Лекция введение в педагогическую деятельность презентации: «Педагогическая деятельность»




Скачать 355.23 Kb.
НазваниеЛекция введение в педагогическую деятельность презентации: «Педагогическая деятельность»
страница1/4
Дата публикации18.04.2013
Размер355.23 Kb.
ТипЛекция
skachate.ru > География > Лекция
  1   2   3   4
Аннотации

к лекциям по учебной дисциплине «Педагогика»
Лекция 1. ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (Презентации: «Педагогическая деятельность»; «Профессионально-педагогическая компетентность»; «Профессионализация будущего учителя»; «Профессионально-творческая компетентность педагога»)

Сущность педагогической деятельности

Выделяется две группы педагогической деятельности: профессиональная, осуществляемая педагогами в специально организованных учебных учреждениях, и общепедагогическая, - родителями и различными общественными организациями.

^ Признаки профессиональной педагогической деятельности: 1)  носит преднамеренный характер, 2)  ей занимается специально подготовленный человек, 3)  для ее реализации существуют определенные методы, средства формы работы, 4)  имеет определенную цель, 5)  ребенок включается в определенные отношения с педагогом, 6)  результаты профессиональной педагогической деятельности могут быть проверены.

Педагогическая деятельность относится к классу преобразующих и управляющих профессий. По своей природу она носит гуманистический характер; коллективный характер; творческий характер (педагогической творчество – процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах).

Строение педагогической деятельности можно представить как единство цели, мотивов, действий (операций) и результата. Общей характеристикой деятельности, в том числе и педагогической, является цель (

Цель педагогической деятельности достигается решением конкретизированных задач обучения и воспитания по различным направлениям.

В качестве основных объектов цели педагогической деятельности выделяют воспитательную среду, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные особенности воспитанников. Реализация цели педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.

^ Виды педагогической деятельности

Критерием эффективности воспитания является  изменение в сознании воспитанников, их поведении и эмоциональных реакциях, достижение учебной цели; критерием эффективности преподавания – изменения в интеллектуальной сфере, достижение учебной цели.

Преподавание, осуществляемое в рамках любой организационной формы, а не только урока, имеет следующие отличительные черты: 1) жесткие временные ограничения, 2) строго определенную цель, 3) варианты способов ее достижения.

^ Воспитательная работа, в отличие от преподавания, также осуществляемая в рамках любой организационной формы, не преследует прямого достижения цели, так как она недостижима в ограниченные временными рамками организационной формы сроки. В ней  можно проследить только последовательное решение конкретных задач, направленных на цель. Вторым отличием преподавания от воспитания является планирование. Запланированное формирование знаний, умений и навыков из разных областей науки, по существу есть не что иное, как обучение. В воспитательной работе приемлемо планирование лишь в самых общих чертах: отношение к обществу, к труду, к людям, к науке (учению), к природе, к вещам, предметам и явлениям окружающего мира, к самому себе. Третье отличие: результат деятельности. В преподавании результат легко выявить и зафиксировать в качественно-количественных показателях. В воспитании это невозможно: осложнено соотнесение результатов деятельности воспитателя с выработанными критериями воспитанности.

Эти отличия показывают нам что воспитание – более сложный процесс по способам его организации и реализации, а в структуре целостного педагогического процесса оно занимает доминирующее положение.  Это говорит о том, что не преподавательские умения, а умения воспитательной работы являются первичными в содержании профессиональной готовности учителя. В связи с этим профессиональная подготовка будущих учителей имеет своей целью формирование их готовности к управлению целостным педагогическим процессом. 

^ Структура педагогической деятельности

Н.В. Кузьмина выделила в педагогической деятельности три компонента:Конструктивный компонент. Он, в свою очередь, распадается на 3 составляющих: а) конструктивно-содержательный (отбор и композиция учебного материала,  планирование и построение педагогического процесса), б) конструктивно-оперативный (планирование своих действий и действий учащихся), в) конструктивно-материальный (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса).

Организаторский компонент. Он связан с включением учащихся в различные виды деятельности.

Коммуникативный компонент. Педагог должен выстраивать целесообразные отношения с учениками, родителями, спонсорами и т.п.

Все компоненты, или функциональные виды, деятельности проявляются в работе педагога любой специальности. Их осуществление предполагает владение педагогом специальными умениями.

Педагог как субъект педагогической деятельности

Педагог как часть целостного педагогического процесса выполняет следующие функции: Функция руководителя, организатора (организует и руководит учебной деятельностью) Адаптивная функция (помогает детям приспособиться и реализовать свои возможности в меняющихся условиях). Функция превращения объекта воспитания в субъекта. Превращение общественно значимого содержания в акт индивидуального познания (размышления над знаниями учащегося)

В педагогической деятельности учитель занимает определенную позицию. В позиции педагога проявляется его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности. Именно в ней учитель выражает себя как субъект педагогической деятельности.

Педагог может выступать в качестве: информатора, если он ограничивается сообщением требований, норм, воззрений и т.д. (например, надо быть честным); друга, если он стремится проникнуть в душу ребенка; диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников; советчика, если использует осторожное уговаривание; просителя, если он упрашивает воспитанника быть таким, "как надо", опускаясь порой до самоунижения, лести; вдохновителя, если он стремится увлечь (зажечь) воспитанников интересными целями, перспективами. Каждая из этих позиций может давать положительный и отрицательный эффект в зависимости от личности воспитателя. Однако всегда дают отрицательные результаты несправедливость и произвол; подыгрывание ребенку, превращение его в маленького кумира и диктатора; подкуп, неуважение к личности ребенка, подавление его инициативы.

Совокупность профессионально обусловленных требований к учителю определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности. С одной стороны, это взаимосвязь научно-теоретической и практической подготовки, а с другой стороны – психологическая и физическая готовность педагога.

В деятельности учителя идейная убежденность определяет все другие свойства и характеристики личности, выражающие его социально-нравственную направленность, включающую в себя: 1) интерес к профессии педагога (является основой педагогической направленности и выражается  в положительном эмоциональном отношении к детям, к родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями), 2) педагогическое призвание (склонность к профессии педагога, выражающаяся в осознании способности к педагогическому делу, иногда может проявиться только при включении в практическую педагогическую деятельность), 3) профессиональные педагогические намерения и склонности.
^ Лекция 2. Педагогика как наука (Презентации: «Педагогика как наука», «Основные категории педагогики», «Основания педагогики»)

Научный аппарат педагогики

^ Отрасли педагогики

Существуют различные отрасли педагогики. Выделяют педагогику по различным аспектам изучаемых педагогических явлений:

Дидактика – изучает общие законы.

Компаративистика – сравнительная педагогика.

^ История педагогики – развитие, образование педагогики как науки. А так же частные методики.

Уровни системы образования: Дошкольная педагогика, Школьная педагогика, Педагогика средне специальная, Педагогика высшей школы.

Коррекционная (специальная) педагогика: Сурдопедагогика (для глухих детей), Тифлопедагогика (для слепых детей), Логопедия, Исправительно-трудовая педагогика.

Педагогика в первую очередь связана с психологией. В педагогическом процессе важно учитывать свойства психики человека, особенности развития его личности, его потребности и т.д. Это позволит более эффективно воздействовать на воспитанника. Связь с социологией. Учет социальных факторов развития человека. Связь с анатомией и медициной. Появление специальной коррекционной педагогики, которая работает с детьми, имеющими отклонения в своем развитии. Педагогика связана и со многими другими науками, такими как эстетика, логика, экономика, политология и др.
Лекция 3. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (Презентации: «Моделирование в педагогическом исследовании», «Опытно-экспериментальная работа в педагогическом исследовании»)

Методология педагогики есть система знаний об исходных положениях, об основании и структуре педагогической теории, о принципах, подходах и способах добывания знаний, адекватно отражающих непрерывно изменяющуюся педагогическую действительность в условиях развивающегося общества.

В структуре методологического знания выделяют четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический. Содержание первого, высшего философского уровня методологии составляют общие принципы познания, разработанные в гносеологии. Второй уровень - общенаучная методология - представляет собой теоретические концепции, применяемые ко всем или большинству научных дисциплин. Третий уровень - конкретно-научная методология, т.е. совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине. Четвертый уровень - технологическая методология - составляют методика и техника исследования, т.е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он включается в состав научного знания.

^ Методы исследования в педагогике - это приемы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений действительности. Система методов исследования определяется исходной концепцией исследователя, его представлениями о сущности и структуре изучаемого, общей методологической ориентацией, целями и задачами конкретного исследования.

В зависимости от аспекта рассмотрения методы исследования в педагогике подразделяются на: общенаучные, собственно педагогические и методы других наук; констатирующие и преобразующие; эмпирические и теоретические; качественные и количественные; частные и общие; содержательные и формальные; методы сбора эмпирических данных, проверки и опровержения гипотез и теорий; методы описания, объяснения и прогнозирования; специальные методы, используемые в отдельных педагогических науках; методы обработки результатов исследования.

Научно-педагогические исследования осуществляются с помощью следующих методов: изучение и анализ литературы; наблюдение; изучение документов и результатов деятельности; эксперимент; анкетирование, интервьюирование; беседа; социометрия; референтометрия; парное сравнение и ранжирование; изучение и обобщение педагогического опыта; научно-педагогическая экспедиция; метод экспертных оценок.

1. ^ Метод наблюдения. Смысл метода наблюдения состоит в непосредственном и опосредованном восприятии изучаемых педагогических процессов наблюдателем. При всех своих возможностях методы наблюдения имеют один недостаток: при наблюдении полно раскрываются лишь внешние проявления, внутренние процессы остаются недоступны. Существуют непосредственные и опосредованные методы наблюдения. При непосредственном наблюдении исследователь может просматривать весь ход событий, выстраивая их в логическую цепочку и анализируя. Гораздо сложнее происходит процесс опосредованного наблюдения, так как при этом наблюдаемый процесс скрыт и лишь потом восстанавливается по каким-либо показателям. Существует несколько классификаций методов наблюдения: 1) сплошные и дискретные наблюдения; 2) открытые и конспиративные; 3) лонгитюдные и ретроспективные.

2. ^ Методы тестирования. Они трактуются как методы психологической диагностики испытуемых. Тестирование осуществляется по тщательно отработанным стандартизированным вопросам и задачам со шкалами их значений для выявления индивидуальных различий испытуемых. Существуют различные виды тестов: 1) тесты для выявления успеваемости учащихся; 2) тесты для определения профессиональной предрасположенности; 3) тесты для выявления уровня интеллекта; 4) тесты для выявления креативности.

3. ^ Опросные методы. Они просты в своем применении и позволяют с помощью минимальных временных затрат и несложной организации получить достаточно широкий спектр данных. Наиболее популярны три вида методов: 1) беседа; 2) интервьюирование; 3) анкетирование.

4. Эксперимент. Педагогический эксперимент относят к основным методам исследований в педагогической науке. Педагогический эксперимент – это организованная педагогическая деятельность учителей и учащихся, имеющая определенную цель. По масштабу эксперименты бывают: 1) глобальные; 2) локальные. Глобальные охватывают значительное число испытуемых, а локальные проводятся с минимальным количеством участников.

В процессе изучения и обобщения передового педагогического опыта выделяют следующие виды экспериментов: «мысленный»; «стендовый»; констатирующий; созидательно-преобразующий; контрольный.

5. ^ Социологические методы. Изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся. При попытке сделать педагогические обобщения и выводы, провести исследования необходимо изучение продуктов деятельности учащихся, а также школьной документации. Изучение классных журналов, ведомостей обучения позволяет сделать выводы об уровне успеваемости учащихся.
^ Лекция 4. Теория целостного педагогического процесса (Презентация: «Педагогический процесс»)

Понятие и структура педагогического процесса

Необходимо различать две стороны педагогического процесса: внешнюю и внутреннюю (саморазвитие, самообразование).

В педагогическом процессе выделяют 4 компонента педагогического процесса: 1) целевой компонент, 2)  содержательный компонент (смысл), 3) деятельностный компонент (деятельность педагогов, сотрудничество), 4) результативный.

Системообразующее звено педагогического процесса – педагог. Он одновременно выступает как объект и субъект деятельности. 2) Воспитанник является и объектом и субъектом. 3) Содержание педагогического процесса: 4) Педагогическая диагностика.

5) Компонент взаимодействия с общественной и природной средой (гармоническое взаимодействие).

^ Принципы педагогического процесса

Принципы организации педагогического процесса 1) принцип гуманизации педагогического процесса, 2) принцип комплексного подхода, 3) принцип формирования в единстве сознания и поведения, 4) принцип обучения и воспитания в коллективе,5) принцип научности, 6) принцип преемственности, последовательности и систематичности, 7) принцип наглядности педагогического процесса.

^ Принципы руководства деятельностью: 1) принцип сочетания педагогического управления с инициативой и самостоятельностью, 2) принцип сознательности  активности учащихся, 3) опора на положительные стороны,

4) принцип посильности и доступности, 5) принцип согласованности требований школы, семьи, общественности, 6) принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей

^ Формы педагогического процесса

Форма отражает внешнюю организацию учебного процесса, которая связывает с временем, местом, количеством учащихся 1 группа форм: непосредственное общение ученика с учителем; опосредованное. 2 группа форм: классно-урочная; мониториальный способ обучения (обучение при большом количестве учащихся, возник в XIX в.); бригадно-лабораторная (коллективная форма работы, 20-30-е гг., Россия); 40-50-е гг. - возвращение классно-урочной системы, возникает идея полиморфности обучения.

^ Организация обучения (способы взаимодействия): 1. фронтальная (цель перед всеми, одинаковые задания, учитель руководит), 2. групповая (учебная цель одна, задания дифференцируются в зависимости от познавательной возможности ученика), 3. индивидуальная (самостоятельное выполнение задания, помощь ученику), 4. Коллективная (цель одна, одинаковые задания, но повышается роль учителя.
Лекция 5. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ (Презентация: «Содержание образования»)

Сущность содержания образования

Выделяют 3 подхода к пониманию содержания образования.

. Содержание образования – это педагогически адаптированные основы наук, которые изучаются в школе, ВУЗе. 2. Содержание образования – это совокупность знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены учащимися. 3. Содержание образования – это педагогически адаптированный социальный опыт человечества.

Содержание образования имеет исторический характер. Источником содержания образования является социальный опыт.

^ Социальный опыт включает в себя 4 элемента: 1) знания, 2) опыт осуществления способов деятельности, 3) опыт эмоционально-ценностного отношения к деятельности, к самому себе,

4) опыт творческой деятельности.

^ Теории содержания образования

Существовали теории формального и материального образования.

Сторонники теории формального образования считали, что философическая эрудиция – идеал общественного образования. Учащиеся осмысливают новые понятия, формируется ум, память, мышление, языки, развиваются познавательные процессы. Всё это будет необходимо в будущем государственным деятелям.

Сторонники материального образования подчеркивали, что нужно развивать другие способности, нужно научить наблюдать, развивать органы чувств. Это необходимо для экономического роста России. Проблемно-комплексная теория образования считает, что нужно включать в учебный план актуальные проблемы, которые представлены в комплексных дисциплинах. Структурализм, проблема перегрузки учебного материала: В каждой науке нудно выделять формообразующий элемент, который поможет познать картину мира, представленную одной наукой. Утилитаристическая концепция. Знания усваиваются путем практики. Теория экземпляризма. Нужно выбирать наиболее значимые темы.

При отборе содержания образования педагоги учитывают содержание естественно-научных и гуманитарных дисциплин, физической, эстетической, трудовой подготовки, принципов научности, доступности, единство обучения и воспитания

^ Выбор принципов содержания образования

Выделяют следующие принципы содержания образования: Соответствие содержания образования во всех его элементах потребностям общества. Единство содержательной и процессуальной сторон. Принцип гуманитаризации содержания образования. Фундаментализация (междисциплинарные связи). Принцип научности (разработка программ на основе научных теорий). Принцип гражданственности (отбор знаний, которые способствуют воспитанию уважения, патриотизма). Светский характер образования (в законе РФ). Человеческая направленность образования (реализация принципа логики Сократа, введение в учебные курсы: этика, эстетика). Связь обучения с разнообразными видами практик (физкультурой, общественно полезной деятельностью). Принцип инновационного обучения (использование компьютерных технологий). Принцип персонификации (самоидентификации). Это предполагает введение в учебный план изучение этнологии, генеалогии. Принцип социализации (человек должен соотносить себя с определенными нормами, традициями, социальными ориентациями). Принцип поликультурности (учет в образовательном пространстве социальной среды). Учет возрастных психофизических особенностей учащегося. Учет требования родителей, обусловленных семейными групповыми традициями, экономическими факторами. Учет региональных и муниципальных требований к образованию

^ Государственный образовательный стандарт

Согласно закону РФ государственный стандарт определяет: минимум содержательных программ, обязательный максимум нагрузки, требования уровня подготовленности по завершению определенного этапа.

 ^ Государственный образовательный стандарт – это педагогическая норма, которая фиксирует три параметра: информативность, трудоемкость, результативность.

В государственном стандарте выделяют 3 компонента: 1) федеральный, 2) национально-региональный, 3) школьный или вузовский.

Федеральный компонент определяет нормативы, единство образовательного пространства в России, учитывая специфику данного учреждения.

^ Школьный или вузовский - отражает специфику и направленность отдельных образовательных учреждений.

Принципы построения регионального содержания строятся на: 1) региональности – учет особенностей, 2) гуманизации – широкое сключение региональных содержаний, знаний о человеке и формировании гуманистического мировоззрения. 3) историзме – раскрытие  исторической обусловленности явлений, процессов, 4) комплексности и интегративности – объединение отдельных аспектов содержания.

^ Модель построения регионального компонента содержания образования

1. Обязательное включение регионального содержания в федеральный компонент

2. Региональный компонент реализуется в базовых курсах повышенного уровня.

3. Содержание, изучающееся на факультативах, углубленное изучение региональных компонентов.

4. Создание комплексных курсов.

5. Учебный план (перечень дисциплин, количество часов).

6. Учебные предметы - система научных знаний, умений, навыков, которые позволяют учащимся усвоить основные положения науки, труда в соответствии с возрастными способностями.

7. Учебная программа – нормативный документ, который раскрывает содержание знаний, умений, навыков по предмету. Бывают типовые, авторские программы. Имеет пояснительную записку, содержание, критерий оценки.

8. Содержание образование раскрывается в учебниках, пособиях.
^ Лекция 6. ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ. ДИДАКТИКА. (Презентации: «Система развивающего обучения», «Современные стратегии и модели образования», «Метод проектов»)
Концепции обучения

Теория содержательного обобщения. Процесс обучения должен происходить на основе содержательного обобщения.

^ Теория поэтапного формирования умственной деятельности. Этапы: Предварительное знакомство с действиями. Материальное действие. Этап внешней речи. Этап внутренней речи (проговаривание). Этап автоматизированного действия

Бихевиоризм. Стимул-реакция-подкрепление = вопрос-действие-оценка.

Суггестическая концепция обучения (обучение на основе эмоционального внушения в бодрствующем состоянии). Ряд условий: Высокий авторитет учителя. Мимика, жесты, интонация (двуплановость). Обстановка доверия, сотрудничества. «Погружение» в учебную дисциплину
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция введение в педагогическую деятельность презентации: «Педагогическая деятельность» iconПояснительная записка Цель и задачи изучения дисциплины. Поскольку...
Данная дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин (Б3), изучается в первом семестре, ее изучение...

Лекция введение в педагогическую деятельность презентации: «Педагогическая деятельность» iconТематика лекций Коррекционно-педагогическая деятельность как психолого-педагогическая...
Цель: Знакомство с общими проблемами специальной психологии. Выделение: предмета, задач и методов специальной психологии. Показать...

Лекция введение в педагогическую деятельность презентации: «Педагогическая деятельность» iconТематика лекций. Коррекционно-педагогическая деятельность как психолого-педагогическая...
Цель: Знакомство с общими проблемами коррекционно-развивающей работы Выделение: предмета, задач и методов коррекционной работы. Показать...

Лекция введение в педагогическую деятельность презентации: «Педагогическая деятельность» iconВ настоящее время понятие проблемы конфликта стало центральным во...
Она возникает не только у психологов и социологов, но и у представителей тех профессий, деятельность которых так или иначе связана...

Лекция введение в педагогическую деятельность презентации: «Педагогическая деятельность» iconМетодические рекомендации для преподавателя а рекомендации по тематическому планированию
Целесообразно изучение раздела «Теория обучения и воспитания» после изучения 1 пропедевтического модуля «Введение в педагогическую...

Лекция введение в педагогическую деятельность презентации: «Педагогическая деятельность» iconПриказ от 18 октября 2013 г. N 544н об утверждении профессионального...
Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного...

Лекция введение в педагогическую деятельность презентации: «Педагогическая деятельность» iconДеятельность прокурора по обеспечению законности при проведении выборов...
Специальность 12. 00. 11 – Судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность

Лекция введение в педагогическую деятельность презентации: «Педагогическая деятельность» iconПрограмма государственной аттестации по «Педагогике и психологии»
Педагогика как наука, ее объект. Категориальный аппарат педагогики: образование, воспитание, обучение, самовоспитание, социализация,...

Лекция введение в педагогическую деятельность презентации: «Педагогическая деятельность» iconПисьменное контрольное задание по дисциплине «Введение в профессиональную деятельность»
Выполнение пкз по дисциплине «Введение в профессиональную деятельность» имеет целью формирование у студентов первоначальных системно-организованных...

Лекция введение в педагогическую деятельность презентации: «Педагогическая деятельность» iconСостояние и тенденции развития следственных органов в россии
Специальность 12. 00. 11 – Судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность


Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
skachate.ru
Главная страница