Методика преподавания информатики (аудиторные занятия-2ч., самостоятельная работа-1ч.) Вопросы для обсуждения:      Становление информатики как науки, ее основные методы и задачи




Скачать 235.15 Kb.
НазваниеМетодика преподавания информатики (аудиторные занятия-2ч., самостоятельная работа-1ч.) Вопросы для обсуждения:      Становление информатики как науки, ее основные методы и задачи
Дата публикации07.03.2013
Размер235.15 Kb.
ТипСамостоятельная работа
skachate.ru > Информатика > Самостоятельная работа
Семинарские и практические занятия

Занятие №1


Информатика как наука и учебный предмет в средней школе.

Методика преподавания информатики

(аудиторные занятия-2ч., самостоятельная работа-1ч.)
Вопросы для обсуждения:

1.     Становление информатики как науки, ее основные методы и задачи.

2.     Информатика как учебный предмет средней общеобразовательной и профессиональной школы.

3.     Методика преподавания информатики как раздел педагогической науки и как учебный предмет подготовки учителя.

4.     Требования к подготовке современного учителя информатики.

Тема доклада



1.     Портрет современного учителя информатики.

Рекомендуемая литература



1.     «Круглый стол» журнала «Информатика и образование: информатике - быть//ИНФО. 1999.-№5. С. 2-9.

2.     Колесников А.К., Хеннер Е.К. Пермский государственный педагогический университет: преподавать в школе должен учитель//ИНФО. 1999.-№4. С. 33-36.

3.     Михалевич В. С., Каныгин Ю. М., Гриченко В. И. Информатика - новая область науки и практики//Кибернетика. Становление информатики-М.: Наука, 1986.

4.     Птицин И.В. «Современные требования к преподавателю» //ИНФО.- 2000.-№9. С. 44-46.

5.     Райхерт Т.Н., Хеннер Е.К. Место теории информации в подготовке учителя информатики//ИНФО.- 1999.- №2. С. 32-38.

Дополнительная литература



1.     Зелинская Т.Я. История введения курса информатики в средние учебные заведения: Учебный материал к лекциям по курсу «Методика преподавания информатики». Тула: РИО ТППО, 1997. 74 с

2.     Кузнецов А. А., Караев С. Основные направления совершенствования методической подготовки учителя информатики в педагогических вузах//ИНФО.- 1997 №6. С. 13-21.

3.     Медвидь Б. Учитель и информатика//ИНФО.- 1988.-№4.

4.     Пискунова Т.Г. Я не согласна //ИНФО.- 1994.-№2.

5.     Шарова Н.Е., Федосеева Л.С. «Не вреди» //ИНФО.- 1993.-№3.

^ ЗАНЯТИЕ № 2


Цели преподавания курса информатики в средней школе

(аудиторные занятия-2ч., самостоятельная работа-1ч.)

Вопросы для обсуждения


1.     Школьный курс информатики - выполнение социального заказа.

2.     Общие цели обучения информатики в средней школе.

3.     Стандарт по основным содержательным линиям курса, оценка выполнения требований стандарта.

4.     Влияние методологии информатики на содержание и методы преподавания школьных дисциплин.

Темы докладов



1.     Применение средств и методов информатики при изучении русского языка.

2.     Применение средств и методов информатики при изучении английского языка.

Рекомендуемая литература



1.     Кузнецов А.А. Дяшкина О.А Школьные стандарты: Первые шаги и направления дальнейшего развития //ИНФО.- 1999. - №1.
2.     Леднев B.C., Кузнецов А.А., Бешенков С.А. Состояние и перспективы развития школьного курса информатики в общеобразовательной школе//ИНФО.- - 1998. - №3с. 76-79.

3.     Проект Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) образования. Образовательная область «Информатика» (авт. А.А. Кузнецов) //ИНФО. - 1997. - №1.

Дополнительная литература


1.     Зандер В.В. Информационные технологии качественно изменяют учебно-воспитательный процесс (информатика в Сургутской гимназии). ИНФО.- -1997. - №3.

2.     Кузнецов А. А. Школьная информатика: что дальше?//ИНФО.- - 1998. -№2. С. 2-12.

^ ЗАНЯТИЕ №3


Школьный кабинет вычислительной техники

(аудиторные занятия-2ч., самостоятельная работа-1ч.)

Вопросы для обсуждения



1.     Функциональное назначение и оборудование кабинета вычислительной техники.

2.     Организация работы в кабинете вычислительной техники.

3.     Санитарно-гигиенические требования к режиму работы учащихся за терминалом персонального ЭВМ.

4.     Локальная сеть школьных ПЭВМ, ее функции и дидактические возможности.

5.     Комплексное использование средств обучения в школьном кабинете информатики.

Тема доклада



1.     Санитарно-гигиенические требования к оснащению школьного кабинета информатики.

Рекомендуемая литература



1.     Блинов А. Классы завтрашнего дня. «Компьютер Пресс», -1995.- №8.

2.     Кабаков Е.Г. Кабинет информатики. Мечтания и проекты//ИНФО.- 1998.-№1. С. 30-35.

3.     Организация работы в кабинете вычислительной техники//ИНФО.- 1990.-№3

4.     Положение о кабинете вычислительной техники всех типов средних учебных заведений//ИНФО.- 1990.-№3

Дополнительная литература



2.     Краснова О.А. Левченко И.В. Излучение компьютера и здоровье детей. //ИНФО.- 1995, №1

1.     Степанова М. Компьютер и самочувствие школьников. //ИНФО.- 1989, №5.

^ ЗАНЯТИЕ № 4


Учебные и методические пособия по информатике

(аудиторные занятия-2ч., самостоятельная работа-1ч.)

Вопросы для обсуждения


1.     Школьные учебные пособия по информатике.

2.     Методические пособия для учителей информатики.

3.     Педагогические программные средства поддержки школьных учебных пособий.

Темы доклада


1.     Использование тетрадей с печатной основой на уроках информатики.

2.     Использование обучающих программ для формирования знаний и умений по информатике.

Рекомендуемая литература


1.     Андреева Е.В. Информатика. Основы алгоритмизации. Тетрадь с печатной основой. Саратов: «Лицей» 1998г.

2.     Гейн А.Г., Сенокосов А.И. Информатика: Учеб. пособие для VIII-IX кл. шк. с углубленным изучением информатики. М.: Просвещение, 1995.

3.     Информатика. 7-9 классы: учебник для общеобразовательных учебных заведений/А.Г. Кушнеренко, Г.В.Лебедев, Я.Н.Зайдельман – 2-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2001- 336 с.: ил.

4.     Основы информатики. 8-9 классы: учебник для общеобразовательных учебных заведений/А.А.Кузнецов, Н.В.Апатова – 2-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2000- 176 с.: ил.

5.     Прокопьева М.М. «Обучающие программы как фактор совершенствования образовательного процесса?» //ИНФО.- 2000.-№9. С. 39-41.

6.     Семакин И.Т., Хеннер Е.К. Информатика 10-11.// М. Лаборатория базовых знаний, 1999.

7.     Шнейдеров B.C. Занимательная информатика. - Санкт-Петербург: Политехника, 1994.

Дополнительная литература



1.     Ефимова О. В., Моисеева М. В., Шафрин Ю. А. Практикум по компьютерной технологии. Упражнения, примеры, задачи. Методическое пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., АБФ, 1997,-560с. ил.

2.     Изучение основ информатики и вычислительной техники: в 2-х частях/А.П. Ершов, В.М. Монахов, А.А. Кузнецов и др. -М, Просвещение, 985, 1986г.

3.     Информатика в понятиях и терминах; Книга для учащихся старших классов средней школы. М.: Просвещение, 1991.

4.     Каймин В. А., Щеголев А. Г., Ерохина Е. А., Федюшин Д. П. Основы информатики и вычислительной техники: Учебное пособие для учащихся - М.: Просвещение, 1989. -272. ил.

5.     Кушниренко А. Г., Лебедев Г. В., Сворень Р. А. Основы информатики и вычислительной техники: Учебное пособие для учащихся - М.: Просвещение, 1990.

6.     Основы информатики и вычислительной техники: Учебное пособие для учащихся/Под ред. Ершова А. П., Монахова В. М. / -М.:Просвещение, 1985, ч. 1, 1986, ч. 2.

7.     Шафрин Ю. А. Основы компьютерной технологии. Издательство «АБФ» - М. 1997. ил. 656 С.

^ ЗАНЯТИЕ №5


Методы преподавания и изучения информатики

(аудиторные занятия-2ч., самостоятельная работа-1ч.)

Вопросы для обсуждения



1.     Классификация методов обучения согласно основным этапам учебно-познавательного процесса.

2.     Использование методов монологически-диалогического изложения материала; визуального изучения явлений и приобретения зрительно-звуковой информации; самостоятельной работы с источниками при обучении информатики.

3.     Проблемная и игровая ситуации, учебная дискуссия, учебный лабораторный поиск-эксперимент, упражнения - в преподавании информатики.

4.     Организация познания через доступ к информационным ресурсам, использование моделирования на ЭВМ как новые методы обучения информатике.

Тема доклада


1.     Метод проектов в преподавании информатики.

2.     Телекоммуникационные проекты в классах гуманитарной направленности.

Рекомендуемая литература



1.     Басова Л.Л. Комбинированные уроки информатики//ИНФО.- 2000.-№3. С. 85-87

2.     Каймин В. А. Научные основы и методика преподавания информатики. Псков, 1992. -158 С.

3.     Наумов А.П. Преподавание информатики с использованием книги//ИНФО.- 1996.-№6.

4.     Пахомова А. Метод проектов в преподавании информатики.//ИНФО.- 1996.-№1.

5.     Софронова Н.В. Проблемное обучение на уроках информатики//ИНФО.- 1999.-№2. С. 49-50

Дополнительная литература



1.     Житомирский В.Г., Клавдиев В. О методике преподавания информатики в средней школе//ИНФО.- 1989, №2

2.     Казакевич В.М. Информационный подход к методам обучения//Педагогика.- 1998.-№6. с. 43-48.

3.     Камалов P.P. Логико-структурная модель школьного курса информатики//ИНФО.- 1998.-№8, с. 3-11

^ ЗАНЯТИЕ № 6


Учёт личностных особенностей учащихся при обучении информатике

(аудиторные занятия-2ч., самостоятельная работа-1ч.)

Вопросы для обсуждения



1.     Содержательные и организационные компоненты индивидуализированного обучения информатике.

2.     Дифференцированный и индивидуальный подходы, персонифицированное обучение как основа организации индивидуализированного обучения.

3.     Пути совершенствования индивидуализированного обучения информатике.

Темы докладов



1.     Обучение информатике в младших классах с учётом уровня развития мышления учащихся.

2.     Учёт личностных качеств ученика при подборе заданий по информатике.

Рекомендуемая литература


1.     Есипова Н. Д. Дифференцированный подход в обучении информатике. ИНФО.- 1996.-№6. С. 27-34.

2.     Замогильнова Л. В., Мальцева Л. Д. Дифференциация обучения на уроках информатики. ИНФО.- 1999.-№ I.С. 26-33.

3.     Ковтун В.А. Формирование профессионально ориентированной модели обучения с учетом личностных особенностей обучаемых//ИНФО.- 1997.-№2. С. 104.

4.     Полев Д.М. Рузаков А.А. Компьютерный психолого-педагогический мониторинг и качество образовательного процесса. //ИНФО.- 2000.-№8. С. 22-26.

Дополнительная литература


1.     Акимова М. К., Козлова В. Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. - М.: Знание, 1992.- 80 С.- (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»; №3).

2.     Беспалько В. П. Персонифицированное обучение. Педагогика. М., 1998.-№2. С. 12-17

3.     Панюкова С.В. Концепция реализации личностно ориентированного обучении при использовании информационных и коммуникационных технологий. -М., «Про-пресс», 1998. - 120 с.

^ ЗАНЯТИЕ № 7



Проверка и оценка знаний учащихся при изучении информатики

(аудиторные занятия-2ч., самостоятельная работа-1ч.)

Вопросы для обсуждения


1.     Формы и методы проверки и контроля знаний учащихся

2.     Системы измерителей (тесты, устный опрос, сочинения и пр.) достижений учащихся.

3.     Шкалы оценок деятельности учащихся на уроках информатики.

Тема доклада



1.     Дифференцированный подход к оценке деятельности учащихся на уроке информатики.

Рекомендуемая литература


1.                 Белкин А. Р., Шумов С. И. Анализ и оценка традиционных механизмов получения и обобщения новых знаний//ИНФО.- 1995.-№5. С. 29-41.

2.                 Воробейчикова О.В. Структурированные тесты как средство контроля знаний.// ИНФО. - 2001. - №7. С. 73-74.

3.                 Евтюхин Н. В. Структуризация знаний и технология разработки компьютерных мастер-тестов//ИНФО.- 1999.-№6. С. 51-56

4.                 Кузнецов А. А., Морозов В. В., Полуаршинова Е. Г., Татур А. О., Угринович Н. Д. Диагностика знаний и умений учащихся по информатике. ИНФО.- №6. 1998. С. 8-17.

5.                 Пак Н. И., Филиппов В. В. О технологии создания компьютерных тестов//ИНФО.- 1997.-№5. С. 19.

6.                 Русаков С. В., Русакова О. Л., Шестакова Л. В. Тестовая форма контроля для базового курса ОИВТ//ИНФО.- 1997.-№7. С. 39, №8. С. 24-29.

7.                 Шкала оценок и открытое тематическое планирование ИНФО.- №4. 1997. С. 48.

Дополнительная литература


1.     Давыдова Е. В., Дашкова Л. В. Проведение олимпиад по информатике на основе тестов//ИНФО.- 1997.-№4. С. 31.

2.     Кузнецов А., Смекалин Д. Проверка и оценка знаний и умений школьников по основам информатики и вычислительной техники. ИНФО.- 1987, №1. С. 16-24.

3.     Плеухова Л.Ф., Ситников Ю.К. Компьютерные системы заданий//ИНФО.- 1999.-№2. С. 39-43

4.     Пономарева Е.А. Ученику предстоит контрольная работа//ИНФО.- 1999.-№2. С. 18-22

5.     Радченко Н. П. Ответы на вопросы выпускных экзаменов//ИНФО.- 1997.-№4. С. 55.

6.     Требования к знаниям и умениям школьников: Дидактико-методический анализ//Под ред. А.А. Кузнецова. М., 1987.

^ ЗАНЯТИЕ № 8


Преподавание пропедевтического курса информатики

(аудиторные занятия-2ч., самостоятельная работа-1ч.)

Вопросы для обсуждения



1.     Цели и содержание пропедевтического курса информатики.

2.     Действующие, авторские и экспериментальные программы пропедевтического курса, их учебно-методическая поддержка.

3.     Особенности форм и методов организации обучения информатике младших школьников (игра, сюрпризные моменты, активизация анализаторов).

Темы доклада


1.     Проблема гуманизации информатики в начальном обучении.

2.     Информатизация дошкольного образования. Психологические последствия

Рекомендуемая литература


1.     Бешенков С. А., Давыдов А. Л., Матвеева Н. В. Гуманитарная информатика в начальном обучении//ИНФО.- 1997.-№4. С. 62.

2.     Бешенков С.А. и др. Формирование системно-информационой картины мира на уроках информатики в начальной школе//2000. - №4. С. 91-93.

3.     Волкова Р.А. Преподавание информационных технологий в начальной школе // ИНФО. - 2001. - №6. С. 92-92.

4.     Зарецкий Д. В., Зарецкая 3. А. Роль компьютера в управлении познавательной деятельностью младших школьников//ИНФО.- 1997.-№7. С. 89.

5.     Зарецкий Д.В., Зарецкая З.А., Медведева С.В. Обучение грамоте и пропедевтика информатики//ИНФО.- 1999.-№5. С. 55-64.

6.     Коляда Е. П. Развитие логического и алгоритмического мышления учащихся II класса//ИНФО.- 1996.-№ 1.С. 81.

7.     Левченки И.В. Обучение младших школьников работе с программным обеспечением// ИНФО. - 2001. - №1. С.

8.     Новосёлова С. Проблемы информатизации дошкольного образования//ИНФО.- 1990.-№2.

9.     Хуторской А. В, Галкина О. Н. Эвристический подход к обучению информатике в начальной школе//ИНФО.- 1996.-№6.

Дополнительная литература



1.     Бокова Т.Б. Иванова И.А. Уроки информатики и информационных технологий в 5 классе//2000. - №2. С. 49-62.

2.     Ким Н. А., Коробейникова Г. Ф., Камышева В. А. Занимательная информатика для младших школьников//ИНФО.- 1997.-№2. С. 13.

^ ЗАНЯТИЕ № 9


Преподавание базового курса школьной информатики

(аудиторные занятия-2ч., самостоятельная работа-1ч.)

Вопросы для обсуждения



1.     Цели и содержание базового курса информатики.

2.     Программы базового курса, их учебно-методическая поддержка.

3.     Урок - основная форма организации учебной работы по информатике, особенности уроков информатики на базе классов персональных ЭВМ, объединенных в локальную сеть.

Темы доклада


1.     Роль учителя в условиях компьютерного обучения, общение учителя и учеников на уроках информатики.

2.     Нетрадиционные формы обучения на уроках информатики .

Рекомендуемая литература



1.     Бешенков С. А., Матвеева Н. В. Обучение информатике в среднем звене общеобразовательной школы//ИНФО.- 1997.-№8. С. 19-24.

2.     Горячев А. В., Лесневский А. С. Программа курса информатики для I-IX классов средней школы//ИНФО.- 1997.-№7. С. 12.

3.     Караваева Э. Нетрадиционные формы обучения на уроках информатики//ИНФО.- 1990.-№4.

4.     Матрос Д. Л, Леонова Е. А., Биктимирова И. Ф., Хасанова Т. А., Яковлева Т. Г. Построение школьного курса информатики на основе технологического подхода//ИНФО.- 1999.-№6. С. 2-10

5.     Паттурина Н. Общение учителя и учеников на уроках информатики//ИНФО.- 1991.-№6.

6.     Халтуляри Н.А. Конструирование школьного урока информатики на основе НИТ//ИНФО.- 2000.-№8. С. 57-62.

7.     Шафрин Ю. А. Чему учить школьника на уроке информатики?//ИНФО.- 1995.-№5. С. 105-109.

Дополнительная литература


1.     Немчинов В. В. Программа курса «Основы информатики и вычислительной техники» (VII-XI классов)//ИНФО.- 1997.-№8. С. 41-45.

  1. Лесневский А. Г. Учебно-методический комплект базисного курса информатики для VII класса//ИНФО.- 1996.-№5. С. 39.

  2. Семакин И.Г., Русаков С.В. Региональная программа базового курса информатики//ИНФО.- 1999.-№4. С. 22-28.

^ ЗАНЯТИЕ № 10


Преподавание профильных курсов школьной информатики

(аудиторные занятия-2ч., самостоятельная работа-1ч.)

Вопросы для обсуждения



1.     Продолжение образования в области информатики в старших классах как профильного обучения, дифференцированного по объёму и содержанию.

2.     Цели и содержание «фундаментальных» и «прикладных» («пользовательских») профильных курсов.

3.     Программы профильных курсов, их учебно-методическая поддержка.

4.     Лекции, семинары и лабораторные занятия как основные организационные формы обучения информатике в старших классах.

Темы докладов.

1.     Углубленное изучение информатики в профильных курсах «фундаментального» типа.

2.     Развитие навыков работы с информационными технологиями в профильных курсах информатики «пользовательского» типа.

Рекомендуемая литература



1.     Бочкин А.И. О программе курса «Современные проблемы преподавания информатики»//ИНФО.- 1999.-№3. С. 79-81

2.     Кузнецов А. А., Захарова Т. Б. Принципы дифференциации содержания обучения информатике. ИНФО.- №4. 1997.

3.     Львовский М.Б., Львовская Г.Ф. Преподавание физики с использованием компьютеров//ИНФО.- 1999.-№5. С. 49-54

4.     Рагулина, М.И. Смолина Л.В.. Классификация профильных курсов информатики // ИНФО. - 2001. - №7. С. 2-5.

5.     Самовольнова Л.Е. Об экспериментальном преподавании курса информатики и информационные технологии в 2001/2002 учебном году// ИНФО. - 2001. - №6. С. 2-10.

Дополнительная литература


1.     Королева О. К., Широков А. Г. Обучающие программы по курсу истории//ИНФО.- 1999.-№6. С. 74-75

2.     Соловов А. В. Информационные технологии обучения в профессиональном образовании//ИНФО.- 1996.-№1. С. 13

3.     Ходяков И. A. Mathcad 6.0 и Electnics Workbench 5.12 в средней школе//ИНФО.- 1999.-№6. С. 65-73

^ ЗАНЯТИЕ № 11


Научно-методические основы раздела «введение в информатику»

(аудиторные занятия-2ч., самостоятельная работа-1ч.)

Вопросы для обсуждения



1.     Содержание учебного материала и требования к уровню подготовки учащихся по разделу «Информационные процессы. Представление информации».

2.     Формирование у учащихся первоначальных представлений о получении, передаче, использовании и хранении информации в деятельности человека, живой природе и технике.

3.     Формирование у учащихся знаний о количественной оценке информации, единицах количества информации; языке как способе представления информации.

4.     Элементы математической логики в курсе информатики.

Тема доклада


1.     Методические особенности введения основных понятий информатики: информация, модель, алгоритм, программа, компьютер в пропедевтическом и базовом курсах информатики.

Рекомендуемая литература



1.     Каймин В. Курс информатики: состояние, методика и перспективы//ИНФО.- 1990.-№6

2.     Каймин В., Григорьев С., Угринович Н., Щеголев А. Элементы логики и начала языка. Пролог//ИНФО.- 1989.-№4.

3.     Усенков Д.Ю. Занимательные задачи на системы счисления и кодирование//ИНФО.- 1999.-№6. С. 41-44.

^ ЗАНЯТИЕ № 12


Научно-методические основы раздела

«Алгоритмы и программирование»

(аудиторные занятия-2ч., самостоятельная работа-1ч.)

Вопросы для обсуждения


1.     Содержание учебного материала и требования к уровню подготовки учащихся по разделу «Алгоритмы и программирование».

2.     Методика изучения темы «Основы алгоритмизации».

3.     Методика изучения темы «Основы программирования».

Тема доклада


1.     Методические особенности изучения раздела «Алгоритмы и программирование» в базовом и профильном курсах информатики.

Рекомендуемая литература


1.     Байбаков В. О. Организация интерфейса программы на языке QUICK BASIC//ИНФО.- 1993.-№6. С.83.

2.     Гейн А., Липецкий Е. и др. Информатика: алгоритмические конструкции//ИНФО.- 1989.-№5. С. 16-22.

3.     Ерохина Е. А. От логики к программированию (Пролог в курсе информатики)//ИНФО.- 1993.-№2, 3, 6.

4.     Зазина В.Н. Методика преподавания темы «Графики элементарных функций» на уроках информатики//ИНФО.- 1996.-№5. С. 49.

5.     Каймин В., Григорьев С. и др. Элементы логики и начала языка Пролог//ИНФО.- 1989.-№4. С. 15-21.

6.     Каймин В., Кугель Л. и др. Алгоритмизация и начала программирования//ИНФО.- 1989.-№5, 6.

7.     Кудинов В. П. Применение вспомогательных алгоритмов//ИНФО.- 1998.-№6. С. 127-128.

8.     Ларионова О.С. Урок по теме обработка массивов// ИНФО. - 2001. - №6. С. 55-57

9.     Савченко В. Как составить алгоритм//ИНФО.- 1989.-№6. С.39-44.

10. Сочнев С. Изучение алгоритмического языка в курсе информатики//ИНФО.- 1988.-№1. С.38-40.

11. Сочнев С. Путь от простого к сложному, или покорение алгоритма//ИНФО.- 1989.-№4. С.33-38.

Дополнительная литература


1.     Грибникова Т. 3. Рекурсия в УАЯ и LOGO//ИНФО.- 1994.-№ 1. С.71.

2.     Гутман Г. Реализация рекурсивных алгоритмов на Бейсике//ИНФО.- 1989.-№5. С.56-60.

3.     Дуванов А., Гольцман М. «Черные ящики» //ИНФО.- 1988.-№5. С.10-18.

4.     Лодатко Е. Рекурсивные алгоритмы//ИНФО.- 1989.-№1. С.9-17.

5.     Фукс Л. Алгоритмы поиска и сортировки//ИНФО.- 1988.-№2. С.44-48.

6.     Щеголев А. Школьная информатика и язык Пролог//ИНФО.- 1993.-№2. С.52.

7.     Юдина А. Г. Информатика на ЛОГО для старшеклассников//ИНФО.- 1994.-№6. С.33.

^ ЗАНЯТИЕ №13


Научно-методические основы раздела «Компьютер и его программное обеспечение»

(аудиторные занятия-2ч., самостоятельная работа-1ч.)

Вопросы для обсуждения


1.     Содержание учебного материала и требования к уровню подготовки учащихся по разделу «Компьютер и его программное обеспечение».

2.     Методика изучения функциональной организации компьютера и принципов работы его основных устройств.

3.     Изучение основных видов программного обеспечения ЭВМ: разновидностей базового программного обеспечения (операционных систем), принципа работы трансляторов, инструментальных программных средств, языков программирования, прикладных программ.

Темы докладов


1.     Методика изучения устройств компьютера и принципов их работы как компонентов системы.

2.     Освоение основных видов программного обеспечения учащимися в курсе информатики.

Рекомендуемая литература


1.     Васильев Б. М., Частиков А. П. Микропроцессоры (история, применение, технология) //ИНФО.- 1993.-№5. С. 71.

2.     Еремин Е.А. Изучение Windows: методика и программное обеспечение//ИНФО.- 1999.-№4. С. 57-62

3.     Зубченко A. A. IBM и MACINTOSH: есть ли выбор? //ИНФО.- 1994.-№1. С. 20.

4.     Кравченко Г. Г., Цалюк В. 3. Выбор программных средств для изучения в курсе информатики//ИНФО.- 1998.-№7. С. 93-99.

5.     Сильванович И. И. Архитектура и функционирование персонального компьютера//ИНФО.- 1997.-№4. С. 25., 1997.-№5. С. 81.

6.     Сорокина К. Методика проведения уроков по теме «Операционная система MS-Dos» //ИНФО. - 1999. - №2. С. 7-18

7.     Урнов В. А., Климов Д. Ю. Преподавание информатики в компьютерном классе: Книга для учителя - М.: Просвещение, 1990.

Дополнительная литература


1.      Мануйлов В. Г., Милорадов К. А. Изучаем Windows (лабораторный практикум)//ИНФО.- 1996.-№2. С. 55, №3. С. 49

2.      Сорокин К.А. Методика проведения уроков по теме «Операционная система М8-ОО8»//ИНФО.- 1999.-№2. С. 7-17

3.      Шульман К. А. Компьютеры IBM PS/1 - в России//ИНФО.- 1993.-№4. С. 75.

^ ЗАНЯТИЕ №14



Научно-методические основы раздела

«Основы формализации и моделирования»

(аудиторные занятия-2ч., самостоятельная работа-1ч.)

Вопросы для обсуждения


1.     Содержание учебного материала и требования к уровню подготовки учащихся по разделу «Основы формализации и моделирования».

2.     Методика изучения основных принципов формализации.

3.     Обучение построению и использованию компьютерных моделей.

4.     Изучение этапов решения задач с использованием ЭВМ.
Темы докладов.

1.     Численное моделирование в табличных процессорах.

2.     Основы технологии решения задач на рекурсивные вычисления.

Рекомендуемая литература



1.     Бешенков С. А., Лыскова В. Ю., Матвеева Н. В. Формализация и моделирование//ИНФО.- 1999.-№6. С. 21-27

2.     Бешенков С. А., Лыскова В.Ю., Матвеева Н.В., Ракитина Е.А. Формализация и моделирование//ИНФО.- 1999.-№5. С. 11-14

3.     Бешенков С.А. Ракитина Е.Л. Формализация и моделирование // ИНФО. - 2001. - №7. С. 5-13.

4.     Островская Е. М. Моделирование на компьютере//ИНФО.- 1998.-№7. С. 64-70, №8. С. 69-84.

5.     Смолянинов А. А. Первые уроки по теме «Моделирование»//ИНФО.- 1998.-№8. С. 23-29.

Дополнительная литература


  1. Пономарева Е. А. Урок по изучению понятия модели//ИНФО.- 1999.-№6. С. 47-50

  2. Софронова Н. В. Решение задач на массивы с помощью электронных таблиц//ИНФО.- 1995.-№2. С. 85-87.

  3. Суворова Н. И. От игр и задач к моделированию//ИНФО.- 1998.-№6. С. 31-37.

^ ЗАНЯТИЕ № 15


Научно-методические основы раздела «информационные технологии»

(аудиторные занятия-2ч., самостоятельная работа-1ч.)

Вопросы для обсуждения


1.     Обязательный минимум содержания учебного материала и требования к уровню подготовки учащихся по разделу «Информационные технологии».

2.     Методика изучения текстовых табличных и графических процессоров, СУБД, компьютерных коммуникаций.

3.     Введение понятия интеграции информационных технологий.

Темы докладов


1.     Единый подход к изучению компьютерных средств информационных технологий в базовом курсе информатики.

2.     Проблемный подход при изучении информационных технологий в профильном курсе.

3.     Системный подход к изучению темы «СУБД. СУБД Microsoft Access».

Рекомендуемая литература


1.     Воронцова Ю.Л., Салова О.Ю. Изучаем PaintBrush//ИНФО.- 1999.-№2. С. 23-31

2.     Ермакова В.М., Смирнова Г.В. Изучение темы «Текстовый редактор»//ИНФО.- 1999.-№2. С. 44-48

3.     Ермакова М.Г. Лабораторные работы в WORD, EXCEL и PowerPoint //ИНФО. - 1999. - №8. С. 53-59.

4.     Ермакова М.Г. Лабораторные работы в Word, Excel и PowerPoint //ИНФО. - 1999. - №8. С. 53-59.

5.     Житкова О. А., Кудрявцева Е.К. Занятия по Microsoft Word 7.0//ИНФО.- 1999.-№3. С. 59-70

6.     Житкова О.А., Кудрявцева Е. К. Занятия по Microsoft Word 7.0//ИНФО.- 1999.-№6. С. 28-36

7.     Житкова О.А., Кудрявцева Е. К. Занятия по Microsoft Word 7.0//ИНФО.- 1999.-№5. С. 15-27

8.     Залогова Л. А. Компьютерная графика в школе//ИНФО.- 1998.-№5. С. 39-44.

9.     Занятия по MICROSOFT WORD //ИНФО. - 1999. - №5. С. 15-27 (начало в №3 1999г.)

10. Левчук Т.А. Практическая работа в Access 2000// ИНФО. - 2001. - №6. С. 48-59.

11. Макаричева О. Н., Пестерева Г. А., Ермакова В. М. Тема «Графический редактор»//ИНФО.- 1998.-№8. С. 59-62.

12. Патаркин Е. Д. Интернет-студия для начальной школы//ИНФО.- 1999.-№6. С. 57-60

13. Роберт И. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования.-М.: Школа-Пресс, 1994.

14. Сильванович И.И. Уроки по Microsoft Excel 7.0 for Windows// ИНФО. - 2001. - №2. С. 11-22.

15. Сильванович И.И. Уроки по Microsoft Word 7.0 for Windows.// ИНФО. - 2001. - №1. С. 28-35.

16. Сильванович И.И.. Уроки по MICROSOFT ACSESS 7.0 FOR WINDOWS //ИНФО. - 1999. -№7 с. 7-12.

17. Текстовый редактор Word//ИНФО.- №2,3. 1999 г.

Дополнительная литература



1.     Пахомов А. Ю. Программирование мелодий в Бейсике «Корвета»//ИНФО.- 1994.-№1. С. 99.

2.     Маслов В. Музыка на Форте//ИНФО.- 1993.-№2. С. 90.

3.     Рахманкулов Р. Звуковые эффекты на БК-0010//ИНФО.- 1993.-№2. С. 81.

Автор: Богомолова Елена Владимировна
e-mail: bogomolovaev@yandex.ru


Марголина Т.И. Информационная сеть - основа единого информационного пространства//ИНФО.- 1999.-№4. С. 12-16
^ ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ

ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ

  1. Методика формирования представлений об информации и информационных процессах.

  2. Методика начального знакомства с устройством и областями применения компьютера.

  3. Учебные исполнители как средство развития логического мышления.

  4. Методические аспекты проблемы формирования и развития навыков алгоритмического мышления.

  5. Методика ознакомления с элементами информационного моделирования.

  6. Методика формирования приемов учебной деятельности и их применение при решении познавательных задач.

  7. Методика формирования элементов творческой деятельности на основе использования современных компьютерных технологий.


^ БАЗОВЫЙ КУРС

  1. Методика организации вводных уроков в базовом курсе информатики: постановка и определение целей, содержания, форм, методов и средств обучения. Методика введения элементов теории информации: информация; виды информации; способы количественной оценки; представление информации в компьютере; кодирование информации; двоичный алфавит; кодирование информации в двоичном алфавите; преимущества двоичного кодирования; выбор и использование ППС.

  2. ^ Методика формирования представлений об информации и управлении: управление; роль информации и информационных процессов в управлении; единство информационных основ процессов управления в системах различной природы; структура самоуправляемой системы; замкнутые и разомкнутые системы управления (примеры); обратная связь (элементы кибернетики).

  3. ^ Методика обучения темам “Системы счисления” и “Основы логики”: понятие системы счисления; системы счисления, используемые в компьютере; основные понятия и операции формальной логики; основные логические элементы компьютера.

  4. ^ Формирование базовых понятий алгоритмизации в школьном курсе информатики с использованием учебных исполнителей: понятие об алгоритме; исполнитель алгоритма; система команд исполнителя; примеры алгоритмов и исполнителей; способы описания алгоритмов; свойства алгоритмов; возможность автоматизации исполнения алгоритмов; команды ветвления и повторения; вспомогательные алгоритмы как средство расширения системы команд исполнителя; ППС по разделу “Исполнители”.

  5. ^ Использование учебного алгоритмического языка и языка программирования Паскаль при изучении основ алгоритмизации.

  6. Информационная технология решения задач: представление об информационной технологии решения задач; постановка задачи; анализ условий и возможностей применения вычислительной техники для ее решения; формализованное описание задачи, ориентированное на программные и аппаратные средства конкретного компьютера; решение задачи на компьютере, анализ и интерпретация результатов.

  7. ^ Первоначальное знакомство с компьютером: основные устройства компьютера, их функции и взаимосвязь в процессе работы компьютера; понятие о программном управлении работой компьютера; представление о программном обеспечении компьютера и его применении для решения задач; компьютер как: вычислительное устройство, инструмент моделирования, средство хранения и систематизации информации, управляющее устройство.

  8. ^ Методические особенности изучения принципов действия и архитектуры компьютера: задачи, содержание и структура раздела; методические особенности изучения арифметических основ ЭВМ.

  9. Методика изучения учащимися команд операционной системы: назначение и основные функции ОС; команды ОС; файловые оболочки, WINDOWS.

  10. Методика изучения учащимися понятий, связанных с формализацией и моделированием: моделирование объектов и процессов; исследование на компьютере информационных моделей.

  11. ^ Методические особенности изучения учащимися систем текстовой обработки: инструментальные текстовый и бланковый редакторы, и их настройка на решение конкретных задач; обработка текстовой информации, структура текста, операции над текстами.

  12. ^ Методические особенности изучения учащимися систем обработки графической информации: построение и преобразование изображений; графические примитивы; построение изображений с помощью графических примитивов; инструментальные графические редакторы, их настройка; применение машинной графики для решения простейших задач проектирования.

  13. ^ Основные типы задач и программное обеспечение, ориентированное на их решение. Назначение и особенности инструментальных программных средств. Методические особенности изучения учащимися темы “Электронные таблицы” в базовом курсе информатики; методические особенности изучения учащимися систем управления базами данных (СУБД) в курсе информатики: классификация, хранение, поиск, обработка и представление информации; базы данных; структура информации в базе данных; основные операции над данными, запросы к базе данных.

  14. ^ Методические особенности изучения учащимися способов работы в компьютерных сетях: локальные и глобальные компьютерные сети; основные информационные ресурсы (электронная почта, телеконференции; файловые архивы); сеть Интернет.

^ ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

  1. Методические особенности усвоения старшеклассниками теоретических основ информатики в условиях профильного обучения: теория алгоритмов, вычислительный эксперимент, кибернетические основы информационных процессов, информационные системы искусственного интеллекта и т.д.

  2. Изучение теоретических и методических основ преподавания профильных курсов информатики предметной подготовки. Профильные курсы информатики, ориентированные на обучение применениям информационного моделирования. Профильные курсы приложений информатики: математических, экономических, филологических и др.

  3. Методика обучения старшеклассников универсальным и профессионально-ориентированным программным средствам в профильном курсе информатики орудийно-трудовой подготовки. Учебно-методический проект.

Похожие:

Методика преподавания информатики (аудиторные занятия-2ч., самостоятельная работа-1ч.) Вопросы для обсуждения:      Становление информатики как науки, ее основные методы и задачи iconВопросы к государственному экзамену по «методике преподавания информатики»
Методика преподавания информатики как педагогическая наука, ее предмет и методы исследования. История преподавания информатики в...
Методика преподавания информатики (аудиторные занятия-2ч., самостоятельная работа-1ч.) Вопросы для обсуждения:      Становление информатики как науки, ее основные методы и задачи iconВопросы к экзамену по информатике 2012-2013 I семестр
Понятие Информатики как науки. История возникновения информатики. Предмет Информатики. Основные направления информатики
Методика преподавания информатики (аудиторные занятия-2ч., самостоятельная работа-1ч.) Вопросы для обсуждения:      Становление информатики как науки, ее основные методы и задачи iconПримерный перечень вопросов к экзамену
Информатика как наука и учебный предмет в средней школе. Методика преподавания информатики как новый раздел педагогической науки...
Методика преподавания информатики (аудиторные занятия-2ч., самостоятельная работа-1ч.) Вопросы для обсуждения:      Становление информатики как науки, ее основные методы и задачи iconРабочая учебная программа дисциплины Теория и методика обучения информатике...
Курс «Методические вопросы преподавания информатики в начальной школе» предназначен для повышения подготовки будущих учителей информатики...
Методика преподавания информатики (аудиторные занятия-2ч., самостоятельная работа-1ч.) Вопросы для обсуждения:      Становление информатики как науки, ее основные методы и задачи iconКонтрольная работа 2012 2
Информатика как наука. История становления науки «Информатика». Связь информатики и кибернетики. Структура современной информатики....
Методика преподавания информатики (аудиторные занятия-2ч., самостоятельная работа-1ч.) Вопросы для обсуждения:      Становление информатики как науки, ее основные методы и задачи iconВопросы к государственному экзамену по курсу «Методика преподавания литературы»
Предмет, объект и задачи курса методики преподавания литературы как научной дисциплины. Структура методики преподавания литературы...
Методика преподавания информатики (аудиторные занятия-2ч., самостоятельная работа-1ч.) Вопросы для обсуждения:      Становление информатики как науки, ее основные методы и задачи iconВопросы к государственному экзамену по информатике и теории и методике...
Информатика как наука и как вид человеческой деятельности. История развития информатики. Информатика как единство науки и технологии....
Методика преподавания информатики (аудиторные занятия-2ч., самостоятельная работа-1ч.) Вопросы для обсуждения:      Становление информатики как науки, ее основные методы и задачи iconНекоторые аспекты методики преподавания физики и информатики учитель...
Первые два урока физики в 7 классе рекомендуется отвести ознакомлению учащихся с предметом физики. Рассмотреть на них вопросы о том,...
Методика преподавания информатики (аудиторные занятия-2ч., самостоятельная работа-1ч.) Вопросы для обсуждения:      Становление информатики как науки, ее основные методы и задачи iconПрограмма государственной аттестации по основной специальности «Информатика»
Информатика как наука и как вид человеческой деятельности. История развития информатики. Информатика как единство науки и технологии....
Методика преподавания информатики (аудиторные занятия-2ч., самостоятельная работа-1ч.) Вопросы для обсуждения:      Становление информатики как науки, ее основные методы и задачи iconВопросы к государственному экзамену по информатике и методике преподавания информатики
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница