Урок 1 Цель обучения




Скачать 143.83 Kb.
НазваниеУрок 1 Цель обучения
Дата публикации19.10.2013
Размер143.83 Kb.
ТипУрок
skachate.ru > Информатика > Урок




Учитель: Сафиуллина И. С.
Тема: ОДНОМЕРНЫЕ МАССИВЫ. ПРИМЕНИМЫЕ ОПЕРАЦИИ.

Урок 1
Цель обучения: обеспечить усвоение учащимися описания одномерных массивов и применяемых операций в языке программирования Turbo Pascal
Цель воспитания: положительного отношения к знаниям; воспитание информационной культуры.

Цель развития: формирование умения выделять существенные признаки,

планировать и оценивать результаты.

Тип урока: комбинированный урок - объяснение нового материала с элементами практической отработки

Оборудование: компьютерный класс, проектор.
Программное обеспечение: слайды презентации «ОДНОМЕРНЫЕ МАССИВЫ. ПРИМЕНИМЫЕ ОПЕРАЦИИ», среда программирования Turbo Pascal
Методы и приемы: практический, наглядный, частично-поисковый, коллективный
ПЛАН УРОКА

^

Этапы урока



Методический комментарий


I. Организационный этап.

Задачи: быстро включить класс в деловой ритм; психологически настроить на урок; привлечь внимание учеников. Критерий результативности – кратковременность.



Психологический настрой

II. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению.

Задачи: организовать познавательную деятельность учащихся через сообщение темы и цели урока. Особое внимание обратить на постановку цели, ее осознание учащимися. Учащиеся должны знать, каким должен быть результат их деятельности, суметь спланировать работу. Критерий результативности – способность учащихся к самостоятельным действиям.
Учитель: В математике, экономике, информатике очень часто приходится работать с большим объемом информации. Например, последовательности чи­сел, фамилий и т.д. Да и в обыденной жизни мы очень часто сталкиваемся с таким положением. Какие примеры можете привести Вы?
^ Возможные ответы учеников:

Люди в театре, в автобусе, список учеников в журнале, библиотечная картотека, арифметическая прогрессия, и т. д
Учитель: зачастую для удобства работы с информацией используется упорядочение наборов данных. Для обработки наборов данных од­ного типа вводится новое для Вас понятие, с которым мы познакомимся на уроке. Тема нашего урока «ОДНОМЕРНЫЕ МАССИВЫ. ПРИМЕНИМЫЕ ОПЕРАЦИИ».

Цель урока: научиться описывать одномерные массивы в языке программирования Turbo Pascal 7.0. и выполнять операции над ними. Стратегия урока:

  1. Минилекция

  2. Разбор задачи

  3. Самостоятельное решение предложенных задач


Результатом Вашей работы будет являться … /решение предложенных задач./




Обеспечение мотивации

Беседа

Объявление темы, цели, стратегии урока.
Ответы учеников /предпо-лагаемый результат/

III. Усвоение новых знаний.

Задачи: совместно с учащимися рассмотреть описание одномерных массивов в языках программирования Turbo Pascal, проблемные ситуации, как приемы активизации класса: создание затруднений, их решение, вызывает умственную напряженность. Критерий результативности – активность, трудоспособность учащихся.
Учитель: Давайте представим себе такую ситуацию: «Сидят незнакомые нам люди в театре и смотрят спектакль. Мы не знаем их конкретных имен, но можем дать им одно общее имя». Какое?
^ Возможные ответы учеников:

  • зрители /зритель/


Учитель: Имея общее имя мы можем обратиться к конкретному зрителю? Как это сделать?
Возможные ответы учеников:

  • Подойти, использовать описание одежды, внешности.

  • Указать номер места в зале на котором сидит данный зритель. Это позволяет нам обратиться к конкретному зрителю: «Уважаемый зритель сидящий на 13 месте, подойдите, пожалуйста, к сцене. Вам вручается ценный подарок».


Учитель: Когда мы имеем дело с большим количеством данных одного типа, то обозначать их различными именами и обрабатывать становиться затруднительно. Но можно для всей совокупности ввести одно общее имя, а индексом отметить конкретное число. Совокупность всех данных образует массив.
Под массивом понимается совокупность конечного числа данных одного типа.
Массив обозначается одним именем. Так, всю совокупность действительных чисел 1.6, 14.9, -5.0, 8.5, 0.46 можно считать массивом и обозначить одним именем, например, А. Каждый элемент массива обозначается именем массива с индек­сом. Элементы массива упорядочены по значениям индекса.

В математике, как правило, индекс либо заключается в круглые скобки, либо указывается несколько ниже имени массива, напри­мер: А(1), А(2), А(3), А(4), А(5) или А1,А2, А3, А4, А5, или в общем виде {Аi} , где i =1, 2, 3,..., п.

В Turbo Pascal 7.0 - в квадратные. Для рассмотренного примера элементами массива А являются:

На Turbo Pascal 7.0 A[1]:=1.6, A[2]:=14.9, A[3]:= -5.0, А[4]:=8.5, А[5]:=0.46.

Таким образом - индекс определяет положение элемента мас­сива данных относительно его начала.

Если в программе используется массив, то он должен быть описан.


Форма описания имеет вид:

var имя массива: ARRAY [п1,.. п2 ] OF ;
var a: array [1.. 1000] of integer,

Здесь n1, n2 - номер первого и последнего элементов массива соответственно. В качестве типа элементов может использоваться любой тип данных, кроме файлового.

Если несколько массивов имеют одинаковый тип индексов и одинаковый базовый тип, то допускается в описании объединять массивы в список, например:
var А, В, С: ARRAY [L.50] OF REAL.
Здесь объявлено списком три массива А, В, С действительных чисел, каждый из которых содержит по 50 элементов (от 1 до 50).

Нельзя путать понятия «индекс» и «тип индекса». Тип индекса используется только в разделе описания массива, а индекс указы­вается в разделе операторов для обозначения конкретных элемен­тов массива. При этом индекс должен быть того же типа, что и описание типа индекса.

В качестве индекса может быть выражение, частным случаем которого является константа или переменная. Элемент массива иначе называется переменной с индексом. В отличие от нее, пере­менная без индекса называется простой переменной.

Элементы массива могут стоять как в левой части оператора при­сваивания, так и в выражениях. Над элементами массива можно производить те же операции, которые допустимы для данных его базово­го типа. Если базовый тип есть INTEGER, то допустимы все операции над данными целого типа, включая и стандартные функции.
В языке Turbo Pascal 7.0 помимо явного описания массивов в разделе переменных имеется другая форма описания, состоящая из двух этапов. Сначала в разделе описания типов TYPE указыва­ется тип массива. Затем в разделе описания переменных VAR пе­речисляются массивы, относящиеся к указанному типу.

^ Введение типа массива увеличивает раздел описаний, но в то же время упрощает отладку программы.

Указание типов в разделе описаний помогает достичь логиче­ской ясности программы и является хорошим стилем программи­рования.

^ Описание массива в разделе типов TYPE выглядит следующим образом:

Type massiv=array[n1.. п2] OF .

Здесь: n1, п2- номер первого и последнего элементов массива, а тип массива определяется так же, как и в предыдущем описании. Определить переменную как массив можно непосредственно при ее описании

var А, В, С: massiv;

Следует отметить, что массивы А, В, С используются в разделе операторов программы. Следует отметить, что размерность массива задается при его описании и в процессе работы программы размерность массива изменять нежелательно.

Применение индексированных переменных дает эффект лишь в том случае, когда сам индекс может быть переменной величиной. С помощью операторов цикла можно работать со списком, вклю­чающим 500 наименований, так же легко, как и со списком из 5 наименований.

Присвоение значений элементам массива может происходить с помощью:
Oператора Read (readln);

uses crt;

var i, n:integer;

a: array [I.. 10000] of integer;

begin

clrscr;
Определяем число элементов в массиве.

write('Bведите размерность массива ');

readln(n);
Ввод элементов массива.

for i:=l to n do begin

write('a[',i,'] '); readln(a[i]);

end
Выводим на экран полученный массив.

for i:=l to n do

write(a[i],'');

readkey;

end.
2. Oписания элементов массива в разделе описания констант.

uses crt;

const и =5;

a:array[1..5J of integer= (4,5,7,7,0); var i: integer;

begin

clrscr;
Полученный массив.

for i:=l to n do

write(a[i],'');

readkey;

end.
3.Оператора присвоения (для небольших массивов):

а[1]:=10; а[2]:=0, ... a[N]:=2
После того, как данные введены в массив, ими можно опера­тивно распоряжаться. Доступен любой элемент массива. Достаточ­но только указать его индекс.



Беседа

Создание проблемной ситуации.
Поиск решения
Объяснение
Определение массива

Определение индекса

Форма описания массива

Акцент на форму описания массива.

Демонстрация слайдов

IV. Проверка понимания нового материала.

Задачи: проверить насколько осмысленны учениками понятия, связи, закономерности, моделирование ситуаций, контроль уровня восприятия. Критерий результативности – /достаточно размыт/ - верные ответы, моделирование решения поставленной задачи, проблемы.
II. Решение задач.
Пример 1.

Сформировать одномерный массив из N элементов, где элемен­ты массива - целые случайные числа в пределах от 1 до 45. Напе­чатать элементы массива в прямом и обратном порядке.
Решение.

Для получения случайных чисел воспользуемся следующей функцией:

Функция Random [(x)]

Формирует случайное число от 0 до X целого или вещественно­го типа (перед обращением к функции ее целесообразно инициали­зировать, использовав процедуру Randomize).

X - параметр, указывающий диапазон значений случайного числа. Оно изменяется в пределах 0 до X. Результат в этом случае имеет тип Word (диапазон значений - 0...65535).

Если параметр X не задан, результат будет типа Real в пре­делах 0.0 <Х<1.0.
Для получения массива целых случайных чисел из диапазона от

random(B-A+l)+A

var i,n.integer;

а: array[L. 10000] of integer;

begin

clrscr;

randomize;

write(‘размер = ');readln(n);

for i:=l to n do begin
Получаем случайные числа в пределах от 1 до 45.

a[i]:=random(46))+l;
Выводим элементы массива на экран

write(a[i],'');

end;
Полученный массив печатаем в обратном порядке.

for i:=n downto 1 do

write(a[i],'');

readkey;

end.
В Turbo Pascal 7.0 необходимо использовать функции TRUNC, ROUND для перевода вещественного числа в целое.



Коллективное

решение задачи

Учитель: Как получить случайные числа?

Учитель: Как описать массив?

В решении задачи ведущая роль ученикам. Учитель – помощник и координатор.

Учитель: Как записать получение случайных чисел в программе?
Учитель: Как вывести элементы массива на экран?

Учитель: Как распечатать полученный массив в обратном порядке?

Ответы учеников служат критерием результативности данного этапа.


V. Закрепление новых знаний. Отработка умений и навыков.

Задачи: закрепить в памяти учащихся те знания, которые необходимы для самостоятельной работы с новым материалом. Обратить внимание на практическую направленность данного этапа. Критерий результативности – результаты деятельности учителя и учащихся.

Предлагаются две задачи для самостоятельного решения.

Обращается внимание на оригинальные решения.



Самостоятельное решение предложенных задач.


Исходя из результатов предыдущего этапа учитель отрабатывает «болевые точки» в процессе индивидуальных консультаций.


VI. Информация о домашнем задании.

Задачи: инструктирование учащихся о домашнем задании. Домашнее задание логически связанно со следующим уроком.



Инструктаж


VII. Итог урока.

Задачи: либо ученики, либо учитель – акцент на активность учащихся. Критерий результативности – активность, искренность учащихся.
Примечание: начать беседу с учениками необходимо с акцентирования их внимание на то, что существует много жизненных задач которые можно решать используя массивы. /ученики приводят примеры/
Учитель: Какие трудности у Вас возникали во время работы? Как Вы их преодолевали?



Каждый ученик подводит сам. /насколько он добился поставленной в начале урока цели; получилось, не получилось, насколько выполнена поставленная цель/


IX. Рефлексия и коррекция своих действий учащимися.

Задачи: смоделировать ситуацию, при которой ученик оценивает окружающий его мир изнутри, соотносит внешнее и внутреннее. Критерий результативности – эмоциональный уровень учащихся.



Высказывания учеников.

/критерий – внутренняя удовлетворенность ученика от урока /


Комментарии: при определении уровня используем метод самооценки, определяем «болевых точек», исходя из результатов определяем перспективы.






^ Задачи для самостоятельного решения:

Задача 1.

В предыдущей задаче переставить элементы, стоящие на не­четных местах, с соответствующими элементами на четных местах.
Решение.


program prim2;

uses crt;

var i,n,r: integer;

a: array [I.. 10000] of integer;

begin

clrscr;

randomize;

write('число элементов ');

readln(n);

for i:=l to n do begin


Получаем случайные числа и выводим их на экран.


a[i]: =random(45)-22;

write(a[i],' ');

end;



В полученном массиве меняем соседние элементы.
i:=1;
Пока I<=N-1.


while i<=n-l do begin;



Меняем значения соседних элементов.


r:=a[i];a[i]:=a[i+l]; a[i+1]:=r



Увеличиваем индекс на два.


inc(i,2);

end;



Распечатываем измененный массив.


for i:=l to n do

write(a[i],' ');

readkey;

end.


Процедура Inc(i,n) преобразует переменную порядкового типа i к последующему значению (п=1) или на n шагов вперед.
Задача 2.

Найти максимальный (минимальный) элемента массива, а так­же его порядковый номер.
Решение.

program primS;

uses crt;

var

i, n, r, max, m in, imax, imin: integer;

a: array [1.. 10000] of integer;

begin

clrscr;

randomize;

write('число элементов n = ');

readln(n);

for i:=l to n do begin

a[i] :=random(45)-22;





Получаем случайные числа и выводим их на экран.


write(a[i],' ');

end;


За начальный максимум (минимум)

берем первый элемент массива.



min:=a[l]; max;=a[l];

for i:=l to n do begin



Если найдется элемент, меньший MIN, то MIN будет равен этому элементу. Одновременно запоминаем индекс промежу­точного минимума.


if a[i]<=min then begin

min:=a[i]; imin:=i; end;


Если найдется элемент, больший МАХ, то МАХ будет равен этому элементу. Одновременно запоминаем индекс промежу­точного максимума.


if a[i]>= max then

begin max:=a[ij; imax:=i; end;

end;



Печатаем минимальный элемент и его индекс.
writeln(min,' номер ',imin);
Печатаем максимальный элемент и его индекс.


writeln(max,' номер ', imax);

readkey;

end.


Домашнее задание.

Задача.

В предыдущей задаче найдите минимальный элемент среди отри­цательных чисел и максимальный элемент среди неотрицательных.
Решение.
В условие на нахождение промежуточного минимума добавим условие А(I)<0


if(a[i]<=min) and (a[i]<0 then

begin min:=a[i]; imin:=i; end;


В условие на нахождение промежуточного максимума добавим условие А(1)>=0


if(a[i]>= max) and (a[i]>=0) then

begin max: =a[i]; imax: =i; end;


^ Вопрос. /примечание: данные вопросы используются на следующем уроке при проверке домашнего задания. Второй уровень усвоения текущего материала/
1. Что изменится в предыдущих строках, если мы будем решать следующую задачу?

В предыдущей задаче найдите максимальный элемент среди отрицательных чисел и минимальный элемент среди неотрицатель­ных.
2. Достаточно ли изменить условие в строках?


if(a[i]<=min) and (a[i]>=0 then

begin min:=a[i]; imin:—i; end;
if(a[i]>= max) and (a[i]<0) then

begin max:=a[i]; imax:=i; end;


Ответ: нет, так как в этом случае мы неправильно задали на­чальный максимум и минимум. В случае, если первый элемент окажется положительным, то мы неправильно найдем максимум среди отрицательных элементов. Если первый элемент окажется отрицательным, то мы неправильно найдем минимум среди неот­рицательных элементов.


Похожие:

Урок 1 Цель обучения iconУрок обучения грамоте в 1 классе. Тема: Согласные звуки (л), (л). Буква Л
...
Урок 1 Цель обучения iconУрок способствовал повышению уровня мотивации учащихся в изучении...
Этот день в нашей школе отмечается ежегодно через проведение необычных уроков – урок-рисунок, урок-семинар, урок-конференция. Но...
Урок 1 Цель обучения iconБолее или менее законченный отрезок педагогического процесса в классно-урочной...
По образному выражению Н. М. Верзилина, "урок — это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий"...
Урок 1 Цель обучения iconРазвитие личности ребенка в процессе обучения изобразительной деятельности
Урок изобразительного искусства в школе это своеобразное «педагогическое произведение», «мини-спектакль». И каждый раз он новый....
Урок 1 Цель обучения icon«Метрологическое обеспечение здравоохранения и медицины» с 1 по 5 марта 2010 г. Цель обучения
Цель обучения: повышение квалификации работников медицины, ответственных за состояние медицинского оборудования, по вопросам метрологического...
Урок 1 Цель обучения icon«Метрологическое обеспечение здравоохранения и медицины» с 25 по...
Цель обучения: повышение квалификации работников медицины, ответственных за состояние медицинского оборудования, по вопросам метрологического...
Урок 1 Цель обучения iconУрок ретро Этот урок длиной в 45 минут проводится в привычном классе....
Урок начальной школы. Звенит звонок, входит самая первая учительница выпускников
Урок 1 Цель обучения iconУрок (урок истории, урок русского языка)

Урок 1 Цель обучения iconУрок первый: установить соединение (открыть "второй рот")   Цель:...
Цель: соединить надставную трубу (гортань) с основной (трахеей). (Иначе создать орган) восемь упражнений: четыре в статике + четыре...
Урок 1 Цель обучения iconДружба мальчиков и девочек. (1 урок)
Цель: Способствовать развитию дружеских взаимоотно­шений между мальчиками и девочками

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница