«Использование новых педагогических технологий обучения как одно из необходимых условий реализации предпрофильного, профильного обучения»




Скачать 117.4 Kb.
Название«Использование новых педагогических технологий обучения как одно из необходимых условий реализации предпрофильного, профильного обучения»
Дата публикации10.05.2013
Размер117.4 Kb.
ТипДокументы
skachate.ru > Информатика > Документы


Педагогический совет
«Использование новых педагогических технологий обучения как одно из необходимых условий реализации предпрофильного, профильного обучения»

15.01.2011


Слайд 1 «Профильное обучение»

Слайд 2 Профильное обучение - это система специализированной подготовки на старшей ступени общего образования, ориентированная на индивидуализацию обучения, успешную социализацию учащихся.
Профиль – это та или иная комбинация (сочетание) базовых, профильных и элективных курсов, отвечающая общим требованиям в отношении норм учебной нагрузки.
Современное содержание школьного образования должно обеспечивать формирование основополагающих компетентностей, которые позволят школьнику не только успешно функционировать в современном обществе, но и действовать самостоятельно, творчески.

Изменения, происходящие в нашем обществе, ведут к тому, что в современной социальной жизни и деятельности наиболее значимыми и востребованными становятся инициативность, креативность, коммуникативность, гибкость мышления, диалогичность, умение делать выбор, умение искать информацию и активно работать с нею, личная ответственность, способность к смене видов деятельности, адаптивность. Но формирование таких качеств, практически не предусмотрено традиционной школьной системой.
Проблемы современного школьного образования можно выразить просто: жизни нужно одно — школа учит другому. Жизнь требует, чтобы человек сам умел искать информацию, школа ему преподносит ее готовой, только запомни. Без уверенного знания компьютера на приличную работу просто не берут, это уже стало полноправным компонентом элементарной функциональной грамотности — школа же этим не всегда обеспечивает. Жизнь требует умения работать в команде, понимать людей, вести диалог. Мы многократно признавали ценность индивидуальности, особенности каждого школьника, а школа иногда продолжает учить всех всему одинаково, фронтально, невзирая на различия склонностей и интересов.

Одним из эффективных путей решения этих и ряда других проблем школьного образования может стать профильное обучение.
Известного русского писателя А. П. Чехова сегодня не взяли бы ни в какой профильный класс: в школе не блистал, оставался на повторный курс обучения. В Музее Чехова в Таганроге хранится итоговая контрольная работа Чехова по математике и знаменательная рецензия преподавателя: «В вычислениях допущена ошибка, но общий ход рассуждений верный. Отлично».

Вот этот ход рассуждений, особенность мышления и нужно научиться распознать и развить, открыть конкретные способности, склонности, потенциал ребенка, спрогнозировать его профессиональный успех. Это первостепенные задачи при организации профильного обучения.
Система работы, сложившаяся в нашей школе, показывает, что для достижения высоких результатов, развития учащихся начинать работу в 10 классе поздно. Учебный план для профильной школы основан на сочетании базовых, профильных и элективных предметов.

Ученик старшей школы сможет самостоятельно формировать свою образовательную траекторию: набор тех предметов, которые ему нравятся, в которых он успешен, которые понадобятся ему при выборе будущей профессии и жизненного пути. Последнее время очень много говорят об индивидуальных учебных планах. Однако, в связи с небольшим количеством учебных кабинетов в нашей школе, мы можем в профильных классах обеспечить лишь выбор элективных курсов для каждого учащегося. Если раньше мы считали, что технарям будут интересны элективы по математике и физике, а гуманитариям – по филологии и истории, то последние годы ситуация изменилась. Связано это с заказом общества и выбором ВУЗов, куда поступают наши дети. С этого года в учебном плане появился новый электив – по праву, думаю, что опрос учащихся и их родителей в этом году может подсказать что-то новое. Вот почему профильное обучение не дает стоять на месте никому.

Имеет место такая проблема, как сложность перехода учащихся от базового уровня к профильному. У многих учащихся профильных классов на начальном этапе снижается качество знаний, что порождает переживания, стрессы. Не всегда учащиеся-лицеисты 10-х классов показывают результат, которого от них ждут. В условиях нашей общеобразовательной школы этот принцип реализуется через предпрофильную и профильную подготовку учащихся, которая предполагает:

- качественную подготовку по профильным предметам;

- набор спецкурсов, обеспечивающих предпрофильную и профильную подготовку средствами обязательного и дополнительного образования;

- включение учащихся в проектную деятельность, что дает возможность осознать свои возможности, интересы, предпочтения.

Преподаватель глубже, чем на обычных уроках, раскрывает отдельные темы, подбирает интересные материалы, рекомендует полезные пособия и книги

Профильное обучение строится как система обучения всех, а не только одаренных или интеллектуально развитых школьников.
Слайд 3 «Проблема самоопределения есть, прежде всего,

проблема определения своего образа жизни».С.Л. Рубинштейн

Выбор профессии может происходить и не столь осознанно. Старшеклассники могут делать свой профессиональный выбор под влиянием родителей или подражая своим друзьям. В таком случае выбор может не быть связанным с мотивацией учения. Мотивы учения у 10-11-классников существенно отличаются от мотивов учащихся 7-8-х классов в связи с намечаемой профессиональной деятельностью. Если учащиеся 7-8-х классов, как правило, выбирают профессию, ориентируясь на любимый предмет, то учащиеся девятых классов начинают проявлять интерес к тем предметам, которые им пригодятся для подготовки к выбранной профессии. Подростки 13-14 лет смотрят в будущее с позиций настоящего, старшеклассники – с позиций будущего.

При этом необходимо учитывать трудности правильного выбора. В раннем возрасте способности ребенка могут быть неверно продиагностированы, а в более позднем - могут измениться. Большая работа проводится психолого – педагогической службой школы. Для выявления направленности личности проводятся различные психологические тесты, тренинги, беседы. Все это позволяет анализировать правильность выбора учащимся профиля, оценивать уровень эмоционального комфорта на занятиях по профильным предметам.

Однако…Бывали и в нашей школе случаи, когда учащиеся 10-го лицейского класса писали заявления о переводе из одной группы в другую – это связано с выбором будущей профессии и ВУЗа.

Слайд 4 Технологии в рамках деятельностно-ориентированного обучения:

  • Дифференцированный подход

  • Проектная деятельность

  • Обучение в сотрудничестве

  • Портфолио

Анализ посещенных уроков в профильном классе показывает, что большинство преподавателей использует как традиционные методы проведения уроков, так и новые педагогические технологии. Так доля учителей, применяющих информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе на основе компьютера, мультимедийного проектора, локальной компьютерной сети, составляет 60 %. Думаю, что курсы повышения квалификации, которые только закончились в нашей школе, помогут многим из нас при организации современного урока.

Информационно-коммуникационные технологии давно используются нашими учителями для проведения уроков, мультимедийные презентации для проведения исследовательской и экспериментальной деятельности. В школе осуществляется высокоскоростной доступ в сеть Интернет, к которой подключены с помощью локальной сети два компьютерных класса, компьютеры 28 учебных кабинетов.
Техническое образование в системе общего среднего образования занимает одно из ведущих мест, что определяется безусловной практической значимостью математики и физики, их возможностями в развитии и формировании мышления человека, их вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности. Техническое образование является неотъемлемой частью гуманитарного образования в широком понимании этого слова, существенным элементом формирования личности. Школьное математическое образование, например, способствует овладению универсальным математическим языком для естественно-научных предметов, овладению знаниями, необходимыми для существования в современном мире, развивает воображение, интуицию, формирует навыки логического и алгоритмического мышления.

В пояснительной записке Примерной программы для профильного изучения математики на базовом уровне прописаны цели:

Слайд 5 «Изучение математики в старшей школе направлено на достижение следующих целей:

Слайд 6

формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;

Слайд 7

развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;

Слайд 8

овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;

Слайд 9

воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса».

Слайд 10



Основная функция учителя в современной школе состоит в «сопровождении» учащегося в его познавательной деятельности, коррекции ранее полученной информации, помощи в извлечении из полученных ранее знаний тех, которые актуализируются в изучаемом курсе. Работа учителя индивидуализируется, ориентируясь на обеспечение активной познавательной деятельности самих обучающихся. Иными словами, не учитель теперь призван обучать математике школьников, а сами ученики в созданных учителем обучающих ситуациях, самостоятельно или в сотрудничестве друг с другом (или с учителем) овладевают системой математических знаний, умений и навыков.

Снижение количества часов на математику без изменения целей обучения и задач, которые на математическом материале следует решить, ставит педагогов в непростые условия. С введением ЕГЭ на учителя математики явно или неявно возлагается еще большая ответственность, поэтому преподаватель независимо от профиля будет стремиться к увеличению числа учебных часов по своему предмету. Естественно, что одно лишь увеличение числа часов не может поднять изучение школьной математики на качественно иной уровень.

Многолетний опыт методического объединения преподавателей математики школы подсказал нам, что для успешного усвоения углублённого курса математики, необходимо ориентировать учащихся на изучение его теоретических основ. Формировать умения и отрабатывать навыки решения задач можно лишь опираясь на теоретические знания учащихся.

Одна из главных задач учителя – организовать работу так, чтобы к ЕГЭ ученики были способны самостоятельно выдвинуть идею решения конкретной задачи, наметить план этого решения. Для получения подобного результата и нужна теоретическая подготовка.

Опыт работы подсказал необходимость объединить в единую систему различные формы контроля:

- устные опросы по теории,

- письменные теоретические вопросы,

- контрольные работы и тестирование,

- устные зачёты,

Устный зачет. Его цель – привести знания учащихся в чёткую систему, подвести их к осознанному заучиванию формул и теорем. Устный ответ учит грамотно оформлять свои мысли, пользоваться математической терминологией.

Главная задача зачётов – развитие самостоятельной деятельности учащихся в усвоении ими курса математики. Другими задачами зачёта являются:

- формирование умения учиться,

- выявление пробелов в знаниях, навыках,

- проверка усвоения теории,

- умение решать ключевые задачи,

- обучение решению сложных математических задач,

- опыт работы с дополнительной математической литературы и

- организация общения между собой учащихся.

Профильное учение формируется с учётом ежегодных опросов будущих учащихся 10 классов и их родителей. Методическое объединение математиков постоянно участвует в различных работах и экспериментах. В ноябре месяце мы провели для математиков школ округа, работающих в профильных классах, обучающий семинар, который получил очень высокую оценку.

Слайд 11



Учителя работают над формированием у учеников конкретных математических знаний, подготовкой к поступлению в ВУЗ, продолжением обучения в профильных классах. Общими на всех ступенях обучения в школе являются следующие приоритеты:

- личностно-ориентированный подход,

- разно-уровневый дифференцируемый метод обучения,

- групповые и индивидуальные формы развивающего обучения,

- проектная деятельность.

Для этого в школе имеются: спецкурсы по математике, работают математические кружки. Жаль, что проектная деятельность отошла на второй план, думаю, что конференция исследовательских работ, которую мы планируем провести в феврале, подскажет, что надо изменить в работе по этому направлению.

Изучение математики должно способствовать приобретению умений и навыков, необходимых в жизни и в будущей профессиональной деятельности. Поэтому главной целью профильного обучения становится формирование понимания практической значимости математики. Одним из средств достижения этой цели, на мой взгляд, являются бинарные уроки. В современной школе изучение математики и других дисциплин происходит параллельно. Однако наиболее переплетаются из них два предмета: физика и математика. В основном математика используется физиками в качестве вычислительного аппарата. Поэтому в процессе обучения необходимо более широко показывать её применение на богатом физическом материале.
Итак – профиль. Предполагается, что распределение по классам будет производиться по желанию учеников. Основой для этого послужит «портфель достижений» каждого школьника, который планируется вводить начиная с 8-го класса (иногда – ранее). В него войдут все документы, подтверждающие участие и победы в образовательных олимпиадах, различных конкурсах, соревнованиях, научных конференциях, рекомендации и отзывы педагогов, образцы работ (не только в письменном, но и в электронном виде). Именно портфолио поможет педагогам, родителям и самим старшеклассникам сориентироваться в выборе профильного класса.

При наборе в 10-е классы для нас главным является даже не результат, с которым школьник подошел к этому этапу, а его интересы, склонности, отношение к учебе. Мы оцениваем портфолио, изучаем творческие работы, доклады, рефераты учащегося. Разумеется, учитываются и конкретные показатели: общая успеваемость и итоги выпускных экзаменов за 9-й класс, отметки по предметам, которые будут в профиле основными. Помимо этого, с каждым проводится индивидуальное собеседование. Имеет значение и мнение психолога, данные предварительного анкетирования, тестирования. По итогам всей этой работы собираются учителя, выпустившие 9-е классы, психологи на совещание при директоре и обсуждается каждая кандидатура.

Кстати, при поступлении в ВУЗ портфолио тоже пригодится. Хотя оно и не является обязательным, но при прочих равных условиях солидный список достижений наверняка произведет на приемную комиссию благоприятное впечатление.

Слайд 12 Мы выбираем, нас выбирают….

Определиться с выбором сложно и взрослому человеку, что уж говорить о ребенке. Но лучше этому научиться в юношеском возрасте, имея поддержку со стороны психологов и педагогов, чем останавливаться перед возникающими проблемами всю жизнь. Наша задача – показать всю красоту предмета, который преподаем, не отпугнуть его сложностью, а раскрыть его практическую значимость и востребованность в современном мире.

^ Выступления Блохиной О.Н., Кузнецовой Е.Е., Трусовой Л.В., Юшкиной М.В.

Профильное обучение – это ступень к переходу на Новые Федеральные Государственные Стандарты. Нашей школой накоплен определенный опыт в этой работе. Сегодня он был представлен. Следующий этап – новая концепция, новая программа развития, новая образовательная программа.

Новая образовательная программа – результат совместных раздумий о целях, задачах, путях, методах и средствах, формах и методах контроля и аттестации по всем возможным направлениям. Каждая школа пишет эту программу под себя и для себя.

Что сделать для создания этой программы? Во-первых, каждому разобраться в том, что же это такое – Новые Федеральные Стандарты. Не все в них для нас является новым. Яркий пример – профильное обучение. Необходимо знать Федеральные Стандарты и разнести их по ступеням, по классам, в которых работаем.

Похожие:

«Использование новых педагогических технологий обучения как одно из необходимых условий реализации предпрофильного, профильного обучения» iconПлан работы мбоу сош №3 по организации профильного обучения и предпрофильной подготовки
Утверждение плана по организации профильного и предпрофильного обучения в 9-11-х классах
«Использование новых педагогических технологий обучения как одно из необходимых условий реализации предпрофильного, профильного обучения» iconИспользование современных педагогических технологий в обучении предметам...
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогическая технология. Применительно к педагогическому процессу...
«Использование новых педагогических технологий обучения как одно из необходимых условий реализации предпрофильного, профильного обучения» iconКонцепция развития профильного обучения в республике казахстан астана 2009 содержание
Цели и руководящие положения организации профильного обучения в модели 12-летнего образования
«Использование новых педагогических технологий обучения как одно из необходимых условий реализации предпрофильного, профильного обучения» iconВнедрение информационно-коммуникационных технологий обучения – эффективное...
Многие образовательные учреждения, в том числе и наша школа, свои инновационные изыскания ведут в направлении формирования личностных...
«Использование новых педагогических технологий обучения как одно из необходимых условий реализации предпрофильного, профильного обучения» iconРоссийской Федерации «Об образовании»
Образовательной программы учреждения, Положений об организации и профильного обучения в школе, договоров о взаимодействии с учреждениями,...
«Использование новых педагогических технологий обучения как одно из необходимых условий реализации предпрофильного, профильного обучения» icon«Реализация предпрофильной подготовки и профильного обучения в условиях...
В работе семинара приняли участие 37 заместителей директоров по увр, методисты имц, специалисты уо
«Использование новых педагогических технологий обучения как одно из необходимых условий реализации предпрофильного, профильного обучения» iconИнновационные программы повышенного профильного уровня для педагогических...
Блок Формирование исследовательской компетенции учащихся при решении олимпиадных задач по математике 36 час
«Использование новых педагогических технологий обучения как одно из необходимых условий реализации предпрофильного, профильного обучения» icon«Нравственно-патриотическое воспитание учащихся в процессе преподавания...
О степени реализации программного материала по обж в области «Основы военной службы»
«Использование новых педагогических технологий обучения как одно из необходимых условий реализации предпрофильного, профильного обучения» iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального...
Информация об использовании в учебном процессе активных методов обучения, инноваций, педагогических технологий, внедрении новых форм...
«Использование новых педагогических технологий обучения как одно из необходимых условий реализации предпрофильного, профильного обучения» iconПоложение об элективных курсах профильного обучения (для учащихся 10-11 классов)
Постановление Правительства РФ от 09. 06. 2003 №334 «О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница