Конституционно-правовое регулирование средств массовой информации: Россия и зарубежный опыт




Скачать 280.55 Kb.
НазваниеКонституционно-правовое регулирование средств массовой информации: Россия и зарубежный опыт
страница1/2
Дата публикации22.05.2014
Размер280.55 Kb.
ТипРеферат
skachate.ru > Информатика > Реферат
  1   2


Конституционно-правовое регулирование средств массовой информации: Россия и зарубежный опыт.

Содержание

Введение …………………………………………………………………3

Раздел I. Средства массовой информации как конституционно – правовой институт ……………………………………………………………...5

Раздел II. Российский опыт конституционно-правового регулирования средств массовой информации………………………………………………….8

Раздел III. Зарубежный опыт конституционно-правового регулирования СМИ…………………………………………………………………………….19

Заключение ……………………………………………………………22

Список использованных сокращений …………………………………..24

Список использованной литературы ……………………………….25

Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что одной из главных предпосылок формирующегося гражданского общества в современной России является соблюдение конституционного права на свободу массовой информации.

В настоящее время актуальной проблемой остается проблема свободы массовой информации. Фразы, о том, что СМИ нуждаются в большей свободе, что их права ущемляются можно услышать каждый день по телевидению или радио. Действительно, в современном обществе, где информатизация является объективной реальностью, СМИ оказывают огромное влияние на мнение человека. В «умелых» руках СМИ способны управлять огромными массами людей.

Свобода массовой информации гарантируется Конституцией Российской Федерации частью 5 статьи 29 Конституции Российской Федерации.

Правовое регулирование отношений в сфере массовой информации имеет принципиальное значение для обеспечения оптимального функционирования средств массовой информации (СМИ) как важнейшего демократического института, с помощью которого реализуются конституционные права граждан на свободу мысли и слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию, свободу экономической деятельности, свободу творчества и преподавания, право на участие в культурной жизни и т.д. Именно через СМИ в первую очередь современное общество способно контролировать деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, политических партий и иных субъектов публичного права.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере реализации конституционного права на свободу массовой информации.

Предмет исследования: нормы права, регулирующие конституционное право средств массовой информации.

Целью работы является исследование Конституционно-правового регулирования средств массовой информации, рассмотреть Российский и Зарубежный опыт.

Задачи:

- рассмотреть конституционно-правовой институт средств массовой информации;

- проанализировать Российский опыт конституционно – правового регулирования СМИ;

- изучить конституционно – правовые нормы в СМИ используемые за рубежом.

Структура работы состоит из введения, основной части, состоящей из трех разделов, заключения, списка использованных сокращений и списка использованной литературы.

^ Раздел I. Средства массовой информации как конституционно – правовой институт
Под СМИ как части массовых коммуникаций, так исторически сложилось, понимаются специализированные организации, работники которых заняты профессиональной деятельностью по сбору, обработке и распространению массовой информации [22, с. 8]. В это понятие включают и каналы, по которым эта информация распространяется. Специалисты, занятые в данной сфере – представители разных журналистских профессий. В американском обществоведении также более других распространена точка зрения, согласно которой СМИ «осуществляют массовую коммуникацию с помощью профессиональных журналистов, которые совершают сбор информации и ее распространение с учетом специфики реципиентов». Последнее – учет получателя, потребителя – характерная черта целесообразной производящей любой товар деятельности.

Кроме профессионализма, для выделения СМИ существенна еще изданная, обусловленная договором с читателем (подписка) или просто заявленная периодичность, так как в функции СМИ входит оперативное информирование аудитории [32, с. 100]. Некоторые специалисты склонны включать в круг СМИ (mass media) такие носители информации как телетекст, рекламные щиты и панели, домашние видеоцентры и др.

Однако это не представляется обоснованным: ведь именно благодаря своей периодичности СМИ могут выполнять те функции, ради которых они существуют. Рекламный же щит, при всем профессионализме его изготовления, никоим образом не рассчитан на периодическое обновление, а его содержание и функции носят весьма ограниченный характер: продвижение товара или услуги.

Точно так же и в Интернете к СМИ следует относить ресурсы, созданные журналистами, имеющие определенную периодичность, т.е. заданный создателями режим обновления контента. Еще более важные признаки, выделяющие СМИ среди других каналов и носителей информации, связаны с содержанием распространяемой информации. Назначение СМИ – отражение общества, а не жизни и деятельности «себя любимых». Это позволяет довольно легко отличить их от разнообразных каналов продвижения брендов, товаров, услуг, в том числе презентационных корпоративных сайтов.

Под массовой информацией в Законе понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.

Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).

Под продукцией СМИ понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск телеканала, радиоканала, радиопрограммы, телепрограммы, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы, отдельный выпуск либо обновление сетевого издания, отдельный выпуск иного СМИ.

Под специализированным СМИ понимается такое СМИ, для регистрации или распространения продукции которого Законом о СМИ установлены специальные правила [30, с. 98].

Таким образом, при попытке поиска критериев для выделения СМИ среди сначала всего круга социальных коммуникаций, а затем – коммуникаций массовых напрашивается вывод, что искомые социальные институты требуют описания по целому ряду критериев. Конституционная конструкция свободы массовой информации не только фиксирует естественную свободу индивидов, их объединений, и предполагает корреспондирующие ей обязанности разных субъектов, но и выступает в качестве конституционно-правового принципа, режима правового регулирования, выделяет в российском праве соответствующий комплексный правовой институт.

Свобода массовой информации является главным системообразующим началом для выделения соответствующего конституционно-правового института. Это комплексный институт, объединяющий нормы разных разделов конституционного законодательства, направленный на регулирование отношений массовой информации.

^ Раздел II. Российский опыт конституционно-правового регулирования средств массовой информации
Конституция Российской Федерации 1993 года создала достаточно прочную базу для формирования и развития законодательства о средствах массовой информации.

Принцип на свободу массовой информации (статья 29 Конституции РФ) играет роль структурообразующего фактора, интегрирующего различные правовые нормы в единую систему взаимосвязанных по своему назначению предписаний, регулирующих относительно обособленную совокупность общественных отношений, возникающих в процессе организации и деятельности средств массовой информации как института гражданского общества.

Свобода печати – сложное по своей структуре, социальное, в том числе правовое явление [8]. Как субъективное право гражданина она представляет собой гарантированную статьей 32 Конституции Российской Федерации юридическую возможность участия в управлении делами общества и государства посредством печати и других средств массовой информации. Отсюда вытекает два более конкретных правомочия - участвовать в деятельности средств массовой информации и получать через них информацию (форма реализации права на информацию), которые в свою очередь реализуются через еще более конкретные правомочия, реализуемые гражданином индивидуально или в коллективе: получать, обладать, воспроизводить и распространять массовую информацию. Конституция Российской Федерации содержит ряд гарантий прав человека и гражданина, которые можно рассматривать в качестве конституционно-правовых основ законодательства о СМИ.

Среди конституционных гарантий свободы массовой информации следует назвать также свободу экономической деятельности и право частной собственности, закрепленные в статьях 8, 34 и 35 Конституции Российской Федерации, а также принцип идеологического разнообразия (статья 13), предусматривающий, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Тем самым формируются определенные защитные механизмы, чтобы противостоять попыткам сворачивания информационного плюрализма, в том числе путем концентрации и монополизации средств массовой информации [13]. В качестве конституционных гарантий свободы массовой информации выступают также нормы, устанавливающие ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (ч. 3 ст. 41), провозглашающие открытость заседаний палат Федерального собрания (ч. 2 ст. 100), обязательность официального опубликования законов - «неопубликованные законы не применяются» (ч. 3 ст. 15), открытость судопроизводства (ч. 1 ст. 123) и т.д. Конституцией Российской Федерации также предусмотрена возможность законодательного освобождения от обязанности давать свидетельские показания (ч. 2 ст. 51).

Законодатель в Законе СССР 1990 года «О печати и других средствах массовой информации» сослался на конституционное положение о свободе слова и свободе печати, подчеркнув, что это означает право высказывания мнений и убеждений, поиска, выбора, получения и распространения информации и идей в любых формах, включая печать и другие средства массовой информации, а также запрет цезуры массовой информации. Сформулированное таким образом понятие свободы печати включало три компонента: свободу средств массовой информации, право граждан на свободу слова в СМИ и недопустимость цензуры. Однако юридическое содержание указанных компонентов в законе не раскрывалось. Данный недостаток был частично преодолен в Законе Российской Федерации 1991 года «О средствах массовой информации», в котором содержится определение цензуры (ст. 3), а «свобода массовой информации» преподносится как принцип, раскрывающийся на протяжении всего законодательного текста. Согласно статье 1 Закона о СМИ, в Российской Федерации не подлежат ограничениям:

а) поиск, получение, производство и распространение массовой информации;

б) учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими;

в) изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции СМИ [19].

Анализ содержания статьи 29 Конституции РФ показывает, что законодатель здесь применил аналогичный подход, связав гарантию свободы массовой информации (часть 5) с правом каждого свободно искать, получать и распространять информацию любым законным способом (часть 4). Кроме этого, часть 1 статьи 29 Конституции РФ гарантирует каждому свободу мысли и слова, а часть 3 провозглашает недопустимость принуждения человека к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Таким образом, вместе со свободой слова, свобода массовой информации – важнейший элемент демократии, показатель состояния общества. Если в обществе реально существуют эти свободы, значит, общество здорово, стабильно, благополучно, имеет гарантии других прав и свобод граждан.

Конституционные положения о свободе массовой информации закреплены в главе 2 Конституции «Права и свободы человека и гражданина», составляя основы правового статуса личности. Следовательно, они признаются непосредственно действующими и определяющими смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции), а также вместе с положениями главы 1 «Основы Конституционного строя» находятся под особой защитой Конституции и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном ею (статьи 16, 64 и 135 Конституции).

Вместе с тем свобода массовой информации не абсолютна. Наряду с гарантиями Конституция РФ предусматривает определенные ограничения свободы массовой информации, которые можно представить в виде четкой системы, включающей в себя: а) ограничения общего характера; б) ограничения, действующие в условиях применения специальных правовых режимов; в) ограничения, вытекающие из особенностей правового статуса отдельных категорий субъектов права и их отношений с государством и обществом. Некоторые исследователи настаивают на разделении свободы слова и свободы массовой информации на том основании, что свобода слова относится к группе гражданских прав, а свобода массовой информации – к группе политических прав. К первой группе ограничений следует отнести:

- положения части 2 статьи 29 Конституции РФ, в соответствии с которой «не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства»;

- положение части 4 статьи 29 Конституции РФ, согласно которой право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом не применятся в отношении сведений, составляющих государственную тайну. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом;

- положения части 2 статьи 19 Конституции РФ, запрещающей «любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».

Кроме того, Конституцией запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание незаконных вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (часть 5 статьи13).

Ко второй группе ограничений относим принятые в развитие Конституции РФ законы, имеющие целью закрепление особых правовых режимов, касающихся отдельных территорий, объектов или социально значимых ситуаций. Так, определенные ограничения свободы массовой информации с указанием пределов и срока их действия могут устанавливаться в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя на территориях, где введено чрезвычайное положение, в соответствии с Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 года (в редакции Федерального конституционного закона от 30 июня 2003 года) «О чрезвычайном положении» (статья 56 Конституции). На территории, на которой введено военное положение, могут быть приняты меры по контролю за работой средств массовой информации (статья 7 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 года «О военном положении»).

В качестве примера ограничений из третьей группы могут рассматриваться такие требования законодательства, которые закрепляют правовой статус так называемого «публичного лица» или «официальной фигуры». Данная правовая категория получила закрепление в европейской судебно-правовой системе[11].

Свобода массовой информации может быть ограничена федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции). Из сопоставления статей 1 и 5 Закона о СМИ следует, что ограничение свободы массовой информации может осуществляться лишь по основаниям, предусмотренным в законодательстве о СМИ. Однако данное положение не вполне коррелирует с Конституцией РФ, что позволяет на практике не учитывать требования статьи 1 Закона о СМИ, а применять общее положение ч. 3 ст. 55 Конституции, согласно которому ограничение прав и свобод допускается на основании федерального закона. Эта позиция получила закрепление в Постановлении Конституционного суда РФ от 30 октября 2003 года № 15-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Любое не соответствующее перечисленным выше требованиям воспрепятствование со стороны граждан, должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, общественных и религиозных объединений, политических партий, иных организаций законной деятельности учредителей, собственников, организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, распространителей продукции средств массовой информации, а также журналистов признается, в соответствии со статьей 58 Закона о СМИ, ущемлением свободы массовой информации. Воспрепятствование возможно в различных формах, в том числе посредством:

- осуществления цензуры (статья 3 Закона о СМИ); вмешательства в деятельность и нарушения профессиональной самостоятельности редакции (статьи 18, 19, 25 Закона о СМИ); незаконного прекращения либо приостановления деятельности средства массовой информации (статья 16 Закона о СМИ); нарушения прав главного редактора, журналиста на запрос и получение информации (статьи 38, 39, 40, 48 Закона о СМИ);

- незаконного изъятия, а равно уничтожения тиража или его части (статья 28 Закона о СМИ); принуждения журналиста к распространению или отказу от распространения информации (статьи 42, 47 Закона о СМИ), а также нарушения иных прав журналиста (статья 47 Закона о СМИ).

За ущемление свободы массовой информации, согласно Закону о СМИ, в российском законодательстве должна быть предусмотрена уголовная, административная, дисциплинарная или иная ответственность. Однако следует признать, что эта проблема в законодательстве далеко не решена. Так, журналист признается потерпевшим лишь в одном составе правонарушения, закрепленном в статье 144 Уголовного кодекса Российской Федерации, в которой предусмотрена ответственность за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов путем принуждения их к распространению либо к отказу от распространения информации[17]. Обращает на себя внимание факт отсутствия в конструкции данной нормы указания на наказуемость деяний, связанных с воспрепятствованием законной профессиональной деятельности журналистов на стадии поиска и сбора информации, что существенно осложняет реализацию предоставленных им Законом о СМИ прав. Кроме этого, предусмотрено, что лица, препятствующие законной деятельности учредителей, редакций, издателей и распространителей продукции СМИ, а также журналистов, могут быть привлечены к ответственности в общем порядке путем применения норм, устанавливающих основания и порядок возложения гражданской ответственности за нарушение прав и законных интересов физических и юридических лиц, повлекшее причинение имущественного ущерба, морального вреда и т. п. (статьи 15, 151,393, 1064 ГК РФ).

Статья 53 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. В статье подчеркивается, что возмещается ущерб, причиненный не только незаконными действиями, но и бездействием. Последнее предполагает невыполнение органами государственной власти (их должностными лицами) возложенных на них обязанностей, неосуществление тех действий, которые они в соответствии с законом обязаны были совершить. Для этого можно задействовать механизм обжалования, предусмотренный статьей 2 Закона Российской Федерации от 27 апреля 1993 года (в редакции Федерального закона от 14 декабря 1995 года) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». В его рамках в суд могут быть обжалованы как единоличные, так и коллегиальные действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий, и их объединений и должностных лиц, государственных служащих, в результате которых нарушены права и свободы гражданина и (или) созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод. Также следует иметь в виду нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие административную ответственность за такие формы ущемления свободы массовой информации, как не предоставление информации (статья 5.39), воспрепятствование осуществляемому на законном основании распространению продукции средства массовой информации либо установление незаконных ограничений на розничную продажу тиража периодического печатного издания (статья 13.16), воспрепятствование уверенному приему радио- и телепрограмм путем создания искусственных помех (статья 13.18) [12].

Законом о СМИ не допускается такое использование средств массовой информации, которое представляет собой злоупотребление свободой массовой информации. Злоупотреблением, согласно статье 4 Закона о СМИ, признается «использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости». [9] Помимо этого, к злоупотреблению свободой массовой информации относится использование в теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье, а также распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и пропаганда каких-либо преимуществ их использования. Нарушение перечисленных требований является основанием для вынесения редакции средства массовой информации письменного предупреждения со стороны регистрирующего органа. Наличие хотя бы двух таких предупреждений в адрес одной редакции в течение одного года может повлечь прекращение деятельности средства массовой информации в судебном порядке по иску регистрирующего органа (ч. 1 и 3 ст. 16 Закона о СМИ).

Существенное влияние на правоприменительную практику, а в конечном счете, и на законодательство, оказывают акты Конституционного суда РФ, общеобязательная сила которых определена в Федеральном конституционном законе от 21 июля 1994 года (в редакции Федерального конституционного закона от 7 июня 2004 года) «О Конституционном суде Российской Федерации». В практике Конституционного суда РФ имеется ряд дел, связанных с оценкой конституционности отдельных ограничений свободы массовой информации. Так, Постановлением Конституционного суда от 31 июля 1995 года № 10-П по делу о проверке конституционности Указа Президента РФ от 30 ноября 1994 года № 2137 «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской республики», Указа Президента РФ от 9 декабря 1994 года № 2166 «О мерах по пресечению деятельности незаконных формирований на территории Чеченской республики и в зоне осетиноингушского конфликта», Постановления Правительства РФ от 9 декабря 1994 года № 1360 «Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод гражданина, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа», Указа Президента РФ от 2 ноября 1993 года № 1833 «Об основных положениях военной доктрины Российской Федерации» разрешен вопрос о конституционности введения дополнительных оснований для лишения журналиста аккредитации по сравнению с основаниями, предусмотренными в статье 48 Закона о СМИ. Конституционный суд в указанном Постановлении от 31 июля 1995 года № 10-П сделал вывод о том, что нормы Постановления Правительства от 9 декабря 1994 года № 1360, предусматривающие возможность немедленного лишения аккредитации журналистов, работающих в зоне вооруженного конфликта, за передачу недостоверной информации, пропаганду национальной или религиозной розни, противоречат статье 29 (части 4 и 5), закрепляющей право на свободу информации, статье 46, гарантирующей судебную защиту прав и свобод, а также статье 55 (часть 3) Конституции РФ.

Не следует игнорировать при анализе конституционно-правовых основ законодательства Российской Федерации о СМИ и значение политических норм в регулировании отношений в сфере СМИ как института гражданского общества. К источникам политических норм могут быть отнесены, в частности, ежегодные послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию, утвержденные Президентом доктрины, концепции и т.д. Наиболее значимыми для регулирования деятельности и организации СМИ представляются Концепция государственной информационной политики, Доктрина информационной безопасности, утвержденная Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 года, Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов, одобренная Президентом Российской Федерации 23 ноября 1995 года. Несмотря на то, что ни Доктрина, ни Концепции не могут считаться нормативными правовыми актами, поскольку не содержат правовых норм, их значение довольно велико и заключается, прежде всего, в том, что выработанные ими положения являются важной частью формирующейся государственной политики в области массовой информации. С их учетом происходит постепенная корректировка законодательного регулирования отношений в сфере массовой информации[24].

Таким образом, конституционные основы регулирования отношений в сфере организации и деятельности СМИ предопределяют формирование и развертывание в законодательстве о СМИ таких принципов, как недопустимость (запрет) цензуры, возможность ограничения свободы массовой информации только федеральным законом в строго определенных целях, недопустимость злоупотребления свободой массовой информации, но и задают основные направлении его развития. При этом важная роль в становлении соответствующего Конституции законодательства Российской Федерации о СМИ принадлежит актам Конституционного суда РФ. Нельзя игнорировать и влияние политических норм на процесс развития в России законодательного регулирования отношений в сфере массовой информации.

  1   2

Похожие:

Конституционно-правовое регулирование средств массовой информации: Россия и зарубежный опыт iconРоль и функции средств массовой информации в современном обществе
Конституционно-правовое регулирование организации и деятельности средств массовой информации
Конституционно-правовое регулирование средств массовой информации: Россия и зарубежный опыт iconПлан Понятие средств массовой информации Организация деятельности средств массовой информации
Правовое регулирование отношений в сфере организации и деятельности средств массовой информации
Конституционно-правовое регулирование средств массовой информации: Россия и зарубежный опыт iconРеспублики Узбекистан «О средствах массовой информации»
Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области создания, функционирования и прекращения деятельности средств...
Конституционно-правовое регулирование средств массовой информации: Россия и зарубежный опыт iconЗарубежный опыт правового регулирования миграционных процессов
Правовое регулирование как составная часть механизма реализации миграционной политики в современной России 7
Конституционно-правовое регулирование средств массовой информации: Россия и зарубежный опыт iconТеоретический вопрос. Правовое регулирование информационных отношений...
Особенности информационных правоотношений, возникающих при производстве, распространении и потреблении массовой информации
Конституционно-правовое регулирование средств массовой информации: Россия и зарубежный опыт iconПамятка о порядке участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов
Организациями, осуществляющими выпуск средств массовой информации, являются организации, осуществляющие теле-, радиовещание, и редакции...
Конституционно-правовое регулирование средств массовой информации: Россия и зарубежный опыт iconРезолюция международного семинара для средств массовой информации
Опыт Беларуси и международных организаций в преодолении последствий аварии на Чернобыльской аэс
Конституционно-правовое регулирование средств массовой информации: Россия и зарубежный опыт icon"Референдум: понятие, виды, конституционно-правовое регулирование, политическая роль"
Референдум: понятие, виды, конституционно-правовое регулирование, политическая роль
Конституционно-правовое регулирование средств массовой информации: Россия и зарубежный опыт iconОтечественный и зарубежный опыт регулирования инфляции и безработицы
Безработица и государственное регулирование занятости
Конституционно-правовое регулирование средств массовой информации: Россия и зарубежный опыт iconСтатья 30 Конституции Республики Таджикистан гарантирует каждому...
Настоящее пособие было издано Национальной ассоциацией независимых средств массовой информации Таджикистана (нансмит) при поддержке...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница