Утверджаю




Скачать 103.1 Kb.
НазваниеУтверджаю
Дата публикации26.10.2013
Размер103.1 Kb.
ТипПрограмма
skachate.ru > География > Программа

Обсуждено и одобрено

на заседании научно-методического совета

23 декабря 2009 г., протокол № 238

УТВЕРДЖАЮ

Директор по науке

____________________ Т. Б. Корнеева

«_____»_____________ 2010 г.





КОНЦЕПЦИЯ

Комплексной образовательной программы

«Школьный университет» (КОП «ШУ»)



История Программы

В период с 2004 по 2007 гг. Образовательный центр «Школьный университет» (далее ОЦ «ШУ») принимал участие в эксперименте по подготовке и введению профильного обучения на старшей ступени общего образования Томской области, главными задачами которого стали разработка и апробация учебных программ и учебно-методических комплексов по элективным и специальным курсам в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения на примере предметной области «Информатика и ИКТ». Одновременно с участием в региональном эксперименте ОЦ «ШУ» принял участие в конкурсе культурно-образовательных инициатив Министерства образования РФ и в 2005 году получил статус Федеральной экспериментальной площадки по разработке и реализации модели учебно-методического сопровождения учебного процесса при переходе на профильное обучение.

Результатами опытно-экспериментальной работы в рамках регионального и федерального экспериментов стали разработка и широкое внедрение Комплексной образовательной программы «Школьный университет» (далее Программа).

Внедрение и апробация Программы осуществлялась на базе образовательных учреждений Томской области, а также 54 региона России, Казахстана и Киргизии. В 2009―2010 учебном году количество выпускников КОП «ШУ» составило 31 558 человек.

^ Цель Программы

Основными целями Программы являются: формирование ИКТ-компетентности обучающихся; профессиональное самоопределение обучающихся; раскрытие способностей каждого обучающегося; воспитание конкурентоспособной личности, готовой к жизни в высокотехнологичном мире.

Программа направлена на достижение нового качества образования, через реализацию принципов новых образовательных стандартов; решение задач профильного обучения; обеспечение гибкости и вариативности образования; обеспечение доступности и открытости образования; поддержку талантливых и одарённых детей; обогащение педагогического арсенала школы.
^ Уникальность Программы

Уникальность Программы заключается в первую очередь в полноте предоставляемого комплекса образовательных услуг (рис. 1), нацеленного не только на изменение образовательного уровня учащегося, но и на обеспечение соответствующими ресурсами образовательные учреждения, а именно:

  • организации учебного процесса по предметной области «Информатика и ИКТ», направленного на формирование ИКТ-компетентности школьников, на базе инновационного учебно-методического комплекса, современных методик и технологий обучения (проблемных, исследовательских, проектных, коммуникативных и др.);

  • организации внеурочной деятельности школьников через очные и дистанционные образовательные события, познавательные и досугово-развлекательные мероприятия;

  • реализации программ профессионального развития педагогов в области теории и методики обучения, а также использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.

  • обеспечении сопровождения образовательного процесса, организационной и методической поддержки всех его участников;

  • проведении совместной с образовательными учреждениями научно-исследовательской деятельности по актуальным направлениям развития системы общего образования.





Рис. 1. Схема Комплексной образовательной программы «Школьный университет»

^ Структура и содержание Программы

В основу разработки и реализации Программы заложены принципы вариативности, гибкости, индивидуализации, дифференциации, вариативности, открытости и доступности образования.

Данные принципы реализуются через систему комплексной подготовки школьников в области информатики и ИКТ на базе вариативных образовательных программ трёх уровней обучения (рис. 2):

  • I уровень ― «начальный». Предполагает знакомство с функциональными возможностями компьютера и многообразием программного обеспечения. К программам I уровня относятся образовательные программы для учащихся 5―7 классов.

  • II уровень ― «основной». Предполагает овладение знаниями, практико-ориентированными умениями и навыками работы на персональном компьютере на уровне опытного пользователя достаточного для использования в любой профессиональной области. К программам II уровня относится образовательная программа для учащихся 8―9 классов «Пользователь ПК»;

  • III уровень ― «профессиональный». Предполагает специализацию подготовки в области информатики и ИКТ ― овладение знаниями, умениями, навыками и компетенциями, характерными для тех или иных профессиональных областей в сфере ИТ. К образовательным программам III уровня относятся образовательные программы для учащихся 10―11 классов: «Оператор ПК», «Программист», «Менеджер электронного офиса», «Компьютерный дизайн» (направления: «Графический дизайнер», «Web-дизайнер», «Видео-дизайнер», «Дизайнер-проектировщик»).

По окончанию обучения по выбранной образовательной программе учащиеся получают соответствующие сертификаты:

  • по программам «начального» уровня обучения: сертификат о прохождении обучения по соответствующим курсам (формат А4);

  • по программам «основного» уровня обучения: сертификат о прохождении обучения по соответствующей программе (формат А4);

  • по программам «профессионального» уровня обучения: сертификат о прохождении обучения по соответствующей программе (формат А5, корочка).





Рис. 2. Схема многоуровневой системы обучения

^ Принципы формирования учебных планов Программы

Учебные планы на 2010―2011 учебный год формируются на базе следующих принципов:

  • нормативный срок освоения образовательных программ ― от 1 года до 2 лет;

  • образовательная программа включает как учебную, так и внеурочную деятельность (отношение: 60 % к 40 %);

  • учебная деятельность по образовательным программам включает аудиторную и внеаудиторную (самостоятельную работу учащегося) нагрузку (отношение: 75 % к 25 %).

  • предельно допустимый объём аудиторной нагрузки учащегося по освоению образовательных программ составляет:

  • для программам «начального» уровня обучения (5―7 классы) ― не более 70 учебных часов в год (2 часа в неделю);

  • для программам «основного» уровня обучения (8―9 классы) ― не более 105 учебных часов в год (3 часа в неделю);

  • для программам «профессионального» уровня обучения (10―11 классы) ― не более 175 учебных часов в год (5 часов в неделю).

  • учебный план включает:

  • инвариантную часть (учебные модули обязательные для изучения), не менее 50 % от общего объема учебной нагрузки.

  • вариативную часть (учебные модули по выбору учащегося) части.

  • открытость системы обучения ― возможность включаться в обучение с программ любого уровня, ориентируясь на степень подготовки учащихся.

  • определение степени подготовки учащихся и выбора уровня обучения осуществляется через систему on-line и off-line тестирования на портале itdrom.com.

  • «Учебные планы» включают следующие документы: «Учебные планы по годовым ОП», «Учебные планы по двухгодовым ОП», «Образовательные траектории для учащихся с 5 по 11 классы по курсам», «Образовательные траектории для учащихся с 5 по 11 классы по ОП» по четырём направлениях ― «Информационные технологии», «Офисные технологии», «Программирование» и «Компьютерный дизайн»).

  • «Учебные планы» по ОП «Оператор ПК», «Программист» позиционируются от двух организаций ― НОУ «ВИРТ» и ОЦ «ШУ». Все остальные ОП позиционируются только от НОУ «ВИРТ».


^ Учебно-методическое обеспечение Программы

Основным информационно-образовательным ресурсом Программы является учебно-методический комплекс (далее УМК), в основе которого заложены инновационные педагогические технологии, позволяющие индивидуализировать процесс обучения, учитывая склонности, интересы и способности учащихся, а также современные формы и методы обучения, направленные на практическую ориентацию образовательного процесса и обеспечивающие активизацию познавательной деятельности, повышение учебной мотивации и заинтересованности школьников.

Программа включает 33 учебных курса предметной области «Информатика и ИКТ» по 4 «профессиональным» направлениям: информационные технологии, офисные технологии, программирование, компьютерная графика и дизайн. Каждый курс характеризуется собственными целями и задачами обучения, содержанием, формами и методами. Все они объединяются общей концепцией предметной линии. Выбирая различные сочетания учебных курсов и учитывая нормативы учебного времени, установленные СанПиНами, обучающиеся имеют возможность сформировать индивидуальную образовательную траекторию обучения по Программе.

УМК состоит из следующих организационно и учебно-методических материалов:

  • учебные планы по образовательным программам;

  • пояснительные записки к образовательным программам;

  • учебные программы по учебным курсам;

  • календарно-тематические планы по учебным курсам;

  • методические рекомендации учителю по учебным курсам;

  • печатные учебные пособия (8―11 классы) или рабочие тетради (5―7 классы) по учебным курсам;

  • интерактивные электронные учебники по учебным курсам;

  • контрольно-измерительные материалы для проведения текущего и итогового контроля;

  • дидактические материалы для организации проектной и исследовательской деятельности учащегося;

  • рекомендации по проведению зачётов и экзаменов;

  • рекомендации по заполнению зачётных книжек;

  • ведомости итоговой аттестации и др.

Учебные курсы Программы дидактически поддерживают темы Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ в части обеспечения практических занятий, организации проектной и исследовательской деятельности учащихся. Содержание учебных курсов расширяет и углубляет темы стандарта, что способствует специализации и профессиональному самоопределению учащихся, позволяя тем самым повысить качество и эффективность профильного обучения.

УМК получил одобрение и рекомендации к применению от Российской академии образования, Департамента общего образования Администрации Томской области, экспертных советов региональных органов управления образованием более чем 22 регионов РФ, а также специалистов ведущих ИТ-компаний (в том числе «Лаборатории Касперского» и «Hewlett-Packard»).

Ежегодно на основании мониторинга результатов апробации авторский коллектив программы ведёт работу над улучшением качества УМК, дополняя его новыми учебно-методическими материалами и обновляя уже существующие в части их содержания, формата и дизайна оформления. Данный процесс осуществляется с учётом замечаний и пожеланий, высказанных внешними экспертами из сферы общего образования и учителями информатики, а также в соответствии с современными научными представлениями, технологиями и требованиями к учебным материалам для профильного обучения.
Учебно-методический комплекс под СПО включает 9 курсов:

  • 4 кросплатформенных курса;

  • 5 курсов под СПО / Windows;

  • 9 курсов под СПО / Linux.



Особенности организации учебного процесса по Программе

Одна из задач современного образования ― научить учащихся учиться самостоятельно, приобретать знания из различных источников информации самостоятельным путем, овладеть как можно большим разнообразием видов и приемов самостоятельной работы. Под самостоятельной работой нами понимает «такой вид деятельности школьников, при котором в условиях систематического уменьшения прямой помощи учителя выполняются учебные задания, способствующие сознательному и прочному усвоению знаний, умений и навыков формирования познавательной самостоятельности как черты личности ученика».

Самостоятельная работа призвана выполнять несколько функций:

  • образовательную (систематизация и закрепление знаний учащихся);

  • развивающую (развитие познавательных сил учащихся – их внимания, памяти, критического мышления);

  • воспитательную (воспитание устойчивых мотивов учебной деятельности, самоорганизации и самоконтроля, целого ряда ведущих качеств личности, особенно, требовательности к себе и самостоятельности и др.).

Интерактивный электронный учебник «Школьный университет» призван перенести акцент с работы учащегося в классе под непосредственным руководством учителя на его самостоятельную работу, как в классе, так и дома, когда учитель выступает лишь в качестве консультанта и помощника. При этом использование интерактивного электронного учебника придаёт новый статус самостоятельной работе учащихся, при котором обучение по форме становится индивидуальным и самостоятельным, но по сути контролируемым и управляемым.

Интерактивный электронный учебник позволяет:

  • интересно и эффективно организовать индивидуальное обучение даже в рамках группового обучения в классе;

  • вести дневник обучения, где автоматически фиксируются результаты обучения;

  • выстраивать индивидуальные траектории обучения;

  • формировать индивидуальные рабочие материалы (конспекты, дневники обучения);

  • настраивать рабочее пространство в соответствии с индивидуальными предпочтениями.



^ Внеурочная деятельность учащихся в рамках Программы

Неотъемлемой частью образовательного процесса является внеурочная деятельность, направленная на решение задач профессионального самоопределения школьников, формирования творческих, предпринимательских и личностных компетенций, способствующих социальной мобильности и успеху на рынке труда. Программа внеурочной деятельности образовательной программы «Школьный университет» включает целый комплекс научно-практических, образовательных, просветительских и развлекательных мероприятий, не только от НОУ «ВИРТ» и ОЦ «Школьный университет», но от ведущих ИТ-компаний и вузов-партнёров, среди них:

  • научно-практические конференции;

  • олимпиады по информатике и ИКТ;

  • конкурсы и викторины;

  • сертификация.

Все мероприятия реализуются как на реальных, так и виртуальных площадках ― образовательно-развлекательных порталах club.itdrom.com (5―9 классы) и dviger.com (10―11 классы).





Похожие:

Утверджаю iconУтверджаю
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос ноо, примерной программы по окружающему миру на основе авторской...
Утверджаю iconУтверджаю
«Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального...
Утверджаю iconУтверджаю
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы стандартов второго поколения...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница