Тема урока: «Язык программирования Pascal. Типы данных и основные операторы, программирование циклов и работа с массивами»




Скачать 260.66 Kb.
НазваниеТема урока: «Язык программирования Pascal. Типы данных и основные операторы, программирование циклов и работа с массивами»
страница1/3
Дата публикации24.02.2013
Размер260.66 Kb.
ТипУрок
skachate.ru > Информатика > Урок
  1   2   3
План-конспект урока по информатике

Курс: 1. Занятие №15-16

Время: 2 часа.

Тема урока: «Язык программирования Pascal. Типы данных и основные операторы, программирование циклов и работа с массивами»

Тип урока: лекция, изучение новой темы.
Паскаль.

Программа - алгоритм, записанный на языке программирования, служащий для выполнения каких-либо действий.

Транслятор.

Допустим, что написана программа решения задачи на каком-то языке программирования, но компьютер понимает только команды, переведенные в двоичный код. Этот перевод можно осуществить с помощью трансляторов.

Транслятор - программа, переводящая текст алгоритма, записанного на каком-то языке программирования, на язык машинных кодов.

Различают два вида трансляторов: компиляторы и интерпретаторы. Они различаются с точки зрения выполнения работы.

Компилятор читает всю программу целиком, делает ее перевод и создает законченный вариант программы на машинном языке, который затем загружается в компьютер и выполняется.

Интерпретатор переводит и выполняет программу строка за строкой (как синхронный переводчик).

Компилятор осуществляет синтаксический контроль программы и при обнаружении ошибок выдает диагностические сообщения. Если ошибок нет, результатом компиляции является программа на языке машинных команд (ее называют объектной).

Интегрированная среда Turbo Pascal.

^ Краткое знакомство.

Язык Паскаль появился в 1984 году. Он разработан Н.Виртом в 1968-1970 г.г., получил широкое распространение благодаря наглядности программ и легкости при изучении.

Turbo Pascal 7.0 позволяет:

а) создавать тексты программ;

б) компилировать их (находить и исправлять ошибки);

г) компоновать программы из отдельных частей;

д) использовать модули библиотек;

е) отлаживать и выполнять программы.
^ Функциональные клавиши Турбо Паскаль.

F1 - помощь;

F2 - сохранение редактируемого текста на диске;

F3 - загрузка текста с диска в окно редактирования;

F9 - компилировать программу, но не выполнять ее;

^ F10 - переход к верхнему меню;

CTRL-F9 - выполнить прогон программы (компилировать ее и выполнить);

ALT-F5 - просмотр результатов выполнения программы;

^ Esc - переход из главного меню в окно редактирования.

ALT-X - выход из системы Турбо Паскаль.
Алфавит языка Turbo Pascal

Алфавит языка Turbo Pascal содержит:

  1. латинские строчные и прописные буквы, а также символ подчеркивания «_», который приравнен к буквам;

  2. цифры;

  3. символ пробел;

  4. символы с кодами от 0 до 31 (управляющие коды);

  5. специальные символы: + - * / = < > [ ] . , ( ) : ; ^ @ { } $ # ‘

  6. составные символы: <= >= <> := (* *) (. .) ..

При конструировании имен объектов программы (переменных, констант, типов, подпрограмм и т.д.) можно использовать только латинские буквы и цифры (причем первый символ должен быть обязательно буквой, большие и маленькие буквы в именах объектов считаются одинаковыми).

В языке Turbo Pascal есть зарезервированные слова, которые, так же нельзя использовать в качестве имен чего-либо (например begin, end, var, for, while, repeat и т.д.).

Структура программы на языке Turbo Pascal

program <имя программы>;

uses <имена подключаемых библиотек>;

type <описание типов данных>;

const <описание констант>;

label <описание меток>;

var <описание переменных>;

<описание подпрограмм>;

begin

<операторы>;

end.

Переменная - это область памяти, названная собственным именем, которая может менять свое значение в процессе выполнения программы. Переменная характеризуется именем, типом и значением.

Константа - не изменяет своего значения в процессе выполнения программы, она может быть задана явно своим значением или обозначена именем.

Имя (идентификатор) переменной или константы задается латинскими буквами и арабскими цифрами. В качестве идентификатора нельзя использовать служебные слова. Идентификатор должен быть уникальным, т.е. в данном блоке программы один идентификатор не может быть использован для обозначения более чем одного объекта.

Например : Zap, gor,X, p1, summa, a28,rar_1, proba, x1,y1,max,min и т.д.

Все переменные, которые будут использованы в разделе операторов, должны быть объявлены в разделе описания переменных, начинающемся словом var.

Описываются переменные так:

<имя переменной>: <имя типа>; (можно указывать несколько имен переменных через запятую)

Тип переменной – это множество значений, который она может принимать.

byte – целое число в диапазоне 0..255;

shortint – целое число в диапазоне -127..127;

word – целое число в диапазоне 0..65535;

integer – целое число в диапазоне -32768..32767;

longint – целое число в диапазоне -2147483648..2147483647;

real – вещественное число;

char – символ или #<код>;

boolean – логический тип {true,false}.

Типы переменных

Тип




Диапазон значений

Целый

ShortInt

-128...127




Integer

-32768 ...32767




Longint

-2147483648 ...

2147483647




Byte

0 .... 255




Word

0 ... 65535

Вещественный

Real

2,9 10-39..... 1,7 1038

11..12 значащих цифр




Single

7..8 значащих цифр




Double

15..16 значащих цифр




Extended

19..20 значащих цифр




Comp

19..20 значащих цифр


Логический

Boolean

TRUE

FALSE

Cимвольный

Char

1 символ


Строковый

String

Массив символов, по умолчанию длина 256 символов.

Массивы

array




Записи

record




Множества

set




Файлы

file




Указатели

pointer





Операция присваивания

В результате выполнения операции присваивания переменная получает значение. В общем виде эта операция выглядит так:

<имя переменной>:=<выражение>;

^ Где := это символ операции присваивания. В Turbo Pascal после каждой операции ставится символ «точка с запятой».
Процедура вывода информации.

В любой программе должны быть инструкции, обеспечивающие прием исходных данных и выдачу пользователю результатов.

^ Вывод информации на экран.

Команда write предназначена для вывода на экран монитора сообщений и значений переменных. В этой команде после слова write в скобках задается список имен переменных. Кроме имен переменных в список можно включить сообщение – текст, заключенный в апострофы.

Примеры: write (Summa);

write (‘Результат вычислений’);

write (‘Корни уравнения: х1=’,x1,’ x2=’,x2);

После имени переменной через двоеточие можно поместить формат поля вывода значения переменной. Для переменной типа integer формат – это целое число, определяющее ширину поля вывода (количество позиций на экране). Например, команда write(d:5) показывает, что для вывода значения переменной d используется 5 позиций. Если число занимает меньше позиций, чем указано в формате, то неиспользуемые позиции заполняются пробелами, а само изображение выравнивается по правой границе поля.

Например, если значение переменной kol типа integer равно 15, то в результате выполнения инструкции: write (‘Всего изделий:’,kol:5); на экран будет выведено: Всего изделий: 15.

Для переменных типа real формат представляет собой два целых числа, разделенных двоеточием. Первое число определяет ширину поля вывода, второе – число цифр, стоящих справа от десятичной точки. Если задать только ширину поля, то на экране появится число, представленное в формате с плавающей точкой.

Пусть переменные х1 и х2 типа real имеют значения 13,25 и -0,3401; тогда в результате выполнения инструкции: write (‘х1=’,x1:5:2,’ x2=’,x2:12); на экране будет выведено: х1=13.25 х2=-3.40100Е-01.

Если ширины поля, указанной в формате, недостаточно для вывода значения переменной, то выводится число в формате с плавающей точкой и десятью цифрами после запятой (все поле вывода в этом случае занимает 17 позиций).

После выполнения команды write курсор остается в той позиции экрана, в которой он находился после вывода последнего сообщения этой команды. Следующая команда write начинает вывод именно с этой позиции. Например, в результате выполнения команд:

х:=2.73;

write (‘Значение перем’);

write (‘енной’);

write (‘х=’);

write (х:8:5);

на экран будет выведено:

Значение переменной х=-2.73000

Инструкция отличается от инструкции write только тем, что после вывода сообщения или значений переменных курсор переводится в начало следующей строки. например, если значением переменной х1 является число -3,561, а переменной х2 – число 10,345, то результатом выполнения команд:

writeln (‘Значения корней уравнения:’);

writeln (‘х1=’,х1:7:3);

writeln (‘х2=’,х2:7:3);

будет следующий текст на экране:

Значения корней уравнения:

х1=-3.5610

х2= 10.345

Пример программы №1

program primer1;

var

a,b:integer;

begin

a:=5;

b:=3;

writeln (‘5+3=’,a+b);

end.

Процедура ввода информации.

Команда read предназначена для ввода с клавиатуры значений переменных (исходных данных). в общем виде инструкция выглядит так:

read (переменная 1, переменная 2,…переменная n);

где переменная это имя переменной, значение которой должно быть введено с клавиатуры во время выполнения программы.

примеры:

read (а);

read (Cena,kol);

при выполнении команды происходит следующее: программа приостанавливает свою работу и ждет, пока на клавиатуре будут набраны нужные данные и нажата клавиша . После нажатия введенное значение присваивается переменной, имя которой указано в инструкции (по порядку). Например, в результате выполнения команды read (t) и ввода с клавиатуры строки 21, значением переменной t будет число 21.

Одна команда read позволяет получить значения нескольких переменных. В этом случае вводимые числа должны набираться в одной строке и разделяться пробелами. например, если тип переменных а,b и c – real, то в результате выполнения команды read (a,b,c) и ввода с клавиатуры строки 4.5 23 0.17

значения переменных будут следующими: a=4.5, b=23.0, c=0.17.

Если в строке набрано больше чисел, чем задано переменных в команде, то оставшаяся часть строки будет обработана следующей инструкцией read. Например, в результате выполнения команд:

read (а,b);

read (c);

и ввода с клавиатуры строки: 10 25 18

переменные примут следующие значения: a=10, b=25, c=18.

Инструкция readln отличается от инструкции read тем, что после выделения очередного числа из введенной с клавиатуры строки присваивания его последней переменной из списка инструкции readln оставшаяся часть строки теряется, и следующая инструкция read или readln будет требовать нового ввода. Например, в результате выполнения команд:

readln(а,b);

read (c);

при наборе пользователем строки: 10 25 18

переменная а получит значение 10, b – 25. После чего программа будет ожидать ввода нового числа, чтобы присвоить его переменной с.

Перед каждой командой read или readln следует располагать команду write, чтобы подсказать пользователю, какие данные ожидает от него программа. Например, фрагмент программы вычисления стоимости покупки может быть таким:

writeln (‘введите исходные данные’);

write (‘Цена изделия:’);

readln (Cena);

write (‘Количество в партии:’);

readln (kol);

write (‘Скидка:’);

readln (skidka);

Если тип данных, вводимых с клавиатуры, не соответствует или не может быть приведен к типу переменных, имена которых указаны в инструкции read или readln, то программа аварийно завершает работу (команды, следующие за этой не выполняются), и на экран выводится сообщение об ошибке.

^ Первая программа.

Задача 1 : Написать программу, которая вводит значения двух любых чисел, выводит на экран сумму, разность, произведение и частное от деления этих чисел. Ввод каждого числа произвести с отдельной строке. Каждый результат также нужно поместить на отдельную строку, пояснив в комментарии, чему соответствует выводимое число.

program exampl_1;

var a,b : integer;

begin

writeln('Введите первое число’);

readln(a);

writeln('Введите второе число’);

readln(b);

writeln('A+B= ', a+b:5);

writeln('A-B= ', a-b:5);

writeln('A*B= ', a*b:7);

writeln('A div B= ', a div b:5);

writeln('Нажмите ');

readln;

end.

^ Составление линейных алгоритмов.

Алгоритм – последовательность действий со строго определенными правилами выполнения.

Программа – это набор инструкций для вычислительных машин и устройств.

Виды программ – компьютерные программы, программы управления роботами, станками и другими программируемыми устройствами.

Языки программирования – языки для записи программ для вычислительных машин и устройств (Turbo Pascal, Basic, Delphi и т.д.).

Типы алгоритмов – линейные, ветвящиеся, циклические, вспомогательные и т.д.

Линейные алгоритмы – линейная последовательность операторов и операций.

Ветвящиеся алгоритмы – алгоритмы с альтернативным выбором действий и групп операций.

Циклические алгоритмы – алгоритмы с циклическим повторением действий и групп операций.

Вспомогательные алгоритмы – алгоритмы решения определенных подзадач, состоящие из групп операций.

Стандартные операции и функции.

Операции бывают следующих видов:

  • арифметические операции;

  • операции отношений;

  • булевские (логические) операции;

  • поразрядные логические и сдвиговые операции;

  • операции над множествами.

Арифметические операции:

«+» - сложение;

«*» - умножение;

«-» - вычитание;

«/» - деление; (результат всегда должен иметь вещественный тип).

div – деление нацело (с отбрасыванием дробной части);
  1   2   3

Похожие:

Тема урока: «Язык программирования Pascal. Типы данных и основные операторы, программирование циклов и работа с массивами» iconПримерный перечень вопросов к экзамену
Язык программирования Turbo Pascal Типы данных. Операторы языка Pascal. Приоритет операторов. Операторы ввода, вывода. Примеры
Тема урока: «Язык программирования Pascal. Типы данных и основные операторы, программирование циклов и работа с массивами» iconЛабораторная работа 1 тема: Программирование на pascal. Линейная алгоритмическая конструкция
Цель: научиться составлять задачи, содержащие линейный алгоритм на языке программирования pascal
Тема урока: «Язык программирования Pascal. Типы данных и основные операторы, программирование циклов и работа с массивами» iconКакие еще составные типы данных есть в современных яп?
А пока поговорим про базис. Какие еще составные типы данных присутствуют в языках программирования? Вспомним язык Pascal. Кроме записей...
Тема урока: «Язык программирования Pascal. Типы данных и основные операторы, программирование циклов и работа с массивами» iconЛабораторная работа №4 программирование разветвляющихся алгоритмов. Цель работы
Изучить основные операторы и конструкции языка Паскаль для программирования разветвляющихся алгоритмов
Тема урока: «Язык программирования Pascal. Типы данных и основные операторы, программирование циклов и работа с массивами» iconЗадача: Рассматривается функция
Паскаль, типы данных, основные операторы, функции и процедуры, механизм передачи параметров в них
Тема урока: «Язык программирования Pascal. Типы данных и основные операторы, программирование циклов и работа с массивами» iconЗадание для контрольной работы
Паскаль, типы данных, основные операторы, функции и процедуры, механизм передачи параметров в них
Тема урока: «Язык программирования Pascal. Типы данных и основные операторы, программирование циклов и работа с массивами» iconДанный курс лекций по языку программирования Turbo Pascal разработан...
Курс лекций содержит основные разделы языка программирования t-pascal, предусмотренные образовательным стандартом
Тема урока: «Язык программирования Pascal. Типы данных и основные операторы, программирование циклов и работа с массивами» iconПрограмма по дисциплине "Функциональное программирование"
Введение в функциональное программирование. О языке Лисп. Примеры на Лиспе. Символьная обработка. Лисп опередил свое время. Одинаковая...
Тема урока: «Язык программирования Pascal. Типы данных и основные операторы, программирование циклов и работа с массивами» iconТема урока сабақ тың тақырыбы: Язык программирования. Основы языка Бейсик
В итоге получается текст программы полное, законченное и детальное описание алгоритма на языке программирования. Затем этот текст...
Тема урока: «Язык программирования Pascal. Типы данных и основные операторы, программирование циклов и работа с массивами» iconТема: Вещественные типы. Операции над вещественными типами
Цель обучения: обеспечить усвоение учащимися понятия вещественных типов и применяемых к ним операций, отработка навыков работы с...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница