Концепция 12-летнего среднего образования республики казахстан астана 2010 содержание




Скачать 364.29 Kb.
НазваниеКонцепция 12-летнего среднего образования республики казахстан астана 2010 содержание
страница1/3
Дата публикации23.08.2013
Размер364.29 Kb.
ТипРеферат
skachate.ru > Информатика > Реферат
  1   2   3



Министерство образования и науки Республики Казахстан

Национальная академия образования им.Ы.Алтынсарина
Проект

КОНЦЕПЦИЯ 12-ЛЕТНЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Астана - 2010

СОДЕРЖАНИЕ





Введение

3

1.

Обоснование поиска новой модели школьного образования


3

2.

Ценности и цели системы образования Республики Казахстан


5

3.

Структура среднего образования


8

4.

Содержание среднего образования


10

5.

Оценивание учебных достижений учащихся


13

6.

Организация учебного процесса


16

7.

Обеспечение и поддержка учебного процесса


17

8.

Педагогические кадры


19

9.

Управление системой образования


21

10.

Этапы внедрения 12-летнего среднего образования


23


ВВЕДЕНИЕ
Концепция 12-летнего среднего образования Республики Казахстан (далее – Концепция) является основным документом, отражающим цель, задачи, принципы организации и направления развития системы среднего образования страны. Данная Концепция разработана в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании», «Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2010 года», Государственной программой развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 гг.

Мировой опыт свидетельствует о необходимости опережающих темпов развития среднего образования, обеспечивающего подготовку выпускников для успешного участия в экономической и общественной жизни с учетом постоянного изменения мира. Важно усиление роли школьного образования в реализации задач личностного развития ученика, его социализации, психического и физического здоровьесбережения.

^ Цель Концепции:

Обоснование стратегии развития системы среднего образования Республики Казахстан в условиях 12-летнего образования.

Задачи Концепции:

  1. Обосновать необходимость перехода системы среднего образования Республики Казахстан на модель 12-летнего образования

  2. Определить ценности, цели, задачи, структуру, содержание образования и особенности организации образовательного процесса в 12-летней школе.

  3. Определить этапы внедрения модели 12-летнего образования.




  1. ^ ОБОСНОВАНИЕ ПОИСКА НОВОЙ МОДЕЛИ

ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Основными тенденциями мирового развития, обуславливающими существенные изменения в системе образования, являются:

  • демократизация общественной жизни, становление гражданского общества;

  • децентрализация образовательных систем;

  • развитие стандартов качества школьного образования;

  • требование современной рыночной экономики, профессионального образования к уровню выпускников школы быть компетентными в решении жизненных проблем, способными эффективно трудиться и учиться на протяжении жизни;

  • информатизация всех сфер деятельности и др.

В  системе образования развитых стран наметились тенденции:

  • обновления философии и методологии образования, изменения методов конструирования содержания образования, выработки более совершенных моделей содержания образования, поисков эффективных способов управления образованием, внедрение новых образовательных технологий и т.д.;

  • преодоление традиционного репродуктивного стиля обучения и переход к новой развивающей, конструктивной модели образования, обеспечивающей познавательную активность и самостоятельность мышления школьников;

  • введение глубокой и активной профессиональной ориентации в более раннем возрасте;

  • усиление роли гражданско-патриотического, духовно-нравственного поликультурного, здоровьесберегающего и экологического воспитания учащейся молодежи;

  • повышение роли организации образования в социализации учащихся.

В Казахстане за последние годы осуществлены разработка и внедрение государственных общеобязательных стандартов образования нового поколения, внедрено вариативное образование, начата работа по разработке критериев оценки качества образования и т. д. Но предпринятые шаги по обновлению системы образования не  обеспечивают в полной мере развитие системы школьного образования.

Факторами, негативно влияющими на  развитие системы образования Казахстана, по-прежнему остаются:

  • отсутствие в школьном образовании диагностического целеполагания;

  • ориентация на получение формальных результатов, а не на развитие личности;

  • сохранение устаревшей системы оценивания учебных достижений, которая нацелена лишь на оценку знаниевой составляющей;

  • недостаточное отражение в содержании образования направленности на развитие у старших подростков личностных, гражданских и нравственных качеств, на формирование мотивов профессионального самоопределения, выстраивания жизненных перспектив;

  • информационная перегруженность содержания образования, ведущая к снижению мотивации обучения и ухудшению здоровья учащихся и др.

Современное геополитическое, экономическое и социальное состояние казахстанского общества, его интеграция в  мировое образовательное пространство требует модернизации системы среднего образования Республики Казахстан.

В настоящий период сформировался определенный международный стандарт среднего образования, который рассчитан на 12-летнюю школу.
Согласно Декларации Совета Европы (1992) в мировом образовательном пространстве 12-летнее среднее образование реализуется в 136 странах, в том числе в развитых странах: США, Япония, Германия, Франция, Финляндия и т.д. Из стран постсоветского пространства 12-летний срок обучения выбрали Узбекистан, Украина и страны Балтии.

В международной образовательной практике модель образования, ориентированного на результат (Outcomes Based Education). Принципиальная особенность данной модели образования заключается в реализации компетентностного подхода в организации образовательного процесса в школе:

  • определение общих целей образования национального уровня;

  • построение многоуровневой системы целей в виде ожидаемых результатов обучения и воспитания;

  • регулирование содержания образования по каждому уровню образования;

  • обеспечение мониторинга качества образования;

  • вовлечение всех заинтересованных сторон к работе школы и всей системы образования как социальных партнеров;

  • изменение стратегии обучения (сотрудничество, сотворчество и партнерство).
              Проектирование и внедрение новой национальной модели 12-летнего образования обеспечит создание социально-педагогического ресурса развития человеческого капитала Казахстана.


              ^ 2. ЦЕННОСТИ И ЦЕЛИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
              РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН


Ценности и цели образования определяются с учетом, с одной стороны, общеказахстанского менталитета, национально-исторических и этнических традиций, с другой — общей культуры, включающей в себя критическое и этическое измерения, и нацеленной на развитие у подрастающего поколения общепланетарного мышления.

Обоснование ценностей, на которые в ближайшем или отдаленном будущем будет ориентироваться система образования в Казахстане, позволяет наметить стратегию ее развития.

К общественным ценностям как ориентирам развития образования Казахстана отнесены:

  • здоровье, культура, общая и функциональная грамотность, профессиональная ориентация как база самореализации личности;

  • семья, Родина, мир как основа социализации личности;

  • ответственность за себя и страну, справедливость, толерантность, гармония и любовь как условие гармоничного межличностного и межкультурного взаимодействия;

  • познание, сохранение и преумножение естественного богатства природы как фундамент существования человека и человечества в целом.

Эти ценностные ориентиры во взаимодействии друг с другом образуют ценностную базу, с которой начинается отсчет в развитии гуманистической культуры как основы современного образования.

Национальные ценности образования определяют уникальную устойчивую систему традиций и ментальных особенностей народа.

Основные ценности национальной модели образования включают:

  • национальные ценности культуры;

  • исторически сложившиеся традиции народа в области воспитания и обучения детей и юношества, выдержавшие испытание временем и составившие золотой фонд отечественной педагогики;

  • классическое наследие выдающихся отечественных педагогов, их ведущие идеи, теории и концепции, оказавшие влияние на развитие педагогической мысли и практики.

Школа призвана обеспечить трансляцию национальной культуры и формирование национального самосознания, развитие ученика от родной культуры к общеказахстанской и через нее – к мировой.

Образование как ценность представляет собой духовную культуру нации, включающую в себя язык, религию, менталитет, национальные праздники, обрядовые формы, обычаи и традиции.

Образование как система предусматривает приобщение учащихся к основным ценностям в условиях целостного педагогического процесса школы и семьи на протяжении всех лет обучения в школе соответственно уровням образования:

  • В начальной школе – погружение в мир преимущественно национально-этнических ценностей.

  • В основной школе – постижение преимущественно национально-государственных ценностей.

  • В профильной школе – постижение диалектического единства общечеловеческих, национальных и этнических ценностей.

Образование как процесс предусматривает приобщение к общечеловеческим и национально-этническим ценностям в процессе социализации как системе взаимодействий человека: с самим собой, с другими людьми (семьей, коллективом), с обществом, с природой, с религией, с культурой (материальной и духовной).

Образование как результат должно отражаться в конкретной модели выпускника уровня начального, основного среднего и общего среднего образования.

Таким образом, общественные ценности конкретизируются в ценностях системы образования:

  • Человек – субъект жизни и высшей ценности на Земле

  • Родина, государство, семья, отечественная история и настоящее Казахстана – мир развития личности

  • Социальное общение, трудовая деятельность, профессия – условия реализации личности

  • Формирование жизненной позиции, развитие способности к выбору жизненного пути - основа самореализации и самоактуализации.

Выпускник казахстанской школы как субъект культуры характеризуется:

  • знанием языка, истории, культуры своего народа;

  • умением общаться на родном, государственном и иностранных языках;

  • ценностным отношением к искусству, культуре, литературе, научным достижениям, результатам свободы, труда, истины;

  • толерантностью в отношениях с окружающими его людьми;

  • умением обращаться с современной техникой и средствами коммуникации.

Цели среднего образования определяют базовые компетенции выпускника школы, представленные в виде жизненных ролей:

  • доброжелательный человек;

  • заботливый член семьи;

  • творческая индивидуальность;

  • ответственный гражданин;

  • здоровая и совершенствующаяся личность.

Базовые компетенции выпускника школы достигаются посредством развития у учащихся ключевых и предметных компетенций.

^ Ключевые компетенции создают предпосылки для формирования ценностей и мотивов, а также для развития социальных и поведенческих норм жизнедеятельности человека: информационная компетенция, коммуникативная компетенция, компетенция разрешения проблем.

Ключевые компетенции служат основанием для определения ожидаемых результатов по каждой образовательной области.

^ Предметные компетенции являются целями, определяющими смысл и назначение учебных курсов и модулей. Предметные компетенции являются действиями широкого спектра и описывают способы учебной деятельности:

  • имеет навыки общения на казахском языке как государственном, на русском языке как языке межнационального общения, на иностранном языке; умеет быть мотивированным к общению как на родном языке; понимает значимость литературного наследия и использует в нужном контексте;

  • владеет математической грамотностью в широком спектре, в том числе умеет творчески и продуктивно использовать возможности информационной и коммуникационной технологии;

  • понимает научную картину мира через осмысление роли и места человека в природе;

  • знает историческое прошлое своего народа, выражает личное отношение к системе общечеловеческих, социокультурных ценностей при выполнении социальных ролей в семье, сообществе и сотрудничестве с другими людьми;

  • понимает и ценит культуру казахского народа, народов Казахстана и культурное многообразие мира;

  • умеет быть мотивированным к самоопределению и профессиональному росту с целью повышения своей конкурентоспособности;

  • ведет здоровый образ жизни для поддержания физического здоровья, умственной работоспособности и укрепления общей жизнедеятельности.


^ 3. СТРУКТУРА СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Структура школьного образования Казахстана направлена на организацию системы воспитания и обучения учащихся в возрасте с 6 (7) до 17 (18) лет и отражает основополагающие принципы функционирования целостной системы образования: принцип функциональной полноты системы среднего общего образования, преемственности, оптимизации учебно-воспитательного процесса, учета общемировой тенденции развития доуниверситетского (довузовского) образования и т.п.

Структура школьного образования включает три уровня образования: начальное, основное среднее и общее среднее. Каждый из уровней имеет свое целевое назначение. В целях обеспечения гибкости, мобильности и эффективности структуры школы допускается самостоятельность каждого уровня образования.
^ Начальное образование (1-4 классы)

Основное назначение уровня начального образования заключается в создании педагогической среды для сотрудничества ученика и учителя как равноправных субъектов образовательного процесса, в ходе которого:

а) учитель оказывает педагогическую поддержку ученику в раскрытии его индивидуальности путем организации оптимального соотношения индивидуальной и совместной форм работы;

б) ученик приобретает возможность удовлетворить интересы и тем самым понять, осмыслить, принять окружающую действительность в контексте пропедевтических знаний об обществе, человеке и природе, в результате которого овладевает умением учиться.
Основное общее образование (5-10 классы)
  1   2   3

Похожие:

Концепция 12-летнего среднего образования республики казахстан астана 2010 содержание iconКонцепция развития профильного обучения в республике казахстан астана 2009 содержание
Цели и руководящие положения организации профильного обучения в модели 12-летнего образования
Концепция 12-летнего среднего образования республики казахстан астана 2010 содержание iconГосударства Нурсултан Назарбаев подписал закон «Об образовании»,...
Концепция 12-летнего среднего общего образования в Республике Казахстан (далее Концепция) является основным документом, отражающим...
Концепция 12-летнего среднего образования республики казахстан астана 2010 содержание iconГосударственная программа развития образования в Республике Казахстан...
Республики Казахстан народу Казахстана от 19 марта 2004 года "К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкуренто-способной...
Концепция 12-летнего среднего образования республики казахстан астана 2010 содержание iconПриказ министра сельского хозяйства Республики Казахстан город Астана...
...
Концепция 12-летнего среднего образования республики казахстан астана 2010 содержание iconЗакон Республики Казахстан «Об образовании»
Республики Казахстан, реализующими общеобразовательные программы начального, основного среднего, общего среднего образования, независимо...
Концепция 12-летнего среднего образования республики казахстан астана 2010 содержание iconПриказ министра сельского хозяйства Республики Казахстан город Астана 19 августа 2010 года №521
В соответствии с подпунктом 2 пункта 20 Правил рыболовства, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 18...
Концепция 12-летнего среднего образования республики казахстан астана 2010 содержание iconДипломные работы а стана столица Республики Казахстан
Астана (до 6 мая 1998 года Акмола) объявлена столицей Республики Казахстан с 10 декабря 1997 года Указом Президента Республики Казахстан...
Концепция 12-летнего среднего образования республики казахстан астана 2010 содержание iconПостановление Правительства Республики Казахстан от 18 мая 2010 года...
В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 12 марта 2010 года №936 «О дальнейшем совершенствовании системы государственного...
Концепция 12-летнего среднего образования республики казахстан астана 2010 содержание iconПлан мероприятий на 2011-2015 годы по реализации Государственной...
Апробировать систему подушевого финансирования общего среднего образования на базе 4-х профильных школ (гг. Астана, Алматы, Южно-Казахстанская...
Концепция 12-летнего среднего образования республики казахстан астана 2010 содержание iconДоклад к проекту «Наш край Семиречье»
Ргкп «Республиканский учебно-методический центр допонительного образования» Министерства образования и науки Республики Казахстан...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница