Урок 2: Исследование христианского богословия




Скачать 478.14 Kb.
НазваниеУрок 2: Исследование христианского богословия
страница1/5
Дата публикации10.03.2013
Размер478.14 Kb.
ТипУрок
skachate.ru > История > Урок
  1   2   3   4   5

Russian lesson 2,

Моя богословская позиция


Урок 2: Исследование христианского богословия)))

План


I. Христианское богословие

А. Сложности

В. Рабочее определение

С. Единство и различия

II. Предание (традиция) в богословии

А. Определение предания

Негативное понимание


Позитивное понимание

B. Тенденции

Ортодоксия и интеллектуализм

Ортопрактика и законничество

Ортопафос и чрезмерная эмоциональность

С. Зачем знать традицию/ предание

Самосознание

Понимание окружающих

^ III. Реформатская традиция

А. История

В. Тенденции

С. Отличительные черты

Sola…

Единство Писания

Учение о Боге

Культурное поручение
ТЕКСТ:

1. Помню, как-то я пришел с визитом к своему знакомому. Мне от него что-то было нужно, но я вел себя так, как будто пришел просто поговорить. Однако через некоторое время мои истинные намерения выплыли наружу, и обстановка накалилась. В итоге общение не удалось. Помню мой друг сказал мне потом: «Нужно было говорить прямо. Я люблю ясность».
2. В каком-то смысле так обстоит дело и с богословием. Нередко богословы ведут свои дискуссии так, словно они ничего не имеют в виду, не преследуют никаких целей: «Я просто излагаю истину. Я учу тому, что говорит Библия». Но с годами я понял, что вопросы богословия нужно обсуждать прямо, не скрывая своих убеждений и намерений, и тогда наше общение будет искренним и открытым.
3. В этом уроке мы определим направленность наших занятий. Мы назвали его «Исследование христианского богословия», потому что сформулируем ряд исходных положений, которые помогут нам выработать четкое христианское богословие.
4. Мы будем двигаться от общего к конкретному. Во-первых, мы разберемся в том, какое богословие является христианским. Во-вторых, мы посмотрим, как сложившиеся богословские традиции формируют христианское богословие. В-третьих, мы исследуем главные принципы реформатского богословия, той ветви христианской веры, которая лежит в основе этого курса.

^ I. Христианское богословие
5. Прежде всего, ответим на такой вопрос: «Что мы имеем в виду, когда используем понятие «христианское богословие»? Зачастую мы употребляем его, не сознавая четко, какой смысл в него вкладываем. Иногда в это понятие включают те представления, которых придерживаются христиане. Но у христиан встречаются и самые разные нехристианские взгляды. Другие обозначают этим понятием убеждения, которых христиане должны придерживаться. Но сами христиане не могут прийти к общему мнению, во что им надлежит верить.
5а. Из-за этих (а также многих других) неясностей, нам предстоит определиться, что мы будем понимать под христианским богословием в нашем курсе. Во-первых, мы затронем некоторые проблемы, с которыми связано определение христианского богословия; во-вторых, примем рабочее определение; и в-третьих, поговорим о единстве и различиях в точках зрения христианских богословов. Итак, посмотрим, с чем мы столкнемся, когда попытаемся дать определение христианского богословия.

^ А. Сложности
6. Определяя христианское богословие, особенно сложно провести границы между богословием христианским и нехристианским. В некоторых случаях разницу заметить легко, но очень часто отделить христианское богословие от других совсем непросто.
7. Попробуем подойти к этому следующим образом. Если сравнить христианство с другими мировыми религиями, мы увидим, что некоторые из них сильно отличаются от христианства. Например, не смотря на попытки объединить индуизм с христианством, индуистский политеизм настолько не похож на христианство, что спутать эти две богословские системы очень трудно.
8. С другой стороны, ислам к христианству значительно ближе. Пророк Мухаммед и его последователи, составлявшие Коран, находились под влиянием христианства. Ислам прослеживает свою историю от Авраама. Таким образом, у христианства и ислама есть определенные черты сходства. И все же, разграничить их не составляет большого труда, поскольку между ними существуют явные и существенные различия, как например христианское учение о божественности и верховной власти Христа, - ислам эти истины отрицает.
9. Или возьмем к примеру иудаизм. Он еще ближе к христианству, поскольку христианство выросло из иудаизма. Однако иудаизм отрицает, что Иисус есть Мессия, Христос. Поэтому мало кто путает иудаизм с христианством.
10. Богословские представления этих и других мировых религий настолько отличны от христианских, что разграничить их для большинства людей не представляет никакой сложности. Мы можем обособить свое богословие достаточно четко.
11. В то же время, целый ряд богословских школ смешивают христианские идеи с нехристианскими, вследствие чего выделить чистое христианство становится порой довольно сложно. Примерами синкретизма в наши дни являются такие широко распространенные христианские культы, как Свидетели Иеговы, мормоны, сайентология, мунисты. Это также свойственно и многим церквам и деноминациям, которые отказались от своих прежних богословских установок в пользу современного либерализма.

11b. Нехристианский характер некоторых аспектов таких синкретических религий легко распознается, другие же их черты близки истинному христианству. Поэтому провести границу между богословием христианским и нехристианским в таких случаях нелегко.
12. Ситуация осложняется состоянием богословия и среди верных христиан. Даже в рамках истинного христианства легче обсуждать богословия (во множественном числе), чем христианское богословие. Существует столько разновидностей христианства, что практически невозможно дать удовлетворяющее всех христиан определение, какие из них следует считать истинными.
12а. Включает ли истинное христианское богословие учение католической церкви? А православной? А какая протестантская вера чище: англиканская, баптистская, лютеранская, методистская или пресвитерианская? Каждая часть христианской церкви понимает чистоту христианства по-своему, каждая ветвь считает самым чистым свое богословие. Из-за разногласий внутри христианства определить «христианское богословие» становится очень сложно.
13. Я часто даю своим студентам задание: попытаться обособить христианское богословие от прочих таким образом: перечислить постулаты, которых должен придерживаться человек, чтобы считаться христианином. Очень скоро на доске вырастает длиннющий список неотъемлемых признаков христианской веры.
13а. Они называют следующее: Иисус — Господь; Иисус Спаситель; Иисус – единственный путь к спасению; Иисус умер за наши грехи; Иисус воскрес из мертвых; Бог Триедин; Иисус – совершенный человек и совершенный Бог; все люди грешны; оправдание – только по вере; христиане должны быть святы; Библия — непогрешимое слово Божие. Как видите, нужно быть хорошо образованным и осведомленным в богословии христианином, чтобы даже понять эти концепции, не говоря уже о том, чтобы в них верить.
14. Записав эти ответы на доске, я поворачиваюсь к студентам и задаю им ключевой вопрос: «А в какие из этих постулатов верили вы, когда только стали христианином»? Конечно, большинство из них признает, что верили лишь в некоторые из них. И тогда я их спрашиваю: «Разве вы не были тогда христианином? Разве ваше богословие было не христианским, - несмотря на то, что вы не верили в остальные пункты списка»?
15. Вне всякого сомнения, студенты включают в свой список действительно важнейшие истины христианского учения. Но очевидно и то, что можно обладать истинной христианской верой и богословием, никогда не слышав об этих постулатах, не говоря уже о том, чтобы понимать их и придерживаться. Какие же элементы абсолютно необходимы для истинной христианской веры? В чем состоит минимум христианского богословия? На самом деле один только Бог знает, где провести эту границу.
16. Вот с такими трудностями мы встречаемся, попытавшись дать определение христианского богословия. Обособить себя от других религий не слишком сложно. Но трудно определить абсолютно точно, каковы неотъемлемые доктрины истинно христианского богословия.

^ В. Рабочее определение
17. Вследствие сложности определения «христианского богословия» я предлагаю рабочее определение, которое мы будем использовать в нашем курсе. Оно не дает ответа на все возможные вопросы, но вносит определенную ясность. Это определение не совершенно, но достаточно для наших целей.
18. Наше рабочее определение христианского богословия мы свяжем с известной древней формулировкой, известной как «Апостольский символ веры». Начальная форма его существовала уже во II веке, а современный вид он принял в VI веке. Уже много веков христиане во всем мире произносят его как изложение своей веры. Звучит он так.
19. «Верую в Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли,

и во Христа Иисуса, Сына Его единородного, Господа нашего,

Который был зачат от Святого Духа, рожден девой Марией,

страдал при Понтии Пилате, был распят, умер

19а. и погребен, сошел в ад, на третий день воскрес из мертвых,

вознесся на небеса, воссел одесную Бога Отца Вседержителя,

откуда Он грядет судить живых и мертвых;

Верую в Святого Духа, во святую вселенскую Церковь, в общение святых,

в прощение грехов, в воскресение тела, и в жизнь вечную, аминь».
20. Это всемирно известное исповедание несложно и затрагивает существо христианской веры. Нам оно будет служить основным определением христианского богословия. Все, что согласуется с этим символом веры, мы отнесем к христианскому богословию.
21. Согласимся: не все, сказанное в Апостольском символе веры, мы сочтем существенным. Например, действительно ли человек должен узнать о Понтии Пилате, прежде чем примет христианское богословие? Кроме того, я бы сказал, что большинство из нас вообще слабо представляют себе, что значит, например, «общение святых».
22. В то же время, можно с уверенностью сказать, что Апостольский символ затрагивает целый ряд положений христианской веры, необходимых для развития христианского богословия дальше элементарного уровня. Содержащиеся в нем мысли также дают христианам возможность прийти к общему богословию. Например, символ веры говорит о Творении; о всех трех личностях Троицы – об Отце, Его единородном Сыне Иисусе Христе, Святом Духе, о воплощении, смерти, воскресении и вознесении Иисуса. Он говорит также о прощении грехов, о всеобщем воскресении, о последнем суде и надежде на вечную жизнь.
23. Апостольский символ веры, который дает такое твердое основание, мы и будем использовать в качестве нашего рабочего определения христианского богословия. Мы будем обсуждать и доктрины, выходящие за пределы этого перечня, но исходя из того, что христианскими являются такие богословские положения, которые согласуются с этим символом веры.

  1   2   3   4   5

Похожие:

Урок 2: Исследование христианского богословия iconУрок 2 Терминология систематического богословия
Перерывы: ознакомьтесь с планом и меню, чтобы определить расписание просмотра. Уроки 3М очень насыщены материалом, поэтому запланируйте...
Урок 2: Исследование христианского богословия iconКурс: Основы христианского учения Серия: Апостольский Символ веры...
Обзорные вопросы Вопросы по материалу урока. Могут быть использованы для письменных заданий
Урок 2: Исследование христианского богословия iconМитрополит Питирим (Нечаев)
«Подколокольная академия». Некоторые московские священники носили значок кандидата богословия, полученный именно там[1]. Таких кандидатов...
Урок 2: Исследование христианского богословия iconУрок способствовал повышению уровня мотивации учащихся в изучении...
Этот день в нашей школе отмечается ежегодно через проведение необычных уроков – урок-рисунок, урок-семинар, урок-конференция. Но...
Урок 2: Исследование христианского богословия iconДоклад протоиерея Илии Шугаева, кандидата богословия, настоятеля...
Протоиерей Илия Шугаев, кандидат богословия, настоятель храма Архангела Михаила в г. Талдом Московской области
Урок 2: Исследование христианского богословия iconФормирование систематического богословия Суждения в систематике Урок 3
Поэтому в конце судебного процесса они перечисляют эти факты, излагая их как можно яснее в серии суждений. «Это факт, что, … и это...
Урок 2: Исследование христианского богословия iconУрок ретро Этот урок длиной в 45 минут проводится в привычном классе....
Урок начальной школы. Звенит звонок, входит самая первая учительница выпускников
Урок 2: Исследование христианского богословия iconДокумент. Это Книга общей молитвы. Узко богословские вопросы не были...
Америке и Голландии. Мы также близко ознакомились со взглядами некоторых немецкоязычных богословов. Но есть еще одна страна, которая...
Урок 2: Исследование христианского богословия iconУрок (урок истории, урок русского языка)

Урок 2: Исследование христианского богословия iconМастер – класс «Теремок – Проблемный урок»
Сказительница: Здравствуйте, люди добрые! Пришла я к вам из начальной школы рассказать сказку про Теремок – Проблемный урок! Тсс!...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница