Надзор за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности




Скачать 264.85 Kb.
НазваниеНадзор за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности
страница1/2
Дата публикации05.06.2014
Размер264.85 Kb.
ТипЗакон
skachate.ru > История > Закон
  1   2


Надзор за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности
1. Надзор за исполнением законов органами и учреждениями, исполняющими наказания по приговорам суда
Особую роль играет прокурорский надзор за соблюдением законодательства в местах, где исполняются приговоры судов о наказании, связанном с лишением свободы. Законом о прокуратуре (ст. 35) прокурору предоставлены значительные полномочия при осуществлении надзора в этой сфере.

Акты прокурора при осуществлении надзора за исполнением приговоров судов подлежат незамедлительному, обязательному исполнению администрацией органов, исполняющих наказание, связанное и не связанное с лишением свободы задержанных или арестованных в процессе предварительного следствия, а также администрацией судебно-психиатрических учреждений.

В случае установленного нарушения закона со стороны сотрудников, должностных лиц администрации названных учреждений прокурор обязан провести проверку и решить вопрос о привлечении виновных к ответственности, а при установлении в их действиях признаков преступления возбудить уголовное дело и направить его для расследования и привлечения виновных к уголовной ответственности.

В последнее время нарастает проникновение в места отбытия наказания спиртных напитков, крупных партий денег, оружия, причем выявляется это зачастую в процессе доставки, а изымается в местах лишения свободы. В результате – беспорядки, неповиновения, побеги и т.п. Во многом это вызвано тем, что в местах лишения свободы сложилось неудовлетворительное материально-бытовое положение, ухудшилось медицинское обслуживание, во многих местах лишения свободы заключенные не обеспечены работой, не имеют возможности, как это предусмотрено законом, проходить профессиональное образование и т.п. Все это осложняет осуществление прокурорского надзора.

С учетом такого положения подчиненным прокурорам предлагается:

– систематически, не реже одного раза в квартал, организовывать проверки соблюдения законодательства в исправительных, воспитательных колониях, тюрьмах, следственных изоляторах (в отношении осужденных к аресту), соответствующих отделениях гарнизонных гауптвахт, дисциплинарной воинской части, обращая особое внимание на законность содержания в них лиц, а также режима отбывания наказания, борьбы с преступностью, трудового использования, исправления осужденных, возмещения ими имущественного вреда;

– не реже двух раз в год проводить проверки исполнения законодательства в исправительных учреждениях открытого типа;

– не менее двух раз в год организовывать проверки законности деятельности уголовно-исполнительных инспекций;

– обеспечить проведение два раза в год проверок исполнения администрациями лечебно-трудовых профилакториев №1, №5 законодательства о принудительном лечении, трудовом перевоспитании и подлежащей изоляции алкоголиков и наркоманов.

Приказы, указания, распоряжения Генерального прокурора Республики Беларусь, инструкции, положения. 2001–2004. С. 139–142.

Важнейшими процессуальными средствами обеспечения законности при исполнении приговора как в момент его обращения к исполнению, так и в процессе фактического исполнения являются:

1) обязательное участие прокурора в заседании суда, разрешающем вопросы, связанные с исполнением приговора;

2) дача заключения по обсуждаемым вопросам;

3) опротестование незаконных и необоснованных определений, вынесенных судом (судьей) в порядке исполнения приговора.

Обеспечивая систематический надзор за своевременным обращением к исполнению приговора, определения и постановления суда, прокурор следит за тем, чтобы они были обращены к исполнению сразу же после вступления их в законную силу, как того требует ст. 400 УПК, согласно которой вступившие в законную силу приговор, определение и постановление суда обязательны для исполнения на территории Республики Беларусь всеми физическими и юридическими лицами, а также за тем, чтобы оправдательный приговор и приговор, освобождающий подсудимого от наказания, приводились в исполнение незамедлительно по их провозглашении (сразу в зале суда), а в случае нахождения подсудимого под стражей – освобождение его из-под стражи производилось в зале судебного заседания.

В рассматриваемой стадии прокурор следит за тем, чтобы действия и решения органов государственного управления, учреждений, предприятий и организаций и должностных лиц, причастных к исполнению приговора, определений и постановлений судов (судебные исполнители, органы внутренних дел, инспекции, отделы исправительных работ, исправительно-трудовые учреждения, наблюдательные комиссии при местных Советах депутатов, медицинские учреждения и т.п.), строго соответствовали закону, а предписания суда, содержащиеся в приговоре, определении, постановлении, своевременно и правильно исполнялись.

Надзор за исполнением законов в местах отбывания лишения свободы представляет наиболее объемный и сложный участок в деятельности прокуроров. Перед выездом для проведения проверки в этих местах прокурору целесообразно определить конкретные цели проверки, ее продолжительность, круг участников, привлекаемых для проведения проверки, изучить необходимую информацию (справки по предыдущим проверкам и о принятых мерах по выявленным нарушениям законности, результаты ведомственных проверок и т.п.) для лучшей ориентации в обстановке и более эффективного проведения проверки.

Прокурор проверяет соответствие закону правовых актов, относящихся к деятельности учреждений и органов, вопросы которой входят в предмет прокурорского надзора. Это, прежде всего, приказы, распоряжения и постановления, в которых регламентируются порядок и условия содержания задержанных, арестованных и осужденных лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, привлечения осужденных к общественно – полезному труду, получения общего образования, профессиональной подготовки и др.

Как и по другим направлениям надзорной деятельности, прокурор вправе требовать объяснения должностных лиц. Он может требовать объяснения по любому проверяемому вопросу о нарушениях законности в деятельности администрации. Форма объяснения в законе не предусмотрена, а поэтому прокурор вправе сам, исходя из конкретной ситуации, определить, какую форму (устную или письменную) следует использовать. Получение объяснений позволяет прокурору выяснить причины и условия, способствующие нарушениям закона, а следовательно, использовать более эффективные средства по их устранению.

Прокурор следит за тем, чтобы судом строго исполнялись требования закона в части направления осужденных к лишению свободы в одну из указанных в законе исправительно-трудовых колоний или исправительно-трудовую колонию-поселение.

Лица, осужденные к лишению свободы, направляются для отбывания наказания не позднее десяти дней со дня обращения приговора к исполнению либо со дня вступления приговора в законную силу. В отдельных случаях осужденный может быть оставлен в следственном изоляторе, если это вызывается необходимостью производства следственных действий по делу о преступлении, совершенном другим лицом. Этот вопрос решается только с санкции прокурора. Проверяя законность содержания заключенных в следственных изоляторах, прокурор убеждается в своевременном и законном обращении к исполнению приговоров, которым виновные осуждены к лишению свободы.

При установлении нарушений законодательства в зависимости от их характера прокурор в пределах своей компетенции принимает следующие меры прокурорского реагирования:

– отменяет своим постановлением взыскания, наложенные в нарушение законодательства на лиц, заключенных под стражу, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы, пожизненного заключения, а также в отношении которых применены принудительные меры безопасности и лечения, принудительные меры воспитательного характера с помещением в специальное учебно-воспитательное либо лечебно-воспитательное учреждение, немедленно освобождает их своим постановлением из штрафного и дисциплинарного изоляторов, помещения камерного типа, одиночной камеры;

– отменяет незаконные постановления начальника исправительного учреждения о вводе режима особого положения;

– в установленном порядке вносит представления, приносит протесты, выносит предписания и официальные предупреждения, обязательные для исполнения соответствующими органами и должностными лицами;

– выносит постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении или дисциплинарного производства, привлечении к материальной ответственности;

– выносит постановления о возбуждении уголовного дела.

Своим постановлением прокурор обязан незамедлительно освободить лиц, незаконно содержащихся под стражей, лиц, в отношении которых незаконно применены принудительные меры безопасности и лечения или принудительные меры воспитательного характера.

^ 2. Надзор за исполнением законов при условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, а также при замене неотбытого наказания более мягким
К лицам, отбывающим наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительных работ, ограничения по военной службе, ареста, ограничения свободы, направления в дисциплинарную воинскую часть или лишения свободы, может быть применено условно-досрочное освобождение от наказания.

Правильность применения законов о досрочном освобождении осужденных от отбывания наказания зависит в существенной мере от действенности прокурорского надзора. Ошибки в применении закона о досрочном освобождении осужденного от отбывания наказания дискредитируют в глазах широкой общественности исправительную политику государства, формируют ошибочные представления о безнаказанности преступников, тем более если досрочно освобожденный впоследствии совершает тяжкое преступление или уклоняется от труда и ведет паразитический образ жизни.

Осуществляя надзор за законностью применения закона об условно – досрочном освобождении, прокурор проверяет как соблюдение установленного порядка представления осужденных к этой мере поощрения, так и соответствие закону судебных решений. Однако некоторые прокуроры формально выполняют свои обязанности, явно недооценивая процессуальное значение условно-досрочного освобождения как важного стимула к исправлению и перевоспитанию осужденных.

Задача прокурора состоит в том, чтобы не допустить, с одной стороны, досрочного освобождения из мест лишения свободы осужденных, не вставших на путь исправления, с другой – исключить из практики случаи отказа в применении этой меры поощрения к тем, кто этого заслуживает.

Еще до судебного заседания прокурору следует тщательно изучить материалы, содержащие ходатайство администрации исправительно-трудового учреждения, согласованное с наблюдательной комиссией, об условно-досрочном освобождении осужденного. Имеются случаи, когда администрация исправительно-трудовых учреждений представляет к условно-досрочному освобождению осужденных, к которым в силу закона (ст. 90 УК) условно-досрочное освобождение вообще применено быть не может. Если администрация исправительно-трудовой колонии готовит осужденного к условно-досрочному освобождению, то соответственно и все материалы «подгоняются» под то решение, которое будет впоследствии принято судом. Прокурорам следует предупредить направление в суд таких материалов, а если этого сделать не удалось, дать в судебном заседании заключение об отказе в применении условно-досрочного освобождения.

Если нельзя сделать вывод о законности и обоснованности представления о досрочном освобождении по направленным в суд материалам, прокурору надлежит ознакомиться с личным делом осужденного или с данными картотеки о поощрениях и взысканиях. Это рекомендуется делать потому, что в отдельных случаях администрация мест лишения свободы, чтобы представить в суд более «убедительный» материал, срочно снимает с осужденных взыскания, изымает из личных дел документы о наложенных взысканиях, приказы, должностные записки надзирающего состава о нарушениях, объяснения осужденного, составляет на осужденных необъективные характеристики, умалчивая в них о допущенных осужденным нарушениях установленного режима. По этой причине ежегодно суды (судьи) по заключениям прокурора отказывают в применении закона об условно-досрочном освобождении в отношении большого числа осужденных. В некоторых случаях такие необоснованные ходатайства получают положительное разрешение только потому, что прокурор при даче заключения ограничился ознакомлением с представленным материалом и не изучил личного дела осужденного.

Действенная форма надзора за законностью условно-досрочного освобождения – участие прокуроров в работе наблюдательной комиссии. Они оказывают комиссиям большую правовую помощь в принятии законных и обоснованных решений. Известно, что не все наблюдательные комиссии тщательно знакомятся с материалами, представленными на их рассмотрение. Есть факты формального подхода: заседания не проводятся, материалы об условно-досрочном освобождении не рассматриваются, участие и контроль комиссии сводятся к тому, что председатель подписывает представленные в комиссию органами внутренних дел документы. Прокурор должен реагировать на такие нарушения закона путем принесения протеста или внесения представления. Протест вносится или в комиссию, принявшую незаконное или необоснованное решение, или в орган местного самоуправления.

Известные затруднения у прокуроров вызывает определение критерия исправления и перевоспитания осужденного, при наличии которого может быть применено условно-досрочное освобождение. Статья 90 УК констатирует, что условно-досрочное освобождение применяется к осужденному лишь в том случае, если он доказал свое исправление честным отношением к труду и примерным поведением. Между тем важно знать, какие факторы определяют честное отношение к труду и примерное поведение осужденного и как это должно быть отражено в процессуальных документах. Честное отношение к труду – это постоянное выполнение осужденным установленных норм выработки с хорошим качеством работы, строгое соблюдение трудовой дисциплины, а также овладение более сложной специальностью или получение более высокого разряда. Примерное поведение выражается в безусловном и образцовом выполнении осужденным требований установленного режима, повышении своего общеобразовательного уровня, участии в самодеятельных организациях.

Вывод об исправлении осужденных должен делаться на основании данных об их поведении за весь период отбывания наказания, а не за время, непосредственно предшествующее вынесению ходатайства об их условно-досрочном освобождении.

Участие прокурора в рассмотрении судом материалов об условно-досрочном освобождении осужденных является одним из условий, обеспечивающих вынесение судьей законных и обоснованных постановлений. Обязанность прокурора – осуществление надзора за соблюдением требований закона, состоящих в том, чтобы судья только в судебном заседании, по рассмотрении представленных материалов, объяснений осужденного, представителей администрации мест лишения свободы, выслушав заключение прокурора, в условиях гласности и устности судебного рассмотрения вынес постановление о применении или об отказе в применении закона об условно-досрочном освобождении осужденного от отбывания наказания. Из практики судов должны быть исключены такие нарушения, когда отдельные судьи, не вынося материал на судебное рассмотрение, отказывают в применении условно-досрочного освобождения. Такие постановления судей как противоречащие закону подлежат опротестованию и отмене.

Прокурор следит за тем, чтобы судебные заседания проводились в строгом соблюдении процессуальных норм и, как правило, непосредственно в местах лишения свободы в присутствии других осужденных. Он обращает внимание суда на необходимость участия в заседании должностного лица из администрации колонии как представителя органа, ведающего исполнением приговора (ст. 402 УПК). При рассмотрении материалов о досрочном освобождении несовершеннолетних целесообразно вызывать, кроме лиц, указанных в ст. 402 УПК, также мастеров, бригадиров производственного обучения, классных руководителей, представителей общественных организаций. Суд обязан во всех случаях известить о месте и времени рассмотрения ходатайства об условно-досрочном освобождении состав наблюдательной комиссии по делам несовершеннолетних.

Прокурору следует решительно выступать против упрощенчества, существующего при рассмотрении некоторыми судами материалов об условно-досрочном освобождении. Некоторые суды в одном заседании рассматривают по двадцать-тридцать, а то и более материалов, что лишает их возможности тщательно разобраться в обоснованности ходатайства.

Давая заключение в судебном заседании, прокурор в каждом случае выясняет, соблюдено ли требование закона об истечении установленного срока, необходимого для представления осужденного к условно-досрочному освобождению; возможно ли применение такого освобождения исходя из юридической оценки совершенного преступления; подтверждается ли примерное поведение и честное отношение к труду.

Судья и прокурор при решении вопроса о применении досрочного освобождения обязаны учитывать имеющиеся в представленных материалах сведения об избранном осужденным месте жительства и о возможности его трудоустройства. Если таких сведений нет или они недостаточны, то прокурор вправе заявить ходатайство об отложении рассмотрения материалов либо о возвращении их органу, исполняющему наказание. В заключении прокурор, исходя из требований УПК, обязан высказать свое мнение об организации воспитательной работы с лицом, освобожденным условно-досрочно.

Прокурор обязан проверить законность и обоснованность каждого постановления судьи об условно-досрочном освобождении, и если он признает, что постановление не соответствует или противоречит закону, то приносит протест на предмет его отмены. Принесение прокурором протеста приостанавливает исполнение такого постановления (ч. 7 ст. 399 УПК).

Осуществляя надзор за законностью и обоснованностью выносимых судьей постановлений, прокурор следит затем, чтобы судьи в отношении условно освобождаемых осужденных правильно устанавливали испытательный срок исходя из того, что испытательным сроком во всех случаях служит неотбытая часть наказания. Этот срок нельзя ни сократить, ни увеличить.

надзор наказание отбывание освобождение
  1   2

Похожие:

Надзор за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности icon1. Сущность и задачи надзора за соблюдением законодательства при...
А республики Беларусь от 16 июня 2003 г. «О порядке и условиях содержания лиц под стражей» (далее – Закон от 16 июня 2003 г.) надзор...
Надзор за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности iconКурсовая работа по курсу уголовного права на тему: «освобождение...
...
Надзор за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности iconОтветственность несовершеннолетних за хранение и употребление наркотических...
Ющих преступления. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних призваны максимально содействовать достижению...
Надзор за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности iconКурсовая работа По курсу: «Трудовое право» На тему: «Надзор и контроль...
Органы, осуществляющие надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде 7
Надзор за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности iconУчастие прокурора в гражданском процессе
Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь (далее гпк) (ч. 1 ст. 23), принятым в декабре 1998г и вступившим в силу с...
Надзор за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности iconИстория развития законодательства об уголовной ответственности за...
Регулирование уголовной ответственности за изнасилование и ряд других половых преступлений по законодательству x-начала XX вв. 7
Надзор за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности iconПонятие и основания освобождения от уголовной ответственности Глава...
Правовая природа освобождения от уголовной ответственности тесно связана с самою уголовной ответственностью. Потому, решая вопрос...
Надзор за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности iconОснование уголовной ответственности Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних
Изложенное предполагает достижение виновным определенного уровня социального развития, позволяющего осознавать общественную опасность...
Надзор за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности iconОб утверждении Положения о порядке осуществления республиканскими...
Беларусь от 9 июня 2006 года «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы...
Надзор за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности icon“Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних”
Ii. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних стр

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница