Рабочая учебная программа дисциплины Теория и методика обучения информатике в школе Специальность «030100 Информатика»




Скачать 83.57 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа дисциплины Теория и методика обучения информатике в школе Специальность «030100 Информатика»
Дата публикации10.10.2013
Размер83.57 Kb.
ТипРабочая учебная программа
skachate.ru > Информатика > Рабочая учебная программа
ГОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт
им. В.Г. Короленко»

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА



дисциплины

Теория и методика обучения информатике в школе




Специальность «030100 – Информатика»



Факультет социальных и информационных технологий



Кафедра информатики
Курс 5
Всего 52 час.
Всего аудиторных 26 час.

Лекции 26 час.
Самостоятельная работа 26 час.
Реферативные работы не предусмотрены

Контрольные работы не предусмотрены
Экзамен 7, 8 семестр

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры информатики 01.09.2008

Заведующий кафедрой И.Ю. Хлобыстова

Составитель Р.Р. Камалов, доцент

^ Пояснительная записка

Курс «Методические вопросы преподавания информатики в начальной школе» предназначен для повышения подготовки будущих учителей информатики к работе с учащимися младшего школьного возраста.
Предметом курса являются новейшие информационные технологии, технические средства и методика их использования.
Программа составлена в соответствии с требованиями к дополнительным образовательным программам повышения квалификации.

Цель курса

Повышение компетенции студентов в области максимально эффективного использования новых информационных и коммуникационных технологий, в создании и развитии универсальной образовательной сферы, стимулирование становления новой культуры педагогического мышления.

Для достижения поставленной цели в курсе решаются следующие задачи:

· Формирование у слушателей представлений о существующих и перспективных информационных технологиях, используемых в начальной школе;
· Ознакомление с возможностями аппаратного обеспечения и программной поддержки для построения учебных курсов с использованием информационных и коммуникационных технологий для начальной школы;
· Ознакомление со спецификой и опытом разработки учебно-методических комплексов для начальной школы в условиях использования новых информационных и коммуникационных технологий;
· Освоение слушателями, в режиме решения творческих образовательных задач, практических навыков работы с имеющимся в аппаратным и программным парком новых информационных технологий.

По завершении изучения курса слушатель должен
знать:
· основные направления и тенденции развития новых образовательных технологий для преподавания в начальной школе;
· методы, методики и технологии проведения обучения с широким использованием новых информационных и коммуникационных технологий;
· критерии выбора и основные характеристики технических средств, используемых в учебном процессе начальной школы;

уметь:
· выбирать эффективные методические приемы, технические и информационные средства для достижения цели учебного курса и решения его задач в начальной школе;
· ориентироваться в основных технических характеристиках новейших средств обучения в начальной школе;
иметь навыки:
· комплексного подхода и решению задач использования новых информационных технологий в процессе преподавания информатики в начальной школе;
· самостоятельной работы с программными и аппаратными средствами новых информационных технологий, адаптированных для учащихся младшего школьного возраста;
· проведения учебных занятий с использованием новых информационных и коммуникационных технологий.

1. Содержание дисциплины

1.1. Содержание лекционных занятий (10 час.)


^

Тема лекции


Кол-во часов

1

Предмет, цели, задачи и структура курса. Обоснование актуальности, описание специфики предметного, мультидисциплинарного и дидактического подходов и методов.

2

2

Новые методы и технологии в обученииТрадиционные и новые (активные) развивающие методы обучения в современном образовании.

2

3

Особенности разработки учебно-методических комплексов в условиях использования новых информационных и коммуникационных технологий.

2

4

Новые технические средства в учебном процессе.

2

5

Новые информационные технологии в образовании.

2




ИТОГО

24


^ 1.3. Содержание семинарских занятий (10 час.)



Тематика лабораторных работ

Кол-во часов

1

Оценка качества программного средства учебного назначения (в том числе реализованного на CD - ROM).


2

2

Разработка программного средства учебного назначения с использованием языков программирования.


2

3

Разработка программного средства учебного назначения с использованием инструментальных программных средств (или инструментария технологии Мультимедиа).


2

4

Оценка возможностей различных инструментальных программных средств в области разработки электронных средств учебного назначения.


2

5

Работа со средствами автоматизации информационно-методического обеспечения и организационного управления образовательным учреждением.


2




ИТОГО

10



^ 2. Рекомендуемая литература

2.1. Основная литература

  1. Лапчик М.П., Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов под ред. Лапчика М.П.. – М.: Издательский центр "Академия", 2001.

  2. Могилев А.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К. Информатика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр "Академия", 1999.

  3. Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. – М.: Наука, 1999

  4. Педагогико - эргономические условия безопасного и эффективного использования средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации в сфере общего среднего образования. / Разработано в Институте информатизации образования РАО под науч. рук. И.В. Роберт. // Информатика и образование, NN 4,5,7, 2000 г., 1, 2001.

  5. Роберт И.В. Современные информацион­ные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспек­тивы использования. - М.: "Школа-Пресс", 1994.


^ 2.2. Дополнительная литература


  1. Программная система автоматизации процессов информационно-методического обеспечения учебного процесса, ведения классного журнала, составления учебного расписания учебного заведения.

  2. Инструментальные средства разработки программных средств учебного назначения, в том числе реализующие возможности технологии Мультимедиа.

  3. Программные средства учебного назначения по школьному курсу информатики.

  4. Электронные средства образовательного назначения, реализованные на CD - ROM, по различным общеобразовательным предметам.

  5. Программные средства автоматизации создания учебно-методических материалов для реализации дистанционного обучения.

  6. Программная система расчета перспективной потребности в педагогических кадрах региона.

  7. Программная система анализа и оценки понятийного аппарата курса.

  8. Программные средства обеспечения информационного взаимодействия организаторов учебно-воспитательного процесса учебного заведения.

  9. Учебные и методические пособия (учебники, учебно – методические пособия, пособия для самостоятельной работы, сборники упражнений и др.).


^ 3. Методическое обеспечение дисциплины

Неотъемлемой частью курса, посредством которой реализуются на практике поставленные в программе цели и задачи, является методический комплекс, включающий:
· видео компьютерный комплекс «Новые информационные технологии в образовании», с помощью которой преподаватель проводит лекционные и семинарские занятия в специально оборудованной аудитории;
· конспект-организатор, который можно назвать специальным раздаточным материалом, специфика его состоит в том, что помимо справочно-информационной функции (конспект по каждой лекции содержит большой объем информации: текстовой, графической, табличной), он выполняет функцию активизатора творческой деятельности студента при заполнении им специально разработанных схем, блоков, указателей и т.д., для чего пространство каждой двухсторонней страницы конспекта специально организуется; конспект является также эффективным средством контроля текущей успеваемости студента;
· набор разнообразных технических средств обучения, размещенных в лаборатории ИСО;
^ 4. Вопросы к зачету


  1. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ). Средства ИКТ. Основные направления внедрения средств ИКТ в образование.

  2. Факторы интенсификации обучения, реализуемые при использовании средств ИКТ.

  3. Программные средства учебного назначения (ПСУН). Программно-методическое обеспечение. Педагогическая целесообразность использования ПСУН.

  4. Инструментальные программные средства для разработки ПСУН для учащихся начальной школы.

  5. Требования к программным средствам учебного назначения для начальной школы.

  6. Предметно-ориентированные программные среды.

  7. Система средств обучения на базе ИКТ.

  8. Информационно-предметная среда со встроенными элементами технологии обучения.

  9. Учебно-материальная база обеспечения процесса информатизации образования в начальной школе.

  10. Перспективные направления разработки и использования средств ИКТ в образовании.

  11. Виды информационно-учебного взаимодействия при работе в компьютерных сетях.

  12. Сравнительная характеристика основных компонентов парадигмы традиционной педагогической науки и парадигмы педагогической науки в условиях информатизации образования.

  13. Возможности реализации личностно ориентированного обучения с помощью средств ИКТ.

  14. Педагогико - эргономические и технические требования к средствам вычислительной техники и оборудованию кабинетов информатики в учебных заведениях системы общего среднего образования.

  15. Методические рекомендации по оборудованию и использованию кабинета информатики для старших классов учебного заведения системы общего среднего образования.




  1. Задания для самостоятельной работы




  1. На основе анализа образовательных ресурсов Интернет составить перечень реализуемых в текущем учебном году учебных телекоммуникационных проектов по заданному направлению (школьному предмету).

  2. На основе анализа учебно-методических материалов, представленных в сети Интернет, составить характеристику учебных планов зарубежных образовательных учреждений.

  3. По результатам информации, представленной в сети Интернет, дать сравнительную характеристику системам тестовых заданий, используемых для диагностики способностей учащихся различных регионов, стран.

  4. На основе информации, представленной в сети Интернет, составить перечень и дать характеристику системе программных средств, используемых в процессе обучения информатике и информационным технологиям в заданном регионе (стране).

  5. На основе инструментария технологии Мультимедиа разработать учебные проекты, реализующие меж предметные связи.

  6. Разработать требования к методическим материалам, обеспечивающим личностно ориентированное обучение с использованием средств ИКТ

  7. Разработать требования к оборудованию и оснащению кабинета информатики с заданным количеством персональных электронно-вычислительных машин в учебном заведении системы общего среднего образования.

  8. Составить методические рекомендации по оборудованию и использованию кабинета информатики в учебном заведении системы общего среднего образования для возрастной категории - неполная средняя школа.

Похожие:

Рабочая учебная программа дисциплины Теория и методика обучения информатике в школе Специальность «030100 Информатика» iconРабочая учебная программа дисциплины Информатизация сельской школы...
Курс «Информатизация сельской школы» является необходимым компонентом в плане подготовки учителей информатики. Он играет большую...
Рабочая учебная программа дисциплины Теория и методика обучения информатике в школе Специальность «030100 Информатика» iconТеория и методика обучения информатике
Информатика как наука и учебный предмет в школе. Методическая система обучения информатике в школе, общая характеристика ее основных...
Рабочая учебная программа дисциплины Теория и методика обучения информатике в школе Специальность «030100 Информатика» iconУчебная программа дисциплины Информатизация сельской школы Специальность «030100 информатика»
Курс «Информатизация сельской школы» является необходимым компонентом в плане подготовки учителей информатики. Он играет большую...
Рабочая учебная программа дисциплины Теория и методика обучения информатике в школе Специальность «030100 Информатика» iconРабочая учебная программа дисциплины компьютерные сети, интернет...
Стандартизация в области вычислительных сетей, эталонная семиуровневая модель iso osi, локальные и глобальные сети, требования, предъявляемые...
Рабочая учебная программа дисциплины Теория и методика обучения информатике в школе Специальность «030100 Информатика» iconРабочая учебная программа дисциплины Компьютерное моделирование Специальность...
В настоящее время моделирование составляет неотъемлемую часть современной фундаментальной и прикладной науки, причем по важности...
Рабочая учебная программа дисциплины Теория и методика обучения информатике в школе Специальность «030100 Информатика» iconРабочая учебная программа дисциплины Архитектура компьютера Специальность...
ПК, изучение языка низкого уровня ассемблера и методов программирования на нём, знакомство с устройством важнейших компонентов аппаратных...
Рабочая учебная программа дисциплины Теория и методика обучения информатике в школе Специальность «030100 Информатика» iconРабочая учебная программа дисциплина Теория и методика обучения иностранному...
Программа имеет цель формирования знаний методических основ преподавания иностранного языка на младшей ступени обучения, а также...
Рабочая учебная программа дисциплины Теория и методика обучения информатике в школе Специальность «030100 Информатика» iconРабочая учебная программа дисциплины Интернет-ресурс региональной...
Дисциплина «Интернет ресурс региональной системы образования» предназначен для знакомства будущих педагогов с условиями функционирования...
Рабочая учебная программа дисциплины Теория и методика обучения информатике в школе Специальность «030100 Информатика» iconРабочая программа дисциплины Основы микроэлектроники Специальность...
Цель изучения дисциплины – сформировать у студентов представление о единой теоретической базе математики, информатики, технической...
Рабочая учебная программа дисциплины Теория и методика обучения информатике в школе Специальность «030100 Информатика» iconРабочая программа дисциплины Программное обеспечение ЭВМ специальность...
Цель курса – систематизация знаний о программном обеспечении на основе современных принципов его построения и использования

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница