Программы экологического воспитания дошкольников 3 Особенности ознакомления дошкольников с аквариумом и его 8




Скачать 233.19 Kb.
НазваниеПрограммы экологического воспитания дошкольников 3 Особенности ознакомления дошкольников с аквариумом и его 8
Дата публикации20.04.2013
Размер233.19 Kb.
ТипРеферат
skachate.ru > География > Реферат



Содержание


Содержание 2

Введение 2

1. Теоретические аспекты формирования представлений дошкольников об аквариуме 3

1.1.Программы экологического воспитания дошкольников 3

1.2. Особенности ознакомления дошкольников с аквариумом и его 8

обитателями 8

2. Методика формирования представлений об аквариуме как миниэкосистеме у дошкольников 15

Заключение 20

Список использованной литературы 22






Введение



Проблема  экологического воспитания дошкольника  относится к числу коренных проблем  теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. В современных условиях, когда  сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, эта проблема приобретает особую остроту и актуальность.

Под экологическим воспитанием детей  понимается, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к  людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей, понимать и себя, и все, что происходит вокруг.

Необходимо учить детей  правильно вести себя в природе  и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Следует сделать воспитательную работу незаметно и привлекательно для детей.

Осваивая  экологические знания, ребенок узнает о неразрывной связи живого организма  с внешней средой, ведет приспособленность к определенным элементам среды обитания. Через познание живого происходит   одухотворение бытия,     эстетическое  восприятие природы, формируется этика  взаимодействия человека с миром. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили верные сведения о природе, в частности, о рыбах и их среде обитания.

^

1. Теоретические аспекты формирования представлений дошкольников об аквариуме




    1. Программы экологического воспитания дошкольников



В настоящее время программно-методическое обеспечение системы дошкольного образования продолжает совершенствоваться. При выборе образовательных программ необходимо ориентироваться, во-первых, на ребенка, его полноценное развитие как индивида, на желание помочь ему войти в современный мир, приобщиться к его ценностям. Во-вторых, на семью, на возможность предоставить ей качественные образовательные услуги, защитив от некомпетентности. В-третьих, на практическое воплощение в детских садах эмоционально-комфортных условий, способствующих развитию личностного потенциала каждого воспитанника, укреплению его здоровья. Наконец, в-четвертых, на сохранение и развитие уникальной дошкольной образовательной системы России — системы, которая в соответствии с Конвенцией о правах ребенка гарантирует права маленьким гражданам.

Дошкольные образовательные программы, реализуемые в едином образовательном пространстве России, должны соответствовать Закону РФ «Об образовании», Типовому положению о ДОУ, нормативно-правовым документам по аттестации и аккредитации. Программы, адресованные государственным учреждениям, должны носить светский характер и соответствовать общей государственной политике в области образования и общей направленности концепции модернизации российского образования. В содержании программы должны учитываться социально-экономические, национально-культурные, демографические, климатические условия региона.

Перечень программ, прошедших экспертизу федерального уровня и получивших гриф Министерства образования России, постепенно расширяется. В настоящее время в работе дошкольных учреждений используется целый ряд отечественных программ нового поколения, в которых имеется раздел экологического образования детей.

Внедряются специализированные программы экологического образования: «Юный эколог» (С.Н. Николаева), «Паутинка» (Ж.Л. Васякина-Новикова); «Наш дом — природа» (НА. Рыжова); «Мы — земляне» (Н.Н. Вересов); «Природа и художник» (ТА. Копцева); «Семицветик» (В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова), «Красота — радость — творчество» (Т.С. Комарова и др.); «Я — человек» (С.А. Козлова); «Наследие» (М.Ю. Новицкая, Е.В. Соловьева) и др.

Н.А. Рыжова подразделяет программы по экологическому образованию на три группы: программы экологической (биоэкологической), эстетико-культурно-экологической и социально-экологической направленности [8].

К первой группе относятся программы: С.Н. Николаевой «Юный эколог», Н.Н. Кондратьевой «Мы», Ж.Л. Васякиной-Новиковой «Паутинка», А.В. Королевой «Экологическая дорожка», А.И. Ивановой «Живая экология: Программа экологического образования дошкольников» и ряд других. Для этих программ характерно акцентирование внимания на вопросах классической экологии (ознакомление детей с некоторыми взаимосвязями живых объектов и окружающей среды, экосистемами и т.п.).

Во вторую группу вошли программы: В.И. Ашикова, С.Г. Ашиковой «Семицветик» (культурно-экологическая); И.Г. Белавиной, Н.К. Найденской «Планета — наш дом», Т.Н. Поповой «Мир вокруг нас». Для них характерен акцент на эстетическом и нравственном воспитании детей, вопросы самой экологии отходят на второй план.

Программы третьей группы: Н.Н. Вересова «Мы — земляне», Т.В. Потаповой «Детский сад XXI века» (второй вариант названия — «Надежда»), Л.М. Клариной «Экономика и экология». В их содержании преобладают вопросы социальной экологии, экономики, граждановедения, валеологии и т.п.

Проанализируем некоторые из программ.

Подраздел «Мир природы» программы «Радуга» является составляющей познавательного развития детей, в рамках которого им дают информацию, развивают познавательные процессы, формируют отношение к окружающему миру - все вместе по замыслу Т.И.Гризик, создает у детей образ мира, целостное представление об окружающем.

В методическом материале программы  имеется значительное количество занятий, посвященных растениям, животным, планете Земля и строению Солнечной системы. Детям дают много географических знаний и экзотических сведений (природа Африки, динозавры и др.), на основе сезонных наблюдений составляют «портреты» каждого месяца, детей знакомят с историей часов, календарей, глобусов. Дошкольники получаю много интересных знаний, но недостаточно - экологических. Они учатся созерцать природу, эмоционально откликаться на ее состояние, но важно и осмысливать увиденное. В программу включены привлекательные в познавательном отношении факты о мире и о природе, но они не могут помочь детям выработать ценное отношение к ней. Не может способствовать и этому и частное использование словесного метода - рассказа воспитателя, объяснения вместо наблюдений.

Творческий  поиск педагогов и психологов в целом ряде программ направлен на развитие в детях эстетического отношения к природе и окружающему миру.

Программа В.И. и С.Г Ашиковых «Семицветик» нацелена на культурно -  экологическое образование детей, развитие в них начал духовности, богатой, творческой саморазвивающейся личности. Авторы считают от того, как ребенок научится мыслить и чувствовать окружающий мир природы, как воспримет ценности мировой культуры, зависит то, как он будет действовать, какие поступки будет совершать. Программа предлагает совместную деятельность детей и взрослых в детском саду, детских студиях и в семье. В программе имеются две базовые темы:

«Природа» и «Человек». Тема природы включает не только четыре ее царствования на Земле (минералы, растения, животные и человек), но выходит за пределы планеты - в ближнее и дальнее космическое пространство.

Программа Т.А.Кобчевой «Природа и художник»  сочетает в себе формирование у детей 4-6 лет представлений о природе как живом организме и развитие их творческой деятельности. Средствами изобразительного искусства решает задачи экологического и эстетического воспитания детей.

Культурологический  аспект экологического воспитания представлен  и в программе И.Белавиной, Н.Найденской «Планета - наш дом», а также в программе Т.Н.Поповой «Мир вокруг нас».

Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал экологической культуры через познание экологических закономерностей природы. Программа Н.А.Рыжовой «Наш дом - природа» нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка 5 - 6 лет, с целостным взглядом на природу, с понимание места человека в ней. В соответствии с программой дети получают представления о взаимосвязях природе, которые и помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. Одной из первых в 90-х годах появилась программа автора статьи «Юный  эколог», созданная на основе собственной концепции экологического воспитания дошкольников. «Юный эколог» включает две программы - программу экологического воспитания дошкольников и программу повышения квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания детей.

В последнее время идет интенсивный творческий процесс в регионах России: педагоги, экологи разрабатывают программы экологического образования детей с учетом местных природных и социальных условий (в Петербурге и области, в Якутии, Перми, Сочи, в Липецке, Нижнем Новгороде).

Таким образом, обзор ряда отечественных  программ экологического образования дошкольников демонстрирует большую творческую активность специалистов - понимание экологических проблем планеты, необходимости их решения, ценности природы и жизни на Земле во всех ее проявлениях, необходимости изменения и тактики введения человечества на планете, способов ее взаимодействия с природой. А для этого нужно интенсивное экологическое образование всех людей, начиная с дошкольного детства. 

^

1.2. Особенности ознакомления дошкольников с аквариумом и его

обитателями



Экологически правильное содержание животных - это создание для них индивидуальных условий, максимально копирующих естественную среду их обитания: отведение достаточно большого пространства (наземного, воздушного, почвенного, водного); оснащение помещения (вольера, аквариума, террариума) соответствующей атрибутикой из природного материала; создание необходимого температурного режима; подбор нужных кормов. Такие условия являются наиболее гуманным способом содержания животных, что важно с точки зрения нравственного воспитания детей. В таких условиях животные активны, поэтому можно организовать наблюдения разных сфер их жизни: питания, гнездостроения, передвижения, выращивания потомства и др. В таких условиях дети могут проследить приспособительные особенности животных: маскировочную окраску, запасание кормов, заботу о потомстве, гнездостроение и др.

Самый распространенный объект в детском саду - аквариум с рыбами. Детей любого возраста можно привлечь к наблюдению и уходу за ними. Правильно подобранный, оформленный и заселенный аквариум - это модель природного водоема, миниэкосистема, в которой все компоненты (вода, освещение, растения, животные и пр.) находятся в нужном соотношении и создают экологическое равновесие [4].

Главное условие создания такой миниэкосистемы - большой аквариум вместимостью 60-100 литров. В комнате природы, холле, зимнем саду или в другом специально отведенном месте может быть установлен аквариум еще больших размеров - на 150-500 литров. Следует помнить: чем больше аквариум, тем быстрее создается в нем равновесие, тем легче оно поддерживается. В большом объеме воды рыбы (например, золотые) продолжают расти и достигают крупных размеров. Аквариум с водой нельзя двигать: это может привести к перекосу каркасов и стенок, образованию трещин в швах, появлению протечек. Поэтому сначала тщательно выбирается место, устанавливается прочная подставка, а затем на нее помещается проверенный, подготовленный аквариум, готовый для зарядки.

Чистота воды, здоровье рыб в большой степени зависят от грунта. Аквариум - модель пресноводного водоема, поэтому и грунт должен быть соответствующим. Морские камни и ракушки для этой цели не подходят. Самый хороший грунт - речной: крупный песок или мелкая галька. Мелкий карьерный песок (который используется в песочницах) для аквариума не годится: в нем много грязи и глины. Очень важно, чтобы грунт с самого начала был тщательно промыт.

Сверху аквариум плотно прикрывают стеклом: вода меньше испаряется, не пылится, не покрывается пленкой, а рыбам достаточно той прослойки воздуха, которая имеется между водой и стеклом. Стекло должно состоять из двух частей - основной, закрывающей почти весь аквариум, и дополнительной полоски из оргстекла, которой прикрывается тот край аквариума, где располагается кормушка. Эту полоску дети безопасно для себя могут самостоятельно снимать и класть обратно во время кормления рыб.

К существенным компонентам создания биологического равновесия в аквариуме относится освещение. Его избыток ведет к бурному развитию зелени (растений, водорослей), что в итоге становится помехой для рыб, а при недостатке освещения растения развиваются плохо, буреют, вытягиваются, в воде становится меньше; кислорода, что затрудняет дыхание рыб. На каждом аквариуме обязательно должны быть установлены рефлекторы (один или два) - они дают возможность регулировать степень освещенности. Рефлекторы с лампами по 25 свечей включают в пасмурные дни в любое время года; утром и вечером - в осенне-зимний период, когда световой день короткий; днем - во всех случаях, когда растениям не хватает света. Освещение делает аквариум красивым и создает хорошие условия для наблюдений.

В декоративных целях используются речные камни и коряги. (Морские раковины, гроты - это искусственная бутафория, которая лишь отвлекает внимание детей.) Камни и коряги должны быть чисто вымыты. Коряги, взятые из земли, следует выварить в соленой воде, чтобы удалить из них вредные бактерии. Оформлять аквариум рекомендуется растениями одного двух видов. Это выглядит естественнее, чем беспорядочное переплетение различных растений. Спланировать посадку можно по-разному, но с учетом ряда общих правил. Растения крупные, с длинными листьями размещают на заднем и среднем планах, растения мелкие - ближе к переднему стеклу. Пространство непосредственно у переднего стекла и центр аквариума оставляют свободными. Крупные растения, например амазонку, сажают поодиночке, а роголистник, людвигию, гигрофилу располагают близко друг к другу, чтобы они образовали куст.

Аквариум не следует перенаселять - это одно из главных условий нормальной жизни его обитателей. Желательно придерживаться следующей нормы: в 60-литровом аквариуме могут жить либо 1-2 крупные рыбы (например, золотые), либо 15-18 небольших рыбок (типа гуппи, меченосцев).
Правильно оборудованный и заселенный аквариум, в котором сложилось биологическое равновесие, - и красивое зрелище, и гармоничная экосистема, в которой хорошо себя чувствуют все живые существа. В таком аквариуме прозрачная вода, зеленые кустистые растения, слегка покрытые зеленым налетом стенки, камни и коряги, рыбы здоровы, спокойно плавают, не глотают судорожно воздух с поверхности. Такой аквариум украшает интерьер помещения и требует немного внимания. Хорошее состояние может сохраняться годами. Генеральная уборка, когда сливают воду, моют грунт, производится один раз в год (и даже реже).

Кроме самых общих требований к оформлению, которые обеспечивают равновесие в аквариуме, необходимо учитывать видовой состав его обитателей. Разный образ жизни различных рыб накладывает отпечаток на создание условий для них. Это очень важный момент. Экологическое воспитание дошкольников как раз и заключается в том, чтобы показать им своеобразие строения и поведения йодных обитателей, их приспособленность к разным условиям водной среды.

Золотая рыбка (и ее разновидности: телескоп, вуалехвост, львимоголовка и др.) - прекрасный объект для детского сада: крупная, яркая, медленно плавает, не боится человека. На ней можно показать общую приспособленность рыб к жизни в воде, отчетливо выраженные декоративные качества (свисающие, очень большие плавники, яркую окраску, выпуклые глаза, наросты на голове). Знакомясь с ней, дети усваивают: декоративность - это утрата целого ряда приспособительных качеств (золотая рыбка не может о метро плавать, неповоротлива, плохо видит, слишком заметна, непуглива), что делает невозможной ее жизнь в естественных природных условиях. Золотая рыбка - это хороший пример одомашнивания дикого животного с эстетической целью.

В детском саду целесообразно иметь несколько разновидностей золотых рыбок. Для их содержания нужен очень большой аквариум (не менее 100 л) с температурой 20 °С, чтобы не было недостатка в кислороде и рыбки могли бы расти.

Гуппи и меченосцы - самые распространенные рыбки. Их ниша и аквариуме - верхние слои воды; к ним они хорошо приспособлены: рот и глаза направлены кверху, спина прямая, брюшко выпуклое. На этих рыбах можно показать живорождение, рост и раз-питие мальков, маскировочную (серенькую) окраску самочки гуппи и ее мальков. Меченосцы яркой окраски и красивые самцы гуппи демонстрируют декоративные качества, которые выведены человеком. При их содержании поверхность воды должна быть относительно свободна от растений.

Линеатус (щучка) - небольшая хищная рыбка, живет в верхних слоях воды, имеет маскировочную (зеленоватую) окраску тела, ярко выраженный способ охоты (затаивание и бросок) за мелкой живностью (червячки, рачки) и надводными насекомыми. Необходимо, чтобы в аквариуме в некоторых местах у поверхности поды были заросли растений, среди которых рыбка затаивается. аквариум должен быть прикрыт стеклом: охотясь за насекомыми, щучка может выпрыгнуть из воды.

Крапчатый сомик. Его ниша в аквариуме - нижние слои воды, он имеет ярко выраженные приспособительные особенности донной рыбки: маскировочную (под дно) окраску тела, маленькие I лаза и выросты вокруг рта, выпуклую спинку и плоское брюшко, "едет одиночный образ жизни. В аквариуме не должно быть более 2-3 рыбок данного вида. На песчаном дне местами могут лежать речные камни небольшого размера - среди них сомик совсем теряется из виду.

Огненные барбусы, тетрагоноптерусы (тетры), неоны, даншрермо - красивые аквариумные рыбы. Неоны выделяются очень яркой светящейся синей и красной окраской; дании привлекают сочетанием сине-желтых полос, достаточно крупные барбусы и тетры имеют бронзовый отлив (живут в средних слоях воды). Все они являются стайными рыбами, поэтому их надо содержать по 6-16 штук, в аквариуме должно быть много свободного от растений водного пространства. На этих рыбах можно показать стайный образ жизни: синхронное плавание, быстрое нахождение еды, рассыпание в разные стороны при испуге. Тетры и барбусы живут в толще воды, поэтому у них равномерно выпуклые спинки и брюшко, рот посередине (их интересно сравнить с донными и с рыбками, плавающими в верхних слоях воды).

Содержание мелких холодноводных рыб местных водоемов, не имеющих промыслового значения и относимых к группе сорных, с точки зрения экологического воспитания является еще более интересным: на них можно показать разнообразие маскировочной окраски, затаивание, защитное поведение, пугливость и другие приспособительные особенности. Однако их содержание является более трудоемким по сравнению с содержанием тепловодных рыб, так как им необходимы прохладная, чистая вода, обогащенная кислородом, низкая температура в зимний период и многое другое. В тех случаях, когда имеется возможность создать для них экологически правильные условия, старшим дошкольникам интересны наблюдения за карасем, трехиглой колюшкой, ротаном. 

Карась - предок золотой рыбки, пуглив, быстро плавает; темная спина и светлое брюшко делают его плохо видным при затаивании. Хорошо сравнить его с золотыми рыбками.

Ротан (бычок) - повсеместно распространенная рыбка, ведет хищный образ жизни, меняет окраску тела под цвет грунта. Для его содержания в аквариуме должны быть большие камни, коряги, которые служат укрытием: за ними ротан затаивается, из-за них молниеносно нападает на добычу. Большая голова, рот, маскировка, затаивание, быстрое нападение - типичные признаки хищника, с которыми дети могут познакомиться в процессе наблюдений.

Трехиглая колюшка интересна не только способом защиты от врагов (с помощью игл плавников), но и особенностями выращивания потомства, где главную роль играет самец. В брачный период он приобретает яркую окраску; строит гнездо из разного материала, заставляет самок откладывать в него икру, охраняет гнездо, свою территорию, а затем растит мальков, пряча их в рот в момент опасности.

Интересными для наблюдения являются и другие мелкие рыбы водоемов (пескарь, вьюн, верхоплавки), их содержание в специаль
них аквариумах можно организовать в летний период, выпустив их и тем в места постоянного обитания.

В правильно оборудованном аквариуме, засаженном достаточным количеством растений, где рыб не перекармливают и налажено освещение, устанавливается состояние биологического равновесия: кристально чистая вода, разросшиеся ярко-зеленые растения, здоровые подвижные рыбы, на стеклах - отдельные зеленые точки-водоросли. Чтобы поддерживать состояние биологического равновесия в аквариуме, не следует допускать резких колебаний температуры (на 4-5°С). При соблюдении этого условия уход за аквариумом несложен и отнимает мало времени.

Ежедневный уход за аквариумом заключается в следующем: включить свет, посмотреть, все ли обитатели живы и здоровы, покормить их.
Очень важно установить ежедневную порцию корма. Она определяется для каждого аквариума опытным путем. Рыбам следует давать такое количество корма, которое будет съедено за 20-30 минут. В первое время, когда норма еще не определена, надо обязательно убирать избыток корма со дна и с поверхности воды. Если это не сделать, вода сразу начнет портиться, мутнеть, рыбы станут задыхаться. Тогда уже придется уделить аквариуму гораздо больше времени - собрать весь мусор со дна, заменить часть воды свежей, отстоянной, поставить компрессор.

Раз в неделю в аквариуме делают текущую уборку: снимают с помощью листа бумаги пленку с поверхности воды; удаляют со дна грязь, скопившуюся за неделю; срезают ножницами отмершие и пожелтевшие листья растений; очищают переднее стекло от водорослей; доливают отстоянную воду; протирают наружные стенки аквариума и стекло, которым он накрыт.

В конце каждого месяца кроме этого нужно сделать следующее. Протереть пальцами листья крупнолистных растений, стряхнуть налет с мелколистных. Удалить лишние растения, если они сильно разрослись и мешают наблюдать за рыбами. Убрать лишних улиток. Счистить скребком беловатый налет солей на верхней части стенок аквариума, выступающих из воды.

Один раз в год следует делать генеральную уборку аквариума с частичной сменой воды, с промывкой растений и грунта.

Кормление рыб. Кормить рыбок необходимо разнообразным кормом. Они охотно едят сырое мясо и рыбу; некоторые из них (разновидности золотых рыбок, карась, верховка, барбус, тетра) едят сырые или вареные овсяные хлопья "геркулес", отмытые от мучнистых частиц, обваренную кипятком манную крупу, мелкие крошки сухого печенья типа галет.
Мясо и рыбу дают в сильноизмельченном виде. Кусочек в несколько граммов режут ножницами, прополаскивают в воде, чтобы удалить сок, и маленькими порциями дают рыбкам. Следует использовать любую возможность, чтобы покормить их живым кормом: трубочником, мотылем, дафниями, циклопами.

Среди живых кормов есть один, который легко разводить, поэтому именно его можно рекомендовать для детского сада. Этот корм - маленькие беловатые горшечные черви энхитреи, которые встречаются в земле цветочных горшков и в огородах. Их можно развести в специальном ящике с землей.

В летнее время питание рыбок можно разнообразить, давая им разных мелких насекомых, их личинки, некрупных дождевых червей. Особенно охотно едят этот корм крупные рыбы.

Правильное содержание рыбок (в условиях биологического равновесия) в значительной степени предупреждает возникновение у них заболеваний.

^

2. Методика формирования представлений об аквариуме как миниэкосистеме у дошкольников



Конспект занятия: «Исследование подводного царства аквариума».

Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений об аквариуме, его обитателях.

Задачи формирования экологического сознания:

  • Развивать ассоциативное мышление и творческие способности.

  • Способствовать развитию наблюдательности, умению отражать результаты наблюдения в точном слове.

  • Формировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии новых живых организмов со средой обитания.

  • Воспитывать самостоятельность, творческий поиск в исследовательской работе.

  • Прививать детям любовь, бережное и заботливое отношение к рыбкам, улиткам, желание помогать им.

Задачи развития речи:

  • Развивать связную речь, умение четко передавать свои мысли и давать их в грамматически правильной форме.

  • Составлять сложносочиненные предложения.

  • Учить детей внимательно выслушивать ответы друг друга и давать обоснованные дополнения.

  • Обогащать речевой словарь.

Задачи развития конструктивной деятельности (оригами):

  • Закрепить умение создавать разные фигурки рыб из одного листа бумаги путем его неоднократного складывания.

  • Воспитывать внимательность, усидчивость и уверенность в себе.

Задачи музыкального развития:

  • Закрепить у детей умение передавать в движении воображаемые образы.

  • Способствовать получению положительных, эмоциональных впечатлений.

Предварительная работа.

Чтение произведений, энциклопедий, рассматривание иллюстраций о водных обитателях. Наблюдения за живыми объектами водной среды. Эксперименты и опыты с аквариумными жителями. Экскурсия в зоомагазин. Просмотр телепередач по данной тематике.

Наблюдение за аквариумными рыбками должны составлять законченную серию и демонстрирование разные аспекты жизни рыбок (питание рыб, забота о потомстве, повадки, приспособленность к среде обитания). В процессе наблюдения важно создавать положительный фон, посредством включения игровых персонажей.

Используются следующие наблюдения за аквариумными рыбками:

Наблюдение 1. Что и как ест рыбка?

Цель. Показать детям сухой рыбий корм (цвет, запах, сыпучесть), емкость для его хранения. Продемонстрировать способ кормления рыбки, кормушку. Учить наблюдать за поведением рыбки во время кормления: как реагирует на действия людей, на появление корма, как подплывает, как открывает рот и хватает корм. Сообщить, что рыбку в аквариуме надо кормить каждый день, так как она живая и без пищи может умереть.

Наблюдение 2. Как рыбка плавает?

Цель. Научить наблюдать за поведением рыбки — способом ее передвижения в воде. Рыбка плавает в толще по всему водному пространству — вперед, назад, вверх и вниз. Она плавает легко (плотная вода не является препятствием) и быстро, поворачивается всем телом в любую сторону. Рыбке помогают плавать гладкое, вытянутое и обтекаемое тело, плавники и хвост, при этом ее спинка всегда бывает вверху, а брюшко внизу. Если рыбка плавает вяло, качается, заваливается на бок, значит, она плохо себя чувствует, заболела, ее надо лечить, ей надо сочувствовать.

Наблюдение 3. Как рыбка отдыхает?

Цель. Познакомить детей с разными особенностями поведения аквариумной рыбы, научить наблюдать за ее проявлениями. Рыбка живая, поэтому нуждается в отдыхе. Она спит вечером и ночью (когда нет яркого света), стоя на месте в толще воды — возле дна, под кустом травы. Рыбка спит с открытыми глазами, у нее нет век. В это время ее не надо беспокоить: включать свет, шуметь.

Перед наблюдениями с детьми проводится предварительная работа, беседы, занятия для актуализации и пополнения знаний детей об аквариумных рыбках необходимых для наблюдения.

Беседа 1. В каких условиях живет рыбка?

Цель. Познакомить с условиями, необходимыми для жизни золотой рыбки: большой аквариум и много воды (большое водное пространство); вода комнатной температуры (не холодная и не горячая), чистая (прозрачная), в такой воде есть воздух — рыбке легко дышать; на дне аквариума песок и камни, растения. Показать, что золотая рыбка живет в благоприятных условиях, поэтому она хорошо себя чувствует, не болеет.

Беседа 2. Рыбка живая — о ней надо заботиться.

Цель. Побеседовать с детьми о том, что живая рыбка не может жить в плохих условиях (грязная вода, малое количество воды, грязный аквариум), она начнет задыхаться, болеть и может умереть. В грязной воде рыбке нечем дышать, она часто подплывает к поверхности, высовывается из воды и хватает воздух. О рыбке надо заботиться: убирать грязь с песка, доливать чистую воду, протирать стекла аквариума, прикрывать его сверху.

Оборудование для занятия: папки исследователя, листочки белой бумаги, лупы, панно «Рыбье царство», живые обитатели аквариума: улитки, золотая рыбка, водоросль валлиснерия, иллюстрации для дидактической игры «Кто, где живет?», обручи-макеты водоемов, музыкальное сопровождение (аудиокассеты), костюмы для танца.

Материалы: цветная бумага, карандаши простые и цветные, ножницы, клей

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам побывать в прекрасном подводном мире, который есть в наших домах! Хотите? Закрывайте глаза. (Звучит музыка). Здесь нас ожидают сюрпризы. Нас встречают… отгадайте:

К нам из сказки приплыла

Там царицею была

Это рыба не простая,

Это рыбка (Золотая).

 

Весь день рожу я по дорожке,

То выпущу, то спрячу рожки.

Совсем домой я не спешу.

Зачем спешить мне по-пустому?

Свой дом я при себе ношу,

И потому всегда я дома. (Улитка).

Простейшее растение, которое встречается в воде? (Водоросль). Дышит, растет, а ходить не может? (Растение). - Ребята, а мы с вами можем жить в подводном мире? (Нет) - Согласна, всему живому нужен воздух.

I. Постановка проблемы. - А, рыбки, улитки они разве не живые? Я предлагаю стать учеными и заняться исследованием этого подводного мира. Кто такие ученые-исследователи? Готовы? - Вот темы для ваших исследований, выбирайте и проходите в лабораторию. Ваша задача, исследователи – подготовить сообщение, доклад. Но чтобы это сделать, надо собрать всю доступную информацию и обработать ее. На столах лежат папки исследователей (прилагается). Это план исследования. Вспомнили вместе с детьми все этапы, методы исследования. Напомнила, как фиксировать на листочках собираемые сведения.

II. Исследовательская деятельность. Рассматривание детьми золотой рыбки, улиток, водоросли с помощью лупы. Фиксирование несложной информации значками и символами. - Готовы? - Предоставим слово ученым, которые занимались изучением золотой рыбки. - Сообщение ребенка. Вопросы к нему. - Слово ученым, которые занимались изучением улиток, моллюсков. - Слово научно-исследовательскому центу, занимающемуся изучением растений. - Мы хорошо поработали. А сейчас обобщим результаты. Какой мы сделаем вывод? (Рыбки, улитки, водные растения приспособились к этой среде обитания, на суше жить они не могут). - Как вы думаете, наш аквариум с обитателями могут жить самостоятельно, без нашего вмешательства? (Нет). - Почему? (Ответы детей о правилах ухода за аквариумом). - Если вы будете любить природу, будете наблюдательными, любознательными, то вполне, вероятно, и вы когда-нибудь изобретете что-то нужное и полезное людям.

III. Экологическая игра «Кто где живет» Цель: Правильно заселить среду обитания растениями и моллюсками. Материал: морские, речные (пресноводные), аквариумные обитатели и растения (картинки), три обруча. Дети берут по одной картинке и находят свое место в нужном обруче-водоеме и встают вокруг него. Каждый ребенок называет свою картинку.

IV. Конструирование из бумаги. - Ребята, я предлагаю вам, как ученым, создать и вывести своих рыбок. Согласны? Самостоятельная работа – изготовление рыбок-оригами (2 вида – золотая рыбка и карп). - Давайте отпустим рыбок в их «Рыбье царство». Под музыку «Шум моря» дети приклеивают рыбок на панно. Мы создали свой аквариум.

V. Танец «Аквариум». - Вот и ожил наш волшебный аквариум. У вас хорошее настроение? Передайте его друг другу, своим друзьям прикосновением локтей, ладошек. - А теперь скажите, чем мы сегодня занимались? Вручение каждому ребенку свидетельства о присвоении ему почетного звания «Заслуженный друг аквариумных рыбок и улиток».

Заключение



Данная контрольная работа была посвящена изучению особенностей формирования представлений об аквариуме как миниэкосистеме у детей старшего дошкольного возраста.

Правильно оформленный аквариум позволяет дать детям разнообразные знания экологического характера о:

1) водной экосистеме (ее компоненты, их взаимосвязь и взаимозависимость, роль труда в поддержании равновесия в ней);

2) приспособленности строения и поведения рыб к водной среде обитания;

3) разнообразии образа жизни и поведения рыб (хищные, мирные; стайные, одиночные); :

4) разных экологических нишах одной экосистемы (рыбы разных слоев воды: донные, средних и верхних слоев воды);

5) отличии домашних декоративных рыбок от диких рыб различных водоемов;

6) многообразии водных обитателей (на примере рыб, лягушек, креветок, улиток), их приспособленности к водной среде обитания;

7) размножении икрой (живорождение), росте и развитии мальков, в отдельных случаях заботе родителей о потомстве;

8) рыбах как живых существах, их сходстве между собой.

В практической части контрольной работы      представлен конспект занятия по обучению старших дошкольников исследовательской деятельности. Занятие имеет интегрированный характер и решает задачи познавательно-речевого, конструктивного, музыкального развития ребенка, формировании экологического сознания.

На данном занятии происходит развитие познавательной активности старших дошкольников в процессе формирования представлений об аквариуме и его обитателях.

Практическая значимость занятия заключается в том, что дети в процессе творческого поиска овладевают умением фиксирования несложной информации с помощью значков и символов в папках исследователя, используя при этом план исследования и применяя определенные исследовательские методы.

^

Список использованной литературы




  1. Зенина Т.Н. Экологические праздники для старших дошкольников. Учебно-методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2006.- 128с.

  2. Комарова И.А., Николаева С.Н. Игра в экологическом воспитании дошкольников. – Минск: Полымя, 1998. -79с.

  3. Метοдиĸа ο̣з̣н̣а̣ĸ̣ο̣м̣л̣е̣н̣и̣я̣ с̣ п̣р̣и̣р̣ο̣д̣ο̣й̣ в̣ д̣е̣т̣с̣ĸ̣ο̣м̣ с̣а̣д̣у̣.̣/̣ Пο̣д̣ р̣е̣д̣.̣ П̣.̣Г̣.̣С̣а̣м̣ο̣р̣у̣ĸ̣ο̣в̣ο̣й̣.̣ - М̣.̣:̣ П̣р̣ο̣с̣в̣е̣щ̣е̣н̣и̣е̣,̣ 2̣0̣0̣9̣.̣ –̣ 2̣4̣0̣ с̣.̣

  4. ̣Н̣и̣ĸ̣ο̣л̣а̣е̣в̣а̣ С̣.̣Н̣.̣ М̣е̣т̣ο̣д̣и̣ĸ̣а̣ э̣ĸ̣ο̣л̣ο̣г̣и̣ч̣е̣с̣ĸ̣ο̣г̣ο̣ в̣ο̣с̣п̣и̣т̣а̣н̣и̣я̣ д̣ο̣ш̣ĸ̣ο̣л̣ь̣н̣и̣ĸ̣ο̣в̣.̣ –̣ М̣.̣:̣ И̣з̣д̣а̣т̣е̣л̣ь̣с̣ĸ̣и̣й̣ ц̣е̣н̣т̣р̣ «̣А̣ĸ̣а̣д̣е̣м̣и̣я̣»̣,̣ 2̣0̣0̣6̣.̣ –̣ 2̣2̣4̣ с̣.̣

  5. ̣Н̣и̣ĸ̣ο̣л̣а̣е̣в̣а̣ С̣.̣Н̣.̣ Т̣е̣ο̣р̣и̣я̣ и̣ м̣е̣т̣ο̣д̣и̣ĸ̣а̣ э̣ĸ̣ο̣л̣ο̣г̣и̣ч̣е̣с̣ĸ̣ο̣г̣ο̣ ο̣б̣р̣а̣з̣ο̣в̣а̣н̣и̣я̣ д̣е̣т̣е̣й̣.̣ –̣ М̣.̣:̣ И̣з̣д̣а̣т̣е̣л̣ь̣с̣ĸ̣и̣й̣ ц̣е̣н̣т̣р̣ «̣А̣ĸ̣а̣д̣е̣м̣и̣я̣»̣,̣ 2̣0̣0̣9̣.̣ –̣ 3̣3̣6̣ с̣.̣

  6. ̣Н̣и̣ĸ̣ο̣л̣а̣е̣в̣а̣ С̣.̣Н̣.̣ Э̣ĸ̣ο̣л̣ο̣г̣ в̣ д̣е̣т̣с̣ĸ̣ο̣м̣ с̣а̣д̣у̣.̣ –̣ М̣.̣:̣ М̣ο̣з̣а̣и̣ĸ̣а̣ –̣ С̣и̣н̣т̣е̣з̣,̣ 2̣0̣0̣9̣.̣ –̣ 1̣2̣0̣ с̣.̣

  7. ̣П̣а̣в̣л̣ο̣в̣а̣ Л̣.̣Н̣.̣ З̣н̣а̣ĸ̣ο̣м̣и̣м̣ м̣а̣л̣ы̣ш̣а̣ с̣ ο̣ĸ̣р̣у̣ж̣а̣ю̣щ̣и̣м̣ м̣и̣р̣ο̣м̣.̣ –̣ М̣.̣:̣ П̣р̣ο̣с̣в̣е̣щ̣е̣н̣и̣е̣,̣ 2̣0̣0̣7̣.̣ –̣ 2̣2̣4̣ с̣.

  8. Рыжова Н. А. Я и природа : учеб.-метод. комплект по экологии, образованию дошкольников / Н. А. Рыжова. - М. : Линка-Пресс, 1996. – 56 с.

Похожие:

Программы экологического воспитания дошкольников 3 Особенности ознакомления дошкольников с аквариумом и его 8 iconСистема работы в дошкольном образовательном учреждении по экологическому...
...
Программы экологического воспитания дошкольников 3 Особенности ознакомления дошкольников с аквариумом и его 8 iconПрограмма курсов по теме «Особенности экологического воспитания дошкольников»
Умение общаться с природой, бережное отношение к различным природным объектам, воспитывается постепенно уже в дошкольном возрасте....
Программы экологического воспитания дошкольников 3 Особенности ознакомления дошкольников с аквариумом и его 8 iconИгровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития
Зпр. В настоящее время делаются первые шаги по организации коррекционно-педагогической работы с детьми с зпр старшего дошкольного...
Программы экологического воспитания дошкольников 3 Особенности ознакомления дошкольников с аквариумом и его 8 iconТема «Развитие речи процессе экологического воспитания»
На современном этапе развитие речи и мышления является одной из основных задач воспитания дошкольников. Мышление и речь взаимосвязаны....
Программы экологического воспитания дошкольников 3 Особенности ознакомления дошкольников с аквариумом и его 8 iconМетодические рекомендации по ознакомлению дошкольников с родным городом...
Ознакомление дошкольников с родным городом как средство воспитания любви к родному краю
Программы экологического воспитания дошкольников 3 Особенности ознакомления дошкольников с аквариумом и его 8 iconСтатья по выпускной квалификационной работе по теме Дидактические...
В настоящее время проблема диагностики речевых нарушений чрезвычайно актуальна. Это связано с тем, что в последние годы стремительно...
Программы экологического воспитания дошкольников 3 Особенности ознакомления дошкольников с аквариумом и его 8 iconЭкологическое образование старших дошкольников при ознакомлении с животным миром
Теоретические основы экологического образования старших дошкольников при ознакомлении с животным миром
Программы экологического воспитания дошкольников 3 Особенности ознакомления дошкольников с аквариумом и его 8 iconЗакономерности развития эмоциональной сферы у дошкольников
Основные характеристики эмоционально-волевой сферы у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
Программы экологического воспитания дошкольников 3 Особенности ознакомления дошкольников с аквариумом и его 8 iconКонтрольная работа по
Теории и методике экологического образования дошкольников для заочного отделения
Программы экологического воспитания дошкольников 3 Особенности ознакомления дошкольников с аквариумом и его 8 iconКонкурс детских рисунков на асфальте «С чего начинается Родина?»
Конкурс проводился с целью повышения правовой культуры и патриотического воспитания дошкольников, ознакомления детей с понятиями...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница