Документа




Скачать 142.31 Kb.
НазваниеДокумента
Дата публикации12.06.2014
Размер142.31 Kb.
ТипДокументы
skachate.ru > История > Документы
Название документа

Постановление ФАС Уральского округа от 22.04.2011 N Ф09-1414/11-С6 по делу N А60-29789/10-С5

Требование: О признании незаконным отказа уполномоченного органа в исправлении кадастровой ошибки, обязании устранить допущенную ошибку.

Обстоятельства: Общество указало, что государственный кадастр содержит недостоверные сведения об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка и его кадастровой стоимости.

Решение: Требование удовлетворено, так как установлено ошибочное указание вида разрешенного использования спорного участка при составлении отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков, утвержденного органом исполнительной власти субъекта РФ.

Источник публикации

Документ опубликован не был

Примечание к документу
Суд первой инстанции

Арбитражный суд Свердловской области

Текст документа
^ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 апреля 2011 г. N Ф09-1414/11-С6
Дело N А60-29789/10-С5
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2011 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 22 апреля 2011 года.

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Мындря Д.И.,

судей Маликовой Э.М., Семеновой З.Г.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - Управление Росреестра) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.10.2010 по делу N А60-29789/2010-С5 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2011 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняли участие представители:

открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 9" (далее - общество) - Теребова И.В. (доверенность от 13.12.2010 N 41);

Управления Росреестра - Поташова Е.Е. (доверенность от 20.12.2010 N 08-18/1410).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным действия Управления Росреестра, выразившегося в отказе исправить кадастровую ошибку, состоящую в указании в государственном кадастре недвижимости ненадлежащих сведений о виде (группе) разрешенного использования и кадастровой стоимости (удельном показателе кадастровой стоимости) земельного участка с кадастровым номером 66:41:0110019:22, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 21, и об обязании Управления Росреестра исправить допущенную кадастровую ошибку в части определения кадастровой стоимости, удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0110019:22, соответствующих десятой группе видов разрешенного использования.

Определением Арбитражного суда Свердловской области от 17.08.2010 в качестве заинтересованных лиц к участию в деле привлечены Правительство Свердловской области, федеральное государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее - предприятие "Земля").

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 28.10.2010 (судья Евдокимов И.В.) заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным действие Управления Росреестра, выразившееся в отказе (письмо от 13.07.2010 N 29-13/143/29941) исправить кадастровую ошибку, состоящую в несоответствии содержащихся в государственном кадастре сведений о группе вида разрешенного использования и кадастровой стоимости (удельном показателе кадастровой стоимости) земельного участка с кадастровым номером 66:41:0110019:22. На Управление Росреестра возложена обязанность в течение месяца со дня вступления в силу данного судебного акта принять решение о необходимости исправления (устранения) кадастровой ошибки и направить указанное решение заказчику работ по государственной кадастровой оценке земель.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2011 (судьи Голубцова Ю.А., Гребенкина Н.А., Дюкин В.Ю.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Управление Росреестра просит решение и постановление отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на нарушение судами положений Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ). Заявитель, указывая на правовую позицию, изложенную в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога", считает, что права общества как плательщика земельного налога не нарушены, поскольку доказательств, подтверждающих регистрацию в установленном законом порядке права постоянного (бессрочного) пользования или иного вещного права общества на земельный участок с кадастровым номером 66:41:0110019:22, не представлено. Управление Росреестра отмечает, что документы, свидетельствующие о принадлежности спорного земельного участка к десятой группе видов разрешенного использования, также не представлены. Имеющиеся в материалах дела документы не позволяют отнести данный земельный участок к указанной группе, так как не подтверждают нахождение на нем комплекса электроэнергетики и не позволяют установить кадастровую стоимость, соответствующую названной группе видов разрешенного использования. Заявитель полагает, что результат государственной кадастровой оценки земельного участка не может быть оспорен отдельно от признания недействующим нормативного правового акта, которым утвержден соответствующий отчет. Кроме того, Управление Росреестра указывает, что общество в нарушение Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ не обращалось за внесением соответствующих изменений в правоустанавливающие документы, а потребовало безосновательного изменения группы видов разрешенного использования.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемые решение и постановление судов без изменения.
При рассмотрении спора судами установлено, что постановлением главы администрации г. Екатеринбурга от 11.11.1993 N 603-а открытому акционерному обществу энергетики и электрификации "Свердловэнерго" переоформлен акт постоянного (бессрочного) пользования земельным участком общей площадью 24,5 га, расположенным по адресу: г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, под существующие здания и сооружения, о чем выдано свидетельство от 14.02.1994 N 773-с.

В связи с реорганизацией открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Свердловэнерго" право постоянного (бессрочного) пользования указанным земельным участком перешло к открытому акционерному обществу "Свердловская генерирующая компания", которое в дальнейшем реорганизовано путем присоединения к обществу.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 02.06.2006 общество является собственником комплекса зданий, сооружений и инженерных сетей - мазутное хозяйство, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 21, на территории Свердловской ТЭЦ.

Земельный участок площадью 51 800 кв. м, с кадастровым номером 66:41:0110019:22, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 21, с разрешенным использованием - земли под сооружениями энергосистем, поставлен на кадастровый учет.

Согласно выписки из государственного кадастра недвижимости от 30.12.2009 N 6641/220/09-68061 кадастровая стоимость земельного участка площадью 51 800 кв. м с кадастровым номером 66:41:0110019:22 составляет 251 199 956 руб., удельный показатель кадастровой стоимости - 4849,42 руб. / кв. м, разрешенное использование - земли под сооружениями энергосистем, земельный участок принадлежит правообладателю на праве постоянного (бессрочного) пользования.

В соответствии с отчетом об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Свердловской области, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП, спорный земельный участок отнесен к девятой группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок).

В письме от 05.07.2010 N 6001-05-2/1245 общество обратилось в Управление Росреестра с просьбой исправить кадастровую ошибку, допущенную при указании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0110019:22, рассчитанной с учетом использования удельного показателя кадастровой стоимости земель, соответствующего девятой группе видов разрешенного использования, вместо десятой группы (земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов).

В ответ на данное обращение Управление Росреестра в письме от 13.07.2010 N 29-13/143/29941 сообщило обществу, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены на основании постановления Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области", утвердившего средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель по группам видов разрешенного использования; в ходе проверки сведений государственного кадастра недвижимости по указанному земельному участку не выявлено оснований для принятия решения об исправлении технической ошибки или решения о необходимости устранения кадастровой ошибки.

Общество, полагая, что бездействие Управления Росреестра, выразившееся в неисправлении кадастровой ошибки в составе сведений государственного кадастра недвижимости об удельном показателе кадастровой стоимости спорного земельного участка и его кадастровой стоимости, нарушает его права и законные интересы, так как неправильное отнесение земельного участка к девятой группе видов разрешенного использования повлекло за собой существенное завышение кадастровой стоимости земельного участка, а, следовательно, и необходимость уплаты завышенной суммы земельного налога, обратилось в суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанции исходили из следующего.

Для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Пунктом 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

На основании ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в п. 7, 10 - 17 ч. 2 ст. 7 данного Закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.

Согласно п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации государственная кадастровая оценка земель проводится для установления кадастровой стоимости земельных участков. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, согласно которым государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (п. 4 Правил).

Постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП по состоянию на 01.01.2007 утверждены кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Свердловской области; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель по 15-ти группам видов разрешенного использования.

Как установлено судами и подтверждается материалами дела, имеющиеся на территории спорного земельного участка здания и сооружения входят в состав единого технологического комплекса Свердловской ТЭЦ (мазутное хозяйство), осуществляющего производство и передачу электрической и тепловой энергии, что подтверждается Положением о производственной площадке "Свердловская ТЭЦ" и соответствует положениям Перечня видов имущества, которое входит в состав единого производственно-технологического комплекса организаций, осуществляющих производство и передачу электрической и тепловой энергии, утвержденного Приказом Минпромэнерго Российской Федерации от 01.08.2007 N 295 "О перечнях видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса организации-должника, являющейся субъектом естественной монополии топливно-энергетического комплекса".

В соответствии с п. 1.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, в девятую группу видов разрешенного использования входят земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок; земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, относятся к десятой группе видов разрешенного использования.

Суды, принимая во внимание, что по целевому назначению и виду функционального использования спорный земельный участок не подпадает под перечень земельных участков, отнесенных к девятой группе видов разрешенного использования, а относится к землям, предназначенным для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, пришли к выводу о том, что в данном случае имеет место ошибка в государственном кадастре недвижимости.

Статьей 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ предусмотрена возможность исправления ошибок в государственном кадастре недвижимости.

Согласно п. 1, 2 ч. 1 названной статьи ошибками в государственном кадастре недвижимости являются: техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях); воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).

Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 данного Федерального закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия), либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (ч. 4 ст. 28 Закона о государственном кадастре недвижимости).

В соответствии с ч. 5 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном частью 4 данной статьи порядке. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.

Суды, установив, что в кадастровых сведениях об удельном показателе кадастровой стоимости и о кадастровой стоимости спорного земельного участка, внесенных в порядке информационного взаимодействия на основании постановления Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП, имеется кадастровая ошибка ввиду неверного определения удельного показателя кадастровой стоимости и кадастровой стоимости земельного участка в отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Свердловской области, которую Управление Росреестра самостоятельно в соответствии с действующим законодательством устранить не может, правомерно указали на необходимость ее устранения в порядке информационного взаимодействия путем направления решения о необходимости устранения кадастровой ошибки в орган, уполномоченный утверждать результаты государственной кадастровой оценки земель.

Поскольку Управление Росреестра отказало обществу в устранении кадастровой ошибки в связи с отсутствием оснований для принятия соответствующего решения, суды правомерно признали указанный отказ заинтересованного лица незаконным как не соответствующий ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ и, руководствуясь ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязали Управление Росреестра в порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя принять решение о необходимости устранения кадастровой ошибки в сведениях, которое не позднее месяца со дня вступления в законную силу решения по настоящему делу направить в порядке информационного взаимодействия заказчику работ по государственной оценке земель.

Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования суда апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки имеющихся в деле доказательств и установленных на их основе обстоятельств дела у суда кассационной инстанции не имеется (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены решения и постановления согласно ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного решение Арбитражного суда Свердловской области, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда являются законными и отмене не подлежат. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.10.2010 по делу N А60-29789/2010-С5 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий

МЫНДРЯ Д.И.
Судьи

МАЛИКОВА Э.М.

СЕМЕНОВА З.Г.

Похожие:

Документа iconСоциальная работа с семьей и детьми
Примерная схема анализа: полное название документа, структура документа, цель и задачи документа организации, юридическая сила документа,...
Документа iconКонтрольная работа по дисциплине: Документирование управленческой...
Требования к оформлению документов. Описание содержания и оформления реквизитов: «06 наименование организации», «08 наименование...
Документа iconНазвание документа
Одним из достоинств системы «Чидакаша» является простое и быстрое размещение документа Word в дерево сайта – без потери форматирования...
Документа icon1. Организация делопроизводственной службы в учреждении. Инструкции...
Оформите несколько видов отметок: об исполнителе документа, об исполнении документа и направлении его в дело
Документа iconАнкета клиента физического лица
Сведения о документе, удостоверяющем личность (серия и номер документа, дата выдачи документа, наименование органа, выдавшего документ,...
Документа iconРоссийская федерация федеральный закон о внесении изменений
Статья 1 данного документа вступает в силу с 1 апреля 2013 года (часть 2 статьи 12 данного документа)
Документа iconПлан введение Понятие, виды подделок документов и история возникновения...
Документа (изготовления или подбора всех составных частей документа: носителя информации, бланка, текста, подписей, печатей, штампов)...
Документа iconАнализ работы
Введите аннотацию документа. Аннотация обычно представляет собой краткий обзор содержимого документа. Введите аннотацию документа....
Документа icon1. При просмотре в ms word включите режим «Схема документа»
При преобразовании в ms word 97 формата doc(97) в формат rtf разрушается структура документа
Документа iconКонтроль знаний Волгоград, 2009 Вопросы для зачета
Поля «но мер», «вид документа», «принявший орган», «номер в Минюсте», «на звание документа», «дата», «дата в Минюсте»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница