Вопросы к государственному экзамену по информатике и методике преподавания информатики




Скачать 84.23 Kb.
НазваниеВопросы к государственному экзамену по информатике и методике преподавания информатики
Дата публикации11.04.2013
Размер84.23 Kb.
ТипДокументы
skachate.ru > Информатика > Документы
ВОПРОСЫ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО ИНФОРМАТИКЕ и методике преподавания ИНФОРМАТИКи
Специальность 050203.65 – «Физика» с д/с «Информатика»
I. Информатика
Теоретические основы информатики

  1. Данные и информация. Свойства информации. Энтропия. Пропускная способность канала. Теоремы Шеннона. Методы и единицы измерения информации.

  2. Системы счисления и формы представления чисел. Двоичная, десятичная и шестнадцатеричная системы счисления. Перевод числа из одной системы в другую.

  3. Простейшие арифметические действия в двоичной системе счисления. Дополнительный код. Логические операции ЭВМ: дизъюнкция, конъюнкция, инверсия.

  4. Основы теории автоматов. Формализация понятия алгоритма. Тезис Черча. Машина Поста. Машина Тьюринга. Нормальные алгоритмы Маркова. Конечные автоматы. Вероятностные автоматы. Графы.


^ Информационные системы

  1. Информационная система и ее структура. Классификация информационных систем. Разомкнутые и замкнутые системы управления. Понятие о кибернетике. ЭВМ как информационная система.


^ Архитектура компьютера

  1. Принципы фон-Неймана. Принцип открытой архитектуры. Структура ЭВМ, системная шина. Устройство ввода и вывода, процессор, память ЭВМ. Детализированная структурная схема ЭВМ.

  2. Иерархия памяти ЭВМ. Регистровая КЭШ-память, основная память (ОЗУ и ПЗУ), внешняя память ЭВМ. Характеристики запоминающих устройств. Физические принципы внешней и внутренней памяти.

  3. Основные блоки ЭВМ и их назначение. Микропроцессор. Контроллер прерываний. Генератор тактовых импульсов. Системная шина, основная память. Внешняя память. Таймер. Устройства ввода-вывода, связи и телекоммуникации.

  4. Магнитные запоминающие устройства. Накопители на жестком диске (НЖМД) и гибком (НГМД) магнитных дисках. Магнитные диски и дисковые массивы. Стримеры, ZIP-драйвы. Оптические и магнитооптические диски. Запись и считывание информации.

  5. Устройства ввода. Клавиатура, мышь, трекбол, джойстик. Драйверы и контроллеры. Скан-код. Ввод графической информации. Сканеры. Распознавание символов.

  6. Устройства вывода. Видеотерминал. Дисплей и видеоадаптер. Мониторы и проекторы на электронно-лучевых трубках (ЭЛТ) и жидких кристаллах (ЖК). Принципы формирования цветного изображения. Принтеры и их виды.

  7. Цифровое кодирование аналоговых сигналов. Цифровая запись, передача и воспроизведение аудио- и видеоинформации. Кодирование и передача информации по телефонной линии. Модем. Сетевая плата.


Программирование

  1. Алгоритмы линейной, разветвляющейся и циклической структуры. Цикл с предусловием, с постусловием, с параметром, вложенные циклы. Использование циклов для табулирования функций, построения графиков, вычисления интегралов, задания массивов, нахождения сумм, произведений.

  2. Численные методы решения уравнений. Организация и обработка двумерных массивов. Ввод и вывод, упорядочивание элементов массива, нахождение наименьшего элемента. Вычисление суммы членов бесконечного ряда с заданной точностью.

  3. Языки программирования и их классификация. Понятие о системе программирования, ее основные функции и компоненты. Принципы работы сред программирования. Интерпретаторы и компиляторы. Трансляция программ и сопутствующие процессы.

  4. Концепция типов языка Паскаль. Представление переменных в памяти компьютера. Алфавит языка Паскаль и ключевые слова. Программирование на языке Паскаль. Основные операторы. Функции. Процедуры. Модули.

  5. Понятие алгоритма и исполнителя. Язык процедурного программирования. Основные типы и структуры данных и операторы. Дисциплина программирования, структурный подход к программированию. Возникновение объектно-ориентированного программирования.


^ Программное обеспечение ЭВМ

  1. Программное обеспечение ЭВМ. Операционная система ЭВМ. Состав операционных систем (ОС), их виды и возможности. Этапы загрузки ОС. Работа с файлами. Операционные оболочки. Прикладное программное обеспечение.

  2. Информационные технологии. Прикладные программные средства. Текстовый редактор. Графические редакторы. Электронные таблицы. Системы управления базами данных. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Сжатие данных. Уплотнение дисков. Архивирование информации.


^ Компьютерные сети, Интернет и мультимедиа-технологии

  1. Компьютерные сети. Процесс передачи данных. Аппаратные средства. Протоколы. Работа с сервером. Локальные вычислительные сети (ЛВС). Топология ЛВС. Интернет, электронная почта, всемирная информационная сеть (WWW). Гипертекст.


^ Компьютерное моделирование

  1. Компьютерное моделирование явлений. Метод конечных разностей Эйлера. Численное решение дифференциальных уравнений. Моделирование движения точки, распространения волны, теплопроводности, биологических систем.


^ Основы искусственного интеллекта и исследование операций

  1. Понятие об искусственном интеллекте (ИИ). История возникновения и современные направления исследований в области ИИ. Машинный интеллект и робототехника. Эвристическое программирование и моделирование.

  2. Логическая, сетевая, фреймовая и продукционная модели представления знаний. Экспертная система (ЭС). Структура и режимы использования ЭС. Организация знаний в ЭС. Виды ЭС. Типы задач, решаемые в ЭС.

  3. Понятие о нейронной сети. Структура нейронных сетей. Модели представления и обработки информации в нейронной сети. Оптимальные модели нейронных сетей.


^ II. методика преподавания ИНФОРМАТИКи


  1. Предмет методики преподавания информатики и ее место в системе профессиональной подготовки учителя информатики. Цели и задачи методики преподавания информатики.

  2. Информатика как наука и учебный предмет в школе. Методическая система обучения информатике в школе, общая характеристика ее основных компонентов.

  3. Анализ исторических предпосылок формирования целей и задач введения в школу учебного предмета ОИВТ. Цели и задачи обучения основам информатики в школе, педагогические функции курса информатики.

  4. Компьютерная грамотность как исходная цель введения курса ОИВТ в школу. Информационная культура учащихся как перспективная цель обучения информатике в школе.

  5. Содержание школьного образования в области информатики. Формирование концепции и содержания непрерывного курса информатики для средней школы. Структура обучения основам информатики в средней общеобразовательной школе.

  6. Стандартизация школьного образования в области информатики. Назначение и функции общеобразовательного стандарта в школе. Базисный учебный план. Место курса информатики в учебном плане школы.

  7. Пропедевтика основ информатики в начальной школе. Цели и задачи обучения пропедевтическому курсу информатики. Специфика методов и форм обучения информатике на пропедевтическом этапе. Анализ содержания существующих курсов информатики для начальной школы. Методика применения программных средств и их воздействие на познавательную деятельность школьников в процессе обучения.

  8. Организация обучения информатике в школе. Рабочая программа, календарный план, тематическое и поурочное планирование учебного процесса, конспект урока. Особенности подготовки учителя к уроку информатики, планирование и хронометраж ППС. Схема самоанализа урока.

  9. Формы и методы обучения информатике в школе. Выбор форм обучения, новые формы учебного процесса, использование метода учебных проектов. Самостоятельная работа школьника. Технические и программные средства обучения информатике.

  10. Школьный кабинет информатики. Основные требования к школьному кабинету информатики. Санитарно-гигиенические нормы работы на компьютере. Требования техники безопасности.

  11. Организация проверки и оценки результатов обучения. Функции проверки и оценки результатов обучения в учебном процессе (контрольно-учетная, диагностическая и коррекционная, обучающая, воспитательная и мотивационная функция). Виды и формы проверки (текущая, тематическая, итоговая). Критерии оценки (уровни усвоения, качественные характеристики знаний и умений). Компьютер как средство проверки и оценки. Особенности проверки и оценки в условиях внедрения образовательных стандартов.

  12. Основные компоненты содержания базового курса информатики, определенные стандартом. Анализ основных существующих программ базового курса. Учебные и методические пособия по базовому курсу информатики.

  13. Научно-методические основы изучения темы «Информация и информационные процессы». Методика изложения учебного материала по вопросам, связанным с информацией, информационными процессами: сигналы, данные, информация, запись, хранение, считывание и передача информации. Формирование представлений о сущности информационных процессов в системах различной природы.

  14. Научно-методические основы изучения темы «Представление информации». Содержание и методика изучения способов представления информации. Текстовая, числовая и графическая информация. Развитие понятия о языке как средстве представления информации. Формирование представлений о кодировании информации. Различные подходы к определению количества информации.

  15. Научно-методические основы изучения темы «Системы счисления и основы логики». Формирование представлений о системах счисления. Понятия системы счисления. Двоичная система счисления, системы счисления, используемые в компьютере. Методические особенности формирования у учащихся основных понятий формальной логики. Операции формальной логики. Изучение основных логических элементов компьютера.

  16. Научно-методические основы изучения темы «Компьютер». Формирование у учащихся представлений о функциональной организации компьютера, принципах работы, его основных устройствах и периферии. Изучение основных компонентов и команд операционной системы.

  17. Научно-методические основы изучения темы «Основы алгоритмизации и программирования». Анализ структуры и методик изложения раздела «Алгоритмы» в базовом курсе информатики. Учебные исполнители как средство формирования базовых понятий алгоритмизации. ППС по разделу «Основы алгоритмизации». Методика изучения основ программирования. Обзор языков программирования, изучаемых в школе. Связь языков программирования с учебным алгоритмическим языком. Типовые алгоритмы школьного курса информатики. Методика изучения темы «Основные этапы решения задач на ЭВМ».

  18. Научно-методические основы изучения темы «Моделирование и формализация». Методика формирования представлений о моделях и формализации: формализация, основные типы моделей, информационные модели и их исследование. Ознакомление учащихся основными понятиями системного анализа (система, связь, структура, среда и др.).

  19. Научно-методические основы изучения темы «Информационные технологии». Задачи, содержание и структура раздела «Информационные технологии», основные виды программных средств. Виды информационных технологий, их составляющие. Методические особенности изучения технологии обработки текстовой информации. Методические основы изучения технологии хранения, поиска и сортировки информации. Методические особенности изучения технологии обработки числовой информации. Методические особенности изучения технологии графической информации.

  20. Методические особенности изучения учащимися компьютерных телекоммуникаций. Виды сетей и основные информационные ресурсы. Сеть Интернет. Организация и разработка учебных телекоммуникационных проектов. Координация проектной деятельности учащихся. Реализация личностно-ориентированных технологий обучения при работе учащихся в компьютерных сетях.

  21. Научно-методические основы дифференциации обучения информатике на старшей ступени школы. Дифференциация обучения как способ реализации личностно-ориентированной парадигмы школьного образования. Особенности профильной и уровневой дифференциации содержания курса информатики. Классификация профильных курсов информатики. Оценка результатов профильного обучения информатике.

  22. Научно-методические основы профильных курсов информатики, ориентированных на моделирование. Основные дидактические задачи содержательные линии курсов. Формы и методы обучения компьютерному моделированию варианты тематического планирования курсов. Методика преподавания отдельных тем.

  23. Научно-методические основы профильных курсов информатики, ориентированных на информационные технологии. Обработка текстовой, графической и числовой информации. Методика обучения работе с базами данных. Методические аспекты изучения компьютерных телекоммуникаций.

  24. Методика профильных курсов информатики, ориентированных на программирование. Разновидности программирования и их отражения в специальных курсах информатики дидактический анализ учебно-методического и программного обеспечения. Методические особенности обучения структурному, объектно-ориентированному и логическому программированию.

Похожие:

Вопросы к государственному экзамену по информатике и методике преподавания информатики iconВопросы к государственному экзамену по «методике преподавания информатики»
Методика преподавания информатики как педагогическая наука, ее предмет и методы исследования. История преподавания информатики в...
Вопросы к государственному экзамену по информатике и методике преподавания информатики iconВопросы к государственному экзамену по информатике и теории и методике...
Информатика как наука и как вид человеческой деятельности. История развития информатики. Информатика как единство науки и технологии....
Вопросы к государственному экзамену по информатике и методике преподавания информатики iconВопросы к государственному экзамену по информатике и теории и методике...
...
Вопросы к государственному экзамену по информатике и методике преподавания информатики iconВопросы к экзамену по информатике 2012-2013 I семестр
Понятие Информатики как науки. История возникновения информатики. Предмет Информатики. Основные направления информатики
Вопросы к государственному экзамену по информатике и методике преподавания информатики iconВопросы к государственному экзамену по курсу «Методика преподавания литературы»
Предмет, объект и задачи курса методики преподавания литературы как научной дисциплины. Структура методики преподавания литературы...
Вопросы к государственному экзамену по информатике и методике преподавания информатики iconРабочая учебная программа дисциплины Теория и методика обучения информатике...
Курс «Методические вопросы преподавания информатики в начальной школе» предназначен для повышения подготовки будущих учителей информатики...
Вопросы к государственному экзамену по информатике и методике преподавания информатики iconВопросы к государственному междисциплинарному экзамену по дисциплине...
Вопросы к государственному междисциплинарному экзамену по дисциплине «Техническая диагностика сдкм»
Вопросы к государственному экзамену по информатике и методике преподавания информатики iconПримерный перечень вопросов к экзамену
Информатика как наука и учебный предмет в средней школе. Методика преподавания информатики как новый раздел педагогической науки...
Вопросы к государственному экзамену по информатике и методике преподавания информатики iconМетодика преподавания информатики (аудиторные занятия-2ч., самостоятельная...
Информатика как учебный предмет средней общеобразовательной и профессиональной школы
Вопросы к государственному экзамену по информатике и методике преподавания информатики iconХ рестоматия по методике преподавания русского языка как иностранного
Хрестоматия по методике преподавания русского языка как иностранного / Cоставители Московкин Л. В., Щукин А. Н

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница