Руденко Т. В. Сборник задач и упражнений по языку Си. ( учебное пособие для студентов II курса )




НазваниеРуденко Т. В. Сборник задач и упражнений по языку Си. ( учебное пособие для студентов II курса )
страница1/17
Дата публикации24.02.2013
Размер1.05 Mb.
ТипСборник задач
skachate.ru > Информатика > Сборник задач
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Факультет вычислительной математики и кибернетики

Руденко Т.В.

Сборник задач и упражнений по языку Си.

( учебное пособие для студентов II курса )


Москва

1999
УДК 519.682

Представлены задачи и упражнения по языку Си и программированию на нем. Рассматриваемая версия Си соответствует международному и ANSI-стандарту этого языка.
Сборник составлен как дополнение к учебнику Б. Кернигана, Д. Ритчи «Язык программирования Си» (М., «Финансы и статистика», 1992) и с учетом опыта преподавания программирования на факультете вычислительной математики и кибернетики МГУ.
Для студентов факультета ВМК в поддержку основного лекционного курса “Системное программное обеспечение” и для преподавателей, ведущих практические занятия по этому курсу.
Автор выражает благодарность сотрудникам кафедры алгоритмических языков за помощь и поддержку при создании этого сборника.


Рецензенты:

доц. Машечкин И.В.

доц. Терехин А.Н.

Руденко Т.В. “Сборник задач и упражнений по языку Си (учебное пособие для студентов II курса)”.
Издательский отдел факультета ВМиК МГУ

(лицензия ЛР №040777 от 23.07.96), 1999.-80 с.
Печатается по решению Редакционно-издательского Совета факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ им. М.В. Ломоносова


ISBN 5-89407-048-1


  • Издательский отдел факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ им. М.В.Ломоносова, 1999

1.ПРЕДИСЛОВИЕ



Сборник задач составлен как дополнение к учебнику Б. Кернигана и Д. Ритчи «Язык программирования Си» [1], поэтому в нем сохранен такой же порядок разделов. Однако предполагается, что некоторое минимальное представление о структуре программы на Си и простейшем вводе-выводе у читателя имеется (в объеме разделов 1.7 и 1.8 первой главы учебника по Си [1]). Сборник может быть использован и независимо от учебника Б. Кернигана и Д. Ритчи; рассматриваемая версия Си соответствует стандарту ANSI (X3.159 - 1989) [2].

Кроме того, в сборнике приведено краткое описание заданий практикума, которые рекомендуется выполнить для закрепления пройденного материала и получения навыков в написании законченных программ.

Значительную часть сборника составляют приложения, где описана библиотека стандартных функций языка Си, некоторые системные функции ОС UNIX и фрагменты стандарта языка Си, связанные с правилами приведения типов и адресной арифметикой.

^

2.ТИПЫ, ОПЕРАЦИИ, ВЫРАЖЕНИЯ



2.1. Верно ли записаны константы, представляющие целочисленные значения? Для верно записанных констант определить их значение, тип.

123 1E6 123456789LU -5 0XFUL

‘0’ 058 ‘\x7’ 0X-1AD ‘\122’

00123 0xffffffL 01A -‘x’ x

‘a’U 0731UL ‘\n’ +0xaf 0X0
2.2. Верно ли записаны константы с плавающей точкой? Для верно записанных констант определить их значение, тип.

1.71 1E-6 0.314159E1F .005 0051E-04

5.E+2 0e0 0x1A1.5 05.5 0

0X1E6 0F 1234.56789L 1.0E-10D 3.1415U

1e-2f -12.3E-6 +10e6 123456L E-6
2.3. Верно ли записаны выражения? Для верно записанных выражений вычислить их значения ( операции + - * / % = ):

int a, b, c, d, e;

a = 2; b = 13; c = 7; d = 19; e = -4;

b / a / c d / a % c c % d-e -e % a + b / a -5+5

b % e 7-d%+(3-a) b % - e  c 9 / c - - 20 / d
2.4. Верно ли решена задача: «значение целочисленной переменной с увеличить на 1; целочисленной переменной а присвоить значение, равное удвоенному значению переменной с ».

int a, c; c = 5;

a). c ++ ; b). a = 2  c++ ; c). c += 1; d). a = c++ + c;

a = 2  c; a = c + c;
e). ++c; f). a = ++ c + c; g). a = c += 1 + c; h). a = (c+=1)+c;

a = c + c;
2.5. Верно ли решена задача: «значение целочисленной переменной с уменьшить на 1; целочисленной переменной а присвоить значение, равное частному от деления переменной с на 2».

int a, c; c = 5;

a). -- c ; b). a = -- c / 2; c). c -= 1; d). a = c -- / 2;

a = c / 2; a = c % 2;
e). a = c -= 1/2; f). a = (c = c - 1)/2; g). a = (c -= 1)/2; h). a=(c-= 1)/2.0;
2.6. Эквивалентны ли выражения?

  1. E1 op= E2 и E1 = E1 op E2

  2. E1 op= E2 и E1 = E1 op (E2)

Замечание: здесь E1, E2 - выражения допустимого в этом случае типа ; op - операция (одна из + - * / % >> << & ^ | ).
2.7. Верно ли записаны выражения? Для верно записанных выражений вычислить их значения ( операции + - * / ++ - - операции присваивания ):

int a, b, c; a = 2; b = 6; c = 3;

- - - a -- - a b-- - a a += a ++ ++ b / a ++  --c

a --- b - a-- -b a ++ = b a = a ++ b++ / ++a  c --

- --a a- --c a ++ = a ++ a = b a = ( b + 1 ) ++
2.8. Верно ли записаны выражения? Для верно записанных выражений вычислить их значения, определить тип результата (операции + - * / % ++ операции отношения, операции присваивания ):

int i, j, k, m; char c, d; i = 1; j = 2; k = -7; m = 0; c = ‘w’;

d = ’a’+1 < c m = - i - 5  j >= k+1 i + j++ + k = = -2j

m = 3 < j < 5 m = 3 = = j < 5 m = = c = ’w’

m = c != 87 m = c = ! 87 m = ! c = 87

m = !c+87 ! m = =c + 87 m ! = c + 87

k = = j - 9 = = i k = 3 + j i + j = !k

i += ++ j + 3 k %= m = 1 + n / 2 1 + 3  n += 7 / 5

1 + 3  (n += 7) / 5 c + i < c - ‘x’+10 i - k = = ‘0’+9 < 10
2.9. В логике справедливы утверждения:

not (not x) = x

x and true = x

Верны ли соответствующие утверждения для операций ! и && в Си? Ответ обосновать.
2.10. При любом вещественном y > 0 x < x + y математически верно. Верно ли подобное утверждение для выражения на Си?
2.11. Написать эквивалентное выражение, не содержащее операции !

! ( a>b ) ! ( 2a == b+4 ) ! ( a
! ( a<2 || a>5) ! ( a<1 || b<2 && c<3 )
2.12. Пусть

char c; short s; int i; unsigned u; signed char sc;

float f; double d; long lng; unsigned short us; long double ld;

Определить тип выражений:

c - s / i u  3 - 3.0  u - i u - us  i ( sc + d )  ld

(5  lng - ‘a’ )  ( s + u / 2 ) ( f + 3 ) / ( 2.5f - s  3.14 )
2.13. Допустимо ли в Си? Если "да" - опишите семантику этих действий; если "нет" - объясните почему.

а). . . . b). . . .

int i; int a, b, m, n, z;

i = (1 || 2) % (1 | 2 ); m = n = 5;

printf (  i = %d\n, i); z = a = b = 0;

z--, ( a = b ) = z + ( m != n );

printf (%d %d %d %d %d\n,

a, b, m, n, z);

с). . . . d). . . .

int i = 1; double x = 1.9; int a;

i = i << i | i; double b = 3.7;

printf (  i = %d\n, i); a = b += (1 && 2 || 3) != (int)x;

printf (%f %d %f\n, x, a, b);

e). . . . f). . . .

int x; int i, x, y; x = 5; y = 10; i = 15;

x = 5; ++ x =10; x = ( y = 0, i = 1);

printf ("%d\n", x); printf("%d %d %d\n", i, x ,y);

( x = y == 0) , i=1;

printf("%d %d %d\n", i, x, y);

g). . . . h). . . .

int x, y; int x = 2, y, z;

x = 5; y = x && ++ x; x = 3+2; x = y = z = 4;

printf("%d %d\n", x, y); printf ("%d %d %d\n", x, y, z);

x = y == z; x == ( y = z );

printf ("%d %d %d\n", x, y, z);

i). . . . j). . . .

int x = 2, y = 1, z = 0; int x = 03, y = 02, z = 01;

y = x && y || z; printf("%d\n", x | y & -z);

x = x || !y && z; printf("%d\n", x ^ y & -z);

z = x / ++x; printf("%d\n", x & y && z);

printf(" %d %d %d\n", x, y, z); printf("%d\n", x<<3);

k). . . . l). . . .

int x, y, z; x = y = z = 1; int x, y, z, i; x = y = z = 1;

x += y += z; i = ++x || ++y && ++z;

printf("%d\n", x < y ? y++ : x++); printf("%d%d%d%d\n", x,y,z,i);

printf("%d\n", z+=x= i;

printf("%d %d %d\n", x, y, z); printf("%d%d%d%d\n", x,y,z,i);

printf("%d\n", z>=y && y>=x);
2.14. Что будет напечатано в результате выполнения следующего фрагмента программы?

. . .

double d; float f; long lng; int i; short s;

s = i = lng = f = d = 100/3;

printf("s = %hd i = %d lng = %ld f = %f d = %f\n", s, i, lng, f, d);

d = f = lng = i = s =100/3;

printf("s = %hd i = %d lng = %ld f = %f d = %f\n", s, i, lng, f, d);

s = i = lng = f = d = 1000000/3;

printf("s = %hd i = %d lng = %ld f = %f d = %f\n", s, i, lng, f, d);

d = f = lng = i = s =1000000/3;

printf("s = %hd i = %d lng = %ld f = %f d = %f\n", s, i, lng, f, d);

lng = s = f = i = d =100/3;

printf("s = %hd i = %d lng = %ld f = %f d = %f\n", s, i, lng, f, d);

f = s = d = lng = i = (double)100/3;

printf("s = %hd i = %d lng = %ld f = %f d = %f\n", s, i, lng, f, d);

s = i = lng = f = d = 100/(double)3;

printf("s = %hd i = %d lng = %ld f = %f d = %f\n", s, i, lng, f, d);

f = s = d = lng = i = (double)100/3;

printf("s = %hd i = %d lng = %ld f = %f d = %f\n", s, i, lng, f, d);

i = s = lng = d = f = (double)(100/3);

printf("s = %hd i = %d lng = %ld f = %f d = %f\n", s, i, lng, f, d);
2.15. Что будет напечатано в результате выполнения следующего фрагмента программы?

double d = 3.2, x; int i = 2, y;

x = ( y = d / i )  2; printf ("x = %f ;y = %d\n", x, y);

x = ( y = d / i )  2; printf ("x = %d ;y = %f\n", x, y);

y = ( x = d / i )  2; printf ("x = %f ;y = %d\n", x, y);

y = d  ( x = 2.5 / d); printf ("x = %f; y = %d\n", x, y);

x = d  ( y = ( (int)2.9 + 1.1) / d; printf ("x = %d y = %f\n", x, y);
2.16. Дано вещественное число x . Не пользуясь никакими операциями, кроме умножения, сложения и вычитания, вычислить

2x4-3x3+4x2-5x+6.

Разрешается использовать не более четырех умножений и четырех сложений и вычитаний.
2.17. Целой переменной k присвоить значение, равное третьей от конца цифре в записи целого положительного числа x.
2.18. Целой переменной k присвоить значение, равное сумме цифр в записи целого положительного трехзначного числа x.
2.19. Целой переменной k присвоить значение, равное первой цифре дробной части в записи вещественного положительного числа x.
2.20. Определить число, полученное выписыванием в обратном порядке цифр заданного целого трехзначного числа.
2.21. Идет n-ая секунда суток. Определить, сколько полных часов и полных минут прошло к этому моменту.
2.22. Дано вещественное число x . Не пользуясь никакими операциями, кроме умножения, получить

  1. x21 за шесть операций

  2. x3 и x10 за четыре операции

  3. x5 и x13 за пять операций

  4. x2, x5 и x17 за шесть операций

  5. x4, x12 и x28 за шесть операций


2.23. Выражения, соединенные операциями && и || , по правилам Си вычисляются слева направо; вычисления прекращаются, как только становится известна истинность или ложность результата. В других языках программирования, например в Паскале, вычисляются все части выражения в любом случае. Приведите «за» и «против» каждого из этих решений.
2.24. Почему в Си не допускается, чтобы один и тот же литерал-перечислитель входил в два различных перечислимых типа? Могут ли совпадать имена литералов-перечислителей и имена обычных переменных в одной области видимости? Могут ли разные литералы-перечислители иметь одинаковые значения?
2.25. «Упаковать» четыре символа в беззнаковое целое. Длина беззнакового целого равна 4.
2.26. «Распаковать» беззнаковое целое число в четыре символа. Длина беззнакового целого равна 4.
2.27. Заменить в целочисленной переменной x n бит, начиная с позиции p, n старшими инвертированными битами целочисленной переменной y.
2.28. Циклически сдвинуть значение целочисленной величины на n позиций вправо.
2.29. Циклически сдвинуть значение целочисленной величины на n позиций влево.
2.30. Выясните некоторые свойства и особенности поведения доступного Вам транслятора Си:

a) выяснить, сколько байт отведено для хранения данных типа short, int, long, float, double и long double;

b) выяснить способ представления типа char ( signed- или unsigned- вариант );

c) проконтролировать, все ли способы записи констант допустимы:

  • целых ( обычная форма записи, u/U, l/L, их комбинации; запись констант в восьмеричной и шестнадцатиричной системах счисления )

  • вещественных ( обычная форма записи, в экспоненциальном виде, f/F, l/L, e/E )

  • символьных ( обычная форма записи, с помощью эскейп-последовательности ) и строковых ( в частности, происходит ли конкатенация рядом расположенных строковых констант )

d) выяснить, как упорядочены коды символов '0' - '9', 'a' - 'z', 'A' - 'Z', пробел (между собой и относительно друг друга);

e) проконтролировать, происходит ли инициализация переменных по умолчанию;

f) проверить, реагирует ли транслятор на попытку изменить константу;

g) исследовать особенности выполнения операции % с отрицательными операндами;

h) проверьте, действительно ли операции отношения == и != имеют более низкий приоритет, чем все другие операции отношения;

i) проверьте, действительно ли выполняется правило "ленивых вычислений" выражений в Си, т.е. прекращается ли вычисление выражений с логическими операциями, если возможно "досрочно" установить значение результата;

j) проверьте, все ли виды операнда операции sizeof (X), определяемые стандартом для арифметических типов, допускаются компилятором; действительно ли выражение X не вычисляется.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Похожие:

Руденко Т. В. Сборник задач и упражнений по языку Си. ( учебное пособие для студентов II курса ) iconСборник Задач по гидравлике Учебное пособие для студентов-заочников
Бровченко П. Н., Прохасько Л. С., Кузьмина Н. Д. Сборник задач по гидравлике: Учебное пособие для студентов-заочников. – Челябинск:...
Руденко Т. В. Сборник задач и упражнений по языку Си. ( учебное пособие для студентов II курса ) iconУчебное пособие по ботанике для студентов 3 курса заочного отделения...
Учебное пособие предназначено для самостоятельной работы студентов 3 курса заочного отделения фармацевтического факультета. Пособие...
Руденко Т. В. Сборник задач и упражнений по языку Си. ( учебное пособие для студентов II курса ) iconУчебное пособие для детей российских соотечественников : «Имя существительное...
«Русский мир» и правительства г. Франкфурта-на-Майне выпустил в свет первое учебное пособие для детей российских соотечественников:...
Руденко Т. В. Сборник задач и упражнений по языку Си. ( учебное пособие для студентов II курса ) iconУчебное пособие по русскому языку для студентов-иностранцев подготовительного...
Учебное пособие подготовлено преподавателем подготовительного факультета для иностранных граждан агту доц. Кряхтуновой О. В
Руденко Т. В. Сборник задач и упражнений по языку Си. ( учебное пособие для студентов II курса ) iconПропедевтический курс по информатике Учебное пособие по русскому...
Учебное пособие подготовлено старшим преподавателем подготовительного факультета для иностранных граждан агту и. В. Щегловой
Руденко Т. В. Сборник задач и упражнений по языку Си. ( учебное пособие для студентов II курса ) iconУчебное пособие по русскому языку для студентов-иностранцев подготовительного...
Учебное пособие подготовлено преподавателем подготовительного факультета для иностранных граждан агту асс. Кряхтуновой О. В
Руденко Т. В. Сборник задач и упражнений по языку Си. ( учебное пособие для студентов II курса ) iconКраткий конспект семинарских занятий по языку Си. (учебно-методическое...
Си, проводящихся на факультете вмиК в поддержку основного курса лекций «Системное программное обеспечение». Рассматриваются основные...
Руденко Т. В. Сборник задач и упражнений по языку Си. ( учебное пособие для студентов II курса ) iconСистема задач и упражнений по языку программирования Pascal Часть 1
Система задач и упражнений по языку программирования Pascal/ Сост. Е. Ю. Жохова, И. Е. Кокорева, П. А. Корнилов, Л. Я. Московская,...
Руденко Т. В. Сборник задач и упражнений по языку Си. ( учебное пособие для студентов II курса ) icon1 Дудырева, О. А. Сборник задач по экономике предприятия химической...
Дудырева, О. А. Сборник задач по экономике предприятия химической промышленности: учебное пособие / О. А. Дудырева, Н. И. Трофименко,...
Руденко Т. В. Сборник задач и упражнений по языку Си. ( учебное пособие для студентов II курса ) iconУчебное пособие по органической химии для самостоятельной работы...
Учебное пособие предназначено для самостоятельной работы студентов II курса заочного отделения фармацевтического факультета при выполнении...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница