Угринович Н. Д. Информатика и икт: учебник для 8 класса / Н. Д. Угринович. 2-е изд., испр




Скачать 203.4 Kb.
НазваниеУгринович Н. Д. Информатика и икт: учебник для 8 класса / Н. Д. Угринович. 2-е изд., испр
Дата публикации03.05.2014
Размер203.4 Kb.
ТипУчебник
skachate.ru > Информатика > Учебник
М и н и с т е р с т в о о б р а з о в а н и я и н а у к и Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

Д е п а р т а м е н т о б р а з о в а н и я К и р о в с к о й о б л а с т и

Кировское областное государственное оздоровительное образовательное казенное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении

«Кирово - Чепецкая санаторная школа - интернат»

Согласовано Утверждено

_______________ _______________

_______________ _______________

_______________ _______________

Рабочая программа учебного курса

«Информатика и ИКТ»

для 8 класса

Составитель: учитель информатики и ИКТ

Феофилактова Любовь Михайловна

2012-2013 учебный год

^ Пояснительная записка

  1. Актуальность

Курс информатики в 8 классе нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовы­вать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планиро­вать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы. Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить уча­щихся с современными информационными технологиями.

Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональ­ных ПК и программных средствах.

  1. ^ Нормативные документы

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы  Угриновича Н.Д.  с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.

3. Изучение базового курса информатики рекомендуется проводить на второй ступени общего образования.  В Федеральном базисном учебном плане предусматривается выделение 34 учебных часа (1 раз в неделю) на изучение курса «Информатика и ИКТ» в основной школе.

Преподавание обновленного курса «Информатика и ИКТ» ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

·  Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. – 2-е изд., испр.– М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009 г.

  1. Цели и задачи программы

Цели:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об инфор­мации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помо­щью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее ре­зультаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих спо­собностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной инфор­мации;

• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, даль­нейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основные задачи программы:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;

  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;

  • научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;

  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;

  • сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.



5. Содержание курса информатики и ИКТ 8 класс

1. Информация и информационные процессы – 8 ч

Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы.  Информация и информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.

Практические работы:

Практическая работа № 1 «Вычисление количества информации с помощью калькулятора».

Практическая работа № 2 «Тренировка ввода текстовой и цифровой информации с клавиатуры».

 ^ 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации – 11 ч

Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память.  Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с  файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера.  Операционная система.  Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана  программ и данных. Защита информации.  Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы

Защита информации.

Практические работы:

Практическая работа № 3 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».

Практическая работа № 4 «Форматирование, проверка и дефрагментация дискет».

Практическая работа № 5 «Определение разрешающей способности мыши».

Практическая работа № 6 «Установка даты и времени».

Практическая работа № 7 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».

 

^ 3. Коммуникационные технологии – 14 ч

Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть. Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина. Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.

Практические работы:

Практическая работа № 8 «Предоставление доступа к диску на компьютере в локальной сети».

Практическая работа № 9 «Подключение к Интернету».

Практическая работа № 10 «География Интернета».

Практическая работа № 11 «Путешествие по Всемирной паутине».

Практическая работа № 12 «Работа с электронной Web-почтой».

Практическая работа № 13 «Загрузка файлов из Интернета».

Практическая работа № 14 «Поиск информации в Интернете».

Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

 

^ 4. Итоговое повторение 2 ч

6. Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или  компьютерных практических заданий  рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и  направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.

Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.

 ^ Формы текущего контроля знаний, умений, навыков;
промежуточной и итоговой аттестации учащихся


Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-35 минут.

^ Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования,  выполнения зачетной практической работы.

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения.

^ 7. Основные содержательные линии ГОС НРК, соединенные с требованиями и содержательными линиями ГОСа по предмету «Информатика»:

Составляющие качества образо­ванности

ФК и НРК

Предметно- информационная

ФК В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен знать/понимать:

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

  • программный принцип работы компьютера;

  • назначение и функции используемых информационных и коммуникацион­ных технологий.




НРК

Знать основные санитарно-гигиенические и эргономические требования к компьютеризированному рабочему месту, позволяющие сохранить здоро­вье при работе на компьютере

Знать основные источники получения графической информации о регионе

Знать растительный и животный мир Среднего Урала

Знать основные источники получения информации по истории развития Урала

Деятелъностно- коммуникативная

ФК В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен уметь:

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, чис­лами, списками; проверять свойства этих объектов;

  • оперировать информационными объектами, используя графический ин­терфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, пользоваться меню и окнами, справочной системой;

  • создавать информационные объекты, в том числе:

  • структурировать текст, используя приемы редактирования и форма­тирования;

  • создавать и использовать различные формы представления информа­ции: формулы, графики, таблицы; переходить от одного представления данных к другому;

  • создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объ­екта с использованием основных операций графического редактора Paint;

  • создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию в некомпьютерных источниках информации (спра­вочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудо­ванием (принтером); следовать требованиям техники безопасности, ги­гиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами ин­формационных и коммуникационных технологий.

НРК

Уметь вести себя в компьютерном классе в соответствии с правилами техники безопасности и гигиеническими нормами Уметь использовать различные источники информации для повышения эффективности образования и самообразования

^ 8. Литература и средства обучения

Учебно-методический комплект:

  1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2009.

  2. Угринович Н.Д. Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: БИНОМ Лабор. знаний, 2006.

  3. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 8-11 кл.: методическое пособие. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

Дополнительная литература:

  1. Залогова Л.А. и др. Сборник задач по курсу информатики. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.

  2. Босова Л.Л. и др. Обработка текстовой информации: Дидактические материалы.- М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2007.

  3. Богомолова О.Б. Практические работы по MS Excel на уроках информатики. – М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2007.

  4. Информатика. Задачник-практикум в 2 т./Под ред. Г. Семакина, Е.К. Хеннера. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2007



Цифровые образовательные ресурсы:

  1. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. – М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2008.

  2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru.


^ 9. Ключевые компетенции по предмету информатика

Общепредметные компетенции

8 класс

Коммуникативная компетенция

Умение работать с устной информацией. Понимание ее смыслового содержания

Владение приёмами действий в ситуациях общения.

^ Информационные компетенции

Знание основных каналов информации (учебники, справочники, энциклопедии, телевидение, Интернет и др.).

Знание основ работы с МК.

Умение находить требуемую информацию в различных источниках (словари, справочники, Интернет и др.).

Умение оценивать и отбирать полученную информацию для решения задач.

Понимание значения информации для человеческой деятельности.

^ Учебно-познавательные компетенции

Умение планировать деятельность при подготовки конспекта.

Умение оценивать правильность решения задач.

Умение формулировать выводы, описывать результаты.


В результате изучения информатики и ИКТ  ученик должен

знать/понимать

· виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

· единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

· основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

· программный принцип работы компьютера;

· назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

· выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

· оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

· оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

· создавать информационные объекты, в базе данных;

· искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

· пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);

· проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

· создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

· организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

· передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

^ Календарно-тематическое планирование




^ Тема урока

Практическое занятие

Тип урока

Дата проведения уроков

^ Глава 1. Информация и информационные процессы (7 часов) Учащиеся должны – знать виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации, единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации, уметь решать задачи на измерение информации




Техника безопасности в кабинете информатики. Информация в живой и неживой природе. НРК Способы сохранения здоровья в различных ситуациях




Урок ознакомл. с нов. материалом






Информация в обществе и технике.




Комбинированный урок






^ Практическая работа № 1.2 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».




Урок применения знаний и умений






Кодирование информации с помощью знаковых систем.




Урок ознакомл. с нов. материалом






Количество информации. Определение количества информации.


Практическая работа № 1.1. «Перевод единиц измерения количества информации»

Урок ознакомл. с нов. материалом






Алфавитный подход к определению количества информации. Решение задач по теме «Количество информации».




Комбинированный урок






Контрольная работа № 1. «Количество информации».




Контроль знаний и умений




Глава 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации (9 часов).

Учащиеся должны – знать программный принцип работы компьютера, уметь пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием.



Устройство компьютера. НРК Различные условия безопасной эксплуатации ПК




Урок ознакомл. с нов. материалом






Процессор, память.

Практическая работа № 2.2. «Форматирование дискеты».

Урок ознакомл. с нов. материалом






Устройства ввода и вывода.


Практическая работа № 2.3. Определение разрешающей способности мыши».

Урок ознакомл. с нов. материалом






Файлы и файловая система.




Урок ознакомл. с нов. материалом






Работа с файлами и дисками.


Практическая работа № 2.1 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».

Комбинированный урок






Программное обеспечение компьютера.

НРК Правовая охрана программ и данных.




Комбинированный урок






Графический интерфейс операционных систем


Практическая работа 2.4. «Установка даты и времени».

Комбинированный урок






Компьютерные вирусы и антивирусные программы.

НРК Защита информации.

Практическая работа № 2.5. «Защита от вирусов».

Комбинированный урок






Контрольная работа № 2. «Компьютер как универсальное устройство обработки информации».




Контроль знаний и умений




^ Глава 3. Коммуникационные технологии (19 часов)

Учащиеся должны – знать назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий, уметь искать информацию с применением правил поиска в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам



Техника безопасности в кабинете информатики. Передача информации.




Решение задач






Локальные компьютерные сети.

.

Практическая работа № 3.1. «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети

Урок ознакомл. с нов. материалом






Глобальная компьютерная сеть Интернет.


Практическая работа № 3.2. «Подключение к Интернету».

Практическая работа № 3.3. «География» Интернета».

Комбинированный урок






Всемирная паутина. Электронная почта.


Практическая работа № 3.4. «Путешествие во всемирной паутине».

Практическая работа № 3.5. «Работа с электронной Web-почтой».

Комбинированный урок






Файловые архивы.

Практическая работа № 3.6. «Загрузка файлов из Интернета».

Комбинированный урок






Информационные ресурсы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете.




Комбинированный урок






Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете.

Практическая работа № 3.7. «Поиск информации в Интернете».

Комбинированный урок






Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы.




Урок ознакомл. с нов. материалом






Форматирование текста на Web-странице.




Урок ознакомл. с нов. материалом






Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах.




Урок ознакомл. с нов. материалом






Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.




Комбинированный урок






«Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

Практическая работа № 3.8.

Урок применения знаний и умений






«Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

Практическая работа № 3.8.

Урок применения знаний и умений






«Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

Практическая работа № 3.8.

Урок применения знаний и умений






«Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

Практическая работа № 3.8.

Урок применения знаний и умений






Контрольная работа № 3 «Коммуникационные технологии».




Контроль знаний и умений






Повторение по теме «Информация и информационные процессы»




Комбинированный урок






Повторение по теме «Компьютер как универсальное устройство для обработки информации»




Комбинированный урок




Похожие:

Угринович Н. Д. Информатика и икт: учебник для 8 класса / Н. Д. Угринович. 2-е изд., испр iconРабочая программа по информатике и икт 10 класс учителя моу «сош с. Сосновка» Гориной Е. А
Информатика и икт. Базовый уровень: учебник для 10 класса /Угринович Н. Д. – М. Бином, 2009
Угринович Н. Д. Информатика и икт: учебник для 8 класса / Н. Д. Угринович. 2-е изд., испр iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе авторской...
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Н. Д. Угриновича с использованием учебника «Информатика и икт: учебник...
Угринович Н. Д. Информатика и икт: учебник для 8 класса / Н. Д. Угринович. 2-е изд., испр iconРабочая программа учебного курса «Информатика и икт»
Л. Л. Босовой с использованием учебника «Информатика и икт: учебник для 6 класса» Л. Л босова. Бином, лаборатория знаний, 2008
Угринович Н. Д. Информатика и икт: учебник для 8 класса / Н. Д. Угринович. 2-е изд., испр iconРабочая учебная программа базового курса «Информатика»
«Информатика» для 5 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе авторской программы Л. Л. Босовой с использованием...
Угринович Н. Д. Информатика и икт: учебник для 8 класса / Н. Д. Угринович. 2-е изд., испр iconКурс «Информатика и икт» на основе умк матвеевой Н. В. «Информатика»...
...
Угринович Н. Д. Информатика и икт: учебник для 8 класса / Н. Д. Угринович. 2-е изд., испр iconКонспект урока для 5 класса Тема: «Текст как форма представления информации»
...
Угринович Н. Д. Информатика и икт: учебник для 8 класса / Н. Д. Угринович. 2-е изд., испр iconСписок літератури
Агаджанян Н. А. Основы физиологии человека [Текст] : учебник / Н. А. Агад-жанян [и др.]; 2-е изд, испр. – М.: Изд-во рудн, 2001....
Угринович Н. Д. Информатика и икт: учебник для 8 класса / Н. Д. Угринович. 2-е изд., испр iconСемакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. Информатика...
...
Угринович Н. Д. Информатика и икт: учебник для 8 класса / Н. Д. Угринович. 2-е изд., испр iconПояснительная записка к рабочей программе по информатике в 9 классе
Настоящая рабочая программа разработана на основе государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного...
Угринович Н. Д. Информатика и икт: учебник для 8 класса / Н. Д. Угринович. 2-е изд., испр iconРабочая программа учебного курса «Информатика и икт»
Рабочая программа учебного предмета «Информатика и икт» для 9 класса составлена на основе

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница