Книга пророка Даниила в христианской Библии одна из пророческих книг Ветхого Завета; в еврейской Библии она относится не к разделу «Невим»




НазваниеКнига пророка Даниила в христианской Библии одна из пророческих книг Ветхого Завета; в еврейской Библии она относится не к разделу «Невим»
страница1/5
Дата публикации23.02.2013
Размер0.51 Mb.
ТипКнига
skachate.ru > История > Книга
  1   2   3   4   5
Автор: Бессонов И.А.
Аннотация: В предлагаемой читателю работе выдвигается новаторский взгляд на пророчества книги Даниила, одного из самых известных пророческих сочинений Библии. Читатель сможет ознакомиться с христианскими и иудейскими версиями толкования книги Даниила и убедиться, что большая часть пророчеств Даниила на самом деле говорит о явлении пророка Мухаммада, возникновении ислама и арабского Халифата.
Заметка автора о себе: «На данный момент я бы назвал себя "интегральным авраамистом", т.е. я считаю равно верными все три авраамические религии, и думаю, что они просто описывают одну Истину с разных сторон. К какой позиции я приду позже - Бог знает. Мои размышления над теой "ислам в Библии" начались в той мысли, что в Библии обязательно должны быть пророчества об исламе, но христианские и иудейские авторы их не ищут или игнорируют, а исламские часто недостаточно владеют библейским материалом. Пришлось взяться за эту тему самому и мое предположение полностью подтвердилось!»
Пророчества книги Даниила об исламе.
Эта статья представляет собой комментарий к видениям пророка Даниила, написанный нами специально для исламского читателя. Во многом она является откликом на книгу современного российского теолога Д.В. Щедровицкого «Пророчества книги Даниила», побудившую автора самому обратиться к изучению этой книги Св. Писания. В процессе исследования мы убедились, что многие видения Даниила говорят о будущем возникновении ислама и арабского Халифата. Основным нашим стремлением при написании настоящей работы стало желание увидеть глубокие внутренние связи между тремя авраамическими религиями, показать читателю неизбежность исполнения пророчеств Св. Писания и внести свой посильный вклад в их изучение.
****
Книга пророка Даниила в христианской Библии - одна из пророческих книг Ветхого Завета; в еврейской Библии она относится не к разделу «Невим» «Пророки», а, наряду с Псалмами Давида, Екклесиастом, Песнь Песнью и др. принадлежит к числу «Ктувим», Писаний, т.е. богодухновенных литературных произведений. В исламе Даниил также почитается и рассматривается как один из пророков.

Согласно книге Даниила, пророк Даниил жил в VI в. до н.э. в Вавилоне, в правление нескольких вавилонских и персидских царей. Еще в ранней юности, после покорения Иудеи вавилонянами в 597 г. до н.э., он был депортирован в Вавилон вместе с другими представителями элиты Иудейского царства и оставлен при дворце царя для получения образования и дальнейшей придворной службы. Вскоре Даниил поразил всех своей премудростью и смог дать правильное толкование пророческим снам вавилонского царя Навуходоносора. Даниил прожил долгую жизнь, дожив до взятия Вавилона персами и возникновения персидской мировой империи. Он предсказал последнему вавилонскому царю Валтасару крах вавилонской империи; при персидских царях он стал одним из высших сановников персидского двора. Проживая в языческом окружении, Даниил всегда сохранял неколебимую верность вере в единого Бога и предписаниям Торы.

Важнейшую часть книги Даниила составляют несколько видений пророка Даниила, повествующих о будущих судьбах мира, появлении и падении мировых империй, судьбах еврейского народа и Страшном Суде. Толкованием видений Даниила занималось множество иудейских и христианских комментаторов книги. Настоящая статья представляет собой еще одну попытку рассмотреть видения Даниила и попытаться дать им непротиворечивое толкование.
****
Для начала следует сказать несколько слов о проблеме датировки книги Даниила. Христианская традиция считает, что книга Даниила была написана самим пророком во время его пребывания в Вавилоне в VI в. до н.э. В Талмуде говорится, что «мужи Великой Синагоги написали [книгу] Даниэла» [Вейнбрерг 2005, с. 219]. Великой Синагогой в иудаизме называется коллегия книжников, занимавшихся кодификацией Св. Писания в V-II в. до н.э. Таким образом, книга Даниила могла быть создана не самими пророком, а его учениками и последователями уже в более позднее время.

Наконец, уже в III в. н.э. греческий философ Порфирий выдвинул версию, что книга Даниила была написана во II в. до н.э. неким иудеем, выдумавшим видения пророка Даниила, чтобы воодушевить евреев во время войны с Антиохом Епифаном. Антиох Епифан, сирийский царь из эллинистической династии Селевкидов, наследников Александра Македонского, во II в. до н.э. начал гонения против иудеев, поставив своей целью уничтожить иудейскую религию и насильно обратить евреев в язычество. В 168 г. до н.э. он запретил чтения Писания, соблюдение субботы и других заповедей. Те, кто отказывался почитать языческих богов и продолжал соблюдать заповеди Торы, подвергались гонениями, пыткам и казням. В 167 г. Антиох осквернил Иерусалимский Храм, поставив там идол Зевса и принеся ему в жертву свинью. В 165 г. священник Маттафия Хасмоней и пятеро его сыновей, получившие прозвище Маккавеев, призвали народ восстать против тирана. В 164 г. до н.э. иудеи освободили Иерусалим и очистили Храма, а в 163 г. умер (по некоторым версиям был убит) Антиох Епифан. Попытки сирийцев восстановить свою власть над евреями не увенчались успехом; почти на столетие Израиль получил независимость под властью царей Хасмонеев.

Порфирий утверждал, что видения Даниила столь подробно описывают события, происходившие во времена Антиоха Епифана, что можно предположить, что она была написана именно в его правление, чтобы придать иудеям мужество в борьбе за веру. Иудейские и христианские ученые не приняли такую точку зрения, отстаивая древность книги. Тем не менее, многие христианские толкователи считали, что пророк Даниила действительно предсказал события, произошедшие с иудеями во время гонений Аннтиоха Епифана. Однако большинство комментаторов применяли видения Даниила к другим событиям: пришествию Иисуса Христа, иудейской войне и будущему Страшному Суду.

Теория Порфирия возродилась в XVIII в., когда историки отметили ряд исторических неточностей в описании древней вавилонской и персидской истории в книге Даниила. В XIX-XX вв. эта точка зрения становится преобладающей среди светских исследователей. Тем не менее, большинство религиозных иудейских и христианских авторов продолжают отстаивать авторство пророка Даниила, приводя примеры точного изложения истории Вавилона в книге Даниила. Так, многие исторические факты, до того известные исключительно из книги Даниила, подтвердились лишь с открытием вавилонских глиняных табличек и раскопками древних вавилонских храмов (подробнее см. А.А. Опарин «И камни возопиют…»). Некоторые христианские авторы (М. Лагранж, А.В. Карташов, А. Мень) согласились с критической точкой зрения, в то же время отмечая, что сам факт позднего происхождения книги Даниила никак не противоречит ее богодухновенности (в частности, они ссылались на то, что в еврейской Библии книга Даниила относится к разделу Писаний, т.е. богодухновенных литературных произведений).

Мы не будем вдаваться в детали полемики между сторонниками разных датировок книги Даниила. По нашему мнению, наличие исторически точных сведений о древнем Вавилоне (зачастую неизвестных никаким другим источникам) наряду с очевидными историческими неточностями и определенными легендарными преувеличениями говорит о том, что наиболее разумно согласиться с точкой зрения Талмуда: рассказы о пророке Данииле и его видения, скорее всего, были собраны и записаны мужами Великой Синагоги в V в. до н.э. По всей видимости, книга Даниила в ее современном виде окончательно сложилась во времена гонений Антиоха Епифана во II в. до н.э., когда неизвестный автор, полагавший, что Даниил пророчествовал о современной ему эпохе, собрал предания о пророке Даниила и его видения и составил на их основе целостное произведение. В дальнейшем, говоря об «авторе книге Даниила» мы будем иметь в виду именно последнего собирателя и редактора пророчеств Даниила и преданий о нем, жившего во времена Маккавейских войн.
****
История толкования Даниила насчитывает много веков. Если говорить о круге исторических ассоциаций, связанных традиционными толкованиями с событиями, описанными в книге Даниила, то следует отметить Маккавейские войны, деятельность Иисуса Христа, иудейскую война и разрушение Второго Храма, возвышение Халифата и, конечно, «последние времена». Новейшие толкования вовлекают в круг тем комментариев книги Даниила Вторую мировую войну, Холокост и создание государства Израиль.

Следует сказать несколько слов о методологии. Зачем нужно пророчество, в чем заключается его цель и смысл? По нашему мнению, все пророчества следует разделить на два типа.

Первый тип представляют собой пророчества-предсказания, смысл которых ясен и очевиден. Ярким примером такого пророчества являются слова пророка Исайи царю Езекии о том, что в будущем Иерусалим будет завоеван вавилонянами (Ис 39). Точно также пророк Иеремия пророчествовал о взятии Иерусалима вавилонянами и о будущем освобождении евреев из вавилонского плена. Как видно, эти пророчества не требуют никакого специального толкования.

Второй тип это пророчества-алллегории, пророчества-символы, смысл которых скрыт, допускает разные толкования. Они возникли в еврейской традиции гораздо позже пророчеств-предсказаний. Именно к такому типу пророчеств относится большая часть видений Даниила. Зачастую подобные пророчества можно понять только после того, как изображенные в них события произойдут. Нередко им вообще невозможно дать однозначное толкование, они могут иметь множество смыслов и т.д. Тогда зачем они нужны? Ведь они ничего не сообщают о будущем! Дело в том, что использование подобных пророчеств позволяет соотнести земное с небесным. Образы божественных видений подобны картинам из мира архетипов, по сравнению с которыми земные события есть лишь одна из их возможных проекций. Рассмотрение этих пророческих видений позволяет увидеть матрицу, скрытую за событиями, понять их скрытый, провиденциальный смысл. В этом смысле подобные пророчества принципиально многозначны, т.к. должны помочь понять смысл исторических событий в целом ряду разных ситуаций. С другой стороны, толкование подобных пророчеств не должно быть произвольным, надуманным, навязанным тексту, иначе искажается смысл пророчества; оно начинает служить не для выявления смысла происходящих событий, а для навязывания им смысла, желательного для толкователя.

Видения Даниила построены таким образом, что сами по себе уменьшают возможность произвольного толкования: в их состав включено указание на определенные календарные сроки. Любое толкование книги Даниила проверяется хронологически, и хронологическое соответствие является сильным аргументом в пользу правильности приводимого толкования.

При рассмотрении пророчеств Даниила мы каждый раз будем вкратце рассматривать основные версии их толкования: историческую (иначе говоря, критическую), соотносящую события книги с Маккавейской войной, христианскую, иудейскую и иудеохристианскую (в русскоязычной литературе озвученную современным теологом Д.В. Щедровицким, посвятившим исследованию книги Даниила отдельную монографию). Затем, исходя из критического анализа существующих версий, мы будем выдвигать свое толкование данного видения. Конечно, подобное рассмотрение сделает работу достаточно пространной; однако оно позволит читателю ознакомиться с существующими традициями толкования, увидеть их сильные и слабые стороны, понять логику позиции автора статьи. Искренним желанием автора было не преподносить читателю мысли «в готовом виде», а пригласить его принять участие в размышлениях над одним из самых знаменитых пророческих сочинений.

У читателя может возникнуть еще такой вопрос. Если мы утверждаем, что книга Даниила была написана во II в. до н.э. на основе известных в ту эпоху видений пророка Даниила и преданий о нем, то можем ли быть уверены в достоверности всего, изложенного в книге? Как мы отмечали, книга Даниила довольно точно передает многие малоизвестные факты вавилонской истории, а некоторые исторические неточности явно проистекают из желания автора, жившего во II в. до н.э., подогнать пророчества Даниила под современную ему эпоху. Основываясь на этом факте, можно полагать, что видения Даниила также были переданы автором книги Даниила по надежным источникам и восходят к истинным предсказаниями древнего пророка. Единственным текстом, вызывающим сомнения в своей подлинности, является последнее видение Даниила: скорее всего, оно подверглось существенной правке и было дополнено поздними вставками, призванными соотнести его содержание с событиями II в. до н.э. По этой причине мы не включаем толкование последнего видения Даниила в настоящую работу. Дополнительным аргументом в пользу этого решения стало то, что три первых видения Даниила имеют логичное и непротиворечивое толкование, укладывающееся в приведенные в них календарные сроки, что не всегда можно сказать о последнем видении Даниила .

Наш подход к толкованию книги Даниила в данном случае расходится с ортодоксальным иудейским и христианским подходами, но хорошо согласуется с утверждением Корана о том, что известная нам сейчас Тора является богодухновенным сочинением, подвергшимся определенным человеческим искажениям.

****
Перейдем непосредственно к толкованию видений Даниила. Первое видение, описанное в книге, принадлежат не пророку Даниилу, а царю Навуходоносору. Увидев чудесный сон, царь Навуходоносор задал мудрецам вавилонским классическую «сложную задачу»: рассказать ему содержание приснившегося сна и только после этого истолковать его. Причиной этого стали как и таинственная невозможность пересказать сон («слово отступило от меня») (Дан 2;9), так и желание проверить способности толкователей («расскажите мне сон, и тогда я узнаю, что сможете объяснить мне и значение его») (Дан 2; 5). Единственным способным это сделать оказывается пророк Даниил. Он описывает сон Навуходоносора таким образом: «Ты, царь, на ложе твоем думал о том, что будет после сего, и Открывающий тайны показал тебе то, что будет <…> Тебе, царь, было такое видение: вот, какой-то большой истукан; огромный был этот истукан, в чрезвычайном блеске стоял он пред тобою, и страшен был вид его. У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его – из серебра, чрево его и бедра – медные, голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные. Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень сделался великою горою и наполнил всю землю» (Дан 2; 29, 31-35). Далее Даниил приводит толкование сна. Золотая голова обозначает царство Навуходоносора, серебряные плечи – другое царство «ниже твоего», затем медное царство, «которое будет владычествовать над всею землею» (Дан 2; 39). Четвертое царство «будет крепко, как железо», «оно, подобно всесокрушающему железу, будет раздроблять и сокрушать» (Дан 2; 40). Пальцы на ногах истукана обозначают «царство разделенное», «как персты ног были частью из железа, частью из глины, так и царство будет частью крепкое, частью хрупкое» (Дан 2; 42). Камень, разбивший истукана, обозначает, что «во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно» (Дан 2; 44).

Прежде чем перейти к толкованию этого видения, следует рассмотреть видение Даниила, описанное в 7-ой главе книги, так как оно представляет собой рассказ о тех же самых событиях, изложенный с помощью других символических образов. Это видение Даниил видит «в первый год Валтасара, царя Вавилонского». Пророк вид чудесный сон и видение: «видел я в ночном видении моем, и вот, четыре ветра небесных боролись на великом море, и четыре больших зверя вышли из моря, непохожие один на другого» (Дан 7; 2). Затем перед Даниилом проходят четыре зверя довольно-таки гротескного и фантастического вида: лев с орлиными крыльями, медведь, барс с четырьмя головами и четырьмя птичьими крыльями и самый страшный четвертый зверь, не названный Даниилом по имени: «зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный; у него большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него» (Дан 7;7). Затем между рогами четвертого зверя вышел еще один рог, исторгнув три рога, и в этом «роге были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно» (Дан 7; 8). Затем перед Даниилом предстает картина Страшного Суда: «… поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на нем было бело, как снег, и волосы главы Его – как чистая волна; престол Его – как пламя огня, колеса Его – пылающий огонь. Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили ему, и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги» (Дан 7; 10). Затем «за изречение высокомерных слов, которые говорил рог, зверь был убит <…> и у прочих зверей отнята власть их». Затем Даниил видит, что «с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями, и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан 7; 13-14).

Затем Даниилу объясняется смысл видения. Четыре зверя символизирует четырех царей или четыре царства; четвертое царство «будет пожирать всю землю, попирать и сокрушать ее». Десять рогов символизируют десять царей, а новый рог – то, что «восстанет иной, отличный от прежних, и уничтожит трех царей» (Дан 7; 24) . Этот царь «против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них
  1   2   3   4   5

Похожие:

Книга пророка Даниила в христианской Библии одна из пророческих книг Ветхого Завета; в еврейской Библии она относится не к разделу «Невим» iconО признании ветхого завета библии экстремистской литературой
Библия, книги священного писания Ветхого и Нового завета, изданного издательством Российского библейского общества (г. Москва, 115054,...
Книга пророка Даниила в христианской Библии одна из пророческих книг Ветхого Завета; в еврейской Библии она относится не к разделу «Невим» iconЗаявление о признании ветхого завета библии экстремистской книгой
«Мир знаний», находящемся по адресу: г. Ставрополь, ул. Лермонтова, здание «Кавказинтерпресс», один экзем­пляр книги «Библия, книги...
Книга пророка Даниила в христианской Библии одна из пророческих книг Ветхого Завета; в еврейской Библии она относится не к разделу «Невим» iconКнига! От глиняных табличек до современной печати
Охватывает все книги Библии (кроме Есфирь)! Таким образом, ученые получили в руки то, что им даже не снилось: большую часть еврейской...
Книга пророка Даниила в христианской Библии одна из пророческих книг Ветхого Завета; в еврейской Библии она относится не к разделу «Невим» iconОдной из уникальных особенностей Библии являются ее пророчества....
Библией. Ее пророки предсказывали постоянно — с удивительной точностью и описательностью в мелочах — исторические события за много...
Книга пророка Даниила в христианской Библии одна из пророческих книг Ветхого Завета; в еврейской Библии она относится не к разделу «Невим» iconИсследования Даниила в Писании
Займёмся в этой проповеди одной личностью из Ветхого Завета и её отношением к Святому Писанию. Это – пророк Даниил. За исходный текст...
Книга пророка Даниила в христианской Библии одна из пророческих книг Ветхого Завета; в еврейской Библии она относится не к разделу «Невим» iconИсполненное пророчество об иисусе христе
Большинство пророчеств говорят о Центре Библии Иисусе Христе. Более 300 пророчеств Ветхого завета находят исполнение в Его жизни...
Книга пророка Даниила в христианской Библии одна из пророческих книг Ветхого Завета; в еврейской Библии она относится не к разделу «Невим» iconСамостоятельная работа по курсу «Самостоятельное исследование Ветхого Завета»
«является ли личность антиоха IV епифана ключем к пониманию пророчеств книги даниила»
Книга пророка Даниила в христианской Библии одна из пророческих книг Ветхого Завета; в еврейской Библии она относится не к разделу «Невим» iconТипы психологической организации человека, воссозданные по текстам Библии
Церкви, мы предположили, что при создании святоотеческого учения о человеке христианские мыслители опирались на библейские тексты,...
Книга пророка Даниила в христианской Библии одна из пророческих книг Ветхого Завета; в еврейской Библии она относится не к разделу «Невим» iconСумма слова твоего истинно
Ветхим и Новым Заветом. Поэтому Божией волей является, чтобы исследовать Писание. Эти четыре места из Ветхого Завета указывают на...
Книга пророка Даниила в христианской Библии одна из пророческих книг Ветхого Завета; в еврейской Библии она относится не к разделу «Невим» iconКнига пророка Даниила
Показать иудейским изгнанникам, а также и нам ценность верной, преданной Богу жизни

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница