Сравнение законодательства в области средств массовой информации в странах Центральной Азии (2008 год)




Скачать 124.23 Kb.
НазваниеСравнение законодательства в области средств массовой информации в странах Центральной Азии (2008 год)
Дата публикации20.05.2014
Размер124.23 Kb.
ТипЗакон
skachate.ru > Информатика > Закон
Сравнение законодательства в области средств массовой информации в странах Центральной Азии (2008 год)
Данная сравнительная таблица отражает состояние законодательства в области средств массовой информации в странах Центральной Азии по состоянию на 2008 год. При ее разработке за основу была взята сравнительная таблица о состоянии законодательства о средствах массовой информации в странах СНГ и Прибалтики (2007 год), разработанная Институтом проблем информационного права (Москва). Информация, использованная в данной таблице, была любезно представлена юристами партнерских организаций Интерньюс в каждой из пяти стран Центральной Азии.

Целью проведения сравнительного анализа было определить уровень развития национального законодательства в этих государствах в контексте юридических гарантий обеспечения свободы массовой информации, проследить тенденции развития права СМИ, сравнить темпы и вектор развития благоприятной для свободного развития СМИ среды.

В качестве критериев гарантий свободы массовой информации было выбрано наличие или отсутствие законодательных гарантий различных аспектов деятельности СМИ. Всего было отобрано тридцать пять наиболее существенных для масс-медиа вопросов, среди которых: закрепление в конституции принципа свободы массовой информации; конституционный запрет цензуры; закрепление в конституции принципов легитимного ограничения свободы массовой информации; закрепление в законодательстве права доступа к информации государственных органов; закрепление в законодательстве права доступа к заседаниям государственных органов; наличие закона о телерадиовещании; наличие закона об общественном телевидении; наличие закона о защите профессиональной деятельности журналистов; характер процедуры регистрации СМИ (уведомительный или разрешительный), существование государственной системы фильтрации с возможностью блокирования контента (содержания) отдельных веб-сайтов в Интернете; существование, утвержденного нормами законодательства, модельного кодекса профессиональной этики для журналистов, отсутствие уголовной ответственности за клевету и (или) оскорбление в отношении граждан и отдельно — в отношении представителей власти и главы государства и др. Положительный балл присваивался в одних случаях за наличие законодательного регулирования, например, если в государстве присутствовал закон о телерадиовещании, в других случаях — за отсутствие такого регулирования, например, когда в уголовном кодексе той или иной страны не предусматривалось ответственности за клевету.

Как видно из таблицы, максимального количества баллов не набрало ни одно из исследуемых государств. Лидером рейтинга наиболее либерального для масс-медиа законодательства стал Кыргызстан (25 балла), на втором месте - Узбекистан (22). Степень свободы средств массовой информации в этих странах с точки зрения законодательного регулирования является высокой по сравнению с остальными странами в Центральной Азии.

На третьем месте расположились Казахстан и Таджикистан, которые получили по 19 баллов. Значительно отстает от своих соседей в темпе создания гарантий свободы массовой информации Туркменистан, который набрал лишь 10 баллов.

Разумеется, наличие того или иного закона, не является гарантией свободы средств массовой информации. Более того, реальная ситуация в области СМИ (правоприменительная практика) в странах Центральной Азии часто разительно отличается того, что зафиксировано на бумаге – в законодательных актах той или иной республики. Однако, нельзя при этом умалять роль закона в обществе. Само наличие утвержденных национальным парламентом правовых норм (или же их отсутствие) означает установление определенных и долгосрочных правил поведения, по которым СМИ все же проще существовать, нежели в ситуации, когда такие правила меняются каждый день по усмотрению не ограниченных требованиями законов, а следовательно, неконтролируемых государственных чиновников.

В данной таблице не были затронуты вопросы, связанные с правоприменительной практикой в области СМИ, так как это должно стать предметом для самостоятельного исследования.

^ Рейтинг свободы СМИ в странах Центральной Азии
Казахстан – 19

Кыргызстан – 25

Узбекистан – 22

Таджикистан – 19

Туркменистан – 10
Таблица «Сравнительный анализ законодательства в области СМИ в странах Центральной Азии»

Индикаторы

Казахстан

Кыргызстан

Узбекистан

Таджикистан

Туркменистан

1. Закрепление в конституции принципа свободы массовой информации (есть +, нет —)

+

+

+

+

+

2. Конституционный запрет цензуры

(есть +, нет —)

+

-

+

+

-

3. Закрепление в конституции принципов легитимного ограничения свободы массовой информации (есть +, нет —)

+

+

+

+

-

4. Закрепление в законодательстве права доступа к информации государственных органов (есть +, нет —)

+

+

+

+

+

5. Закрепление в законодательстве права доступа к заседаниям государственных органов

(есть +, нет —)

+

+

+ 1

+

+

6. Наличие закона о телерадиовещании.

(есть +, нет —)

-

+

-

+

-

7.Наличие закона об общественном телевидении (есть +, нет —)

-

-

-

-

-

8. Наличие закона о защите профессиональной деятельности журналистов (есть +, нет —)

-

+

+

-

-

9. Уведомительный характер регистрации СМИ

(есть +, нет —)

-

-

-

-

-

10. Наличие нормативных (квалификационных) требований при регистрации СМИ, представляющих собой неоправданное вмешательство в свободу массовой информации (есть -, нет +)

-

+

+

-

+

11. Закрепление в законодательстве презумпции, что приостановление и (или) прекращения деятельности СМИ может быть законным только на основании решения суда

(есть +, нет —)

+

+

+

+

-

12. Наличие перечня злоупотреблений свободы слова с указанием четких и ясных оснований для приостановления и прекращения деятельности СМИ в законодательстве

(есть +, нет —)

+

+

-

+

-

13. Наличие системы распределения государственного заказа и государственных закупок информационных услуг СМИ и (или) субсидирование или другие экономические преференции для СМИ (есть +, нет —)

+

-

+

-

+

Индикаторы

Казахстан

Кыргызстан

Узбекистан

Таджикистан

Туркменистан

14. Наличие системы лицензирования производства аудиовизуальной продукции

(есть -, нет +)

+

+

-

-

-

15. Наличие системы лицензирования издательской деятельности (есть -, нет +)

+

+

-

+

-

16. Наличие запрета на импорт продукции СМИ (есть -, нет +)

+

+

+2

+

-

17. Ограничение для иностранцев на владение (учреждение) средствами массовой информации (есть -, нет +)

-

-

+ 3

-

-

18. Наличие обязательных требований к языку частных СМИ (есть —, нет +)

-

+

+

+

+

19. Наличие специальных критериев для определения размеров возмещения морального вреда по делам о диффамации (есть +, нет —)

-

-

-

-

-

20. Наличие уголовной ответственности за клевету и (или) оскорбление в отношении граждан (есть —, нет +)

-

-

-

-

-

21. Наличие уголовной ответственности за клевету и (или) оскорбление в отношении представителей власти (есть —, нет +)

-

+

-

-

-

22. Наличие уголовной ответственности за клевету и (или) оскорбление в отношении главы государства (есть —, нет +)

-

+

-

-

-

23. Наличие государственной монополии на вещательные (электронные) СМИ

(есть —, нет +)

+

+

+ 4

-

-

24. Наличие государственной монополии на предприятия материально технического обеспечения деятельности СМИ (есть —, нет +)

+

+

+

-

-

25. Наличие норм антимонопольного законодательства в области СМИ (есть +, нет -)

-

+

+

+

-

26. Наличие запрета (ограничений) на непомерную концентрацию собственности в области СМИ в частном секторе (есть +, нет -)

-

+

+

+

-

27. Наличие независимого от государства консультативно-совещательного органа, осуществляющего работу в области распределения и использования радиочастотного спектра (есть +, нет -)

-

-

-

-

-

28. Наличие регламентации деятельности и процессуальных гарантий в процедуре получения лицензии на право осуществления деятельности по организации телерадиовещания (есть +, нет -)

+

-

+

+

-

29. Существование общественного органа осуществляющего досудебное рассмотрение информационных споров (есть +, нет -)

-

+

-

-

-

Индикаторы

Казахстан

Кыргызстан

Узбекистан

Таджикистан

Туркменистан

30. Существование обязательной государственной регистрации СМИ в Интернете (есть —, нет +)

+

+

-

+

+

31. Существование норм в законодательстве, регулирующих отдельные виды ответственности по делам о диффамации в Интернете (есть —, нет +)

+

+

+ 5

-

+

32. Существование нормативных правовых актов в области государственного регулирования Интернета (есть +, нет -)

+

-

+

+

+

33. Существование государственной системы фильтрации с возможностью блокирования контента (содержания) отдельных веб-сайтов в Интернете (есть —, нет +)


-


+

+ 6

+

-

34. Закрепление в законодательстве определенных сроков процедуры регистрации СМИ (есть +, нет -)

+

+

+

+

-

35. Существование, утвержденного нормами законодательства, модельного кодекса профессиональной этики для журналистов

(есть —, нет +)

+

+

+

+

+

^ Всего баллов

19

25

22

19

10




1 Только после аккредитации журналиста в соответствующем государственном органе.


2 Не допускается распространение телерадиопродукции зарубежных СМИ, противоречащей законодательству Республики Узбекистан.

3 Для этого иностранец должен быть резидентом в Республике Узбекистан, иметь постоянное местожительство в стране и соблюдать другие требования, чтобы отвечать критериям физического лица Узбекистана.

4 Несмотря на то, что монополизация СМИ запрещена законом, Национальная телерадиокомпания Узбекистана фактически является естественной монополией в сфере телерадиовещания. Сайт компании: http://www.mtrk.uz/.

5 Подпадает под общий правовой режим диффамации.

6 Официально такая фильтрация запрещена, однако Центр мониторинга в сфере массовых коммуникаций имеет такую возможность при сотрудничестве с другими уполномоченными органами.

Похожие:

Сравнение законодательства в области средств массовой информации в странах Центральной Азии (2008 год) iconО субрегиональном семинаре в области овос в странах Центральной Азии
Правительстве Кыргызской Республики при поддержке Федерального агентства по охране окружающей среды Швейцарии (foen) и Бернского...
Сравнение законодательства в области средств массовой информации в странах Центральной Азии (2008 год) iconДоклад "Ведение бизнеса 2009": Регион Восточной Европы и Центральной...
Запрет на распространение: Не подлежит распространению путем передачи в качестве новостей по проводной связи, размещения на веб-сайтах...
Сравнение законодательства в области средств массовой информации в странах Центральной Азии (2008 год) iconПлан Понятие средств массовой информации Организация деятельности средств массовой информации
Правовое регулирование отношений в сфере организации и деятельности средств массовой информации
Сравнение законодательства в области средств массовой информации в странах Центральной Азии (2008 год) iconРеспублики Узбекистан «О средствах массовой информации»
Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области создания, функционирования и прекращения деятельности средств...
Сравнение законодательства в области средств массовой информации в странах Центральной Азии (2008 год) iconРоль и функции средств массовой информации в современном обществе
Конституционно-правовое регулирование организации и деятельности средств массовой информации
Сравнение законодательства в области средств массовой информации в странах Центральной Азии (2008 год) iconМониторинг законодательства 18 августа 2008 года
О средствах массовой информации. Закон Республики Беларусь от 14 июля 2008 г №427-З
Сравнение законодательства в области средств массовой информации в странах Центральной Азии (2008 год) iconПункт 2 проекта повестки дня вопросы и сложности экономической статистики...
Целью этого документа является краткий обзор текущих вопросов и сложностей, связанных с национальными счетами, статистикой цен и...
Сравнение законодательства в области средств массовой информации в странах Центральной Азии (2008 год) iconПамятка о порядке участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов
Организациями, осуществляющими выпуск средств массовой информации, являются организации, осуществляющие теле-, радиовещание, и редакции...
Сравнение законодательства в области средств массовой информации в странах Центральной Азии (2008 год) iconДепартамент информации и печати
Совета Европы и международного сотрудничества в области средств массовой информации и новых средств массовых коммуникаций, в разработке...
Сравнение законодательства в области средств массовой информации в странах Центральной Азии (2008 год) iconКонкурс электронных и печатных средств массовой информации «За лучшее...
Порядок проведения и условия определения победителей Конкурса среди электронных и печатных средств массовой информации «За лучшее...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница