Рабочая учебная программа базового курса «Информатика»




Скачать 120.26 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа базового курса «Информатика»
Дата публикации02.02.2014
Размер120.26 Kb.
ТипРабочая учебная программа
skachate.ru > Информатика > Рабочая учебная программа
Пояснительная записка

Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика» для 5 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе авторской программы Л.Л. Босовой с использованием учебника «Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса» Л.Л Босова. Бином, лаборатория знаний, 2008,-173с. Программа рассчитана на 68 часов.

Изучение информатики и ИКТ в V классе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;

  • формирование у учащихся навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;

  • усиление культурологической составляющей школьного образования;

  • пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;

  • развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

В основу курса информатики и ИКТ для V класса положены следующие идеи:

  • научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых);

  • практическая направленность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на формирование у школьников умений и навыков, которые в современных условиях становятся необходимыми не только на уроках информатики, но и в учебной деятельности по другим предметам, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в повседневной жизни, в дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его;

  • дидактическая спираль как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием, предполагающее учет имеющегося опыта обучаемых; затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах;

  • развивающее обучение – обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы и т.д.


^

Содержание курса информатики и ИКТ для V класса


Общее число часов – 68 ч.

1. Компьютер для начинающих (16 ч).

Информация и информатика.

Как устроен компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. ^ История латинской раскладки клавиатуры. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Как работает мышь. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №1 «Знакомимся с клавиатурой».

Практическая работа №2 «Осваиваем мышь».

Практическая работа №3 «Запускаем программы. Основные элементы окна программы».

Практическая работа №4 «Знакомимся с компьютерным меню».

Клавиатурный тренажер.
^ 2. Информация вокруг нас (30 ч).

Действия с информацией.

Хранение информации. Носители информации. Как хранили информацию раньше. Носители информации, созданные в XX веке. Сколько информации может хранить лазерный диск.

Передача информации. Как передавали информацию в прошлом. Научные открытия и средства передачи информации.

Кодирование информации. Язык жестов. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации. От текста к рисунку, от рисунка к схеме.

Обработка информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Кодирование как изменение формы представления информации.

Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Запись плана действий в табличной форме.

Компьютерный практикум.

Клавиатурный тренажер.

Координатный тренажер.

Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.
^ 3. Информационные технологии (20ч).

Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор. Основные объекты текстового документа. Этапы подготовки документа на компьютере. О шрифтах.

Компьютерная графика. Графические редакторы. Устройства ввода графической информации. ^ Как формируется изображение на экране монитора.

Создание движущихся изображений.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №5 «Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор».

Практическая работа №6 «Вводим текст».

Практическая работа №7 «Редактируем текст».

Практическая работа №8 «Работаем с фрагментами текста».

Практическая работа №9 «Форматируем текст».

Практическая работа №10 «Знакомимся с инструментами рисования графического редактора».

Практическая работа №11 «Начинаем рисовать».

Практическая работа №12 «Создаем комбинированные документы».

Практическая работа №13 «Работаем с графическими фрагментами».

Практическая работа №14 «Создаем анимацию на заданную тему».

Практическая работа №15 «Создаем анимацию на свободную тему».
^ Графические исполнители в среде программирования Qbasic. Исполнитель DRAW. Исполнитель LINE. Исполнитель CIRCLE.

Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями.

^ Ханойская башня.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №12 «Рисунок на свободную тему».

Практическая работа №13 «Power Point. Часы».

Практическая работа №14 «Power Point. Времена года».

Практическая работа №15 «Power Point. Скакалочка».

Практическая работа №16 «Работаем с файлами и папками. Часть 2».

Практическая работа №17 «Создаем слайд-шоу».

^ Практическая работа №18 «Знакомимся со средой программирования Qbasic».

Практическая работа №19 «Исполнитель DRAW».

Практическая работа №20 «Исполнитель LINE».

Практическая работа №21 «Исполнитель CIRCLE».

^

Требования к подготовке школьников в области информатики и ИКТ


Учащиеся должны:

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;

  • различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

  • приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

  • приводить примеры информационных носителей;

  • иметь представление о способах кодирования информации;

  • уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;

  • определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;

  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;

  • запускать программы из меню Пуск;

  • уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;

  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;

  • уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;

  • уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;

  • уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;

  • знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.


^

Состав учебно-методического комплекта по информатике и ИКТ
для V класса


  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.

  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  4. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5кл.». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.


^

Поурочное планирование




Дата

план

факт

Номер урока

Тема урока

Д.З.




1 семестр




1-2

Информация – Компьютер – Информатика.

Техника безопасности и организация рабочего места.

^ Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов

§1.1.




3-4


Как устроен компьютер.

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов

§2.1, §2.2




5-6

Ввод информации в память компьютера.

Клавиатура. Группы клавиш.

Практическая работа №1 «Знакомимся с клавиатурой»

§2.3 (1, 2)




7-8

Основная позиция пальцев на клавиатуре.

^ Клавиатурный тренажер (упражнения на отработку основной позиции пальцев на клавиатуре)

§2.3 (3)




9-10

Программы и файлы.

^ Клавиатурный тренажер в режиме игры

§2.4




11-12

Рабочий стол. Управление мышью.

Практическая работа №2 «Осваиваем мышь»

§2.5, §2.6




13-14.

Главное меню. Запуск программ.

Практическая работа №3 «Запускаем программ. Основные элементы окна программы»

§2.7




15-16

^ Проверочная работа.

Управление компьютером с помощью меню.

Практическая работа №4 «Знакомимся с компьютерным меню»

§2.8




17-18

Действия с информацией. Хранение информации

§1.2, 1.3




19-20

Носители информации.

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов

§1.4




21-22

Передача информации.

Клавиатурный тренажер в режиме ввода предложений

§1.5




23-24

Кодирование информации

§1.6

2 семестр




25-26

Формы представления информации. Метод координат

§1.7




27-28

Текст как форма представления информации

§1.9




часть 1)




29-30

Табличная форма представления информации

§1.10




31-32

Наглядные формы представления информации.

^ Проверочная работа

§1.11




33-34

Обработка информации.

Практическая работа №5 «Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор (часть 1)»

§1.12




35-36

Обработка текстовой информации.

^ Практическая работа №6 «Вводим текст»

§2.9(1)




37-38

Обработка текстовой информации.

^ Практическая работа №7 «Редактируем текст»

§2.9(2)




39-40

Редактирование текста. Работа с фрагментами.

^ Практическая работа №8 «Работа с фрагментами текста (задания 1–5)»







41-42

Редактирование текста. Поиск информации.

^ Практическая работа №8 «Работаем с фрагментами текста (задания 6–7)»







43-44

Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Обобщение за семестр. Контроль знаний.




3 семестр




45-46

Форматирование — изменение формы представления информации.

^ Практическая работа №9 «Форматируем текст»







47-48

Кодирование как изменение формы представления информации. Компьютерная графика.

^ Практическая работа №10 «Знакомимся с инструментами графического редактора»

§2.10(1)




ЦОР

Файлы Подкова.bmp, Многоугольники.bmp




49-50

Инструменты графического редактора.

^ Практическая работа №11 «Начинаем рисовать (задания 1, 4, 5)»

§2.10(2)




51-52

Обработка графической информации.

^ Практическая работа №11 «Начинаем рисовать (задания 2, 3)»

§2.10(2)




53-54

Обработка текстовой и графической информации.

Практическая работа №12 «Создаем комбинированные документы»

§2.9, §2.10




55-56

Преобразование информации по заданным правилам.

Практическая работа №5 «Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор (часть 2)»

§1.14(1)




57-58

Преобразование информации путем рассуждений.

^ Практическая работа №13 «Работаем с графическими фрагментами»

§1.14 (2)




59-60

Разработка плана действий и его запись.

^ Логическая игра «Переливавший»

§1.14 (3)




61-62

Разработка плана действий и его запись.

^ Логическая игра «Переправа»

§1.14




63-64

Контрольная работа.

Создание движущихся изображений.

^ Практическая работа №14 «Создаем анимацию на заданную тему»

§2.11




65-66

Создание движущихся изображений.

Практическая работа №14 «Создаем анимацию на заданную тему»

§2.11




67-68

Итоговый мини-проект.

Практическая работа №15 «Создаем анимацию на свободную тему». Обобщающий урок за год.





«Согласовано»

Протокол МО учителей информатики и ИКТ

« » _________ 2013 года №

«Согласовано»

Зам. директора по УР

_________________ Шаронов Р.В.

Похожие:

Рабочая учебная программа базового курса «Информатика» iconРабочая учебная программа базового курса «Информатика»
М.: бином. Лаборатория знаний, 2005. Она существенно дополняет содержание учебников «Информатика» для 6 класса. Программа составлена...
Рабочая учебная программа базового курса «Информатика» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Информатика» разработана...
Информатика [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2011. – 28 с
Рабочая учебная программа базового курса «Информатика» iconРабочая учебная программа по мировой художественной культуре
Концепциуй модеонизации российского образования на период до 2010 года (утвеждена распоряжением Правительства РФ №1756-р от 29 декабря...
Рабочая учебная программа базового курса «Информатика» iconПрограмма базового курса Информатика и икт 8-9 классы
Программа составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-9 классы. Москва, Просвещение, 2009
Рабочая учебная программа базового курса «Информатика» iconОбразовательная программа по предмету «Информатика и икт»
КТ» является общеобразовательным курсом базового уровня, изучаемым в 10-11 классах. Курс ориентирован на учебный план, объемом 70...
Рабочая учебная программа базового курса «Информатика» iconПрограмма профильного курса базового уровня Информатика и икт 10-11 классы
...
Рабочая учебная программа базового курса «Информатика» iconРабочая учебная программа «психология потребителя»
...
Рабочая учебная программа базового курса «Информатика» iconРабочая программа учебного курса «Информатика и икт»
Рабочая программа учебного предмета «Информатика и икт» для 9 класса составлена на основе
Рабочая учебная программа базового курса «Информатика» iconРабочая программа учебного курса «Информатика и икт»
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов
Рабочая учебная программа базового курса «Информатика» iconРабочая учебная программа по курсу «Информатика и икт» в 7 классе Учитель Вернослова Е. И
Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница