И. А. Леонова мку сош №2, г. Нижнеудинск организация исследовательской деятельности в школе




Скачать 64.59 Kb.
НазваниеИ. А. Леонова мку сош №2, г. Нижнеудинск организация исследовательской деятельности в школе
Дата публикации18.03.2014
Размер64.59 Kb.
ТипДокументы
skachate.ru > Информатика > Документы
И.А. Леонова

МКУ СОШ №2, г. Нижнеудинск
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ
Не существует сколько-нибудь достоверных

тестов на одарённость, кроме тех,

которые проявляются в результате

активного участия хотя бы самой

маленькой поисковой работы».

А.Н.Колмогоров
Возрастает востребован­ность таких педагогических технологий, которые были бы адекватны целям модернизации образования. Одна из них, на мой взгляд, — тех­нология организации исследовательской деятельности школьников.

Под «исследовательской деятельностью школьников» понима­ется такая форма организации воспитательно-образовательного про­цесса, при которой учащиеся ставятся в ситуацию, когда они само­стоятельно овладевают понятиями и подходами к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организован­ного учителем, решают творческие задачи с неизве­стным заранее результатом. Именно исследовательский подход в обучении позволяет ребятам стать участниками творческого про­цесса, а не пассивными потребителями готовой информации. Исследовательская деятельность позволяет развивать у ребёнка умения и навыки для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нём и систематизации материала.
Исследовательская деятельность может быть двух видов:

^ Научно-исследовательская — вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний.

Учебно-исследовательская —деятельность, главная цель которой -образовательный результат. Она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.
Умения и навыки, приобретаемые учащимися

в ходе исследовательской работы

Виды деятельности

Примерный перечень исследовательских умений и навыков

Изучение литературы по теме исследования; анализ научной информации.

Библиографирование литературы по теме исследования. Реферирование литературы по изучаемому вопросу. Умение цитировать. Ссылаться на авторов изученных литературных источников. Использование технических средств для переработки информации

Планирование исследования

Постановка цели и задач исследования, разработка критериев их достижения. Разработка и формулирование гипотезы исследования.

Прогнозирование положительных и возможных отрицательных результатов. Планирование хода исследования (сроков, этапов, содержания). Выбор оптимального варианта структуры исследования.

Проведение исследования


Подготовка материального оснащения эксперимента. Проведение эксперимента. Фиксация промежуточных и конечных результатов. Сравнение полученных результатов с запланированными. Сравнение результатов с результатами подобных исследований. Проверка результатов, исправление ошибок. Оценка практической эффективности исследования.

Оформление и защита результатов исследования

Обоснование выводов. Составление отчета о проделанной работе. Использование графических, наглядных средств при оформлении отчёта. Подготовка доклада, реферата, написание статьи, тезисов. Защита перед аудиторией своих выводов (терпеливое выслушивание возражений, аргументированное их опровержение. Убедительное отстаивание своих идей). Анализ выполненной работы.


Это межпредметное обучение, в котором по­гружение в проблему предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, формиро­вание навыков исследовательского труда.

Активное сотрудничество ученика и учителя в ходе исследова­тельской работы принципиально меняет технологию получения зна­ний: ученик, опираясь на помощь учителя, организует самостоятель­ный процесс поиска. Особенно важная час­ть работы руководителя, от которой зависит дальнейший успех всего дела, — это подготовка ученика к исследованию.

Це­ль ясна. В первую очередь работа направлена на развитие познавательной активности и творческих способностей в процессе учебно-исследовательской деятельности; подготовка и написание научных работ.

Основа любого исследования – эвристическое обучение (начиная от уроков, через заочные проекты, к самостоятельному исследованию)
Чтобы исследовательская деятельность в школе имела постоян­ную перспективу, необходимо позаботиться о преемственности. С этой целью помимо учащихся старших классов в эту работу активно включаем и учеников начальной и средней школы.

Эти дети активно, с интересом занимаются исследовательской работой, участвуют в конкурсах, играх, выступают на конференциях.

Среди обучающихся, которые выражают желание участвовать в работе НОУ, проводится изучение готовности к такой работе. Эта работа возможна при помощи соответствующих тестов и диагностик. Изучение готовности ученика к исследовательской деятельности осуществляется через:

• выявление отношения к исследовательской деятельности;

• определение доминирующих мотивов ученика;

• определение комплекса исследовательских умений, которы­ми владеет ученик;

• оценка развития творческой активности потенциала личнос­ти ученика.
С учащимися проводится контроль по следующим направлениям:

  • Проведение наблюдший за учебной и внеурочной деятельно­стью обучающихся - корреляцией между результативностью по ито­гам тестирования и успехами в реальной деятельности;

  • Мониторинг в динамике уровня развития творческих способ­ностей обучающихся;

  • Проведение различных неурочных конкурсов, олимпиад, конференций, позволяющих ребёнку проявить свои способности;

  • Предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности с научным руководителем;

  • Разработка гибких индивидуальных программ для учащихся, чья одаренность в определённых областях уже выявлена.


^ Планирование в организации исследовательской работы обучающегося
Составление списка примерных тем исследовательских работ; выявление учащихся, склонных к научной деятельности, первичное консультирование по подбору литературы, плану работы. Обсуждение результатов, уточнение формулировки тем, определение цели, задач, выдвижение гипотезы. Изучение литературы по теме исследования; анализ научной информации. Консультирование по сбору материала, работе с информацией, выбору методов исследования. Планирование исследования. Консультирование по анализу собранных материалов, обработке данных. Планирование исследования. Проведение исследования. Консультирование по написанию и оформлению работы. Подготовка материального оснащения эксперимента. Проведение эксперимента. Фиксация промежуточных и конечных результатов. Сравнение полученных результатов с запланированными. Сравнение результатов с результатами подобных исследований. Проверка результатов, исправление ошибок. Оценка практической эффективности исследования. Консультирование по подготовке устной защиты работы; по защите работы на школьной конференции. Оформление результатов исследования. Обоснование выводов. Подготовка доклада, реферата, написание статьи, тезисов. Защита перед аудиторией своих выводов, терпеливое выслушивание возражений, аргументированное их опровержение. Убедительное отстаивание своих идей. Защита результатов исследования. Составление отчета о проделанной работе. Использование графических, наглядных средств при оформлении отчёта. Анализ выполненной работы.
Малая Академия Наук (МАН) – ёорганизация, которая предусматривает объединение ученических научных обществ и творческих коллективов учащихся. МАН создана для привлечения учащейся молодежи (17 и младше) к активной, исследовательской, познавательной и творческой деятельности. МКУ «СОШ №2 г. Нижнеудинск» с 2002 года является активным участником проектов, под эгидой МАН. Обучающиеся школы за 10 лет совместной работы неоднократно становились лауреатами всевозможных проектов МАН, дипломантами III, II, I степени. С 2010 года НОУ школы включено в «Общероссийский реестр научных объединений учащихся», что дает школе ряд преимуществ в организации и проведении конкурсов и проектов.

В результате участия в исследовательской деятельности выпу­скник сможет обладать следующими качествами личности:

• Уметь самостоятельно приобретать новые знания, эффектив­но применять их на практике,

• Критически и творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления трудностей, генерировать новые идеи.

• Грамотно работать с информацией: уметь собирать необходи­мые факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, устанавливать закономернос­ти; формулировать аргументированные выводы, находить решения.

• Быть коммуникабельным, контактным в различных социаль­ных группах.

• Самостоятельно работать над развитием собственной нравст­венности, интеллекта, культуры.
Исследовательская работа — уникальный инструмент развития личности обучающихся, действенный фактор воспитательно-образова­тельного процесса, формирующий высокий уровень культуры и об­разования.

Похожие:

И. А. Леонова мку сош №2, г. Нижнеудинск организация исследовательской деятельности в школе iconВ. В. Блоха мку сош №2 г. Нижнеудинск
Нельзя сказать, что дети все одинаково хорошо успешны. Нет. Класс неоднороден. Но есть одно общее, что их объединяет – это способность...
И. А. Леонова мку сош №2, г. Нижнеудинск организация исследовательской деятельности в школе icon19 декабря 2013г на базе мбоу др «Дубовской сош №1»
«Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в урочное и внеурочное время»
И. А. Леонова мку сош №2, г. Нижнеудинск организация исследовательской деятельности в школе iconXii зональная конференция познавательных проектов школьников 1-4 классов
У сош №3, мбоу сош №5, мбоу сош №6, мбоу сош №7, мкоу оош №8, мбоу сош №11, мбоу сош №15, мкоу оош №17, мбоу сош №18, мбоу сош №19,...
И. А. Леонова мку сош №2, г. Нижнеудинск организация исследовательской деятельности в школе iconИ. В. Мазур мку сош №2 г. Нижнеудинск работа с текстом при подготовке...
При подготовке части «С» по русскому языку важно научить обучающихся понимать логику чужого текста, правильно определять проблему,...
И. А. Леонова мку сош №2, г. Нижнеудинск организация исследовательской деятельности в школе iconЕ. В. Похилько моу сош №12, г. Нижнеудинск
Балльно-рейтинговая технология в оценивании устных и письменных работ у обучающихся на уроках русского языка
И. А. Леонова мку сош №2, г. Нижнеудинск организация исследовательской деятельности в школе iconОрганизация объединенных наций
Направления научно-исследовательской работы в предстоящий период определяются проводившейся до настоящего времени стратегией исследовательской...
И. А. Леонова мку сош №2, г. Нижнеудинск организация исследовательской деятельности в школе iconОтчет о проделанной работе мо учителей русского языка и литературы...
Отчет о проделанной работе мо учителей русского языка и литературы мку сош №12 г. Нижнеудинска
И. А. Леонова мку сош №2, г. Нижнеудинск организация исследовательской деятельности в школе iconТатьяны Леоновой Татьяна Леонова пред иконочкою свечка 2007 84 (2Рос=Рус)6 Л47 Татьяна Леонова

И. А. Леонова мку сош №2, г. Нижнеудинск организация исследовательской деятельности в школе iconКонкурсная документация
Сош №1, сош №3, сош №5, сош №12, сош №24, сош№15, сош №22, сош №29, муниципального образовательного учреждения дополнительного образования...
И. А. Леонова мку сош №2, г. Нижнеудинск организация исследовательской деятельности в школе iconПринципы организации исследовательской деятельности
В соответствии с этим принципом в структуре исследовательских умений учащихся, составляющих основу исследовательской деятельности,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница