Урок на край Что забрали турки из края?




Скачать 315.52 Kb.
НазваниеУрок на край Что забрали турки из края?
страница1/3
Дата публикации30.03.2013
Размер315.52 Kb.
ТипУрок
skachate.ru > География > Урок
  1   2   3



Доклад Погоса Абеляна народному комиссару иностранных дел Асканазу Мравяну

1. Из истории Джавахка
2. Географическое положение Джавахка
3. Состав населения
4. Первые нападения турок на край
5. Что забрали турки из края?
6. Население края на чужбине
7. Положение беженцев после возвращения на родину
8. Опасения и чаяния армян Джавахка
9. Мое мнение

Для народного комиссара иностранных дел СС Армении

Товарищ Мравян.

Вы предложили мне после моего выздоровления написать краткий доклад об Ахалкалакском уезде. Мое выздоровление может затянуться или не состояться вовсе, между тем мои сведения нужны Вам сейчас. Имея это в виду, я решил, пусть и больной, сообщить Вам некоторые ценные сведения о разных сторонах жизни Джавахка и его состоянии. Не сомневаюсь, что Вы будете снисходительны к недостаткам моей записки, зная, что я лежу больной в постели и диктую текст.

^ 1. Из истории Джавахка

С 17-ого века и до 1828 г., Ахалкалакский район в составе Ахалцыхского пашалыка находился под владычеством Турции. Следовательно, Россия получила Ахалкалак по праву войны, как победитель (у Турции, не у Грузии). До 1829 г. в Ахалкалакском районе жили в основном турки, однако они, после прихода русских в большинстве переселились в Турцию, насколько мне известно, в район Эрзрума, на место тех армян, что в 1828 и 1829 гг. под руководством епископа Карапета (Багратуни) переселились частью в Александрополь, а в основном – в Ахалкалак и Ахалцых. Нельзя, однако, утверждать, что нынешнее армянское население сплошь пришлое; еще при османском владычестве здесь жили армяне (число которых мне неизвестно), их роды живут и сейчас, например в селах Дилиска и Гандза (откуда Ваан Терьян). Их называют ерлы – коренные. Из Турции, если не ошибаюсь, переселилось около 15 000 армян, которые, при ничтожном количестве местных турок, нескольких десятков курдов и грузин, с самого начала (1829 г.) составили абсолютное большинство населения. Армяноговорящие (сейчас около 7-8 тысяч) и турецко-говорящие (около 9000) армяне-католики, переселившиеся с григорианами, при грузинском меньшевистском правительстве подверглись массированному давлению и обработке как самого правительства, так и при его поощрении, заметной части грузинской прессы, различными посулами и прямыми угрозами объявившей их грузинскими католиками... Часть армянских католиков – неграмотная, бедная, угнетенная, движимая чувством самосохранения, стала считаться грузинами, поменяла свои фамилии на – дзе и – швили. Другая же, большая, часть устояла перед угрозами меньшевистского блока и сохранила свое человеческое достоинство – они были армя-нами, армянами и остаются. Если не ошибаюсь, в 50-ых гг. Николай Первый сослал из Крыма в Ахалкалакский уезд большое количество духоборцев. Эти духоборы получили в Ахалкалакском районе каждый в несколько раз больше земли, чем армяне, грузины и турки. И сейчас каждый духоборец, в сравнении с состальным населением, является своего рода помещиком. Духоборцам отводили по большей части близкие, отобранные у армян земли. Поэтому время от времени, особенно в начале революций, между духоборами и малоземельными армя-нами начинается спор о возврате когда-то отобранных земель. К счастью, этот спор никогда не доходит до крайности; сейчас же, лишенный тяглового скота и посевного зерна армянин не может засеять и свое поле, и тем более не вспоминает о своих прежних правах на землю. Более того, сейчас духоборцы хотят вернуться на свою прежнюю родину. Как все армянское население края, так и имевшие к ним земельные претензии армяне готовы дать им новые преимущества, только бы уговорить их остаться. Ахалкалакцы боятся остаться в одиночестве, без русских, полагая, что в этом случае они будут более беззащитны перед турками, понятно, имея в виду теперешнее османское правительство. Уход духоборцев из Ахалкалака для армян равносильно уходу русских с Кавказа.

^ 2. Географическое положение Джавахка

Как известно, Джавахк – это большое, просторное плато, обрамленное высокоми горами. И на горах, и, тем более, на плато, растут ячмень, пщеница, лен и самые различные масличные растения. Озимых в Ахалкалаке почти не сеют. Дожди часты и обильны. На черноземной почве без орошения хорощо растут топинамбур и всякие овощи. Будущее Ахалкалака, однако, скотоводство и пчеловодство. Здешние мясо и мед имеют особенный вкус. На каждом шагу бьют вели-колепные родники. Лесов нет. На севере Ахалкалака, в Горийском уезде, есть летние кочевья – яйлы, великолепные пастбища, издревле принадлежащие десяткам ахалкалакских сел. Сейчас, пользуясь тяжелым положением крестьян, эти земли и летние пастбища (грузинское правительство) старается отобрать и передать пришлым–тушинцам (картвелское полукочевое племя). Даже имеющий мало скота ахалкалакец справедливо видит в этом смертельную опасность для развития своей экономики. Настоятельно необходимо отобрать эти кочевья у Горийского уезда и вернуть их настоящим хозяевам – Джавахку. Эти территории в свое время искусственно были отрезаны от Ахалкалака и присоединены к боржомскому имению дома Романовых. Никто сейчас больше не может силой отрезать органическую часть Джавахка, и яйлы должны быть в руках своих бывших подлинных хозяев. Замечается вообще интересная закономерность: все земли, ставшие государственными за эти два-три года, без исключения, по удивительному совпадению не были отведены ни одному армянину. Не были отведены зачастую и те поместные земли, которые искони принадлежали армянскому народу. Например, известное имение ахалцихских церквей, а точнее, школ (больше 15 000 десятин в Ахалкалакском уезде) - луга “Геог даг” отобрали у церкви, но одновременно отобрали и луговые пастбища окрестных сел Сулда, Дадеш и Карзах, с 1829 г. живущих на и этими землями. Иначе говоря, речь об объявлении армян чужеродным элемен-том края. Из Ахалкалака выходят 4 большака: а) на Ахалцых, самый лучший, потому что зимой не заносит снегом, б) с не совсем регулярным сообщением, через Цалку и Манглис на Тифлис, в) третий, около 100 верст (от Ахалкалака до Ахалцыха 66 верст), ведет в Александрополь, и г) четвертый, той же протяженности – в Ардаган. Сам Ахалкалакский уезд состав-ляет, как я помню, около 2200 верст. Последняя из этих дорог, на Ардаган, с 1918 г. стала для жителей края настоящей дорогой смерти. Начиная с этого года и до начала марта нынешнего турки четырежды вторгались в край, грабили, вырезали население, в особенности – армянское (грузины пострадали только в 1918 г. , причем только те, кто воевал против них на стороне армян) и каждый раз возвращались безнаказанно. Эту, т.н. ардаганскую, дверь всегда должно держать запертой для безопасности не только края, но и всего Тифлисского региона. Ведь именно через эту дверь в 1914 г. турки также попробовали войти в Закавказье. Это хорошо понимало бывшее Ахалкалакское земляческое правление. Я и писатель Дереник Демирчян еще за три месяца до падения Ахалкалака непрерывно обращались к прежнему Кавказскому сейму, к нашему тогдашнему Национальному совету, в частности, к его военному министру Ст. Мамиконяну, указывая на сгущающиеся над головой народа тучи и требуя а) перебросить хотя бы часть урожая, доходящего до нескольких миллионов пудов, в соседние уезды, чтобы тем самым уменьшить соблазн разбойничьего нападения; б) подготовиться к возможной эвакуации населения; и в) самое главное: для защиты края, вернее, бедных крестьян послать туда войска и организовать местные силы, считать край важным военным узлом. Нас не послушали: на все наши предложения у Мамиконяна был один ответ: “Ни одного патрона ахалкалакцам”. Наконец послали одного пограничного жандарма-полковника, который сбежал со страху, едва турки вошли в город. Народ и сейчас боится, что на это опять не будут обращать внимания и возможно повторение трагедии. Турция очень хорошо сознавала важность этого пункта для своих погромных целей. В Ахалкалакском и Ахалцыхском районах, по словам хорошо осведомленного в этом Зория Зорьяна, она и сейчас держит до 60-70 тысяч регулярных и иррегулярных войск, готовых при первом же удобном поводе вторгнуться в край, как это уже было. Кто хочет обезопасить крестьянство Ахалкалака, частично также Борчалу и Лори от неожиданностей, должен навсегда запереть ардаганскую дверь, т.е. с одной стороны, Ахалкалак нужно усилить в военном отношении, с другой стороны, нужно рассеять сосредотачиваемые в Ардагане, Чалдыре и соседних районах (турецкие) войска, а также разоружить вооруженное до зубов магометанское население. Ахалкалакских армян меньшевистская Грузия разоружила уже давно, вооружив одновременно местных турок и грузин.

^ 3. Состав населения

Данные для определения состава населения должна была дать однодневная сельскохозяйственная перепись 1916 и 1917 гг., результаты которой, к несчастью, пока не опубликованы. Однако данные кавказского календаря за 1917 г. и наши личные сведения в сумме дают следующую полную картину. По единственным официальным сведениям кавказского календаря на 1 января 1916 г. (далее сведений нет) в Ахалкалакском крае жило:

1. армян до 83 000 душ

2. грузин – христиан и магометан 10000 душ

3. духоборцев 8 000 душ

4. турок 8 000 душ

5. курдов, несколько десятков греков и др. 1000 душ

Итого 110 000 душ.

Начиная с июня 1918 г. вследствие турецких нашествий и их прямых и косвенных последствий (в основном, вследствие искусственно вызванного меньшевиками голода и смерти от холода в лагерях смерти Бакурьяна и Цалки) картина следующая: количество армянского населения в кавказском календаре заметно занижено; армян в крае тогда было не меньше 90 00- 95 000. С учетом прироста населения с 1 января 1916 г. до 5 июня 1918 г. (до большого турецкого нашествия), захвата Ахалкалака и бегства населения, демографическая картина будет следующей:

1. армян до 100 000 душ

2. грузин – христиан и магометан 11 000 душ

3. духоборцев 9 000 душ

4. турок 8 700 душ

5. курдов, несколько десятков греков и др. 1 300 душ

Итого 130 000 душ.

В настоящее время вследствие гибели в основном армян и частично грузин (турки почти не пострадали):

1. армян не менее 60 000 душ

2. грузин – христиан и магометан 8 000 душ

3. духоборцев 9 000 душ

4. турок 8 000 душ

Итого 85 000 душ.

В процентном соотношении структура населения в целом следующая

1. армян не менее 70,5%

2. грузин – христиан и магометан 9,5 %

3. духоборцев 11%

4. турок 9,5%

Соотношение армян и грузин 88% к 12%.

Меньшевистское правительство старалось заселить принадлежащие армянам земли переселенными грузинами, но эта политика особых успехов не имела, поскольку кутаисских грузин, привыкших к теплому мягкому климату, суровая и холодная природа Ахалкалака не прельщала. Тем не менее, несколько сот душ как будто переселились, но их я в расчет не беру. Они поселены на чужих, армянских, землях, и не могут считаться жителями края.

^ 4. Первые нападения турок на край

Грузинская меньшевистская и особенно помещичья печать в последние годы старалась представить нападение турок только как дело рук Дашнакцуцюн. Меня в это время в Ахалкалаке не было. Я был там с мая 1918 г. и до падения края, как представитель армяно-мусульманского блока и землячеств – для установления мира между народами края. Но говорить о мире было уже поздно, в крае турок уже не было, они все бежали. С турецкими войсками воевали только армяне и грузины. Мне пришлось после фиксации бегства руководителя всей армянской интеллигенции и командира армянских войск полковника Аракеляна в два-три дня организовать сопротивление туркам, чтобы дать народу возможность и время на бегство. Однако в Тифлисе я по возможности объективно следил за развитием событий в крае и вот как это было (говорю по памяти, не имея письменных свиде-тельств, поэтому подробности опускаю). Кажется, в феврале 1918 г. местные турки (не путать с татарами), составляющие большинство населения Ахалцыхского района, под руководством турецких (османских) агентов напали на 11 грузинских сел (Саро, Хизабавра и др.) того же района и разграбили их. Об этом телеграфировали в тифлисские газеты и Сейму. Армяне Ахалкалакского уезда пришли грузинам на помощь и отразили турок. Таким образом, сложились две противные стороны: турки под руководством османцев и армяне с грузинами, сперва под началом местных командиров, а пару месяцев спустя, с марта-апреля, вроде бы офицеров регулярной армии. У армян это был полковник Аракелян (считавший себя подкомандным Тифлисскому Армянскому национальному совету, а напоследок, когда дезертировал из Бакурьяна, сидящему в Боржоме грузинскому ген. Арчеванидзе); у грузин – считавшийся одновременно командующим всеми силами этот самый ген. Арчеванидзе, действовавший против турок и в Ахалцыхском районе. В это время, по-моему, в марте, более сильные армяне Ахалкалака нападают на расположенное на границе Ахалкалака и Ахалцыха турецкое село, насколько помню, Кокия, грабят его (не разрушают); жители убегают в Ардаган. Через три дня после этого ардаганские турки вырезают несколько тысяч ардаганских армян. Около двух тысяч спасшихся ардаганских женщин и детей в ужасном виде из Ардагана добираются до Ахалкалака. Ахалкалакцы их принимают, дают приют и приходят в ужас от рассказов беженцев. Местные хулиганствующие элементы, которых власти не намереваются призвать к порядку, под руководством армянских эсэров и дашнаков (последние были более влиятельны) нападают на сидящих в тюрьме 300-400 пленных турок, в основном богачей, среди которых был и весь род помещиков Палавандовых, бесчестят их, грабят и сжигают всех в доме. (Такого случая не было. П. Абелян рассказывает его, очевидно, чтобы иметь повод нападки на эсэров и дашнаков, которым – дашнакам – как видно из докладной в целом, симпатизировал, и обезопасить себя от репрессий большевиков. Палавандовы действительно жили в Ахалкалакском уезде (Верхний Джавахк), который принадлежал им практически весь до 1828г. Были они крупными землевладельцами, беками – князьями из армянского рода Пахлавуни, известного в Армении более тысячи лет. Из рода Пахлавуни был, например, выдающийся поэт и композитор всего средневековья католикос Нерсес Шнорали. При турках они, как и многие княжеские роды, считались курдами. После освобождения Джавахка от турецкого ига они, естественно, стали писаться и считаться армянами, разделив в последующем, как и всегда, судьбу своего народа. Палавандовы, уже как Пахлеваняны, и сейчас еще живут в г. Ахалкалаке). Сейм и Национальный совет ничего не сделали, чтобы предотвратить такое развитие событий. По поводу событий в Саро члены сейма немало помололи языками, вроде даже послали депутацию. Тем не менее все это совершилось. Чем дальше развивались события, тем более глухими прикидывались Сейм и Национальный совет. Единственно умно и сознательно действовала Турция. Вооруженные толпы грабителей и погромщиков по ардаганской дороге вошли в Ахалкалак. Первое нападение было во второй половине мая. Народ бежал. Турки отошли назад, вероятно, желая выманить укрывшихся в лесах людей, ограбить их – забрать, в частности, скот, и перебить. Народ, в самом деле, вернулся. 1-5 июня турки напали во второй раз. На этот раз бежало все население края, полковник Аракелян в числе первых. Народ и войско остались без руководителя. Я приехал туда за пару дней до этого (как уже сказал, представителем армяно-мусульманского блока и землячеств – для установления мира между народами края) и оказался вынужден возглавить это дело. Вместе с великолепным русским капитаном Резниковым мы быстро организовали сопротивление на два-три дня. Четвертого числа наш общий командующий ген. Арчеванидзе, не поставив нас в известность (мы стояли на переднем крае, в 5-6 верстах от противника), ночью увел грузинские войска в Боржом и оголил наш тыл. К счастью, население (за исключением попавших в руки турок нескольких тысяч человек, которых они всех перебили, оставив в живых несколько десятков старух и женщин из города Ахалкалака, которых выгнали из края, и которые рассказали об этой резне) уже достигло границ Боржома и Цалки. 5 июня из края отошла и наша часть, полностью оставив его туркам до начала декабря 1918 г., точнее, 5-ого декабря, когда вследствие победы союзников (Антанты, против которой воевала на стороне Германии Турция). турки ушли и на их месте появились грузины. Мне известно из самых достоверных источников, что, уходя, турки предложили занять край Ереванскому правительству, однако последнее, не желая быть некорректным к грузинам, отказалось, и, т.о. уступило им право временного занятия спорной области (об этом П. Абеляну сообщил, по видимому, лично глава турецкой миссии в Грузии Абдул Керим. Сегодня трудно судить, насколько данная информация соответствует истине, хотя в целом подобное предложение представляется маловероятным. В армянских документах об этом ничего не говорится.- А. Мелконян).

  1   2   3

Похожие:

Урок на край Что забрали турки из края? iconРассказывает Анна
У нас в селе каждый год кого-то забирали. В войну отца забрали, мобилизовали куда-то. В сорок четвертом году многих верующих забрали...
Урок на край Что забрали турки из края? iconУрок Тема: Турки-османы в Прикубанье и Северо-Восточном Причерноморье
Учебник Б. А. Трехбратов, М. В. Бодяев, И. А. Терская, А. Н. Криштопа, К. П. Казарян, С. А. Лукьянов. Кубановедение 7 класс. Краснодар,...
Урок на край Что забрали турки из края? iconЗаконодательная дума хабаровского края закон хабаровского края
Хабаровского края (далее край) или муниципальной собственности, для государственных нужд края, в том числе для размещения объектов...
Урок на край Что забрали турки из края? iconЗадача 1 На сессии Алтайского краевого Совета народных депутатов...
«Росагролизинг». Председатель бюджетного комитета проинформировал, что Алтайский край уже имеет долговые обязательства по предоставлению...
Урок на край Что забрали турки из края? icon1 Краткая характеристика субъекта РФ красноярский край
Красноярский край один из самых больших регионов России. Территория края простирается от Северного Ледовитого океана до южных склонов...
Урок на край Что забрали турки из края? iconА выпить-то мы, оказывается, любим Астраханская область оказалась...
Тюменская, Томская, Самарская, Челябинская, Амурская, Ульяновская, Ленинградская области, Хабаровский край, Ямало-Ненецкий ао, Приморский...
Урок на край Что забрали турки из края? iconУрок способствовал повышению уровня мотивации учащихся в изучении...
Этот день в нашей школе отмечается ежегодно через проведение необычных уроков – урок-рисунок, урок-семинар, урок-конференция. Но...
Урок на край Что забрали турки из края? iconРассмотрения заявок на участие в открытом аукционе по извещению №
Ванино, Ванинский район, Хабаровский край пл. Мира,1, р п. Ванино, Ванинский район, Хабаровский край, в кабинете №214 администрации...
Урок на край Что забрали турки из края? iconУрок дан в соответствии с тематическим планированием
Учитель информатики мбоу сош №4 Купцова Л. В. г. Светлоград, Ставропольский край
Урок на край Что забрали турки из края? iconУрок по информатике. Тема : Сложные таблицы
Учитель информатики мбоу сош №4 Купцова Л. В. г. Светлоград, Ставропольский край

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница