«ответственность за нарушение прав представителей сми. Ответственность представителей сми за нарушение законодательства о выборах»




Скачать 315.96 Kb.
Название«ответственность за нарушение прав представителей сми. Ответственность представителей сми за нарушение законодательства о выборах»
страница1/3
Дата публикации26.03.2013
Размер315.96 Kb.
ТипЗакон
skachate.ru > Информатика > Закон
  1   2   3
Алексей Геннадиевич ГОЛОВИН -
научный руководитель секции по вопросам информационного обеспечения выборов и референдумов ОНМКС при ЦИК России, кандидат юридических наук


«ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СМИ.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СМИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ВЫБОРАХ»


 

План:

1. Виды ответственности за нарушение законодательства о выборах и законодательства о средствах массовой информации.

2. Ответственность представителей СМИ за нарушение избирательного законодательства.

3. Ответственность за нарушение прав представителей СМИ в ходе подготовки и проведения выборов.

 

Воздействие средств массовой информации на избирателей, на формирование их электоральных предпочтений, а также на то или иное их отношение к институту выборов как таковому трудно переоценить. Организации, осуществляющие выпуск СМИ (далее – организации СМИ), журналисты, участвующие в освещении выборов, выполняют очень важную социальную миссию – способствуют обеспечению реализации права граждан на получение максимально полной, всесторонней информации об избирательных кампаниях, участвующих в них кандидатах и политических партиях, их программах.

Осознание своей особой роли должно налагать на представителей медиасообщества, участвующих в освещении избирательных кампаний, особую моральную ответственность за беспристрастное, объективное доведение до сведения избирателей информации о выборах, за профессиональное поведение при участии в информационном обеспечении выборов, лежащее полностью в рамках правового поля. В последние годы мы все настойчивее говорим о необходимости возрастания роли этических и профессиональных норм саморегуляции журналистского сообщества в регулировании отношений в области информационного обеспечения избирательного процесса.

Подчеркнем, что действующее законодательство о выборах не налагает чрезмерных обременений на организации СМИ и на журналистов. Правовые требования к организациям СМИ и участвующим в информационном сопровождении выборов журналистам обусловлены необходимостью обеспечения публичных интересов при проведении выборов в Российской Федерации как высшего непосредственного выражения власти народа и приоритетом всестороннего обеспечения избирательных прав граждан. Нормы действующего избирательного законодательства и законодательства о СМИ в их взаимосвязи позволяют в достаточной степени гарантировать права и законные интересы организаций СМИ и журналистов, участвующих в информационном обеспечении выборов.

В идеале избирательный и референдумный процесс должен проходить в рамках правовых предписаний и не «омрачаться» спорами и «наказаниями». Однако на практике эта идеальная модель не достигается, в ходе практически любой избирательной кампании возникают юридические споры и нередко выявляются нарушения положений законодательства о выборах и референдумах. Поэтому изучению юридической ответственности в этой сфере должно уделяться не меньшее чем другим темам курса внимание.

 

1. Виды ответственности за нарушение законодательства о выборах и законодательства о средствах массовой информации.

Общеобязательность норм права обеспечивается силой государственного принуждения, которая реализуется, в том числе, посредством применения мер юридической ответственности за нарушения правовых предписаний.

В самом общем виде юридическая ответственность сводится к обязанности лица, нарушившего требования правовых норм, претерпеть определяемые для него государством неблагоприятные последствия его неправомерного поведения. Под ответственностью в публично-правовой сфере понимается применение к правонарушителю уполномоченными органами и должностными лицами мер государственного принуждения1. Такие меры представляют собой определенные правовые ограничения личного либо имущественного характера и выступают в виде предусмотренных федеральным законодательством санкций.

Диапазон юридической ответственности за правонарушения в сфере выборов и референдумов весьма широк, он охватывает:

- специфическую конституционно-правовую (или же собственно электорально-правовую);

- уголовную;

- административную;

- гражданскую ответственность.

Все эти виды ответственности обладают соответствующим механизмом их применения и собственными особенностями, носят либо карательный, либо правовосстановительный характер, или же сочетают эти черты.

Применение тех или иных санкций и мер ответственности зависит от характера конкретных нарушений требований избирательного законодательства и степени их общественной опасности или общественной вредности.

В процессе применения мер юридической ответственности к определенному лицу складывается специфическое правоотношение, основанием возникновения которого является факт совершения этим лицом правонарушения.

Ответственность за нарушения установленных законодательством о выборах и референдумах порядка и правил информационного обеспечения избирательного (референдумного) процесса выступает, наряду с другими видами ответственности участников избирательного (референдумного) процесса, в качестве публично-правового средства обеспечения общественной потребности в правопорядке в ходе избирательной кампании.

^ 1. Конституционно-правовая ответственность рассматривается в науке как особый вид юридической ответственности, обладающий как общими признаками таковой, так и отличительными особенностями, обусловленными ее тесной связью с политической ответственностью и ярко выраженным публично-правовым характером2. Такая ответственность предусмотрена за нарушение конституционно-правовых норм, в частности, норм избирательного права, и налагается посредством применения к правонарушителю специфических санкций.

В аспекте избирательного процесса конституционно-правовая ответственность выступает, в том числе как избирательно-правовая, заключающаяся в применении специальных санкций публичного характера, поражающих допустивших правонарушения участников избирательного процесса в правах в рамках конкретной избирательной кампании. Примером конституционно-правовой ответственности за нарушения, в том числе в сфере информирования избирателей, участников референдума может служить специфическая санкция (приостановление выпуска СМИ), предусмотренная статьей 161 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» в отношении организаций, осуществляющих выпуск СМИ, подробнее о которой речь пойдет ниже.

^ 2. Уголовная ответственность, как известно, - самый серьёзный вид ответственности с карательными санкциями. В настоящее время в Уголовном кодексе присутствуют четыре связанные с электоральными и референдумными нарушениями статьи, закрепляющие в совокупности свыше 20 конкретных составов преступлений в сфере нарушения избирательных, референдумных прав граждан и требований законодательства о выборах, референдуме.

Статья 141 УК РФ устанавливает ответственность за воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, что корреспондирует принципам свободных выборов и независимости избирательных комиссий, которые относятся к основополагающим началам проведения демократических выборов, референдума в Российской Федерации.

Диспозиция названной статьи относит к объективной стороне данного преступления следующие деяния:

- воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме;

- нарушение тайны голосования;

- воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума;

- воспрепятствование деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума связанной с исполнением им своих обязанностей.

Необходимо отметить, что в этой связи существует проблема понимания конкретного содержания термина «воспрепятствование», являющегося ключевым в приведенных формулировках. Если физическое воспрепятствование однозначно можно квалифицировать как преступление по указанной норме, то в отношении психического, психологического воздействия на избирателя, участника референдума, например, путем систематического и массового распространения в разных формах и разными методами в ходе избирательной кампании (кампании референдума) призывов к неучастию в выборах (референдуме), к отказу от голосования однозначной уверенности с учетом существующей формулировки диспозиции нормы нет. Представляется, однако, что названные действия также должны охватываться данной нормой, поскольку психическое давление на гражданина зачастую не менее эффективно и действенно, чем физическое.

Статья 1411 УК РФ, исходя из принципа финансовой дисциплины в избирательном (референдумном) процессе, предусматривает ответственность за наиболее серьезные нарушения порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума.

Уголовно наказуемыми согласно нормам данной статьи признаются:

- передача кандидату, избирательному объединению в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств в крупных размерах, минуя соответствующий избирательный фонд;

- расходование в целях достижения определенного результата на выборах не перечисленных в избирательные фонды денежных средств в крупных размерах;

- передача кандидату, избирательному объединению в целях достижения определенного результата на выборах материальных ценностей в крупных размерах без компенсации за счет средств соответствующего избирательного фонда;

- выполнение оплачиваемых работ, реализация товаров, оказание платных услуг, прямо или косвенно связанных с выборами и направленных на получение определенного результата на выборах, осуществленные в крупных размерах без оплаты из соответствующего избирательного фонда или с оплатой из соответствующего избирательного фонда по необоснованно заниженным расценкам;

- передача инициативной группе по проведению референдума, иной группе участников референдума в целях достижения определенного результата на референдуме денежных средств в крупных размерах, минуя соответствующий фонд референдума;

- расходование в целях достижения определенного результата на референдуме не перечисленных в фонды референдума денежных средств в крупных размерах;

- передача инициативной группе по проведению референдума, иной группе участников референдума в целях достижения определенного результата на референдуме материальных ценностей в крупных размерах без компенсации за счет средств соответствующего фонда референдума;

- выполнение оплачиваемых работ, реализация товаров, оказание платных услуг, прямо или косвенно связанных с референдумом и направленных на выдвижение инициативы проведения референдума, на достижение определенного результата на референдуме, осуществленные в крупных размерах без оплаты из соответствующего фонда референдума или с оплатой из соответствующего фонда референдума по необоснованно заниженным расценкам;

- внесение пожертвований в крупных размерах в избирательный фонд, фонд референдума через подставных лиц.

Статья 142 УК РФ во исполнение принципа подлинности и нефальсифицированности выборов, референдума устанавливает ответственность за фальсификацию избирательных документов, документов референдума.

Уголовно наказуемыми по данной статье являются:

- любая фальсификация избирательной, референдумной документации, совершенная членом избирательной комиссии, комиссии референдума, уполномоченным представителем избирательного объединения, группы избирателей, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, кандидатом или уполномоченным им представителем;

- подделка подписей избирателей, участников референдума в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума или заверение заведомо подделанных подписей (подписных листов), совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо соединенные с подкупом, принуждением, применением насилия или угрозой его применения, а также с уничтожением имущества или угрозой его уничтожения, либо повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства;

- незаконное изготовление, а равно хранение либо перевозка незаконно изготовленных избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме.

Наказание за фальсификацию итогов голосования предусмотрено ст. 1421 УК РФ.

Объективную сторону этого преступления составляет совершение одного из следующих деяний:

- включение неучтенных бюллетеней в число бюллетеней, использованных при голосовании;

- представление заведомо неверных сведений об избирателях, участниках референдума;

- заведомо неправильное составление списков избирателей, участников референдума, выражающееся во включении в них лиц, не обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме или вымышленных лиц;

- фальсификация подписей избирателей, участников референдума в списках избирателей, участников референдума;

- замена действительных бюллетеней с отметками избирателей, участников референдума;

- порча бюллетеней, приводящая к невозможности определить волеизъявление избирателей, участников референдума;

- незаконное уничтожение бюллетеней;

- заведомо неправильный подсчет голосов избирателей, участников референдума;

- подписание членами избирательной комиссии, комиссии референдума протокола об итогах голосования до подсчета голосов или установления итогов голосования;

- заведомо неверное (не соответствующее действительным итогам голосования) составление протокола об итогах голосования;

- незаконное внесение в протокол об итогах голосования изменений после его заполнения;

- заведомо неправильное установление итогов голосования, определение результатов выборов, референдума.

Составы перечисленных преступлений, а также предусмотренные за их совершение санкции в целом схожи с установленными в уголовных законах многих стран. Например, названными статьями Уголовного кодекса РФ установлен максимальный размер штрафа в сумме 500 тыс. руб., а максимальный срок лишения свободы – пять лет. Приблизительно такую же картину можно увидеть в законодательстве США, где за весь спектр нарушений избирательных прав граждан предусмотрены наказания в виде штрафа (максимальный размер – до 5 тыс. долл.) и лишения свободы (максимальный срок до пяти лет)3. Более продолжительные сроки лишения свободы за нарушения требований законодательства о выборах предусмотрены, например, в Германии. Согласно § 107 Уголовного кодекса Германии за срыв выборов или воспрепятствование их проведению либо установлению их результатов путем физического насилия или угрозы его применения (или даже за покушение на совершение этого преступления) в особо тяжких случаях возможно наказание в виде лишения свободы на срок до 15 лет4.

^ 3. Административная ответственность – санкции за административные правонарушения в сфере выборов, в том числе за ряд составов нарушений в сфере информационного обеспечения выборов. Это – самый распространенный вид ответственности в рассматриваемой нами сфере.

Характерным является превалирование в данной сфере санкции имущественного характера – административного штрафа5.

Более подробно об этом виде ответственности мы скажем далее.

^ 4. Гражданско-правовая ответственность участников избирательного (референдумного) процесса регламентируется Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законодательными актами. Она может наступать, в частности, за причинение вреда достоинству личности, чести и доброму имени, деловой репутации, а также за посягательство на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, право на имя, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага.

Если, например, противоправной агитационной деятельностью субъекта избирательного процесса гражданину причинены физические или нравственные страдания (моральный вред) либо нарушены его личные неимущественные права, осуществлено посягательство на честь, достоинство, деловую репутацию, доброе имя, на принадлежащие ему другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации и иного предусмотренного законом возмещения указанного вреда (ст. 151 и 152 ГК РФ).

Гражданско-правовая ответственность также может наступать в сфере договорных отношений в избирательном (референдумном) процессе за неисполнение или ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по договорам (например, по договорам между кандидатами, избирательными объединениями и организациями телерадиовещания, редакциями периодических печатных изданий о предоставлении эфирного времени, печатной площади для проведения предвыборной агитации и другим договорам).

На практике встречаются случаи, когда в коллизию вступают публично-правовые и частно-правовые принципы, например, принцип равенства кандидатов и принцип свободы договора. Приведем пример возникновения и разрешения подобной коллизии.

Избирательный закон обязывает прессу соблюдать принцип равенства всех кандидатов. Но вместе с тем п. 4 ст. 52 гласит, что негосударственные печатные СМИ вправе отказать в предоставлении печатной площади. В комментариях ЦИК России к этому пункту говорится, что «редакции негосударственных периодических печатных изданий могут предоставить печатную площадь за плату одному участнику избирательного и референдумного процесса и отказать в таком предоставлении другому».

Отказ негосударственной организации СМИ в предоставлении печатной площади отдельному участнику избирательного процесса возможен до заключения договора, то есть, по сути, в форме отказа от заключения договора. В противном случае отказ будет являться нарушением уже заключенного договора, влекущим ответственность в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

5. Нарушители российского законодательства о выборах из числа военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, прокуратуры, таможенных органов, работников других ведомств, организаций СМИ, иных организаций и учреждений могут быть привлечены также к дисциплинарной ответственности.

 

2. Ответственность представителей СМИ за нарушение избирательного законодательства. 

Прежде всего, необходимо отметить, что согласно подпункту «ж» пункта 7 статьи 48 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об основных гарантиях) представителям организаций СМИ при осуществлении ими профессиональной деятельности запрещается проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, выпускать и распространять любые агитационные материалы.

При этом согласно пункту 21 указанной статьи действия, совершаемые при осуществлении представителями организаций СМИ профессиональной деятельности и указанные в подпункте «а» пункта 2 этой статьи6, признаются предвыборной агитацией в случае, если эти действия совершены с целью побудить избирателей голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них), а действия, указанные в подпунктах «б» - «е» пункта 2 данной статьи7, - в случае, если эти действия совершены с такой целью неоднократно.

Таким образом, для того, чтобы в действиях представителей организаций СМИ были усмотрены признаки предвыборной агитации, в них должна быть установлена специальная агитационная цель – склонить избирателей в определенную сторону, обеспечить поддержку или, напротив, противодействие конкретному кандидату, избирательному объединению8.

Перейдем к рассмотрению отдельных видов ответственности представителей СМИ за нарушение избирательного законодательства.

^ 1. Конституционно-правовая ответственность:

В отношении организаций, осуществляющих выпуск СМИ, которые допускают в ходе избирательной кампании неоднократные нарушения избирательного законодательства, установлена специальная мера конституционно-правовой ответственности. В соответствии со статьей 161 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» если в период избирательной кампании после вступления в силу решения суда о привлечении главного редактора или редакции радио- и телепрограммы, периодического печатного издания, иной организации, осуществляющей выпуск средства массовой информации, к административной ответственности за нарушение избирательного законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах этот главный редактор или эта организация допустит повторное нарушение, соответствующая избирательная комиссия вправе обратиться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий регистрацию средств массовой информации (Роскомнадзор), с представлением о приостановлении выпуска средства массовой информации, использованного в целях совершения указанных нарушений. Указанный орган в кратчайшие сроки осуществляет с привлечением заинтересованных лиц проверку фактов, изложенных в представлении, и обращается в суд с заявлением о приостановлении выпуска соответствующего средства массовой информации. Приостановление выпуска средства массовой информации по предусмотренным этой статьей основаниям осуществляется судом на срок до момента окончания голосования. При этом нарушением главным редактором или организацией, осуществляющей выпуск средства массовой информации, законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах признается нарушение названными лицами установленного порядка информирования избирателей, проведения предвыборной агитации, предусмотренное законодательством об административных правонарушениях.

Необходимо отметить, что на практике некоторые санкции, предусмотренные законодательством, зачастую не реализуются. Это относится, в частности, к статье 161 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации».

Например, в 2004 году Избирательная комиссия Краснодарского края направила в Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций постановление от 4 марта 2004 года № 397-П с представлением о приостановлении выпуска средства массовой информации ООО ТРК «Синтез-ТВ» на основании требований указанной статьи в связи с наличием трех вступивших в законную силу судебных решений о привлечении этой организации к административной ответственности за нарушение избирательного законодательства. Однако каких-либо надлежащих мер в отношении ООО ТРК «Синтез-ТВ» Министерство не приняло. ЦИК России обращалась в Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации с просьбой разобраться в сложившейся ситуации. Министерство дало ответ, из которого фактически следовало, что требования Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» не были выполнены в связи с упразднением МПТР России.

В подобных ситуациях приходится сталкиваться не с отсутствием надлежащего законодательного регулирования, а с недостатками правоприменения. В аспекте ответственности за нарушения избирательного законодательства довольно остро стоит именно названная проблема – проблема того, что санкции предусмотрены, но не всегда «работают». В связи с этим важной представляется задача совершенствования не столько законодательства, сколько правоприменительной практики.

На практике возникал также следующий вопрос: если суд принял решение о приостановлении выпуска электронного СМИ, означает ли это приостановление деятельности всего СМИ (отключение канала) либо речь идет о запрете выпуска конкретной телепередачи, в которой были допущены нарушения? На данный вопрос можно ответить следующим образом: приостановление выпуска электронного СМИ означает, что передачи иных электронных СМИ (теле-, радиопрограмм), выходящих на том же радиочастотном канале, где выпускалось приостановленное СМИ, по-прежнему могут выходить в эфир.

^ 2. Административная ответственность

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за ряд нарушений непосредственно в сфере информирования избирателей. Отметим те из них, которые нас интересуют в контексте данной темы.

Статья 5.5 Кодекса устанавливает санкции за нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов, референдумов. В соответствии с частью 1 названной статьи нарушение главным редактором, редакцией средства массовой информации, организацией, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, либо иной организацией, осуществляющей выпуск или распространение средства массовой информации, порядка опубликования (обнародования) материалов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, в том числе агитационных материалов, а равно нарушение в период избирательной кампании, кампании референдума порядка опубликования (обнародования) указанных материалов в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая сеть «Интернет») – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц – от десяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц – от трехсот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда.

Эта статья равно применима при нарушении правил опубликования (обнародования) как информационных, так и агитационных материалов. Следовательно, соответствующие санкции могут быть применены за нарушения в сфере информирования избирателей, участников референдума, например, за нарушение правил опубликования (обнародования) результатов опросов общественного мнения в порядке информирования избирателей, участников референдума.

  1   2   3

Похожие:

«ответственность за нарушение прав представителей сми. Ответственность представителей сми за нарушение законодательства о выборах» iconРеферат По предмету Избирательное право На тему: Ответственность...
Административная ответственность за нарушение законодательства РФ в сфере избирательных отношений 3
«ответственность за нарушение прав представителей сми. Ответственность представителей сми за нарушение законодательства о выборах» iconКурсовая работа по дисциплине «Трудовое право» на тему: «Ответственность...
«Ответственность нанимателей за нарушение трудового законодательства Республики Беларусь»
«ответственность за нарушение прав представителей сми. Ответственность представителей сми за нарушение законодательства о выборах» iconПредставленной работы «Ответственность за нарушение земельного законодательства»
Основные виды и признаки земельных правонарушений, влекущих юридическую ответственность правонарушителей
«ответственность за нарушение прав представителей сми. Ответственность представителей сми за нарушение законодательства о выборах» iconПредставленной работы Ответственность за нарушение земельного законодательства»
Основные виды и признаки земельных правонарушений, влекущих юридическую ответственность правонарушителей. 2
«ответственность за нарушение прав представителей сми. Ответственность представителей сми за нарушение законодательства о выборах» iconОтветственность нанимателя за нарушение законодательства о труде
Согласно ст. 465 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее тк) юридические и физические лица, виновные в нарушении законодательства...
«ответственность за нарушение прав представителей сми. Ответственность представителей сми за нарушение законодательства о выборах» iconИнформация об ответственности за нарушение избирательного законодательства
Нарушение установленного порядка опроса общественного мнения влечет административную ответственность по ст. 28 Коап рб. Незаконное...
«ответственность за нарушение прав представителей сми. Ответственность представителей сми за нарушение законодательства о выборах» iconОтветственность субъектов хозяйствования за нарушение законодательства...
...
«ответственность за нарушение прав представителей сми. Ответственность представителей сми за нарушение законодательства о выборах» iconОтветственность должностных лиц предприятий за нарушение законодательства Украины о труде
Конституции Украины. Согласно статье 265 кзот украины лица, виновные в нарушении законодательства о труде, несут ответственность...
«ответственность за нарушение прав представителей сми. Ответственность представителей сми за нарушение законодательства о выборах» icon2013 содержание
Ответственность за нарушение законодательства в сфере противодействия коррупции
«ответственность за нарушение прав представителей сми. Ответственность представителей сми за нарушение законодательства о выборах» iconКурсовая работа
Ii. Ответственность за нарушение законодательства Российской федерации о рекламе

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница