Рабочая программа по технологии 4 класс




Скачать 245.37 Kb.
НазваниеРабочая программа по технологии 4 класс
Дата публикации10.02.2014
Размер245.37 Kb.
ТипРабочая программа
skachate.ru > Информатика > Рабочая программа
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»

Лужского муниципального района Ленинградской области





Рассмотрена и рекомендована

к утверждению на заседании ШМО

учителей начальных классов

протокол №____ от

«___» _________ 2013года

Руководитель ШМО:

__________ ХаритоноваТ.В.

«Утверждена»

Пр. №____ от «___» ________ 2013г.
Директор школы: ________ __СкачковаЛ.А.

Рабочая программа

по технологии
4 класс
Учитель – Власова Наталья Викторовна


г. Луга

2013год


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа
Рабочая программа по технологии для 4 класса разработана на основе программы под редакцией Н.М.Конышевой

(Программы общеобразовательных учреждений .Смоленск « Ассоциация ХХΙ век» ) 2009 г.
^ Общая характеристика учебного предмета

Уроки технологии уникальны и исключительно важны для общего развития детей, особенно в младшем школьном возрасте. Их специфические возможности в системе общего образования наиболее ярко выражаются в следующих взаимосвязанных аспектах:

1) возможность активизации познавательной деятельности и углубления общего образования (за счёт соединения различных форм познания, видов деятельности и специфической содержательной базы предмета);

2) возможность самореализации и социальной адаптации личности (через формирование комплекса социально ценных умений и развитие творчества);

3) возможность гармонизации развития личности (на основе более реалистического учёта в образовательном процессе психофизиологических возможностей ребёнка и природных закономерностей развития).6

Особенность же уроков технологии состоит в том, что в них понятийные (абстрактные), образные (наглядные) и практические (действенные) компоненты познавательной деятельности занимают равноправное положение, реально взаимодействуя между собой. Другая важнейшая специфическая особенность уроков технологии состоит в их исключительном значении для формирования социально значимых умений и общей творческой направленности личности.

Фактически только на этих уроках ученики имеют возможность приобретения реального опыта практической преобразовательной деятельности, когда учатся мастерству в тех или иных видах рукоделия.

Следует отметить, что уроки технологии, построенные с учётом единства художественного и конструкторского аспектов деятельности, могут занять очень заметное место во всестороннем и гармоничном развитии личности школьников, поскольку оказывают положительное воздействие на разные структуры личности.

^ Эмоционально-эстетическое развитие на уроках художественного конструирования связано с тем, что учащиеся так или иначе проявляют соответствующее отношение к объектам, условиям,процессу и результатам труда. Выполнение заданий предполагает учёт основ композиции, средств её гармонизации, правил художественной комбинаторики, особенностей художественного стиля.Если содержание работы школьников строится с учётом определённых художественно-конструкторских правил (законов дизайна), то создаются благоприятные условия для формирования представлений о наиболее гармоничных вещах и среде в целом, для выработки эстетического восприятия и оценки, художественного вкуса.

^ Духовно-нравственное развитие учащихся на уроках художественного конструирования может быть очень эффективным,если их содержание направить на освоение проблемы гармоничной среды обитания человека, конструируемой по правилам современного дизайна. В этом случае школьники получают устойчивые и систематические представления о достойном человека образе жизни в гармонии с окружающим миром.Развитию духовности и нравственных принципов в художе-ственно-конструкторской деятельности способствует активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для художника-конструктора. Мир вещей возникает из мира природы и существует рядом с ним, и наша программа побуждает детей задуматься о взаимосвязи этих двух миров, о способах их сосуществования.

^ Физическое развитие на уроках практического труда обусловлено тем, что работа учащихся сочетает в себе умственные и физические действия. Выполнение практических заданий связано с определённой мускульной работой, в результате которой активизируются обменные процессы в организме, а вместе с ними – рост клеток и развитие мускулов.Предусмотренные на уроках художественного конструирования практические операции способствуют ускорению и гармонизации физического и общего психофизиологического развития ребёнка.

^ Главная цель : углубление общеобразовательной подготовки школьников, формирования их духовной культуры и всестороннего развития личности.

Основные задачи уроков технологии :

1. Формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой.

2. Расширение культурного кругозора. Обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, о материалах и их свойствах, технологиях и правилах создания гармоничного предметного мира.

3. Развитие психических процессов (восприятия, памяти,воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение классификация,обобщение и др.).

4. Развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование,контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью).

5. Развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки и прочих) через формирование практических умений.

6. Развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основепредметно-преобразующейдеятельности.

7. Воспитание трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу, умения сотрудничать с другими людьми.

Весь курс обучения представляет собой единую систему взаимосвязанных тем, которые постепенно усложняются от класса к классу (в технологическом и общеобразовательном плане) и при этом раскрывают многообразные связи предметной практическойдеятельности человека с его историей и культурой, а также с миром природы. Каждый год обучения является ступенью в познании этих связей.
^ 4 КЛАСС. «СЕКРЕТЫ МАСТЕРОВ»

Главным стержнем программы четвёртого года обучения является проблема социально-исторического и духовно-эстетического смысла мира вещей. Знания и умения, накопленные учениками за предыдущий период, не просто дополняются; они систематизируются и обобщаются – в результате у школьников формируется более полное представление о значении продуктивной практической деятельности человека, а также более осмысленное отношение к предметному миру как части человеческой культуры.

На разнообразных примерах школьники убеждаются, что материальная среда, создаваемая людьми для своего удобства, всегда несёт в себе отпечаток конкретного исторического времени,социального опыта и духовных устремлений человека. Даже в самых простых, привычных и непритязательных вещах обязательно скрыта серьёзная информация, которая не только может пролить свет на прошлое человечества, но и позволяет многое понять в проблеме связи времён, задуматься о единстве жизни и тех силах,которые это единство поддерживают.

При этом основы понимания исторической и социальной информации, заложенной в вещах, формируются у детей не в ходе общих рассуждений, а в процессе восприятия наглядных фактов.На конкретных примерах, изучая и изготавливая главным образом знакомые предметы, ученики убеждаются, что появление этих предметов в жизни людей имеет свои причины, оно закономерно.Форма, цвет, декор, материал – всё имеет глубокий и даже глубинный смысл. Традиции и каноны, в соответствии с которыми действуют мастера, сохранились с давних времён и продиктованы, как правило, сложным комплексом знаний. Эти знания можно «прочитать» в обыкновенных вещах, которыми пользовался и продолжает пользоваться человек.

Мастер, творец является высшим выразителем духовной сущности вещей. Изучение и освоение мастерства имеет особый смысл. Дети довольно легко приходят к выводу, что под «секретами» мастеров подразумеваются в первую очередь не технологические тонкости ремесла, а именно мудрость Мастера, одухотворённость и гармония его деятельности. На этом фоне они совершенствуют свою практическую подготовку, приобретают новые умения.

На какой-то период ученики сознательно принимают установку на преимущественно подражательную деятельность, видят себя в роли «подмастерьев». На первый взгляд, такой приём может показаться противоречащим общей – творческой – концепции курса, но это не так. Он использован лишь для того, чтобы более чётко и убедительно выделить мысль: «Мастер учится не только у Природы, но и у других Мастеров».

При этом имеется в виду самая важная сторона мастерства – его духовно-нравственный смысл; с распространённым в различных методиках трудового обучения механическим копированием учебных образцов указанный приём не имеет ничего общего.

В итоговой части изучения курса программа предлагает ещё раз специально обратить внимание детей на то, что существует общая логика развития отдельных ремёсел и предметного мира в целом.В соответствии с этой логикой древние традиции изготовления изделий получают новое звучание в современных условиях. В этот учебный период проектно-художественная деятельность учащихся обращена к более детальному ознакомлению с художественными ремёслами наших дней. При конструировании собственных изделий они снова обращаются к той историко-эстетической информации, которая лежит в основе предметной деятельности современного человека.

В рабочую программу были внесены изменения. Программа дополнена часами

«Работа с компьютером». Практика работы на компьютере введена модульно.На изучение данной темы отводится 12 часов.
^ Место предмета в учебном плане

Авторская программа составлена без изменений,так как её содержание позволяет в полной мере реализовать требования Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования.В соответствии с учебным планом школы уроки технологии в 4 классе рассчитаны на 2 часа в неделю.Следовательно общее количество часов составило - 68 часов .

^ Общие учебные умения , навыки и способы деятельности

Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками, воспитание привычки обращаться к ним.

^ Результаты обучения

представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих 4 класс и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной

^ Основное содержание

4 класс
Историческая информативность мира вещей

Понятие об исторической значимости предметной среды. История некоторых ремёсел и их культурная сущность. Общее и особенное в вещах различных эпох и разных народов. Отражение в бытовых предметах представлений человека о единстве мира вещей и мира природы.

Архитектурная и бытовая керамика (лепка и роспись сосуда по древним мотивам с использованием древней символики и орнаментов; лепка и роспись изразца); старинные техники плетения:плетение из бересты, щепы, лыка (или имитация этих материалов); изготовление украшений с использованием древней магической символики.

^ Традиции и современность

Развитие традиционных знаний и технологий в современных условиях. Творческое использование известных и новых способов работы. Повторение и обобщение знаний о народных традициях в художественных ремёслах.Рукоделие в духе народных традиций:лепка, вязание, вышивка, шитьё. Природные образы, формы и конструкции в современных художественных ремёслах.

^ Новые материалы и технологии

Изучение и освоение новых материалов, инструментов и способов работы, ознакомление с неизвестными ранее декоративно художественными эффектами.

32 Бисероплетение; окантовка картона, жёсткий переплёт; сложные формы из волокнистых материалов; вязание крючком; новые виды стежков и швов (петельный, «козлик»); аппликация из соломки; папьемаше; простейшие приёмы обработки металла (тиснение по фольге, работа с проволокой и проч.). Сложные виды бумагопластики. Развёртки геометрических тел: куб, тетраэдр, октаэдр (декоративная упаковка или елочная игрушка); комбинирование геометрических тел и развёрток в изделиях (маски, упаковки, открытки, игрушки)

Наблюдения и опыты, а также логические задачи и задания на пространственное мышление в четвёртом классе строятся в соответствии с обозначенным выше программным содержанием. Они во многом аналогичны тому, что было во 2-м и 3-м классах, но выполняются на более сложном материале.

Изучение образцов дизайна и декоративноприкладного искусства: предметы современного и старинного быта (из музейных и археологических материалов); керамика, изразцы; плетёные изделия из лозы, бересты, щепы и проч.; украшения; предметы бумажной пластики; художественные открытки, упаковка; вязаные и вышитые изделия; народная глиняная игрушка; изделия из соломки; чеканка по металлу.

^ Проект: «Город, в котором удобно и приятно жить» (коллективная работа).


Практика работы на компьютере – 12 часов
Информация и информационные процессы – 2 ч

Правила работы на компьютере.Мы живем в информационном мире.

Виды информации по способу восприятия человеком,способу представления и форме организации.

^ Действия с информацией – 2ч

Сбор,хранение и обработка информации.

Кодирование и декодирование информации

Информационные технологии – 8ч

Текст и текстовый редактор.Приемы форматирования текста.

Организация табличного способа представления информации.

Изображение и графический редактор

Числовая информация.Методы представления и обработки числовой информации.

Представление числовой информации в виде таблиц и в графическом виде.

Знакомство с компьютерными поисковыми системами.

Передача электронных документов по сети ИНТЕРНЕТ.

Итоговая работа «Создание текстового сообщения с элементами изображений.Передача сообщения по сети»

^ Календарно – тематическое планирование


№ п/п

Содержание учебного материала

Кол-во час

Дата

план

фактич






^ Из глубины веков – до наших дней (17 часов)










1.

Вводный урок. Тема года

1

4.09




2.

Керамика в культуре народов мира

2

6.09




3.

Керамика в культуре народов мира




11.09




4.

Архитектурная керамика.Изразец

4

13.09




5.

Архитектурная керамика.Изразец




18.09




6.

Архитектурная керамика.Изразец




20.09




7.

Архитектурная керамика.Изразец




25.09




8.

Плетение из полос бумаги

4

27.09




9.

Плетение из полос бумаги




2.10




10.

Плетение из полос бумаги




4.10




11.

Плетение из полос бумаги




9.10




12.

Магия вещей. Украшения.Техника низания бисера

1

11.10




13.

Карнавалы.Бумагопластика.Новые приёмы оригами

3

16.10.




14.

Карнавалы.Бумагопластика.Новые приёмы оригами




18.10




15.

Карнавалы.Бумагопластика.Новые приёмы оригами




23.10




16.

Обрядовое праздничное печенье и пряники

2

25.10




17

Обрядовое праздничное печенье и пряники




30.10









^ Традиции мастеров в изделиях для праздника(15 часов)










18

Декорирование изделий из солёного теста

4







19

Декорирование изделий из солёного теста










20

Декорирование изделий из солёного теста










21

Декорирование изделий из солёного теста










22

Новые приёмы бумагопластики. Конструирование объёмных изделий из бумаги

4







23

Новые приёмы бумагопластики. Конструирование объёмных изделий из бумаги










24

Новые приёмы бумагопластики. Конструирование объёмных изделий из бумаги










25

Новые приёмы бумагопластики. Конструирование объёмных изделий из бумаги










26

Построение развёртки с помощью циркуля. Декорирование изделия с учётом принципа стилевой гармонии

3







27

Декорирование изделия с учётом принципа стилевой гармонии










28

Декорирование изделия с учётом принципа стилевой гармонии










29

Простейшие приёмы вязания крючком

4







30

Простейшие приёмы вязания крючком










31

Простейшие приёмы вязания крючком










32

Простейшие приёмы вязания крючком















^ Мастера и подмастерья (19 часов)










33

Петельный шов

3







34

Петельный шов










35

Петельный шов










36

Шов «козлик»

3







37

Шов «козлик»










38

Шов «козлик»










39

Окантовка картона. Жёсткий переплет

1







40

Правила работы на компьютере.Мы живем в информационном мире.

12







41

Виды информации по способу восприятия человеком,способу представления и форме организации.










42

Сбор,хранение и обработка информации.










43

Кодирование и декодирование информации










44

Текст и текстовый редактор.Приемы форматирования текста.










45

Организация табличного способа представления информации.










46

Изображение и графический редактор










47

Числовая информация.Методы представления и обработки числовой информации.










48

Представление числовой информации в виде таблиц и в графическом виде.










49

Знакомство с компьютерными поисковыми системами










50

Передача электронных документов по сети ИНТЕРНЕТ










51

Итоговая работа «Создание текстового сообщения с элементами изображений.Передача сообщения по сети»















^ В каждом деле – свои секреты (16 часов)










52

Соломенных дел мастера

6







53

Соломенных дел мастера










54

Соломенных дел мастера










55

Соломенных дел мастера










56

Соломенных дел мастера










57

Соломенных дел мастера










58

Металл в руках мастера

4







59

Металл в руках мастера










60

Металл в руках мастера










61

Металл в руках мастера

























62

Конструирование из деталей механического «Конструктора». Новые виды соединений

2







63

Конструирование из деталей механического «Конструктора». Новые виды соединений










64

Итоговый урок. Обобщение

1







65-68

Проект

Город, в котором удобно и приятно жить.

4








^ РЕ Требования к уровню подготовки обучающихся

к концу 4 класса обучающиеся должны знать:
– о том, что вещи заключают в себе историческую и культурную информацию (т. е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);

– о том, что мир вещей развивается в соответствии с историческими традициями, т. е. закономерно;

– наиболее распространённые традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, знаки Солнца, Земли и Воды в форме и декоре бытовых вещей);

– швы (петельный и «козлик»);иметь представление:

– о значении продуктивной практической деятельности человека в жизни, культуре, истории человечества;

– о требованиях и правилах, по которым создаётся гармоничная рукотворная среда обитания человека; о многообразии универсального дизайнерского принципа (единства в вещах функциональной целесообразности и внешней выразительности);

– о социальноисторическом и духовноэстетическом смысле мира вещей, ценности существующих в нем культурных традиций;

– о гармонии окружающей предметной среды и её связи с миром природы;

– об утилитарноконструктивных и декоративнохудожественных возможностях различных материалов;

уметь:

– выполнять швы петельный и «козлик», использовать их для решения декоративнохудожественных задач;

– вязать крючком цепочку и простое полотно;

– изготавливать аппликацию из соломки; выполнять несложную чеканку по мягкому металлу;

– выполнять более сложные виды бумажной пластики;

– выполнять изделия в техниках плетения из полос и бисероплетения с учётом народных традиций;

– выполнять окантовку картонных заготовок бумагой, изготавливать жёсткий переплёт упрощённого вида;

– обрабатывать различные материалы соответствующими способами;

– творчески использовать декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения конкретных конс-трукторских или художественных задач;

– читать простую техникотехнологическую документацию(эскиз, чертёж, схему и проч.) и работать по ней;

– самостоятельно анализировать конструкцию изделия и воссоздавать его по образцу;

– выдвигать несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создавать конструктивный замысел или преобразовывать готовую конструкцию (на плоскости или в объёме) и практически воплощать мысленные идеи и преобразования в соответствии с конкретной задачей конструкторского или художественного плана на основе освоенных технологий работы;

– создавать образный замысел с целью передачи определённой художественноэстетической информации; воплощать мысленный образ в материале.

^ Нормы и критерии оценивания

Нормы оценок теоретических знаний

При устном ответе обучаемый должен использовать «технический язык», правильно применять и произносить термины.

^ Оценка «5»

-  полностью усвоил учебный материал;

-  умеет изложить его своими словами;

-  самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;

-  правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

^ Оценка «4»

-  в основном усвоил учебный материал;

-  допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;

-  подтверждает ответ конкретными примерами;

-  правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

^ Оценка «3»

-  не усвоил существенную часть учебного материала;

-  допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;

-  затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;

-  слабо отвечает на дополнительные вопросы.

^ Оценка «2»

-  почти не усвоил учебный материал;

-  не может изложить его своими словами;

-  не может подтвердить ответ конкретными примерами;

-  не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
^ Нормы оценок выполнения обучаемыми практических работ
Учитель выставляет обучаемым отметки за выполнение практической работы, учитывая результаты наблюдения за процессом труда школьников, качество изготовленного изделия (детали) и затраты рабочего времени.

^ Оценка «5»

-  тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;

-  правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа;

-  изделие изготовлено с учетом установленных требований;

-  полностью соблюдались правила техники безопасности.

Оценка«4»

-  допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;

-  в основном правильно выполняются приемы труда;

-  работа выполнялась самостоятельно;

-  норма времени выполнена или недовыполнена 10-15 %;

-  изделие изготовлено с незначительными отклонениями;

-  полностью соблюдались правила техники безопасности.

^ Оценка «3»

-  имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места;

-  отдельные приемы труда выполнялись неправильно;

-  самостоятельность в работе была низкой;

-  норма времени недовыполнена на 15-20 %;

-  изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;

-  не полностью соблюдались правила техники безопасности.

^ Оценка «2»

-  имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации раб

-  неправильно выполнялись многие приемы труда;

-  самостоятельность в работе почти отсутствовала;

-  норма времени недовыполнена на 20-30 %;

-  изделие изготовлено со значительными нарушениями требований;

-  не соблюдались многие правила техники безопасности.

^ Перечень учебно - методического обеспечения
Для обучающихся :

1.Учебник : «Технология» 4 класс, Н.М.Конышева Смоленск « Ассоциация ХХΙ век » 2010

2.«Технология 4 класс Рабочая тетрадь »часть1 Н.М.Конышева Смоленск « Ассоциация ХХΙ век » 2010

3.«Технология 4 класс Рабочая тетрадь» часть2 Н.М.Конышева Смоленск « Ассоциация ХХΙ век » 2010
Для учителя :

1. Н.М. Конышева Программа для общеобразовательных учреждений.Технология1–4 классы Смоленск«Ассоциация XXI век» 2009.

2.Учебник:«Технология» 4 класс ., Н.М.Конышева Смоленск « Ассоциация ХХΙ век » 2010

3.«Технология 4 класс Рабочая тетрадь »часть1 и 2 Н.М.Конышева Смоленск « Ассоциация ХХΙ век » 2010

4.Приложение к журналу «Начальная школа».Поурочные разработки 4 класс 1,2,3,4четверти

Похожие:

Рабочая программа по технологии 4 класс iconРабочая программа по технологии 1 «Б» класс
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции...
Рабочая программа по технологии 4 класс iconРабочая программа по геометрии 9 класс
...
Рабочая программа по технологии 4 класс iconРабочая программа по технологии 2 класс
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции...
Рабочая программа по технологии 4 класс iconРабочая программа по иностранному языку (английский) 7 класс
Рабочая программа по английскому языку для 7 класса составлена на основе следующих нормативных документов
Рабочая программа по технологии 4 класс iconРабочая программа по математике 1 «Б» класс
Учебники: М. И. Моро,С. И. Волкова, св. Степанова, Математика,1 класс, М.: «Просвещение» 2011г
Рабочая программа по технологии 4 класс iconРабочая программа по математике на 2012/ 2013
Пояснительная записка (базовый уровень). Рабочая программа по математике 6 класс
Рабочая программа по технологии 4 класс iconРабочая программа по технологии 5 класс (фгос)
Гбоу впо «Академия социального образования» Глозмана Е. С., составленной с учетом требований Федерального государственного образовательного...
Рабочая программа по технологии 4 класс iconРабочая программа по английскому языку 10 класс
Рабочая программа по английскому языку для 10 класса составлена на основе следующих нормативных документов
Рабочая программа по технологии 4 класс iconРабочая программа по английскому языку 7 класс
Рабочая программа по английскому языку для 7 класса составлена на основе следующих нормативных документов
Рабочая программа по технологии 4 класс iconРабочая программа по английскому языку 6 класс
Рабочая программа по английскому языку для 6 класса составлена на основе следующих нормативных документов

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница