3. 3 Социально-экономические условия и предпосылки природоохранной деятельности в Прикаспийском регионе России Республика Дагестан




Скачать 490.61 Kb.
Название3. 3 Социально-экономические условия и предпосылки природоохранной деятельности в Прикаспийском регионе России Республика Дагестан
страница1/4
Дата публикации18.10.2013
Размер490.61 Kb.
ТипДокументы
skachate.ru > География > Документы
  1   2   3   4
3.3 Социально-экономические условия и предпосылки природоохранной деятельности в Прикаспийском регионе России
Республика Дагестан
Республика Дагестан является самым южным регионом России и имеет прямой выход к международным морским путям. Площадь территории Республики Дагестан составляет – 50,3 тыс. км2. С востока Республика омывается Каспийским морем. Протяженность береговой линии Дагестана составляет 540 км. Республика граничит по суше и морю с пятью государствами – Азербайджаном, Грузией, Казахстаном, Туркменистаном и Ираном.

Численность населения составляет около 550 тыс. человек. Наибольшая часть населения сосредоточена в предгорной и равнинной части Дагестана.

На горные и предгорные районы приходятся соответственно 38% и 14% территории, на равнинные – 48%. Равнинные территории представлены полупустыней и сухими степями. Население Республики составляет 2,6 млн. человек, из которых 60% – сельские жители.

Транспорт является одним из ключевых объектов транспортной инфраструктуры Северного Кавказа Российской Федерации, связывающий север и юг, запад и восток. Его составными частями являются Махачкалинские морской торговый порт и международный аэропорт, железнодорожные, автомобильные и трубопроводные магистрали.

Махачкалинский международный морской торговый порт – единственный незамерзающий порт России на Каспии, находящийся в выгодном географическом положении – в зоне международных транспортных коридоров Север-Юг, Восток-Запад. Он ежегодно перерабатывает более 1,2 млн. тонн сухогрузов и 3,3 млн. тонн нефтеналивных грузов.

Протяженность железнодорожных путей (развернутая длина) составляет 1,2 тыс. км, более 60% из них электрифицированы. По территории Республики проходят важнейшие железнодорожные маршруты федерального значения, которые связывают Россию с южными странами ближнего и дальнего зарубежья. В номенклатуре перевозимых грузов преобладают нефть, нефтепродукты, зерно, сахар, строительные грузы, оборудование и др.

Существенное значение имеет развитие трубопроводного транспорта. Через Республику Дагестан проходят нефтепровод Баку-Новороссийск протяженностью 274 км, два магистральных газопровода: Моздок-Казимагомед протяженностью около 300 км и Макат - Северный Кавказ протяженностью 130 км.

Важную роль в развитии экономики Республики играет автомобильный транспорт, на долю которого приходится почти 100% внутриреспубликанских грузовых и пассажирских перевозок. Протяженность дорог общего пользования по Республике достигает 8 тыс. км.

Также достаточно стабильно развивается электроэнергетическая отрасль, полностью обеспечивая Республику собственной электроэнергией. Перспективы развития топливной промышленности связаны с освоением новых месторождений нефти и газа, в том числе на акватории Каспийского моря, а также с вводом в действие нефтеперерабатывающих мощностей.

Основополагающую часть машиностроительного комплекса составляют предприятия судостроения, авиационного машиностроения, радиотехнической, электронной, атомной и средств связи (около 85% общего объема выпуска продукции отрасли).

Среди основных проблем развития промышленности можно назвать высокую степень изношенности основных фондов (60%), недостаток оборотных средств, недостаток квалифицированных рабочих кадров.

В строительстве производится около 10% ВРП, занято около 40 тыс. человек. В Республике насчитывается около 150 крупных и средних подрядных и субподрядных организаций. В отрасли накоплен уникальный опыт сооружения самых крупных на Северном Кавказе гидроэлектростанций, туннелей (Дербентского и через хребет Салатау), сейсмостойких зданий и строений.

Республика богата минерально-сырьевыми ресурсами: нефтью, газом, торфом, бурым углем и горючими сланцами, рудами черных и цветных металлов, нерудным минеральным сырьем и т.д. Важнейшими ресурсами являются нефть и газ. Потенциальные запасы нефти и газа достаточно велики и составляют: нефти с газовым конденсатом - 509,3 млн. тонн, из них на суше – 169,3 млн. тонн; естественного газа – 877,2 млрд. м3, из них на суше 337,2 млрд. м3. Важным резервом для наращивания запасов и добычи углеводородов является Каспийское море. В южной части Дагестана находится крупнейшее месторождение меди.

Республика является регионом с развитой промышленностью. Доля промышленности в ВРП Республики составляет 15,5%. Несмотря на стабильный рост объемов промышленного производства в последние годы, уровень развития отрасли не соответствует потенциалу Республики и его потребностям.

Ведущее место занимают топливно-энергетическая, машиностроительная и пищевая отрасли промышленности, сосредоточенные, главным образом, в крупных городах. Например, в столице Республики Махачкале находятся предприятия, специализирующиеся на выпуске изделий металлообрабатывающей, электронной, рыбоперерабатывающей, лесной и другой продукции. Основу экономического потенциала Республики составляют сельское хозяйство и пищевая промышленность, топливно-энергетический комплекс, машиностроение, промышленность строительных материалов и легкая промышленность, транспортный комплекс и связь, рекреация.

Сельское хозяйство является одной из базовых отраслей экономики, доля которого в ВРП превышает 25,5%). В аграрном секторе работает около трети занятых в экономике, из которых 27% – в животноводстве, а 73% - в растениеводстве. В личных подсобных хозяйствах производится основной объем продукции сельского хозяйства (более 67%).

Важнейшими видами сельхозпродукции, производимой в растениеводстве, являются зерно, овощи, плоды и виноград. В Республике более 57% посевной площади занимают зерновые культуры, выращиваемые сельскохозяйственными предприятиями. Основными производителями картофеля, овощей, плодов и ягод (кроме винограда) являются хозяйства населения и крестьянские (фермерские) хозяйства.

Значительный удельный вес в сельскохозяйственном производстве имеют сады и виноградники, посадки которых распределены повсеместно. Крупнейшие садоводческие районы расположены по долинам рек Самур, Гюльгерычай и четырех Койсу.

Сохраняется большая доля ввозимой сельскохозяйственной продукции. Ввозится большинство категорий продовольственных товаров (зерно, мука, крупяные, макаронные, кондитерские изделия, растительное и животное масло, сыры, чай, сахар, соль, пиво, безалкогольные напитки, консервы, соки, вина и т.д.).

Главной целью комплексного развития рыбной отрасли Республики является удовлетворение потребностей населения в высококачественной рыбной продукции. В настоящее время отрасль включает в себя около 70 рыбодобывающих и перерабатывающих предприятий. Она исторически базируется на прибрежном рыболовстве, а также аквакультуре. Однако за последние 15 лет официальные объемы добычи рыбы снизились в 3-4 раза, производство продукции аквакультуры – в 8-10 раз. Также произошло уменьшение объемов выпуска молоди осетровых рыбоводными предприятиями.

Современное состояние запасов пресноводных рыб в регионе позволяет вести промысел с объемом изъятия в пределах 3,0-3,5 тыс. тонн. При условии сокращения доли неучтенного и браконьерского лова официальный вылов может возрасти до 4,0 тыс. тонн. В республике имеются все предпосылки для ускоренного развития товарного осетроводства и марикультуры.

Прикаспийский регион Российской Федерации, включающий Республику Дагестан, относится к территориям с существенно нарушенными экосистемами. Негативное воздействие на окружающую среду на территории Республики оказывают более 2000 объекта народного хозяйства. В Республике 155 недропользователей, имеющих действующие лицензии на недропользование, в том числе 64 – на геологическое изучение и добычу нефти и газа, 60 – на твердые полезные ископаемые, 31 – на добычу подземных вод. В Республике имеется 84 водопользователя, имеющих лицензии на право пользования объектами поверхностных вод, и 7 лесопользователей.

Основными источниками загрязнения окружающей среды являются магистральный трубопроводный транспорт, производство стройматериалов, нефтегазодобывающая (топливная) промышленность, энергетика, а по отдельным специфическим веществам – машиностроение, химическая, микробиологическая и пищевая отрасли промышленности.

Острой экологической проблемой остается загрязнение Каспийского моря и других водных объектов неочищенными сточными водами жилищно-коммунального хозяйства, производственной и сельскохозяйственной деятельности. Из-за большой перегрузки очистных сооружений канализационных систем городов не обеспечивается эффективная очистка сточных вод. Техническое состояние основных фондов коммунального хозяйства характеризуется высоким (более 70%) уровнем износа. Растет количество аварий и нарушений в работе коммунальных объектов, планово-предупредительный ремонт уступил место аварийно-восстановительным работам, затраты на которые в 2-3 раза выше. Из-за высокого износа основных фондов ухудшается качество питьевой воды, растет дефицит мощности водопроводных и канализационных сооружений, возросли до 30-50% потери энергоресурсов и воды.

Очистные сооружения канализации (ОСК) Махачкалы и Каспийска требуют расширения и реконструкции, ОСК Дербента и Буйнакска разрушены и не функционируют, а города Избербаш и Дагестанские Огни вообще их не имеют. Требуется также строительство очистных сооружений в Хасавюрте, Кизляре, Буйнакске.

В настоящее время ведется строительство мусоросортировочной установки в Махачкале, реконструкция очистных сооружений канализации городов Махачкала и Каспийск, строительство сооружений для очистки сточных вод в Избербаше.

В целом 30% жилого фонда городов республики не имеет инженерных сетей канализации. Более 78% бытовых сточных вод сбрасывается в природную среду без очистки. Неудовлетворительное состояние водопроводных и канализационных сетей и очистных сооружений негативно влияет на качество воды, которая на 85% не соответствует требованиям санитарно-гигиенических норм и ГОСТа. В некоторых районах республики качество питьевой воды достигло опасного для здоровья населения уровня и является источником эпидемий.

Из года в год не реализуется большинство мероприятий по строительству и расширению канализационных сетей и сооружений в городах Махачкала, Избербаш, Дербент, Кизилюрт, Кизляр, Каспийск, Буйнакск.

Общий сброс загрязненных сточных вод 2006 году в целом по Республике составил 74,8 млн. м3, что на 2,9 млн. м3 меньше, чем было сброшено в 2005 году.

Сброс загрязненных сточных вод предприятиями промышленности и канализационными системами городов, расположенных не далее 5 км от берега моря, происходит непосредственно в Каспийское море. Загрязненные стоки также поступают от городов и предприятий, расположенных на берегах водных объектов, имеющие сток в Каспийское море.

К числу основных экологических проблем республики относится утилизация отходов производства. В Республике накоплено значительное количество твердых бытовых отходов, основная масса которых вывозится на свалки. Согласно данных инвентаризации на 1 января 2004 года в Дагестане на складах, свалках, накопителях, полигонах, в могильниках и других объектах размещения и хранения отходов. накоплено более 4,2 млн. тонн отходов всех классов опасности, в том числе: твердых бытовых отходов – около 4 млн. тонн, отходов бурения – 135,7 тыс. тонн, нефтесодержащих отходов около 8 тыс. тонн, отходов гальванических производств более 400 кг; ртутьсодержащих ламп около 32 тыс. единиц. В 2006 году на территории республики образовалось 40 тыс. тонн отходов производства и потребления, около 90% которых были использованы и обезврежены.

Одной из наиболее серьезных проблем Республики является экологически безопасное обращение с пестицидами. В настоящее время на базисных складах ГУП «Дагагропромхимия» и в хозяйствах Минсельхозпрода Республики накоплено 248 тонн пришедших в негодность и запрещенных к применению пестицидов, в том числе 120 тонн смеси пестицидов неопределенного состава. Из ртутьсодержащих пестицидов имеется только гранозан в количестве 100 кг. Всего на складах и в хозяйствах насчитывается более 100 объектов размещения этих отходов. Существующие места размещения отходов (около 400 зарегистрированных объектов) занимают более 100 га земель. Большая часть указанных отходов находится не далее 100 км от берега Каспийского моря.

В 2006 году в атмосферный воздух в целом по Республике было выброшено более 171 тыс. тонн загрязняющих веществ, в том числе стационарными источниками загрязнения 36,2 тыс. тонн, что на 9,4 тыс. тонн, или на 35% больше, чем было в предыдущем году. Выброс стационарными источниками загрязнения составил: твердых веществ – 3,7 тыс. тонн, диоксида серы – 0,7, оксида углерода - 4,0, оксидов азота - 0,8, углеводородов – 25,4, летучих органических соединений – 1,5, прочих веществ – 0,1 тыс. тонн.

Основной вклад в указанные выбросы (в %) внесли предприятия:

  • транспорта – 35,9 (в том числе транспортирование по трубопроводам газа -35,2);

  • добычи полезных ископаемых – 13,1 (в том числе нефти и газа – 9,1);

  • по производству и распределению электроэнергии, газа и воды – 8,5;

  • по строительству – 6,6.

Существенный вклад в выбросы от стационарных источников вносят учреждения непроизводственной сферы: государственного управления, образования, здравоохранения и социального обеспечения. Все эти учреждения имеют более 1000 котельных, большинство которых работает на угле. Вследствие этого вклад непроизводственной сферы в суммарный выброс составляет 5,5 %, в том числе в выбросы твердых веществ – 18 %, оксида углерода – 11%, диоксида серы – более 50%.

На предприятиях Республики в 2006 году было уловлено лишь 1,2 тыс. тонн загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников загрязнения (3,12 % от отходящих), из которых было утилизировано 0,2 тыс. тонн. Наименьшая степень очистки отходящих газов от загрязняющих веществ зарегистрирована на предприятиях: по производству электроэнергии, по транспортированию по трубопроводам нефти и газа, добыче нефти и природного газа.

Основной объем выбрасываемых загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками приходится на такие предприятия, как махачкалинское ЛПУМГ ООО и Кизилюртовское ЛПУМГ ООО «Каспийгазпром» (816 тонн), объекты ОАО НК «Роснефть-Дагнефть» и ОАО «Дагнефтегаз» (398 тонн).

От предприятий сельского и лесного хозяйства, добычи прочих полезных ископаемых, текстильного и швейного производства, обработки древесины, производства нефтепродуктов и готовых металлических изделий, воздушного транспорта, связи и ряда других выбросы, содержащие загрязняющие вещества, поступают в атмосферу без очистки.

В 2006 году на 5 тыс. тонн по сравнению с предыдущим годом увеличился выброс загрязняющих веществ автотранспортом.

Серьезной экологической проблемой в Республике являются деградация земель и процессы опустынивания, особенно в районе Кизлярских пастбищ и Черных Земель. Уже сегодня площадь деградированных земель в этой зоне составила 664 тыс. га.

В 2006 году за счет средств, предусмотренных Федеральной целевой программой «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 гг.», фитомелиоративные мероприятия по посадке пескозакрепительных кустарников (джузгун, терескен), посеву песчаного овса и посеву многолетних лугопастбищных трав (житняк, прутняк, пырей солончаковый) проведены в области на площади – 2,1 тыс га, а также разработано 3 проекта на проведение фитомелиоративных мероприятий. Также было рекультивировано 20 га нарушенных земель.

Предприятия сельского хозяйства являются наиболее значительными водопользователями в Дагестане. Объем забора воды из водных объектов предприятиями отрасли составляет около 97% от общего объема водозабора по Республике.

В настоящее время площадь орошаемых земель в Республике составляет 384,8 тыс. га. Большая часть орошаемых земель эксплуатируется без строительства коллекторно-дренажной сети. Основные магистральные каналы выполнены в земляном русле и заилены на 40-60%, коллекторно-дренажная сеть заросла сорной растительностью, происходят вторичное засоление и ухудшение мелиоративного состояния орошаемых земель. Крупные гидроузлы и акведуки находятся в аварийном состоянии, насосные станции требуют замены электромонтажного оборудования.

Положительная динамика роста валового ВРП характерна для последних лет и обеспечивалась увеличением объемов производства продукции и услуг в основных отраслях экономики, ростом финансовой поддержки реального сектора экономики, размещением государственных заказов на предприятиях Республики, улучшением налогового климата. Высокого и стабильного роста удалось добиться практически во всех отраслях. Однако на охрану окружающей среды финансирование выделялось недостаточное. В 2006 г. на охрану окружающей среды в Республике было использовано за счет всех источников финансирования 284,2 млн. рублей, в том числе 43,7 млн. рублей было использовано на охрану и воспроизводство рыбных запасов.

Программой экономического и социального развития Республики Дагестан на период до 2010 года (Закон Республики Дагестан №35 от 3.12.2004) было определено, что основными целями Программы являются рост ВРП и реальных доходов граждан, снижение общего уровня безработицы на основе комплексного решения ряда взаимоувязанных задач.

  • Совершенствование нормативно-правовой базы Республики.

  • Создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, необходимых условий для развития малого предпринимательства, эффективного применения инструментов государственной поддержки.

  • Обеспечение роста ВРП на 12-14% в год.

  • Повышение качества жизни населения.

Сроки реализации первого и второго этапов – до 2008 года, третьего этапа – до 2010 года.

На первом и втором этапах предусматривается осуществить разработку новых и пересмотр существующих законодательных актов, нормативных и методических документов, а также осуществление программных мероприятий по развитию инвестиционной инфраструктуры в Республике, реализация группы первоочередных инвестиционных проектов, отличающихся высокой коммерческой и бюджетной эффективностью.

На третьем – реализация второй очереди инвестиционных проектов с более продолжительным сроком окупаемости, финансирование проектов социальной направленности. Предусматривается увеличение в общем объеме доли средств частных инвесторов. Бюджетные средства на третьем этапе будут привлекаться главным образом для финансирования инвестиционных проектов экологической и социальной направленности.

Конечным результатом в АПК является увеличение валовой продукции сельского хозяйства в 2,5 раза, пищевой промышленности в 2,7 раза. Для достижения поставленных задач необходимо обеспечить повышение уровня доходов сельхозтоваропроизводителей, рост объемов производства АПК за счет увеличения посадочных площадей, в том числе за счет развития горно-террасного земледелия, внедрения современных технологий, реконструкции действующих и создания новых предприятий.

Осуществление предусматриваемых в Программе мероприятий позволит к 2010 году в 3 раза увеличить добычу нефти и газового конденсата, в 2,5 раза добычу естественного газа, что полностью удовлетворит потребность Республики в природном газе. Рост объемов добычи нефти позволит обеспечить нефтеперерабатывающие предприятия сырьем для производства горюче-смазочных материалов и увеличить объемы поставок нефти на экспорт.

Транспортный комплекс к 2010 году:

  • получит дальнейшее развитие трубопроводный транспорт, увеличится перекачка нефти через территорию Республики, предусмотрено завершение реконструкции газопроводов Макат-Северный Кавказ, Моздок-Кази-Магомед;

  • увеличится мощность перегрузочных комплексов Махачкалинского порта по сухогрузной гавани до 4 млн. тонн и по нефтеналивной гавани до 10 млн. тонн;

  • увеличится мощность аэропорта по приему и обслуживанию авиапассажиров, будет обеспечен прием воздушных судов грузоподъемностью свыше 100 тонн;

  • повысится эффективность перевозок на железнодорожном транспорте, где грузооборот возрастет в 1,5 раза, а пассажирооборот в 1,3 раза.

Реализация предусматриваемых Программой мер обеспечит увеличение объемов строительных работ по договорам подряда к 2010 году в 2,9 раза, создание 2,4 тыс. новых рабочих мест; ввод в действие жилья всех форм собственности – около 1,2 млн. м2 в 2010 году, рост объемов производства основных видов строительных материалов в 2,8 раза.

Общая потребность в финансовых ресурсах на реализацию Программы оценивается в размере 117,8 млрд. рублей. Участие федерального бюджета в инвестировании программных мероприятий предполагается в объеме 19,3% ее общей стоимости, Республиканского бюджета – 15,2%, муниципальных бюджетов – 1,8%, собственные средства предприятий, средства естественных монополий, заемный капитал, средства населения и другие источники – 63,6%.

В таблице 3.3.1 приведены намечаемые объемы финансирования на обеспечение мероприятий по улучшению плодородия почв и на мелиорацию, на развитие туристско-рекреационного комплекса, на охрану окружающей среды и рыболовства.
Таблица 3.3.1


Мероприятия

Всего,

млн. руб.

в том числе:







Федеральный бюджет

Республикан-ский бюджет

Местные бюджеты

Негосудар-ственные средства

Улучшение плодородия почв и мелиорация

2883,0

513,0

400

-

1970,0

Развитие рыбоводства

249,3

18,5

13,9

-

216,9

Развитие туристско-рекреационного комплекса

1693,2

286,3

605,8

13,4

787,7

Охрана окружающей среды

311,6

135,0

54,8

40,2

81,6
  1   2   3   4

Похожие:

3. 3 Социально-экономические условия и предпосылки природоохранной деятельности в Прикаспийском регионе России Республика Дагестан iconРеспублика дагестан закон об административных комиссиях в республике дагестан
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Конституцией Республики Дагестан и Кодексом Республики Дагестан...
3. 3 Социально-экономические условия и предпосылки природоохранной деятельности в Прикаспийском регионе России Республика Дагестан icon1. Социальная индустриализация: предпосылки, социально-экономические итоги
Политика сплошной коллективизации сельского хозяйства, её экономические и социальные последствия
3. 3 Социально-экономические условия и предпосылки природоохранной деятельности в Прикаспийском регионе России Республика Дагестан iconРеспублика дагестан закон о земле
Земельное законодательство Республики Дагестан основывается на Земельном кодексе Российской Федерации, федеральных законах и состоит...
3. 3 Социально-экономические условия и предпосылки природоохранной деятельности в Прикаспийском регионе России Республика Дагестан iconСословно представительная монархия
Социально экономические и политические предпосылки образования сословно представительной монархии в россии, её социальная база и...
3. 3 Социально-экономические условия и предпосылки природоохранной деятельности в Прикаспийском регионе России Республика Дагестан iconРеспублика дагестан
Республики Дагестан» и ст. 19 Устава муниципального образования городской округ «город Каспийск»
3. 3 Социально-экономические условия и предпосылки природоохранной деятельности в Прикаспийском регионе России Республика Дагестан iconРеспублика дагестан
В соответствии со ст. 69 Конституции Республики Дагестан и Уставом городского округа «город Каспийск»
3. 3 Социально-экономические условия и предпосылки природоохранной деятельности в Прикаспийском регионе России Республика Дагестан icon«Региональное управление и территориальному планирование»
Социально-экономические условия развития различных регионов России (на примере одного из федеральных округов)
3. 3 Социально-экономические условия и предпосылки природоохранной деятельности в Прикаспийском регионе России Республика Дагестан icon«Региональное управление и территориальному планирование»
Социально-экономические условия развития различных регионов России (на примере одного из федеральных округов)
3. 3 Социально-экономические условия и предпосылки природоохранной деятельности в Прикаспийском регионе России Республика Дагестан icon«Региональное управление и территориальному планирование»
Социально-экономические условия развития различных регионов России (на примере одного из федеральных округов)
3. 3 Социально-экономические условия и предпосылки природоохранной деятельности в Прикаспийском регионе России Республика Дагестан iconПриродные и социально-экономические предпосылки развития охотничьего туризма


Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
skachate.ru
Главная страница