2 valsts krievu valodas un literatūras olimpiāde kl




Скачать 56.99 Kb.
Название2 valsts krievu valodas un literatūras olimpiāde kl
Дата публикации25.07.2013
Размер56.99 Kb.
ТипДокументы
skachate.ru > География > Документы
26. valsts krievu valodas un literatūras olimpiāde. 8.-9.kl.
Текст для дискуссии.

РУССКАЯ ПРИРОДА И РУССКИЙ ХАРАКТЕР


Я отмечал уже, как сильно воздействует русская равнина на характер русского человека. Мы часто забываем в последнее время о географическом факторе в человеческой истории. Но он существует, и никто никогда его не отрицал.

Сейчас я хочу сказать о другом — о том, как в свою очередь воздействует человек на природу. Это не какое-нибудь открытие с моей стороны, просто я хочу поразмышлять и на эту тему.

Начиная с XVIII и ранее, с XVII в. утвердилось противопоставление человеческой культуры природе. Века эти создали миф о "естественном человеке", близком природе и потому не только не испорченном, но и необразованном. Открыто или скрытно естественным состоянием человека считалось невежество. И это не только глубоко ошибочно, это убеждение повлекло за собой представление о том, что всякое проявление культуры и цивилизации неорганично, способно испортить человека, а потому надо возвращаться к природе и стыдиться своей цивилизованности.

Образованность и интеллектуальное развитие — это как раз суть, естественные состояния человека, а невежество, неинтеллигентность — состояния ненормальные для человека. Невежество или полузнайство — это почти болезнь.

Противопоставление природы культуре вообще не годится еще по одной причине. У природы ведь есть своя культура. Хаос вовсе не естественное состояние природы. Напротив, хаос (если только он вообще существует) — состояние природы противоестественное.

В чем же выражается культура природы? Будем говорить о живой природе. Прежде всего она живет обществом, сообществом. Существуют растительные ассоциации: деревья живут не вперемешку, а известные породы совмещаются с другими, но далеко не всеми. Сосны, например, имеют соседями определенные лишайники, мхи, грибы, кусты и т. д. Это помнит каждый грибник. Известные правила поведения свойственны не только животным (об этом знают все собаководы, кошатники, даже живущие вне природы, в городе), но и растениям. Деревья тянутся к солнцу по-разному иногда шапками, чтобы не мешать друг другу, а иногда раскидисто, чтобы прикрывать и беречь другую породу деревьев, начинающую подрастать под их покровом. Под покровом ольхи растет сосна. Сосна вырастает, и тогда отмирает сделавшая свое дело ольха.

Природа по-своему "социальна". "Социальность" ее еще и в том, что она может жить рядом с человеком, соседствовать с ним, если тот, в свою очередь, социален и интеллектуален сам.

Русский крестьянин своим многовековым трудом создавал красоту русской природы. Он пахал землю и тем задавал ей определенные габариты. Он клал меру своей пашне, проходя по ней с плугом. Рубежи в русской природе соразмерны труду человека и лошади, его способности пройти с лошадью за сохой или плугом, прежде чем повернуть назад, а потом снова вперед. Приглаживая землю, человек убирал в ней все резкие грани, бугры, камни. Русская природа мягкая, она ухожена крестьянином по-своему. Хождения крестьянина за плугом, сохой, бороной не только создавали "полосыньки" ржи, но ровняли границы леса, формировали его опушки, создавали плавные переходы от леса к полю, от поля к реке или озеру.

Русский пейзаж в основном формировался усилиями двух великих культур: культуры человека, смягчающего резкости природы, и культуры природы, в свою очередь смягчавшей все нарушения равновесия, которые невольно вносил в нее человек. Ландшафт создавался, с одной стороны, природой, готовой освоить и прикрыть все, что так или иначе нарушил человек, и с другой — человеком, мягчившим землю своим трудом и смягчавшим пейзаж. Обе культуры как бы поправляли друг друга и создавали ее человечность и приволье.

Природа Восточно-Европейской равнины кроткая, без высоких гор, но и не бессильно плоская, с сетью рек, готовых быть "путями сообщения", и с небом, не заслоненным густыми лесами, с покатыми холмами и бесконечными, плавно обтекающими все возвышенности дорогами.

И с какой тщательностью гладил человек холмы, спуски и подъемы! Здесь опыт пахаря создавал эстетику параллельных линий, линий, идущих в унисон друг с другом и с природой, точно голоса в древнерусских песнопениях. Пахарь укладывал борозду к борозде, как причесывал, как укладывал волосок к волоску. Так лежит в избе бревно к бревну, плаха к плахе, в изгороди — жердь к жерди, а сами избы выстраиваются в ритмичный ряд над рекой или вдоль дороги — как стадо, вышедшее к водопою.

Поэтому отношения природы и человека — это отношения двух культур, каждая из которых по-своему "социальна", общежительна, обладает своими "правилами поведения". И их встреча строится на своеобразных нравственных основаниях. Обе культуры — плод исторического развития, причем развитие человеческой культуры совершается под воздействием природы издавна (с тех пор, как существует человечество), а развитие природы сравнительно с ее многомиллионнолетним существованием — сравнительно недавно и не всюду под воздействием человеческой культуры. Одна (культура природы) может существовать без другой (человеческой), а другая (человеческая) не может.

Тот, кто бывал в Кижах, видел, вероятно, как вдоль всего острова тянется, точно хребет гигантского животного, каменная гряда. Около этого хребта бежит дорога. Этот хребет образовывался столетиями. Крестьяне освобождали свои поля от камней — валунов и булыжников и сваливали их здесь, у дороги. Образовался ухоженный рельеф большого острова. Весь дух этого рельефа пронизан ощущением многовековья.

Пейзаж России на всем ее богатырском пространстве как бы пульсирует, он то разряжается и становится более природным, то сгущается в деревнях, погостах и городах, становится более человечным. В деревне и в городе продолжается тот же ритм параллельных линий, который начинается с пашни. Борозда к борозде, бревно к бревну, улица к улице. Крупные ритмические деления сочетаются с мелкими, дробными. Одно плавно переходит к другому.

Город не противостоит природе. Он идет к природе через пригород. "Пригород" — это слово, как нарочно созданное, чтобы соединить представление о городе и природе. Пригород — при городе, но он и при природе. Пригород — это деревня с деревьями, с деревянными полудеревенскими домами. Он прильнул огородами и садами к стенам города, к валу и рву, но прильнул и к окружающим полям и лесам, отобрав от них немного деревьев, немного огородов, немного воды в свои пруды и колодцы. И все это в приливах и отливах скрытых и явных ритмов — грядок, улиц, домов, бревнышек, плах мостовых и мостиков.

26. valsts krievu valodas un literatūras olimpiāde. 8.-9.kl.

Вопросы для дискуссии.


  1. Как вы понимаете, в чём сущность мифа о «естественном человеке»?

  2. Прокомментируйте мысль Д.С.Лихачёва о том, что образованность – это естественное состояние человека, невежество – это почти болезнь.

  3. Какие аргументы приводит академик Лихачёв, доказывая, что у природы есть своя культура? Согласны ли Вы с этими доводами? Попробуйте привести свои аргументы в пользу тезиса «у природы есть своя культура».

  4. Что означает слово «социальный»? В чём, по мнению Д.С.Лихачёва, проявляется социальность природы?

  5. Как взаимосвязаны труд русского крестьянина и красота русской природы?

  6. Какие два главных источника формирования русского пейзажа называет Д.С.Лихачёв в своей статье «Русская природа и русский характер»?

  7. В каком внешнем проявлении находит Д.С.Лихачёв связь человеческой культуры и культуры природы?

  8. Почему культура природы может существовать сама по себе, а человеческая культура всегда будет связана с культурой природы и не будет самодостаточной?

  9. Как Вы понимаете мысль Д.С.Лихачёва о том, что «пейзаж России ... как бы пульсирует»? Какие слова в тексте помогают создать этот образ «пульсирующего» пейзажа?

  10. Какое особое значение видит автор статьи в слове «пригород»?

  11. В каком жанре написан данный текст?

  12. Какова, по Вашему мнению, главная мысль, высказанная в этом тексте?

  13. Важны ли для человека XXI размышления Д.С.Лихачёва о «диалоге культур»? Почему?

  14. Изменилось ли что-либо в Вашем восприятии окружающего мира, благодаря знакомству с размышлениями Д.С.Лихачёва об особенностях русской природы?

Похожие:

2 valsts krievu valodas un literatūras olimpiāde kl icon27. Valsts krievu valodas un literatūras olimpiāde. Tekts diskusijai 10. 12. kl. Рижский Пушкин
Уже который год обсуждается вопрос установки памятника Пушкину в Риге. И проект есть, и скульптор, и бронза, и деньги, и желание...
2 valsts krievu valodas un literatūras olimpiāde kl icon27. Valsts krievu valodas un literatūras olimpiāde. Tekts diskusijai kl. Пушкин и Гоголь
Одним из первых дел по приезде в Петербург было представиться Пушкину. Гоголь пришел сам, без приятелей или рекомендаций и постучал...
2 valsts krievu valodas un literatūras olimpiāde kl iconValsts krievu valodas (svešvalodas) 19. olimpiāde. 17. 03. 2012
Сам же Херманис сделает осенью в Новом рижском театре еще одну попытку посягнуть на классическое наследие русского театра он поставит...
2 valsts krievu valodas un literatūras olimpiāde kl icon29. krievu valodas un literatūras olimpiāde kl. 22. 03. 13
Его горячая вера в будущность народного искусства, его действенная и постоянная поддержка укрепляли художников в сознании необходимости...
2 valsts krievu valodas un literatūras olimpiāde kl icon28. krievu valodas un literatūras olimpiāde kl. 25. 03. 11
В календарь юнеско включена важная юбилейная дата 300-летие со дня рождения Михаила Ломоносова, а 2011 год объявлен Годом этого великого...
2 valsts krievu valodas un literatūras olimpiāde kl icon28. krievu valodas un literatūras olimpiāde 10. 12. kl. 25. 03. 11
В календарь юнеско включена важная юбилейная дата 300-летие со дня рождения Михаила Ломоносова, а 2011 год объявлен Годом этого великого...
2 valsts krievu valodas un literatūras olimpiāde kl icon29. krievu valodas un literatūras olimpiāde 22. 03. 13
«Кстати, о моих средствах: слово громадные весьма растяжимо, — писал он о себе, — не говоря о Фон-Мекках и Дервизах, в Москве многие...
2 valsts krievu valodas un literatūras olimpiāde kl iconKrievu valodas un literatūras olimpiāde. Tekts diskusijai kl un 10....
Определить роль творчества Пушкина в моей жизни мне очень трудно. Это почти так же, как определить в чьей-либо жизни роль того или...
2 valsts krievu valodas un literatūras olimpiāde kl iconLatvijas krievu valodas un literatūras pasniedzēju asociācija
Всего на конкурс было прислано 45 работ. Из них в финальную часть конкурса (защита работы) выдвинуто 19 работ
2 valsts krievu valodas un literatūras olimpiāde kl iconLatvijas krievu valodas un literatūras pasniedzēju asociācija Латвийская...
Международная олимпиада по русскому языку для учащихся школ с русским языком обучения в Латвии. Рига, 7 – 8 декабря 2012 года. Протокол...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница