Доклад написан только, исходя из просьбы и глубокого уважения к моим старым коллегам п. Я. Рацлавски (Ч. Р.) и Р. Билеки (фрг), последний их которых был также моим шефом по линии истт во второй половине 90-х годов.




Скачать 311.63 Kb.
НазваниеДоклад написан только, исходя из просьбы и глубокого уважения к моим старым коллегам п. Я. Рацлавски (Ч. Р.) и Р. Билеки (фрг), последний их которых был также моим шефом по линии истт во второй половине 90-х годов.
страница1/6
Дата публикации03.03.2013
Размер311.63 Kb.
ТипДоклад
skachate.ru > География > Доклад
  1   2   3   4   5   6

Подземное строительство в России.

Прошлое. Настоящее. Будущее.

Инж. П.П. Бессолов, Инженерный центр

подземных сооружений "ИТЭП", г. Тула, Россия



Преамбула

Начиная составление доклада, я хорошо представлял, что подобные обобще­ния посильны только нескольким исследовательским коллективам, принимая во внимание масштаб темы, ширину и глубину ее охвата.

Доклад написан только, исходя из просьбы и глубокого уважения к моим старым коллегам п. Я. Рацлавски (Ч.Р.) и Р. Билеки (ФРГ), последний их которых был также моим шефом по линии ИСТТ во второй половине 90-х годов. Вполне резонно автор представлял истину о том, что в коротком докладе можно осветить даже не отдельные стороны истории, а только отдельные штрихи и фрагменты.

Пройденный профессиональный жизненный путь, личный архив и библиотека, созданные 40 лет назад и непрерывно пополняемые до настоящего времени, являлись моими главными соратниками.

Приведенные сведения взяты из официальных источников. Обобщение по коммунальным тоннелям, цифровые данные – результат инициативных многолетних исследований "ИТЭП". Слушателей также прошу учесть сложность изложения и в том, что моя страна в течение ХХ в. дважды изменяла свои границы, а поэтому название Россия относится к периоду Российской империи, СССР и нынешней России. Иного варианта не нашел. Что из этого вышло? Судить Вам. Заранее благодарю за внимание.

  1. ^

    Железнодорожные тоннели


Общеизвестно, что мосты и тоннели являются "ключом" при пуске железных дорог. Актуальность этой системы еще более возрастает при строительстве магистралей в районах со сложными топографическими условиями, например, в условиях горно-таежной местности с суровым холодным климатом. Такая доля выпала русским инженерам в конце XIX в. Однако, начальный этап становления школы прошел в Западной части России. В 1852 – 1862 гг. в России была построена вторая железнодорожная магистраль – Петербург - Варшава. Дорога проходила по направлению Петербург – Луга – Псков – Двина (Даугавпилс) – Вильно – Гродно – Белосток – Варшава и от Вильно до Ковно (Каунас) до границы с Пруссией.

На территории современной Литвы было пройдено два тоннеля Вильнюсский (у ст. Понеряй) длиной 427 м и Ковенский (Каунасский) протяженностью 1278 м. Первый тоннель давно засыпан и заменен обходом. Второй тоннель успешно эксплуатируется и сегодня. Его изыскания, проектирования и обоснования целесообразности строительства осуществлено начальником строительства II участка дороги инженер-подполковником Перрот. Инициативные начинания были поддержаны его начальниками – крупнейшими учеными (Кербедзем и Журавским). Перрот первый в России разработал проект и осуществил реализацию строительства обоих тоннелей.

Двухпутный Ковенский тоннель длиной 1,28 км с кирпичной обделкой оригинальной конструкции успешно построен за три года без какой-либо иностранной помощи и влияния.

В конце XIX в. Россия начинается строительство железных дорог в горных районах Кавказа, Крыма, Урала и Сибири, где повсеместно возникает необходимость строительства тоннелей.

Так при пересечении Главного Кавказского хребта от ст. Тихорецкая до Новороссийска было сооружено два тоннеля длиной 383 м и 1385 м. Срок строительства 3 года.

Значительный интерес представляет строительство самого протяженного в то время в России двухпутного ж.д. Сурамского тоннеля на линии Поти-Тифлис (Тбилиси). Постройка этого тоннеля длиной 3998 м за 4 года (1886 – 1890 гг.) – образец инженерного искусства.

При строительстве Великого Сибирского пути – Транссибирской железнодо­рожной магистрали было возведено 46 тоннелей, 39 из них располагаются на Кругобайкальском участке. На строительстве Китайской Восточной железной дороги (КВЖД) протяженностью 1513 км до Харбина (главная трасса), а, кроме того, от Харбина до Порт-Артура (с подъездными путями) – 1014 км в период 1897 – 1903 гг. было пройдено 9 горных тоннелей общей протяженностью 4310 м /2/.

Образцом инженерного таланта и организационного умения является Хинганский двухпутный тоннель длиной 3100 м с петлевым съездом, именуемым "Бочаровской спиралью". Тоннель построен за 2 года и 2,5 месяца в условиях суровой горной местности и климата.

Всего с 1859 по 1916 годы в России построено 35 км железнодорожных тоннелей.

С 1932 по 1949 годы в СССР построено 32 км железнодорожных тоннелей.

Новый подъем в строительстве транспортных тоннелей начинается во второй половине 50-х годов. С 1955 по 1970 г. было построено 13 железнодорожных тоннелей общей протяженностью 18 км. К ним относятся 9 тоннелей линии Абакан-Тайшет суммарной протяженностью 10 км.

За период 1970 – 1985 гг. построено 23 тоннеля общей протяженностью 50 км. Самым протяженным среди них является Меградзорский железнодорожный тоннель (8,3 км) в Армении.

Большим вкладом в "Книгу" мирового опыта транспортного тоннелестрои­тельства является сооружение тоннелей Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. На трассе БАМ располагается пять перевальных тоннелей: Байкальский – 6,7 км, Северо-Муйский – 15,3 км, Кодарский – 1,9 км, Дуссе-Алиньский – 1,8 км и Нагорный – 1,2 км. Кроме того, пройдено 4 мысовых, два обходных Северо-Муйских, Рачихинский и другие тоннели.

В составе комплекса тоннелей пройдено 70 км выработок, разработано 4 млн. м3 грунта, уложено в подземные конструкции 1,0 млн. м3 монолитного бетона.

Сегодня коллектив строителей этого комплекса занят на строительстве вторых тоннелей трассы Транссиба и линии Абакан-Тайшет.

История отечественного строительства железнодорожных тоннелей была бы неполной без упоминания об одном из крупнейших и малоизвестном объекте, построенном поколением наших отцов – Подводном железнодорожном тоннеле под Амуром вблизи г. Хабаровска /1,2/. Тоннель длиной 7 км был пройден с помощью пяти щитов на длине 3627 м, а также горным способом (из трех забоев) на восточном участке, открытым способом на западном участке длиной 1350 м. Внутренний диаметр тоннеля 7400 мм на подводной части.

Начало строительства тоннеля – 1937 г.

Пуск тоннеля в эксплуатацию – 1941 г.

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Доклад написан только, исходя из просьбы и глубокого уважения к моим старым коллегам п. Я. Рацлавски (Ч. Р.) и Р. Билеки (фрг), последний их которых был также моим шефом по линии истт во второй половине 90-х годов. iconДоклад по Отечественной истории на тему: «Внутрипартийная борьба во второй половине 20-х годов»
Стали­ну. За последние годы большинство из них потеряло свои по­сты и политическое влияние. Зиновьев больше не руководил партийной...
Доклад написан только, исходя из просьбы и глубокого уважения к моим старым коллегам п. Я. Рацлавски (Ч. Р.) и Р. Билеки (фрг), последний их которых был также моим шефом по линии истт во второй половине 90-х годов. iconСоветское общество во второй половине 60-х – первой половине 80-х годов План
Попытки реформирования экономики. Хозяйственная реформа 1965 г
Доклад написан только, исходя из просьбы и глубокого уважения к моим старым коллегам п. Я. Рацлавски (Ч. Р.) и Р. Билеки (фрг), последний их которых был также моим шефом по линии истт во второй половине 90-х годов. iconРеферат по истории на тему: "Активизация левых и демократических...
...
Доклад написан только, исходя из просьбы и глубокого уважения к моим старым коллегам п. Я. Рацлавски (Ч. Р.) и Р. Билеки (фрг), последний их которых был также моим шефом по линии истт во второй половине 90-х годов. iconВ невский районный суд города Санкт-Петербурга Заявитель: Мачнева...
Санкт-Петербурга (далее – заинтересованное лицо) с целью фотографирования моим фотоаппаратом документов, содержащихся в материалах...
Доклад написан только, исходя из просьбы и глубокого уважения к моим старым коллегам п. Я. Рацлавски (Ч. Р.) и Р. Билеки (фрг), последний их которых был также моим шефом по линии истт во второй половине 90-х годов. iconНаш Владыка еще в прежних рожденьях всей своей сущностью был исполнен...
Будду. Вот как повествуется о следующем подвиге, совершенном Владыкой в его прежнем рожденье, подвиге, восхваляемом моим учителем,...
Доклад написан только, исходя из просьбы и глубокого уважения к моим старым коллегам п. Я. Рацлавски (Ч. Р.) и Р. Билеки (фрг), последний их которых был также моим шефом по линии истт во второй половине 90-х годов. iconСправочник по витаминам и минеральным веществам: Как правильные витамины...
Я бы хотел выразить глубокую признательность моим друзьям и коллегам, которые помогали мне в работе над этой книгой, особенно, доктору...
Доклад написан только, исходя из просьбы и глубокого уважения к моим старым коллегам п. Я. Рацлавски (Ч. Р.) и Р. Билеки (фрг), последний их которых был также моим шефом по линии истт во второй половине 90-х годов. iconТема: Построение сечений тетраэдра и параллелепипеда в программе «Живая Геометрия»
Амма – всего лишь технический инструмент, поэтому для реального использования её в учебном процессе необходимо затратить много сил....
Доклад написан только, исходя из просьбы и глубокого уважения к моим старым коллегам п. Я. Рацлавски (Ч. Р.) и Р. Билеки (фрг), последний их которых был также моим шефом по линии истт во второй половине 90-х годов. iconПлан: Введение Глава Конституционные основы общественного строя фрг...
Единый Берлин был объявлен столицей фрг. Воссоздание единого германского государства произошло на основе первоначальной редакции...
Доклад написан только, исходя из просьбы и глубокого уважения к моим старым коллегам п. Я. Рацлавски (Ч. Р.) и Р. Билеки (фрг), последний их которых был также моим шефом по линии истт во второй половине 90-х годов. iconII. Факторы, способствовавшие наступлению смутного времени
Романовых. О ”Смутном времени” по отношению к современности говорили после захвата власти большевиками в 1917 г., когда был убит...
Доклад написан только, исходя из просьбы и глубокого уважения к моим старым коллегам п. Я. Рацлавски (Ч. Р.) и Р. Билеки (фрг), последний их которых был также моим шефом по линии истт во второй половине 90-х годов. iconЯ думаю, что когда я был маленьким, я был чувствительным ребенком....
Но мое эмоциональное окружение редко было гармоничным. Мой отец быстро прогрессировал вниз в болезни алкоголизма, и все внимание...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница