Нп «Центр техногенных искусств и ремесел»




Скачать 350.26 Kb.
НазваниеНп «Центр техногенных искусств и ремесел»
страница1/4
Дата публикации11.04.2014
Размер350.26 Kb.
ТипРеферат
skachate.ru > Информатика > Реферат
  1   2   3   4


Зеленоградский АО г. Москвы



Уроки компьютерной грамотности для пожилых

«Связь поколений»
Лянгасов С.И.



НП «Центр техногенных искусств и ремесел»
Москва

2013

Предисловие
Брошюра «Уроки компьютерной грамотности для пожилых. Связь поколений» подготовлена в рамках проекта, поддержанного Комитетом общественных связей г. Москвы в 2013 году.
Данная работа является первой в серии брошюр, включающих самые последние методические разработки по компьютерной грамотности, которые не публиковались нигде ранее. Серия включает:

  • Портал государственных услуг и личные кабинеты (Сбербанк, МТС, ЖКХ)

  • Карты юридической защиты (практика студентов юридических специальностей)

  • Кардиоурок

  • Удаленный мониторинг здоровья и информационно-волновая медицина


Серия брошюр предназначена для тех, кто занимается организацией обучения или проводит занятия по компьютерной грамотности для пожилых. Эта серия также будет полезна всем осваивающим компьютерную грамотность на компьютерных курсах или самостоятельно.
Серия будет пополняться новыми брошюрами по мере их появления.
Введение
Если кто-то думает, что компьютерная грамотность для пожилых – это Word, Excel, электронная почта и поиск в Интернете, то он заблуждается. Все уже давно не так, вернее не совсем так. И этому есть корректное объяснение.
Во-первых, государство ускоренными темпами переходит на электронные способы взаимодействия с населением и людям старшего возраста никак нельзя отставать. Это порталы органов исполнительной власти с виртуальными приемными, и электронные государственные услуги, и личные кабинеты на сайтах мобильных операторов, и запись на прием к врачу через Интернет, и сайты по услугам ЖКХ, для ввода показаний индивидуальных приборов учета расхода электроэнергии, горячей и холодной воды. Это и современные технологии по оказанию юридических услуг, в том числе и бесплатных, с использованием баз знаний … Простое перечисление того, какие компьютерные знания необходимы современному пожилому человеку, чтобы не чувствовать себя обделенным в информационном плане, займет целую страницу.
Во-вторых, появляются совершенно новые электронные устройства (гаджеты, смартфоны, планшеты и т.д.), которые более комфортны в использовании пожилыми людьми и которые тоже необходимо осваивать.
В-третьих, объединяя первое и второе, в нашу жизнь входят программно-аппаратные измерительные комплексы, которые стыкуются с любым компьютером, и позволяют не только измерить температуру тела, содержание сахара в крови, давление, пульс, но и общефизическое состояние организма в целом, а многофункциональные физиотерапевтические приборы помогут и здоровье поправить: быстро снять боль, оказать скорую помощь, восстановить организм после стресса или больших нагрузок. Причем для использования этих приборов не требуются специальные медицинские знания, т.к. в управлении они не сложнее электрического чайника, да и предназначены для бытового применения.
И, наконец, в-четвертых, следующим этапом компьютерной грамотности станет удаленный мониторинг здоровья с использованием облачных сервисов, когда квалифицированные специалисты будут контролировать состояние здоровья пожилых людей и вовремя давать необходимые рекомендации. Технические средства это позволяют делать уже сейчас.
Везде далее будем рассматривать компьютерную грамотность для пенсионеров и ветеранов как Проект, цель которого - устранение информационного неравенства для ветеранов и лиц старшего поколения путем организации занятий по компьютерной грамотности с привлечением подростков в качестве консультантов на период временного трудоустройства в свободное от учебы время.
^ Как все начиналось
Компьютерная грамотность (Computer literacy) - овладение минимальным набором знаний и навыков работы на персональном компьютере. Рассматривается сегодня как мастерство столь же необходимое, как чтение и письмо.
В настоящее время появился новый вид социальной незащищенности - информационное неравенство, которое проявляется в неумении использовать компьютерную технику и в недостаточной возможности получения информации.
Первые занятия по компьютерной грамотности для пенсионеров и ветеранов в Зеленограде были проведены осенью 2003 года и сразу же стали популярными.




А началось все с того, что к нам обратились блокадники Ленинграда, проживающие в г. Зеленограде, с просьбой обучить их работать на компьютере и в Интернете. Вот имена первых «учеников»:

  1. Королькевич Виталий Афанасьевич

  2. Краснов Зинюр Усманович

  3. Сергеев Владимир Зоевич

  4. Стенюков Иван Михайлович

  5. Цветков Анатолий Иванович


Тогда у нас еще не было своего класса, и занятия проходили в помещении Единого Информационно-Расчетного Центра (ЕИРЦ) Зеленоградского АО г. Москвы в корпусе 1105, где были установлены компьютеры и организованы учебные места.
А вот те, кто были первыми консультантами: Балашов Александр и Латченков Сергей.




Эта деятельность с самого начала была поддержана управой Панфиловского района г. Москвы. В то время главой управы был Чеботарев А.В. (ныне заместитель префекта ЗелАО г. Москвы), а его заместителем по социальным вопросам – Глебова Н.П. (сейчас Надежда Павловна возглавляет Управление социальной защиты населения района Старое Крюково г. Москвы). С их «легкой руки» и была запущена «компьютерная грамотность для пожилых». К слову сказать, и все другие наши «начинания» впервые проходили апробацию в Панфиловском районе, а уже потом получали широкое распространение.
В 2004 году проект «Компьютерная грамотность для ветеранов войны и труда» получил грант Комитета общественных связей г. Москвы, а в 2007 году компьютерная грамотность вышла за границы Зеленограда в Центральный округ столицы, и проект был реализован в управе Таганского района города Москвы.
Заметим, что «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации» появилась только в 2008 году, и с этого же года действует Социальная программа «Бабушка и Дедушка онлайн» массового бесплатного обучения компьютерной грамотности пожилых людей, которая реализуется Межрегиональной общественной организацией «Ассоциация ветеранов, инвалидов и пенсионеров» совместно с партнерами. За 5 лет реализации программы создано 139 центров компьютерного обучения в 59 регионах РФ, прошли обучение более 21 тыс. представителей «серебряного возраста».
В Москве только за 2012 год компьютерной грамотностью овладело более 10 тыс. человек старшего поколения. Обучением пожилых людей работать на компьютере очень активно занимается в столице Департамент социальной защиты населения. Большое участие в этой работе принимают районные библиотеки, некоммерческие объединения и учреждения образования. На их долю, из общего количества обученных пришлось 3 тыс. человек. В нашей организации в 2012 году компьютерную грамотность освоили 140 пенсионеров, при этом очередь желающих пройти обучение не уменьшилась.
С каждым днем москвичам становятся доступны все новые виды электронных сервисов и услуг. Запланировано перевести большую часть государственных услуг в отношении старшего поколения в электронный вид. Например, уже создан и функционирует Портал муниципальных и государственных услуг www.pgu.mos.ru и необходимо разъяснять жителям, как этим Порталом правильно пользоваться.
В настоящее время остро встает вопрос о том, чтобы вести эту работу системно и более целенаправленно. В этой связи необходимо представить саму компьютерную грамотность как набор оказываемых услуг. Например, базовый курс, разовые консультации, настройка базового курса на пожелания пользователя. Необходимо учитывать формы проведения занятий. Например, занятия в компьютерном классе или индивидуальные занятия на дому. Более того, некоторые занятия могут быть представлены сами как отдельные услуги. Например, создание или пополнение кардиофайла и отправка его специалистам для последующего анализа, настройка онлайн-сервисов и т.д. Под каждую такую услугу необходимо разработать свой регламент ее реализации с учетом особенностей благополучателей. Оформленные подобным образом услуги могут быть платными и оказываться другим категориям граждан, которые в них нуждаются.
^ Программа занятий
Те, кто утверждают, что "нет различия между компьютерной грамотностью для подростка и для пенсионера", видимо никогда не слышали о такой науке, как "Андрагогика". Андрагогика (от гр. aner, andros — взрослый мужчина, зрелый муж + ago — веду): отрасль педагогической науки, раскрывающая теоретические и практические проблемы обучения, воспитания и образования взрослого человека в течение всей его жизни.
В 1970 г. М.Ш. Ноулс издал фундаментальный труд по андрагогике «Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики». В нем он сформулировал основные положения андрагогики:

  • взрослому человеку, который обучается, — обучающемуся (а не обучаемому) принадлежит ведущая роль в процессе обучения;

  • он, являясь сформировавшейся личностью, ставит перед собой конкретные цели обучения, стремится к самостоятельности, самореализации, самоуправлению;

  • взрослый человек обладает профессиональным и жизненным опытом, знаниями, умениями, навыками, которые должны быть использованы в процессе обучения;

  • взрослый ищет скорейшего применения полученным при обучении знаниям и умениям;

  • процесс обучения в значительной степени определяется временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами, которые либо ограничивают, либо способствуют ему;

  • процесс обучения организован в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего на всех его этапах.


Пожилым людям психологически довольно сложно учиться по тем же программам и в одних и тех же группах с молодежью. Кроме того, почтенный возраст ограничивает возможности пенсионеров по быстрому освоению сложной цифровой техники. Именно поэтому учебная программа, по которой проводится обучение пенсионеров компьютерной грамотности, имеет свою специфику.
Программа занятий составлена с учетом возрастных особенностей и постоянно корректируется. Так, например, если в 2003 году создание своей персональной страницы слушатели выполняли за два-три занятия, то теперь практически все делают это за одно, даже те, кто начинает заниматься с «нуля». А когда в наших компьютерных классах появился Интернет, были добавлены занятия по поиску, электронной почте, а также знакомству с порталами исполнительной власти города Москвы, социальной защиты, ЖКХ.
Программа основана на принципе вариативности, позволяющем гибко выстраивать образовательный маршрут, и имеет практическую направленность.
В рамках программы допускается проведение занятий со смешанным, сменным, переменным контингентом, занятия по звеньям в составе 5-8 человек. Общая учебная нагрузка на одного обучаемого не превышает 6 учебных часов в неделю. Часть тем может изучаться с использованием дистанционных технологий (например, вебинаров).
В структуру программы включены:

  • Темы, освещающие основные вопросы информационных и цифровых технологий.

  • Темы, связанные с Интернетом и возможностями, которые он предоставляет пользователям.

  • Темы по новым информационным технологиям, которые прекрасно демонстрируют, что с помощью компьютера, можно не только обрабатывать тексты, выходить в Интернет, играть, но и оздоравливаться, а также решать юридические проблемы


Расширение тематики занятий связано с тем, что, например, вопросов по здоровью у наших подопечных гораздо больше, чем по компьютерам, хотя и по компьютерам тоже хватает. Темы по новым информационным технологиям позволяют не только знакомить слушателей с передовыми новинками и разработками, но и привлекать самих производителей и разработчиков к учебному процессу.
^ Учебно-тематический план


Номер и

название раздела

Название темы

Количество учебных часов

Теория

Практика

Всего

  1. Начальная

компьютерная грамотность


    1. Основные части компьютера и их назначение.

1

1

2

    1. Текстовый редактор Word. Общие возможности. Создание персональной странички




2

2

    1. Создание страницы «Рецепт любимого блюда». Многоуровневый список. WordArt




2

2

    1. Запись информации на флешкарту памяти. Перенос информации с одного компьютера на другой.




1

1

    1. .Схемы и диаграммы, тренинг навыков работы с мышью.




1

1

    1. Создание электронных таблиц Excel.




2

2

Всего по разделу 1:




9

9

2. Основы Интернета


    1. Интернет. Общие сведения.




1

1

    1. Поисковые системы в Интернете, поиск информации в Яндекс




1

1

    1. Электронная почта.




2

2

    1. Программа Skype.




1

1

    1. Виртуальная приемная. Порталы исполнительных органов власти.




1

1

    1. Информационные ресурсы социальной защиты.




1

1

    1. Информация по коммунальным платежам на сайте www.gu-is.ru




1

1

    1. Портал государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы www.pgu.mos.ru.




2

2

    1. Регистрация и работа в личном кабинете Мосэнергосбыт (ввод данных по счетчику на электричество)




1

1

Всего по разделу 2:

1

11

12

  1. Новые информационные технологии




    1. Урок на кардиотренажере




1

1

3.2. Юридическая профилактика

1

1

2

Всего по разделу 3:

1

2

3

Итого:

2

22

24


Содержание тематического планирования
Раздел 1. Компьютерная грамотность
  1   2   3   4

Похожие:

Нп «Центр техногенных искусств и ремесел» iconГоу спо «Череповецкое областное училище искусств и художественных ремёсел им. В В. Верещагина»
Олимпиада по истории изобразительного искусства в детских художественных школах и школах искусств
Нп «Центр техногенных искусств и ремесел» icon«энциклопедия, или толковый словарь наук, искусств и ремесел» (статья «Человек»)
Татьяны Мосачихиной – 40 «Педагогика дистанционного образовательного взаимодействия»
Нп «Центр техногенных искусств и ремесел» iconПрограмма Международной научной конференции авангард и культуры:...
Кафедра искусств и Центр визуальных искусств и медиа Государственного института управления и социальных технологий Белорусского Государственного...
Нп «Центр техногенных искусств и ремесел» iconБоу спо во «Череповецкое училище искусств и художественных ремесел...
Кроме выше названных технологий обучения, я считаю, что   эффективным  средством  повышения мотивации к предмету у обучающихся является ...
Нп «Центр техногенных искусств и ремесел» iconДоклад «Развитие духовно нравственных качеств подростков в условиях...
Жизни. Тем более важную роль в воспитании подрастающего поколения играет наше учебное заведение – колледж–интернат «Центр искусств...
Нп «Центр техногенных искусств и ремесел» iconПроект положения о городских «Самойловских чтениях»
«Самойловские чтения» проводятся ежегодно в честь Самойлова И. Д., основателя архитектурно-этнографического музея под открытым небом...
Нп «Центр техногенных искусств и ремесел» iconРекомендации по осуществлению образовательной деятельности в детских...
ФЗ, в детских школах искусств, в том числе по различным видам искусств (далее по тексту – образовательные учреждения), реализуются...
Нп «Центр техногенных искусств и ремесел» iconКонкурс на лучший дизайнерский предмет на основе традиционных ремесел
Организаторы фестиваля «дизайн-реформа» предлагают Вам принять участие в конкурсе на лучший дизайнерский предмет основе традиционных...
Нп «Центр техногенных искусств и ремесел» iconИнструкция носит временный характер в связи с необходимостью апробации...
...
Нп «Центр техногенных искусств и ремесел» iconДоговор о совместной деятельности между муниципальным казённым дошкольным...
«Центр развития ребенка – детский сад №7» и муниципальным казённым образовательным учреждением дополнительного образования детей...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница