2011 – май 2013 года.

III этап – заключительный (обобщающий) – сентябрь 2013- май 2014 года.
^ Диапазон опыта

Диапазон опыта охватывает организацию учебной деятельности на уроках обществоведческого цикла в 6-11 классах и представлен дидактической системой работы учителя, направленной на активизацию познавательной мотивации и самостоятельности обучающихся среднего и старшего звена на уроках истории и обществознания.

^ Теоретическая база опыта

«Идея кодирования знаний возникла в 60-е годы в зарубежной школе и нашла отражение в школьных учебниках. В конце разделов учебников по естественно-математи- ческим дисциплинам были помещены схемы, отражавшие содержание изученного мате- риала. Вслед за этим такие же схемы начали появляться в методических пособиях по истории. Содержание учебных тем в них отражалось в форме зрительных образов и условных символов в виде классной доски со схемами, чертежами и записями, которые учитель должен был воссоздавать при объяснении»[1, 41]. Так зародилась и постепенно стала развиваться идея обучения на основе компактных опорных сигналов. В отечествен- ной педагогике проблема опорных конспектов и схем стала разрабатываться совсем недавно, поэтому трудов и исследовательской литературы по данной проблеме немного. Среди имеющихся следует назвать работы М.Н. Скаткина, Н.Г. Дайри, М.В. Коротковой, С.Д Шевченко, Н. П. Мирошниченко, Н. И. Кулаковой, В. Я. Обермана, Л. О. Резникова,   обобщающих опыт работы отдельных российских школ и педагогов по этой проблеме и результаты собственных исследований. Многое в разработку методики изучения школь -ных предметов, в том числе истории и обществознания, по опорным конспектам и схемам внес В. Ф. Шаталов. Предлагаемая им методика утверждает то, что любой ученик, будь то слабый или сильный, способен в полной мере овладеть школьной программой [2, 3]. В.Ф.Шаталов предлагает изложение материала большими блоками, где можно не только осмыслить каждую часть, но и почувствовать взаимосвязи между разными темами. После развернутого изложения теоретического материала предлагается его сжатое представле- ние в виде опорных сигналов. Опорные сигналы – это ассоциативные знаки-символы (слово, знак, схема, рисунок, таблица и т.п.), заменяющие некое смысловое значение и несущие в себе особую информацию. Для учеников они выступают в качестве опоры – ориентировочной основы действий, способом внешней организации их внутренней мыслительной деятельности. Увидев опорный сигнал, ребенок вспоминает то, что забыл, что слышал, но не выучил. Таким образом, опорные сигналы способны пробудить в памяти ученика именно то, что требуется. С их помощью идет работа с памятью ученика и с такой ее функцией как способность к ассоциациям. Опорные сигналы ориентированы на такой надежный и мощный механизм как зрительная память. Как пишет Короткова М.В., «компактные, необычные опорные сигналы, вызывая живой интерес учащихся, побужда- ют их к активному труду, обостряют внимание ко всем проблемам, которые оказываются в поле их активного восприятия» [3,3].

Опорные сигналы – это средство, определяющее метод В.Ф. Шаталова и отличающее его от прочих остальных методов. Система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта, представляющего собой наглядную конструкцию, содержащую расположен- ные определенным образом обозначения и ключевые слова, замещающих систему идей, фактов, понятий как взаимосвязанных элементов целой части учебного материала представляет собой опорный конспект.

Главной заслугой В.Ф.Шаталова является разработка системы учебной деятельнос- ти школьников, обеспечивающей достаточно полную и всеобщую активность на уроке. Это достигается созданием определенного динамического стереотипа деятельности учащихся, основу которого и представляют опорные конспекты (сигналы) – наглядные схемы, в которых закодирован учебный материал. Работа с опорными конспектами у В. Ф. Шаталова включает несколько основных и дополнительных этапов: 1)развернутое объяснение учителем нового материала; 2)повторное сжатое объяснение по листу с опорными сигналами; 3)изучение опорных сигналов учениками по раздаточному материалу; 4)самостоятельная домашняя работа ученика с учебником и опорными сигналами; 5)письменное воспроизведение опорных сигналов по памяти; 6) индиви -дуальная проверка опорных конспектов учеников при «тихом» ответе учителю; 7)воспроизведение 1-2 блоков опорного конспекта на доске; 8)постоянное повторение и углубление изученного материала по опорным конспектам на повторительно-обобщающих уроках [4,64].

Как показывает практика, модель образовательного процесса, предложенная Шаталовым, обладает логичностью и связностью всех содержащихся компонентов и «позволяет удачно сочетать новые подходы к обучению и устоявшиеся методические рецепты традиционной системы» [5,10], так как ее «неотъемлемой частью является рефлексия, повышающая уровень понимания и осмысления изучаемого материала» [6,10].

По мнению С.Д.Шевченко, одним из первых применившим метод Шаталова на уроках истории, «система опорных конспектов, по сравнению с традиционной формой обучения, применяющейся в школе, имеет ряд преимуществ: 1) гибкость (возможность дифференцировании и индивидуализации, интеграции содержания обучения; динамич- ность и взаимозаменяемость приемов и методов обучения, системы контроля и оценива- ния достижений учащихся); 2)концептуальная и организационная простота для учащихся и учителя; 3)систематическая самостоятельная деятельность учащихся при обучении истории, дифференцированная в парах, группах, индивидуально» [7,54]. О жизнеспособ- ности и воспроизводимости данной технологии обучения свидетельствует опыт многих методистов и педагогов-историков, применявших ее в своей практике: С.Д.Шевченко, Н.П.Мирошниченко, В. Я. Обермана, С.В.Селеменева, Н.И.Кулаковой, Б.Е.Андюсева.

Общеизвестно, что «школьное историческое преподавание страдает раздроблен- ностью материала и событий. Нередко изученное на уроке ученик забывает еще до того, как узнает, к каким результатам приведет причинно-следственная связь»[8,10]. «Опорные конспекты позволяют варьировать темпы прохождения материала и его структуру в соответствии с индивидуальными особенностями усвоения исторических знаний. Системность в подборе приемов и методов создает комплекс взаимозависимых дидакти- ческих условий, содействующих быстрому продвижению в развитии учащихся при изучении истории» [9,11]. Методисты, учителя-практики, исследующие возможности применения системы опорных конспектов непосредственно на уроках истории, отмечают ряд ее преимуществ по сравнению с другими методическими моделями, а именно: «согласованность цели, времени исполнения работы и количества вложенного труда в результат для предупреждения перегрузки учащихся. Формирование учебной деятельнос- ти учащихся, основывающейся на развитии комплекса общеучебных интеллектуальных умений»[10,34].

Говоря словами В.Ф. Шаталова, «если материал всей темы просто предлагается на нескольких уроках через рассказ, лекцию, беседу, то это в большинстве случаев запуты- вает ученика... Но те же события, выстроенные в единую зрительную цепочку, приводят к получению нового качественного результата»[11,11]. Цельный взгляд на историческое событие, единая цепочка «причина, событие, последствия», выделение узловых проблем и событий - вот главная суть опорных конспектов на уроках истории. С использованием данной методики та или иная историческая блок-тема зашифровывается в систему знаков-опор: символов, слов, дат, стрелок перехода или превращения, знаков противостояния или союза (Приложение 1). При этом большинство этих знаков унифицировано. Они позво-

ляют выявить и зафиксировать общие причины и тенденции исторического процесса. Знаки опорного конспекта сгруппированы в отдельные мини-блоки, в среднем каждый опорный конспект состоит из 8-10 мини-блоков. Завершает цепочку знаков вывод по теме или оценка последствий событий. «Учащиеся достаточно быстро и легко усваивают то, что конкретно стоит за тем или иным элементом опорного конспекта, легко и цельно запоминают материал объемной темы. Особо необходимо выделить значение опорных конспектов для слабых учащихся. Запомнить отдельные факты, события, даты для них бывает очень сложно… Опорный конспект в таком случае действительно становится опорой для такого ученика. Он позволяет без помощи учителя вспомнить и воспроизвести материал не только отдельного элемента, но и всей темы в целом»[12,25].

Следует отметить, что единой методики работы с опорными конспектами на уроках истории нет. «Обычно урок начинается с проверки домашнего задания: ученики по памяти в письменной форме воспроизводят опорный конспект. Пока весь класс пишет, учитель успевает опросить 2-3 учеников устно. После того, как письменная работа выполнена, начинается фронтальный опрос по вопросам заранее известным классу. При ответах ученики имеют право пользоваться опорными конспектами. К концу устного опроса, обычно, выставляется 5-7 оценок, за письменную работу оценку получают все присутствующие, что позволяет контролировать подготовку домашнего задания у всех школьников. После устного опроса можно приступить к изложению нового материала. Вначале называется тема урока. Затем учеников знакомят с планом, заранее написанным на доске. Количество пунктов этого плана соответствует количеству блоков опорного конспекта»[13,123]. Первый вопрос учитель сначала рассказывает подробно, сопровождая рассказ показом картины или исторической карты. Затем этот же вопрос излагается повторно, но теперь учитель не останавливается на деталях. Его задача в данный момент - указать на основные причинно-следственные связи. Опорный конспект может висеть на доске или лежать в распечатанном виде на партах у каждого ученика. Однако, лучше всего, когда он рождается на глазах у учеников, при непосредственном их участии, так как в таком случае учащиеся активно включаются в творческий процесс. В этом случае учитель имеет возможность иллюстрировать основные идеи опорного конспекта и подробно разъяснять трудные моменты. Так как «опорные конспекты, применяемые на уроках истории, отражают минимум знаний, который обозначен в государственных нормативных документах, поэтому умение воспроизвести и расшифровать опорный конспект - общее требование для всех учащихся»[14,35].

При разработке конспектов с опорными сигналами могут применяться знаки символически-словесные (буквы, слоги, цифры и знаки сложения, вычитания); рисуночные (пиктограммы); условно-графические (фрагменты планов местности, карт, схем). Автор методики Шаталов утверждает, что «суть системы работы с опорными конспектами заключается в усвоении знаний на основе их многократного повторения и ежедневного контроля за качеством знаний при помощи самих же учащихся»[15,98]. По мнению методистов и учителей-практиков, при подготовке опорных конспектов к уроку учителю необходимо ознакомиться с содержанием школьного учебника, провести структурно-функциональный анализ текста и определить, какие параграфы учебника можно объединить в блок для изучения на одном уроке. Затем переходить к оформлению листов конспекта с опорными сигналами. «Раскрывая тему, на одном листе можно поместить до четырех блоков (подтем). Их количество зависит от сложности подаваемого материала. Разработав листы опорных конспектов, необходимо сделать с них небольшие по размеру копии, которые используются в качестве раздаточного материала»[16,25]. Листы опорных конспектов и раздаточный материал для одного урока должны быть строго одинаковы по содержанию. Следует отметить, что применение опорных конспектов на уроках истории приводит к изменению системы проверки знаний. Теперь это не просто проверка знания параграфа или пункта темы, а контроль за знанием целых тем, событий, причинно-следственных связей. Практика показала, что уроки истории с использованием опорных конспектов способствуют активизации познавательного интереса школьников. «На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе»[17,47]. Таким образом, реализуется принцип развития, который выражается не только в развитии интеллекта, но и в обогащении эмоциональной сферы и становлении волевых качеств личности, формировании адекватной самооценки.

Теоретический анализ, проведенный по проблеме исследования в процессе становления опыта, позволил соотнести цели преподавания обществоведческих дисциплин с методами активизации познавательной мотивации и самостоятельности обучающихся среднего и старшего звена на уроках истории и обществознания.

^ Новизна опыта

Новизна обобщенного опыта состоит в рационализации технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала в комбинации элементов технологий и методик В.Ф.Шаталова, С.Д.Шевченко, Н.П.Мирошниченко, Н.Г.Дайри, С.В.Селеменева.

^ Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта

Представленный опыт может быть применен в 5-11 классах, изучающих историю и обществознание как на базовом, так и на профильном уровнях. Для использования представленной системы работы учителя нет ограничений в использовании учебно-методичес- кого комплекта, уровнях обучения и обученности учащихся. Опыт может быть использован педагогами с разным опытом работы, преподающими историю и обществознание в среднем и старшем звене школы. Доступность опыта заключается в том, что методика применения опорных конспектов, схем и других условно-графических средств обучения может быть использована учителями, преподающими не только обществознание, но и естествознание, а также при организации уроков математики и технических наук.

  1   2   3   4

Похожие:

Ольга Ивановна Управление образования администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области iconО проведении районного семинара практикума для учителей физической...
В соответствии с приказом управления образования администрации муниципального района «Волоконовский район» Белгородской области от...
Ольга Ивановна Управление образования администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области iconБелгородской области
На основании приказа управления образования администрации муниципального района «Волоконовский район» от 19 ноября 2012 года
Ольга Ивановна Управление образования администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области iconБелгородской области
На основании приказа управления образования администрации муниципального района «Волоконовский район» от 26 февраля 2013 года
Ольга Ивановна Управление образования администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области iconУправление образования администрации муниципального района
Центра детского творчества «Ассоль» были подведены итоги муниципального конкурса на лучший информационно-пропагандистский антинаркотический...
Ольга Ивановна Управление образования администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области iconПоложение об управлении образования администрации Починковского муниципального...
Управление образования администрации Починковского муниципального района Нижегородской области (далее управление) является отраслевым...
Ольга Ивановна Управление образования администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области iconУправление образования администрации муниципального района
На основании приказа управления образования администрации муниципального района «Волоконовский район» от 09 октября 2013 года
Ольга Ивановна Управление образования администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области iconУправление образования администрации муниципального района
На основании приказа управления образования администрации муниципального района «Волоконовский район» от 23 декабря 2013 года
Ольга Ивановна Управление образования администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области iconСовет депутатов муниципального образования город кувандык кувандыкского...
Кувандыкского района от 05. 02. 2014 №647-iii-сд «О передаче муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности...
Ольга Ивановна Управление образования администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области iconФинансовое управление администрации
Об утверждении структуры администрации Муниципального образования «Бичурский район» и постановлением администрации Муниципального...
Ольга Ивановна Управление образования администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области iconУправление образования администрации муниципального района
Российской Федерации, белгородской области 26 августа 2013года на базе мбоу дод цдт «Ассоль» проходил муниципальный этап межрегионального...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница