Урокам литературы в 8б классе. 1 урок




Скачать 64.39 Kb.
НазваниеУрокам литературы в 8б классе. 1 урок
Дата публикации13.03.2013
Размер64.39 Kb.
ТипУрок
skachate.ru > История > Урок
К урокам литературы в 8б классе.

1 урок.

Тема. А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Образ Петра Гринёва.

Повторение

На прошлом уроке мы узнали о детстве, воспитании Петруши Гринёва, о его семье, доброй матушке и строгом отце, который хотел, чтобы из Петра получился настоящий офицер. Помните, он посылает служить сына не в Петербург, а в далёкую Белогорскую крепость и даёт сыну наказ.

- Какой наказ?

(Для ответа перечитайте еще раз эпиграф к повести.)

По своей неопытности и по стремлению казаться взрослым Пётр совершает ряд ошибок: связывается с Иваном Зуриным, проигрывая ему в карты, вынужден заплатить долг, дерзит Савельичу. Но в Белогорской крепости произойдёт взросление героя и становление его как личности.

Новый материал:

1. Становление героя. Жизнь в Белогорской крепости.

2. Испытания в жизни героя. Тема чести и долга в произведении.

1. Как складывается жизнь Петра Гринёва в Белогорской крепости – на этот вопрос нам предстоит ответить, ещё раз обратившись к тексту произведения.

^ Работаем по 3,4,5 главам повести.

В 5 главе приведён текст письма. Это письмо - гневный отказ отца дать родительское благословление на брак Петра с Маше Мироновой.

^ Перечитайте это письмо.

В произведении нет письма Петра Гринёва отцу, а вы попробуйте его сочинить. Поработайте в роли автора и напишите письмо.

Рекомендации к написанию творческой работы.

1. Напишите первое письмо Петра к отцу, расскажите о Белогорской крепости, о своих занятиях, о семье капитана Миронова (Чем привлекательны эти люди?), о Маше (Какая она по характеру?), скажите о своих чувствах, попросите родительского благословления на брак.

2. Помните, что Гринёв ничего в письме не говорит о дуэли.

3. Используйте текст произведения.

4. Постарайтесь следовать стилю послания 18 века (для этого ещё раз перечитайте письмо отца).

^ 2. Тема чести и долга.

Задание.

1. Прочитайте статью. Выпишите тезисы (самые главные положения)

2.Подготовьте ответы на вопросы (устно):

- Что включают в себя понятия чести и долга?

- Как реализуется в повести тема чести и долга?
^ Тема чести и долга в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Одна из основных тем в повести Пушкина «Капитанская дочка» — тема чести и долга. Тема эта задается уже эпиграфом к произведению — русской пословицей «Береги честь смолоду». Такое же напутствие отец дает Петруше Гриневу, провожая сына на военную службу.

И уже сам поступок Андрея Петровича Гринева, который вместо Петербурга отправляет сына в «сторону глухую и отдаленную», чтобы Петруша стал настоящим офицером, характеризует его как человека чести и долга. Гриневы — старинный дворянский род. Пушкин подчеркивает строгость нравов Андрея Петровича, его мудрость, чувство собственного достоинства.

Характерно, что понятие «чести и долга» в повести многозначно. В истории знакомства Петруши Гринева с Зуриным, когда молодой человек проиграл своему новому знакомому сто рублей, речь идет о дворянской чести. Деньги Петруши хранились у Савельича, и молодому человеку пришлось поссориться со своим дядькой для того, чтобы получить нужную сумму. Изумленный величиной этой суммы, Савельич пытается отговорить Гринева от уплаты долга. «Свет ты мой! послушай меня, старика: напиши этому разбойнику, что ты пошутил, что у нас и денег-то таких не водится», — уговаривает он своего воспитанника. Однако Гринев не может не заплатить бильярдный долг — для него это вопрос дворянской чести.

Тема чести реализуется и в истории взаимоотношений Гринева с Машей Мироновой. Защищая честь любимой девушки, герой вызывает на дуэль своего соперника, Швабрина. Однако вмешательство коменданта помешало дуэли, и лишь потом она возобновилась. Здесь речь идет о чести дамы, о долге перед ней.

Полюбив дочь капитана Миронова, Гринев чувствует свою ответственность за ее судьбу. Свой долг он видит в том, чтобы защищать и оберегать любимую девушку. Когда Маша становится пленницей Швабрина, Гринев готов на все, лишь бы ее освободить. Не найдя поддержки у официальной власти, он обращается за помощью к Пугачеву. И Пугачев помогает молодым людям несмотря на то, что Маша — дочь коменданта Белогорской крепости, дочь офицера войск противника. Здесь, наряду с темой рыцарской чести, возникает мотив мужской чести. Спасая Машу, свою невесту, из плена Швабрина, Гринев одновременно защищает и свою мужскую честь. После ареста над Гриневым состоялся суд. Однако, защищаясь, герой не мог открыть истинное положение вещей, так как боялся впутать в эту историю Машу Миронову. «Мне пришло в голову, что если назову ее, то комиссия потребует ее к ответу; и мысль впутать имя ее между гнусными изветами злодеев и ее самую привести на очную с ними ставку — эта ужасная мысль так меня поразила, что я замялся и спутался». Гринев предпочитает понести незаслуженное наказание, нежели оскорбить доброе имя Марьи Ивановны. Таким образом, по отношению к Маше герой ведет себя как истинный рыцарь, защищающий свою даму.

Другое значение понятия «чести и долга» в повести — воинская честь, верность присяге, верность долгу перед Отчизной. Тема эта воплощена также в истории взаимоотношений Гринева с Пугачевым. После захвата Белогорской крепости Пугачев спас героя от смертной казни, помиловал его. Однако Гринев не может признать в нем государя, так как понимает, кто он есть на самом деле. «Меня снова подвели к самозванцу и поставили перед ним на колени. Пугачев протянул мне жилистую свою руку. „Целуй руку, целуй руку!" — говорили около меня. Но я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению», — вспоминает Гринев. Однако на этот раз все обошлось: Пугачев лишь пошутил, что молодой человек «одурел от радости», и отпустил его,

Однако далее драматизм и напряжение в повести возрастают. Пугачев спрашивает Гринева, признает ли он своего «государя», обещает ли служить ему. Положение молодого человека очень неоднозначно: он не может признать самозванца государем, и, вместе с тем, он не хочет подвергать себя бесполезному риску. Гринев колеблется, но вот чувство долга торжествует «над слабостию человеческою». Он преодолевает собственное малодушие и откровенно признается Пугачеву, что не может считать его государем. Не может молодой офицер и служить самозванцу: Гринев — природный дворянин, присягавший императрице.

Далее ситуация становится еще более драматичной. Пугачев пытается взять с Гринева обещание не выступать против мятежников. Но и этого не может обещать ему герой: он обязан подчиняться требованиям воинского долга, повиноваться приказу. Однако и на этот раз душа Пугачева смягчилась — он отпустил молодого человека.

Тема чести и долга воплощается и в других эпизодах повести. Вот Иван Кузьмич Миронов отказывается признать самозванца государем. Несмотря на ранение, он до конца выполняет свой долг коменданта крепости. Он предпочитает погибнуть, нежели изменить своему воинскому долгу. Геройски погибает и Иван Игнатьич, гарнизонный поручик, отказавшийся присягнуть Пугачеву.

Таким образом, тема чести и долга получает самое разнообразное воплощение в пушкинской повести. Это и дворянская честь, рыцарская честь и честь дамы, мужская честь, воинская честь, человеческий долг. Все эти мотивы, сливаясь воедино, образуют в сюжете повести смысловую полифонию.

2 урок.

Тема. А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Образ Пугачёва.

Работа по опережающему домашнему заданию. Акцентное вычитывание повести по вопросам.

Пояснение. Ответы на вопросы должны быть краткими, желательно отвечать цитатами из текста.

^ Вопросы для вычитывания повести А.С. Пушкина

«Капитанская дочка»


  1. (гл.2) Что поразило и одновременно ободрило Гринева при первой встрече с Пугачевым?

  2. (гл.2) Какие детали выделяет автор во внешности Пугачева?

  3. (гл.2) О чем иносказательно говорят Пугачев и хозяин дома? Объясните иносказание.

  4. (гл.2) Как отреагировал Пугачев на подарок Гринева, что сказал?

  5. (гл.6) Как именуется Пугачев в официальном письме, пришедшем в крепость?

  6. (гл.7) Что увидел Гринев, находясь на городском валу: похож ли был отряд Пугачева на шайку?

  7. (гл.7) Как ведет себя Пугачев при наступлении на крепость, когда начала стрелять пушка и все «отхлынули назад»?

  8. (гл.7) Охарактеризуйте поведение Пугачева во время расправы над комендантом и его женой. (Личностная оценка.)

  9. (гл.7) Как отреагировали жители на приход Пугачева?

  10. (гл.7) Как встретил Гринев Пугачева?

  11. (гл.7) Как воспринял народ расправу Пугачева над Василисой Егоровной?

  12. (гл.8) Как ведут себя товарищи Пугачева по отношению друг к другу и Пугачеву?

  13. (гл.8) О чем рассказывается в песне, которую поют сподвижники Пугачева? Какое впечатление эта песня произвела на Гринева?

  14. (гл.8) Почему помиловал Пугачев Гринева?

  15. (гл.8) Что поразило Пугачева в ответе Гринева?

  16. (гл.9) Как отреагировал Пугачев на прошение Савельича?

  17. (гл.11) Как отреагировал Пугачев на сообщение Гринева, что обижают сироту?

  18. (гл.12) Что ответил Пугачев на просьбу Гринева отпустить его с Машей?

  19. (гл.12) Какие чувства испытывает Гринев к Пугачеву, расставаясь с ним?

  20. (гл.8 и гл.11) Каковы замыслы Пугачева?

  21. (гл.11) Верит ли Пугачев в успех своего восстания?

  22. (гл.11) Что ответил Пугачев на предложение Гринева покаяться?

  23. (гл.11) В чем аллегорический смысл сказки, рассказанной Пугачевым?

  24. Приведите примеры пословиц и поговорок в речи Пугачева.

  25. (гл. 13) Какое чувство отравляло радость Гринева по случаю окончания войны и скорой встречи с родителями?

  26. Что на ваш взгляд имел в виду Гринев-повествователь, говоря о сильном и благом потрясении своей души? С какими событиями это связано?

Похожие:

Урокам литературы в 8б классе. 1 урок iconУрок экологии в 8 классе на английском языке
К урокам в таких классах нужно готовиться так, чтобы учесть уровень каждой группы и умственный и, физический, также уровень их трудоспособности...
Урокам литературы в 8б классе. 1 урок iconУрок литературы в 9-м классе "Трагедия и самоотверженность "маленького...

Урокам литературы в 8б классе. 1 урок iconУрок ретро Этот урок длиной в 45 минут проводится в привычном классе....
Урок начальной школы. Звенит звонок, входит самая первая учительница выпускников
Урокам литературы в 8б классе. 1 урок iconУрок способствовал повышению уровня мотивации учащихся в изучении...
Этот день в нашей школе отмечается ежегодно через проведение необычных уроков – урок-рисунок, урок-семинар, урок-конференция. Но...
Урокам литературы в 8б классе. 1 урок iconЧем наши волшебные сказки. Вопросы для 1 команды: Назовите кукол из театра Карабаса-Барабаса
Сегодня 1 сентября. Прошли весёлые каникулы, вы все отдохнули, набрались сил, и мы снова собрались а нашем классе. Вы подросли, окрепли....
Урокам литературы в 8б классе. 1 урок iconУрок-мультимедиа по музыке в 6 классе тема урока: «старинной песни мир». Песни франца шуберта
Образовательная: совершенствовать знания в области истории музыки, литературы; знакомство с жанром баллады
Урокам литературы в 8б классе. 1 урок iconУрок географии в 6 классе «Реки главные артерии Земли»
В данном случае представлен урок географического мышления, который развивается в условиях пяти последовательных микромодулей
Урокам литературы в 8б классе. 1 урок iconКонкурс «Лучший урок с применением икт» Урок чтения в 1 классе
Формировать знания о звуках [д],[д'],умения выделять звуки [д],[д'] в словах, читать слова с изучаемой буквой
Урокам литературы в 8б классе. 1 урок iconУрок литературы в 6 классе. Тема: «Ф. М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке»
Задачи: продолжить работу по изучению литературоведческих терминов и понятий, по формированию надпредметных умений, по формированию...
Урокам литературы в 8б классе. 1 урок iconУрок по литературе в 10-м классе по Л. Н. Толстому "Лев Николаевич Толстой "
Урок по литературе в 10-м классе по Л. Н. Толстому "Лев Николаевич Толстой "Волна" и "Нерв великого народа"

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница