Методические рекомендации по проведению урока мужества «Чернобыль: неусвоенные уроки»




Скачать 298.17 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по проведению урока мужества «Чернобыль: неусвоенные уроки»
страница1/3
Дата публикации17.03.2013
Размер298.17 Kb.
ТипУрок
skachate.ru > География > Урок
  1   2   3
Методические рекомендации

по проведению урока мужества «Чернобыль: неусвоенные уроки»

Цель урока мужества: формирование гражданской ответственности, духовно-нравственного и экологического воспитания учащихся на примере изучения причин и последствий Чернобыльской аварии.

Педагогические задачи:

  • способствовать формированию экологических компетенций учащихся:

  • развивать позитивную активную жизненную позицию;

  • способствовать развитию креативного мышления; духовно-нравственных чувств: чувства сострадания, бережного отношения к окружающему миру, любви к природе.

^ Пояснительная записка

Сегодня, спустя двадцать пять, что мы знаем о трагедии в Чернобыле? Множество самого разного. Знаем о том, что взрыв на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС рванул в 01 час 23 минуты 48 секунд. Что за черту, обозначенную страшноватым словом «зона», было выселено 135 тысяч человек. О том, что из многомиллионного Киева весной уехали дети. О счете номер 904, открытом в сбербанке, куда поступали деньги для чернобыльцев. О том, что денег никто не пожалел, отдали их — кто сколько мог — все жители страны. И сложились эти рубли во многие сотни миллионов — об этом мы тоже знаем. Известно и то, что ликвидация последствий грандиозной катастрофы обошлась государству в миллиарды. О беспримерном мужестве первых часов страшной апрельской ночи, когда люди, не жалея себя, шли в огонь и были насквозь прошиты смертоносной радиацией, сообщалось подробно… Итак, много ли мы знаем о Чернобыле? Да, много, и все же... Что известно, скажем, о том, почему Припять, находящаяся в прямой видимости разрушенного и сочащегося радиацией четвертого блока ЧАЭС, сутки с лишним пребывала в неведении о реальной опасности для каждого ее жителя? Знали ли они, эти жители, о том, как вести себя в случае беды - о том, хотя бы, что надо закрыть форточки, а детей не пускать гулять? Как сегодня прогнозируется здоровье тех, кто вошел в тревожные медицинские списки? Подобных вопросов можно задать сотни. Одна из первых потребностей нашего времени - потребность в правде. Никакие «особые обстоятельства» не должны мешать ее масштабу. Информация часто стоит вровень с лекарствами, бывает дороже денег, нужнее хлеба. Потому любая правда, пусть даже самая страшная, о Чернобыле, о том, что там произошло, что будет происходить, крайне важна и сегодня. И будет нужна еще долго — мы не имеем права забыть Чернобыль. Для всех нас Чернобыль высветил высоту подвига и одномерность чиновничьего «миропонимания», высочайший взлет разума и одновременно низость рутины и всебоязни, глубину человеческого сострадания и подлость трусливого бегства. Чернобыль высветил человека. И сразу вслед за апрельским взрывом, и позже, во время нечеловечески напряженных дней работы по ликвидации последствий аварии и после возведения странного сооружения с экзотическим, но вскоре ставшим привычным названием - саркофаг... И чтобы суметь это сделать, необходимо и увидеть, и почувствовать, прежде всего — слезы, боль, страх за близких, отчаянное напряжение труда всех, кто оказался по месту ли рождения, по долгу ли, по зову ли совести, причастным к событиям весны 1986 года на берегах Припяти. Дела людей и их воспоминания — достоверное свидетельство мужества и героизма. Каждый документ из Чернобыля чрезвычайно важен. Нехватка информации рождала слухи, которые появляются до сих пор. Потому порочна точка зрения тех, кто считает, что Чернобыль — дела давно минувшие: «О чем толковать, когда аварийный блок давно похоронен, а остальные три — дают ток? Пора кончать разговоры о Чернобыле...» Нет, не пора! Если все страшное, труднообъяснимое, мало чем оправданное мы станем легко забывать, амнистировать за давностью лет, не получится урок Чернобыля, как и любой другой урок истории, исчерпывающим. Таким, каким требует его сделать само время. Быстро забыть, значит, в будущем разбить лицо о невыученное, повторить не просто ошибку, совершить новое преступление. Чернобыль это ― трагедия, подвиг, предупреждение.
Чернобль
Мы жили не зная печали,

И, двигались только вперёд,

Но, взрыв на атомной станции,

Подвёл нашей жизни итог.
С тех пор живём на пожарище,

Разит нас опасность везде,

Люди спасали всех запросто,

Отдав свои жизни взамен.
Пытались спасти, что можно,

При этом опасность презрев,

Как Александр Матросов,

Собой заслонили нас всех.
И, Хаос Вселенский змеёю,

Теперь преследует нас,

Уходят года - всё равно мы,

Не можем оправиться, встать.
Как, предупреждение свыше,

Не лгите - в обмане живя,

Нам шанс дан ещё чтобы выжить,

На месте прекрасном Земля.
Хочу ликвидаторам смелым,

Спасибо земное сказать,

Как Сталкеры в зоне презрения,

Вели лабиринтами нас.
Невидимы совести нити,

Как, смерти рентгена лучи,

Но люди пожертвовав жизнью,

Навеки себя вознесли.
Туда, где нет дыма пожарищ,

Обмана, неправды и лжи,

И, Бог, им там верный товарищ,

Молюсь я за вас земляки.
Конечно невозможно изучение данной темы без воспоминаний очевидцев и участников трагедии… Вот некоторый из них:

^ Врезалось в память


При ликвидации последствий аварии на ЧАЭС использовалась радиоуправляемая техника. Например, бульдозеры без бульдозеристов сгребали к разрушенному 4 энергоблоку все, что следовало захоронить вместе с ним, и расчищали подходы для другой техники. Управление велось из специального бронетранспортера с расстояния 100 метров. Были и другие уникальные машины, автоматы-манипуляторы и роботы. Однако они не могли полностью заменить человека. Самоотверженность, мужество и героизм ликвидаторов выручали там, где отказывала техника.

^ Николай Бакланов: "Поселились в казармах войсковой части Прикарпатского военного округа, в строительном батальоне которого пробыл 83 дня, получив дозу облучения 8,5 бэр. Работали на станции вахтовым методом по четыре часа (по 10 минут в час). Одним автобусом доезжали до Чернобыля, далее другим - до ЧАЭС. Приезжали, переодевались, надевали маску-"лепесток", перчатки, резиновые сапоги…
Сколько спецовки повыбрасывали! Каждый час проходили мойку в санпропускнике. Работы было много: ровняли, засыпали грунт, щебень, песок, укладывали асфальт и бетон, копали ямы, устраивали городьбу, отмывали стены, грузили "промокашки" (так называли пропитки, которые бросали в радиационную жидкость) в самосвалы, доставая их вилами. Весь мусор свозили в могильники, где танк утрамбовывал его. На энергоблоке работал иноземный кран с хитроумной автоматикой, которая вскоре сломалась и вывела кран из строя. Усмехались: "Робот не выдержал, а мы - ничего!" Столовая находилась в 500 метрах от блока. Там была установка, где проверяли дозу облучения. В столовую не войдешь, пока не отмоют…"

^ Геннадий Галкин: "Первым объектом был город Припять: пожелтевшие сосны, пустынные улицы. Ноги отказывались ступать на эту землю. Казалось, здесь даже воздух отравлен. Но раз уж мы оказались здесь, нужно было вести себя достойно и делать то, что должны.
Конечно, дезактивация - это сказано громко. Суть наших действий была очень проста: из так называемых АРСов (автомобильно-разливочных станций), заполненных водой с порошком типа стирального, который впитывал радиоактивную пыль, мы промывали здания, автострады, асфальт. Снимали верхний слой земли, который потом захоранивали… А часа через два ветер нагонял новое облако пыли, которая опять заражала улицы. Дома, дороги… Все нужно было делать заново. И так - изо дня в день…"

^ Петр Куниченко: "Проезжали город Чернобыль, через пять километров останавливались на бетонной площадке перед шлагбаумом. Здесь кончалась "чистая" зона. Бегом на другую такую же площадку, в другой автобус. Это специальные машины для доставки людей на станцию, облицованные внутри свинцовыми листами. Сиденья расположены низко, и наши головы не достают до окон. Доезжаем до развилки, где слева остается поселок Копачи с вереницей "КамАЗов"-миксеров. С правой стороны - старый завод по производству бетона. Почти вплотную к нему под острым углом расположен 4 энергоблок, развороченный сверху и заваленный мусором снизу. За блоком огромным журавлем высится 104-метровый подъемный кран, о который разбились вертолеты. Хотя этого могло и не быть. Кран стоял на рельсах, и его легко можно было бы откатить как самоходом, так и спомощьюспециальнойлебедки.
После аварии в целях максимального удержания радиации с самолетов и вертолетов распылили специальный порошок, который, соединившись с утренней росой, образовал полимерную эмульсию. Высохнув, она связала радиоактивную пыль, превратив ее в полимерную пленку, которая прочно прилипла к листьям деревьев и кустарников, и они сбросили листву… Кругом стояли деревья, усыпанные красными яблоками, без единого листочка. Совсем как на рисунках маленьких детей… А на деревьях ночуют куры. Единственный раз в жизни удалось увидеть ночующих на деревьях домашних птиц".

^ Иван Лукьянцев: "Произошла неприятность: отошла опалубка, и под стенку вылился бетон, около 1000 кубов. Это случилось ночью. Цемент был высокой марки, бетон быстро затвердел. Пришлось переоборудовать три экскаватора под мощные гидравлические молоты, которые разрушили затвердевший бетон, а бульдозер ДЭТ-250 очистил площадку, и на это место поставили очень мощный кран на гусеничном ходу. Однажды ночью доставили лазерную установку, смонтированную на автомобиле "Урал". Всем работающим следовало уйти в укрытие. Все и собрались в бывшей столовой. Ребята, работавшие на этой установке, здесь же, в столовой, переоделись в скафандры серебристого цвета и, уходя, всех предупредили, чтоб не высовывались, иначе будет плохое самочувствие. Но не тут-то было: все высыпали на улицу. Установка осветила 4 блок и начала резать нависшие плиты и глыбы бетона, которые остались на арматуре.
Плавилось все: и металл, и бетон. Видны были подтеки светло-соломенного цвета, слышался звук падающих кусков плит, арматуры и бетона. После увиденного нас всех трясло. Как будто мы довольно долго простояли на морозе. Затем появилась слабость".

^ Эльвира Чуфистова: "Случилась всенародная беда - чернобыльская катастрофа, и Владимир поехал в Чернобыль… Писал оттуда редко: некогда было да и, как всегда, о многом нельзя было рассказывать, не так уж велика была гласность в те дни. В августе дошел до нас слух, что сына увезли в киевскую больницу. Я сразу побежала на телеграф, отправила запрос в воинскую часть с обратным оплаченным ответом. Неделя томительных ожиданий оказалась безрезультатной. Тогда в записной книжке нашла адреса десятилетней давности знакомых, с которыми когда-то делила дни отдыха на Волге. Письма послала авиапочтой, сделав на конверте надпись: "Прошу вскрыть, даже если адресат выбыл!" В письме изложила свою просьбу. Надежды особой на получение ответа не питала и потому до самых глубин души была растрогана пришедшей от совершенно незнакомых людей телеграммой с указанием местонахождения сына, адреса госпиталя…
Домой Владимир вернулся осенью, отлежав в госпитале два месяца… Запоздалая весна 1996 года не сулила особых радостей. Сын стал постоянным посетителем поликлиник, больниц, госпиталей. В сентябре в газете промелькнуло сообщение о награждении "чернобыльцев" орденами и медалями. Среди них был и мой сын. А месяцем позже он получил статус инвалида. Медаль "За спасение погибавших" вручали ему весной, когда он в очередной раз лежал в госпитале. К нему в палату вошли представители администрации Октябрьского района города Барнаула и меланжевого комбината. Не забыли пригласить и меня. "Служу России!" - четко произнес мой сын, когда награда была вручена. Конечно, я испытала в тот момент гордость, что сын вырос хорошим человеком, совестливым гражданином, но к гордости была примешана горечь: такой молодой, он обречен быть инвалидом. Коварный атом не только лишил сына здоровья, но и вынудил покинуть любимую работу. Вот почему, увидев медаль на груди сына, я только могла сказать: "Лучше бы мне дали справку. Что сын безнадежно здоров…"



     «Чернобыль» — это слово нам всем хотелось бы забыть. Оно напоминает о событии — взрыве ядерного реактора, которое произошло в апреле 1986 года, и открыло ящик Пандоры, полный невидимых врагов и неизвестных тревог и опасений в сознании людей. Тем не менее, некоторые из нас сейчас могут полагать, что это уже далеко в прошлом.
     Есть две причины, заставляющие нас помнить об этой трагедии.
     Во–первых, если мы забудем о Чернобыле, то это может привести к более серьезным техногенным и экологическим катастрофам в будущем. К сожалению, ошибки такого рода нельзя исправить. Однако можно избежать их повторения в будущем.
     Во–вторых, более семи миллионов наших братьев по разуму не в силах это забыть. Катастрофа, произошедшая двадцать пять лет назад, заставляет этих людей страдать каждый день. И действительно, то, что мы получили в наследство от Чернобыля, останется с нами, нашими потомками и грядущими поколениями.

     В 1997 году Организация Объединенных Наций начала осуществление программы по оказанию гуманитарной помощи пострадавшим от Чернобыльской аварии. К сожалению, денежных средств, необходимых для финансирования этой программы слишком мало. Список, который первоначально насчитывал шестьдесят проектов, был сокращен до девяти. И эти проекты являются приоритетными в рамках призыва ООН к международному сообществу в связи с Чернобыльской катастрофой.
     Люди, чьи судьбы были поломаны этой продолжающейся катастрофой, живут в трех странах: Беларуси, Украине и Российской Федерации. Их точное число вряд ли будет когда–либо известно. Тем не менее, три миллиона детей нуждаются в лечении. Масштабы связанных с катастрофой серьезных заболеваний станут известны не ранее 2016 года. И все же, более других пострадали маленькие дети и младенцы, находившиеся на момент взрыва реактора в утробе матери. Они быстро растут, однако, скорее всего, тот факт, что они пострадали в детстве, отразится и на их взрослой жизни.
     Многие умрут раньше времени. Вправе ли мы оставить их жить и умирать, считая что мир безразличен к их положению.

При подготовке к проведению урока мужества педагог должен учитывать:

  • Возрастные особенности учащихся;

  • Уровень общей подготовленности класса;

  • Предшествующую работу учащихся по заданной теме;

  • Предполагаемую дальнейшую воспитательную работу по теме;

  • Уровень собственной подготовки к уроку.


При определении содержания урока мужества целесообразно обратить внимание на следующие принципиальные позиции:

  • Рассмотрение занятия в качестве этапа воспитательной работы с учащимися;

  • Опора на предшествующий социальный опыт школьников;

  • Превращение школьника в активного участника урока, в его соавтора через реализацию деятельностного подхода к подготовке и организации занятия.


Возможными формами проведения урока мужества могут быть:

  • Урок – классный час;

  • Урок – дискуссия;

  • Урок – викторина;

  • Интернет - Урок;

  • Урок – встреча с участниками трагедии;

  • Урок – экскурсия в школьный музей по данной тематики;

  • Бинарные уроки;

  • Урок-игра;

  • Урок-«суд»;

  • Урок поиска истины;

  • Урок-диалог;

  • Урок-конференция;

  • Урок-семинар.

 ВВЕДЕНИЕ

     Большинство людей думают о катастрофе в Чернобыле как о событии, ушедшем в историю, однако истина состоит в том, что эта катастрофа продолжает оказывать опустошающее воздействие на жизнь населения трех стран. Несмотря на то, что с момента взрыва прошло двадцать пять лет, вполне возможно, что самые страшные последствия для здоровья людей еще не проявились. Громкие заголовки о взрыве и радиационных облаках исчезли с газетных полос, в то время как настоящая катастрофа для людей, экономики, общества и окружающей среды только началась. Правительства стран, наиболее пострадавших от аварии, расходуют значительную часть средств национального бюджета для того, чтобы облегчить людям страдания, вызванные катастрофой. Тем не менее, в нынешней экономической ситуации этих средств явно недостаточно. Для обеспечения реализации реабилитационных проектов была проделана большая работа, однако на фоне целого ряда чрезвычайных ситуаций и кризисов, потрясших мировое сообщество, Чернобыль был почти полностью забыт — была собрана лишь незначительная часть необходимых средств
  1   2   3

Похожие:

Методические рекомендации по проведению урока мужества «Чернобыль: неусвоенные уроки» iconМетодические рекомендации по проведению практики для студентов экономического...
Государственного образовательного стандарта о высшем профессиональном образовании: методические рекомендации по проведению производственной...
Методические рекомендации по проведению урока мужества «Чернобыль: неусвоенные уроки» iconМетодические рекомендации по проведению социально гигиенического мониторинга n 2001/83
Методические рекомендации предназначены для специалистов госсанэпидслужбы Российской Федерации
Методические рекомендации по проведению урока мужества «Чернобыль: неусвоенные уроки» iconМетодические рекомендации по организации и проведению родительского собрания по чтению
Как стать родителями читающего ребёнка : методические рекомендации по организации и проведению родительского собрания по чтению /...
Методические рекомендации по проведению урока мужества «Чернобыль: неусвоенные уроки» iconМатериал для проведения «Уроков мужества» в государственных образовательных...
Москвы организовать и провести «Уроки мужества», вечера памяти с участием ликвидаторов аварии на аэс, посвященные 27-й годовщине...
Методические рекомендации по проведению урока мужества «Чернобыль: неусвоенные уроки» iconМетодические рекомендации по проведению в образовательных учреждениях...
Министерство образования российской федерации министерство здравоохранения российской федерации
Методические рекомендации по проведению урока мужества «Чернобыль: неусвоенные уроки» iconУрока требования к современному уроку
Этот урок работает на последующие уроки, темы, разделы? В чем специфика этого урока? Каков его тип?
Методические рекомендации по проведению урока мужества «Чернобыль: неусвоенные уроки» iconУрока требования к современному уроку
Этот урок работает на последующие уроки, темы, разделы? В чем специфика этого урока? Каков его тип?
Методические рекомендации по проведению урока мужества «Чернобыль: неусвоенные уроки» iconМинистерство образования Республики Беларусь Учреждение образования...
Методические рекомендации предназначены для оказания помощи преподавателям и мастерам производственного обучения при подготовке к...
Методические рекомендации по проведению урока мужества «Чернобыль: неусвоенные уроки» iconМетодические рекомендации по проведению в образовательных учреждениях...
Министерство образования российской федерации министерство здравоохранения российской федерации
Методические рекомендации по проведению урока мужества «Чернобыль: неусвоенные уроки» iconМоскве Союз "Чернобыль"
Моо граждан подвергшихся воздействию радиации Союз "Чернобыль" района Выхино-Жулебино г. Москвы

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница