Средства массовой информации: сущность и основные модели их взаимодействия с органами власти. 4




НазваниеСредства массовой информации: сущность и основные модели их взаимодействия с органами власти. 4
страница1/6
Дата публикации03.02.2014
Размер0.56 Mb.
ТипРеферат
skachate.ru > Информатика > Реферат
  1   2   3   4   5   6

Содержание


Введение 2

ГЛАВА 1. Средства массовой информации: сущность и основные модели их взаимодействия с органами власти. 4

1.1. Сущность и отличительные черты СМИ. 4

ГЛАВА 2. Формы взаимодействия средств массовой информации и органов власти 10

2.1 Модели взаимодействия СМИ и власти. 10

2.2. Особенности взаимодействия СМИ и государственной власти 11

2.3. Государственные программы содействия 17

средствам массовой информации 17

2.4 Взаимодействие СМИ и власти реальная практика 19

Заключение 28

Список литературы 29

Введение


Конфликтная острота развития политических процессов в современной России в значительной мере актуализировали проблему взаимодействия государственной власти и средств массовой информации. Сегодня, когда качество жизни общества определяется степенью его информированности и демократического сознания, вопрос о взаимоотношении политической власти и средств массовой информации приобретает особо актуальное значение.

Общепризнано, что от взаимодействия государственной власти и СМИ во многом зависят темпы развития гражданского общества и политической системы в целом. На сегодняшний день в Российской Федерации в политике государственной власти, как на центральном, так и региональном уровне отсутствует целостная информационная политика. Это влияет не только на взаимоотношения со СМИ, но и на ход демократических преобразований, приводит к снижению уровня политической культуры общества. Данные обстоятельства требуют исследования информационного курса государства, что позволит выработать определённую политику, способствующую формированию гражданского самосознания и оптимизации взаимосвязи власти со средствами массовой информации. 

Целью данной работы является изучение характера взаимодействия между органами государственной власти и средствами массовой информации с помощью пресс-службы, определение особенности этих отношений.

Реализация данной цели предполагает постановку и решение следующих задач:

  • определить место и роль средств массовой информации в политической сфере жизни общества;

  • рассмотреть структуру, функцию и деятельность пресс-службы – органа занимающегося взаимодействием;

  • выявить факторы развития взаимоотношений органов власти и СМИ;

  • раскрыть и уточнить содержание основных теоретических понятий, необходимых для исследования взаимодействия властных структур и СМИ;

  • дать практические рекомендации по эффективной работе пресс-секретарей.

Объектом исследования являются формы взаимодействия органов государственной власти и СМИ в процессе реализации государственной информационной политики.

Предметом исследования являются отношения, складывающиеся между органами власти (представителями в лице пресс-служащих) и средствами массовой информации в процессе взаимодействия.

Актуальность темы обусловлена тем, в информационном обществе, к которому идет в своем развитии Россия, значение средств массовой информации многократно возрастает. Вот почему наша страна нуждается в обосновании и создании условий эффективного функционирования СМИ в общественно-политической сфере, оптимального взаимодействия их с органами государственной власти.
^

ГЛАВА 1. Средства массовой информации: сущность и основные модели их взаимодействия с органами власти.

1.1. Сущность и отличительные черты СМИ.


Средства массовой информации – один из важнейших институтов современного общества. Огромная роль их в формировании, функционировании и эволюции общественного сознания в целом.

Сегодня средства массовой информации характеризуют1 как: великий арбитр, четвертая власть наряду с законодательной, исполнительной и судебной властью. Современную политику невозможно представить без прессы, радио и телевидения.

Средства массовой информации представляют сложный и многогранный институт, состоящий из множества органов и элементов.

В Федеральном законе Российской Федерации «О средствах массовой информации» под средствами массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации»2.

Пугачев В.П. трактует средства массовой информации как «учреждения, созданные для открытой публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам»3.

Средства массовой информации на практике реализуют фундаментальные права человека – на информацию, на свободу политического выбора, на гласное выражение своей позиции.

Конституция Российской Федерации «гарантирует свободу массовой информации, запрещает цензуру». Аналогичные принципы закреплены и в конституциях других государств4.

Федеральный закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» закрепляет право граждан на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов, их должностных лиц»2.

Следует отметить, что сегодня происходит возрастание потока информации. Происходит ее глобализация, продолжают модернизироваться традиционные средства коммуникации. Фактически на рубеже 80-ых годов мир средств массовой информации был разделен на 2 части: старые (традиционные) и новые.

С уверенностью сегодня можно сказать, что массовый охват средств массовой информации привел к тому, что эти средства стали:

  • действительно всенародные, доступные каждому человеку;

  • с помощью средств массовой информации усиливается связь между личностью и обществом;

  • широкое распространение средств массовой информации привело к дифференциации потребления информации.

Кроме этого, следует отметить следующие отличительные черты средств массовой информации:

  • публичность, то есть неограниченный и надперсональный круг потребителей;

  • наличие специальных, технических приборов, аппаратуры;

  • непрямое, разделенное в пространстве и во времени взаимодействие коммуникационных партнеров;

  • однонаправленность взаимодействия от коммуникатора к реципиенту, возможность перемены их ролей;

  • непостоянный, характер их аудитории, которая образуется от случая к случаю в результате общего внимания, проявленного к той или иной передаче или статье.

Средства массовой информации отличаются оперативностью распространения информации, способностью проникать во все социальные общности, профессиональные, возрастные и другие группы5.

В своих репортажах и комментариях средства массовой информации могут обратить внимание  общественности на стороны деятельности правящих кругов, играют роль в ограничении власти  и конкретных действий.

Средства массовой информации не могут наградить, но могут сделать популярным; не могут карать, но могут высмеять; не могут назначить на должность, но могут содействовать избранию6.

^ 1.2 Функции СМИ.

Рассмотрение особенностей средств массовой информации будет неполным без изучения их функций.

Функции средств массовой информации разнообразны. В любом современном обществе они в той или иной форме выполняют ряд общих политических функций. Опыт истории показывает, что средства массовой информации способны служить различным политическим целям: как просвещать людей, развивать в них чувство собственного достоинства, стремление к свободе и социальной справедливости, обогащать личность, так и духовно порабощать, дезинформировать и запутывать, разжигать массовую ненависть, сеять недоверие и страх.

Наиболее целесообразно выделение следующих функций средств массовой информации7:

1.    Информационная функция.

2.    Средства массовой информации создают своеобразную информационную среду, которая характеризуется единством двух потоков политической информации – «сверху» и «снизу».

3.    Информация «сверху» несет данные о государственных и административных решениях, информация «снизу» – о том, как эти решения воспринимаются.

4.    Информационная функция состоит в получении и распространении сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях. Добываемая и передаваемая информация включает не только беспристрастное, фотографическое освещение тех или иных фактов, но и их комментирование и оценку. На основе получаемой информации у граждан формируется мнение о деятельности правительства, парламента, партий и других политических институтов, об экономической, культурной и иной жизни общества.

5.    Информационная деятельность средств массовой информации позволяет людям активно судить о политических событиях и процессах в том случае, если она выполняет образовательную функцию.

Вышеназванные функции позволяют средствам массовой информации выполнять функцию критики и контроля. Эту функцию в политической системе осуществляют не только средства массовой информации, но и оппозиция, а также специализированные институты судебного и иного контроля. Критика со стороны оппозиции обычно концентрируется на правительстве и поддерживающих его партиях. Объектом внимания средств массовой информации являются и президент, и правительство, и суд, и различные направления государственной политики, и сами средства массовой информации.

Их контрольная функция основывается на общественном мнении8. В отличие от государственных и иных органов контроля, средства массовой информации не могут применять административные или экономические санкции к нарушителям. Их контроль часто не менее эффективен и даже более строг, так как они дают не только юридическую, но и моральную оценку тем или иным событиям и лицам.

В демократическом обществе в осуществлении контрольной функции средства массовой информации опираются как на закон, так и на общественное мнение. Контрольная функция средств массовой информации особенно необходимо при слабой оппозиции и несовершенстве социальных государственных институтов контроля9.

Средства массовой информации не только критикуют недостатки в политики и обществе, но и выполняют функцию артикуляции различных общественных интересов, интеграции политических субъектов.

Эта функция позволяет обеспечивать представителям общественных групп возможность публично выражать свое мнение, находить единомышленников, сплачивать их общностью целей и убеждений, четко формулировать и представлять в общественном мнении свои интересы.

Без использования средств массовой информации партии обычно не в состоянии выявить и сплотить своих сторонников, мобилизовать их на единые действия10.

^ 1.3 Влияние СМИ на общественное мнение.

Общественное мнение сегодня становится более активным и действенным регулятором политического процесса. Сила общественного мнения в значительной мере предопределяется средствами массовой информации, не только отражающими сложившиеся настроения, но и формирующими это общественное мнение.

Общественное мнение становится в этом случае мощным средством политики, инструментов реализации политических замыслов и достижений политических целей.

Формирование общественного мнения происходи по-разному. К примеру: «средства массовой информации отфильтровывают индивидуальные точки зрения, обобщают их в мнения групповые и затем придают им характер всеобщности, массовости, распространенности».

Средства массовой информации всегда стремятся использовать общественное мнение в политических целях, и,  как правило, это им удается.

В целом можно сказать, что печать, телевидение и радио продуцируют и распространяют политическую информацию. Именно те знания, нормы и ценности, усвоение которых необходимо и достаточно для рекрутирования в политику, для сознательного и действенного участия в политической жизни.

Без радио, телевидения, газет и журналов даже хорошо образованный человек не сможет правильно ориентироваться в потоке противоречивых политических процессов, принимать ответственные решения. Средства массовой информации позволяют ему выйти за рамки индивидуального опыта, делают обозримым весь мир политики.

В этом главная отличительная черта средств массовой информации как политического института.

Итак, средства массовой информации, с одной стороны, выступают как неформальный орган власти. С другой стороны, как институт гражданского общества.

Средства массовой информации выполняют важные функции в обществе, такие как: информационную, образовательную, критики и контроля, формирования общественного мнения и другие11.

 
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Средства массовой информации: сущность и основные модели их взаимодействия с органами власти. 4 iconО результатах рассмотрения информации, представленной Министром информации...
Заслушав информацию Министра информации и телекоммуникаций Приднестровской Молдавской Республики В. М. Беляева о действиях, предпринимаемых...
Средства массовой информации: сущность и основные модели их взаимодействия с органами власти. 4 icon1. Средства массовой информации
Основной целью мr является формирование эффективных практик, обеспечивающих оптимизацию взаимодействия субъекта pr со средствами...
Средства массовой информации: сущность и основные модели их взаимодействия с органами власти. 4 iconМуниципальное образование город урай ханты-Мансийский автономный...
Важную роль в сфере профилактики наркомании играют средства массовой информации, в том числе средства массовой информации на муниципальном...
Средства массовой информации: сущность и основные модели их взаимодействия с органами власти. 4 iconУтверждено
Мо «Бичурский район» и организациями при осуществлении предоставления муниципальной услуги, а также порядок взаимодействия с федеральными...
Средства массовой информации: сущность и основные модели их взаимодействия с органами власти. 4 iconЗакон кыргызской республики "о средствах массовой информации"
Закон направлен на свободное функционирование средств массовой информации, регулирует их отношения с государственными органами, общественными...
Средства массовой информации: сущность и основные модели их взаимодействия с органами власти. 4 iconКурсовая работа Тема: Практика взаимодействия районных и окружных органов власти
Проблемы взаимодействия и пути преодоления разногласий между районными и окружными органами власти
Средства массовой информации: сущность и основные модели их взаимодействия с органами власти. 4 iconКонтрольные вопросы (отчеты, информации)
Волгодонской городской Думы своих полномочий, координация деятельности постоянных комиссий и аппарата Волгодонской городской Думы,...
Средства массовой информации: сущность и основные модели их взаимодействия с органами власти. 4 iconКонтрольные вопросы (отчеты, информации)
Волгодонской городской Думы своих полномочий, координация деятельности постоянных комиссий и аппарата Волгодонской городской Думы,...
Средства массовой информации: сущность и основные модели их взаимодействия с органами власти. 4 iconПостановление Правительства РФ от 14 июня 2002 г. N 425
Об утверждении Положения о предоставлении информации и документов Федеральной службе по финансовому мониторингу органами государственной...
Средства массовой информации: сущность и основные модели их взаимодействия с органами власти. 4 iconСтатья 342. Нарушение законодательства Республики Казахстан о средствах...
Сопоставительная таблица: действующая и предлагаемая редакции статьей главы 23 действующего Кодекса об административных правонарушений...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница