Лекция 4




Скачать 475.37 Kb.
НазваниеЛекция 4
страница1/4
Дата публикации14.05.2013
Размер475.37 Kb.
ТипЛекция
skachate.ru > География > Лекция
  1   2   3   4


Лекция 4. Речевое общение: природа, особенности, роль и место в деятельности государственного служащего
Люди понимают друг друга не потому, что передают собеседнику знаки предметов, и даже не потому, что взаимно настраивают друг друга на точное и полное воспроизведение идентичного понятия, а потому, что взаимно затрагивают друг в друге одно и то же звено чувственных представлений и початков внутренних понятий, прикасаются к одним и тем же клавишам инструмента своего духа, благодаря чему у каждого вспыхивают в сознании соответствующие, но не тождественные смыслы.

Вильгельм фон Гумбольдт

Природа общения и его виды (диалог и полилог). Основные единицы речевого общения (речевое событие, речевая ситуация, речевой акт, дискурс, реплика, шаг общения и др.). Подходы к изучению общения в целом и речевого в частности. Роль и место интеллекта в процессе общения. Модели процесса общения. Особенности речевого общения и культуры речевого поведения государственного служащего. Невербальные средства коммуникации.
4.1. Вступление

В первой лекции мы рассматривали ЕЯ как средство создания речевых высказываний и/или конкретных текстов и установили набор его свойств и вытекающих из них функций. В частности, анализируя специфику внешней детерминанты, мы выявили такое свойство ЕЯ, как стабильность и соответствующую ему функцию взаимодействия и общения. Во второй лекции мы раскрыли взаимосвязи между ЕЯ и речью, что дает возможность осветить природу, особенности, роль и место речевого общения в деятельности сотрудника государственной службы и муниципального управления.

4.2. Общение как основа межличностных отношений

4.2.1. Постановка вопроса

Человек как мыслящее символическое существо генетически предрасположен к общению, склонность к которому, как показывают наблюдения и исследования, необходимо развивать, начиная с пренатального периода. Добавим к этому, что познание окружающей природы и общества, познание себя, своего организма и своей личности невозможно без установления различных контактов с другими людьми. Человек ввиду удивительно богатой заданности обладает громадным диапазоном целей общения, далеко выходящих за пределы биологического живого существа и содействующих самоактуализации личности. В связи с этим особую значимость для сотрудника ГС и МУ приобретает знание глубинных оснований общения.

^ 4.2.2. Природа общения

В последние десятилетия 20 века представители различных наук стали уделять пристальное внимание общению как виду человеческой деятельности. В изучении общения можно выделить логико-философское, формально-логическое, психологическое, лингвистическое, психолингвистическое, семиотическое направления. Нельзя не отметить и исследования общения с позиции искусственного интеллекта.

В настоящее время формируется общая теория общения как новое междисциплинарное направление, объектом изучения которого является общение как межсубъектная связь, а предметом – различные его аспекты: философские, семиотические, антропологические, психологические, социологические, информационные и т. д. [40]. В связи с этим целесообразно рассмотреть различные точки зрения на общение для выявления его сущности.

Проведенное нами изучение различных литературных источников [6;8;15;30] показало, что общение, являясь разновидностью взаимодействия, представляет собой процесс не только обмена информацией, но и действиями с выходом на определенную деятельность для достижения поставленных целей.

В зависимости от природы партнеров в общении различают общение с реальным партнером (подлинным субъектом), общение с иллюзорным партнером (субъективированным объектом), общение с воображаемым партнером (квазисубъектом), общение воображаемых партнеров (художественных персонажей) [18, с. 199-251]. В любом из указанных выше видов общения видное место занимает речевое общение, основанное на ЕЯ.

Изучение курса «Психология и педагогика» привело Вас к осознанию того, что в общении выделяются три взаимосвязанных процесса:

1) коммуникативный;

2) интерактивный;

3) перцептивный [2, с. 97].

Коммуникативный процесс состоит в обмене информацией между общающимися сторонами. Интерактивный процесс связан с организацией деятельности, протекающей между общающимися партнерами. Перцептивный процесс организует восприятие друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

В семиотике существуют два подхода к описанию общения:

  • объектно-ориентированный подход, направленный на исследование различных типов знаков, используемых в общении;

  • субъектно-ориентированный подход, направленный на изучение таких протекающих при общении процессов, как предположение, гипотезирование; хотение, желание, намерение, заключение, доказательство [39].

Первый подход предполагает использование в процессе общения различные знаковые средства, в том числе и ЕЯ. При этом особое внимание уделяется их природе, составу, возможностям. Во втором подходе в неявном виде задано функционирование интеллекта как суперсистемы, нацеленной на выживание человека. В сущности, эти подходы рассматривают общение с двух сторон. Поэтому для глубинного понимания природы общения полезно принять во внимание связь различных присущих человеку языков с деятельностью интеллекта.

Общение протекает в форме диалога и полилога, когда в общении участвуют более двух собеседников. В процессе рассмотрения общения последнее мы определяли через взаимодействие как более широкое понятие. Поэтому при интерпретации диалога и полилога правомерно выбрать в качестве родового понятия понятие "общение". В этом случае диалог можно определить как форму (вид) общения между двумя субъектами, а полилог как форму (вид) общения между несколькими партнерами.

Из сказанного выше вытекает, что в общении, как минимум, участвуют два партнера, и каждый из них проявляет свою активность. В связи с этим при построении стратегии взаимодействия каждому из них приходится принимать во внимание потребности, установки, мотивы другого.

В связи с этим общение есть не только кодирование и декодирование сообщения. Оно включает в себя знания об убеждениях, намерениях, суждениях партнера, организаторских и других способностях последнего, что указывает на определяющую роль интеллекта в общении человека с человеком.

Раскрыв природу общения и его форм (диалога и полилога), перейдем к рассмотрению речевого общения с позиций современного языкознания.

4.3. Речевое общение в контексте современного языкознания

^ 4.3.1. История вопроса

В течение последних десятилетий под влиянием идей кибернетики основным подходом к изучению общения был информационный, в рамках которого партнеры представляются как отправитель и получатель, передающие друг другу информацию. Со стороны отправителя она кодируется определенными знаками того или иного языка, со стороны получателя информация декодируется. С позиции информационного подхода основным компонентом общения является информация (текст, сообщение и т. д.), подлежащая кодированию и декодированию. Но при этом не учитываются такие факторы, как:

– поведение общающихся;

– их реакция на сообщение;

– речевая ситуация;

– информационная (коммуникативная) среда;

– средства создания информации (текста, сообщения, высказывания и т. д.).

Недостатки информационного подхода к природе общения привели лингвистов к изучению текстов как бы изнутри с целью выявления элементов текста, а также связей и отношений между ними с построением системы его (текста) функций, что содействовало появлению различных функциональных моделей речевого общения. В свою очередь, последние (модели) способствовали формированию лингвистической концепции речевого общения.

^ 4.3.2. Основы лингвистической концепции речевого общения

Рассмотрим лингвистическую концепцию речевого общения на основе раскрытия традиционного функционального подхода и неофункционального подходов. Изучение функционального подхода позволило нам сформулировать некоторые исходные понятия лингвистической концепции речевого общения.

Речевое общение, следующее определенным социальным соглашениям, направлено на обмен информацией между партнерами и характеризуется использованием ЕЯ. В свою очередь, социальные соглашения регламентируются речевым этикетом как системой устойчивых правил общения, прививаемых обществом носителям ЕЯ.

Общение осуществляется с помощью речевых актов, под которыми понимаются целенаправленные речевые действия, совершаемые в соответствии с правилами речевого этикета. Речевые акты реализуются в виде обмена репликами, которые состоят из одного или нескольких шагов общения, под которым понимается "наименьший элемент" диалога между двумя участниками. Шаги общения включают в себя установление контакта, задание вопроса, ответ на вопрос, предложение, выражение оценки предложения и т. д.

Языковая (речевая) деятельность направлена на формулирование мыслей и формирование высказываний. Речевое поведение интерпретируется как последовательность мнений, суждений, доказательств и т. п., выраженных на ЕЯ.

Обстановка, в которой происходит речевое общение между его участниками, именуется речевой ситуацией. Под широко распространенным в языкознании понятием дискурс (от франц. discours – речь) мы понимаем живую речь. Речевое событие определим как явление, протекающее в условиях речевой ситуации дискурса. Иначе говоря, речевое событие состоит из дискурса и речевой ситуации.

Обратимся теперь к неофункциональному подходу, отличающемуся тем, что в дискурс как важнейшее внутреннее звено речевого общения включается сознание общающихся и создающийся в процессе общения текст. В дискурс входит и последовательность речевых актов. Нетрудно заметить, что данное понятие становится явно перегруженным.

Предметное окружение участников общения (во времени и пространстве) образует коммуникативную среду (среду общения). Фрагмент действительности (описываемая реальная ситуация, событие) и коммуникативная среда есть тот внешний мир, в который погружены партнеры по общению мысленно и физически во время процесса речевого общения.

Основными компонентами речевого общения являются:

– говорящий (Г) как источник текста;

– адресат (А) как получатель текста;

– сам текст (Т) (средство осуществления речевого общения) [19, c.10-11].

В процессе реального речевого общения говорящий и адресат являются равноправными партнерами, динамически меняющими свои роли при создании текста.

Неофункциональный подход не учитывает в должной мере участников общения, их интеллект, знаковые средства создания информации в процессе общения, невербальные компоненты общения, интерактивный и перцептивный аспекты общения. При этом не анализируется и процесс общения. Нетрудно прийти к выводу, что перед нами лишь статическая функциональная модель речевого общения (в наших терминах – модель, раскрывающая в статике коммуникативный аспект общения), направленная на раскрытие и описание тех функций, которые выполняет текст в речевом общении. Данная модель описания общения является слишком жесткой для реализации гибкого взаимодействия в системах «человек-человек».

4.4. Социально-психологический подход к изучению общения

Р. Крауссом [23] предлагается другой, (социально-психологический) подход, который сводится к интеграции различных форм лингвистических и паралингвистических данных с целью выявления намерения отправителя сообщения.

Проведенные Р. Крауссом исследования показали, что за построение сообщений в процессе общения отвечают следующие механизмы:

1) общая для общающихся система знаний;

2) наличие механизма обратной связи;

3) механизм выдачи сообщений для определенного лица;

4) механизм выдачи сообщений для себя.

Автор полагает, что модель общения, способная объединить феномены обратной связи, будет отличной от традиционной модели, в которой в любой отрезок времени участники общения заняты или кодированием или декодированием сообщений. По мнению Р. Краусса, такая модель описывала бы обоих партнеров как одновременно посылающих и воспринимающих информацию, а их сообщения как детерминированные друг другом [23, c. 47].

Им было высказано предположение, что полученные результаты исследований можно согласовать с информационным подходом, хотя не совсем ясно, как это сделать.

На наш взгляд, это можно осуществить путем переосмысления природы общения в контексте антропологической семиотики. Отметим, что рассмотренные выше подходы в должной мере не принимают во внимание роль и место интеллекта в процессе общения «человек – человек», имеющего определяющее значение не только в осуществлении обратной связи между участниками общения, но и в решении задач выявления смысла и намерения сообщений, выдаче задания на построение сообщений и т. д.

4.5. Антропо-семиотический подход к исследованию общения и формированию модели аналитико-синтетической обработки информации в процессе общения

^ 4.5.1. Постановка вопроса

К составляющим общения "человек — человек" можно отнести: субъекты, цель, средства осуществления общения и его форм (диалога или полилога), процесс общения, его результат. Весьма интересна, но мало изучена аналитико-синтетическая обработка информации в процессе общения, в которой ведущую роль играет интеллект. Думается, что раскрытию глубинных механизмов общения человека с человеком будет способствовать обращение к антропологической семиотике [34;35].

^ 4.5.2. Научные предпосылки создания модели аналитико-синтетической обработки информации в процессе общения «человек-человек»

С помощью представлений антропологической семиотики можно объединить информационный, неофункциональный и социально-психологический подходы при создании модели аналитико-синтетической обработки информации при общении «человек-человек». В целях этого введем ряд понятий. Ранее в первой главе мы уже познакомились с понятиями «естественный язык», «языковой и речевой знаки», «внешняя и внутренняя форма ЕЯ», «оперативная речевая память», «универсальный предметный код», «функциональный орган». Во второй главе были введены понятия «речевое общение», «речь», «речевой акт» и др. Здесь целесообразно представить ЕЯ в онтологическом плане как сложную динамичную систему физиологических и психологических механизмов приема, декодирования, хранения, преобразования, кодирования и передачи информации, выступающую, по меньшей мере, в качестве средства или инструмента общения и коммуникации. Отметим, что эта система способна под влиянием интеллекта к самоорганизации и прогнозированию.

Все сказанное выше относительно ЕЯ относится и к другим присущим человеку языкам (языку движений и действий, иконическому языку, музыкальному и цветовому коду и др.).

Психическую деятельность по восприятию и декодированию пришедшего на вход сообщения, а также по кодированию и реализации сообщения будем именовать языковым мышлением, находящимся в ведении интеллекта.

Под «априорной метаинформацией» понимается отраженное знание субъекта общения о ЕЯ, способствующее кодированию и декодированию высказывания. Под «априорной информацией» понимается знание субъектом об окружающем мире, о реальных объектах и их фактических связях [38].

Под влиянием поступившей информации может изменяться структура интеллекта как прогнозирующей модели внешнего и внутреннего мира ("оригинала"), которая благодаря самосознанию оперативно согласовывается с "оригиналом", что способствует формированию прогнозов состояний последнего, выявлению смысла сообщений и высказываний в процессе общения. Эту деятельность, не вдаваясь в ее подробности, назовем невербальным мышлением, находящимся в ведении интеллекта.

В первой главе мы показали, что УПК является своеобразным посредником между интеллектом и ЕЯ, между ЕЯ и языками и кодами, появившимися в довербальном периоде средств общения. Это позволяет нам для разработки модели процесса общения ввести понятие «система взаимодействия интеллекта с ЕЯ».

Раскрытие механизмов, участвующих в общении «человек – человек», позволяет нам вновь обратиться к невербальному мышлению. Подчеркнем, что оно играет определяющую роль в установлении

– обратной связи между общающимися,

– общей для них системы знаний,

– единых целей и т. д.

Здесь уместно сказать, что выявление смысла в процессе общения сопровождается интеграцией и интерпретацией не только речевого потока, речевого этикета, речевой ситуации, но и невербальных данных об участниках общения и общей ситуации.

Особый интерес представляют глубинные механизмы общения. Три фундаментальные сущности – “эволюция”, “пол” и латеральность (асимметрия) – тесно связаны и обусловливают физическое, ментальное, эмоциональное развитие человека [12]. Этот феномен необходимо учитывать при организации и реализации общения “человек-человек.” К примеру, в процессе общения полезно принимать во внимание особенности представителей слабого и сильного полов, правшей, левшей и мастеровых, для которых характерны присущие им особенности ведения речевого общения. Для представителей слабого пола и правшей характерно доминирование слухового анализатора, а сильного пола и левшей – зрительного).

Исследования последних тридцати с лишним лет показали, что человеку свойственны две стратегии обработки информации, обусловленные особенностями ФА: левое полушарие "отвечает", в общем и целом, за формально-логическую сторону мышления (однозначная обработка информации), а правое — за образную (многозначная обработка информации).

В учебно-методическом пособии «Основы человекознания…» мы показали, что особенностью левополушарной стратегии является реализация только наиболее "сильных" связей из множества реальных и потенциальных. В целях организации однозначного контекста можно применять не только слова, но и невербальные знаки, в том числе иконические.

На противоположных принципах покоится правополушарная стратегия, формирующая многозначный контекст и нацеленная на выявление "слабых" связей, которые зачастую прокладывают пути в неведомое ранее. В связи с этим передача новой информации партнеру по общению должна быть словесно организована таким образом, чтобы последний мог без особого труда понять смысл нового утверждения.

Обратимся теперь к таким известным Вам по курсу «Психология и педагогика» понятиям, как «идентификация», «эмпатия» и «рефлексия». Термин «идентификация» буквально означает уподобление себя другому. В процессе общения люди пользуются приемом идентификации тогда, когда предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строится на основе попытки поставить себя на его место. В этом плане идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека.

Эмпатия представляет собой специфический способ познания человека, основанный на его «прочувствовании». Иначе говоря, если идентификация основана на рациональности, то эмпатия – на эмоциональности, интуиции. Нетрудно прийти к заключению, что оба этих явления дополняют друг друга, и их следует включить в разрабатываемую модель. Рефлексия отображает, как субъект общения понимается его партнером по общению. По сути дела, здесь мы имеем дело со своеобразным удвоенным процессом зеркальных отражений друг друга, направленным на воспроизведение внутреннего мира партнера по общению, в котором, естественно, отражается внутренний мир первого субъекта.

Нетрудно видеть, что овладение приемами идентификации, эмпатии и рефлексии является весьма полезным для будущих сотрудников ГС и МУ. Здесь важно обратить внимание на развитие у сотрудников ГС и МУ не только мастерства воздействия на партнера по общению, но и полезных умений в области психологической защиты в процессе общения. Полезно также формирование способности прогнозирования эволюции образа партнера по общению и его возможных действий. Укажем на то, что эволюционно в человеке сформировался механизм распознавания образа другого человека (cм., например, лекцию 5 «Основ человекознания…» [35]). И, наконец, не следует забывать о таком важном чисто человеческом феномене, как самопознание.

Предложенная нами система понятий и изложенные выше специфические особенности общения "человек-человек” послужили нам основой создания модели обработки информации в процессе общения, к описанию и интерпретации которой мы и переходим.
  1   2   3   4

Похожие:

Лекция 4 iconЛекция-пресс-конференция лекция беседа лекция дискуссия лекция с...
«Северо-Осетинский государственный педагогический институт Министерства образования и науки республики Северная Осетия Алания»
Лекция 4 iconЛекция №4
Лекция №4: Производительность ( эффективность) труда как показатель использования трудового потенциала
Лекция 4 iconЛекция №1. Введение. Элементы дифференциальной геометрии. 2
Лекция №5. Множества Жюлиа, множество Мандельброта и их компьютерное представление. 18
Лекция 4 iconПрограмма Лекции Лекция Предмет изучения институциональной экономики...
Лекция Предмет изучения институциональной экономики и её место в современной экономической теории
Лекция 4 iconЛекция № Лекция №2
Любое смешанное число n в любой позиционной системе счисления r может быть представлено степенным многочленом – полиномом
Лекция 4 iconЛекция «Осторожно! Наркотики» 8-11 март Замедлина А. Б. 7 Лекция...
Акция «Здоровье! Творчество! Жизнь!» оформление стен, железобетонных ограждений детскими рисунками антинаркотической тематики»
Лекция 4 iconЛекция №6 Лекция№6
Но перед этим я хочу сделать одно небольшое замечание. На прошлой лекции мы рассмотрели проблему планирования cpu. И с этой точки...
Лекция 4 iconЛекция 27. Варианты оптимальной модели Лекция 28. Естественный Принципат....
«Прошу вас, читайте эту книгу благосклонно и внимательно и имейте снисхождение к тому, что в некоторых местах мы, может быть, погрешили....
Лекция 4 iconПравовые акты общего назначения, затрагивающие вопросы информационной...
Лекция Понятие информационной безопасности. Основные составляющие. Важность проблемы 4
Лекция 4 iconЛекция №9 Лекция№9
На прошлой лекции мы начали рассмотрение фс ос unix. Мы выяснили, что файловая система unix иерархическая. Но она представляется...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница