К вопросу о применении проектной методики в образовании




Скачать 87.14 Kb.
НазваниеК вопросу о применении проектной методики в образовании
Дата публикации22.03.2014
Размер87.14 Kb.
ТипДокументы
skachate.ru > Информатика > Документы
К вопросу о применении проектной методики в образовании.

Перемены в экономическом и общественно-политическом строе России вынуждают нашу школу пересмотреть прежние ценностные приоритеты, целевые установки и педагогические средства.

Ученик, которого готовит современная школа, должен стать всесторонне развитым, глубоко мыслящим, умеющим самостоятельно получать новые знания. Он должен знать, как достичь самому поставленной цели, как эффективно сотрудничать со своими товарищами, в разных как по количеству участников, так и по составу группах.

В число важнейших задач образования входит подготовка школьников к реальной настоящей жизни в высокоинформатизированном и технологизированном обществе. Это задачи достижения жизненного успеха, конкурентоспособности, определения себя как личности. Такое обучение и воспитание возможно лишь в процессе реальной деятельности, наряду с обычными жизненными ситуациями.

Эффективным средством решения поставленных задач является применение метода проектов. Он позволяет организовать деятельность учащихся, направленную на получение результата в виде конкретно выполненного задания. В ходе создания своего проекта учащиеся не только усваивают новые знания, но и учатся контролировать свои действия.

Метод проектов относится к активным методам обучения. В процессе работы над проектом происходит близкое личностное взаимодействие ученика и учителя на принципах равного партнерства. При работе над проектом у учителя нивелируются диктаторские черты и развиваются черты наставника, координатора и творческого союзника. У ученика проявляется в достаточной степени самостоятельность в достижении поставленной цели, которая мотивирует его к выполнению интересного и трудоемкого проекта.

Метод проектов всегда направлен на самостоятельную работу учащихся – индивидуальную, парную, групповую. Он ориентирован не на интеграцию и контроль фактических знаний, а на их применение и получение новых путем решения какой-либо проблемы (метод исследования, поиска новой информации и т.д.).

Данный метод нашел широкое применение, главным образом, потому, что он позволяет проводить не только отдельно взятые интегрированные уроки, но и серии уроков по обширным темам. Он позволяет работать учителям разных предметов над решением одной задачи не только в рамках школы, города, но даже страны. В этом сегодняшним учителям помогает всемирная сеть Internet. С помощью Internet можно не только обмениваться опытом с коллегами из разных городов, но и выполнять совместные проекты по разным темам и предметам.

В ходе такого изучения предмета не остается учащихся, которые равнодушно к нему относятся. Каждый старается привнести свой вклад в общее дело, направить свои силы на достижение наилучшего результата. Такой подход не только повышает интерес к изучаемому предмету, но и укрепляет коллектив учащихся, каждый находит в нем свою, отведенную только ему роль.

Для применения метода проектов необходимо наличие неразрешимой с первого взгляда задачи или проблемы, решение которой можно найти только с помощью исследования. Главное, чтобы решение этой задачи было практически и познавательно значимо. Проблема должна быть сформулирована в виде вопроса, который не имел бы однозначного ответа, например: «Что день грядущий нам готовит?», «Как разное может быть единым?» и т.д. Такая формулировка темы называется основополагающим вопросом. Главное, не забывать при постановке основополагающего вопроса о том, что цели проекта должны быть неразрывно связаны с целями, поставленными при изучении изучаемого предмета.

Дальше идут следующие шаги или этапы:

  • Этап распределения ролей среди групп участников, которые выполняют проект. На данном этапе учителю нужно дать учащимся свободу в выборе своей роли, и при необходимости только немного помочь им с решением данной задачи;

  • Этап планирования исследовательской и поисковой деятельности учащимися. Здесь учителю стоит только подсказать учащимся ресурсы, на которых они смогут найти нужную им информацию;

  • Этап решения поставленных задач. На данном этапе учитель выступает в роли координатора и творческого советника, помогает только тем, кто на самом деле нуждается в его помощи;

  • Этап защиты проектов и подведения итогов проделанной работы. Проводится защита проектов путем публичного выступления учащихся перед своими одноклассниками или даже учащимися всей школы. Для ученика очень важно показать результаты своего труда другим людям, не только учителю, но и своим товарищам. У учащегося появляется чувство самоуважения только в том случае, если его работа положительно оценивается другими людьми, мнение которых ему важно. На данном этапе подводятся также итоги воспитательного характера.


Важным элементом построения деятельности учащихся проектным методом является межличностное общение. Оно позволяет создать доброжелательные и спокойные условия, в которых можно творить.
Рассмотрим план создания проекта по информатике «История и перспективы развития вычислительной техники».

Проект рассчитан на учеников 10 класса и может проводиться путем интегрирования физики и информатики.

Срок выполнения проекта 1 месяц (8 уроков). Для выполнения проекта необходимо наличие минимум 4 компьютеров и выход в Internet. Для представления результатов исследований, на защите проекта понадобиться проекционная система. Программное обеспечение: электронные таблицы, текстовые процессоры, программы обработки изображений, программы работы с мультимедиа, программы разработки веб-сайтов.

Творческое название проекта: «Компьютер: вчера, сегодня, завтра…».

Дидактические цели проекта

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Методические задачи проекта:

        • формирование компьютерной грамотности у учащихся;

        • освоить представления о понятиях:

- этапы развития ПК;

- аппаратная реализация компьютера;

- назначение и основные характеристики устройств ПК;

- классификация ПО.

        • Формирование самостоятельной деятельности.

        • Умение увидеть проблему и наметить пути ее решения.

Основополагающий вопрос проекта: Что день грядущий нам готовит?

Проблемные вопросы:

  • Как развивался компьютер?

  • Каковы перспективы развития вычислительной и компьютерной техники?

  • Что у компьютера внутри?

  • Что такое виртуальный музей?


Когда выбрана тема проекта и готово его творческое название, объявлены проблемные вопросы проекта, учащимся предлагается ряд творческих заданий:

  • Создание буклета по итогам исследования, «Каковы перспективы развития вычислительной и компьютерной техники?»

  • Творческая работа «Создание виртуального музея вычислительной техники». Выполняется после посещения российских и зарубежных виртуальных музеев расположенных в сети Internet. Отчет о проделанной работе представляется в виде мультимедийной презентации.

  • Исследование «Что у компьютера внутри?». Отчет представляется в виде сайта, каждая страница которого повествует об отдельной части компьютера.

Для выполнения заданий класс делиться на три группы.

Дополнительно проект может содержать дидактические материалы учителя. Например: Компьютерная лабораторная работа «Сколько стоит компьютер?». В ней учащимся предлагается рассчитать стоимость современного компьютера, а заодно и узнать из каких основных частей он состоит.

После того как учащиеся выполнили свои исследования и подготовили отчетные материалы, проводится урок защиты проекта. Оценки за выполнение проекта должны получить все участники.

Оценивание проекта производится по таблице 1:

Таблица 1

Критерий

Оценка группы

Оценка жюри

Итог

Компьютерная презентация

Стиль оформления










Фон (подходит ли теме исследования)










Анимационные эффекты










Содержание информации










Расположение информации на странице










Шрифты










Способы выделения информации










Объем информации










Виды слайдов (с текстом, с таблицами, с диаграммами)










^ Публикация (буклет)

Соответствие содержания целям публикации










Корректность текста










Общий дизайн










Диаграммы и рисунки










Текст, цвет, фон










Списки и таблицы










Результат











По каждому пункту выставляются баллы (максимум 6) и находится средний балл сначала по значениям строки, а затем по значениям столбца «Итог». Если учащиеся набирают:

  • 5,1-6 баллов им выставляется «5»;

  • 4-5 балла им выставляется «4».

Оценок ниже 4 за работу над проектом лучше не ставить. Если проект не набирает нужных баллов на первой защите, дается возможность доработать его и устранить все недочеты, иначе можно добиться отрицательного результата и отбить желание учащихся участвовать в проектной деятельности.

Результатов выполнения проекта являются не только положительные оценки, но и положительные эмоции учащихся связанные с достижением поставленной цели. Участие школьников в создании проекта позволяет им лучше узнать себя, раскрыться как творческая личность, проверить свои силы и возможности, вырасти в глазах учителя и своих товарищей.

Работа, организованная в рамках метода проектов, интересна и увлекательна не только для учащихся, но и для учителя. С каждым годом он не просто наставляет учеников, но и следит за их поисковой деятельностью, накапливая при этом педагогический опыт, столь необходимый для успешного обучения школьников.

Похожие:

К вопросу о применении проектной методики в образовании iconМежрайонная инспекция России №2 по Костромской области по вопросу...
Межрайонная инспекция России №2 по Костромской области по вопросу соблюдения норм законодательства о применении контрольно-кассовой...
К вопросу о применении проектной методики в образовании iconПроект рабочего плана для Проектной Рабочей Группы спека по торговле (pwg-trade)
Плана был предложен странами-участницами спека на обсуждение на первой сессии Проектной Рабочей Группы по торговле. Главная зачада...
К вопросу о применении проектной методики в образовании iconК вопросу о сущности и структуре (составе) административных правоотношений. М. А. Лапина
Административное право России, так и в применении полученных знаний на практике
К вопросу о применении проектной методики в образовании iconТиповое положение о проектно-конструкторской инспекции
Госгортехнадзора России, осуществляющим функции в области организации и осуществления государственного надзора за соблюдением требований*...
К вопросу о применении проектной методики в образовании iconС соблюдением правовых норм по вопросу о специальном образовании

К вопросу о применении проектной методики в образовании iconС соблюдением правовых норм по вопросу о специальном образовании

К вопросу о применении проектной методики в образовании iconП/п Наименование инновационной площадки
Система проектной деятельности в практике реализации Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения в московском...
К вопросу о применении проектной методики в образовании icon2014 дистанционное обучение математике
Икт и мт являются наиболее перспективными средствами реализации проектной методики обучения. Особое внимание уделено принципиальным...
К вопросу о применении проектной методики в образовании iconРешение вопроса о применении данного документа при проектировании...
Настоящий Свод правил содержит указания по проектированию вновь строящихся и реконструируемых автономных котельных, выполнение которых...
К вопросу о применении проектной методики в образовании iconТри кризиса Советского правительства: к вопросу об образовании Советского государства


Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница