Отчет Лесной службы мсх США платежи за экосистемные услуги: проблемы и возможности в Центральной Азии




Скачать 469.72 Kb.
НазваниеОтчет Лесной службы мсх США платежи за экосистемные услуги: проблемы и возможности в Центральной Азии
страница1/3
Дата публикации22.02.2013
Размер469.72 Kb.
ТипОтчет
skachate.ru > География > Отчет
  1   2   3
Технический отчет Лесной службы МСХ США

Платежи за экосистемные услуги: проблемы и возможности в Центральной Азии


Фото: р. Талгар, Алматинская обл.






Сьюзан Форбс
Национальный заповедник Станислав
Лесная служба США

Брэд Киндер
Международные программы
Лесная служба США

Никола Смит


Северо-Западное Тихоокеанское побережье США
Научно-исследовательская станция Северо-Западного Тихоокеанского побережья США
Лесная служба США


Декабрь 2010


Благодарность

Хотели бы выразить благодарность Региональному Экологическому Центру Центральной Азии (РЭЦЦА) за радушие и помощь, оказанные нам во время нашего пребывания в Алматы, Казахстан, и работы в бассейне р. Талгар. Особую признательность выражаем Марии Гениной за великолепную организацию полевых выездов и семинара по оценке состояния и потребностей региона; Симона Шарра за ту огромную кладезь знаний, которой он с нами поделился, об особенностях введения ПЭУ в среднеазиатском регионе; Екатерине Стрикелевой и Айжан Мусагажиновой за помощь и поддержку в организации всей нашей поездки. И, конечно же, огромное спасибо всем тем людям, с которыми мы встречались и работали в течение наших поездок по региону, за их знания и активное желание работать со своими американскими коллегами.

I. Цели и предпосылки поездки

В настоящее время среднеазиатские страны сталкиваются с огромными проблемами управления водными ресурсами и обеспечения населения качественной питьевой водой. Среди важнейших проблем, так или иначе связанных с качеством воды и коммунально-бытовым водоснабжением, находятся проблемы технически и морально устаревшей системы ирригации и водоснабжения, неадекватного управления водными ресурсами и их чрезмерный забор для нужд сельского хозяйства, загрязнения от источника и непрямых загрязнений, а также эрозия и ухудшение качества воды в результате землеустроительных работ на прилегающих территориях. К тому же применяемые ныне подходы при распределении воды провоцируют возникновение конфликтов между пятью странами региона. Не исключено, что эти проблемы усугубятся ввиду глобального изменения климата.

Недавно между Лесной службой США и Региональным Экологическим Центром Центральной Азии (РЭЦЦА) началось сотрудничество в вопросах решения проблем качества воды и ухудшения состояния здоровья населения в Центральной Азии. Разработано это сотрудничество было с целью глубокого изучения проблем и возможностей введения платежей за экосистемные услуги (ПЭУ) в Центральной Азии в качестве механизма улучшения системы водоснабжения и качества воды через применение различных мер стимулирования для улучшения здоровья населения и совершенствование системы управления в бассейнах водных объектов региона.

У себя дома Лесная служба США работает порой с совершенно разными организациями и партнерами, но с одной целью – обеспечить водой сельские и городские районы и организовать слаженную работу многопрофильных территорий для обеспечения постоянной жизнеспособности важнейших водных бассейнов страны. В результате программы по платежам за экосистемные услуги и возникшие экосистемные рынки, участниками которых стали частные землевладельцы, стали популярны не только в самих США, но и во всем мире, как эффективный механизм охраны природы и стимулирования совершенствования системы управления бассейновыми хозяйствами. Партнерство между ЛС США и РЭЦЦА в данном вопросе стало как нельзя более своевременным и взаимовыгодным.

В контексте данного отчета применяется значение фразы «платежи за экосистемные услуги», сформулированное Вундером (Wunder) (2005):

  • Добровольное соглашение о

  • Приобретении (минимум одним) покупателем услуги

  • Четко определенной экологической услуги (или права землепользования для обеспечения данной услуги)

  • У (минимум одного) поставщика услуги,

  • Тогда и только тогда, когда поставщик услуги гарантирует ее предоставление (обусловленность)


На рис. 1 представлена логическая схема программы платежей за экосистемные услуги. Землеустроители, как то фермеры, лесозаготовители, или же директора природоохранных зон зачастую не получают достойного финансового вознаграждения за свою работу по охране леса. Сумма этих доходов чаще всего значительно ниже той, которую они получили бы, если решили отдать леса под вырубку для полей под сельскохозяйственную деятельность. В то же самое время, вырубка лесов или использование их земель под альтернативные виды деятельности может отразиться на размере плат водопользователей в районах нижних течений, ввиду того что они перестанут получать услуги фильтрования воды и регулирования эрозии почв, естественно предоставляемые лесами. Сохранение лесов помогает также снижать объемы содержания диоксида углерода и сдерживать гибель сред обитания. Платежи за те блага, которые пользователи этих ресурсов имеют благодаря лесу, могут идти на реализацию природоохранных мероприятий или усовершенствование системы управления, как то посчитает необходимым сам землеустроитель (или, в случае директоров природоохранных зон, даст им финансовые средства на реализацию отработанных успешных практик на своей территории.)

Рис. 1. Краткая схема Платежей за экосистемные услуги


Сохранение леса при взимании платежей за услуги

Платежи


Источник: Энджел, Паджиола, Вундер (Engel, Pagiola, Wunder) 2008

В целях изучения реализуемости и применимости ПЭУ в среднеазиатском регионе ЛС США организовала командировку своей технической бригады в указанный регион с проведением небольшого семинара для всех участников процесса в Алматы, Казахстан, по обучению реализации ПЭУ в трех бассейнах. Поездка прошла с 4 по 8 октября 2010 года. В команде ЛС США работал один специалист по экосистемным услугам, один специалист по организации пастбищных хозяйств, а также представитель Бюро Международных программ ЛС США. Специалисты ЛС США совместно с представителями от РЭЦЦА в течение двух дней проводили оценку состояния бассейна р. Талгар на предмет реализуемости программы ПЭУ на данной территории. Группа специалистов ЛС США также приняла участие в семинаре по ПЭУ, представив опыт США в реализации программ ПЭУ и организации работы пастбищных хозяйств. Командой ЛС США была также предоставлена техническая консультация участникам процесса по разработке трех пилотных ПЭУ проектов в Казахстане и Кыргызстане.

В данном отчете кратко изложены основные данные наблюдений и заключений экспертной команды ЛС США. В начальном разделе представлено ТЭО программы ПЭУ в бассейне р. Талгар и основные проблемы управления природными ресурсами, замеченные в Талгарском районе. Далее в отчете представлены проблемы и возможности применения механизмов ПЭУ в Центральной Азии. В конце отчета выделен и представлен ряд первоочередных мер для организации успешного применения ПЭУ в регионе.

II. Данные наблюдений и основные заключения: Платежи за экосистемные услуги в бассейне р. Талгар

a. Описание бассейна р. Талгар

Бассейн р. Талгар расположен в Алматинской области в юго-восточной части Казахстана. Территория бассейна ограничена ущельем Левый Талгар на западе и горным хребтом между Ерик и р. Тургень на востоке.

Иле-Алатауский Национальный парк расположен на северном склоне Заилийского Алатау, являющегося частью гряды Тян-Шань. Парк начинается у ущелья Тургень на востоке и на западе заканчивается р. Чемолган. Его северной границей является лиственный лес, на юге он ограничен вершинами Заилийского Алатау. Также на территории бассейна находятся Алматинский государственный природный заповедник и часть Иле-Алатауского Национального парка.

Штаб Алматинского государственного природного заповедника расположен в г. Талгаре, в 25 км от Алматы, непосредственно на территории Иле-Алатауского Национального парка. Протяженность заповедника с севера на юг 31 км, с востока на запад – 34 км. Целью заповедника является охрана высокогорных природных зон центральной части хребта Заилийского Алатау и бассейна р. Талгар. 21% территории заповедника покрыт ледниками, общее число которых равно 160, в т.ч. Корженевского, Богатырь, Шокалкы, Григорьева и Кассина. По территории заповедника протекает ряд основных рек: Левый, Средний и Правый Талгары, а также р. Иссык, Южный Иссык и Жангырык. Все реки привносят свою роль в уникальность данного района. Верхние долины заповедника расположены в высокогорьях 3500-3600 м над уровнем моря, высочайшая вершина - 4979 м.

Заповедник был образован в 1931 году, когда было принято решение на 15000 га территории полностью запретить любую промышленную деятельность. Начиная с 1934 года, охраняемая территория была названа Алматинской и расширена за счет прилегающих территорий долин Жаланаш и Syogy, площадь которых составляет 856680 га. В период с 1951 по 1961 годы природоохранная деятельность была заморожена, но возобновилась в 1964 году уже на территории площадью 71700 га. Сам заповедник входит в состав Иле-Алатауского. На юге он граничит с двумя другими охраняемыми территориями.

Целью полевых исследований бригады Лесной Службы США 4 и 5 октября 2010 года было проведение ТЭО механизма ПЭУ в бассейне р. Талгар. Мы встретились с управляющими Алматинского природного заповедника, Иле-Алатауского Национального парка и ГКП ВХ «Талгарирригация» Талгарского района, чтобы выяснить: 1) существуют ли какие-либо экосистемные услуги, находящиеся в группе риска, 2) можно ли определить, какие мероприятия позволят достичь требуемых результатов, вытекающих из экосистемных услуг, и 3) есть ли достаточный потенциальный спрос на приобретение этих услуг.

б. ТЭО Программы Платежей за экосистемные услуги в бассейне р. Талгар

Из опрошенных нами участников процесса наиболее приемлемым продавцом экосистемных услуг видится Алматинский природный заповедник, т.к. именно он контролирует большую часть бассейна, откуда берется вода для полива и питья для населенных пунктов региона. Из около 200 тыс. человек, проживающих в регионе, примерно 70% получают питьевую воду из Левого Талгара.

Для изучения возможностей ПЭУ мы задавали вопросы работникам заповедника о состоянии бассейна, просили назвать существующие проблемы управления или факторы, угрожающие качеству или объему воды, подаваемой жителям районов нижних течений. В ответах бассейн характеризовался, как особо охраняемый, проблемы с качеством и объемом подаваемой воды отсутствуют. Представители ГКП ВХ «Талгарирригация» Талгарского района единодушно разделяли это мнение, качество воды, по их словам, высокое (личное общение, 5 октября 2010 г.). Но в то же время выражалась обеспокоенность влиянием, оказываемым на бассейн Водоканалом, производящим из бассейна забор воды для питья. Необходимо отметить, что недавно был запущен проект, отводящий воду от притоков, со строительством водопровода вдоль дорог близ р. Талгар. Работники Алматинского природного заповедника не были введены в курс проекта, а поэтому очень интересовались его возможным влиянием на состояние региона. Они считают, что вряд ли ущерб, наносимый состоянию дорог и берегов ручьев, будет компенсирован (личное общение, 4 октября 2010 г.). РЭЦЦА попытался организовать встречу с представителями Водоканала во время нашего визита, но так и не получил ответа на просьбу о встрече.

Результаты нашего полевого исследования были ограничены опросом «поставщиков» воды в поселки, расположенные в нижних течениях, и не включали самих водопользователей. Не исключено, что опрос водопользователей выявил бы какие-то иные проблемы с управлением водными ресурсами. Если когда-то в будущем эти поселки столкнуться с проблемами качества или объема подаваемой воды, целевые группы смогли бы помощь в определении готовности пользователей платить за усовершенствованные практики ведения хозяйства руководством заповедника или ГКП ВХ «Талгарирригация» Талгарского района. Платежи можно бы было также направлять на счета отдельных землепользователей или колхозов в буферных районах, которые также формируют экологическое состояние водного бассейна. Ниже представлены выводы команды специалистов о наличии возможностей усовершенствовать систему управления природными ресурсами в заповеднике, но не определено, какие же преимущества получает потенциальный покупатель экосистемных услуг от использования этих практик. Тем не менее, планируемое полевое исследование и социально-ориентированная программа по ПЭУ сможет точно определить, какие проекты взаимовыгодны для государственных землеустроителей, землевладельцев и потребителей ресурсов. На семинаре ЛС США-РЭЦЦА по ПЭУ были обсуждены возможности разработки таких программ в других бассейнах региона, они, кстати, могут служить образцом для всех заинтересованных сторон в Талгарском районе.

c. Замечания по проблемам управления природными ресурсами в бассейне р. Талгар

Как уже говорилось ранее, целью данной поездки было также выявление проблем управления природными ресурсами и факторов, угрожающих экологическому состоянию бассейна р. Талгар, в частности Алматинского природного заповедника и Иле-Алатауского Национального парка. Результаты анализа показали три категории проблем управления, являющихся потенциальными зонами риска для текущего или будущего состояния качества воды в р. Талгар: пожары, автотрассы и ползучие сорняки.

Пожары

Общая площадь территории Казахстана составляет 2,7 млн. км. Климат резко континентальный. На севере страны зимы преимущественно холодные и длинные, летние периоды – сухие и короткие. На юге зимы короткие и малоснежные, летний период – длинный, сухой и жаркий. Летние засухи сопровождаются пыльными бурями, нередки суховеи (Гвоздецкий и Николаев, 1971 г.). В такие засушливые периоды значительно увеличивается риск возникновения пожаров, поэтому количество лесных пожаров очень велико. Вообще в течение последних 50 лет в Казахстане наблюдается устойчивая тенденция усиления засушливости климата. Как следствие, специалистами наблюдается нарушение равновесия лесов и лесистой местности и усиление риска возникновения пожаров (Казахстан: Ситуация с лесными пожарами (IFFN № 24 – апрель 2001, с.60-67)).

Организация работы пожарной службы приобретает все большую остроту в связи с тем, что 80% пожаров вызываются человеком (под ред. Архипова, 2000 г.). В бассейне р. Талгар уровень пожарной опасности оценивается как пятый внутри лиственных лесов и второй в прилегающих к бассейну районах.1 Такие индексы говорят о присутствии рисков для национального парка и Алматинского природного заповедника. Пожары, возникающие в таких лиственных лесах, могут ползти вверх по склонам холмов и перерастать в верховые пожары, пожирающие все на своем пути и представляющие серьезную угрозу. В основном, пожары дорастают до высокого уровня опасности, частоты и величины причиненного ущерба из-за несвоевременного обнаружения, слабого реагирования ввиду отсутствия должного финансирования и увеличившегося объема отмершего легковоспламеняющегося лесного горючего материала. Хоть пожар и является естественным явлением и важной составляющей природной среды, неуправляемый пожар огромных масштабов может подвергать угрозе сохранение уникального биоразнообразия заповедника и природоохранных мероприятий.

Ремонт и обслуживание автодорожного полотна

По нашему заключению, немощёные гравийные дороги, мосты и переправы через прерывистые речушки, идущие параллельно р. Талгар, представляют потенциальную угрозу для качества воды и состояния экологии бассейна. Нами был проведен внешний осмотр и оценка ряда таких источников и/или участков дороги, откуда идет или может идти попадание загрязняющих веществ в реку.

Слабые конструктивные решения и отсутствие обслуживания участков дорог может отрицательно сказаться на качестве воды и экологии бассейна. Т.к. осмотр проводился в засушливый период года, нам не удалось получить сведения о ситуации после осадков, но кюветы либо вообще отсутствовали, либо не предусматривали отвод воды с полотна дороги. Дорогам требуется покрытие специальным материалом или крупным гравием, чтобы не выступала голая почва и пыль. Уклон дороги составляет < 10% при относительной плоскости полотна, состояние которого, однако, плохое, четко видна автотранспортная колея, в которой задерживается вода, вызывая образование луж на обочинах. В отчете также представлено состояние ручьев и/или соединяющих речушек, т.к. любые вещества, попадающие в эти каналы, могут, в конце концов, оказаться в реке. Склоны обочин дорог, ведущие к ручьям, довольно-таки крутые, в основном, их длина от дороги до источника более 500 м. Не было замечено наличие каких-либо стоков от дорог вдоль склона до самого источника воды. Устойчивость края дороги - от удовлетворительной до слабой, присутствует риск эрозии, особенно на обочинах, слабо укрепленных растительностью. Уровень защитного покрытия и затенение дороги летом можно охарактеризовать как от среднего до сильного. Мосты, встречающиеся на протяжении дороги, не отвечают требованиям, плохо сконструированы и через несколько лет представляют риск быть смытыми.

  1   2   3

Похожие:

Отчет Лесной службы мсх США платежи за экосистемные услуги: проблемы и возможности в Центральной Азии iconСписок участников
Платежи за экосистемные услуги (пэу): лучшие практики и извлеченные уроки в области управления водными ресурсами в США и Центральной...
Отчет Лесной службы мсх США платежи за экосистемные услуги: проблемы и возможности в Центральной Азии iconУважаемые участники Седьмой Общеевропейской Конференции Министров
«Платежи за экосистемные услуги взаимовыгодные условия для сохранения экосистем в Центральной Азии»
Отчет Лесной службы мсх США платежи за экосистемные услуги: проблемы и возможности в Центральной Азии iconУважаемые участники Седьмой Общеевропейской Конференции Министров
«Платежи за экосистемные услуги взаимовыгодные условия для сохранения экосистем в Центральной Азии»!
Отчет Лесной службы мсх США платежи за экосистемные услуги: проблемы и возможности в Центральной Азии iconПлатежи за экосистемные услуги и Хередианская декларация
Аннотация: в работе обсуждаются теоретические подходы к созданию систем платежей за экосистемные услуги. Изложены основные принципы...
Отчет Лесной службы мсх США платежи за экосистемные услуги: проблемы и возможности в Центральной Азии iconВсемирный банк Миграция и денежные переводы в регионе Европы и Центральной...
Миграция и денежные переводы в регионе Европы и Центральной Азии Проблемы и возможности
Отчет Лесной службы мсх США платежи за экосистемные услуги: проблемы и возможности в Центральной Азии iconРегиональный экологический центр центральной азии
Целью данного проекта, является практическая апробация Рекомендаций, касающихся платы за экосистемные услуги (пэу) в контексте комплексного...
Отчет Лесной службы мсх США платежи за экосистемные услуги: проблемы и возможности в Центральной Азии iconОтчет ниц мкур 1 в рамках усиления регионального сотрудничества в Центральной Азии
Центральной Азии. Ниц активно участвовал в подготовке и подписанию Рамочной конвенции, оказывая организационную, экспертную, информационную...
Отчет Лесной службы мсх США платежи за экосистемные услуги: проблемы и возможности в Центральной Азии iconОтчет подготовлен независимым консультантом Раминтой Штуйките. В...
Результаты консультаций с представителями гражданского общества стран Восточной Европы и Центральной Азии
Отчет Лесной службы мсх США платежи за экосистемные услуги: проблемы и возможности в Центральной Азии iconФонд Евразия Центральной Азии Таджикистан Абдуллаев Р. Б. Подпись: Дата: Должностная инструкция
Отчет: Исполнительному Директору оф «Фонд Евразия Центральной Азии Таджикистан»
Отчет Лесной службы мсх США платежи за экосистемные услуги: проблемы и возможности в Центральной Азии iconМеждународная конференция по укреплению субрегионального экономического...
Центральной Азии и в более широком регионе, достижения странами Центральной Азии Целей развития тысячелетия, а также содействия прогрессу...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница