Урок по теме: Рим от царей к республике




Скачать 98.08 Kb.
НазваниеУрок по теме: Рим от царей к республике
Дата публикации16.02.2014
Размер98.08 Kb.
ТипУрок
skachate.ru > История > Урок
Павелко Е.И. Учитель истории. Лицей № 90

Сценарий урока по материалам «Школы -2100»
Цивилизация Древнего Рима.

Урок по теме: Рим - от царей к республике.
Цели урока по линиям развития личности.
Тип урока: смешанный. Опрос Д/з и освоение нового материала.

1-2 Линия: Картина мира в фактах и понятиях.

Научить выявлять главные особенности перехода на ступень цивилизации жителей Древнего Рима.

Сравнивая Древний Рим с Древней Грецией, научить делать выводы о схожести или различии этих двух цивилизаций.

Выявляя общее и различное в формах правления государством у древних римлян и древних греков, научить сравнивать римскую республику и греческий полис.

На примере таких историко-обществоведческих понятий, как республика и демократия, диктатор и тиран, научить сравнивать древний и современный смысл данных слов.

^ 3 Линия: Историческое мышление.

Из фактов двух первых этапов истории Древнего Рима – « царского» и «республиканского», научить выявлять причины смены формы правления в Риме, а так же причины и следствия борьбы патрициев и плебеев.

^ 4-5 Линия: Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение.

Научить определять и объяснять свои оценки поступкам такой исторической личности как Марк Юний Брут с нравственной и гуманистической точки зрения.

^ Обязательный минимум содержания: Древний Рим, особенности римского полиса: деление на патрициев и плебеев, замена царской власти на республиканскую (власть Сената, народного собрания, выборные должности). Латинский алфавит.
^ План урока.
Опорос домашнего параграфа № 32 по вопросам на стр. 222.

I Проблема урока: Древний Рим – это особая цивилизация и часть древнегреческой?

^ II Поиск решения:

Сравнение цивилизация Древнего Рима и цивилизация Древней Греции: общее и различное.

1. Хозяйство

Примерный вывод по проблеме: хозяйственная деятельность в чём - то похожа, например, земледелие, а в чём- то нет (разведение овец, телят).

^ 2.Устройство государства.

Примерный вывод по проблеме: римская республика это то же самое, что и греческий полис, только называется по - другому. Это позволяет сделать вывод о том, что в устройстве государства Древняя Греция и Древний Рим похожи.

^ 3.Слои общества.

Примерный вывод по проблеме: и в Греции и в Риме общество делилось на знатных и незнатных, между которыми шла борьба за уравнение в правах.

4. Культура.

Примерный вывод по проблеме: В культуре римляне имели свои особенности и традиции, отличные от греков, хотя и взяли за основу для своего алфавита - греческий.


Ход урока
Опорос домашнего параграфа № 32 по вопросам на стр. 222.

Учитель:

1. Сравни справедливость эллинистических порядков с точки зрения царя Хаммурапи.

2. Сравни справедливость эллинистических порядков с точки зрения стратега Перикла.

3. Сравни справедливость эллинистических порядков с точки зрения Александра Македонского.

4. Зачитай с тетради столбик «факты слияния Запада и Востока».

5. Зачитай с тетради столбик «факты раздельного существования Запада и Востока».
^ Создание проблемной ситуации. Формулировка проблемы. Версии.


Учитель

Ученики (ожидаемые ответы)

-Сегодня мы с вами начинаем изучать новую главу, и называется она …

-Какой период времени она охватывает?


-Цивилизация Древнего Рима (стр. 203).

-На векторе времени (стр. 281) отмечают временной промежуток с VIII – I века.

-Давайте с вами узнаем, какое мнение высказали учёные об этой цивилизации?

-Открываем с. 209, читаем разговор Источниковеда и Археолога.

-Читайте вслух, пожалуйста!

-Стоп!

-Какое мнение высказал Источниковед?

-Сформулируем…

^ Учитель фиксирует на доске

1 факт: Римляне и греки – …похожи!


Один из учеников начинает читать текст до слов: « …с греческой цивилизацией».
-Римляне подчёркивали свою родовую связь с греками.

-И это значит – римляне и греки похожи!

-Читаем дальше, вы, пожалуйста!

-Стоп!

-Какие факты привёл Археолог?

Т.е. …^ 2 факт: Римляне и греки – отличаются!

Фиксирует на доске.

Другой ученик продолжает читать текст: «…отличаются от греческих».

-Обычаи римлян отличаются от греческих.

- Римляне и греки – отличаются!


-Сравните мнения и факты, приведённые двумя учёными. В чём противоречие, какой возникает вопрос?

Был ли Рим частью Греции? (детский вариант)

^ Древний Рим - это особая цивилизация или часть древнегреческой?

-Какие версии, предположения у вас возникают в связи с данным вопросом?

-Выразите их одной краткой фразой.

^ Могут предложить версии:

1) Особая цивилизация.

2) Часть древнегреческой цивилизации.

3) В чём то особая, а в чём то похожа на Древнюю Грецию


^ Актуализация знаний. Планирование деятельности.

-Чтобы ответить на главный вопрос урока, что нам надо сделать?

-Сравнить признаки древнегреческой цивилизации с признаками ^ Древнего Рима по четырём сферам общества и посмотреть, чего больше общих признаков или различных. Сделать соответствующий вывод.


Поиск решения проблемы (открытие нового знания)
С/р Цивилизация Древнего Рима и Древней Греции

(учитель работает с таблицей на доске)





Древняя Греция.

Древний Рим.

Хозяйство







Власть







Общество







Культура










1. Хозяйство:

-Итак, начнём сравнение с хозяйственной деятельности. Необходимые факты будем заносить в таблицу, общие признаки будем отмечать знаком +.

-Из предварительного чтения вы уже знаете, что италийские племена, в 753 г. до н.э., объединили свои поселения в один город – Рим.

-По карте посмотрите, где он был основан?
-С помощью текста на с. 204 узнайте, какие племена проживали на Апеннинском полуострове, и чем они занимались?


Индивидуально самостоятельно работают с текстом учебника (п.1)

-Апеннинский полуостров со всех сторон окружён водой, морских бухт мало, но есть плодородные равнины и горные луга, река Тибр. Италия, точно так же как и Греция разделена горами на различные области, где проживали разные народы.

-Они занимались земледелием – выращивали ячмень и пшеницу, разводили овец, виноградники.

-Вспомните, чем занимались древние греки?

Земледелие (оливки, виноград), виноделие, ремесло и торговля.

- Сравните факты. Похожи или нет?

^ Делают вывод, что хозяйственная деятельность в чём-то похожа, например, земледелие, а в чём-то нет (разведение овец, телят).

Заполняется таблица: столбик «Хозяйство»




-Какой вклад в восхождение римлян на ступень цивилизации внесли греки, этруски, сами римляне?

-На что указывает тот факт, что латинский алфавит был создан на основе греческого?

-Запишите главные факты ключевыми словами в таблицу.


-Это говорит о том, что римляне многое заимствовали у греков.

-Факты: латинский алфавит - на основе греческого, а годы - этрусский алфавит (столбик «Культура» и «Хозяйство).

^ 2. Устройство государства.

-Сейчас вам предстоит поработать в парах.

-С помощью схем на с. 208 и на с.147, сравните устройство греческого полиса и римской республики.

-Что общего, есть ли различия?

Даёт на доске план сравнения:

-Какие органы власти существовали?

-Как формировались?

-Отличались только по названию или по сути?
-Запишите главные факты ключевыми словами в таблицу.


Работая в парах выделяют общее и различное.


Делают вывод о том, что римская республика это то же самое, что и греческий полис, только называется по другому.

Это позволяет сделать вывод о том, что в устройстве государства Древняя Греция и Древний Рим похожи.
Столбик «Власть».

^ 3. Слои общества.

Сравните права общественных слоёв в Риме и Греции. Совпадают или нет? Работа по стр. 206 – 207.

-Запишите главные факты ключевыми словами в таблицу.

Делают вывод о том, что и в Греции и в Риме общество делилось на знатных и незнатных, между которыми шла борьба за уравнение в правах.

Столбик «Общество»

4.Культура.

-Где греки устраивали все зрелищные представления и праздники?

-А римляне? Работа на стр. 206.

-Что греки прославляли и почитали больше всего?

-А римляне, что больше прославляли?

-Какой вывод можем сделать из всего сказанного?


-В театре, на стадионах.
-На арене цирка.

-Знание поэм, физическое развитие, спортивные достижения.

-Воинскую доблесть.

-В культуре римляне имели свои особенности и традиции, отличные от греков, хотя и взяли за основу для своего алфавита греческий.

Столбик «Культура».

Т.о. получается таблица.




Древняя Греция.

Древний Рим.

Хозяйство

Земледелие (оливки, виноград)+

Ремесло

Торговля

Земледелие (пшеница, ячмень)+

Разводили овец


Власть

Греческий полис – демократия +

Римская республика +

Общество

Аристократы – родовая знать +

Демос – простой народ +

Патриции – знатные роды +

Плебеи – свободные переселенцы, низший слой граждан +

Культура

Театр - знание поэм

Стадионы - спортивные достижения

Латинский язык

Цирк - воинскую доблесть


^ Выражение решения проблемы. Применение нового знания.

Вывод:

-Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

-Мы решили проблему?

-Какие версии подтвердились?


^ Примерный вывод по проблеме:

-Древний Рим это цивилизация, которая во многом похожа на древнегреческую, но имеет свои отличительные черты.

-Прочитайте ещё раз название параграфа.

Как вы понимаете смысл этого названия?

-В 510 годку до н.э. патриций Марк Юний Брут возглавил восстание против римского царя Тарквиния Гордого. Прочитайте о нём на с. 207. Оцените его поступок с нравственной точки зрения с позиции человека XXI века и с позиции его современника.
-Назовите ключевые слова урока.

Домашняя работа

-Сравните древний и современный смысл римских и греческих слов: республика и демократия, диктатор и тиран.

-Задание к рисунку на с. 206.

-Прочитайте название следующего параграфа. Какие вопросы у вас возникают к этому названию?

-Прочитайте дома параграф 34 и проверьте свои предположения, что бы лучше понять эту тему приготовьте ответы на вопросы пред параграфом.

Подготовьте ответы на вопросы на стр. 209.



Похожие:

Урок по теме: Рим от царей к республике icon«археологическое наследие» Туристическая фирма «путешествие» рим + флоренция / рим + неаполь
Вылет в Рим. По прибытии в аэропорт Рима в зале прилета встреча с сопровождающим. Сбор группы. Трансфер в Рим, размещение в отеле...
Урок по теме: Рим от царей к республике iconУрок обобщающего повторения по теме «Отношения между родителями и детьми»
Моу сош №2 г. Глазова; Интегрированный урок по теме «Современная музыка», моу сош №11 г. Глазова, видеозапись, демонстрирующая работу...
Урок по теме: Рим от царей к республике iconУрока. I. Орг момент
Данный урок – урок обобщение знаний по теме сложение, вычитание, умножение, деление десятичных дробей на натуральное число
Урок по теме: Рим от царей к республике iconЭтот список-перечень содержит имена и приблизительные даты жизни...
Римского завоевания в 30-м году до н э. В некоторых случаях, в переходные периоды, несколько царей правили одновременно. Некоторые...
Урок по теме: Рим от царей к республике icon«археологическое наследие» Туристическая фирма «путешествие» еженедельно по воскресеньям
А/п Венеция-Рим или Милан-Рим, береговая Венеция (2 н) Флоренция (2 н) – Рим (3 н)
Урок по теме: Рим от царей к республике iconУрок по теме: «Информационные процессы. Обработка, защита, представление»
...
Урок по теме: Рим от царей к республике iconУрок алгебры в VIII классе по теме «Способы решения иррациональных уравнений»
Оборудование: проектор, слайды по теме урока, доска на три человека, карточки раздаточный материал
Урок по теме: Рим от царей к республике iconУрок экономики во 2-м классе по теме: "Сбережения"
Обучающая: формирование представления об экономии, воплощенной не только в денежном выражении. Повторение и обобщение основного учебного...
Урок по теме: Рим от царей к республике iconУрок в 8 классе по теме «Устройства ввода и вывода. Разрешающая способность монитора»
Оборудование: учебник, презентация по теме, задания для самостоятельной работы, компьютеры, мультимедийный проектор, экран
Урок по теме: Рим от царей к республике iconУрок способствовал повышению уровня мотивации учащихся в изучении...
Этот день в нашей школе отмечается ежегодно через проведение необычных уроков – урок-рисунок, урок-семинар, урок-конференция. Но...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница